Анализ стихотворения «Мы на свете мало жили» Твардовского
Любовная лирика Александра Трифоновича Твардовского разрозненна и малоизвестна. К ней можно отнести трогательное произведение «Мы на свете мало жили», посвященное супруге поэта.
Стихотворение написано в 1938 году. Его автору в эту пору исполнилось 28 лет, он уже довольно известный автор, регулярно публикуется, получает высшее образование. Он женат на девушке, которую полюбил с первого взгляда. Оба они были очень молоды, но в будущее смотрели с оптимизмом и, невзирая на бытовую неустроенность, создали семью. Позднее родилась первая дочь. Название стихотворение мягко подчеркивает, что герои его были людьми с небольшим житейским опытом. Однако сердце научило их поступать друг с другом правильно. Собственно, этот семейный союз сохранился до самой смерти поэта. Эта любовь подтолкнула его в свое время плотнее заняться учебой, укрепила его в годы войны (а в 1941 году он во второй раз стал отцом), поддержала его в тяжелом творческом кризисе послевоенных лет, уберегла от нескольких сомнительных поступков. Впоследствии уже вдова поэта посвятила себя публикации его наследия. По жанру – любовная лирика, по размеру хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Лирических героев двое – он и она. В первом четверостишии герой с подкупающей простотой рассказывает о том, как он чуть было не расстался с героиней: показалось, мы чужие. Расходились по-деловому, почти, что называется, по-дружески, как цивилизованные люди. Героиня старательно переносила вещи, более того, решила даже «на прощанье» затопить печку. Привычное действие сразу напомнило ей, с какими чувствами она топила эту печь еще недавно. Все обиды показались вдруг пустяковыми. И пока горел огонь, началась исповедальная беседа двух любящих сердец. «Настоящие слова»: поэт старательно избегает красивостей, возвышенной лексики. Вновь возвращается местоимение «мы», но уже не в том значении, что в первом катрене: «знаем мы теперь с тобою». Безыскусно, почти по-детски, герой с едва заметной улыбкой объясняет: чуть увидим что такое (эта просторечное выражение – квинтэссенция большинства обид семейных пар в первые годы совместной жизни). А затем, разумеется, уже вдвоем тщательно топят печку, отогревая родную комнатку и сердца. Интонация стихотворения подчеркнуто будничная, но именно через такие незамысловатые строчки проглядывает подлинная нежность. Кульминационный момент стихотворения, третья строфа, сплошь пронизана тревожными инверсиями. Чувствуется, что поэт как бы дает совет всем читателям этих строк – беречь любовь.
А. Твардовский всю жизнь был счастливо женат, но почти никогда не рассказывал свою личную историю в стихах.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Анализ стихотворения Твардовского «Мы на свете мало жили…»
Среди стихов Александра Твардовского очень мало произведений, которые можно было бы отнести к разряду любовной лирики. И в этом нет ничего удивительного, так как этот автор не любил затрагивать в творчестве личные темы. По воспоминаниям супруги поэта, Марии Твардовской, этого человека интересовали общественные достижения, поэтому он успешно совмещал литературное творчество с работой журналиста сперва районной газеты, а после всесоюзных изданий. Переломным моментом для Твардовского стала война: он отправился на фронт в 1939 году, став на долгие 6 лет военным корреспондентом. С тех пор именно фронтовая тематика стада доминирующей в творчестве того поэта. Тем не менее, среди черновиков Твардовского все же сохранились образцы любовной лирики, которые были опубликованы после смерти автора. К таким произведениям относится стихотворение «Мы на свете мало жили…», датированное 1938 годом.
Посвятил его поэт своей супруге, с которой прожил более 40 лет. Но к тому моменту, когда было написано это стихотворение, стаж семейной жизни поэта был относительно небольшим. Поэтому во фразе «мы на свете мало жили» заключен двойной смысл. Она указывает не только на непродолжительное супружество, но и на то, что в делах семейных и сам поэт, и его избранница оказались недостаточно опытными. Именно по этой причине после очередной ссоры пара чуть было не рассталась окончательно, так как супругам вдруг показалось, что «на свете мы чужие». Настал тот трагический и рвущий сердце момент, когда супруга поэта «вернулась за вещами». Она оттягивала тот момент, когда придется навсегда покинуть родной дом, поэтому решила напоследок «печку затопить».
Когда береста занялась огнем, сердца влюбленных постепенно оттаяли, и они нашли те самые заветные слова, благодаря которым смогли помириться
Поэт подчеркивает, что подобное происходит в жизни практически каждой супружеской пары, и очень важно в такой момент отказаться от собственных амбиций и не апеллировать к уязвленной гордости. Ведь разрушить семью довольно легко, а вот восстановить отношения потом удается лишь единицам
Тем не менее, найдя универсальный рецепт сохранения любви, можно использовать его каждый раз, когда отношения в доме накаляются. Сам Твардовский в таком случае поступал просто: «Чуть увидим что такое – так сейчас же топим печь». Автор не обращается напрямую к тем, кто погряз в собственных обидах и уже готов расстаться с любимым человеком. Поэт просто искренне верит в то, что в самый последний момент те заветные слова, способные сохранить брак все же прозвучат, вернув все на круги своя.
Александр ТвардовскийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Анализ стихотворения «На дне моей жизни» Твардовского
Тема смерти в мировой поэзии далеко не нова, ведь творческие люди острее ощущают скорый конец, могут ярче и полнее описать овладевающие ими при этом чувства. Не стал исключением и А. Твардовский. В 1967 году он написал стихотворение «На дне моей жизни». Жить ему на тот момент оставалось ещё целых четыре года, но свой уход он предвидел уже тогда.
Автор примеряет на себя роль старика и считает, что в пожилом возрасте есть свои преимущества. По его мнению, в этом возрасте приходит время спокойно в тишине, без спешки осмыслить прожитые годы, дать оценку собственным поступкам. Поэт отмечает, что наступает спокойствие, и смерть уже не кажется чем-то страшным, как в молодости. Разумеется, неизвестность, которая стоит за смертью тревожит Твардовского, но он уверен, что после нее жизнь не кончается, что там за последней чертой человека ждет что-то ещё.
Твардовский прожил богатую, полную ярких событий жизнь, участвовал в самых важных событиях в жизни страны, снискал всесоюзную славу как поэт. Однако сам он отмечает, что не совершил ничего выдающегося, но также не делал ничего такого, за что ему должно быть стыдно. Он не сожалеет о прошлом, о прожитом. Он считает, что пришел в этот мир случайно. «Ничего, что по случаю я здесь побывал и отметился галочкой». Метафорическое «дно жизни» может быть как концом земного пути, так и попыткой сбежать от ежедневной мирской суеты. В любом случае, это «дно жизни» для него является синонимом покоя, это некое приятное место, которое дарит наслаждение. В первой части стихотворения он рассказывает о том, как хотел бы побыть наедине с собой, осмыслить прошлое. Предчувствуя смерть, автор переосмысливает саму суть жизни. Поэт не пробует дать какую-то оценку своему творчеству, это право Твардовский оставляет другим. Осознание близкого конца жизненного пути дарит автору не тревогу и страх, а спокойствие и умиротворение.
Стихотворение имеет простую композицию и представляет собой монолог зрелого, даже пожилого мужчины. Так как в тексте преобладают философские мотивы, то это произведение относится к жанру элегии. В тексте преобладают метафоры: «на дне моей жизни, на самом донышке», «черту подведу стариковской палочкой». По тематической структуре стихотворение делится на две части: в первой автор рассказывает о своей мечте, а во второй делает выводы о прожитой жизни. Написано оно четырехстопным амфибрахием, рифмовка перекрестная.