Три дочери. татарская народная сказка. ещё эту сказку называют «три сестры»

Энциклопедия сказочных героев: "три дочери". татарская народная сказка "три дочери" татарская сказка три дочери читать

Награды[править | править код]

2010 – Обладатель Грант ОАО «РИТЭК» на создание мультипликационных фильмов «Кырлай»

2010 – Дипломант российского конкурса «100 лучших товаров России»

2010 – Лауреат республиканского конкурса «100 лучших товаров Республики Татарстан»

2011 – Победитель Международного фестиваля кино «Харьковская сирень» в номинации «Лучший анимационный фильм» за мультфильм «Кисекбаш»

2011 – Обладатель Гранта ОАО «РИТЭК» на создание анимационного фильма «Хранитель»

2011 – Лауреат республиканского конкурса «100 лучших товаров Республики Татарстан»

2012 – Обладатель специального приза Всемирной организации ТЮРКСОЙ за серию мультфильмов «Татарские народные сказки»

2013 – Лауреат Республиканской премии имени Мусы Джалиля

2014 – Победитель X Казанского международного фестиваля мусульманского кино в номинации «Лучший анимационный фильм» с анимационной трилогией «Зилантовы сказки»   

2017 – Дипломант XXII Всероссийского открытого фестиваля анимационного кино в Суздале в номинации «За развитие национальной анимации» за создание полнометражного анимационного фильма «Стрела Наследия»

2017 – Обладатель Гранта Президента Российской Федерации на создание проекта Этноколлекция «Сказки Поволжья»

2017 – Анимационный проект «Век Татарстана» вошел в Книгу рекордов России как мультфильм, в создании которого приняло наибольшее количество детей

2017 – Победитель XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино в номинации «Национальное кино» с полнометражным анимационным фильмом «Стрела Наследия»

Республиканский проект «Культурный дневник школьника»[править | править код]

Министерством культуры Республики Татарстан совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан при партнерстве Татармультфильма с 2014 года реализуется культурно-образовательный проект «Культурный дневник школьника». В первый год он был распространен только на первоклассников, а затем на всю начальную школу (1-4 классы).

Выпуск печатных изданий «Культурный дневник школьника» способствовал созданию и динамичному развитию детской социальной сети в Республике Татарстан (www.культурныйдневник.рф), насчитывающей более 60 тысяч пользователей. Зарегистрировано более 14,6 млн. посещений, свыше 684 тысяч оригинальных посетителей. Ежедневное посещение – свыше 1 500 пользователей. За два года существования проекта проведено более 85 конкурсов. Общее победителей и призеров конкурсов – более 2 500 школьников. На портале опубликовано более 40 тысяч блогов. При запросе любого из муниципального музея Татарстана поисковая машина выдает фото детей с печатным изданием «Культурный дневник школьника» в том или ином культурном учреждении.

Создана массовая специализированная социальную сеть культурной ориентации в Татарстане. Выпуск печатного издания Дневника запускает механизмы блогового наполнения сайта с элементами социальной сети. Таким образом, учащиеся получают возможность обмениваться результатами своего участия в посещении культурных учреждений Татарстан. Таким образом, социальная детская сеть «Культурный дневник школьника»  с начала функционирования  — массовый ресурс культурного воспитания школьников Республики Татарстан.

Библиотека «Бала»[править | править код]

«Татармультфильм» является создателем интерактивной мультимедийной детской библиотеки «Бала» на базе облачных технологий.

Интерактивный мультимедийный формат позволяет просматривать и прослушивать иллюстрированное произведение в разных режимах. Интерактивные возможности по выбору условий работы с библиотекой: текстовое сопровождение, звуковое сопровождение, фрагментарное использование, режим диафильма, целевой иллюстративный материал, автоматический режим и т. д.

Онлайн библиотека «БАЛА» предназначена для изучения татарского языка и татарской литературы, расширения культурно-гуманитарного пространства. В библиотеке представлены более 300 произведений татарских поэтов и писателей.

В библиотеке созданы два ключевых раздела «Мультфильмы на татарском языке» и «Библиотека на татарском и русском языках». Раздел «Библиотека» содержит лучшие сказки и произведения татарских писателей и поэтов в интерактивной звуковой иллюстрированной форме. Раздел «Мультфильмы на татарском языке» содержит все мультфильмы студии «Татармультфильм».

Апробация библиотеки проходила в школах и национально-культурных автономиях Республики Татарстан, Саха-Якутия, Казахстан, Дагестан, Бельгия, Германия, Польша и т. д. Получила Благодарственное письмо 3-го Всемирного конгресса татар. В настоящий момент используется как интерактивное образовательное средство в школах Республики Татарстан.

Татарская народная сказка «Три дочери».

Жамбылская область,

Таласский район, г. Каратау

средняя школа имени М. Ауэзова.

Учитель начальных классов

Маркечко Полина Васильевна

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: Татарская народная сказка «Три дочери».

Цель: познакомить учащихся с татарской народной сказкой «Три дочери»

Задачи: учить слушать и понимать прочитанное произведение, отвечать на вопросы к тексту, анализировать и делать выводы;

воспитывать любовь и уважение к близким людям, чувство долга перед матерью, умение приходить на помощь по первой просьбе.

Ожидаемый результат: ученики проанализируют поведение трёх дочерей, сделают выводы, определят основную идею сказки.

Оборудование к уроку: презентация со слайдами, листы ватмана и маркеры для групповой работы, на доске – эссе с портретами мам учащихся, жетоны для оценивания.

Структура урока.

1. Психологический настрой на урок (слайд 2)

— Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами.

— Если у вас есть кошка, погладьте себя по голове.

— Если вы любите шоколад, оближите губы

— Если вы любите школу, похлопайте в ладоши.

— Если вы хотите получить удовольствие от урока, будьте внимательны и активны. За хорошие и правильные ответы вы будете получать звёздочки, что поможет вам узнать о своей активности на уроке. Желаю всем удачи.

2. Актуализация опорных знаний: «Узнай сказку» (слайд 3).

Предложить посмотреть отрывок из сказки «Айога». Назвать героев сказки.

Инсценировка отрывка из сказки учащимися под звуки нанайского народа (слайд 4).

Вспоминаем (слайд 5):

— Чем закончилась сказка? Почему у сказки такой конец?

— Чему учит нас эта сказка?

— Какие пословицы о маме вы знаете? (Домашнее задание).

3. Сообщение темы урока (слайд 6).

— Сегодня на уроке мы познакомимся с татарской народной сказкой «Три дочери».

4. Первичное восприятие сказки – прослушать аудиозапись (слайд 7).

(Дети слушают сказку и следят по книге).

5. Порассуждаем.

Вопросы:

— Какое настроение вызвала у вас эта сказка?

— Кого вам стало жалко? Почему?

— Что бы вы сделали на месте белочки?

— Как бы вы поступили? Или вы не стали бы ничего делать? Почему?

6. Чтение сказки учащимися (жужжащее чтение).

7. Анализ сказки по вопросам (слайд 10).

— Легко ли женщине было растить своих дочерей? Найдите в сказке строчки, где об этом говорится, и прочитайте.

— Чем сёстры похожи, а чем отличаются друг от друга?

— Как вы понимаете такие выражения: «быстрые, как ласточки», «лицом похожие на светлую луну».

Ласточки очень трудолюбивы, целый день летают они в поисках мошек, хлопочут, полёт у них быстрый, стремительный. Дочери, как ласточки, трудились целый день без устали, работали быстро, весело, всё умели делать.

У народов Востока луна – это один из символов красоты. Лицо красавицы часто сравнивали с луной: «лицом похожая на светлую луну» — значит, очень красивая. Девочкам нередко давалось имя Айсулу, что значит «лунная красавица».

— На какую дочь вы бы хотели быть похожими? Почему?

— Уважительными был причины у старшей и средней дочери, чтобы не пойти к больной матери?

— Чему учит сюжет этой сказки?

8. Работа в группах (слайд 11).

Составьте портреты трёх дочерей, расскажите о них.

        1. Динамическая пауза (музыкальная разминка).

        2. Презентация работ группами.

        3. Рефлексия (слайд 12).

Стратегия «Авторский стул» — чтение эссе на тему: «Дороже мамы никого нет». (Опережающее домашнее задание).

Упражнение «Добрые слова»

— Напишите на сердечках три ласковых слова, которые вы бы сказали маме.

12. Оценивание (слайд 13).

— Посчитайте свои звёздочки и оцените себя. Как вы думаете, какую оценку вы сегодня получили?

13. Домашнее задание

Прочитать сказку на стр. 155-156. Подготовить пересказ. Подготовить рассказ о пчёлке: Где живёт? Чем питается? Какую пользу приносит?

Ссылки[править | править код]

 

Лауреаты премии имени Мусы Джалиля

1968
  • Ильдар Юзеев
  • Васил Маликов
1970
  • Равиль Файзуллин
  • Юрий Федотов
1972
  • Ренат Харис
  • Мирсаид Яруллин
  • Татарский народный хор дворца культуры им. В. И. Ленина, худ. рук. Суфия Шагеева
1974
  • Туфан Миннуллин
  • Народный хореографический ансамбль «Юность» дворца культуры имени 10-летия ТАССР, худ. рук. Геннадий Скалозубов
1976
  • Гази Кашшаф†
  • Рафаэль Мустафин
  • Валерий Скобеев
1978
  • Фанис Яруллин
  • Народный ансамбль «Саз» клуба химзавода «ПО Тасма» имени В. В. Куйбышева, худ. рук. Рифкат Гумеров
  • Равиль Шарафеев
  • Наиль Дунаев
  • Зиннур Нурмухаметов
1980
  • Рашид Абдуллин
  • Наиль Валитов
  • Авис Привин
1982
  • Разиль Валеев
  • Роберт Миннуллин
  • Театр юного зрителя имени Ленинского комсомола
1984
  • Ризван Хамид
  • Татарская цирковая группа «Юность» Союзгосцирка
  • Алсу Гарифуллина, худ. рук. вокального ансамбля «Әйлән-бәйлән» Чирки-Гришинской средней школы Буинского района
  • Владимир Муравьёв
1986
  • Римма Ибрагимова
  • Струнный квартет Казанской государственной консерватории, худ. рук. Шамиль Монасыпов
  • Равиль Бухараев
  • Детский хор дворца пионеров и школьников им. А. Алиша
  • Клуб технического творчества «Факел» Вахитовского района
  • Социально-педагогический комплекс при школе № 16 г. Нижнекамска
1988
  • Зульфат
  • Рубин Абдуллин
  • Константин Васильев†
  • Дамир Сиразиев
  • Сергей Скоморохов
  • Нариман Гарифуллин
  • Шамиль Бариев
  • Ильдус Ахметзянов
  • Зульфира Зарипова
  • Литературно-музыкальное объединение «Җидегән чишмә», худ. рук. Рахмай Хисматуллин
  • Риф Гатауллин
  • Гульзада Сафиуллина
1990
  • Ркаил Зайдулла
  • Народный ансамбль песни и танца «Агидель» Актанышского района, худ. рук. Робсон Мусин
  • Вокально-инструментальный ансамбль «Булгар» Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая, худ. рук. Ильгам Мустафин
  • Детская музыкальная хоровая студия «Пионерия Татарии», худ. рук. Наталья Сизова
  • Народный эстрадно-хореографический ансамбль «Мгновение», худ. рук. Елена Ишбулатова
  • Владимир Федотов
2003
  • Мударис Валеев
  • Салават Фатхутдинов
  • Общественная молодёжная организация Республики Татарстан «Отечество»
  • Татарский республиканский молодёжный общественный фонд «Сэлэт»
2005
  • Образцовый хореографический ансамбль «Счастливое детство», худ. рук. Светлана Ишкузина
  • Творческий коллектив Мензелинского государственного драматического театра имени Сабира Амутбаева
  • Рифат Фаттахов
2007
  • Творческий коллектив Набережночелнинского государственного татарского драматического театра, реж. Фаиль Ибрагимов, гл. роль Чулпан Садыкова
  • «Созвездие — Йолдызлык»
  • Булат Гильванов
  • Газинур Мурат
  • Лябиб Лерон
2009
  • Фирдаус Кабиров
  • Елена Ишбулатова
  • Ильгиз Зайниев
  • Набира Гиматдинова
  • Зиннур Хуснияр
2011
  • Филюс Кагиров
  • Ярослав Ключников
  • Альметьевский татарский государственный драматический театр
  • Редакция журнала «Ялкын»
  • «Молодёжный центр Республики Татарстан»
  • Алия Иксанова
2013
  • Эмиль Талипов
  • Эльмира Галимова
  • Объединение «Татармультфильм»
  • Ленар Шаех
  • Рузаль Мухаметшин
  • Николай Улитин
2015
  • Молодёжный центр «Идель»
  • Александра Буховец
  • Эльмир Низамов
  • Рустем Галиуллин
  • Луиза Янсуар
2017
  • «Академия творческой молодёжи Республики Татарстан»
  • Рамис Аймет
  • Артём Пискунов
  • Резеда Саляхова
  • Марат Шарипов
2019
  • Нияз Игламов
  • Ильфир Якупов
  • Канафи Бадиков
  • Нурбек Батулла
  • Айдар Сулейманов
2021
  • Роман Абдуллин
  • Булат Ибрагим
  • Ильнур Закиров
  • Дина Закирова
  • Иван Захаров
  • Ильяс Камал

Энциклопедия сказочных героев: «Три дочери»

Татарская народная сказка «Три дочери»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Три дочери» и их характеристика

  1. Старуха-мать, пожилая, больная, любящая своих детей.
  2. Зоренька, старшая дочь. Важная, красивая, любительница смотреть на свое отражение.
  3. Звездочка, средняя дочь. Холодная, красивая, любительница прясть.
  4. Ласточка, младшая дочь. Веселая, отзывчивая, работящая, ответственная, добрая.
  5. Белочка. Маленькая и справедливая.

План пересказа сказки «Три дочери»

  1. Мать и ее три дочери
  2. Зоренька и ее тазы
  3. Звездочка и ее пряжа

Ласточка и Белочка
Отъезд дочерей
Болезнь матери
Черепаха
Паучиха
Добрая Ласточка.

Кратчайшее содержание сказки «Три дочери» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жила старушка-мать и было у нее три дочери-красавицы.
  2. Старшие дочери матери не помогали, своими делами занимались
  3. Младшая всюду успевала и с Белочкой дружила
  4. Разъехались дочери, заболела мать, поспешила Белочка за помощью
  5. Отказались ехать старшие сестры к матери и превратились в черепаху и паучиху
  6. Прибежала младшая дочь к матери, вылечила ее и благодарила ее мать.

Главная мысль сказки «Три дочери»

Чему учит сказка «Три дочери»Эта сказка учит любить и уважать своих родителей. Учит помогать им и заботиться о них в старости. Учит не быть эгоистами, учит отзывчивости и доброте. Учит тому, что добро вознаграждается и зло наказывается.

Отзыв на сказку «Три дочери»Мне очень понравилась эта сказка, а особенно младшая дочь — Ласточка. Она и когда жила с матерью была самой веселой, самой работящей, самой красивой, и когда уехала единственная откликнулась на просьбу о помощи. Отложила все дела и примчалась к матери. Потому что мать — это самое дорогое, что есть у каждого человека.

Пословицы к сказке «Три дочери»Материнское сердце в детках.Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.Нет роднее дружка, чем родимая матушка.Пчелки без матки, пропащие детки.Какова мать, такова и дочь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Три дочери»

Рисунки и иллюстрации к сказке «Три дочери»

Татарская народная сказка «Три дочери»

Разделы:
Начальная школа

Класс: 2.

Цели:

  1. Углубить знания учащихся о сказках как об одном
    из жанров устного народного творчества.
  2. Совершенствовать технику чтения, обогащать
    словарный запас учащихся.
  3. Развивать логическое мышление, память, речь
    учащихся.
  4. Воспитывать доброту, способность к
    сопереживанию.

Оборудование:

  • Таблица “Виды народных сказок”;
  • предметные картинки: белка, паук, шишка, холст,
    пчела, улей, черепаха, таз;
  • сборник татарских народных сказок;
  • сигнальные карточки “”
    и “”;
  • карточки с пословицами.

I. Организационная часть

Психологический настрой учащихся на
восприятие сказки “Три дочери”.

На дворе весна. Солнышко улыбается. Вот его
лучики доходят до нас и словно говорят: “Доброе
утро, ребята!”. Давайте мы тоже всем скажем
“Доброе утро
!”, улыбнемся друг другу и примемся
за работу.

II. Проверка домашнего задания

Сначала проверим, как мы выполнили домашнюю
работу.

– Напомните мне, пожалуйста, какое было
домашнее задание?

– Кто порадует нас своим чтением?

1. Чтение отрывка нанайской сказки “Айога” –
разговора матери и дочки, матери и соседской
дочери (стр.299, 300).

2. Орфографическое чтение пословицы с доски:

Личиком белёнек, да душой черненек.

Ответы на вопросы:

– С кем из героев этой сказки можно соотнести
данную пословицу?

– Почему? (в душе – черствый, равнодушный, не
отзывчивый – “черная душа”)

– Чему учит нас эта сказка?

3. Обобщение. Оценки за выполнение домашней
работы.

III. Подготовительная работа

1. Артикуляционная гимнастика – проведем
“зарядку для язычка”.

, , , .

2. Внимательно слушаем и дружно
проговариваем чистоговорку:

– “Ребята, обратите внимание, что некоторые
слова из чистоговорки встретятся в новом
произведении. О каких словах из чистоговорки вам
хотелось бы прочитать”

3. Словарная работа (на доске)

Дочь – дочери, таз – тазы, два таза;
быстрый, дружок, рассердилась.

Холст – льняная (полученная изо льна –
растения) грубая ткань.

Ярмарка – большая торговля разными товарами
(продукты питания, одежда, обувь) с играми,
шутками, песнями.

Ребята, послушайте стихотворение, где
описывается, как в старину проходили ярмарки:

Пляски, веселье и угощенье!
Весёлые гармошки, балалайки да матрёшки!
Скорее, скорей, честной народ!
Задорная ярмарка зовёт!

Повторное орфографическое чтение слов с доски.

4. Офтальмопауза. Релаксация.

Упражнение для пальчиков “Кормим птичек”,
“пары”, “домик”.

IV. Работа над новым материалом

  1. Чтение названия сказки (с доски).
  2. Чтение сказки учителем (дети слушают).
  3. Проверка первичного восприятия.

– Назовите главных героев сказки?
– Кто из них вам нравится? Почему?
– Кто не понравился? Чем?
– К какому виду относится эта сказка?

Чтение сказки учащимися
Работа над идейным содержанием произведения.

– Что вы узнали о женщине? (выборочное чтение)

– Какими выросли ее дочери?

– Как вы понимаете выражение “Лицом похожие на
светлую луну”?

– Почему мать отправила белочку к дочерям?

– О чем она их просила?

– Почему к матери не пришла старшая дочь?
(выборочное чтение)

– Почему вторая дочь отказалась идти к матери?
(выборочное чтение)

– Как поступила третья дочь? (выборочное
чтение)

– Как бы вы поступили в данной ситуации?

– Как поступила белочка со старшими дочерьми?
(выборочное чтение)

– Что ее так рассердило в старших сестрах?

– В кого превратилась младшая дочь?

– Когда это произошло?

– Как вы думаете, почему младшая дочь
превратилась именно в пчелку?

– Чему учит это произведение?

6. Работа над пословицами.

На карточках написаны пословицы: начало на
одной карточке, а конец – на другой.

Ваша задача: соединить карточки так, чтобы
получились верные пословицы.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матери добро.
Всякой матери своё дитя мило.
Материнская ласка конца не знает.
Мать кормит детей, как земля людей.

Хоровое орфографическое чтение пословиц.
Выразительное чтение пословиц.

– Какая тема объединяет все эти пословицы?

По предметным картинкам (даны на доске)
составить пары.

Найдите “лишнюю” пару. Почему вы выбрали эту
пару?

VII. Подведение итогов

– К какому виду сказок относится сказка “Три
дочери”?

Сопоставление татарской народной сказки с
русскими народными сказками.

В русских народных сказках часто соблюдается
принцип троекратного повторения:

три сына, три чуда, три превращения.

– Соблюдается ли принцип троекратного
повторения в татарской народной сказке?

– В каких эпизодах?

– Что узнали о жизни, быте татарского народа из
этой сказки?

– В нашей сказке младшая дочь месила тесто.
Какие традиционные блюда татарской

кухни она могла приготовить из теста?

– Чему мы учились на уроке?

– Что было самым трудным? А что показалось
неинтересным?

– Понравился вам урок или нет? (учащиеся
показывают карточками “” или “”.

Оценки за работу на уроке.

17.01.2012

Три дочери. Татарская народная сказка

Жила в давние времена одна женщина. И было у нее три дочери. Много приходилось работать женщине, чтобы одеть, обуть и прокормить дочерей.А дочери росли хорошими. И выросли они одна краше дру­гой. И вышли они все трое замуж, разъехались, и осталась мать одинокой.

Вот прошел год, другой, третий. И случилось так, что забо­лела мать. Вот и просит она белку, которая жила в лесу непо­далеку:

— Белка, белка, позови ко мне моих дочерей! Белка сразу же побежала выполнять просьбу. Прибежала белка к старшей дочери, постучала в окно.

— Ой,— сказала старшая дочь, выслушав белку.— Я сра­зу бы к маме побежала, да вот тазы надо чистить. А она и вправду тазы чистила.

— Ах так,— рассердилась белка,— тогда и не расставайся вовек со своими тазами!

Только сказала — вмиг захлопнулись тазы, и превратилась старшая дочь в черепаху. А белка тем временем к средней дочери прибежала. Рас­сказала ей печальную весть о матери.

— Эх, побежала бы я к маме, да вот холст надо к ярмарке доделать.

А она и вправду холст ткала.
— Ах так,— рассердилась белка,— ну, тогда всю свою жизнь только это и делай, холсты тки!

Сказала так, и средняя дочь мигом в паука превратилась. А когда белка в окошко к младшей дочери постучала, та тесто месила. Как услышала она, что матери плохо, руки вытереть не успела — побежала к ней.

— Доброе у тебя сердце,— сказала белка.— Так пусть же и люди к тебе добрыми всегда будут. Живи, милая, счастли­во и людей делай счастливыми! И люди будут любить тебя и добро твое никогда не забудут.
Так оно и стало.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: