Рассказ Максима Горького «Воробьишко». Краткое содержание
В рассказе «Воробьишко» повествуется о семье воробьёв. Автор показывает жизнь этих птиц, сравнивая их с людьми. Воробьи в рассказе умеют разговаривать.
Маленький воробей по имени Пудик ещё совсем маленький, таких называют желторотиками. Но, как и вся молодёжь, очень самоуверенный птенец.
Пудик сидел в гнезде и махал постоянно крылышками, но летать ещё не умел и не пробовал. Он выглядывал из гнёздышка на мир, окружавший его. Мама-воробьиха спрашивала, что он думает об этом мире. Малыш чирикал в ответ, что земля слишком черная.
Папа-воробей приносил букашек и мошек сыну. Воробьиха хвалила мужа за его труд. Но, Пудик не считал это сложным. Он думал: «Подумаешь, букашку принес?»
Воробышек всё выглядывал из гнезда, а мама волновалась, чтобы он не вывалился на землю. Она говорила сыну, что там живёт кошка, которая его сразу же съест.
Время шло, но крылышки ещё недостаточно окрепли. Однажды дул сильный ветер. Пудик спросил. Что это происходит. Мама снова предупредила, что ветер может его сбросить на землю, необходимо прятаться в гнезде. Пудик думал, что если деревья перестанут качаться, то ветер прекратится.
Увидев впервые человека, он думал, что тому кошка оборвала перья на крыльях. Мама рассказала, что летают только птицы, а люди и кошки ходят по земле. И, если бы кошки могли летать, они бы ловили воробьёв, как сами воробьи ловят мошек.
Но, Пудик все равно считал, что у всех должны быть крылья. Он мечтал, что когда станет большим, сделает так, чтобы все могли летать. Воробышек не понимал, что это плохо для всех. Он был неосторожен.
Однажды птенец стоял на краю гнезда и пел песенку. Неожиданно он вывалился из гнезда. Немедленно рядом с птенцом появилась кошка. Но, в тот же миг, храбрая мама-воробьиха налетела на кошку и стала клевать ее. Кошка отступила, а Пудик так сильно замахал крылышками, что смог взлететь.
Когда птенец и мама сидели в гнезде, у воробьихи не было хвоста. Кошка вырвала у нее перья. Пудик же сказал, что всему сразу не научишься.
Не зря ведь говорят, что все учатся на своих ошибках.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
О чем рассказ?
В воробьином гнезде подрастает маленький птенчик. Зовут его Пудик. Пока он еще желторотый и не умеет летать, но очень любопытен. Ему хочется узнать, что такое этот окружающий его мир, и какие они — существа, населяющие его?
Сидит он в гнезде, которое его мама и папа устроили над окошком бани, за наличником. Натащили пакли и всего, что нашли мягкого — вот и дом. Сидит себе Воробьишко, рассматривает мир и крылышками потряхивает. Папа охотится и приносит маленькому сыну букашек, а мама сторожит Пудика: «Смотри, не упади!»
Мама-воробьиха поучает его, но Пудик не особенно ее слушает. Целыми днями он, пристроившись на краю гнезда, песенку поет:
- Эх, бескрылый человек,
- У тебя две ножки,
- Хоть и очень ты велик,
- Едят тебя мошки!
- А я маленький совсем,
- Зато сам мошек ем.
Не слушать маму с папой очень вредно, но Пудик этого не понимает. Потому он чуть и не пострадал.
Отметим в кратком содержании «Воробьишки» Горького то, с чего начинается сама история: сидел он однажды, как обычно, на самом краю, да и свалился вниз. А тут и кошка подбежала: страшная, рыжая, с зелеными глазами. Только нацелилась цапнуть птенчика, как сверху кинулась на нее отважная мама-воробьиха. Перья вздыбила, клюв нацелила прямо в глаз кошки:
Лети, — кричит, — Пудик, прочь! Скорей!
Внизу на земле сидит кошка, на перья грустно смотрит: не досталось ей воробушка. И мамин хвост Пудику жалко. Но главное, что все хорошо закончилось.
И вот каким может быть краткое содержание «Воробьишки» Горького для читательского дневника:
«Рассказ о том, как один неразумный, еще не умеющий летать птенец воробья вывалился из гнезда и чуть не попал в лапы кошки. Но благодаря защите мамы спасся».
Кто такой воробей?
Это хорошо нам всем известная обычная птица. Воробьи живут и в лесах, и поблизости от человека — в городах и поселках. Это довольно мелкая, с непритязательным серо-пестрым оперением пичуга, шустрая, суетливая, вороватая, любопытная.
Питаются воробьи семенами растений, червячками, мелкими букашками. В теплые края, когда приходит зима, они не улетают, зимуют рядом с нами.
Кратко о творчестве Горького
Литературный путь Максима Горького начался с публикации осенью 1892 г. рассказа “Макар Чудра”. В 90-х годах появились и приобрели широкую известность рассказы Горького о босяках (“Два босяка”, “Челкаш”, “Супруги Орловы”, “Коновалов” и др.) и революционно-романтические произведения (“Старуха Изергиль”, “Песня о Соколе”, “Песня о Буревестнике”).
На переломе XIX-XX столетий Максим Горький выступил как романист (“Фома Гордеев”, “Трое”) и драматург (“Мещане”, “На дне”), в первые два десятилетия XX в. появились повести (“Городок Окуров”, “Лето” и др.), романы (“Мать”, “Исповедь”, “Жизнь Матвея Кожемякина”, автобиографическая трилогия), сборники рассказов, целый ряд пьес (“Дачники”, “Дети Солнца”, “Варвары”, “Враги”, “Последние”, “Зыковы” и др.), множество публицистических и литературно-критических статей. Итогом творческой деятельности Максима Горького явился четырехтомный роман “Жизнь Клима Самгина”. Это широкая панорама сорокалетней истории России конца XIX-начала XX в.
О чем рассказ?
В воробьином гнезде подрастает маленький птенчик. Зовут его Пудик. Пока он еще желторотый и не умеет летать, но очень любопытен. Ему хочется узнать, что такое этот окружающий его мир, и какие они — существа, населяющие его?
Сидит он в гнезде, которое его мама и папа устроили над окошком бани, за наличником. Натащили пакли и всего, что нашли мягкого — вот и дом. Сидит себе Воробьишко, рассматривает мир и крылышками потряхивает. Папа охотится и приносит маленькому сыну букашек, а мама сторожит Пудика: «Смотри, не упади!»
Воробьишко обо всем имеет собственное мнение, думает, что уже знает все на свете. Например, ему хорошо известно, откуда берется ветер (он дует, потому что качаются деревья), что люди — существа бескрылые, а бескрылым быть нельзя — ведь в воздухе лучше, чем на земле.
Мама-воробьиха поучает его, но Пудик не особенно ее слушает. Целыми днями он, пристроившись на краю гнезда, песенку поет:
Не слушать маму с папой очень вредно, но Пудик этого не понимает. Потому он чуть и не пострадал.
Отметим в кратком содержании «Воробьишки» Горького то, с чего начинается сама история: сидел он однажды, как обычно, на самом краю, да и свалился вниз. А тут и кошка подбежала: страшная, рыжая, с зелеными глазами. Только нацелилась цапнуть птенчика, как сверху кинулась на нее отважная мама-воробьиха. Перья вздыбила, клюв нацелила прямо в глаз кошки:
— Лети, — кричит, — Пудик, прочь! Скорей!
Перепугался воробьишко, подпрыгнул и взлетел! Сел на краю окна, а рядом уже мама-воробьиха. Вернулась живая, но бесхвостая. Клюнула сыночка за непослушание, но тому хоть бы что, как с гуся вода, говорит: «Ну и что ж, всему сразу не научишься!»
Внизу на земле сидит кошка, на перья грустно смотрит: не досталось ей воробушка. И мамин хвост Пудику жалко. Но главное, что все хорошо закончилось.
И вот каким может быть краткое содержание «Воробьишки» Горького для читательского дневника:
«Рассказ о том, как один неразумный, еще не умеющий летать птенец воробья вывалился из гнезда и чуть не попал в лапы кошки. Но благодаря защите мамы спасся».
6. Дело Артамоновых
История рассказывает нам про то, как неправильное распоряжение своим богатством делает людей из владельцев своей жизни ее рабами. Мысль создать подобное произведение Горькому пришла неслучайно, источником вдохновения послужила настоящая купеческая семья, с которой писатель частенько общался. По сюжету же основателем «дела» является Илья Артамонов, который насыщен бодростью и готов завоевывать все новые границы. Однако, его последователи, а именно сыновья Артамоновы, далеко не все достойны стать продолжателями жизненного пути отца. Впрочем, а можно ли сделать что-то еще, чтобы исправить неизбежное? Артамоновское «дело» склоняется все ниже и прогибается под ход истории.
Личная жизнь Максима Горького
В 1893 г. Пешков вступил в гражданский брак с Ольгой Каменской. Она была на девять лет старше его, разведена. Любопытный факт: мать Ольги, работая акушеркой, принимала роды у его матери.
Брак с Каменской закончился через год, когда жена уснула, при чтении Пешковым «Старухи Изергиль». В 1894 г. Пешков переезжает в Самару и становится журналистом Иегудиилом Хламидой.
Летом 1896 г. Пешков повенчался с Екатериной Волжиной, которая была на восемь лет моложе. Болезнь прогрессирует, и врачи ставят диагноз — туберкулез. Семья уезжает в Крым, а затем под Полтаву, где летом у них родился сын Максим.
Весной 1900 г. в Севастополе Горький знакомится с актрисой Марией Андреевой. Роман развивается стремительно и через три года Андреева становится его неофициальной женой.
В 1906 г. Горький с Марией уехали в США, а через полгода поселились в Италии на о. Капри. Там они прожили семь лет. В январе 1914 г. Горький возвращается в Россию.
Брак Горького и Андреевой в 1919 г. сходит на нет. Это происходит не из-за флирта с баронессой Марией Будберг, а из-за серьезного увлечения Варварой Шайкевич, которая родила от него дочь Нину, впоследствии ставшую балериной.
Возлюбленные М. Горького (сверху вниз): Екатерина Волжина, Мария Андреева, Мария Будберг
Осенью 1921 г. Горький с Андреевой уезжают в Германию, а в 1924 г. переезжают в Сорренто. В Европе Горький предпринимает большие усилия, чтобы сблизить эмигрантов из России с их родиной.
- в 1928 г. по приглашению Сталина писатель приезжает в СССР и путешествует по городам страны. Осенью возвращается в Италию;
- 1929 г. — Горький вновь посещает СССР. Он побывал в Соловецком лагере и написал положительный отзыв о режиме и перевоспитании узников;
- осенью 1932 г. он приезжает в страну и оказывается за «железным занавесом». Больше за рубеж выезжать ему не разрешили;
- в мае 1934 г. (по официальной версии) от воспаления легких умер сын писателя Максим Пешков.
Причина смерти Максима Горького
Весной 1936 г. Горький простудился и болел около месяца. Его посещали многие известные личности, трижды приезжал Сталин. Максим Горький скончался 18 июня. Тело было кремировано и урна с прахом помещена в стену московского Кремля.
Рост Максима Горького — 1,93 м. Знак зодиака — Рыбы.
Видео
В этом видео дополнительная информация к статье «Максим Горький: краткая биография, личная жизнь».
Была ли полезна вам эта информация? Оставьте комментарий.
Краткая биография (подробно)
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) – выдающийся русский писатель, мыслитель, драматург и прозаик. Он также считается родоначальником советской литературы. Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра. Довольно рано остался без родителей и был воспитан деспотичным по натуре дедом. Образование мальчика продлилось всего два года, после чего он должен был бросить учёбу и пойти на заработки. Благодаря способности к самообразованию и блестящей памяти ему удалось всё же приобрести знания в разных областях.
В 1884 году будущий писатель безуспешно пытался поступить в Казанский университет. Здесь же он познакомился с марксистским кружком и увлекся пропагандистской литературой. Через несколько лет он был арестован за связь с кружком, а затем направлен сторожем на железную дорогу. Про жизнь в этот период он позже напишет автобиографичный рассказ «Сторож».
Первая работа писателя вышла в печать в 1892 году. Это был рассказ «Макар Чудра». В 1895 появились рассказы «Старуха Изергиль» и «Челкаш». С 1897 по 1898 годы писатель жил в селе Каменка, Тверской области. Этот период жизни стал материалом для романа «Жизнь Клима Самгина».
В начале XX века произошло знакомство с Чеховым и Толстым, а также вышел в свет роман «Трое». В этот же период Горький увлекся драматургией. Вышли в свет пьесы «Мещане» и «На дне». В 1902 году его избирают в почётные академики Императорской АН. Наряду с литературной деятельностью до 1913 года он работает в издательстве «Знание». В 1906 году Горький выезжает за границу, где создаёт сатирические очерки о французской и американской буржуазии. На итальянском острове Капри писатель провел 7 лет для лечения развившегося туберкулёза. В этот период он написал «Исповедь», «Жизнь ненужного человека», «Сказки об Италии».
Второй отъезд за границу произошёл в 1921 году. Он был связан с возобновлением болезни и с обострением разногласий с новой властью. На протяжении трёх лет Горький жил в Германии, Чехии и Финляндии. В 1924 году переехал в Италию, где опубликовал свои воспоминания о Ленине. В 1928 году по приглашению Сталина писатель посещает родину. В 1932 году он окончательно возвращается в СССР. В этот же период он работает над романом «Жизнь Клима Самгина», который так и не был дописан.
В мае 1934 года неожиданно умер сын писателя – Максим Пешков. Сам Горький пережил сына всего на два года. Он умер 18 июня 1936 года в Горках. Прах писателя был помещён в Кремлёвской стене.
Краткая биография Максима Горького
А. М. Пешков родился 28 марта 1868 года. Уроженец города Нижний Новгород. Псевдоним Алеша выбрал себе сам, как напоминание об отце – Максиме Саввантеевиче.
Отец и мать
В три года Алексей тяжело заболел холерой. Отец мальчика, горячо любивший своего сына, долго ухаживал за ним. Он смог вылечить Алешу, но заразился от него и вскоре умер.
Счастливая семья распалась. Мать, Варвара Васильевна Пешкова, подсознательно обвиняя сына в гибели мужа, не смогла простить своего ребенка и отдалилась от него. Она умерла от опасной болезни чахотки, когда Алексею было 11 лет.
Детство
Мальчик рано осиротел, и его воспитанием вынужден был заняться дед Каширин. Он, будучи человеком жестоким, безжалостным, часто избивал внука, из-за чего во взрослой жизни Алексей Пешков перестал испытывать физическую боль. Но это не мешало ему глубоко сопереживать другим людям и страдать от чужой боли.
Были у Алеши и хорошие воспоминания из детства, связанные с бабушкой Акулиной Ивановной. Она рассказывала ему сказки или истории из своей жизни, пела звонкие песни. Бабушка заботилась о мальчике, учила преодолевать жизненные препятствия, справляться с трудностями.
Образование
У будущего великого писателя не было достойного образования. Пешков начинал учиться в приходской школе, но болезнь сорвала его планы насчет учебы. Позже он поступил в училище, но прославился там, как трудный подросток, ученик со сложным характером.
Алексей начал воровать еду, подбирать выброшенную одежду. Другие ученики отмечали то, что от него часто исходил неприятный запах, что стало причиной издевательств и насмешек. Из-за этого Алеша Пешков бросил училище, отправился в путешествие по стране, узнал много нового, увидел, как тяжела жизнь простых людей. Странствия дали Алексею много опыта и знаний.
Юношеские годы
Когда Алеше исполняется 19 лет, у него умерли бабушка с дедушкой. Он, находясь в Казани и безуспешно пытаясь поступить в университет, впадает в депрессию и совершает попытку самоубийства. Юноша выстреливает себе в грудь, но пуля не попадает в сердце, застряв в легком.
Врачам пришлось дважды спасать писателя, потому что он, находясь в больнице, хотел снова попытаться покончить с собой, выпив яд.
Творческий путь
Свой творческий путь Максим Горький начал с работы в провинциальной газете. С большой помощью В. Г. Короленко, писатель смог проявить себя в мире литературы.
Именно самое первое произведение «Очерки и рассказы» принесло Горькому писательскую славу, чего при жизни не удавалось еще ни одному известному русскому писателю.
В своих произведениях писатель часто говорил о революционно-демократическом движении, критиковал существующую власть. Из-за неоднозначных высказываний в адрес Ленина и поддержки революционного настроения, Горького не раз задерживала полиция.
В 1892 году в свет под псевдонимом Максим Горький выходит первый рассказ «Макар Чудра». С него начинается ошеломительный успех писателя.
Эмиграция
На следующем периоде своего творчества Максим Горький тесно сотрудничает с организациями революционеров, что отражает его революционный роман «Мать». В 1905 под угрозой ареста писатель вынужден покинуть родную страну и уехать в США. В конце года он едет в Италию на остров Капри.
За границей писателя приняли с большой радостью, его звали на различные приемы и вечера. Марк Твен лично позаботился о достойном приеме Максима Горького в Америке.
После неудачной попытки вернутся на родину, Максим Горький в 1921 году едет за границу, чтобы поправить здоровье. Он путешествует по Германии, потом снова возвращается на Капри. Продолжая интересоваться событиями в революционной России, писатель скептически относится к революции в родной стране.
В этот период жизни Горький написал роман «Дело Артамоновых».
Возвращение на родину
Окончательно великий писатель, откликнувшись на приглашение властей, возвращается в Россию в 1928 году. Горького принимают с распростертыми объятьями, после показательной пятинедельной поездки по стране ему дарят особняк и две дачи.
Горький трудится над созданием «Жизни Клима Самгина», а так же становится редактором газеты «Жизнь замечательных людей».
Последние годы жизни и смерть
Еще одна трагедия, обрушившаяся на Горького – смерть сына Максима, которая сильно подкосила писателя. Посещая его могилу, где Горький долго лежал на сырой земле и не мог поверить в смерть сына, писатель простудился и тяжело заболел.
Он умер 18 июня 1936 года. Существует множество версий его смерти, современники утверждают, что писателя могли отравить. Тело великого гения кремировали, а его мозг удалили для дальнейшего изучения.
Горький Максим “Воробьишко”. Читательский дневник
- Горький Максим
- Название: “Воробьишко”
- Жанр: рассказ
- Тема произведения: животные
- Число страниц: 6
- Главные герои и их характеристика
- Пудик. Желторотый воробей. Самоуверенный, хвастливый, глупый.
- Воробьиха, мать Пудика. Опытная и мудрая. Бесстрашная.
- Кошка. Мелкий хищник.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Любопытный воробей Пудик вываливается из гнезда и на него набрасывается кошка. Ценой собственного хвоста мать спасает Пудика.
Сюжет — краткое содержание
- Пудик очень интересовался тем, что происходит на земле.
- Родители предупреждали пудика, чтобы тот был осторожней.
- Но пудик выпал из гнезда и к нему бросилась кошка.
- Воробьиха стала отгонять кошку, защищая Пудика.
- Пудик успел взлететь на баню, а кошка вырвала у воробьихи часть хвоста.
- Кошка сильно переживала, что осталась без обеда.
Понравившийся эпизод
План произведения для пересказа
- Любопытный Пудик;
- Предупреждение;
- Песня про мужика;
- Падение;
- Воробьиха и кошка;
- Пудик летит;
- Потерянный хвост.
- Главная мысль
- Дети должны всегда слушать родителей, потому что собственного опыта у малышей пока нет.
- Чему учит эта книга
Рассказ учит быть осторожными, осмотрительными, послушными. Слушать умные советы, слушаться родителей. Учит бесстрашию и самоотверженности. Учит не смеяться над теми, кто не похож на тебя.
Мне понравился этот рассказ, главным героем которого все-таки является не Пудик, а его мать. Если бы не ее героизм, то быть бы Пудику съеденным кошкой. Но мать бесстрашно бросилась защищать свое дитя, и кошка была побеждена.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети, пойдёмте я вам что-то покажу!
(Воспитатель подводит детей к балконному окну, на окошке, сидит воробей, а в клюве у него конверт).
В:Почему воробей не улетел в тёплые страны?
Д:Потомучто он зимует вместе с нами.
В:Кто еще зимует в наших краях?
Д:Вороны, голуби, синички.
В: Давайте присядем и узнаем что – же в этом конверте?
А вы как думаете, что там может быть?
Д:(Высказывают свои предположения).
В:В конверте лежит книжка «Воробьишко».
Кто на ней нарисован?
Д: Воробей
В:Воспитатель предлагает детям подобрать ласковое слово – воробушек, воробьишко. «Скажи ласково»
В: Воробьишко сказал мне что он хочет рассказать вам интересную и поучительную историю.
2. Основная часть.
В: Давайте прочитаем эту книгу и узнаем, какой случай произошел с воробушком. Написал этот рассказ Максим Горький.
Итак, рассказ «Воробьишко»
Воспитатель читает рассказ и по ходу чтения на доску помещает картинки к рассказу.
После прочтения воспитатель спрашивает.
В:Как называется рассказ, который я вам прочитала?
Д:Воробьишко
В:Кто герой этого рассказа?
Д:Маленький воробей
В: Да, это маленький воробьишко. (Проговориваем)
А как называется мама воробьишки?
Д:Мама воробьиха.
В: Папа воробьишки?
Д:папа воробей.
В:А как его звали воробьишку?
Д: Пудик
В:Дети, давайте сосчитаем сколько воробьёв в семье?
В: Наш гость немножко устал, давайте поиграем с ним!
Физкультминутка
Воробей скакал на грядке,
Рядом кот играл с ним в прятки.
Не поймать меня коту,
Я проворный на лету!
(Предложить показать любимую физкультминутку)
В рассказе наш воробьишко говорил незнакомые для вас слова, давайте мы с ними познакомимся.
Словарная работа.
Чадо – это дитя, ребёнок. Для воробьихи мамы, это сам воробьишко.
Чебурахнешься – упасть, даже упасть с силой.
Чушь, чепуха – ерунда, нелепость (значит кто-то говорит неправду)
Прочь–отойти от кого ни будь,в сторону, дальше от кого-чего-нибудь.
В: Поиграем в игру «А что потом?»
Я начну, а вы мне помогайте
1. Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, (Выбирает картинку с семьёй воробьёв и прикрепляет на доску). И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
А что ему говорила на это мама?
А что потом?
(На столе перед детьми лежат рисунки к рассказу)
2. Подул однажды ветер — Пудик спрашивает:
— Что, что?
— Ветер дунет на тебя — чирик! и сбросит на землю — кошке! — объяснила мать.
— А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет.
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему.
А что потом?
3. Идет мимо бани мужик, машет руками.
— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик,- одни косточки остались!
— Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.
4. Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения
Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зеленые глаза — тут как тут.
5. Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
— Честь имею, имею честь.
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.
— Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети.
6. Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне!
Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
— Что, что?
— Ну что ж! — сказал Пудик. — Всему сразу не научишься!
7. А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них рыжая, зеленые глаза — и сожалительно мяукает :
— Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка. мя-увы.
И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста.
Дети и воспитатель совместно выбирают картинки, которые нужно выстроить в логическую цепочку, по ходу рассказа.
Итог занятия
В: Дети понравился ли вам рассказ нашего гостя?
— Хорошо ли воробьишко вёл себя по отношению к маме?
— Можно ли спорить с мамай?
Д: Надо любить и слушаться маму, не огорчать её по пустякам
О чем рассказ?
В воробьином гнезде подрастает маленький птенчик. Зовут его Пудик. Пока он еще желторотый и не умеет летать, но очень любопытен. Ему хочется узнать, что такое этот окружающий его мир, и какие они — существа, населяющие его?
Сидит он в гнезде, которое его мама и папа устроили над окошком бани, за наличником. Натащили пакли и всего, что нашли мягкого — вот и дом. Сидит себе Воробьишко, рассматривает мир и крылышками потряхивает. Папа охотится и приносит маленькому сыну букашек, а мама сторожит Пудика: «Смотри, не упади!»
Воробьишко обо всем имеет собственное мнение, думает, что уже знает все на свете. Например, ему хорошо известно, откуда берется ветер (он дует, потому что качаются деревья), что люди — существа бескрылые, а бескрылым быть нельзя — ведь в воздухе лучше, чем на земле.
Мама-воробьиха поучает его, но Пудик не особенно ее слушает. Целыми днями он, пристроившись на краю гнезда, песенку поет:
Хоть и очень ты велик,
А я маленький совсем,
Не слушать маму с папой очень вредно, но Пудик этого не понимает. Потому он чуть и не пострадал.
Отметим в кратком содержании «Воробьишки» Горького то, с чего начинается сама история: сидел он однажды, как обычно, на самом краю, да и свалился вниз. А тут и кошка подбежала: страшная, рыжая, с зелеными глазами. Только нацелилась цапнуть птенчика, как сверху кинулась на нее отважная мама-воробьиха. Перья вздыбила, клюв нацелила прямо в глаз кошки:
— Лети, — кричит, — Пудик, прочь! Скорей!
Перепугался воробьишко, подпрыгнул и взлетел! Сел на краю окна, а рядом уже мама-воробьиха. Вернулась живая, но бесхвостая. Клюнула сыночка за непослушание, но тому хоть бы что, как с гуся вода, говорит: «Ну и что ж, всему сразу не научишься!»
Персонажи и их речевые характеристики
Действующих лиц в рассказе совсем немного: желторотик Пудик, его родители-воробьи — папа и мама, кошка и проходящий по двору мужик.
Только по словам, которые произносят персонажи, уже понятно, кто это говорит. С помощью речи персонажей автор раскрывает нам их образы. Так, в словах воробьев преобладает буква «ч» — почему? Потому что птица эта в природе издает звуки, похожие на сочетания «чик-чирик» или «чив-чив». Отсюда и появились в рассказе такие реплики:
Чересчур черна, чересчур! — восклицает воробьишко, глядя на землю.
А вот так предостерегает от падения на землю неразумного сыночка его мать:
Чадо, чадо, смотри — чебурахнешься!
Чив ли я? — а это спрашивает хвастливый папаша, принеся добычу в гнездо.
А как сожалеет об упущенной птичке кошка? Вспомним, что эти животные мяукают.
Мяа-аконький такой воробушек, — тянет дворовая хищница, — словно мы-ышка… мя-увы…
Таков талант писателя — мы словно видим и этих воробьев, и кошку.
Мы привели краткое содержание рассказа Горького «Воробьишко».
Горький пишет очень драматично и пронзительно, но есть у него и легкие, славные рассказы, вот краткое содержание сказки «Воробьишко» для читательского дневника — один из них.