В культуре
Святогор уступает по популярности в культуре и искусстве другим богатырям. Герой упоминается в легендарной сказке «Илья Муромец», снятой режиссером Александром Птушко в 1956 году. В ленте, созданной по мотивам былин, а также произведений Александра Пушкина, главенствующий богатырь получает в дар меч великана.
Святогор в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей»
Со Святогором знакомы и современные дети. В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 год) меч достается уже Алеше, но здесь персонаж, который представлен как ростовский поп, собственноручно передает оружие. Озвучил его Иван Краско.
Ценители живописи имеют возможность любоваться картиной «Святогор», написанной Николаем Рерихом в 1938 году. Художник не раз обращался к теме былинных героев, стремясь передать мощь русского народа. Великан изображен на фоне заснеженных гор, каких именно – остается загадкой. Возможно, Гималаев, потому как живописец создавал очередной шедевр в экспедиции по Центральной Азии.
Картина «Святогор». Худложник Николай Рерих
В «Святогоре» объединены русские и восточные элементы: герой одет, как типичный древнерусский воин, но черты лица азиатские. Картина является экспонатом московского Музея народов Востока.
В Коломне в середине 90-ых годов прошлого столетия открылся «Центр русской воинской культуры «Святогор». Дети и подростки постигают азы русского рукопашного боя, фехтования, стрельбы, изучают мифологию, историю костюма.
Русская сказка
Былина сказка Льва Толстого «Святогор-богатырь»
В сказке Льва Толстого идёт повествование о богатыре русском Святогоре и о простом крестьянском мужике Микуле Селяниновиче. Святогор обладал огромной силой, и не было ему равных. Решил богатырь, что ему под силу землю русскую поднять. Однажды Святогор совершал конную прогулку, а вдалеке шагал пеший путник с сумкой через плечо. Припустил коня богатырь, а догнать пешего не получается, пришлось попросить путника остановиться. Сняв сумку, мужичок стал дожидаться, когда Святогор подъедет к нему. Святогор, не слезая с седла, попробовал плёткой передвинуть сумку путника на другое место – не смог. Рукой он тоже не смог её поднять. Спешился богатырь, решил обеими руками поднять неподдающуюся сумку мужика, только приподнял от земли, провалившись по колено в землю. Любопытно стало Святогору, почему так тяжёл груз, лежащий внутри сумки. Простой мужик Микула Селянинович ответил, что в сумке находится «тяга от земли сырой…, а мать сыра земля его любит».
Главная мысль
Что же хотел таким необычным былинным содержанием сказать детям автор? Тех людей земля любит и защищает, которые трудятся на ней. Этим людям силу свою земля такую даёт, которая больше богатырской будет. Несмотря на то, что силы у простого мужика Микулы Селяниновича больше, он не хвастается этим, как Святогор. А в тексте сказки видно, что автор хотел показать, что и Святогору равный по силе нашёлся и благороднее богатыря оказался. Не бывает силы бесконечной, у каждой есть свои пределы и ограничения.
Пословицы и поговорки
Читать эту былину-сказку нужно вместе с детьми, поясняя не только старые русские слова («есмь», «увяз» и другие), но и приводя пословицы, созданные русским народом. Когда в тексте будет говориться о Святогоре, можно напомнить малышам о том, что «славна богатырями земля русская». А потом привести в качестве примера таких богатырей, как Илья Муромец, Никита Кожемяка, Алёша Попович и Добрыня Никитич. Можно вспомнить современный мультфильм, в котором прославляются наши богатыри. Ещё одна поговорка будет хорошим примером, когда речь зайдёт о путнике, который нёс неподъёмную для Святогора сумку: «На силу найдётся большая сила». Почему Микула Селянинович был настолько силён, что его сила была больше силы Святогора? А потому что он на земле трудился. И снова в пример будет звучать пословица русского народа: «Крестьянин без земли, что дерево без корня».
Как использовать сказку в воспитании малыша
Книга Льва Николаевича содержит ещё несколько похожих произведений. Используя тексты этих сказок, можно научить детей пользоваться народной мудростью и ценить пословицы и поговорки родного языка.
Читайте текст былины сказки русского писателя Льва Николаевича Толстого «Святогор-богатырь» онлайн бесплатно и без регистрации.
Святогор – хранитель порядка
Одни предания говорят, что отцом Святогора является сам Род, другие указывают на то, что богатырь приходится сыном Сварогу. Впрочем, даже внешность Святогора указывает на особенное происхождение. Как говорится в былинах, он «выше леса стоячего», то есть исполинского роста. Восседая на своём могучем коне, Святогор поддерживает собою небо, а потому чаще всего находится в горах (я уверена, вы уже обратили на «горную» деталь его имени).
Интересно, что отношение к Святогору несколько отличалось в разных регионах Руси. Если восточные и западные славяне считали его богатырём, однако не поклонялись Святогору как богу, то северные их соседи причисляли богатыря к священному пантеону.
В святых горах, где несёт свою службу Святогор, располагалось Мировое Древо. Наши предки верили, что именно оно является связующим ходом между двумя совершенно разными мирами – Явью и Навью. Задачей богатыря было поддержание порядка на данной территории – ни одно из тёмных существ Нави не должно было покинуть своей обители и перейти в Явь. Случись такое, мир превратился бы в хаотическое противоборство светлых и тёмных сил, но Святогор знал своё дело.
БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ
Святогор и «тягость земная». Путешествуя по Святым горам, богатырь обретает суму. В ней заключена «тягость земная». Пытаясь поднять находку, богатырь погружается в землю. Согласно одной из сюжетных версий, затем погибает. По другой — узнает секрет сумы от Микулы Селяниновича. Второй вариант, очевидно, является более поздним и создан для прославления образа самого Микулы. Есть и такие версии, в которых Святогор находит суму брошенной на дороге или видит ее у старичка, прохожего или доброго молодца.
Святогор и каменный гроб. Путешествуя с Ильёй Муромцем, Святогор находит каменный гроб с надписью «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Илье ложе оказывается велико. Зато оно приходится впору могучему Святогору, который закрывает крышку и уже не может ее поднять. С каждым ударом меча, которым Муромец пытается разрубить гроб, проявляются лишь новые железные полосы. Они все надежнее оковывают скорбное ложе. Святогор через свое дыхание делится со спутником частью силы и погибает.
Святогор и его жена. По предсказанию вещего кузнеца, Святогор должен был жениться на девушке-змее. Богатырь огорчается, но решает отыскать суженую — а вдруг она не так уж и страшна?
Скульптура Святогора. Парк каменных фигур, Дружковка (Украина)
Молодец отправился в Поморское царство. Когда Святогор увидел суженую, то испугался, по лоснул ее мечом. После он кинул золотой алтын, чтобы искупить содеянное, и, заливаясь горючими слезами, уехал. Девушка не погибла — сильный удар лишь разрубил чешую, под которой скрывалась дивная красавица.
Прознав о том, что объявилась писаная прелестница, Святогор приехал свататься и женился на ней. Увидев после свадьбы шрам на груди супруги, молодец обо всем догадался и понял, что судьбы не миновать.
Поделиться ссылкой
Мифология
Происхождение Святогора заложено в славянской мифологии: великан приходится сыном богу-творцу Роду. Задача героя – охранять мир Яви от вторжения злых чудищ из Нави. Попасть в Явь можно через вход, который расположен возле подножия столпа, держащего небо. Мировое дерево (так назывался столп) находилось в святых горах – отсюда и имя великана. По ту сторону «баррикады», у входа в Навь, дежурили три темных великана – Горынычи, которые старались не выпускать души умерших, жаждущие сбежать. Святогор был в постоянном противостоянии с Горыней, Дубыней и Усыней.
Богатырь Святогор
Во время правления Царьградом богатырь-великан узнал свою судьбу: по пророчеству, в жены ему предназначено чудовище змеиных кровей, живущее в морских глубинах. Святогор расстроился, но все же отправился на поиски невесты. Попал мифический герой на остров, покинутый людьми, где наткнулся на змею. От испуга ударил ее мечом, оставил алтын и скрылся.
В образе змеи была заколдованная морским владыкой красавица-царица по имени Пленка. После удара заклинание пало, девушка сумела умножить оставленные великаном деньги и возродить остров – на кусочек земли средь бескрайнего моря вернулись люди, выросли храмы и дворцы. Пленка решила приумножить золото и драгоценные камни торговлей в Царьграде, куда и отправилась. Здесь героиня встретилась со Святогором, вышла за него замуж и родила кучу детей, от которых берут начало многие народы мира.
Святогор и Илья Муромец
Когда открылась дорога в царство небесных богов, Святогор, поставив одну гору на другую, явился к Вышеню. У владыки великан попросил наделить его недюжинной силой, чтобы ни один бог или дух не смог сравниться с ним. Щедрый Вышень исполнил желание Святогора, но предрек, что победит героя людская хитрость и камень. Так и вышло – дочь пришлось отдать перехитрившему богатыря земному человеку Вану, а черный камень Велеса, вобравший тягу земную, загнал великана в землю по самый пояс. Святогор превратился в гору Арарат.
История персонажа перекликается с героями древнегреческих сказаний – в них живет титан Атлант, женатый на океаниде Плейоне и ставший впоследствии скалой.
Образ и предания
Из мифологии Святогор перекочевал в былины. Герой фигурирует в поздних народных преданиях как «бесполезный» богатырь, потому что не совершает блестящих подвигов, а сила его не приводит ни к чему хорошему. Исследователи считают, что Святогор олицетворял неуправляемую животную мощь, которая обречена на гибель.
Русский богатырь Святогор тянет суму переметную
Характеристика героя впечатляет: огромный великан передвигается на таком же большом коне – «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Голову венчает шлем, который задевает тучи. Непременным атрибутом образа стал орел, сидящий на правой руке. Когда могучий Святогор скачет по земле, реки выходят из берегов, а леса колышутся.
Персонаж появляется в былинах с тремя сюжетными линиями. В одном предании хвалится силой и уверяет, что легко перевернул бы Землю. Пошутить над силачом решил пахарь Микула Селянинович, выдав суму с «тягой земной», которую Святогор не сумел поднять – только ушел ногами глубоко в землю. Здесь и закончилась его жизнь. В другой сказке Микула, пожалев богатыря, рассказал секрет сумы.
Святогор и Микула Селянинович
Два варианта имеет и былина с Ильей Муромцем. Однажды Святогор встретился с русским богатырем, который начал бить великана палицей, но тому удары – что комариные укусы. Чтобы успокоить соперника, Святогор засунул Илью вместе с лошадью в карман. В пути герои наткнулись на каменный гроб, в который Святогор шутки ради решил лечь да так и не смог снять крышку. Умирая, выдохнул часть могучей силы Илье Муромцу.
Еще одно сказание гласит об измене жены Святогора с русским богатырем. Илья Муромец уснул сладким сном под дубом в чистом поле. Спустя три дня на это место прискакал на коне великан с ларцом из хрусталя, в котором прятал красивую супругу. Пока он отсыпался с дальней дороги, жена охмурила Илью и тайно поместила в карман мужа. Когда секрет раскрылся, Святогор убил неверную, зато подружился с Муромцем.
Святогор и его жена
Третий былинный рассказ повествует о женитьбе великана, с незначительными изменениями повторяя сюжет из мифологии. Микула Селянинович отправил Святогора к ясновидящему кузнецу, чтобы тот поведал детали дальнейшей судьбы. Коваль пророчил гостю в невесты чудище из приморского царства, которая после удара мечом превратилась в красавицу. Услыхав о девушке прелестной внешности, Святогор отправился свататься. После бракосочетания заметил на груди жены шрам и поверил, что судьбу просто так не обойдешь.
Что сильнее силы?
Довелось Святогору и побывать в мире богов. Былины говорят, что однажды открылся вход на небо, и богатырь поставил несколько гор одну на другую, после чего, будто по ступеням, взошёл по ним.
Встретился он с самим Вышенем, могущественным божеством и покровителем людей. Мне кажется, Святогор попросил о том, что было мечтой любого богатыря. Он мечтал получить силу, которую не одолеет ни один неприятель. Вышень исполнил пожелание богатыря, однако отметил, что даже самая великая сила не может устоять перед хитростью и могуществом камня.
К сожалению, опасения Вышеня не оказались напрасными. Богатыря коварно обманул смертный Ван, который получил в жёны дочь Святогора. Причиной гибели богатыря стал камень Велеса, подобранный на дороге. Чёрный минерал обратил Святогора в одну из самых высоких гор – Арарат.
Однако есть и иное предание о гибели богатыря. Согласно ему, выехал однажды в поле Илья Муромец и заметил вдалеке могучего, словно скала, богатыря Он спросил дважды его имя, однако тот не ответил ему – крепко спал Святогор. Когда же великан открыл глаза, то схватил Илью в правую руку и бросил в свой карман вместе с конём богатырским. Так и ехали они к Араратским горам.
После первого привала примирились Илья и Святогор, а потом вдруг заметили красивый резной гроб, который решили примерить. Для Ильи оказался он слишком велик, а вот Святогору пришёлся в самую пору. Потребовал великан, чтобы Илья закрыл его каменной крышкой, да только снова раскрыть гроб оказалось невозможно. Отчаянно пытался Илья спасти своего товарища, но в тех местах, где разбивал он гроб, появлялись стальные обручи, что охватывали Святогора.
Понял богатырь, что недолго ему осталось жить, а потому попросил Илью склониться к нему. С выдохом передал Святогор богатырю часть своей силы немыслимой, однако отшатнулся Илья, сказав, что ему хватит своих умений, не хочет он, чтобы от каждого его шага содрогалась земля и шумели леса. Не принял в дар богатырь и коня Святогора, так свой собственный был для него и другом, и соратником.
К.Челушкин. Святогор
Эти истории – только часть преданий о легендарном Святогоре. И пусть в былинах о нём нет привычного нам призыва к борьбе за родную землю, они не менее ценны, чем героический эпос. Святогор стал символом величайшей силы, что оказалась погублена чарами и человеческой хитростью. Сказания об этом богатыре призывают нас быть осмотрительнее и честнее, ведь далеко не всегда сила решает всё.
Читательский дневник по былине «Святогор-богатырь»
Название: «Святогор-богатырь»
Число страниц: 12
Жанр: былина
Главные герои: Святогор, Микула Селянинович.
Второстепенные герои: Девушка, Кузнец.
Характеристика главных героев былины:
Святогор — Очень могучий богатырь огромного роста.
Слишком самоуверенный, принципиальный, не верящий в судьбу.
Микула Селянинович — Простой пахарь, богатырь.
Носит тягу земную.
Характеристика второстепенных героев:
Девушка — больная, потом богатая и красивая.
Кузнец — предсказатель судеб.
Краткое содержание былины «Святогор-богатырь»
Встретил Святогор в горах человека с сумой неприметной.
Но поднять суму не смог, потому что носилась в ней тяга земная.
Отправил Микула богатыря к кузнецу судьбу свою узнать.
Указал кузнец Святогору, где ему жену искать, но нашёл там богатырь больную девушку.
Ушёл он прочь, свой меч у кровати оставил, а девушка выздоровела.
Стала красавицей и купчихой, и вновь встретилась со Святогором.
План былины:
- По Святым горам.
- Сума с тягой земной.
- Совет Микулы.
- Совет кузнеца.
- Больная девушка.
- Жалость к больной.
- Удар меча.
- Богатая красавица.
- Свадьба.
Основная мысль произведения «Святогор-богатырь»
Главная мысль былины заключается в том, что не может человек знать свой судьбы.
Основная идея былины в том, что от судьбы не уйдёшь.
Чему учит былина
Былина учит не кичиться своей силой, не считать себя лучше других.
Учит прислушиваться к советам умных людей.
Учит не бегать от судьбы.
Учит проявлять жалость и сострадание.
Краткий отзыв по произведению «Святогор-богатырь» для читательского дневника
Прочитав эту былину, я подумала о том, что любой человек может проявить слабость, быть закомплексованным, как это случилось с богатырём Святогором.
Он не смог поднять суму с тягой земной, которую легко нёс Микула.
И не узнал в больной девушке свою суженую.
Но от судьбы не смог уйти даже этот богатырь.
Это очень интересная и поучительная былина, которая заставляет по-новому взглянуть на образы русских богатырей.
В ней мы видим, что богатыри ничем не отличаются от обычного человека, кроме силы.
Они хотят служить народу, родной стране, но не могут найти своего счастья.
И так же как все люди мучаются сомнения в правильности своих поступков.
И это делает богатырей более человечными.
Ведь оказывается, что и они не застрахованы от ошибок.
Мне очень нравится могучий Святогор и я рада, что в конце былины он нашёл свою любовь.
Я всем советую прочитать эту былину и подумать о том, что счастье всегда ходит где-то рядом.
Надо лишь заметить его.
Пословицы к произведению:
- Коли хорошо, не хвастай, тебя и так заметят.
- Суженный и на печи найдёт.
- Чему быть, того не миновать.
- Как верёвочке не виться, а конец будет.
Ещё читательские дневники по русским былинам:
- Сборник «Русские богатыри и героические сказки»
- «Садко»
- «Ильины три поездочки»
- «Три поездки Ильи Муромца»
- «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
- «Вольга Всеславович»
- «Микула Селянович»
- «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
- «Про прекрасную Василису Микулишну»
Библиотека русской былины пополняется.
Невеста-чудовище для богатыря
Интригующее предание рассказывает о невесте Святогора. Когда богатырь был назначен правителем Царьграда, пророк рассказал ему о будущем. Согласно его словам, будущей супругой богатыря станет чудовище змеиного облика, что обитало в морской бездне. Как думаете, сильно обрадовался Святогор такому предсказанию?
Тем не менее, богатырь с тоской вздохнул и отправился искать свою кошмарную невесту. На одном из безлюдных островов увидел Святогор огромную змею. Ожидая нападения, ударил он чудовище мечом, а после бросил горсть золотых монет у разрубленного тела и ушёл восвояси.
Оказалось, что в облике змеи была заколдованная морская царевна Пленка, что вернула себе прежний прекрасный облик после гибели змеиной оболочки. На оставленные богатырём деньги она отстроила свой заброшенный остров, превратив его в процветающий край. Во время одного из походов купцы предложили царевне посетить Царьград.
Именно там Пленка и встретила своего избавителя, за которого и вышла замуж. Славяне считали, что каждый из многочисленных детей этой пары дал начало новому народу, живущему на земле.
Разбор преданий
Изучение этих трёх преданий привело исследователей к следующим заключениям:
- Мотив о подымании сумы – общераспространённый в эпосе других народов и в сказаниях о других богатырях: Анике, Колыване, Вольге, Самсоне. В югославской поэзии в роли Святогора выступает кралевич Марко; то же на Кавказе рассказывают о нарте Сослане. Сума соответствует камню в былинах о Потоке, что совпадает со средневековым рассказом об Александре Македонском, которому жители райской страны дают в дань камешек; этот камешек, который нельзя ни свесить, ни измерить, обозначает в символическом толковании еврейского мудреца человеческое око – зависть. Параллельным является древнее северное сказание о споре Тора с великаном.
- Параллели по второму мотиву, о неверной жене Святогора, указываются в персидском сборнике «Тути-наме», в «Сказках 1001 ночи», в индийских буддийскихсказках. Возможно, это эпизод восточного происхождения.
- Сказания и повести о подобном гробе известны у украинцев, кашубов, итальянцев, цыган, мадьяр, в Древнем Египте.
- Эпизод о женитьбе Святогора, известный в одной только побывальщине, восходит к народным сказкам, опирающимся на средневековые повести о том, что «суда Божия не минути» (ср. пов. в «Римских Деяниях» переведено в XVII веке на русский язык). По своим подробностям – поездка к северному колдуну-кузнецу – эта побывальщина напоминает эпизод «Калевалы». Женитьба на девушке, лежащей на гноище, встречается в старой русской повести о царевиче Фиргисе. Несмотря на массу параллелей, собранных для освещения личности Святогора, она остаётся мало разъяснённой. Прототип русского Святогора-силача не может считаться найденным, хотя предложено много гипотез: Волльнер сравнивает его со Святым Христофором, по легенде перенёсшим Христа через воду. Жданов утверждает, что прототипом Святогора был библейский Самсон. Веселовский полагает, что на былинного Самсона-богатыря перешли черты Святогора. В другом месте он же указывает на возможный источник – «Александрию», где говорится «о великом муже, которого увидев удивился Александр»: он лежал на высокой горе 1000 шагов длиной и 200 шириной, что напоминает постель Святогора. Халанский отмечает сходство и влияние Русских народных эпосов. Имя Святогор можно считать за эпитет, создавшийся по его месту жительства – Святым горам.
- По мнению российского и советского филолога-фольклориста В. Я. Проппа, Святогор представляет собой воплощение первобытной силы, неприменимой и поэтому обречённой на гибель.
- В одной былине Святогор фигурирует как «славный богатырь» черниговского князя Олега Святославича. По мнению Б. А. Рыбакова эта былина сложилась в черниговском окружении Олега Святославича, но могла отражать и более ранние эпические сказания начала X века.
Источники
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Святогорhttp://web-kapiche.ru/72-slavyanskie-byliny-o-svyatogore.htmlhttp://www.byliny.ru/biblio/propp/svyatogorhttp://www.byliny.ru/a_lelchuk/Svyatogor-i-Mikula
Былина: ПОГРЕБЕНИЕ СВЯТОГОРА
Ехали они тут, Святогор и Илья, куда ли, бог знат. Едут, едут, глядят — на гроб наехали. Стоит гроб большой, никому не впору. Пустой стоит. Святогор говорит Илье:
— Ну, попробуй, ложись, не на тебя ли рублен?
Илья послушался, лег — ровно малой ребенок в гробу. Не по нем гроб-то строен. А Святогор лег — в самой раз ему.
Ну, попробовал, вставать хочет. А не выйти ему из гроба-то: крышка нахлошгулась. Говорит он Илье:
— Руби, говорит, брат, со всей силы.
Илья палицу свою поднял, стал по гробу бить: Раз ударит — железной обруч наскочит. Другой раз ударит — другой обруч наскочит. Святогор говорит:
— Нет, видать — не выйти мне отсюдова. И зачем лез!
Так там и помер. Святогор-то. А Илья дальше поехал.
Хотите почувствовать себя настоящим богатырём, проводить свободное время весело и на свежем воздухе? Конные прогулки и верховая езда в Харькове — это именно то, что вам необходимо. Конные прогулки для детей и взрослых по самым привлекательным расценкам.
Былина: СВЯТОГОР И ТЯГА ЗЕМНАЯ
Снарядился Святогор во в чисто поле гуляти,
Заседлает своего добра коня
И едет по чисту полю.
Не с кем Святогору силой помериться,
А сила-то по жилочкам
Так живчиком и переливается.
Грузно от силушки, как от тяжелого беремени.
Вот и говорит Святогор:
«Как бы я тяги нашел,
Так я бы всю землю поднял».
Наезжает Святогор в степи
На маленькую сумочку переметную;
Берет погонялку, пощупает сумочку — она не скрянется,
Двинет перстом ее — не сворбхнется,
Хватит с коня рукою — не подымется.
«Много годов я по свету езживал,
А эдакого чуда не наезживал,
Такого дива не видывал:
Маленькая сумочка переметная
Не скрянется, не сворохнется, не подымется».
Слезает Святогор с добра коня,
Ухватил он сумочку обема рукама,
Поднял сумочку повыше колен —
И по колена Святогор в землю угряз,
А по белу лицу не слезы, а кровь течет.
Где Святогор увяз, тут и встать не мог,
Тут ему было и кончение.
Общее описание
К наиболее древним героям русского эпоса мы должны причислить также Святогора. В отличие от Волха, образ которого забыт и о котором имеется не более 4–5 полных записей песен о его походе, имя Святогора в эпосе чрезвычайно популярно, хотя его образ также заметно стерся. С его именем связано не менее семи различных сюжетов. Часть из них исконна для него, часть приурочена к нему, вероятно сравнительно поздно.
Сюжеты
К сюжетам, которые, несомненно, исконны для Святогора и принадлежат к области эпоса, надо отнести два: это, во-первых, рассказ о том, как Святогор наезжает на сумочку переметную, которую он не может поднять, и, во-вторых, рассказ о том, как он ложится в гроб, который за ним захлопывается. Все остальные сюжеты о Святогоре связаны с его именем и образом только внешне, известны и в ином приурочении, имеют прозаическую и отрывочную, фрагментарную форму и в большинстве случаев исполняются не как самостоятельные, законченные художественные произведения, а как коротко рассказанные эпизоды в сводных рассказах. Частично они носят библейско-легендарный характер (Святогор сближается с библейским Самсоном), частично характер сказочный или даже фарсовый.*
Обе основные былины, исконно связанные с образом Святогора, повествуют о его гибели. В одном случае он надрывается, пытаясь поднять необыкновенную сумочку, которую невозможно поднять с земли, во втором тщетно пытается откинуть крышку гроба, в который он лег живым. Крышка захлопывается за ним навсегда, и спасти его оказывается невозможным.
Гибель
Что обе лучшие и наиболее древние песни о Святогоре повествуют о его гибели, – отнюдь не случайно. На сто с лишним сюжетов, известных классическому русскому эпосу, сюжеты о гибели героев исчисляются единицами. Так, Дунай и Сухман кончают свою жизнь самоубийством. Обе эти былины по своему содержанию глубоко трагичны. Трагически погибает Василий Буслаевич. Остальные герои, в песнях о них, никогда не умирают и не погибают. Наоборот: получая силу, Илья, например, одновременно получает пророчество, что смерть ему в бою не писана. Русский герой не погибает, и не об этом поются песни. Былина о том, как перевелись витязи на Руси, по нашим данным относится не к эпосу, а к духовным стихам, о чем речь будет ниже.
Если в рассказах об одном герое дважды, и притом по-разному, говорится о его гибели, это означает, что гибель связана с самой сущностью, с природой этого героя, что в лице Святогора изображается герой обреченный. В отличие от гибели других героев, в его гибели нет ничего трагического. Его гибель как бы закономерна и в слушателе не вызывает сожаления о нем.
Облик Святогора одинаков в обеих песнях о нем и может быть рассмотрен раньше изучения нити повествования.
Имя Святогора указывает на его связь с горами. Попытки увязать это имя с пушкинскими местами – со Святой горой близ Опочки или со Святыми горами на Донце, делавшиеся в науке, не убедительны. Святогор связан не с мягкими среднерусскими возвышенностями, он связан с каменистыми горами и ущельями. Он идет «но крутым горам да по святым местам» (Григ. III, 50). Он «Горыныч» (Пар. и Сойм. 40). К. Аксаков в детстве слышал рассказ о том, как Илья Муромец находит гору, «а на ней лежит огромный богатырь, сам как гора». На этой горе он спит (Кир. I, стр. XXX–XXXI). Илья иногда видит его уснувшим на своем коне на уступе высокой горы. Святые горы противопоставляются Святой Руси. Как Святая Русь – удел богатырей, так Святые горы – место, отведенное Святогору, откуда он, как правило, никогда не выходит на Русь. Певцы объясняют это тем, что он так велик и тяжел, что земля его не носит, не держит.
Читать былины
Добрыня и Змей
Добрыня и Алёша
Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Иван — гостиный сын
Илья Муромец и Соловей Разбойник
Илья Муромец и Калин-царь
Святогор
Святогор и Илья Муромец
Святогор и тяга земная
Смерть Святогора
Садко
Ставр Годинович
Вольга и Микула Селянинович
Вавила и скоморохи
Алёша Попович едет в Киев
Булат Еремеевич
Бутман Колыбанович
Василий Игнатьевич и Батыга
Бой Василия Буслаева с новгородцами
Волх Всеславьевич
Данило Ловчанин
Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича
Иван Годинович
Про Василия Турецкого
Князь Роман и Марья Юрьевна
Королевичи из Крякова
Мамаево побоище
Василий Буслаев молиться ездил
Михайла Потык
Хотен Блудович
Чурила Пленкович
Сорок калик со каликою
Соловей Будимирович