Родная деревня
Стоит деревня наша на горке некрутой.Родник с водой студеной от нас подать рукой.Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,Люблю душой и телом я все в краю моем.
Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,Молитву из Корана впервые смог прочесть,Впервые здесь услышал слова пророка я,Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.
Запомнились навеки событья детских лет,Нет времени счастливей, забав беспечней нет.Я помню, как, бывало, по черной борозде,Шагал со старшим братом я за сохою вслед.
Я многое увижу, — ведь жизнь еще длинна,И ждет меня, наверно, дорога не одна.Но только, где б я ни был и что б ни делал я, —Ты в памяти и сердце, родная сторона!
Зимний вечер
Хорошо вам детки зимними ночамиСесть поближе к печке тесными рядамиРадостно уютно и тепло вам вместеНичего плохого не случалось с вами
Никогда не знали ни забот ни горя Ладненько расселись не шумя не споря Если мама сказку вам расскажет снова Долгий зимний вечер пролетает скоро
Пусть нельзя и носа высунуть из дому Разметал на крыше ветер всю солому От мороза птицы спрятались по гнездам Хорошо у печки малому большому
А такой зимою как сегодня хуже Мерзнут нос и щеки, отмерзают уши На морозе выжить нелегко голодным На ветру холодном пропадают души
Если вам их встретить приведется вскоре Бедных и забитых со слезой во взоре Детки дорогие вы их пожалейте Будьте утешеньем им в тяжелом горе.
татарская народная сказка Мулла и мужик
Настала весна. Вот как-то выпустили коров муллы из хлева. Буренка мужика со всех ног домой помчалась, а за ней увязалисьостальные десять коров муллы. Выбежали тут мужик с женой и загнали их в хлев. Потом муж заметал следы, жена тем временемвсех коров уж подоить успела. Пошли работники муллы по деревне, пропавших коров ищут. Следы ведут к воротам мужика, да тут и кончаются. Дня через два рассказал мулла о своей пропаже в мечети. Соседи мужика и открыли ему, где коровы. Послал мулла к мужику работников своих, а мужик не отдает, упирается. Делать нечего, отправился сам. Просит коров, а мужик отвечает:— Не ты ли говорил: кто даст мулле, у Аллаха в десять раз больше возьмет? Вот Аллах и дал мне десять коров, видно, твоя молитва кстати пришлась.— Но это же мои коровы! — возражает мулла.— Я у тебя коров не брал,— говорит мужик и муллу к коровам близко не подпускает.Так, ничего не добившись, пошел мулла к судье-казыю. Вызвал казый мужика, стыдит его, увещевает, а тот уперся и все тут.Тогда казый придумал такую хитрость:— Пусть коровы тому достанутся,— говорит,— кто завтра ко мне раньше придет.На том и разошлись. Мулла на вороном рысаке поскакал, а безлошадный мужик потопал на своих двоих. А было между деревнями верст восемь. Пришел мужик домой, обогрелся, выпил чаю, отдохнул да и назад к казыю отправился. Когда он пришел, былоеще рано. Решил мужик в лабазе переждать. Вот казый пошел в мечеть к утреннему намазу, жена вышла в сарай за дровами,мужик тем временем юркнул в дом и спрятался на печи. Вскоре пожаловал и мулла в длинном тулупе на лисьем меху. Жена судьипоспешила навстречу гостю, сняла с него тулуп.— Что, мужик уже здесь? — спрашивает мулла.— Да где ему, голодранцу! — смеется хозяйка.— К вечеру, глядишь, приплетется.Тут сели они в закутке, начали хихикать, заигрывать друг с другом. Вот и казый вернулся. Мужик, выждав, когда он в горницу пройдет, слез с печи, хлопнул дверью, поздоровался.— Вот уж, братец, все и решилось. Придется тебе вернуть коров мулле,— говорит казый.— Ты после пришел.Мулла засмеялся от радости.— Нет, казый,— возражает мужик,— когда мулла с твоей женой заигрывал, я уж здесь был.Оторопел мулла, глаза таращит, не знает, что сказать. Тут хозяйка кричит из закутка:— Да не спорь ты с ним, мулла, с десяти-то коров, небось, не обеднеешь!Пришлось мулле волей-неволей согласиться, боится он, как бы мужичонка чего лишнего не сболтнул.Так вот мужик муллу в дураках и оставил.
татарская народная сказка Мулла и мужик
перевод с татарского А. Бадюгиной
-
Назад
-
Вперёд
Зилян
Хоть и никто не имеет возможности убежденно заявить, как и когда родились первейшие сказки, кто был творцом, сказки обожают все. Некоторые научные деятели считают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Татарские народные сказки — не станет исключением. Они сохраняют народную мудрость, жизненный опыт и передаются из поколения в поколение. В них все время присутствует мораль. Народные сказки – это отображение жизни народа. Погрузитесь в сей чудный и непонятный мир метаморфоз и удивительных событий, фантазии и реальности. Отпустите себя в приключение и такие чувства останутся с вами навсегда.
Зилян — татарская народная сказка на русском языке
Говорят, в давние времена жил один бедный-пребедный человек. У него было три сына и одна дочь. Тяжело ему было растить и кормить детей, но он всех их и вырастил, и выкормил, и обучил. Все они стали искусными, умелыми и ловкими. Старший сын мог на самом далеком расстоянии узнать по запаху любой предмет. Средний сын стрелял из лука так метко, что мог попасть без промаха в любую цель, как бы далеко она ни была. Младший сын был таким силачом, что мог без труда поднять любую тяжесть. А дочь-красавица была необыкновенной рукодельницей. Вырастил отец своих детей, порадовался на них недолго и умер. Стали дети жить с матерью. За девушкой следил див, страшный великан. Он как-то увидел ее и решил украсть. Братья узнали об этом и никуда не отпускали сестру одну. В один из дней собрались три джигита на охоту, а мать в лес за ягодами. Осталась дома одна девушка. Перед уходом они сказали девушке: — Жди нас, мы скоро вернемся. А чтобы див не похитил тебя, мы за-прем дом на замок. Заперли дом и ушли. Див проведал, что дома кроме девушки никого нет, пришел, выломал дверь и украл девушку. Возвратились братья с охоты, возвратилась мать из лесу, подошли к своему дому и видят: дверь выломана. Бросились они в дом, а в доме пусто: пропала девушка. Догадались братья, что ее унес див, стали просить мать: — Отпусти нас искать сестру! — Идите, сынки, — говорит мать. Пошли три джигита вместе. Долго шли, много высоких гор миновали. Старший брат идет и все принюхивается. Наконец, почуял он запах сестры и напал на след дива. — Вот, — говорит, — где проходил див! Отправились они по этому следу и пришли в дремучий лес. Разыскали дом дива, заглянули в него и видят: сидит в том доме их сестра, а возле нее лежит див и спит крепким сном
Прокрались братья осторожно в дом и унесли свою сестру, да так ловко все сделали, что див и не проснулся. Отправились они в обратный путь
Шли они день, шли ночь и вышли к озеру. Утомились братья и сестра во время долгого пути и решили переночевать на берегу этого озера. Легли они спать и сейчас же уснули. А див в это время проснулся, хватился — нет девушки. Выскочил он из дома, разыскал след беглецов и пустился за ними в погоню. Прилетел див к озеру, видит, братья крепко спят. Схватил он девушку и взлетел с ней под облака. Средний брат услышал шум, проснулся и стал будить братьев. — Просыпайтесь скорее, беда случилась!А сам схватил свой лук, прицелился и пустил стрелу в дива. Взвилась стрела и оторвала диву правую руку. Пустил джигит вторую стрелу. Пронзила стрела дива насквозь. Выпустил он девушку. Упадет она на камни — смерть ей. Да младший брат не дал ей упасть: подскочил ловко и принял сестру на руки. Пошли они дальше радостные. А к их приходу мать сшила красивый зилян, нарядный халат, и подумала: «Подарю я зилян тому из моих сыновей, который спасет сестру». Приходят братья с сестрой домой. Мать стала их расспрашивать, как они разыскали сестру и отняли ее у дива. Старший брат и говорит: — Без меня не узнать бы, где находится наша сестра. Ведь это мне удалось найти ее! Средний брат говорит: — Если бы не было меня, див совсем бы не унес сестру. Хорошо, что я подстрелил его! Младший брат говорит: — А если бы я не подхватил вовремя сестру, она разбилась бы о камни. Выслушала их рассказы мать и не знает, кому же из троих братьев подарить зилян. Вот я и хочу спросить вас: а вы кому из братьев подарили бы зилян?
(Барлыгы 40 карау, бүген — 2 кеше)
татарская сказка Умная жена
Возник спор, пошли они к судье. Но судьи дома не было, их встретила его жена. Тогда они попросили её рассудить, чей жеребёнок. Она выслушала их и сказала так:
– Помочь в вашем споре не могу. А судья ушёл на озеро, где рыба уходит из воды и ест на полях хлеб.
Тогда мужик, который взял себе жеребёнка, спросил:
– Как так может быть? Ведь рыба не может есть в поле хлеб. А жена судьи ему ответила:
– А как может телега ожеребиться?
Мужик ничего не мог возразить и вернул жеребёнка его хозяину. Когда судья возвратился домой, то узнал, что жена опять судила без него. Он рассердился на неё:
– Ты не выполнила мой наказ не судить. Уходи из моего дома.
– Хорошо, – ответила та. – Только на прощание выполни мою просьбу.
– Говори, но это твоя последняя просьба, которую я выполню.
– Позволь мне увезти одну вещь, которая мне нравится больше всех.
– Согласен, – обещал ей судья.
Затем собрала она гостей и устроила прощальный ужин. Все много ели и пили. Гостям она давала одну чашку, а мужу две. Скоро он заснул за столом, а жена его попросила гостей:
– Давайте уложим его в сундук.
Она взяла этот сундук, и поставила его на телегу, запрягла коня и выехала из деревни. Когда муж проснулся, то увидел, что он в сундуке на телеге, а рядом с ним его жена.
– Ты зачем меня увезла? – спросил он её. Та ему ответила:
– Ты моя самая лучшая вещь, я её взяла и увезла.
Понял судья, что жена перехитрила его. Ничего ему не оставалось делать, как поцеловать жену и вместе с ней вернуться домой. С тех пор жили они дружно и помогали друг другу в делах.
Татарская народная сказка
Умная жена
Мышь, попавшая в молоко
Подполья жительница — мышь, в чулане шастая тайком,Не знаю как и почему, попала в чашу с молоком.
Бедняжка мечется, плывет, по стенам лапками скользитИ тонет в белом молоке — оно ей гибелью грозит.
Нельзя бездействовать в беде! И мышка, правилу верна,Плывет и вдоль, и поперек, — спастись надеется она.
Не пропадают зря труды… Вот легче, вот совсем легко.Так долго плавала она, что в масло сбилось молоко.
Теперь, на масло опершись, она встает, а там, глядишь,Из чаши выпрыгнула вмиг — и убежала в норку мышь.
О мой родной! Ты хоть в воде, хоть в молоке ты утопай,Будь терпелив, настойчив, смел — отчаянью не уступай!