Волга и Вазуза (стих)
Меж болот из малого колодцаРучеёк, не умолкая, льётся.Неприметен чистый ручеёк,Не широк, не звонок, не глубок.Перейдёшь его через дощечку,А глядишь — ручей разлился в речку,Хоть местами речку эту вбродИ цыплёнок летом перейдёт.Но поят её ключи, потоки,И снега, и ливни летних гроз, —И течёт она рекой широкой,Разливается в спокойный плёс,Пенится под плицами колёс.Перед нею путь большой и долгийИз лесного края в край степной.И зовут её рекою Волгой —Матушкой, кормилицей родной.Волга — рекам родины царица.Ни одна не может с ней сравниться.
Высятся над Волгой города.На волнах качаются суда,Носят много дорогого груза.А у Волги есть сестра — Вазуза.Вьется Волга, а её сестраНапрямик течёт, крута, быстра.Меж камней бурлит она в дороге,Сердится, катясь через пороги.
У сестёр-красавиц с давних порБыл такой между собою спор:Кто из них сильнее и быстрее,Кто из них умнееИ хитрее?И тянулась тяжба долгий векУ сестёр — у двух соседних рек.Ни одна не уступала в споре.Наконец решили: «Ляжем спать,А проснувшись, побежим опять.Кто скорее добежит до моря,Ту и будем старшею считать!»
Вот зима постлала им постелиПод широкой крышей ледяной.Шубою накрыли их метели,Белою одели пеленой.
Но Вазуза пробудилась раноПод покровом вешнего туманаИ сестру решила обмануть:Собралась да и пустилась в путь.Говорит: — Прощай, сестрица Волга,Нежиться во сне ты будешь долго.Я же той порой по холодкуОт тебя подальше утеку,Выберу дорожку попрямееИ до моря добежать успею!Пробудилась Волга в свой черёд,Над собой взломала синий лёд,Разлилась в полях среди простора,Напилась холодных вешних водИ пошла не тихо и не скоро,Не спеша, не мешкая, вперёд.Хоть она весной проснулась поздноИ путём извилистым текла,Но сестру свою догнала грозно.
Гневная, к Зубцову подошла.И Вазуза, с Волгою не споря,Просит донести ее до моря:Ей самой, усталой, не дойти —Не собрала силы по пути…Что ж, сестра родная — не обуза!Две реки в пути слились в одну.С той поры шумливая ВазузаБудит Волгу каждую весну:— Просыпайся, старшая сестра,Пробираться к морю нам пора!..Гонят волны Волга и Вазуза —Две реки Советского Союза.Говорит народ, что у сестёрДо сих пор не утихает спор.Спорят реки Волга и Вазуза,Спорят с Доном, Обью и Двиной,Кто из них подымет больше груза,Больше рыбы даст земле родной,Кто прогонит летом больше сплава.Всем советским рекам — честь и слава!
— Конец —
русская сказка в обработке С. Маршака. Иллюстрации А. Тамбовкин
Читательский дневник по сказке «Волга и Вазуза» Льва Толстого
Название произведения: «Волга и Вазуза»
Число страниц: 2.
Жанр произведения: сказка.
Главные герои: две сестры — Волга и Вазуза.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Вазуза — младшая сестра-река.
Хитрая и лживая.
Хотела обманом выиграть спор.
Провинилась, но признала свою неправоту.
Волга — мудрая, спокойная и справедливая.
Простила сестру за её поступок.
Великодушная и могучая.
Краткое содержание сказки «Волга и Вазуза»
Жили две сестры — две реки.
Как-то раз завязался у них спор: кто из них сильнее, умнее и лучше проживёт.
Они решили идти в Хвалынское царство.
Вазуза решила обмануть свою сестру.
Она выбралась тайком из дома и побежала прямой дорогой к Хвалынскому морю.
Волга утром неспешно отправилась в путь и быстро догнала торопыгу.
Вазуза испугалась и стал просить звать её младшей сестрой.
Река Волга берёт начало с небольшого колодца, расположенном на болотах возле одноимённой деревни.
А река Вазуза стекает с гор. Волга течёт извилисто, а Вазуза прямо и раньше пробуждается весной из-под льдин.
Когда обе реки-сестрицы сходятся, то Волга уже плещется во всю ширину, а Вазуза маленькая и узенькая.
Река Волга течёт через всю Русь и впадает в Каспийское море, а Вазуза — всего лишь её небольшой приток.
Основная мысль сказки «Волга и Вазуза»
Главная мысль сказки в том, что сила не нуждается в хитрости и обмане.
Основная идея сказки в том, что правда всё равно выйдет наружу.
Чему учит сказка
Сказку учит быть честными и никогда не обманывать.
Учит спокойствию и невозмутимости.
Учит не суетиться, поспешать медленно.
Краткий отзыв по сказке «Волга и Вазуза» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что истину не спрячешь.
Она всегда выйдет наружу и тот, кто пытался других обмануть, окажется в проигрыше.
Река Вазуза была торопливой, хотела обмануть Волгу.
Но она была всего лишь маленьким притоком и не ей было тягаться с великой русской рекой.
Это интересная и поучительная сказка.
Автору удалось не просто написать историю про обман и разоблачение, но рассказать многие сведения из географии.
Мне нравится Волга, могучая и спокойная.
Она была уверена в себе и никуда не спешила.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что важно иметь своё мнение и уметь его отстоять. Важно верить в себя и свои силы и никогда не опускаться до обмана. Важно верить в себя и свои силы и никогда не опускаться до обмана
Важно верить в себя и свои силы и никогда не опускаться до обмана
Пословицы к произведению:
- Обманом много не наторгуешь.
- Обманщик и себе до обеда не верит.
- На обмане далеко не уедешь.
- Добрая совесть не боится клеветы.
- Кайся, да опять за то не принимайся.
Словарь неизвестных слов:
- Хвалынское море — Каспийское.
- Полую воду — высокая вода.
- Сажень — русская старая мера измерения ширины. Приравнивалась к 2,16 метрам.
- Верста — длина, равна 1,06 км.
Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:
- «Лебеди»
- «Прыжок»
- «Котёнок»
- «Акула»
- «Филипок»
- «Лев и собачка»
- «Два брата»
- «Старый дед и внучек»
- «Отец и сыновья»
- «Правда всего дороже»
- «Как гуси Рим спасли»
- «Детство»
- «Булька»
- Краткая биография Льва Толстого и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
Урок литературного чтения в 3 классе. Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой «Волга и Вазуза». Особенности жанра. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с рассказом Л.Н. Толстого «Волга и Вазуза»; обучать выразительному чтению, составлению плана рассказа; расширить знания о реках.
Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения Л.Н. Толстого, ориентироваться в учебной и художественной книге; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника; личностные: осмыслять нравственные ценности: благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л.Н. Толстого.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, иллюстрации или слайды с изображением рек.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».
Речка, реченька, река
Широка и глубока.
Ты течешь между полей,
Городов и деревень.
Подо льдом бежишь зимой,
Разливаешься весной,
В осень листья-корабли
Тихо плавают все дни.
Ты для рыбы — дом родной.
Для животных — водопой.
Звездам — зеркало большое.
По ночам они не спят,
До утра в тебя глядят.
Т. Ашапина
— Прочитайте шепотом (начиная медленно, затем с ускорением; начиная быстро, затем замедляя темп чтения; скороговоркой; выразительно.)
III. Проверка домашнего задания
— Творчество какого писателя мы изучаем?
— Какие произведения Льва Николаевича вы прочитали? Какие из них вам больше всего понравились? Расскажите.
IV. Актуализация знаний
— В ходе речевой разминки мы прочитали стихотворение о реке. Что вы из него узнали?
— Какую роль в нашей жизни играет река?
— Ребята, откройте учебники на с. 60. Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он?
— Почему вы думаете, что этот рассказ о реках? (По названию реки Волги.)
— Определите тему и задачи урока.
V. Работа по теме урока
(Учитель читает текст до слов «Река Волга начинается в Осташковском уезде…». Здесь чтение прерывается, делается пауза.)
— Как вы поняли, о каких сестрах идет речь? Как вы думаете, что будет дальше?
(Текст продолжают читать хорошо читающие ученики.)
— Оправдались ли наши предположения?
— Что вы испытали при чтении этого рассказа?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте текст самостоятельно. Подумайте, к какому жанру мы его можем отнести. (Это сказка.)
— Докажите, что это сказка.
— Как вы думаете, для чего Л.Н. Толстой написал такое произведение? (Чтобы облегчить запоминание научного материала.)
Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В толстовских коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту. Он учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения.
— Что вы узнали из этой сказки?
— Чему учит нас произведение Л.Н. Толстого? (Эта сказка учит рассуждать и делать правильные выводы.)
— Перечитайте произведение еще раз, задайте вопросы по тексту одноклассникам.
VIII. Проверка домашнего задания
— Расскажите, какие заметки для стенгазеты вы написали.
IX. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
X. Подведение итогов урока
— С каким произведением познакомились?
— Как его можно было назвать по-другому?
Домашнее задание
Подготовить пересказ текста. Нарисовать к нему иллюстрации.