Иван крылов 📜 листы и корни (басня)

Крылов листы и корни. басня листы и корни - крылов иван андреевич

Читать краткое содержание басни Листы и корни

Персонажами этой басни являются части дерева – корни и листья, которые не могут найти общий язык.

В один из погожих дней лета листья на дереве стали хвастаться. Они сами себя нахваливали за красивый зеленый цвет и пышность. Эта составляющая дерева считала себя самой красивой частью не только крепкого растения, но и даже всей долины. Листья приписывали себе все заслуги. Начали они с того, что без них дерево выглядело бы совсем непривлекательно и уж точно не смогло бы укрыть от жаркого солнца пастуха в своей тени.

Листва гордилась тем, что лишь ради нее прилетает звонкоголосый соловей и сидит на ветвях. А еще тем, что благодаря ей веселые пастушки устраивают пляски на поляне.

Эти хвалебные оды долго слушали корни дерева, глубоко спрятанные под землей. Они решили образумить листву и напомнить ей, что с приходом осени она опадет и погибнет, а весной – родится вновь и будет зеленеть. В том, что дерево теряет листву, нет ничего страшного. Но если пропадут корни, которые питают все растение, то уж более не будет ни цветов, ни листвы на нем. Поэтому вместо того, чтобы хвалить лишь себя, листьям не мешало бы поблагодарить коренья. Читать другие басни Крылова. Список

Анализ, мораль басни Крылова «Листы и Корни»

И. А. Крылов написал басню «Листы и Корни» в 1811 году в предвоенное время, когда тема преемственности в политике и в обыденной жизни становилась особенно актуальной. Стихотворение многомерно: небольшая по размеру басня поднимает глубинные вопросы русской идентичности, но также содержит осуждение чванства, хвастовства, неблагодарности, нежелания видеть мир во всей его полноте и взаимосвязи явлений.

Басня иносказательно приглашает читателя к серьезным размышлениям и философским обобщениям. Дерево – подобно государству и человеческому телу – представляет собой сложный, гармонично функционирующий организм. Но утрата разных его частей чревата разными последствиями: человек может либо стать инвалидом (при утрате, скажем, пальца), либо наверняка погибнуть (когда оказываются серьезно повреждены сердце или мозг). На примере басни просто, доступно, без излишнего пафоса и скучной дидактики, народным языком, поэт говорит об опасности утраты корней. Без корней не живет дерево. Без духовных корней не живет ни человек, ни государство как сообщество людей. Хранители духовных и семейных корней – в том числе родители, которых зачастую стесняется продвинутая молодежь, забывающая, как глупые и снобные Листы, на чьих усилиях основывается ее благополучие.

Олицетворение является ключевым приемом любой басни, но И. А. Крылов не упускает возможности использовать его дополнительно – «листы шептали, хвалились, толковали». Без ярких, сочных эпитетов – «прекрасный день», «дерево величаво», «прохладная тень», «добрый час» – не может обойтись ни одно литературное произведение, а тем более такое, как басня. Использование диалога в качестве приема изложения приводит автора к необходимости введения большого числа риторических вопросов и восклицаний – «Кто смеет говорить столь нагло и надменно!», «Красуйтесь в добрый час!», «Ужель не узнаете?»

Инверсия – «листы на дереве с зефирами шептали», «им снизу отвечали», «считаться с нами стали» – широко используется автором для обеспечения рифмовки. Лексический повтор – «с новою весной лист новый народится» – усиливает авторский акцент на периодичности, быстротечности жизненного цикла растений.

Басня содержит присущие времени устаревшие слова – «зефиры (в традиционном поэтическом значении – «легкие ветерки»)», «листы», «толковали (в значении говорили)», «на коем», усечения «меж», «ужель». К авторским неологизмам, типичным для литературы позапрошлого века, относятся «зеленость», «красивость» (по аналогии с популярным словом «вольность» в значении «свобода»), «примолвить (в значении добавить, дополнить)» «иссушится (засохнет)». К ним можно прибавить необычный эллипсис – «не станет дерева, ни вас».

Метонимию – «нами (листьями) дерево… пышно и кудряво», «голос отвечал» – и ряды однородных членов – листы «шептали, хвалились, …толковали», дерево «пышно, кудряво, раскидисто и величаво» – поэт использует для разносторонней, зримой характеристики предметов и явлений.

Анафора – «Не правда ли, что мы краса…?», «Не мы ль от зноя пастуха…?» «Не мы ль красивостью своей….?» и – многосоюзие – «…что мы краса…, что нами дерево…, что б было в нем…» – усиливают впечатление, производимое словами персонажа, увеличивает их значимость. Метафоры – «краса долины», «укрываем прохладой», «бросая тень» – при всем лаконизме языка басни позволяют точно описать заносчивые Листы.

Поэт нигде не дает моральной оценки ситуации, предоставляя читателю сделать вывод самостоятельно. Его косвенное осуждение можно почувствовать лишь в противопоставлении грозного и надменного тона, который позволяют себе Листы: «Вы кто такие там?..» и пренебрежительной авторской ремарки «залепетали».

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Басни Крылова ✑
Басни

Смысл, вложенный И. А. Крыловым

В басне Крылов пишет об общем участии власти и народа в достижении общественного блага. Чтобы полноценно существовать, важны все части общества. Каждый человек в нем — кирпичик, который выполняет свою функцию. Без тяжелого труда простого народа (корней) элите общества (деревьям) нечем будет хвастаться. Самостоятельно они не могут ничего производить, и после отказа корней выполнять свою функцию быстро погибнут, деградируют. В то же время элита создает законы, по которым живет страна, распределяет общие блага.

У иносказательного произведения есть и другой смысл, который не касается существования общества. Если рассматривать текст с точки зрения человеческих поступков, можно отметить одно явление, которое часто встречается в жизни. Люди, которые достигают успеха, нередко забывают о тех, кому они обязаны этим. Они возвеличивают себя и начинают верить в собственные необыкновенные способности.

Автор говорит, что нельзя забывать тех, с помощью кого был достигнут успех. Например, за популярностью ученых, певцов, актеров, стоит работа многих людей. Военные начальники не снискали бы славы, если бы не подвиги простых солдат. Пекарь не испек бы вкусный хлеб без землепашца, крестьянина. Нередко человек прозябает в нищете и вынужден продавать свой талант тем, кто им умеет пользоваться в силу изворотливости, связей в обществе и финансовых возможностей.

Басню можно толковать с точки зрения людской скромности. Труженики и думающие люди не всегда стремятся демонстрировать себя и свои успехи, и это не порок.

Анализ басни Листы и корни, аллегорический смысл.

Баснописец написал Листы и Корни для того чтобы донести к людям проблемы государства и общества, значение общего дела, несоответствие интересов, действий и много другого. По принципу Крылова, мораль всего написанного заложено в последних строках, где давно забытые «корни» заводят разговор. Своими словами они напоминают молодым «листьям», что из них дерево берет необходимое питание и дает жизнь новым листикам. То есть верхушка (власть) меняется, а корни (простой народ) остаются прежними. И до тех пор, пока простолюдины живы – будет жить власть и государство, и, конечно же, будет развиваться.

Разбирая и анализируя басню, следует рассмотреть каждого персонажа отдельно. Листы олицетворяют вершину общества (дворян, купцов и др.), перешептываясь с весенним ветром (проходящие мимолетные правители). А корни (простые крестьяне и рабочие) – делают всю работу такую как производство пищи и остальные благи.

Высокомерная, самовлюбленная и поверхностная верхушка общества считает себя самой умной и правой во всех начинаниях, что есть ошибочным решением. В действительности они – всего лишь маленькая часть большой системы, которые связаны между собой и поодиночке не имеют шансов на существование.

Басня рассказывает о листьях и корнях. О том как листья красуются, забывая, что без корней он не могли бы жить.

Об авторе и истории произведения

Иван Андреевич Крылов (1769−1844) прославился своими баснями. Сын бедного российского офицера благодаря своему таланту и наблюдательности стал одним из самых знаменитых авторов своего времени. Он любил простых людей, общался с ними на ярмарках и в других публичных местах, изучал взгляды и образ жизни. Параллельно он тянулся к искусству, классикам, литературной деятельности.

Первые творческие попытки Крылова не были удачными, однако литератор не останавливался. Он написал несколько пьес, которые получили высокую оценку читателей и критиков. Популярность принесли басни, которые вошли в то время в моду. Всего из-под пера автора вышло 236 аллегорических произведений, в которых высмеивались людские пороки. Они подкреплялись яркими рисунками, отличались честностью и точностью выражения мысли.

«Листы и Корни» Крылов написал в середине своего творческого пути в 1811 году. Басня сразу была опубликована в «Чтении и беседе любителей русского слова», а позже — в сборнике № 19 «Новые басни».

Басня Ларчик — анализ

«Ларчик» — это знаковое для великого баснописца произведение. Анализ басни Крылова Ларчик обычно начинается с конца, с фразы «А ларчик просто открывался». Этими словами Крылов говорит, что не стоит слишком усложнять поставленные задачи, не попробовав решить их самым простым способом.

Но в данном контексте немалое значение имеют и длительные потуги опытного мастера, нелепые подсказки публики. Это — олицетворение попыток понимания самого Крылова. Писатель утверждает, что не нужно тщательно подбирать ключ к его басням — чаще всего, он лежит прямо на поверхности!

Есть и другой вариант прочтения этого произведения. Писатель так и не дал читателю конкретно понять — как именно был открыт ларец? Из этого вытекает еще одна мораль басни Крылова Ларчик — единственно верного решения не имеет ни одна проблема, каждое дело требует особенного подхода. Читатель сам должен понять — действительно ли ларчик не имел замка, или механик просто не смог его найти.

Вариант №2

В басне Крылова рассказывается о проблемах общества и тех, кого общество представляет. Повествуется в басне о корнях и листьях. Привлекает этический смысл. Событие происходит в прекрасный солнечный летний день, когда листья определенного дерева начали хвастаться своей красотой и насыщенность увеличения. Говорили, что они самые лучшие. Хвалились тем, что они завлекают разных людей, как певцов, так и пастухов, чтобы они отдохнули под тенью этого дерева, в котором очень густое покрытие листьями. Это очень влечет. Листья с землей начали спорить. Из земли раздались слова корней. Они сообщили то, что листья появляются каждую теплую прекрасную весну.

Листья вырастают массово большими порциями. Корни питают все дерево. Корни пытались доказать листам, что без них не было бы и листьев. Если листья вырастают теплой весной каждый раз, то корни остаются такими же.

Басня делится на две части. Первая часть приурочена представлению эгоистического выступления. Вторая часть посвящена предостережению корней, которая всеми способами возражает листьям.

Герои

Для того чтобы понять определенного героя необходимо: каждого рассмотреть поближе. Главными героями являются Корни и Листы. Корни были справедливыми и мудрыми, а листы наоборот эгоистические. Символ листов: достоинство и роскошь. Листы считаются настоящим декорированием дерева. Корни воплощают крепостное крестьянство, которые не видят теплые солнечные лучи солнца.

Второстепенными героями являются Зефиры. Они были слишком легкомысленные и тревожные. Это теплый весенний ветер.

Главная мысль

Какими бы прекрасными не были листья, им не выжить без корней. Точно так же, как в жизни с людьми. Каким бы прекрасным и богатым ты бы не был, тебе не выжить без рабочей силы, то есть рабов, каких-то услуг.

Смысл

Смысл басни Крылова заключается в том, чтобы показать людям их проблемы с обществом. Например, листья обращаются с корнями эгоистично, как некоторые люди с людьми. Взаимодействия землевладельцев к крестьянам, которых выделяли от рабочего скота только умением говорить. Писатель пытался донести, что отечественная аристократия сама все портит. Это он открыто намекает.

Основная мысль

Иван Александрович Крылов легко выражает свои мысли при помощи необычных образов героев. Каждое его произведение наполнено философией. Писатель оживлял предметы, наделял их человеческими качествами и высмеивал актуальные проблемы. Это произведение начинают изучать на уроках литературы в 5 классе. По его мотивам пишут сочинения, выполняют тесты.

Басня была написана в 1811 году и опубликована в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова». Основой для создания являлось противостояние двух слоев населения. Мораль басни Крылова «Листы и корни» заключается в том, что власть без народа не может существовать. Эта мысль четко прослеживается в последних строках произведения. Автор пытается донести, что верхушка (власть) всегда меняется, а корень (народ) остается прежним на все времена.

Кроме того, Крылов пытался раскрыть проблему жизни простых крестьян. Басня содержит морально-этический смысл. Как правило, зажиточные люди забывают, благодаря кому они находятся на своем месте. В это же время простые люди боятся идти и отстаивать собственные права. Крылов в своих произведениях призывает каждого понять, что все достойны уважения. В разные времена эту басню понимали по-разному.

Анализ стихотворения

Вот что нашлось на YouTube по этому запросу

Листы и корни | Басня Крылова

«Листы и корни» И. Крылова. Мораль басни

Ничего не понимаю в стихах 49.58%

Сам(а) бы сделал(а), но нет нормальной инструкции 20.28%

Нет времени, нужно другим заниматься 30.14%

Иван Крылов Пчела и мухи (Басня)

Две Мухи собрались лететь в чужие краи, И стали подзывать с собой туда Пчелу: Им насказали попугаи О дальних сторонах …

Иван Крылов Крестьянин и лисица

«Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть Кур красть?» Крестьянин говорил Лисице, встретясь с нею, «Я, право, о тебе …

Иван Крылов Гуси (Басня)

Предлинной хворостиной Мужик Гусей гнал в город продавать; И, правду истинну сказать, Не очень вежливо честил свой гурт гусиной: На …

Иван Крылов Лев и мышь (Басня)

У Льва просила Мышь смиренно позволенья Поблизости его в дупле завесть селенье И так примолвила: «Хотя-де здесь, в лесах, Ты …

Иван Крылов Бешеная семья (комическая опера в трех действиях)

Иван Крылов Трудолюбивый медведь

Иван Крылов К счастью

Богиня резвая, слепая, Худых и добрых дел предмет, В которую влюблен весь свет, Подчас некстати слишком злая, Подчас роскошна невпопад, …

Иван Крылов Волк и Волчонок

Волчонка Волк, начав помалу приучать ?Отцовским промыслом питаться, ?Послал его опушкой прогуляться; А между тем велел прилежней примечать, ?Нельзя ль …

Иван Крылов Лягушки, просящие Царя

Лягушкам стало не угодно Правление народно, И показалось им совсем не благородно Без службы и на воле жить. Чтоб горю …

Иван Крылов Богач и поэт

Валерий Брюсов Разбегаются снова поля за окном

Владимир Маяковский Христофор Коломб

Валентин Гафт Эпиграмма Л. Броневому

Елена Благинина Уморилась

Гавриил Державин Снегирь

Геннадий Айги ЗИМНИЙ КУТЕЖ

Василий Лебедев-Кумач Песенка про мишку

Василий Князев Уличный фокусник

Владимир Корнилов Звезды

Валерий Брюсов Весной

Басня Осёл и соловей

Осел увидел Соловья И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?» Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры; Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом, «Изрядно, — говорит, — сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился», Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул — и полетел за тридевять полей. Избави бог и нас от этаких судей.

Басня Осёл и соловей — анализ

В басне Крылова Осел и Соловей каждый из героев выступает символом качеств, которые стоят того, чтобы о них задуматься. Итак, Соловей. Птица прекрасным пением олицетворяет человека — мастера своего дела, с даром от самой Природы. К пению птицы прислушивается каждый, кто его услышит и каждый высоко оценит талант Соловья, чем тот по праву гордится. Крылов использует такие выразительные интонации и слова в адрес Соловушки, которые кажется не превзошел никто из русских писателей. Очаровательные, подробные описания окружающей обстановки, реакции людей и животных на песню птицы, доказывают к тому же, что Крылов — не просто баснописец, он — великий поэт. Соловей описан так, что не найдется больше ничего того, что стоило бы добавить.

Осёл же, напротив, совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления — глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.

Крылов “Листы и корни”, кто главные герои, какая главная мысль?

Листья красовались и упивались самовосхвалением. И тут они слышат, что из-под земли кто-то говорит:

Это говорили корни того дерева. Листья возмутились, что какие-то корни дерзают говорить о себе. И тут корни говорят:

Главная мысль басни в том, что порой мы не замечаем кола в собственном глазу, а из-за мелкого поступка кого-либо поднимаем грандиозный шум. На самом деле собаки, охраняющие стадо не должны быть такими спокойными, если беспричинно режут барана из стада, но как они могут поднять лай против своих всесильных хозяев, за счет которых они кормятся?

Главные герои сказки-старый волк и молодой волченок.

Главная мысль басни “Волк и Волчонок” состоит в том, что успех любого коллектива зависит от того, кто этим коллективом руководит, кто его возглавляет.

Если коллектив возглавляет человек глупый и недалекий, (пример из басни-пастух-дурак), то однозначно он станет окружать себя такими же дураками (пример из басни-глупые собаки глупого пастуха) и в таком коллективе все дела будут терпеть неудачу (пример из басни-потеря овец). Если же коллективом руководит умный человек, он набирает в умных и надежных людей себе в соратники, и такой коллектив всегда добьется успеха во всем.

Конечно, здесь главные герои Лисица и Осел, но опосредствованно также Лев. Главная мысль произведения в том, что тот, кто когда-то был великим авторитетом, в случае потери своей силы и мощи, может быть презрительным для всех. и все, кто вчера преклонялись перед ним, сегодня могут лягнуть его, как тугодумный Осел из басни рискнул лягнуть своего бывшего мощного властелина Льва.

Мораль басни «Листы и корни»

В своей басне великий автор учит нас благодарности и уважению к людям, независимо от уровня богатства и успешности. И хотя времена, когда человека простого происхождения считали вторым сортом, давно миновали, мораль басни актуальна и на сегодня.

Очень важно помнить и знать, что не имеет значения как выглядит человек, одет он богато или на нем одежда из «second-hand», занимает ли он или его родители важные должности или выполняют самую простую работу, как важно то, что у него в душе, и что каждый человек достоин уважения. Кроме того, вырастая, получая образование и хорошую работу, нужно помнить, что сделать все это нам помогли родители — наши «корни»

Кроме того, вырастая, получая образование и хорошую работу, нужно помнить, что сделать все это нам помогли родители — наши «корни».

Поэтому становясь взрослыми, более богатыми и удачливыми надо всегда помнить о папах и мамах, даже если они остались простыми тружениками, стали старше, ведь именно они «питали» нас, и были и остаются фундаментом, послужившим опорой к восхождению вверх.

Почему же, несмотря на глубокий моральный смысл, лучшие произведения русского баснописца преподают именно в начальных классах? Это делается для того, чтобы дети как можно раньше научились оценивать плохие и хорошие поступки, а рифмованные истории Крылова идеально подходят для этого. В данной статье мы проанализируем произведение «Листы и корни». Басняидеально подходит не только для изучения школьниками, но и для домашнего чтения.

Басня Крылова «Листы и корни» имеет очень интересный сюжет, который сам по себе заслуживает внимания. Именно поэтому перед тем, как начать полный давайте ознакомимся с его кратким содержанием.

Повествование начинается с того, как листья мило беседуют с зефирами (здесь нужно обратить внимание на то, что в сюжете данной басни автор именует зефирами южные ветры), которые нежно ласкают их с самого утра до поздней ночи. Главные герои хвалятся тем, как полезны всем вокруг: путники скрываются под кроной во спасение от зноя, красивые девы прибегают к ним водить хороводы, а соловей выбирает дерево для весенних песнопений..

«Листы и корни» басня очень необычная, потому как до Ивана Крылова никому и в голову не приходило «оживить» крону дерева.

Вторая часть стихотворения начинается тогда, когда к монологу листьев подключаются глаголющие из земли корни дерева, на котором они растут. Здесь произведение тут же принимает другой оборот, в конце которого отдельным четверостишием прописан его основной смысл.

О басне «Листы и Корни»

Один из предшественников И. А. Крылова, известный в своё время писатель М. Н. Муравьёв, написал басню «Верхушка и Корень». Под Верхушкой он подразумевал правительство, а под Корнем — простой народ. Однажды Корень, недовольный своей жалкой участью, взбунтовался и перестал «кормить, поить и на себе носить» Верхушку. Результат оказался плачевным:

Приблекло деревцо, свернулись ветки вдруг, И наконец Верхушка — бух; И Корень мой с тех пор стал превращён в колоду.

Процветание общества и государства зависит, по мнению М. Н. Муравьёва, от Верхушки, а бунт Корней только подрывает прочность государства.

Крылов тоже задумывался над теми же проблемами русской жизни и всякого общества и государства. Он нисколько не спорит с М. И. Муравьёвым по поводу того, что каждое сословие должно выполнять свойственную ему работу. Он не возражает и против того, какое место занимают дворяне и простой народ. Он согласен, что дворянам принадлежит важная роль в государстве и обществе, роль управителей, должных вести государство к благополучию и процветанию. Поэтому он не осуждает Листы за то, что они красивы, пышны и величавы. Корни у Крылова не бунтуют против Листов. Напротив, они говорят им: «Красуйтесь в добрый час!» Но Корни осуждают Листы за хвастовство и надменность, за то, что они не ценят их тяжёлый труд.

Процветание государства и общества зависит в басне Крылова не только от Листов, как у М. И. Муравьёва, а и от Корней, которые, «роясь в темноте», питают вознёсшихся над ними.

Мысль Крылова ясна: если дерево обозначает целое государство, то важны все его части. Забвение невидимых Корней пагубно для государства и общества.

Крылов выступает против всяких крайностей: ему одинаково дороги и Листы, и Корни, но он решительно осуждает спесь и бахвальство Листов, которые только себе приписывают деятельность, полезную для государства и общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: