Юнна мориц

ИДЁТ ВЕСНА ПО ГОРОДУ!

Динь! Дон!Динь! Дон!Это что за нежный звон?Это пролесок-подснежникУлыбается сквозь сон!Это чей пушистый лучТак щекочет из-за туч,Заставляя малышейУлыбаться до ушей?Это чья же теплота,Чья такая добротаЗаставляет улыбатьсяЗайца, курицу, кота?И по какому поводу?Идёт ВеснаПо городу!И у пуделя-улыбка!И в аквариуме рыбкаУлыбнулась из водицыУлыбающейся птице!Вот и получается,Что не помещаетсяНа одной страницеУлыбка необъятная,-До чего приятная!Вот такой длины,Вот такой ширины!А по какому поводу?Идёт ВеснаПо городу!Весна Мартовна Подснежникова,Весна Апрелевна СкворешниковаВесна Маевна Черешникова!

ДЕЛЬФИН ДЕЛЬФИНЫЧ

Кто там пляшет на волне,Шлёт привет тебе и мне?Это наш Дельфин Дельфиныч!Кто с улыбкой добрякаК нам приплыл издалека?Это наш Дельфин Дельфиныч!Ближе, ближе подплывай,Головою нам кивай,Старый друг Дельфин Дельфиныч!Мы не виделись давно,Новостей полным-полноУ тебя, Дельфин Дельфиныч!Ничего не говоря,Нам расскажет про моряДорогой Дельфин Дельфиныч!О подводных чудесах,О кораллах, парусахЗнает всё Дельфин Дельфиныч!Хорошо в Москве зимойВспомнить море, летний знойИ подумать в час ночной:Как там наш Дельфин Дельфиныч?Пусть не может он читатьИ на письма отвечать,-Будет письма получатьОт меня Дельфин Дельфиныч!

ДЕТСТВО И ДЕДСТВО

Вот новость для ребёнка:Твой дедушка в очкахМладенцем был в пелёнках,Младенцем в ползунках!Он плакал и пищал,Везли его в коляске,Отец его качал,Рассказывая сказки.Ходить учился дед,Держась за табурет,За маму и за брата,За тётушку с Арбата,За дядюшку из Химок,За двух сестёр любимых.Да что и говорить, –Учился говорить!И вместо «я пошёл»Сказал он «я посол»!И вместо «где собачка?»Спросил он «где босячка?»Вот новость для ребёнка:Твой дед не так давноРебёнком был и звонкоРазбил мячом окно!Не так давно, как мячик,Он прыгал и летал,Твой дед – весёлый мальчик,И он другим не стал!Такой же он ребёнок,Как ты, сейчас и здесь, –Хоть двести бородёнокНа дедушку повесь!

Сочинение «Моя любимая поэтесса Юнна Мориц»

Моей любимой поэтессой является Юнна Мориц.

С её замечательными стихотворениями многие из нас, и я, в том числе, познакомились в раннем детстве.

Ведь её стихотворения часто звучат в наших любимых мультфильмах, они превратились в популярные песни. Их любят и помнят наши родители.

Мой папа часто любит напевать «Собака бывает кусачей». Стихотворение «Пони бегает по кругу», тоже стало песней, как и стихотворение «Большой секрет».

Стихотворения этого поэта уникальны. Они мелодичны, напевны, и при этом очень весёлые.

Например, моё любимое стихотворение «Страшилище».

В нём рассказывается о том, как маленький утёнок испугался петуха, начавшего петь на заборе. Ведь для малютки огромный петух показался настоящим страшилищем.

Или другое стихотворение «Это да, это нет», в которой мальчик ругается с родителями и отказывается ложиться спать. Он полон решимости бродить по комнатам, петь петухом и кататься на слонокоте, но только не спать.

Герой этого стихотворения такой смешной. Он пытается показать свою самостоятельность, но делает это самым глупым способом, проявляя ненужное упрямство.

Зато это стихотворение понятно каждому ребёнку, ведь все мы много раз думали о том, как бы сделать так, чтобы не спать, и не тратить зря время на сон.

И в этом мне видится главное достоинство стихотворений поэта.

Она сумела сохранить тропинку в чудесный мир детства. Она пишет о реальных вещах, о том, что волнует каждого ребёнка.

Как может взрослый человек так много знать, помнить о детстве?

Если даже я кое-что начинаю забывать, то её произведения мне напоминают об этом.

Мне очень нравится, что во многих стихотворениях упоминаются мои любимые котики, видно и сама поэтесса неравнодушна к этим чудесным «пушистым куколкам».

И это ещё один повод для того, чтобы любить её творчество.

Я люблю её поэзию, потому что она этого заслуживает. Она поднимает моё настроение, заставляет меня смеяться, забыть о грустном, а значит приносит реальную пользу.

АРБУЗИК

Он приехал из Херсона,Из зелено-голубого!Прыгнул в кузов из вагона,Из зелено-голубого!Зазвенел на перекрёстке,Жёлтом, красном и зелёном.Машет мальчику в матроскеБодрым хвостиком зелёным,И со звоном в головеМчит арбузик по Москве!А любители арбузов-Все, включая карапузов!-Догоняют этот кузов,Чтобы лучший из арбузовЦеловать, и обнимать,И за хвостик поднимать!Всех арбузов он красней,Потому что из Херсона!Всех арбузов он вкусней,Потому что из Херсона!Он особенно звенит,Потому что из Херсона!Он ужасно знаменит,Потому что из Херсона,Из зелено-голубого,Из херсонского вагона,Из зелено-голубого,В день ненастный,Даже грустный,Прискакал не принц в карете,А прекрасный,Самый вкусныйИз арбузиков на свете!

Из произведений

И, хотя Алёша уже у кого-то прочёл, что глаза — это часть нашего мозга, вынесенная наружу, он большей частью жил своим внутренним зрением, ему доверял всё сильней. («Рассказы о чудесном»: Всадник Алёша)

Любая вещица нам кого-то и что-то напоминает, нет ни одного на свете предмета, даже среди не виданных прежде, с которым не был бы связан какой-нибудь давний случай из жизни, спрятанный памятью про запас. («Рассказы о чудесном»: Игра в ножичек)

Ни у кого не спрашивай: «Когда!»Никто не знает, как длинна дорогаОт первого двустишья до второго,Тем более до страшного суда.

Ни у кого не спрашивай: «Куда!»Куда лететь, чтоб вовремя и к месту!Природа крылья вычеркнет в отместкуЗа признаки отсутствия стыда.

Всё хорошо. Так будь самим собой!Всё хорошо. И нас не убывает.Судьба — она останется судьбой.Всё хорошо. И лучше не бывает.(Отрывок из стихотворения «Скрижаль»)

Детство и юность

Юнна Мориц родилась 2 июня 1937 года в Киеве. Ее отец трудился инженером на различных транспортных коммуникациях. Мать имела гимназическое образование, но успела поработать преподавательницей французского языка и математики, медсестрой и даже дровосеком. Раннее детство будущей поэтессы, как и у многих сверстников, было тяжелым. Юнна Петровна вспоминает, что всей семье приходилось жить в одной небольшой комнате, а у нее с сестрой даже не было своей кровати.

Девочка родилась в самый разгар сталинских репрессий, которые не прошли мимо ее отца, арестованного по доносу вскоре после ее появления на свет. Правда, спустя несколько месяцев выяснилась его невиновность, и он был выпущен на свободу. Однако после перенесенных пыток мужчина стал терять зрение.

Вскоре началась война, и вся семья была эвакуирована на Южный Урал, где отец работал на одном из военных предприятий. Здесь, в Челябинске, было написано первое детское стихотворение про ослика. А еще Юнна вместе со старшей сестрой очень любили рисовать. После изгнания фашистов они вернулись в Киев. Здесь девочка пойдет в школу, которую благополучно окончит в 1954 году.

После вручения аттестата Юнна стала учиться на заочном отделении филфака Киевского университета, где получила возможность иметь свой угол в виде комнаты в общежитии. К тому времени она уже имела несколько публикаций в журнале «Советская Украина».

Год спустя девушка приняла решение поехать учиться в Московский Литературный институт, куда была зачислена на отделение поэзии. Здесь она продолжает много писать, в результате чего в 1957 году был издан ее первый сборник «Разговор о счастье». Чтобы заработать себе на пропитание, Юнна Петровна устроилась корректором в типографию, где работала по ночам. С тех пор у нее укоренилась привычка трудиться тогда, когда все спят.

Во время учебы поэтесса, всегда отличавшаяся активной жизненной позицией, приняла участие в плавании в Арктике на борту ледокола «Седов». Увиденная молодой девушкой жизнь полярников, летчиков и моряков оставила глубокое впечатление в ее душе. Все это не преминуло сказаться на тематике произведений, на что руководство вуза в 1957 году приняло решение исключить Мориц с формулировкой «за нарастание нездоровых настроений в творчестве». Но в итоге ей все же дали доучиться в институте, стены которого она покинула в 1961 году. Свои впечатления о Крайнем Севере Юнна изложит в сборнике короткой прозы «Рассказы о чудесном».

ПОПРЫГАТЬ-ПОИГРАТЬ!

Стоит в лесу избушка,А в ней живёт Петрушка,К нему идёт зверюшкаПопрыгать-поиграть!Олени,Носороги,Медведи из берлогиПриходят друг за дружкойПопрыгать-поиграть!Косули и еноты,ЕжиИ бегемотыБегут после охотыПопрыгать-поиграть!Малиновка,Овсянка,Живая обезьянка,У всех одно и то же-Попрыгать-поиграть!А я была синицей,Смешной носатой птицей,И прилетала тожеПопрыгать-поиграть!Я пряталасьОт кошекИ ела всяких мошек,Но успевала всё жеПопрыгать-поиграть!Теперь, как говорится,Я вовсе не синица,Не бегаю от кошекИ мошек не ловлю,Но в праздникУ ПетрушкиПопрыгать на пирушке,Как прочие зверюшки,Я всё-таки люблю!

ЛИМОН МАЛИНОВИЧ КОМПРЕСС

Когда я с дерева слезал,Меня бы крокодил слизал,Но чудом спас меня профессорВагон Вагонович Вокзал.Вагон Вагонович Вокзал?Ты что-то странное сказал.А на волнах тебя качалАрбуз Арбузович Причал?Арбуз Арбузович Причал?Таких я что-то не встречал,Но передал тебе приветДиван Диваныч Табурет.Диван Диваныч Табурет?Ты простудился, это – бред?Простуду вылечит профессорДельфин Дельфиныч Винегрет.Дельфин Дельфиныч Винегрет?Ты сам простудой перегрет!Куда наш детский врач исчез –Лимон Малинович Компресс?!.Лимон Малинович Компресс?Он едет в лифте через лес,И едет в лифте по рекеОн с чемоданчиком в руке.

Творческий расцвет

В период творческого расцвета были написаны восемь лирических сборников, среди которых — «Суровой нитью», «При свете жизни», «Третий глаз», «Избранное», «Синий огонь» и ряд других. Юнне Петровне всегда удавалось писать лирические стихи в лучших традициях классики, при этом оставаясь современной. Ее поэтический язык, лишенный ненужного пафоса, наполнен точными рифмами, повторами и метафорами. Лирический герой поэтессы выделяется бурным темпераментом, бескомпромиссностью суждений и категоричностью выводов.

Ровно 10 лет, в период с 1990 по 2000 год, книги Юнны Петровны не печатались. Как сказала поэтесса: «Десять лет я не издавала книг при режиме не скажу кого». Зато сразу после длительной паузы увидели свет сборники «Лицо» и «Таким образом», напечатанные в 2000 году. На их страницах можно увидеть авторские рисунки, которые Юнна Петровна называет не иллюстрациями ─ парусными стихами. В 2005 году выходит книга «По закону ─ привет почтальону!» — очередное обращение к читателю, ценящего превыше всего человеческое достоинство. В этом сборнике Мориц вводит в оборот собственное платежное средство «любли», которым расплачиваются друг с другом Читатель и Поэтка. Здесь автор превращает цвет и линию в поэтический дар, демонстрируя их читателю на языке своих стихов.

Кроме создания собственных произведений, Юнна Петровна занималась переводами известных поэтов — Ф. Гарсиа Лорки, О. Уайльда, К. Кавафиса, Р. Гамзатова, С. Вельхео.

В 90-е годы поэтесса активно увлекалась политикой, участвовала в деятельности радикально-демократических течений, активно выступала с комментариями на злобу дня на радиостанции «Свобода».

Юнна Мориц награждена премией им. А. Д. Сахарова, она является лауреатом премии «Золотая роза», «Триумф», премии Международной книжной ярмарки.

И ещё три стихотворения Юнны Мориц

Когда нам не о чем молчать…Когда нам не о чем молчать,В груди — тоска опустошенья.Мы — щепки кораблекрушенья,Когда нам не о чем молчать!Мычать! Не знать с чего начатьИ встать на путь косноязычья!..Но встать на якорь безразличья —Тогда нам не о чем молчать!Да, от молчанья одичать —Зато не выйти вон из глуби!Когда любовь сжимает губы —Тогда нам есть о чём молчать!Нельзя так много обещать,Взлетая щепкой на поверхность, —Есть в лёгкости недостоверность,А ей же не о чем молчать!Хрипеть, фальшивить и трещатьРакушки начинают в мореИ врут мотив, как в коридоре,Когда им не о чем молчать!Но тяжелей всего встречатьМолчанья чопорную маску,Чей рот затянут под завязку —Как будто есть о чём молчать!Смертельно — Музе докучатьДурной восторженностью пылкой!Молчит с презрительной ухмылкой,Когда нам не о чем молчать,И не намерена прощатьВитиеватость светской чуши!И, вздрогнув, затыкает уши —И бесполезно в них кричать.Вот перестанет освещатьОна таланты наши смыслом —И свежее предстанет кислым, —Тогда нам не о чем молчать!

Мускул водыЗелёное яблоко, алый гранатСо мной провели эту ночь,И в памяти сочной они сохранятМой дом, и мой дым, и мою одиночь.И в своём ароматном раюБезгрешные эти плодыНе забудут бессонную душу мою,Поющую — как мускул воды,Как мускул ручья в незримой скале,Где, в моём отражаясь стекле,Пьют из ладоней многие.И многие моют ноги.

Песня о волшебникеСапожник починяет нам ботинки,А плотник — табуретку и крыльцо,Но только у волшебника в починкеСветлеет ваше сердце и лицо!Какая тонкая работа —Счастливым сделать хоть кого-то,Цветок удачи принести,От одиночества спасти,А самому потом тихонечко уйти…Волшебник — это сказочная личность,И сказочно он скромен, господа,В нём сказочно отсутствует двуличность,И выгод он не ищет никогда.Какая тонкая работа —Счастливым сделать хоть кого-то,Цветок удачи принести,От одиночества спасти,А самому потом тихонечко уйти…Язык чужой обиды и печалиВолшебник изучает с детских лет,Его вселять надежды обучали —И это основной его предмет!Какая тонкая работа —Счастливым сделать хоть кого-то,Цветок удачи принести,От одиночества спасти,А самому потом тихонечко уйти…

Страница

***

#литература #слово мастеру #поэты #писательство #цитаты #стихи #афоризмы #мысли

О стихах для детей и взрослых

Я стала писать «своё детское» в 1963 году, когда попала в «чёрные списки» из-за стихотворения «Памяти Тициана Табидзе», потом 9 лет мои книги не издавали, а только учили меня в литпрессе любить родину, жизнь и не считать себя русским поэтом — ни в коем случае.

По этому поводу я не стала посыпать голову пеплом и особо рыдать, а пустилась свистеть ежиком с дырочкой в правом боку… И тогда, как сейчас, полдюжины детских поэтов узурпировали территорию детской литературы и присвоили себе исключительный титул знатоков детской психологии. Кроме того, был и есть какой-то дурацкий предрассудок, что никогда «взрослый» поэт не сможет быть «детским» и наоборот.

А я исходила из того, что книги детям читают взрослые и только потом дети начинают сами читать поэзию. Вот я и писала такие стихи для детей, которые были бы интересны и взрослым, и мне самой.

Я писала для детей с упоением, ушами махая в абсолютной свободе, чем и доныне с большим удовольствием занимаюсь. Кроме того, я — Близнец, созвездие — двойня, вот таким чудом в меня и вселилось нечто, другим созвездиям не доступное. Подумать только: влетаешь в «чёрные списки», и тут как тут начинаешь чирикать «Пони девочек катает, пони мальчиков катает, пони бегает по кругу и в уме круги считает», — и уж никак нельзя твою изуродовать душу!

ДОМИК С ТРУБОЙ

Помню я, в детствеНад нашей избойВ небо струилсяДымок голубой,Чурки пылалиЗа дверцей в печиИ раскаляли огнёмКирпичи,Чтобы держалсяНаш домик в тепле,Пшённая кашаТомилась в котле!И, напевая,Летел в дымоходДым, согреваяЗимой небосвод.Очень мне нравилсяФокусник-дым,Он развлекал меняВидом своим,Он превращалсяВ дракона, в коня,Он заставлялВолноваться меня!Мог он построитьНад нашей трубойЦарство любоеИ город любой,Всякое чудищеМог победить,Чтоб не повадилосьЛюдям вредить!Жалко, что этотДымок голубойВ сказку отправилсяВместе с трубой!Чтобы теперьУ него побывать,Надо картинкуНарисовать:Домик с трубой,Домик с трубой,В небо струитсяДымок голубой!

Личная жизнь

Личную жизнь поэтесса не афиширует и обходит в интервью эту тему. Она трижды вступала в брак. Мужья Юнны Петровны имели прямое отношение к творчеству:

Прозаик Варшавер Юрий Маркович (писательский псевдоним Юрий Щеглов).

Юрий Варшавер

Поэт, переводчик произведений эстонских писателей на русский язык, критик Тоом Леон Валентинович.

Леон Тоом

Поэт Васильев Юрий Григорьевич (в творчестве Голицын).

Сын — Дмитрий Васильев (псевдоним Глинский), историк, политолог, создатель и руководитель Совета русскоязычной общественности Бронкса и Манхеттена.

С третьим мужем Юрием и сыном Дмитрием

Внук — Иван, живет в Америке.

Цитаты

Поэты бывают разные, и разные у них назначения. Какое назначение у табуретки, если на ней можно сидеть, стоять, ввинчивая лампочку, а также можно вполне проломить табуреткой мозги?.. Моё назначение — быть и сметь, ввинчивать лампочку.

В кофейнике шурша,Гадательный напитокНапомнит, что душа —Не мера, а избыток

И что талант — не смесьВсего, что любят люди,А худшее, что есть,И лучшее, что будет. («В серебряном столбе…»)

На меня абсолютно не действуют репрессивные методы, издают — не издают — дают — не дают, это всё дождь — ветер — снег — погода. При любой погоде работаю очень много и с превеликой благодарностью за такую благодать.

Для меня каждый день — праздник и Деньрождень. Я из тех, кто чудом живы.

Я не участвую ни в каких публичных мероприятиях, тусовках, партиях, живу очень уединённо, чтобы моё природное чутьё не испортилось, принюхавшись к «мнениям общественности». Да, я работаю ночью, как поэтский телескоп.

ДОМ ГНОМА, ГНОМ-ДОМА!

Стоит в лесу тесовый дом,Дом гнома!А в нём живёт весёлый гном,Гном-дома!Он кормит белок шишками,За стол садится с мишками,С пушистыми зайчишкамиДа с мышками-норушками!Он делится игрушкамиС кукушками-болтушками,С енотами и с дятлами,С совой, обросшей патлами!Он делится орешкамиС косулями, с олешками,С кротами кропотливыми,С бобрятами смешливыми.Последним зимним яблокомОн поделился с маленьким,Совсем озябшим зябликом!Но сказками-побасками,Книжками-раскрасками,Длинными былинами,Шутками-малютками,Сладкими загадкамиОн делится с детишками,С девчонками, с мальчишками!Стоит в лесу тесовый дом,Дом гнома!А в нём живёт весёлый гном,Гном-дома!Откройся, дом тесовый,Пусть выйдет гном весёлый!

ЧТО НА ЧТО ПОХОЖЕ

На горе шумит ветла,На ветле звенит пчела,Полосатая как зебра.В нашу лодку иногдаНабирается вода,В глубине плывёт звезда,Серебристая как рыба.В роще-клёны и дубы,А под ними есть грибы,Каждый гриб похож на зонтик.Вышел месяц молодой,Небо кажется водой,Туча кажется волной,Месяц-лодкой деревянной.До чего же всё похоже!Значит, я, наверно, тожеНа кого-нибудь похож!Я пошёл и крикнул козам,Уткам, овцам и стрекозам:- На кого же я похож?Белый козлик повернулся,По-козлячьи улыбнулсяИ сказал по-человечьи:- Разве ты не видишь сам?Ты добрее, чем телёнок,Веселее, чем козлёнок,Ты совсем ещё ребёнок,Но похож на человека!

ЭТО КТО?

Вырастает из ботинок,Вырастает из пальто,Он всё время из чего-тоВырастает… Это – кто?..Вырастает из рубашек,Вырастает он из брюк,И всё время вырастаютПара ног его и рук.Он бежит и вырастает,Он лежит и вырастает,Он растёт на карусели,В зоопарке и в постели.Он из шапки меховойВырастает головой,А из куртки шерстянойВырастает он спиной.Вырастает из футболок,Вырастает из трусов,Сам дорос до книжных полокОн сегодня в пять часов!Взрослый так не вырастаетИз ботинок и рубах.Кто так быстро вырастаетНе на дамских каблуках?..Кто да кто? Артём Агапкин!Детство, детство у него, –Из всего он вырастает,Дорастает до всего.Человек он молодецкийИ достиг больших высот!Только детский, детский, детскийМой читатель так растёт.

РАЗБОЙНИК НА ЛУНЕ

Утащил большой разбойникКоролевскую казну,И удрал большой разбойникВ сковородке на Луну.В сковородке-космолёткеОн добрался до луны, –Но за два вагона денегТам не купишь даже веник,Потому что нет страны!Нет страны и нет людей,На луне дрожит злодей,Он – голодный, он простужен,Деньги жарит он на ужин!На луне продуктов нет,Деньги ест он на обед!И кладёт на завтрак в ротОн из денег бутерброд!Превратился он в копилку, –Если стукнуть по затылку,Из него летят в штаныВсе монеты из казны!На Луне продуктов нет,Кроме съеденных монет.И мечтает на ЛунеОн позавтракать в стране,Королю вернуть казнуИ признать свою вину,Съев хоть булочку одну!

Поэтическое кредо

Юнна Петровна отмечает, что на ее поэзию сильно повлияли многие замечательные авторы, жившие и творившие в разные времена — Гомер, В. Хлебников, А. Блок, А. Ахматова, Б. Пастернак, М. Цветаева и, конечно, А. Пушкин. Своими непосредственными учителям она считает А. Платонова и Т. Манна. Она называет себя «чистым поэтом» и не относит себя ни к диссидентам, ни к разоблачителям. «Именно поэтому мне нельзя ничего навязать, никакую туфту, ни в какой упаковке», — говорит поэтесса. Своей главной ценностью она считает человеческое достоинство, которое не может потерять ни при каких обстоятельствах. Поэтому в любой ситуации готова называть вещи такими, какие они есть, и не привыкла ни перед кем раболепствовать.

Именно поэтому Мориц осудила бомбежки Сербии, которые осуществляло НАТО в 1999 году. Тогда из-под ее пера вышли такие строки:»Особо культурные парни, Балканы культурно громят».

Еще одним ответом поэтессы на нашумевшую акцию Запада стала поэма «Звезда сербости», в которой на напишет: «Война уже идет/Не с сербами, а с нами». В таком же духе она будет отстаивать пророссийскую позицию во время конфликта на юго-востоке Украины. Себя она называет противоядием «русофобской отравы», из-за чего уже более 10 лет не бывала в родном Киеве и не верит в возможность скорейшего возвращения туда. По этому поводу были написаны стихи «Другая Украина», в которых она вспоминает ту родину, которая ей по-настоящему близка.

В 2016 году на своей странице в Фейсбуке поэтесса выложила небольшое эссе, посвященное убийству российских журналистов на Донбассе и проходившей по этому делу Н.Савченко. Вскоре после этого ее аккаунт в социальной сети без объяснения причин заблокировали.

Она категорически отказывается публиковаться в различных женских поэтических сборниках, справедливо полагая, что мужской антологии еще никто не догадался придумать. Несмотря на преклонный возраст, Юнна Петровна продолжает создавать совсем «неклассические» стихи с довольно громкими названиями — «Листопадло», «Найухоемские сигналы» или «Куль минации (мгновеники)».

Творческие вехи

  1. 1954 год — выпускницу с золотой медалью не принимают в Киевский университет под предлогом бездарности, и ей приходится учиться на филологическом факультете заочно.
  2. 1955 год — зачисление в Литературный институт имени А.М. Горького. В украинском журнале впервые публикуются стихи юной поэтессы.
  3. 1956 год — участвует в северном походе на ледоколе «Седов». Знакомство с суровой Арктикой, с архипелагом Новая Земля не могло не отразиться на творчестве начинающей писательницы.
  4. 1957 год — после издания книги «Разговор о счастье» Юнну исключают из института на год вместе с Геннадием Айги и Беллой Ахмадулиной. Руководство насторожило вольное настроение и нестандартное мышление в творчестве студентки. Она устраивается на работу ночным корректором.
  5. 1961 год — поэт Николай Тихонов помогает поэтессе издать «Мыс желания», написанный под впечатлением от арктической экспедиции.
  6. 1962 год — публикация «Кулачного боя» стоила сотруднику редакции «Молодой гвардии» Владимиру Цыбину должности заведующего отделом поэзии. Власти не устраивает прямолинейная и жесткая «поэтка», как называла себя Юнна.
  7. 1963 год — журнал «Юность» размещает на своих страницах стихотворение, посвященное репрессированному грузинскому поэту Тициану Табидзе. Двери издательств закрываются для автора на долгие 8 лет. Она обращается к детской аудитории, поскольку произведения для детей цензура почти не замечает. Появляется серия детских стихотворений в журнале «Юность», которую тепло принимают читатели. В это же время она занимается переводами на русский язык иностранных авторов.
  8. 1967 год — М. Дунаевский пишет музыку к стихотворению Моисея Тейфа в переводе Мориц. Песня звучит в спектакле «Сказание про царя Максимилиана» театральной студии Московского университета. Ее запрещают к исполнению, но она уже стала широко известной. Впоследствии режиссер М. Розовский делает из этих стихов спектакль «Кихелех и земелех».
  9. 1970-90 годы — выходят в свет 8 новых книг.
  10. 1974-86 годы — по сценариям Юнны снимаются мультипликационные фильмы, которые не утратили своего очарования со временем. В некоторых из них сценаристка сама читает текст за кадром. Песни из этих лент, написанные С. Никитиным на ее стихи, до сих пор с успехом исполняются на эстраде.
  11. 1977 год — премьера фильма «Почти смешная история», для которого С. Никитин специально пишет песню на стихи Юнны Петровны «За невлюбленными людьми».
  12. 1985 год — участвует в международных фестивалях поэзии с творческими вечерами. Она побывала в разных городах Англии, Америки, Канады, Нидерландов.
  13. 1987 год — признанием большого вклада писательницы в советскую литературу становится вручение ордена «Знак Почета».
  14. 1990-2000 годы — произведения поэтессы вновь под запретом. Она участвует в демократических движениях, на радио звучат ее политические комментарии.
  15. 2000 год — Российский независимый фонд присуждает писательнице премию «Триумф» за высокие достижения в литературном творчестве.
  16. 2004 год — получает премию имени А.Д. Сахарова за писательское гражданское мужество.
  17. 2005 год — творчество поэтессы отмечается национальной премией «Книга года» в номинации «Поэзия — 2005».
  18. 2005-2006 год — сборник «По закону — привет почтальону» выходит с авторской графикой и живописью. Она называет свои художественные работы не иллюстрациями, а своеобразными стихами. Она так же талантливо иллюстрирует книги некоторых поэтов.
  19. 2006 год — награждается премией имени А.А. Дельвига.
  20. 2008 год — очередная премия «Книга года» за произведения для детей.
  21. 2011 год — за заслуги в области культуры писательница получает правительственную премию.
  22. 2014 год — отмечается 60 лет литературной деятельности Юнны Мориц.
  23. 2016 год — публикует эссе об убийстве в Донбассе И. Корнелюка и А Волошина — русских журналистов, после чего ее страница в Фейсбуке блокируется администрацией без объявления причин.
  24. 2020 год — премьера мюзикла музыкального театра из Санкт-Петербурга «Карамболь», который собран из песен С. Никитина на стихи Ю. Мориц. Спектакль отмечен в 6 номинациях на премию «Золотая Маска».
  25. 2022 год — 2 июня писательница отметила свой 85-летний юбилей.

Юнна Петровна Мориц

КОШМАРИКИ СЛАЩЕ КОНФЕТ

Я видела Тумбера-Бумбера,Который дрожал на Слоне,И были у Тумбера-БумбераГлаза на пушистой спине.Рассказывал Тумберу-БумберуИстории страшные Слон,Поэтому Тумберу-БумберуУжасно, как нравился он!От страха по Тумберу-БумберуМурашки бежали толпой.Кошмарики, выпучив шарики,Кричали: «Мы – тут! Мы – с тобой!»Но храброму Тумберу-БумберуКошмарики слаще конфет,И вам я про Тумбера-БумбераОткрою Огромный Секрет:Он страшные любит истории, От них он в восторге всегда,Он любит мурашек, которыеПокрыты колючками льда.Поэтому Тумбера-БумбераНа ужин зову я в окно,Мурашек для Тумбера-БумбераВ моей морозилке полно,А также для Тумбера-БумбераС мурашками рядом лежатКошмарики, выпучив шарики, И все они громко дрожат!Вот счастье для Тумбера-Бумбера!Пускай же и ночью и днёмИстории, страшно прекрасныеИ просто прекрасно ужасные, Мурашками скачут на нём!

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

Артём Агапкин лет пятиПлывёт по морю на спине,Но что-то страшное летитИ хулиганит в вышине.Пират в косынке боевой,Пират с повязкой на глазу,Пират летит над головой,Подмышкой держит он козу.– Артём Агапкин, помоги!Пока не съел меня пират,Хватай его за сапоги,Хватай его за всё подряд! –Кричит прекрасная коза,Пирата бьёт копытом в бок.Артём схватил пирата заТрусы!.. Артём козе помог!Пират включает тормоза,Ныряет в море за трусами, –Ведь без трусов никак нельзяЕму летать под небесами.– Ты спас меня, Артём Агапкин! –Коза сказала в тишине. –Тебе вязать я буду шапкиИз шерсти, что растёт на мне.

ТУМБЕР-БУМБЕР

Тумбер-Бумбер – это звук!Раздаётся он, когдаЧто-то падает из рук,Например, сковорода.Кто ломает стулья в доме,Рвёт ботинки и пальто?Тумбер-Бумбер!Кто же, кромеТумбер-Бумбера?.. Никто.Кто теряет постоянноНаши зонтики, ключи,Нашу мелочь из кармана?Тумбер-Бумбер, не молчи!– Тумбер-Бумбер,Тумбер-Бумбер! –Дверцей хлопает буфет.– Тумбер-Бумбер,Тумбер-Бумбер! –С полки падает предмет.– Тумбер-Бумбер,Тумбер-Бумбер! –Танцевать пошёл сундук,В сундуке гремят орехи,Называются фундук.Тумбер-Бумбер,Тумбер-Бумбер,Днём и ночью мне он – друг,Потому что постоянноЧто-то падает вокруг!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: