Краткое содержание
Ситуация, с которой знакомит нас автор, случилась с ним самим, когда ему было всего пять лет. На дворе была холодная и морозная зима. Маленького Николая отправили встречать Рождество к тете. У тетки был очень суровый муж, который был богатым помещиком. Его все знали как очень злого, жестокого человека. Он очень гордился своим характером.
В их семье царил такой обычай, что любая провинность не прощалась никому. Ни человеку, ни животному. Глава семьи считал милосердие плохой чертой характера. По этим правилам жили и крепостные, которые жили в других деревнях, но ими владел так же муж тетки.
Дядя очень любил охотиться. Для этого он даже держал специальную псарню, в которой были псы, умеющие брать медведя. Они всей стаей набрасывались на зверя, не оставляя ему шансов выжить. Когда во время охоты находили медвежью семью, то маленьких медвежат забирали и держали в сарае из камня.
За медведями должен был ухаживать крепостной, которого звали Ферапонт. Но все называли его Храпоном. Он должен был заботиться о медвежатах, кормить их. Он настолько был к ним привязан, что даже засыпал вместе с ними.
В то время, когда маленький Николай был в гостях, у них жил медведь по кличке Сганарель. Было ему пять лет. Он был очень крупный и хорош собой. Так же он мог вытворять различные трюки. Мишка с легкостью передвигался на задних лапах, мог сыграть на барабане, переносил различные мешки, а так же веселил всех. Когда надевал на голову шляпу, украшенную пером.
Краткое содержание повести
Речь в рассказе идет от первого лица, героя, который вспоминает историю из своего детства, случившуюся в день Рождества Христова. Его, пятилетнего мальчика оставили в тетушки, так как отец в то время служил в Ельце, и мама уехала его проведать.
Муж тети был довольно строгим и жестоким орловским помещиком, о нем ходила не самая приветливая слава. Дом, в котором проживала семья помещика, навевал тоску и некий страх на всю округу. В этом доме никому никогда не было прощения за любую причиненную пакость, будь провинившийся человеком или животным, каждый должен был понести наказание.
Старый помещик очень любил охоту на медведей, для этого он держал специальных собак – пиявок, которые впивались в шкуру косолапого со всех сторон, что не оторвать.
Если во время охоты обнаруживали в берлоге маленьких медвежат, их привозили во двор и закрывали в специальном сарае. За ними присматривал молодой доезжачий парень Храпон (Ферапонт). Он вместе с медведями даже спал, поэтому хорошо знал характер каждого зверя, и выбирал из них самого смирного для охраны владений. Если же медведь со временем начинал шалить, то есть делал пакости хозяину, его бросали сначала в яму, а потом дядя организовывал травлю на медведя. Зверя выманивали из ямы, травили на него пиявок, после чего убивали выстрелом.
Но вот уже пять лет подряд охранником служил медведь по кличке Сганарель. Он стал настоящим другом Храпону, умел бить в барабан, носил полюбившуюся ему шляпу с пером павлина. Однажды в Сганареля все же проснулся звериный инстинкт, и его потянуло на «шалости», за что прощения ему не было. Дядя приказал Храпону бросить медведя в яму и объявил что в день Рождества, после праздничного обеда на Сганареля будет «травля». Это извещение очень огорчило детей, а особенно Храпона. Ему то и пришлось проводить друга к яме.
Наступило Рождество и к помещику съехались гости посмотреть на травлю Сганареля. Но, не все пошло по плану дяди. Медведь, как будто почувствовав беду, ни под какими пытками не хотел, выходит из ямы, тогда дядя приказал Храпону вывести зверя. Тот сразу исполнил желание хозяина. Но Сганарелю удалось бежать в лес, наделав много шуму и перепугав всех гостей. После «травли» члены семейства и оставшиеся гости с ужасом ждут, какую участь подготовит для Храпона дядя, считающий его виновным в провале зрелища. Но, услышав рассказ священника о чудесах Рождества Христова, жестокий помещик вдруг начинает плакать, просит покаяния и прощает все Храпону, при этом даруя ему волю. Подданный же благодарит хозяина за прощение и остается служить ему верой и правдой до конца своих дней.
Зверь
Отец мой был известный в свое время следователь. Ему поручали много важных дел, и потому он часто отлучался от семейства, а дома оставались мать, я и прислуга. Матушка моя тогда была еще очень молода, а я – маленький мальчик.
При том случае, о котором я теперь хочу рассказать, мне было всего только пять лет.
Была зима, и очень жестокая. Стояли такие холода, что в хлевах замерзали ночами овцы, а воробьи и галки падали на мерзлую землю окоченелые. Отец мой находился об эту пору по служебным обязанностям в Ельце и не обещал приехать домой даже к Рождеству Христову, а потому матушка собралась сама к нему съездить, чтобы не оставить его одиноким в этот прекрасный и радостный праздник. Меня, по случаю ужасных холодов, мать не взяла с собою в дальнюю дорогу, а оставила у своей сестры, у моей тетки, которая была замужем за одним орловским помещиком, про которого ходила невеселая слава. Он был очень богат, стар и жесток. В характере у него преобладали злобность и неумолимость, и он об этом нимало не сожалел, а напротив, даже щеголял этими качествами, которые, по его мнению, служили будто бы выражением мужественной силы и непреклонной твердости духа.
Детство
Николай Лесков появился на свет 16 февраля 1831 года. Обстоятельства сложились так, что местом его рождения стало село Гороховка, находящееся в Орловской губернии.
Именно здесь у богатых родственников гостила его мать. У них же мальчик провел и первые восемь лет своей жизни. Традиция гостить так долго была вполне нормальным явлением в те времена.
Отец будущего писателя всерьез собирался связать свою жизнь с духовенством, но в результате сменил направление и к моменту появления сына служил в уголовной палате. Именно эта служба и дала ему в будущем право на дворянский титул. Мать же Лескова происходила из дворянской семьи, но ее отец обеднел и не мог обеспечить дочери достойного приданого.
После ссоры отца с начальством и увольнения со службы семья перебралась на хутор Панино. К тому моменту у Николая уже было двое братьев и две сестры, а его самого, наконец, забрали от родственников.
Именно на новом месте жительства Лесков впервые увидел народную жизнь. Он проводил многие дни, наблюдая за работой и досугом крестьянства, проникался их бытом, взглядами и надеждами. Отец мальчика способствовал этому тем, что сам занимался нелегким трудом на земле: он сеял зерно, работал на мельнице, ухаживал за садом.
Образование и работа
В возрасте десяти лет Николая отправляют в Орловскую гимназию. Наука давалась ему с трудом: после пяти лет обучения Лесков получает свидетельство о том, что он окончил только два класса. В 1848 году его отец заболевает инфекционным заболеванием – холерой, и вскоре умирает. Кроме того, в их доме происходит пожар, после которого семья Лесковых остается без средств к существованию. Николай устраивается канцелярским служителем, а вскоре становится помощником столоначальника.
В 1849 году переезжает в Киев, где и остаётся работать в казенной палате. Там слушает лекции в университете, не являясь студентом. Изучает иностранные языки, знакомится с культурой страны, интересуется изобразительным искусством и архитектурой.
В 1857 году устраивается на предприятие родственника-англичанина. Работа была связана с сельским хозяйством. Часто ездит по работе, поэтому посещает многие уголки России.
Усадьба Лескова
Служба
Взрослая жизнь Лескова началась при помощи его отца. Он устроил сына в уголовную палату, в которой служил сам и где у него остались друзья. Однако благоденствие продолжалось недолго.
В 1848 году отец юноши умер от холеры. Практически все имущество семьи сгорело при пожаре. Николаю было чуть больше 17-ти лет, когда дядя-профессор способствовал его переезду в Киев и получению должности чиновника в казенной палате. Вскоре будущий писатель дослужился до столоначальника.
Жизнь в Киеве привела к тому, что молодой человек со всем жаром молодости принялся изучать украинскую культуру. Его занимало абсолютно все: и литература, и искусство, и живопись, и архитектура.
В 1857 году Николай Семенович решил круто изменить свою жизнь. Он бросил службу и перешел на работу в сельскохозяйственную компанию, которую возглавлял его дядя-англичанин (муж сестры матери). Как говорит сам писатель, это была замечательная возможность увидеть мир, которой пользовались в те времена многие жаждущие путешествий, но не имеющие возможности их оплачивать.
Целых три года Лесков колесил по России, исполняя поручения компании, но на самом деле жадно изучая родную страну и жизнь ее людей. Ему удалось посетить большую ее часть и собрать огромнейший материал наблюдений, чего он никогда бы не смог сделать, сидя в пыльном кабинете. Вояж его прервался в 1860-м году в связи с закрытием компании. Лесков вернулся в Киев.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Отец мой был известный в свое время следователь. Ему поручали много важных дел, и потому он часто отлучался от семейства, а дома оставались мать, я и прислуга.
Матушка моя тогда была еще очень молода, а я — маленький мальчик.
При том случае, о котором я теперь хочу рассказать, — мне было всего только пять лет.
Была зима, и очень жестокая. Стояли такие холода, что в хлевах замерзали ночами овцы, а воробьи и галки падали на мерзлую землю окоченелые. Отец мой находился об эту пору по служебным обязанностям в Ельце и не обещал приехать домой даже к рождеству Христову, а потому матушка собралась сама к нему съездить, чтобы не оставить его одиноким в этот прекрасный и радостный праздник. Меня, по случаю ужасных холодов, мать не взяла с собою в дальнюю дорогу, а оставила у своей сестры, а моей тетки, которая была замужем за одним орловским помещиком, про которого ходила невеселая слава. Он был очень богат, стар и жесток. В характере у него преобладали злобность и неумолимость, и он об этом нимало не сожалел, а напротив, даже щеголял этими качествами, которые, по его мнению, служили будто бы выражением мужественной силы и непреклонной твердости духа.
Такое же мужество и твердость он стремился развить в своих детях, из которых один сын был мне ровесник.
Дядю боялись все, а я всех более, потому что он и во мне хотел «развить мужество», и один раз, когда мне было три года и случилась ужасная гроза, которой я боялся, он выставил, меня одного на балкон и запер дверь, чтобы таким уроком отучить меня от страха во время грозы.
Понятно, что я в доме такого хозяина гостил неохотно и с немалым страхом, но мне, повторяю, тогда было пять лет, и мои желания не принимались в расчет при соображении обстоятельств, которым приходилось подчиняться.
Биография Лескова
Николай Семенович Лесков – прозаик, самый народный писатель России, драматург. Автор известных романов, повестей и рассказов, таких как: “Некуда”, “Леди Макбет Мценского уезда”, “На ножах”, “Соборяне”, “Левша” и многих других, создатель театральной пьесы “Расточитель”.
Ранние годы
Родился 4 февраля 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье следователя и дочери обедневшего дворянина. У них было пятеро детей, Николай был старшим ребенком. Детство писателя прошло в городе Ореле. После ухода отца с должности, семья переезжает из Орла в село Панино. Здесь и началось изучение и познание Лесковым народа.
Образование и карьера
В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось – за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса.
В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим.
В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события, о которых стоит упомянуть даже в краткой биографии Лескова – от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.
В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.
В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.
Творческая жизнь
1860 год считают началом творческого Лескова-писателя, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.
В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты “Северная пчела”. Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.
Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы “Погасшее дело” , повести “Житие одной бабы”, “Овцебык” , “Леди Макбет Мценского уезда” .
Имея разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Единственным, кто печатал его работы, был Михаил Катков, редактор журнала “Русский вестник”. Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать.
В 1870 – 1880 он написал романы “Соборяне” , “Захудалый род” , где раскрыл национальную и историческую проблематику.
Роман “Захудалый род” не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым. Также в это время он написал несколько повестей: “Островитяне”, “Очарованный странник” , “Запечатленный ангел”.
К счастью, “Запечатленного ангела” не коснулась редакторская правка Михаила Каткова.
В 1881 году Лесков написал рассказ “Левша” – старинной легенде о мастерах оружейного дела.
Повесть “Заячий ремиз” была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции.
Лев Толстой говорил о Николае Семеновиче Лескове как о “самом русском из наших писателей”, Антон Чехов, наряду с Иваном Тургеневым, считал его одним из своих главных наставников.
Личная жизнь писателя
Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Первой женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей – первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался.
В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей. Со второй женой он разошелся в 1877 году.
Последние годы
Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковском кладбище.
Герои и образы
Дядя
, главный герой рассказа, – орловский помещик, богатый, старый и жестокий, злобный и неумолимый. Автор ищет причину такого поведения дяди в его стремлении быть мужественным, сильным и твёрдым духом. Дядя борется с человеческими слабостями, как он их понимает, в других людях – со страхом и милосердием. Никому не прощалась никакая вина.
Дядя – любитель псовой охоты. Жизнь его, как жизнь большинства помещиков, проходит в праздности. Охота и наказания – развлечения для него.
Дядя как человек, убеждённый, что любые негативные качества можно искоренить воспитанием и наказанием, так же относился и к животным, не принимая во внимание их природу. Именно поэтому он казнил провинившегося медведя
Перерождение дяди случается в рождественский день. Его вдохновляет разговор священника с детьми об исправлении сердца.
Но и исправление сердца происходит не вдруг. Дядя не сам просит прощения, не сразу смиряет свою гордыню, а лишь прощает Ферапонта и сообщает, что тот превзошёл хозяина в великодушии. Природная доброта дяди, которую он скрывал за суровостью, проявляется в помощи бедным и нуждающимся.
Ферапонт
(Храпон) – «ловкий, сильный и смелый парень лет 25», красивый по-народному: белый, румяный, «с чёрными кудрями и с чёрными же большими глазами навыкате». Ферапонт служил доезжачим, то есть заведовал всеми гончими. Он умел воспитывать не только собак, но и присматривал за медвежатами, отбирал самого смирного и дрессировал его в своё удовольствие.
Ферапонт тяжело переживает наказание Сганареля. От ямы бежит, потому что жалостные стоны медведя мучительны для него. Но, в соответствии со значением своего имени (с греческого Ферапонт переводится как раб, слуга
), не осмеливается ослушаться хозяина.
Ферапонт проходит все этапы казни медведя. Сначала он сажает Сганареля в яму, потом выводит своего друга оттуда на казнь, затем должен стрелять в него из засады. Но ряд случайностей избавляет Ферапонта от тяжёлой обязанности.
Сердце Ферапонта отзывчиво на доброту. Благородный поступок дяди, дающего рабу вольную, побуждает Ферапонта «вольной волей служить честней, чем за страх поневоле». Так Ферапонт из слуги превратился в друга.
Дядя так объясняет поступок Ферапонта: «Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека». Он до конца жизни называет Ферапонта укротителем зверя, имея в виду не столько медведя, сколько себя самого, свою звериную природу.
Сганарель – медведь «необыкновенной силы, красоты и ловкости», проживший в поместье 5 лет и не проявивший своих «зверских» наклонностей. Ум Сганареля сравнивается с умом пуделя, потому что он многому был научен: ходил на задних лапах, бил в барабан, маршировал с большой палкой, как с ружьём, мог с мужиками таскать грузы на мельницу и умел надевать высокую мужичью шляпу с пером. Сганареля не приходится тащить в яму. Он идёт по просьбе друга Ферапонта, да ещё и обнимает его всю дорогу, а с собой берёт свою шляпу. Попав в яму, медведь стонет, как человек. Сталкиваясь с сидящим в засаде Ферапонтом, медведь лезет к нему целоваться и обниматься, что и защищает его от выстрела другого охотника.
Рассказчик во времена описываемых событий был в возрасте 5 лет. Очевидно, у мальчика нежная ранимая душа, он не выносит дядиного строго воспитания. Рассказчик и его двоюродный брат одного с ним возраста. Мальчики случайно стали причиной того, что дядя узнал о нежелании Ферапонта стрелять в медведя и именно поэтому, чтобы позабавиться, дал ему такое поручение.
Дети очень переживают, так что не радуются ни угощениям, ни гостям. Детские неиспорченные сердца жалеют в равной степени и медведя, и Ферапонта. Мальчики переживают Божье милосердие. Молитва о медведе, которую не запрещает няня, как будто доходит до Бога, ведь медведь остаётся жив. Няня – представительница народного сознания. Она рассуждает, что и звери – творение Божье.
«Тупейный художник»
Этот небольшой рассказ Лескова о смелом парикмахере по напряженности действия не уступает европейским разбойничьим романам и современным экшн-фильмам. Здесь есть и лихие погони, и мрачная графская «проклятая усадьба» с пытками и странным театром, и настоящая любовь, пронесенная через года. Одновременно с этим это очень грустная и пронзительная история, жанр которой сам автор определяет как «рассказ на могиле». История, описанная в «Тупейном художнике», подается как детские воспоминания самого писателя. Например, будучи учащимся орловской гимназии, Лесков отлично знал таинственные легенды о крепостном театре графов Каменских: эти впечатления он и передал в рассказе.
Главный герой произведения — русский «тупейный художник» Аркадий (тупейный от французского toupet — тупей, взбитый хохол на голове — парикмахер). Он работает «гримеровщиком» в графском крепостном театре и является мастером своего дела: «всматриваясь в живое, неповторимое лицо, он находит в нем всякий раз «новое воображение». Но высшая одаренность, по Лескову, состоит не столько в мастерстве гримеровщика и парикмахера, сколько в его умении с помощью своего искусства разглядеть и разбудить даже в самых жестоких и мрачных людях положительные качества. Для Лескова здесь особенно была важна нравственная победа «тупейного художника» над бесчеловечностью.
Историю тупейного художника, своего возлюбленного, рассказывает пожилая женщина, бывшая крепостная актриса, которая вспоминает события своей молодости. Эта женщина — няня рассказчика, который также в произведении Лескова делится с читателями детскими впечатлениями. В лесковском тексте прошлое обнаруживает бесконечную значимость для настоящего: между няней и мальчиком, узнавшим ее необыкновенную историю, рождаются истинные взаимопонимание и сочувствие.
«Души их во благих водворятся» — слова из погребальной песни, взятые Лесковым эпиграфом к рассказу, утверждают необходимость и бессмертие добра, творимого людьми. Тупейный художник отстаивал и защищал истинно человеческие принципы жизни. История о нем оказала серьезное нравственное воздействие на повествователя еще в детстве, и сейчас, уже взрослому человеку, ему открываются простые, но очень мудрые истины о деятельном добре и бессмертной любви, которая живет в памяти.
Литературное направление и жанр
Реалистический рассказ Лескова содержит натуралистические подробности описания охоты, в которых не упускаются жестокие детали.
«Зверь» – традиционный рождественский рассказ. В 19 в. такие печатались под Рождество и описывали внезапные чудесные изменения в жизни людей: бедные становились богатыми, сироты обретали семью. Но главное чудесное преобразование – это перерождение человеческой души. Такое перерождение в рассказе мотивированно наблюдением жестокого героя за движениями благородной души слуги. Изменение неожиданно и непредсказуемо, что делает этот рождественский рассказ похожим на новеллу.
Детство и юность
Будущий писатель Николай Лесков родился 16 февраля 1831 года в небольшом селе Горохово Орловского уезда. Ни родители, ни предки молодого человека не имели никакого отношения к творчеству. Так, дед будущего литератора был священником в селе Лески, откуда и пошла фамилия.
Николай Семенович Лесков в детстве
Отца писателя звали Семеном Дмитриевичем. Мужчина, следуя родовой традиции, должен был стать духовным лицом. Он получил образование в семинарии, однако идти по стопам предков отказался. Служба священника его совсем не привлекала.
В гневе дед будущего писателя выгнал своего непокорного сына из дома. Молодой человек отправился в Орел, имея в кармане всего пару монет.
Благодаря полученному образованию, а также природным талантам мужчина смог устроиться в местную уголовную палату. Прослыл проницательным и умным следователем и получил дворянский титул. Помимо прочего, давал частные уроки детям аристократии.
Так продолжалось, пока он не встретил свою будущую супругу.
Мать Николая Лескова звали Мария Петровна. До замужества носила фамилию Алферьева. Женщина происходила из дворянского рода. На момент знакомства ей было всего 16 лет, а ему — 40.
Молодой Николай Лесков
Разница в возрасте не помешала браку. Супруги произвели на свет пятерых детей: двух дочерей и трех сыновей. Николай был самым старшим.
Писателю отец запомнился проницательным, умным и необычным человеком. Он был честным и отличался прямотой. Эти качества привели к тому, что у Лескова старшего было немало врагов.
Из-за происков недоброжелателей отец семейства был вынужден оставить службу в городе.
Супруги вместе с детьми отправились в село Панино. Здесь у мужчины было свое имение. Именно тут будущий писатель познавал тяготы народного быта, особенности жизни простого люда.
Отец семейства, будучи человеком деятельным и трудолюбивым, научился пахать землю, сеять, а также трудиться в саду.
Когда подошло время для начала учебы, Николая отдали в Орловскую губернскую гимназию. Формальное образование молодой человек получал с большой неохотой. Преподаватели были невысокого мнения о нерадивом ученике.
Николай Семенович Лесков в молодости
Это заведение Николай посещал целых пять лет. Но засчитали ему только два класса, поскольку он считался неуспевающим. Литературоведы, исследователи советского периода проводили прямую параллель с Некрасовым.
Лесков, талантливый и жадный до знаний молодой человек, просто не вписывался в тогдашнюю систему образования с ее зубрежкой и механическим пересказыванием материала. Что и стало причиной проблем с учебой.
Формальное образование получить не удалось. Когда подошло время, молодой человек начал работать. В 1847 году под протекцией отца Николая взяли писцом в Орловскую палату уголовного суда, где работал и сам Лесков старший.
Спокойное время продолжалось совсем недолго. Всего через год Семен Дмитриевич скончался. Его жизнь унесла холера, от которой в то время спасения не было. Словно этого было мало, судьба преподнесла еще один сюрприз: имение отца полностью сгорело вместе со всем имуществом.
В 1849 году Лесков получил приглашение от дяди по материнской линии. Родственник решил помочь племяннику и позвал того в Киев. Недолго думая молодой человек отправился в город. На новом месте он устроился в казенную палату, стал чиновником.
Эта работа как нельзя лучше подошла любознательному Лескову. По роду службы он нередко ездил по мелким селам, уездам, городам, наблюдал за жизнью простых людей.
Юный Лесков
Свободное от работы время Николай Семенович использовал для самообучения. Он много читал, занимался своим образованием. Наверстывал то, что не получил в ранние годы. В период работы молодой человек жил у своего дяди, Сергея Алферьева.
Старался Лесков обучаться и у других. Он посещал местный университет, осваивал польский язык, интересовался иконописью и богословием. Много времени проводил в беседах с религиозными деятелями. Причем не только официального толка.
Лесков с удовольствием слушал мнение старообрядцев и даже сектантов, отступников от единой веры.
В 1857 году Николай Семенович бросает прежнюю работу и устраивается в компанию супруга родной тетки, англичанина А. Скотта. Она называлась «Шкотт и Вилькенс». По воспоминаниям самого писателя, это была организация, которая жадно эксплуатировала все, до чего могла дотянуться.
Благодаря службе тут мужчина приобрел знания в разных областях промышленности, экономики и хозяйства. И вновь по роду работу, будучи агентом, он много путешествовал по всей стране.
Николай Семенович Лесков
В этот же период у него возникали мысли заняться литературной деятельностью. Вскоре туманное намерение превратилось в реальную практику.
Сюжет и композиция
Рассказ состоит из 16 крошечных главок. Повествование динамично.
В названии рассказа указана проблема произведения. Лесков сам предлагает читателю определить, кто зверь: медведь Сганарель или помещик, дядя рассказчика.
Эпиграф к рассказу из жития старца Серафима Саровского, который, по преданию, с рук кормил медведя и других животных. Для милосердного старца животные, как и люди, имеют душу.
Рассказ представляет собой воспоминания рассказчика о детстве. Мальчик гостил в поместье дяди в Орловской губернии в рождественские дни, пока его мать ездила к отцу-следователю, задержавшемуся по делам в Ельце.
В доме деспотичного дяди мальчик становится свидетелем наказания домашнего медведя Сганареля. Этого медведя ещё медвежонком приучили жить в поместье вольно. Обычно медвежат держали свободно до тех пор, пока они не нападали на животных или людей. Когда Сганарель через 5 лет вольной жизни покалечил гуся, жеребёнка и слепца с поводырём, дядя его решил убить, затравив вначале молодыми собаками. Главную роль в деле травли и убийства медведя должен был сыграть Храпон (Ферапонт), который медведя кормил, воспитывал и любил.
Убийство казалось особенно жестоким, потому что Сганарель был дрессированный, он выполнял команды Ферапонта без насилия.
По случайности медведь убежал. Ферапонт с ужасом ждал наказания. Но дядя, услышав в рождественский вечер, как священник рассказывал детям о любви и прощении, совершенно преобразился. Он отпустил Ферапонта на волю. Впрочем, тот идти отказался и был верным слугою до смерти. Дядя же всю жизнь помогал нуждающимся.
Значительную часть сюжетной композиции занимает описание дядиного страшного дома и поместья, подробности жестокой охоты, жизни медвежат в неволе, травли наказанных медведей. Центральный, кульминационный эпизод расправы со Сганарелем описан в мельчайших подробностях.