Мифы скандинавии

Утгард

Об Утгарде

Мир скандинавской мифологии был разделен на две части — Мидгард и Утгард. Срединное огороженное пространство, мир богов и людей, Мидгард, был окружен Утгардом — миром чудовищ и первобытных великанов.

Где находится Утгард? В древнем мифе говорится, что этот мир располагался “за оградой”. Можно сказать, что это внешнее неорганизованное, не огражденное пространство, которое также является воплощением первобытного хаоса.

Преисподняя Хель располагалась под одним корнем Иггдрасиля и одновременно на севере — мир великанов, Ётунхейм, и загробный мир Хель как бы объединялись в Утгарде.

Оружие и предметы тора

Никто так не любит оружие и доспехи как наш Тор. Как маленькая девочка, выбирает сладости, гуляя по деревенской ярмарке. Так Тор выбирает себе новый меч или шлем. Часто, громовержец пропадает в подземных мастерских Свартальвхейма. Подолгу рассматривая творения местных оружейников и бронников.

Вот тебе небольшое описание Свартальвхейма из моей записи о мирах скандинавской мифологии, чтобы было понятно, насколько там интересно погулять хорошему воину:

Огромные подземные пещеры и катакомбы пропитанные копотью многочисленных кузниц и оружейных мастерских. Темнота отступающая под светом раскаленного железа, масляных фонарей, светящихся кристаллов и бесконечных искр.

Мир тёмных альвов — подземных карликов или цвергов. Низкорослые длиннобородые крепкие воины и мастера. Нет кузнецов и ювелиров искуснее и аккуратнее. Что не дом — то мастерская доспехов, кузница или плавильня.

Бесконечная сеть шахт, рабочая суета и постоянный звон кузнечных молотов и тяжелых кирок — вот вам весь Свартальвхейм.

Много разного оружия и брони было у Тора. Но не сравнятся они с его легендарными волшебными предметами:

  1. Мьёльнир — основным и любимым оружием Тора является молот Мьёльнир. Который для него выковали братья-карлики Брок и Синдри, во время большого кузнечного спора. Самое мощное оружие в девяти мирах. Про его магические свойства и необычную короткую рукоять я обязательно расскажу тебе в отдельной записи — много интересного таит история молота.
  2. Мегингъёрд — носит бог грома волшебный пояс силы Мегингёрд. Пояс увеличивает и без того огромную силу Тора в два раза. Есть у меня и отдельная запись об истории пояса, почитай, если интересно.
  3. Рукавицы хватки — чтобы крепче держать свой молот, носит громовержец волшебные металлические рукавицы. Мертвой хваткой сжимают они оружие в руках носителя.

Альвис


Тор и Ёрмунганд

Тора ждало еще одно брачное испытание. В этой легенде жених сам пришел к нему и посватался к его дочери. В роли жениха выступил не великан, а карлик. Его звали Альвис, что в переводе означало “Всеведущий”. Он пришел, когда Тора не было дома, и настойчиво объяснился Труд в любви. Он готов был забрать ее в свой хтонический мир, но в этот момент пришел Тор.

Он увидел, что лик жениха очень бледен — ведь Альвис был жителем преисподней. Тор сразу понял, что Альвис — плохая кандидатура в мужья, однако карлик согласился на брачное испытание, и громовник не мог ему отказать.

Тор пообещал ему любовь своей дочери, если карлик расскажет ему обо всем, что происходит во всех девяти мирах. Альвис с готовностью начал отвечать на вопросы, и Тор удивился тому, что тот, действительно, все знает. И ему удалось перехитрить хтоническое создание: пока Альвис показывал свою мудрость, взошло солнце и он превратился в камень.

Этот миф необычен тем, что Тор использует не свою силу, а житейскую хитрость. Карлик опасен и людям, и богам. Хтоническое существо может появиться в чуждом ему мире в виде паука, или какого-нибудь другого кошмарного создания. Карлик способен замучить любого до смерти, и чтобы обезопасить себя, требуется прочитать заговор с упоминанием зари, изгоняющей ночные кошмары.

Неслучайно Альвис явился ночью, собираясь забрать Труд с собой — на тот свет. Его нельзя было победить силой. Избавиться от нечистой силой можно только заговорив ее.

Кратко о торе

Для тех, кто не хочет читать большие и интересные тексты, над которыми я так стараюсь, а просто заглянул за краткой, основной информацией:

  1. Тор — бог грома, сын Одина и богини земли Ёрд. Главный защитник всех богов и людей от великанов и чудищ.
  2. Тор передвигается на колеснице запряженной козлами Тангниостром и Тангрисниром.
  3. Носит Тор волшебный пояс силы — Мегингъёрд и железные рукавицы, которыми держит легендарный молот Мьёльнир.
  4. Во всём своём снаряжении, Тор считается неуязвимым.
  5. Со своей семьёй, бог грома живёт в Асгарде, в чертоге Бильскирнир что означает «Скрежет Молний».
  6. Женщины Тора: Златовласая Сив и великанша Ярнсакса.
  7. Дети Тора: Моди, Магни, Труд и Улль.
  8. Тор участвует во множестве событий скандинавской мифологии. В основном это походы в Ётунхейм — страну великанов.
  9. Во время походов, Тора часто сопровождает Локи, а также мальчик Тьялфи и его сестрёнка Рёсква.
  10. Когда наступит Рагнарёк — конец света, Тор сразиться с морским змеем — Ёрмунгандом и оба они погибнут. Так закончится история Тора — бога грома.

Здоровья тебе, друг. Рад видеть тебя здесь. И это не просто приветствие для галочки. Мне действительно очень приятно, когда читают мои записи. Меня зовут Гаврилов Кирилл. Я увлекаюсь историей мифологией и культурой средневековой Скандинавии. А это мой Северный дневник — Freinheim.

Тор — основной персонаж мифов и легенд древних скандинавов. Рыжебородый, участвует во многих мифах и историях. Как и все записи о главных богах, запись о Торе я откладывал долгое время, потому что боялся писать на такую объемную тему. Ибо записи даются мне тяжело.

Я пишу их долго и часто переделываю. Затем откладываю текст на несколько дней или недель. После возвращаюсь и переделываю снова. Некоторые тексты ждут месяцами — вроде этого. После публикации, я всё равно не успокаиваюсь — постоянно переписываю и дополняю.

Ну хватит отступлений, вот и пришло время для истории о боге грома Торе. Устраивайся поудобнее — будет интересно.

Атрибуты и характер

Во всех этих историях атрибутами Тора являются его ранее упомянутые три магических предмета – молот Мьёлльнир, пояс Мегингьёрд и железные перчатки, которыми удобно держать Мьёлльнир, а также эта колесница, запряжённая козлами. Эти предметы украшают огромную силу Тора, которая является его главной особенностью, а также Тор имеет вспыльчивый характер и проявляет нетерпение к чужим правилам.

Тор полностью лишён хитрости или способности обманывать и поэтому не может распознать эти качества в других; в результате он часто обманывается магическими заклинаниями или изменяющими форму сущностями, которые заставляют вещи казаться не тем, что оно есть.

Вопреки популярному образу Тора в наши дни из комиксов и фильмов Marvel, он не был братом Локи и никогда не изображался как чисто выбритый или светловолосый, за исключением главы 3 Прозаической Эдды (составленной около 1220 года), мифографии более ранних скандинавских мифов, переработанных исландцем Снорри Стурлусоном в один структурированный рассказ, написанный из христианского контекста.

В других местах, и почти на каждом изображении, Тор всегда показан с длинными рыжими волосами и большой бородой, часто отправляется в битву с великанами или гномами, не останавливаясь, чтобы рассмотреть альтернативы насилию. Он тесно связан с водой во многих мифах и изображается заплывающем дальше, чем другие, а также пересекающим опасные реки – оба аспекта его роли бога-защитника, который удаляет границы или идёт перед верующим в качестве проводника.

Скандинавы эпохи викингов особенно почитали Тора не только как проводника по морям и защитника от штормов, но и как чемпиона в битвах. Учёный Х. Р. Эллис Дэвидсон пишет:

Из всех богов именно Тор кажется характерным героем бурного мира викингов. Бородатый, откровенный, неукротимый, полный энергии и удовольствия, он полагается на свою сильную правую руку и простое оружие. Он шагает через северное царство богов, подходящий символ для человека действия.

Однако Тор был не просто предпочтительным богом воина-викинга, поскольку его сила и прямой ответ на любую проблему были одинаково привлекательны во всем спектре социальных классов эпохи викингов. Домохозяйка могла обратиться к Тору за помощью в решении домашних проблем так же, как фермер, ткач или пивовар со своими собственными трудностями, и, как свидетельствует его популярность, Тор помог бы им. Поэтому Тор стал скандинавским богом обывателя; здравый смысл, без глупостей, божество, с которым каждый мог общаться, и каждый мог получать ответ.

Амулет Молот Тора. Фото: www.worldhistory.org

Культ тора в скандинавии

Давным-давно, в средневековой Скандинавии, Тор, вместе с Одином и Фрейром был одним из трех главных языческих божеств. Бородатые скандинавы, считали Тора богом плодородия и защиты. Поэтому именно символ тора — Мьёльнир и носили язычники у себя на шее. Чтобы защищал от напастей.

Главным божеством, без сомнения был Один, но недолго. Со временем, образ прямодушного и сильного бога громовержца стал более простым и понятным для большинства людей. В отличии от таинственного образа Одина — многоликого и хитрого колдуна и шамана. И Тор постепенно сместил Одина и стал самым популярным богом в скандинавском язычестве.

Если долго всматриваться в тёмное небо, во время грозы. Можно увидеть, как Тор громовержец, бьёт свои молотом по каменной наковальне.

Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество Freinheim. Только тебя и ждём. А все остальные записи и разделы моего дневника можешь найти в оглавлении.

Запись украшают работы художников:

  1. Conor Burke — Thor commission
  2. Alvaro Estrada — The Tempest’s Face
  3. Alvaro Estrada — Defender of the Mighty wall
  4. Alvaro Estrada — Fierce attack
  5. Unknown — Thor
  6. Alex Alice — Sea Monster

Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера и его мифологии.

Функции

Тор в основном выполнял функции бога -защитника, хотя рассказы о нём также объясняли природные явления, тем самым связывая его с этиологическими мифам. Говорили, что он вырвался из своего большого зала в колеснице, запряжённой двумя козлами – самцами – Тангньостром и Тангрисниром, — которые могли быть убиты и съедены богом, а затем возвращены к жизни на следующий день, пока их кости оставались целыми. Грохот грома был грохотом колёс колесницы Тора по небесному своду, в другой истории ему приписывают создание приливов и отливов.

По большей части, однако, он был призван для защиты и решения проблем. Учёный Пребен Меуленграхт Серенсен комментирует, что Тор “был хозяином грома и молнии, бури и дождя, хорошей погоды и урожая, и язычники приносили ему жертвы, когда им угрожали голод или болезнь”. У него было три магических предмета, которые помогали ему защищать Асгард и Мидгард: его молот Мьёлльнир, его пояс силы Мегингьёрд (который удваивал силу, если его надеть) и его большие железные перчатки, которые ему нужны были, чтобы владеть своим молотом.

Тор сражается с великанами. Фото: www.worldhistory.org

Тора призывали при заключении деловых контрактов и освятить браки, для сельскохозяйственного изобилия, для защиты во время путешествий (особенно на море) и для победы в битве, но он, кажется, был призван всякий раз, когда возникала необходимость. Примечания Серенсена:

Отношения с языческими богами были своего рода дружбой, договором, по которому человек приносил жертвы богам и имел право на их поддержку взамен…Исландский Ланднамабок (Книга поселений) рассказывает, что Хельги инн Магри, который поселился в Исландии около 900 года, верил в Христа, но призывал Тора, когда терпел бедствие в море. Он также попросил Тора показать ему, где построить свою новую ферму, но назвал её в честь Христа.

Введение христианства в Скандинавию, поначалу, не сделало ничего, чтобы уменьшить значение Тора в жизни людей. Бог продолжал вызываться на протяжении большей части эпохи викингов, о чем свидетельствуют не только амулеты и талисманы, но и гравюры, изображения, скульптуры и истории, которые продолжали рассказываться о нём.

Тор и Трюм

Древняя статуэтка

Не только асы пытались поживиться чем-нибудь в стране великанов: ётуны также облизывались на сокровища Асгарда.

Однажды Тор, проснувшись поутру, обнаружил, что его великий молот исчез. Земля и небо остались без защиты, и, всерьез рассердившись, Тор отправился к Локи: по его мнению, только такой хитрец, как он, мог помочь найти Мьёлльнир.

Локи одолжил у Фрейи крылатый наряд, облачился с него, и полетел в Ётунхейм. Там он встретился с правителем, Трюмом, и после недолгих обменов любезностями, спросил, не он ли украл молот. Великан признался в воровстве, и тут же добавил, что Локи, несмотря на всю его хитрость и изворотливость, нипочем не достать его: молот лежит очень глубоко под землей.


Изображение молота Тора

Трюм отметил, что отдаст молот Тору. Но только взамен на Фрейю: он давно уже мечтал на ней жениться.

Локи полетел назад, и сообщил обо всем Тору. Вдвоем они отправились к Фрейе, прекрасно зная, какой ответ получат. Они не ошиблись: красавица-богиня, услышав это предложение, рассердилась так, что застряслись скалы. Она сказала, что никогда и ни за что не согласится стать женой великана.

Боги собрались на совет, и тут провидец Хеймдалль дал им добрый совет: асам следовало нарядить невестой самого Тора и отправить его в Ётунхейм.


Культовая статуэтка Тора

Громовержец с большим трудом принял это решение: в отличие от Локи, который не видел ничего зазорного в том, чтобы превратиться в кобылу и родить, он считал, что переодевание в женщину покроет его позором.

Но делать было нечего: ётуны готовились захватить Асгард. Чтобы подбодрить Тора, Локи сам переоделся в женскую одежду: он готов был представиться служанкой невесты.

так боги отправились в Ётунхейм. Трюм, обрадовавшись, что Фрейя, наконец-то едет к нему, тут же созвал пир на весь мир. И тут “невеста” продемонстрировала недюжинный аппетит, съев целого быка и восемь лососей, и запив все это тремя бочками меда.

Трюм изумился: никогда еще он не видел таких прожорливых дев. На выручку подоспел Локи, сказав, что невеста так долго была в пути, что изголодалась. Тут Трюм решил поцеловать невесту, но, увидев горящие глаза Тора, отшатнулся. Локи поспешил успокоить великана, сказав, что глаза Фрейи горят от страсти к нему.

Неизвестно, чем бы все кончилось, но в какой-то момент Трюм велел принести Мьёлльнир. Оказывается, этот молот освящал брачные узы и скреплял договор. Разумеется, Тор не собирался освящать брачный союз. Молот опустился на голову незадачливого жениха, а потом под его ударами пали и остальные великаны.

Бог грома: добрый и грозный


Тор сражается с великанами

К каким богам относится Тор? Тор — скандинавский бог грома, бури, молний, защитник богов и людей от великанов и разных чудовищ. Также Тор является древнейшим богом плодородия. День бога Тора — четверг: Thur’s day.

Сильнейший среди скандинавских богов, бог грома Тор был сыном Одина и Едр (земли). Жена бога тора по имени Сив, богиня с чудесными волосами, считалась богине плодородия.

Среди детей бога Тора важнейшая роль в скандинавской мифологии принадлежит дочери по имени Труд, а также сыновьям Моди (Смелый) и Магни (Сильный). После Рагнарёка Магни и Моди вернутся из царства мертвых и принесут молот Тора. И это не странно: смелость и сила не могут погибнуть.

Почитание Тора


Знак Тора в Германии

На территории современной Германии есть несколько мест, названных в честь бога грома. Есть такое название, как гора Доннера — вероятно, она получила свое название в честь Тора (в южногерманском произношении — Доннера).


Еще один знак Тора

В Исландии в 19 столетии вывели особую породу лис, и назвали ее Тор холт. Вероятно, все дело было в красной шерстке животных.

В том же 19 столетии в почве были обнаружены гладкие клиновидные камни, которые назывались Торвиггар, или клинья Тора. Народное поверье гласит, что некогда эти камни бросали в тролля.

Метеориты, по причине их огромного веса, также считались камнями Тора. На шведском острове Готланд обнаружили жука, и назвали его в честь Тора. Предание гласит, что если этого жука найти перевернутым, можно добиться благосклонности этого сурового, но доброго бога.

Согласно древним легендам, Тору суждено погибнуть от яда своего вечного врага, Ёрмунганда. Но это произойдет только в конце времен.

Пока же Тор бдительно охраняет границы Мидгарда и вторгается в Утгард. Так он сдерживает хаос и отдаляет Рагнарёк.

Комментарии

Интересная штука. Где-то я уже такое видел…

17.05.2023
Jaaj.Club

Надо же! Я обычно прыгаю от одного автора к другому, не читая книги сериями, и не задерживаюсь долго на одном)

14.05.2023
Palevka-89

Я когда первый раз прочитала Харуки Мураками тоже была восхищена, потом побежала читать его другие произведения и разочаровалась в авторе

Обратите внимание на хокку Басё, например.

14.05.2023
alevtina0824

Температура тления табака в кальяне намного меньше, чем температура прямого горения в какой-нибудь приме. Большинство гадости выделяется при высокой температуре

12.05.2023
kakakapapapa

>по сравнению с сигаретами в кальянном табаке в 8 раз больше никотинаПолная дуристика сравнивать количество никотина в пачке кальянного табака, которой хватит на несколько сеансов в большой компании и количество никотина в одной единственной пачке сигарет. К тому же, может никотин и не самое полезное вещество, но большинство вреда при курении человек получает от смол.

12.05.2023
kakakapapapa

«путешествие тора в утгард» как нетипичный пример orbis alius

Миф о том, как Тор, Локи, Тьяльви и Рёсква побывали у Утгарде – это пример Orbis Alius, когда герой попадает в «другой мир». Причем Утгард – это другой мир в полном смысле, он не упоминается в эддических тексах при описании девяти миров Иггдрасиля, потому что находится за пределами скандинавской космогонии, на что указывает его название – с древнескандинавского «утгард» переводится как «за оградой» или «внешнее огороженное пространство».

Скандинавоведы довольно успешно проводят аналогии между другими мирами Иггдрасиля и регионами, с которыми исторически контактировали скандинавы. Например, ванахейм, расположенный на востоке – это вполне вероятно Гардарика («страна городов», Русь), а Муспелльхейм, мир жара, которым правит черный великан Сурт, это Северная Африка, в которую викинги тоже заплывали и неоднократно.

https://www.youtube.com/watch?v=kQWAxX18_pM

Но найти привязку к Утгарду до сих пор не удалось, и что интересно – миф «Путешествие Тора в Утгард» является одним из центральных в «Младшей Эдде», но больше ни один текс не дает на него даже косвенной отсылки. С другой стороны, Один сразу поясняет этот момент Ганглери, и хотя это объяснение мифологического персонажа о мифологическом персонаже, справедливо предположить, что подоплека легенды может быть именно такой – речь идет о событии, о котором по той или иной причине не принято было говорить.

Другой важный нюанс – полной аналогии этого мифа в других культурах мы не находим, потому что в действительности это единственное путешествие Тора, в котором он описан вовсе не всепобеждающим и могучим героем. Его обманывают, они проигрывает (пусть даже в состязаниях, в которых невозможно победить).

Во всех остальных мифах (та же «Рыбалка Тора», которая как раз следует за путешествием в Утгарда) могучий ас так или иначе одолевает своих недругов. Причем порой он побеждает действительно сильно и потенциально непобедимых существ (например магического голема Хрунгнира).

Но путешествие в Утгард выделяется среди всех этих мифов, почему – у скандинавоведов нет четких теорий на этот счет. Есть гипотезы. Например, по одной из версий, миф об Утгарде не встречается ни в одном другом тексте потому, что является придумкой самого Снорри Стурлусона, который, будучи христианином, не мог упустить случай очернить языческого бога.

Аналогичным образом некоторые исследователи считают неоригинальными миф о Фрейе и Брисингамене и миф об убийстве сыновей Локи. Но однозначного ответа мы не можем дать, какими бы логичными не выглядели эти версии.

Культ Тора

Очень мало известно о специфике поклонения Тору из-за природы скандинавской религии, которая не имела письменного писания или формальной литургии, но, как уже отмечалось, о его популярности свидетельствует количество амулетов, гравюр и других намёков на него. Серенсен комментирует культ Тора и скандинавские религиозные практики в целом, написав:

Самым важным отличием языческого культа от христианского было то, что языческие культы не имели регулярной организации христианской церкви. Религия не была отдельным институтом со специальными храмами и жрецами. Он был частью обычной жизни и поддерживался отдельными членами общества, то есть йоменами и домохозяйками, а ритуалы совершались в домах фермеров и вождей.

Однако, похоже, есть исключения из этого общего правила, поскольку храмы Тора упоминаются более поздними авторами. Самым известным из них был храм в Упсале в Швеции, посвящённый поклонению Фрейру, Одину и Тору. Согласно рассказу Адама Бременского (ок.1050-1085гг), каждые девять лет в этом храме совершались жертвоприношения, во время которых мужчин убивали и вешали на деревьях в священной роще. Хотя рассказ Адама был оспорен и считался лишь ненадёжным слухом, кажется вероятным, что какое-то ритуальное жертвоприношение имело место в Упсале, а также в других местах. Комментарии Дэвидсона:

Говорят, что фигура бога с его молотом стояла во многих храмах в конце языческого периода. Мы встречаем больше изображений Тора, чем изображений других богов, и когда он делил храм с другими божествами, обычно говорят, что он занимал почётное место. Упоминаются богатые одежды, а также жертвы мяса и хлеба, как говорят, были сделаны ему в его храмах в Норвегии. Его поклонники будут искать руководства от образа Тора, когда придёт время принять какое-то трудное решение.

Все эти храмы были разрушены после того, как христианство восторжествовало над языческими норвежскими верованиями. Дэвидсон рассказывает историю печально известного норвежского короля Олафа Трюггвасона (995-1000гг.), который насильственно обратил своё королевство в христианство с помощью насилия и пыток, разрушив храм после того, как ему показали, как работает статуя Тора (она двигалась). Дэвидсон цитирует описание статуи из исландской рукописи Flateyjarbok (1394г.), компиляции более ранних работ о скандинавских лидерах, которая подчёркивает величие статуи Тора:

Тор сидел посередине. Он был самым почитаемым. Он был огромен и весь украшен золотом и серебром. Тор был устроен так, чтобы сидеть в колеснице; он был очень великолепен. Перед ним были козы, две из них, запряжённые. И машина, и козы бегали на колёсах. Верёвка вокруг рогов козлов была из кручёного серебра, и все это было сделано с чрезвычайно тонким мастерством.

Эта статуя, кажется, двигалась, когда кто-то дёргал за верёвку вокруг рогов, и когда это происходило, издавал звук, похожий на гром. Дэвидсон продолжает:

Скегги, человек, который привёл Олафа Трюггвасона в храм, чтобы увидеть Тора, убедил его натянуть верёвку вокруг рогов коз, и когда он это сделал, козы легко двинулись вперёд. После этого Скегги заявил, что король оказал услугу богу, и Олаф, что неудивительно, рассердился и призвал своих людей уничтожить идолов, а сам сбил Тора с колесницы. Подразумевается, что тяга хорошо смазанной колесницы была частью ритуала в честь Тора.

Амулеты, изображающие молот Тора, соперничали с амулетами христианских крестов, поскольку скандинавская религия изо всех сил пыталась защититься от посягательств новой веры, которая казалась противоположной каждой ценности, воплощённой Тором. Те самые характеристики, которые сделали Тора таким популярным богом, были очернены новой религией, которая, по крайней мере теоретически, способствовала мирному разрешению конфликтов и обсуждению перед действием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: