Жил на свете рыцарь бедный…

Произведения, стихи пушкина. читать онлайн.

Александр Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам;

Их сёла и нивы за буйный набег

Обрёк он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Из тёмного леса, навстречу ему,

Идёт вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землёю?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмёшь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово моё:

Воителю слава — отрада;

Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю3.

И холод и сеча ему ничего…

Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся — однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчанье, рукой опершись на седло,

С коня он слезает угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит, и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время;

Теперь отдыхай! уж не ступит нога

В твоё позлащённое стремя.

Прощай, утешайся — да помни меня.

Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром,

В мой луг под уздцы отведите;

Купайте; кормите отборным зерном;

Водой ключевою поите».

И отроки тотчас с конём отошли,

А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне весёлом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана…

Они поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

«А где мой товарищ? — промолвил Олег. —

Скажите, где конь мой ретивый?

Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?

Всё тот же ль он бурный, игривый?»

И внемлет ответу: на холме крутом

Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник

И думает: «Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твоё предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня».

И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят — на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «Спи, друг одинокий!

Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалёкой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

Из мёртвой главы гробовая змея

Шипя между тем выползала;

Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, заленясь, шипят

На тризне плачевной Олега;

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

________________________________________________

Олег был одним из первых русских князей. Княжил в Киеве. Он объединил под своей властью разрозненные славянские племена. Народ изумлялся военным удачам Олега и прозвал его «вещим», то есть предвидящим все случайности и поэтому всегда побеждающим врагов. Из русской летописи Пушкин взял легенду о смерти Олега, будто бы предсказанной ему кудесником волхвом.

Xозары (хазары) — народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Перун — бог грома и молнии у древних славян.

«Твой щит на вратах Цареграда» — по преданию, Олег в знак победы над древним греческим царством Византией прибил щит на воротах её столицы — Царьграда.

Пращ, или праща, — древнее оружие для метания камней.

Бранное поле — поле брани. Брань — битва.

Сеча — битва, сражение.

Отроки — слуги у князя.

Тризна — обряд похорон у древних славян. На тризне закалывали и хоронили вместе с воином его любимого коня.

Секира — боевой топор с длинной рукоятью.

Анализ стихотворения Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный…»

Александр Пушкин вошел в историю русской литературы как поэт-романтик, чьи произведения до сих пор вызывают светлые и теплые чувства у читателей. Одним из излюбленных стихотворных форм этого автора являлась баллада, и сам поэт неоднократно признавался в том, что в таких произведениях он может наиболее полно и красочно раскрыть сюжет. Первые свои баллады Пушкин основывал на русском эпосе, включая в повествования те народные притчи и легенды, которые еще в детстве услышал от своей няни Арины Родионовны. Однако по мере знакомства с мировой литературой поэт увлекся рассказами о рыцарских подвигах Средневековья и библейскими сюжетами. Именно на их основе построена знаменитая пушкинская баллада «Жил на свете рыцарь бедный…», созданная поэтом в 1829 году.

В основу этого произведения легло сказание о бедном рыцаре, который путешествовал по миру в поисках истины. Он отличался благородством, смирением и скромностью, за что и был удостоен видения Богородицы. Это событие настолько изменило жизнь странника, что «с той поры, сгорев душою, он на женщин не смотрел». По сути, Пушкин описывает в этой балладе процесс превращения рыцаря и воина в монаха. У каждого он происходит по-своему, но лишь избранным удается придти к вере через откровения, которые получил этот одинокий странник. Именно в этот момент он понял, для чего пришел в этот мир, и какой является его миссия.

Аскетический образ жизни, когда с лица не хочется поднимать «стальной решетки», а разговоры с людьми кажутся ему пустыми и лишенными смысла, стал для одинокого рыцаря путем к спасению. Вторая же часть миссии этого странника заключалась в том, чтобы славить образ Пресвятой Богородицы, перед ликом которой «проводил он дни и ночи». Человек, рожденный в другой вере и долгое время живший по законам, которые противоречат христианству, одинокий рыцарь не знал, как нужно молиться Господу, поэтому во время своих скитаний никогда не обращался к нему ни за помощью, ни с хвалебными одами. Он верил только в то, что видел собственными глазами, поэтому образ Богородицы стал для этого путника не только откровением, но и смыслом всего существования. Именно ей он был верен всю свою жизнь и надеялся на встречу, когда отправлялся в далекую Палестину.

Однако судьба не баловала бедного рыцаря, который так и не сумел дойти до святой земли и скончался по дороге. За то, что они никогда не молился Богу и даже не был крещен, душу рыцаря бес собрался «тащить уж в свой предел». И именно тогда Матерь Божья заступилась за своего верного слугу и «впустила в царство вечное» его душу, чистую и непорочную.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Баллады ✑ Длинные стихи ✑
Баллады

Анализ стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный» Пушкина

Стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный» Александр Сергеевич Пушкин включил, изрядно подсократив, в свои «Сцены из рыцарских времен».

Стихотворение написано в 1829 году. Его автору исполнилось 30 лет, он находится под негласным надзором властей за крамольные стихи, подавлен и разочарован: мать Натальи Гончаровой отказалась дать согласие на их брак. Ему хочется уехать куда-нибудь далеко, но из-за политической неблагонадежности это желание так и не осуществилось. По жанру – баллада, по размеру – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой, 14 строф. Лирический герой – рыцарь, паладин (почитатель), избравший своей путеводной звездой не имя какой-нибудь знатной красавицы, а явившуюся ему однажды на пути «в Женеву» (город в Швейцарии) Богоматерь. Впрочем, неизвестно, истинно ли было его виденье или напущено демонической силой, чтобы одурачить «рыцаря бедного».

Безусловно, чувствуется стилизация под средневековый романтический эпос. Вместе с тем звучит явная лукавая, насмешливая нота, придающая стихотворению двусмысленный, кощунственный оттенок. Все приметы старинной европейской песни вроде бы налицо: шлем, щит, равнины Палестины, мусульмане. Но контрастом им выступает ирония: на шею четки вместо шарфа повязал. Простодушный и упрямый, герой поглощен служением «непостижному уму» виденью. Так выражается его вера. Он совершенно забыл о себе: «жил он строго заключен». Поэт приводит два возгласа, девиза своего героя на латыни: Ave, Mater Dei и lumen coelum, Sancta Rosa! Автор пишет о католической духовности. Душу умирающего героя бес собирался тащить в ад: он-де Богу не молился. Кстати, ни рассказчик, ни его герой не переходят грани, а вот как раз прямая речь «лукавого духа» полна ядовитого заряда, что, впрочем, ожидаемо. Заметно, что стихотворение написано христианином. Считать ли его своеобразной пародией, даже сатирой? Концовка этого произведения расставляет все по своим местам. Казалось бы, к финалу доля насмешки должна только возрастать, но поэт поступает со своим рыцарем иначе: сама Богоматерь «заступилась за него» и ввела в рай. Так в заключительной строке поэт «сердечно» прощается со своим героем.

Стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный» А. Пушкин задумал еще во время своего летнего путешествия на Кавказ. Он пробует себя в жанре баллады времен крестовых походов. Поэт тщательно отделывает свою колоритную легенду, стремясь придать ей достоверный вид песни менестреля.

Конец стихотворения Александра Пушкина– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом

Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище

Журнал о политике, экономике, русском языке

Анализ «Сказки о царе Салтане» Пушкина

«Сказка о царе Салтане…» писалась Пушкиным в течение нескольких лет. Сюжет возник на основе рассказа Арины Родионовны, который поэт записал в 1824 г. Он несколько раз пытался серьезно взяться за литературную обработку сюжета, но сделал это только в 1831 г. в Царском Селе.

Сказка посвящена традиционной народной теме – противостоянию добра и зла. В ней перечислено множество пороков и добродетелей, четко делящих персонажей на добрых и злых. Все они изображены с большим художественным мастерством и в мельчайших подробностях.

В самом начале царь Салтан проявляет огромную мудрость при выборе будущей жены. Мечты каждой из девиц выражают их главные жизненные устремления. Первые две олицетворяют собой физические потребности (в пище и в материальной обеспеченности), а третья – духовные (продолжение рода).

Мудрость царя становится понятна в его отсутствие. Ткачиха и повариха находятся при царском дворе, они окружены богатством и почетом. Но из-за врожденной злобы они губят молодую царицу с ребенком и оговаривают их перед царем.

Царица и молодой царевич невиновны, поэтому к ним хорошо относится даже природа. Волна выносит бочку на берег. Царевич сразу же показан в качестве положительного героя. Ему вместе с матерью грозит голодная смерть, но он в первую очередь спасает беззащитную «лебедь-птицу». Добрый поступок оправдывает себя. Волшебная птица в благодарность дарит ему целый город.

Основное место в сказке занимает описание приключений царевича. Он несколько раз с помощью лебеди совершает путешествие во дворец отца и своевременно узнает о том, что его не пускают на остров злобные «ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой». Их вымышленные рассказы получают реальное воплощение благодаря волшебству лебеди. Таким образом, зло не только не достигает своей цели, но невольно помогает положительным персонажам. Царевич увеличивает славу своего острова, а в конце получает в жены волшебную красавицу.

У сказки счастливый и торжественный конец. Несмотря на все происки отрицательных персонажей добро победило: царь вновь обрел жену, а вместе с ней сына и его прекрасную невесту. Радость царя настолько велика, что даже преступные замыслы ткачихи с поварихой прощены. Тем самым автор подчеркивает, что торжество добра не может включать в себя наказание или месть.

«Сказка о царе Салтане…» — одна из лучших сказок Пушкина. Ее сюжет часто обыгрывается в различных художественных произведениях и театральных постановках.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: