Чем отличается узор от орнамента
Красивый узор или орнамент всегда притягивает внимание. Предметы с таким рисунком на поверхности выглядят интересно и привлекательно
Но какие особенности характерны для каждого из видов изображения и чем отличается узор от орнамента? Об этом пойдет речь дальше.
- Общие сведения
- Сравнение
Общие сведения
Узор, согласно определению, – это изображение, состоящее из линий, а также красок и теней. Корни этого слова идут от «узреть, зреть», что, в свою очередь, означает «глядеть на что-то, созерцать». Создавать узоры люди пытались еще в глубокой древности, нанося на поверхность предметов точки и простые линии. Со временем от примитивных набросков умельцы перешли к настоящим художественным шедеврам. Надо сказать, что в старину узоры также назывались украсами. Так люди подчеркивали свойства подобных изображений – их красоту, приятный для глаз вид.
Узор
Орнамент – понятие более узкое. Это тоже узор, но со своими особенностями. Произошедшее от латинского ornamentum, это слово стало употребляться в русском языке поздней, чем «узор». Перевод звучит как «украшение», что указывает на главную, декоративную, функцию орнамента. Наноситься такое изображение может на предметы одежды, утварь, архитектурные сооружения и даже на тело человека (татуировки).
Орнамент
Сравнение
Итак, не всякий узор определяется как орнамент. Существует один ключевой признак, на который следует опираться, и он хорошо просматривается при визуальном сравнении изображений. В чем разница между узором и орнаментом? Она заключается в том, что части узора могут иметь произвольное расположение, а в орнаменте обязательно присутствует чередование фрагментов, их упорядоченность. У повторяющейся части любого орнамента есть свое название – раппорт.
По характеру мотивов орнаменты разделяются на геометрические, представляющие собой последовательность абстрактных форм:
Антропоморфные, с изображенными фигурами людей:
Зооморфные, стилизующие животный мир:
Растительные, составленные из изображений цветов, плодов и прочего:
Кроме организованности элементов, отличие узора от орнамента состоит в том, что узор может быть создан не только человеком, но и природой. Классический пример – чарующие завитки на окнах, которые можно наблюдать в морозные дни. Орнамент же всегда является творением человека. Расположение элементов такого изображения тщательно продумывается. А воплощение замысла художника нередко происходит с помощью специальных машин.
thedifference.ru
Идеи поделок для самых маленьких детей
Расширить детский кругозор, развить творчество и фантазию, закрепить знание форм и размеров помогут простые и легкие аппликации из кругов. Используя простые геометрические формы круга и полукруга легко создать красивые поделки, которые используются для украшения детской или передаются для участия в выставках в садике:
- божья коровка. Аппликация может быть плоской и объемной, такая идея поможет ребенку освоить композицию и контрастные цвета;
- веселая гусеница. Разноцветная гусеница может быть любой длины и благодаря такой поделке ребенок сможет закрепить знание цветов;
- цветок на пригорке. Цветок из кругов и листочек из полукругов, высаженные на полукруге пригорке используются для изучения масштаба.
Если малышу трудно самостоятельно пройти все этапы изготовления поделки родители могут сделать для него заготовки кружки. Такой вид творчества как аппликация из кругов интересна для детей дошкольного возраста и школьников младших классов, помогает развивать фантазию и закреплять усвоенный в учебном процессе материал.
Как рисовать циркулем?
Вот простая пошаговая инструкция:
В процессе вам может понадобиться транспортир, чтобы найти промежуточные точки на окружности. Первоначальный цветок состоит из 6-ти лепестков. Значит, угол между лепестками равен 360 / 6 = 60 градусов. Красиво начинать от дополнительных точек под кратными углами. Например, 15, 30, 45, 60°. Или 20, 40, 60°.
Можно обойтись только циркулем, если вы умеете находить середину отрезка:
Из концов отрезка рисуем две одинаковые окружности. Проводим прямую через их пересечение
Таким образом можно поделить отрезок (а в нашем случае — дугу окружности) на 2, 4 и более частей.
Что такое орнамент? | Культура
Стихотворение из фигурок
Узоры и орнаменты — это целый мир, загадочный и удивительный. На них можно смотреть долго и всякий раз замечать новые нюансы. Что такое узор — это понятно многим. Так называют рисунок, в котором сочетаются между собой линии, краски, фигуры. Иногда идею подсказывает сама природа — достаточно вспомнить морозные веточки на зимнем окне. Однако не каждый узор можно назвать орнаментом. Интересно задуматься, в чём же заключается различие.
Орнамент — это особый узор. Он состоит из элементов, которые ритмично повторяются и чередуются друг с другом. В результате образуется орнаментальный ряд. Это своего рода нарисованное стихотворение. В нём могут присутствовать самые разные изображения. Но, как правило, они очень обобщённые и схематичные. Не всегда их легко узнать.
Вряд ли возможно точно сказать, где и когда был придуман первый орнамент. Но совершенно очевидно, что произошло это много тысячелетий назад. Люди старались осмыслить и запечатлеть окружающую действительность. Первоначально роль орнаментов не сводилась к чистой декоративности. Это были отражения быта людей, их религиозных воззрений и наблюдений за природой.
Красочный фольклор
Устойчивые орнаменты складывались с древних времён. Их форма оттачивалась многими поколениями и часто затем существовала в неизменном виде на протяжении столетий. У каждого народа есть своя система орнаментов. Она порой настолько самобытна, что её сложно спутать с другой. Орнамент становится тем признаком, по которому определяется принадлежность предметов к определённому времени и той национальной традиции, в рамках которой они были созданы.
В некоторых культурах схематичное и условное отображение действительности было ведущим — например, у народов Азии и Африки. Там искусство орнаментов достигло большого развития. Если понимать значения отдельных символов, то причудливые картинки можно читать. Постепенно декоративная составляющая вышла на первый план. Изначальный смысл многих узорных мотивов порой забывался
Однако их выразительность по-прежнему привлекала внимание
Нарисованная гармония
Орнаменты не являются самостоятельными произведениями — они украшают собой поверхности предметов. Очень отчётливо это прослеживается в декоративно-прикладном искусстве. В оформлении архитектурных сооружений тоже нередко присутствуют орнаментальные мотивы. Ритмичные узорчатые цепочки организуют пространство и объединяют отдельные элементы. В результате композиции обретают завершённость и целостность.
Орнаменты, при всём их многообразии, можно разделить на группы. Некоторые мотивы состоят из линий, кругов, ромбов и других абстрактных фигур. Такие орнаменты называют геометрическими. Встречается и несколько иное: начинают мерно чередоваться цветы, листья, плоды, ветви. Это растительные орнаменты. Иногда на сцену выходят стилизованные изображения животных — как реальных, так и сказочных. В этом случае говорят о животном, или зооморфном орнаменте.
Разновидностей может быть много. Нередко используются фигурки людей, а также всевозможные предметы. Встречаются даже надписи. Художники часто придумывают свои, авторские орнаменты. Словом, многообразию нет конца. Но везде — ритмичность, подобная смене времён года, дня и ночи. Это с древности навевало мысли о мировой гармонии. Возможно, поэтому орнаменты так любимы до сих пор.
shkolazhizni.ru
Сферы применения центрического узора
Орнамент в круге может потребоваться, если вы занимаетесь каким-либо видом художественного творчества. Такие сюжеты хорошо подходят для платков в технике батика, росписи тарелок или подносов, стульев, столов и многих других декоративных изделий. Все, что имеет форму круга, эффектно декорируется центрическим узором.
Конечно, можно найти готовые образцы орнаментов, но большинство из них выполнено на компьютере. Такие рисунки получаются очень красивыми, но и слишком сложными, особенно для новичков. Во-первых, нелегко будет перевести такую схему на дерево или ткань, а во-вторых, трудно выполнить ее цветом. Так что лучше построить свой узор, соответствующий уровню подготовки и опыта.
Техники изготовления аппликаций из кругов
Используя предварительно выбранный шаблон можно создавать различные аппликации с использованием кругов и полукругов:
- плоские аппликации. На таких композициях могут быть изображены любые предметы, при этом сами элементы остаются плоскими за счет полного приклеивания их к картонной или бумажной основе;
- объемные аппликации. Более сложные поделки, изготавливаются путем частичного приклеивания отдельных элементов к основе и загибания, подгибания или заполнения внутреннего пространства деталей.
Отдельно следует выделить аппликации в технике мозаики, когда кругами определенного цвета заполняются выделенные сегменты общей композиции.
Построение орнаментов. Использование окружностей. | Все о сладостях
Мы уже упоминали, что путем вращения исходного элемента вокруг некоторого центра создаются разнообразные розетки. Что же получится, если вращать при этом круг? Предположим, точка вращения находится на его окружности. Тогда мы получим розетку из кругов, каждый из которых касается соседнего в двух точках (в центре и одной из точек дуги).
На рисунке таких кругов четыре, и для удобства дальнейших построений они вписаны в круг большего диаметра.
Воспользуемся полученным рисунком как вспомогательной сеткой линий. Оставим лишь правые половинки окружностей. В результате получается фигура, напоминающая древний индусский символ развития, в двадцатом веке более известная как свастика:
Если точка вращения находится вне круга, то в получившейся розетке образовавшиеся круги могут либо вообще не касаться друг друга, либо (как крайний случай) соприкасаться с соседним кругом только в одной точке:
Убрав части дуг как вспомогательные линии, получим красивую конструкцию, встречающуюся порой в готической архитектуре:
Количество вспомогательных кругов, полученных за счет вращения исходного, может быть разным. Например, три:
А если их всего два, то легко построить фигуру, известную как древний восточный символ единства противоположных сущностей — Инь и Ян:
Во многих сложных и красивых орнаментах угадывается лежащий в их основе прием вращения окружностей. Взгляните внимательно на следующий пример. Каждый из четырех кругов внутри этого орнамента получен путем горизонтального и вертикального сдвига соседнего круга. Внутри кругов вы без труда обнаружите элементы дуг, преобразованных в линии растительного мотива. Работает только что описанный прием.
Сдвигая круги и кольца только по горизонтали легко получить звенья одной цепи.
Изменяя диаметры колец, нетрудно получить довольно сложные переплетения.
Наконец, применяя прием вертикального и горизонтального сдвига, а также работая со вспомогательной сеткой, можно заполнить переплетенными кольцами все пространство листа.
Отдельные колечки часто также встречаются как дополнительные декоративные элементы в различных орнаментах.
Из книги Орнаменты народов мира: Практическое пособие / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. — СПб.: Кристалл, 1998 г.
Становление геометрического орнамента
Геометрически орнамент возник задолго до появления текстиля, керамики, металлических предметов быта и орудий труда и каких бы то ни было рукотворных архитектурных сооружений. Как украшения для этих форм он стал использоваться по мере их изобретения. В большинстве случаев орнамент при этом выполнял не столько функцию украшения, сколько нес сакральный мистический смысл. Одним из самых первых распространившихся повсеместно элементов орнамента стал ромб. Так же достаточно часто использовался ромбо-меандровый орнамент. Данный геометрический элемент можно считать структурообразующим. Именно ромб лежит в основе орнамента в целом.
В качестве примера можно привести найденные на территории России костяные фигурки Матери-прародительницы, относимые к эпохе палеолита, декорированными именно ромбическим орнаментом. Женщины того времени на празднествах украшали себя именно таким узором. Постепенно он стал символом именно плодородия, удачи и процветания. Палеонтологом В. И. Бибиковой было убедительно доказано, что ромб и волнообразные линии, часто сопровождающие его, являются ничем иным, как воспроизведением узора мамонтовой кости. Раскопки показали, что такой орнамент использовался повсеместно, начиная от неолита и до бронзового века. Вплоть до гальштатской эпохи он помещался в основном на ритуальных предметах и жертвенниках.
Во время неолита к ромбо-меандровому орнаменту добавляются спирально-змеиный и линейно-струйчатый. Для этого периода характерны вертикальные линии, волнистые либо прямые, символизирующие дождь. Часто композицию дополняли клубки сплетшихся змей. Важным этапом в становлении орнамента считается возникновение геоцентрической идеи. Именно она стала символом завершения человеком познания мира. Изображения коловрата встречаются, например, на русских прялках, прославянских сосудах, в русских народных костюмах и т.д. Чаще всего «колесо Юпитера» изображалось с шестью спицами. Широко использовался этот орнаментальный элемент и в резьбе. В данном случае он носил название «громового знака». Все основные виды геометрического орнамента полностью сложились уже к I в до н. э. За прошедшие столетия этот вид декора изменений практически не претерпел. Если сравнить, например, орнаменты фабричных тканей XVIII – XX века с древними декорами, особой разницы заметить нельзя.
Поделка для дошкольника
При выборе поделки для малышей стоит уделить внимание на подготовленность ребенка. Для первого занятия рекомендуется выбрать простую аппликацию из кружочков цветной бумаги, например, гусеницу
Поделка состоит из нескольких элементов разного размера. Выполняют ее так:
-
В качестве заготовки понадобится 7−9 кругов. Малыши самостоятельно не могут изготовить элементы, поэтому стоит помочь им в этом. При помощи стакана рисуют круг на цветной бумаге или картоне. Выбор цвета можно доверить ребенку. Размер деталей может быть одинаковым или отличаться, например, круг — деталь головы, делается большего диаметра, а круги туловища могут быть различного размера — по убывающей от крупного к меньшему.
- После изготовления эскиза стоит приступить к вырезанию. Следует дать возможность вырезать элементы ребенку самостоятельно, но если у него не получается, то не нужно настаивать. Чтобы дать ребенку возможность быть нужным и подтвердить его самостоятельность, обязательно нужно использовать деталь, вырезанную именно им, даже в том случае, если она не получилась идеально.
- Самый интересный этап работы — это составление композиции. Эту задачу стоит доверить ребенку. Вариантов выполнения множество: гусеница может состоять из кругов, расположенных на горизонтальной линии, в виде волны или закручены в спираль. Ребенок может самостоятельно предложить историю своей гусеницы. Занятие станет намного интереснее, если предложить малышу придумать сюжет. Например, гусеница взбирается на цветок или танцует с друзьями.
- Аппликацию можно дополнить листом или камнем, приклеить рядом цветок или бабочку. Изготовить дополнительные детали поможет готовый трафарет.
Растительные мотивы
Самый простой способ, которым можно сделать подобный узор, — это рисование по трафарету. Такой вариант удобен тем, что вы делаете композицию из сложных объектов один раз, а потом только обводите готовые контуры.
Итак, растительный орнамент в круге выполняется следующим образом:
- Составляете мотив из одного или нескольких элементов. Лучше сразу вписывать его в сектор нужного размера.
- Выполняете трафарет, вырезая нужный контур внутри листа бумаги или так, чтобы обводить внешний абрис объектов.
- Чертите окружность и делите ее на нужное количество частей.
- По проведенным осям располагаете трафареты и обводите их.
- Выполняете орнамент в цвете.
Симметрия относительно окружности
В курсе начертательной геометрии встречается понятие сложных видов симметрии, например, относительно окружности. Она также называется инверсией. Такой метод позволяет построить оригинальный орнамент в круге или за его пределами по кольцу. Здесь за основу берется понятие отражения, а не одинаковость объектов.
Инверсия позволяет перенести точки линий узора, находящегося внутри круга, симметрично за его пределы и наоборот. При этом прямые линии могут стать скругленными, а расстояния не будут равными. Выстраивание таких орнаментов впечатляет и поражает воображение, выводя за рамки привычных представлений о симметрии.
Орнамент в круге | БАТИК и Я
Хочу, дорогие друзья, кое в чем признаться: вот уже довольно продолжительное время у меня «встала» работа.
Что конкретно сделано: ткань натянута на подрамник (это искусственный шелк), даже проведена простым карандашом кайма сантиметров эдак в пять-шесть. Ибо кусок материи — квадратный, и сразу задумывался, как будущий платок.
И что же? Да ничего. Ни-че-го-шень-ки! Никаких идей. У вас такое бывало?
И вот чтобы хоть как-то взбодрить себя, настроить на «платочный» лад, стала я разыскивать в бескрайних просторах Интернета различные узоры. И нашла кое-что, сильно напоминающее рисунки мандал.
Однако, это все несколько иные изображения, я их назвала «Орнамент в круге». И при хорошей фантазии они даже могут сослужить службу — стать узором платка (по краю можно пустить кайму), палантина или настенного коврика, расписанного текстильными красками. Вот этот орнамент в круге:
Надеюсь, вам понравились эти орнаменты в картинках. Остается добавить, что идеи взяты с сайта художника Виктории Теницкой: www.visskart.ucoz.ru
Это стоит почитать:
Использование компьютерных программ
Любой орнамент в круге проще всего построить в специальном графическом редакторе. Оптимальным и простым в работе является Corel Draw. Он позволяет выстраивать множество примитивов, то есть объектов простой геометрической формы, которые описываются параметрами контура и внутренней заливки.
Сделать обычный узор внутри круга можно по такой схеме:
- Из любых геометрических фигур составляете композицию в виде вертикальной линии или сектора круга.
- Группируете все объекты в одно целое.
- Копируете все и вставляете нужное количество раз.
- Применяете функцию, которая позволяет распределить объекты по окружности через одинаковый угол.
Орнамент готов. Возможно, он получится таким, каким вы не предполагали его увидеть. Сложные математические законы способны моделировать непредсказуемые изображения.
Кроме того, с помощью специальных DDU-макросов к этой программе, разработанных для изучения геометрии, можно выполнить, например, симметрию относительно окружности. В этом случае вы будете получать математически правильные, гармоничные узоры из причудливых пересечений линий, завитков, групп окружностей. Построить такие орнаменты вручную невозможно. Математические методы создания изображений на компьютере дают огромные возможности для изучения всевозможных узоров.
Итак, вы поняли, что сделать собственный орнамент в круге несложно. Выбирайте удобный способ и воплощайте свои идеи на бумаге.
«Красивые орнаменты» — Симметричный орнамент. Применение орнамента. Принципы рисования орнамента. Арабы. Туркменистан. Какие бывают орнаменты. Узоры и орнаменты. Орнаменты в архитектуре. Орнамент. Естественный орнамент. Виды орнамента. Разных странах орнаментам придают свой смысл. Чередование. Монголия Казахстан. Китай. Символ солнца в разных странах.
«Формы орнамента» — Орнамент в замкнутой форме. Принципы построения орнамента. Украшение. Изображение сочетаний (стилизованных) растений. Ритм. Мотив. Изображение строгого чередования ритмических элементов. Изображение фигуры человека. Раппорт. Изображение простейших клеток. Схемы ленточных орнаментов. Повторение. Инверсия.
«Орнаменты и узоры» — Орнамент в русских народных промыслах. Ренессанс. Древний мир. Геральдический орнамент. Главные эпохи развития орнамента. Характер композиции на украшаемой поверхности. Узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Вологодское кружево. Геометрический орнамент. Классификация орнаментов. Восточные орнаменты.
«Композиция орнамента» — Ассиметричное расположение. Композиция. Способность художника к абстрактному мышлению. Конструктивные элементы орнамента. Форма раппорта. Осевая симметрия. Орнаментальная композиция. Виды симметрии. Правила построения орнаментальной композиции. Ритмическое построение орнаментальной композиции. Шахматный ритмический строй.
«Классификация орнаментов» — Мотивы. Содержание предметного орнамента. Животный орнамент. Классификация орнаментов. Растительный орнамент. Эпиграфический (каллиграфический) орнамент. Геометрический орнамент. Символический орнамент. Происхождение. Фантастический орнамент. Пейзажный орнамент. Виды орнамента.
«Орнаменты народов» — Русский орнамент. Орнаменты Древнего Египта. Геометрический орнамент. Многообразие форм. Орнамент на платках. Хохлома. Гжель. Орнамент на тканях. Принципы рисования орнамента. Мастерицы. Казахский орнамент. Чередование. Матрёшка. Математика. Место в орнаментальном искусстве. Индийский орнамент. Абстрактный орнамент.
Всего в теме
12 презентаций
Однажды в детстве я листал мамин школьный альбом по рисованию. И поразился очень красивым узорам в кругах. Оказалось, что они нарисованы при помощи циркуля. Сначала легонько рисуются лепестки (сколько нужно), а потом это обводится фломастерами или красками. Маминого альбома сейчас уже не найти, есть только мои детские рисунки на эту тему (отсканил):
Урок ИЗО. Тема: «Орнамент в круге»
План урока ИЗО
2 класс
Тема: «Орнамент в круге»
Цель:
Учащиеся научатся созданию орнамента в круге, выполнив один из восьми элементов коллективной работы, применив новое умение построения линии симметрии.
Задачи:
— научить построению орнамента с помощью отдельных элементов;
— дать представление о линии симметрии;
— расширить знания в области применения художественного приема — цветового контраста;
— формировать у учащихся восприятие красоты, пробуждать желание приобщения к прекрасному, побуждать к созданию красивого в предметном мире.
Оборудование для учителя:
4 презентации, звуковые файлы «Р. Щедрин «Конек-горбунок», «О.Табаков «Конек-горбунок», 3 цветных круга, клей.
Для учащихся:
Лист бумаги А-8, трафарет, карточка-задание, линейка, простой карандаш, цветные карандаши, ножницы.
Форма урока: индивидуально-коллективная.
План урока:
1. Организационная часть.
Проверка готовности к уроку.
2. Введение в тему, — эмоциональное воздействие посредством фрагментов музыки Родиона Щедрина к балету «Конек-горбунок», текста сказки в исполнении Олега Табакова и презентации «Жар-птица»
3. Откуда у писателя Петра Ершова возникла такая фантазия? Или это не фантазия?
· Презентация: «Немного о том, как появился образ жар-птицы»
4. Как вы думаете, жар-птица или похожая на жар-птицу существует в природе?
Может быть, кто-то видел подобную птицу? Как она называется?
· Немного слов о павлине – прототипе птице жар.
5. Постановка цели и задач урока.
· Создать ситуацию для поиска обнаружения проблемы
Мне необходимо создать орнамент в круге, вы мне поможете?
6. Формулирование и объяснение практического задания.
· Выдвижение первой проблемы
Нам необходимо знать, что такое линия симметрии и уметь ее провести.
Кто из вас слышал слово симметрия и что оно обозначает?
· Дать понятие симметрии. (Слад 2, презентации «Создание орнамента в круге из отдельных элементов»
Заполните личную карту: фамилия, имя.
Задание 1 «Найди симметричные рисунки и проведи оси симметрии в них»
Проверка задания – слайд 3
Задание 2 Формулирование и объяснение практического задания.
«Наша цель построить орнамент в круге. У нас есть три круга. Каждый ряд будет заполнять свой круг жара-птицевыми перьями.»
7. Работа индивидуальная, (взаимоконтроль и взаимопроверка)
8. Демонстрация алгоритма работы с использованием презентации слайды (номера 4 – 6)
· Обводка трафарета, построение рисунка, понятие симметрии.
9. Раскраска рисунка с применением художественного приема цветового контраста. Усложнение цветовой гаммы рисунка с помощью эффекта градиента. (Слайды 7 – 9 с актуализацией прежних знаний — слайд 7)
· Мотивация к качественному, аккуратному выполнению работы.
· Осуществление контроля над выполнением работы.
· Наклеивание элементов в круг
· Демонстрация приемов деления круга и заполнения его элементами, слайды 10 – 12.
10. Организация проверки работы:
· коллективный просмотр;
· оценочные высказывания обучающихся по рядам;
· сравнительный анализ работ, обсуждение достоинств и недостатков изображений;
Работа с карточкой
· самооценка.
· определение цели урока.
Подводит обучающихся к выводу:
— сегодня мы попробовали создать коллективную работу, используя труд каждого;
— (интрига урока) вначале урока, вы прослушали фрагмент сказки Петра Ершова «Конек-горбунок». Сегодня тема этой сказки очень актуальна, — всемирное событие, которое привлекает болельщиков всех стран мира к Российскому городу Сочи, позаимствовало из сказки жаро-птицево перо;
— презентация «Колорит Сочи-2014» — буклет, реклама, команда, одежда, радужная карта, олимпийский факел;
— все потрудились славно, все – молодцы!
Другие фигуры
Мотив в виде спирали нередко использовался в Греции, Америке, Индии, Китае, на африканском континенте. Спираль была символом моря, а также молнии. При помощи этого мотива изображали передвижение небесных тел.
В китайской традиции его использовали для обозначения грозы, которая предшествует появлению Небесного дракона.
Треугольник – символ тройки, а также триединства. В христианской традиции и иудаизме треугольник с равными сторонами был символом божественной силы.
В Средневековье его рассматривали в качестве символа Троицы. В Древнем Китае треугольник был символом женственности.
Некоторые орнаменты содержат скрытый смысл, за всей геометрией скрывается великая идея художника. А некоторые созданы только для того, чтобы сформировать эстетику изделия.
Как сделать узор с помощью спирографа
Это приспособление похоже на трафаретную линейку. Оно представляет собой прямоугольник, в котором выполнены два круглых отверстия. У меньшего на внутренней поверхности расположены 96 зубчиков, а у большего — 105. К этому прилагаются разного диаметра зубчатые колесики с дырочками внутри, а также трафареты в виде ромба, треугольника, квадрата, звезды, восьмигранника. Могут присутствовать дополнительные варианты: дельфин, акула, бабочка, бантик, ёжик, кот, крестик и круглый транспортир.
Смысл работы заключается в следующем:
- Берете плотную бумагу и цветные ручки.
- Вкладываете, например, обычный круглый трафарет в одно из отверстий основы так, чтобы зубчики вошли в зацепление.
- Ручку вставляете в отверстие трафарета и начинаете плавно передвигать его по окружности, пока рисунок не замкнется.
- Меняете цвет стержня.
- Вставляете его в следующее отверстие маленького трафарета. Действия повторяете. Получается новая часть изображения.
Вариантов узоров — огромное количество. Главное — экспериментировать. У детей такое развлечение стимулирует творческое мышление, а у взрослых успокаивает нервную систему.