Цветы запоздалые – краткое содержание повесть Чехова
Описание рассказа начинается с крайне неприятной ситуации утром в доме Приклонских. Семья Приклонских состоит из пожилой княгини, её дочери Маруси и сына Егорушки,а князь Приклонский уже ушел в мир иной. В то утро княгиня с дочерью слезно уговаривали Егорушку перестать вести распутный образ жизни. Ведь он уже долгое время тратит деньги из семейного бюджета, прогуливая в ресторанах и играя в карты. При этом семейный бюджет никто не пополняет, и постепенно он сводится к нулю и семья Приклонских находиться на грани банкротства. Не выдержав напора женщин, Егорушка пообещал им измениться, бросить всё разгильдяйство и начать работать. Княгиня и Маруся очень сильно любят Егора и верят в его потенциал. А мать часто сравнивает его с их бывшим крепостным Топорковым, которому удалось самостоятельно добиться славы и богатства, и теперь он знаменитый врач, который живет неподалеку от них. После очередной разгульной ночи, Егорушка заболевает горячкой и для его лечения вызывают того самого знаменитого доктора Топоркова. На следующий же день с болезнью слегла и Маруся,и тогда доктор становиться частым гостем в доме Приклонских. Постепенно Маруся влюбляется в доктора, ведь он так хорош собой, умен и статен. Она безумно им восхищается, и свои чувства держит в тайне, но Топорков же не проявляет никак чувств к Маруси и ведет себя всегда холодно и безразлично. Выздоровление Маруси и Егорушки случилось. Их мать была очень счастлива, видеть своих детей в добром здравии и отблагодарила их лежащего доктора достойной суммой денег. После чего все стали жить как обычно, кроме влюбленной Маруси.
Каждый день молодой княгини начинался с того, что она сидя у окна ждала, когда же на своих санях промчит доктор Топорков. И так шли месяцы, когда однажды их привычную жизнь нарушил визит в их дом одной женщины. Эта женщина оказалась матерью Топоркова, а целью её визита было сватовство Маруси за её сына. Услышав это Маруся была бесконечно счастлива, но её радость закончилась тогда когда сваха потребовала приданое с невестой, а именно большую сумму денег, которой у семьи Приклонских вовсе не было. Как оказалось позже доктору вовсе не интересен был брак, ему интересны были только деньги, и он женился на богатой купчихе.
Вскоре семья Приклонских потерпела полное денежное разорение. Им пришлось продать своё имение и переехать в небольшую квартирку. Не выдержав такого горя, пожилая княгиня заболевает и умирает, тогда Маруся и Егорушка остаются вдвоем. Егор всё так же пропивает и прогуливает последние гроши, а Маруся всё также страдает. Её страдания становятся еще больше, когда Егор приводит в дом свою избранницу. От больших страданий Маруся заболевает и отправляется на прием к доктору Топоркову. Её охватывает желание рассказать ему о своих чувствах и только лишь на третьем приеме она решается признаться.
Своим признанием она заставляет доктора задуматься о жизни, о том, что она пролетела без такой чистой и искренней любви. Холодное и каменное сердце доктора стало теплее, и он везет Марусю на лечение во Францию в надежде вылечить её и быть с ней, которая его по-настоящему любит. Во время дороги он сам влюбляется в неё, но их любовь проживет очень мало, после нескольких дней по приезду во Францию, Маруся умирает от болезни. Она умерла так и не став полноценно счастливой девушкой, ей в жизни выпало только страдание и разочарование. После её смерти доктор Топорков совершил благородный поступок, он забрал Егорушку жить к себе, ведь он так сильно был похож на свою сестру.
Популярные сегодня пересказы
Главный герой произведения – Виктор Третьяков, молодой человек, который живет обычной жизнью. Он живет с матерью, которая вышла второй раз замуж, а сын считал это предательством по отношению к его отцу.
Ксеркс с большим войском отправляется на войну с Грецией. Пожилые члены персидского совета собираются возле дворца в Сузах. Члены совета вместе с матерью царя Ксеркса ждут новостей о войне.
Один из главных героев комедии – Большов Самсон Силыч, богатый человек, владеет тремя торговыми лавками. В своих делах он мошенник, заставляет своих работников обманывать клиентов.
Никто не может сказать жил ли на самом деле царь Соломон, но вот то, что есть драгоценности царя никто и никогда не сомневается это точно. Сколько экспедиций было отправлено на поиски
Краткое содержание рассказов Чехова
- Краткое содержание
- Чехов
- Анна на шее
- Архиерей
- Беглец
- Беззащитное существо
- Безотцовщина
- Белолобый
- В овраге
- Вишнёвый сад
- Враги
- Глупый француз
- Горе
- Гриша
- Детвора
- Дом с мезонином
- Егерь
- Жалобная книга
- Злоумышленник
- Ионыч
- Канитель
- Каштанка
- Крыжовник
- Лошадиная фамилия
- Мальчики
- Медведь
- Мужики
- Налим
- Невеста
- О любви
- Палата №6
- Переполох
- Попрыгунья
- Радость
- Размазня
- Репетитор
- Скрипка Ротшильда
- Смерть чиновника
- Спать хочется
- Страшная ночь
- Студент
- Счастье
- Тоска
- Три года
- Три сестры
- Унтер Пришибеев
- Учитель словесности
- Хамелеон
- Хирургия
- Цветы запоздалые
- Человек в футляре
- Черный монах
Антоша Чехонте, Человек без селезёнки, – всё это псевдонимы прекраснейшего писателя-юмориста, драматурга, врача, известного нам как Антон Павлович Чехов.
Родился он в Таганроге в 1860 году. Семья была по нынешним меркам была немаленькая: у Чехова было четыре брата и сестра. Все дети воспитывались в соответствии с церковными традициями. Распорядок дня выглядел так: подъём в пять утра и пение в церковном хоре, затем школа, а после неё приходилось присматривать за отцовской лавкой. «В детстве у меня не было детства,» — говорил сам Антон Павлович.
Учёба для будущего писателя началась в таганрогской греческой гимназии. Именно в её стенах он получил первый и самый важный литературный опыт.
Затем, после разорения отца и заработков в Таганроге частными уроками, Чехов переезжает в Москву и поступает на медицинский факультет в нынешнем Первым МГМУ им. Сеченова. За время обучения он успел опубликовать свои первые рассказы, юморески, фельетоны в журналах, вскоре начал приобретать популярность. В прочем, сам писатель был не слишком собой доволен – считал, что ему не доставало возмужалости и чувства личной свободы для написания серьёзных романов.
Также Антон Павлович был довольно-таки популярен, как драматург. Драматические его произведения отличаются тем, что герои максимально приближены к реальности. Театральным критикам это не особо нравилось, а писатель считал:
«Ведь в жизни не всегда стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. И вот надо, чтобы это было видно на сцене»
Ещё одним важным этапом в жизненном пути писателя стало путешествие на Сахалин. Там он общался с людьми, писал и даже провёл перепись населения. Но именно после посещения острова случилось обострение болезни.
Чехов болел туберкулёзом ещё с 10 лет. В 1904 году в начале лета он уехал в отпуск в Германию, а оттуда уже не вернулся. 15 июля он скончался.
Антон Павлович, несомненно, внёс бесценный вклад в развитие русской литературы. Его произведения всегда затрагивают животрепещущие темы и при том наполнены особым «чеховским» юмором. Чехова действительно можно назвать великим классиком – недаром его читали, читают и будут читать.
Краткое содержание
Начинать краткое содержание «Цветы запоздалые» Чехова следует с рассказа о семье Приклонских. Именно в доме князей происходит действие. На улице стоит теплый осенний денек. Маруся Приклонская — порядочная и хорошо воспитанная дочь своих родителей. Главным примером в жизни для нее является мать, так как отец умер.
Любит главная героиня и своего брата Егора. Егорушка — любитель суматохи и праздной жизни, который тратит время и семейные деньги на друзей, алкоголь, развлечения, девушек. Он постоянно ввязывается в драки, среди его знакомых появляются не очень хорошие люди, меняющие в корне поведение молодого человека.
Княгиня Приклонская постоянно поучает сына. Она ставит тому в пример бывшего крепостного княжеской семьи — Топоркова, который смог своими силами добиться хорошего положения в обществе, несмотря на низкое сословие. Он стал отличным и известным в городе доктором. Но подобные рассказы не впечатляют и не учат ничему Егорушку.
Маруся оправдывает брата, говорит, что парень страдает от безответной любви. Видимо, поэтому ему приходится заливать горе и душевную боль алкоголем. Егор жалеет семью, пытающуюся безутешно исправить его, и одновременно ненавидит всех, кто говорит ему об изменении поведения. Он просто приходит в бешенство, что заканчивается очередной попойкой и мыслями, как бы сестра и мать исчезли навсегда. В этот день молодой князь Приклонский напивается до беспамятства.
Болезнь семьи
Вскоре княжескую семью настигает несчастье. Дети княгини Приклонской сильно заболевают. И ей приходится обращаться к тому самому доктору Топоркову. Маруся сразу влюбляется в смышленого юношу, называет его благородным мужчиной, о котором ей доводилось ранее читать лишь в романах.
Считая врача достойнейшим человеком, она невольно сравнивает его с порочным и непутевым братом. Топорков отвечает девушке взаимностью и просит руки Маруси, а в придачу внушительное наследство. Это настолько обижает мать невесты, что та отказывает доктору. Но врача не расстраивает подобный исход. Он сразу же меняет Марусю на дочку богатой купчихи.
Безалаберность князя Приклонского приводит семью к разорению. Происходит это незадолго после кончины матери семейства. Егор становится еще пущим развратником и гулякой. Встретившись со своей любовницей, он отбирает у сестры последние сбережения. Душевные терзания не покидают девушку, она переживает и вскоре заболевает. За помощью ей приходится обратиться к бывшему возлюбленному Топоркову. Она рассказывает мужчине о болезни, разорении, любви. Тот принимает чувства больной девушки, говорит ей о браке по расчету и намерении увезти героиню в Париж для лечения.
Смерть Маруси
Но это не спасает Марусю. Спустя 3 дня после приезда в Южную Францию она умирает. Топорков страдает, вспоминает о былых мечтах, учебе в университете. Потом смотрит на богатый интерьер, обшитые бархатом кресла, часы за 300 рублей, устланный ковром пол.
Он понимает, что все богатство, которого он так жаждал, оказалось тщетным. Любимого человека больше нет рядом.
Топорков принимает решение вернуться на родину. По приезде он забирает Егорушку к себе, так как брат возлюбленной сильно напоминал Марусю чертами лица. Продолжает работать врачом. Егор пользуется своим положением и продолжает вытягивать деньги, только уже не из семьи, а из страдающего от горечи утраты доктора.
Стилистические особенности произведения
Несмотря на малый объем большинства юморесок и рассказов, написанных Антоном Павловичем Чеховым на заре творческой карьеры, их повествовательная структура является довольно-таки сложной. Будучи автором «малой прессы», он ловко использовал все представленные в ней литературные инструменты. Основной прием, на котором построена повесть «Цветы запоздалые», — это, конечно же, антитеза. Произведение просто кишит разного рода противопоставлениями. На одну чашу весов писатель помещает мягкосердечную молодую княгиню, а на другую — ее брата Егорушку. В оппозиции друг к другу находятся:
- плачевное положение дел Приклонских;
- финансовое благополучие Топоркова.
Противопоставленными оказываются любовь Маруси и корысть доктора. Кроме того, антитеза четко прослеживается на уровне композиции: чувства княжны коренным образом переворачивают мировоззрение Топоркова.
Контрастность действующих лиц настолько выражена, что часть исследователей считала этот прием промахом писателя, который только делал первые шаги на литературном поприще. С первых строк у читателя формируется двоякое отношение к главным героям повести, причем это происходит незаметно. Резкая противопоставленность основных образов, которые включены в мелодраматический контекст, отодвигает эту неоднозначность на второй план.
Даже образ Маруси, олицетворяющей в произведении все самое прекрасное, оказывается скомпрометирован отрицательными чертами характера и изъянами во внешности. По принципу противоречий создан и портрет Топоркова. Чехов наделяет его следующими характеристиками:
- сдержанный;
- педантичный;
- скупой.
В повести гармонично сочетаются две повествовательные стратегии: читателю продемонстрирована фикциональная природа произведения и главных действующих лиц, но одновременно с этим он вынужден отождествляться с переживаниями персонажей, эмоционально погружаясь в текст.
Краткий анализ
В «Цветах запоздалых» Чехов затрагивает свою излюбленную тему — трагизм человеческих судеб. Терзающий душу автора вопрос одержимости человека какой-либо идеей или мечтой решается в мелодраматическом ключе. Чувствуется некоторое ироничное отношение повествователя к описываемым событиям. С иронией здесь диссонирует серьезное впечатление, которое сюжет повести определенно производит.
«Цветы запоздалые» представляют интерес еще и тем, что в произведении появляются зачатки образов, получивших дальнейшее развитие в более поздних трудах Антона Павловича. Например, доктор Топорков по своим манерам напоминает главного героя рассказа «Ионыч». Примечательно, что уже в своей ранней повести писатель беспощадно критикует буржуазное общество, ставит под сомнение силу денег.
С огромной симпатией Чехов относится к Марусе. Он наделяет ее мягкостью, душевной чистотой, готовностью к самопожертвованию. Автор на протяжении всей повести подчеркивает неприспособленность героини к реальной жизни. Она живет в иллюзорном мире. Только бурная фантазия позволяет ей приписать Топоркову, всецело занятому мыслями о деньгах, черты благородного человека.
Безмерная любовь Маруси способствовала духовному пробуждению доктора и избавила его от внутренней «одеревенелости». Топорков понимает, что истинное счастье кроется не в богатстве, а в человеческих отношениях, наполненных теплотой и заботой, но такая эволюция происходит с запозданием, когда женщина, готовая ради него на все, смертельно заболевает.
Элегическое название повести предопределяет ожидаемую концовку — смерть молодой княгини, а также служит метафорой трансформации личности героя. Увы, проснувшееся чувство Топоркова к Марусе оказалось запоздалым, как и помощь, которую он хотел оказать девушке, чтобы спасти ее от тяжелого недуга.
Предыдущая запись «Листы и корни» — анализ и мораль басни И.А. Крылова
Следующая запись «Беглец» — краткое содержание рассказа А.П. Чехова
Антон Чехов. «Цветы запоздалые»
Снова здравствуйте, дорогие читатели! Перечитали ли вы повесть Льва Толстого «Крейцерова соната»? Или прочли впервые? Что вам показалось интересным? Услышали ли вы музыку?
Это произведение было создано в то время, когда писатель приходит к необходимости жить новой жизнью, пересматривает свои прежние взгляды и убеждения. Они кажутся ему чудовищными. Праздность он считает источником порока и безнравственности. Он осуждает «барские забавы»: оперное искусство и фортепьянную музыку. Общество по-разному реагирует на это. Кто-то торопился записаться в число его сторонников: они гордо именовали себя «толстовцами», кто-то считал это чудачеством гения, некоторые язвили, что в шестьдесят с лишним можно и воздержание проповедовать, особенно, если уже вкусил все прелести «многобрачия».
Молодой Чехов, как говорилось раньше, «Крейцерову сонату» к удачным произведениям Толстого не относил. У него был свой взгляд на женщину. Несмотря на то, что Чехов был неплохим врачом, этот взгляд был далёк от грубой физиологии и натурализма. Героини Чехова «попрыгуньи» и «душечки», они «дамы», а не женщины, невесомы, воздушны и прозрачны, как акварели Валентина Серова. Даже если они хищницы с «мелкими зубками», всё равно кажутся трогательными и беззащитными. За эту их прозрачность и воздушность им прощалось всё: пошлость, вульгарность и чудовищный эгоизм. Чехов говорит о них с мягким юмором. Их нельзя осуждать, как нельзя порицать капризных детей. Ведь ребёнок не виноват, что его дурно воспитали, избаловали, мало учили. Некоторые его героини похожи на запоздалые цветы, которые ухитрились зацвести за пять минут до заморозков.
Топорков, герой повести Чехова «Цветы запоздалые», сын крепостного князей Приклонских, «молодой, блестящий доктор, живет барином, в чертовски большом доме, ездит на паре, как бы в «пику» Приклонским, которые ходят пешком и долго торгуются при найме экипажа». Он ездит в дом своих бывших господ с визитами, пересчитывает гонорар, – чтоб заплатить, княгиня продаёт фамильные драгоценности. Топорков не прочь жениться на княжне Марусе, если дадут приданое 60 тысяч! Денег у Приклонских нет, и Топорков женится на богатой купчихе. Горничная в его доме строго предупреждает пациентов, что «доктор меньше пяти рублей за визит не берёт». Такую жизнь Топорков считает вполне нормальной и удачной, пока к нему с признанием в любви не приходит Маруся, нежная, хрупкая, абсолютно беззащитная и неприспособленная к жизни.
Доктор вдруг понимает, как безнравственно он жил, богатея на чужом горе. Маруся, которая была для него лишь очередной пациенткой, которой он давал дежурные невыполнимые советы, становится для него дороже всех на свете. Ему уже не спасти этот цветок. Маруся тяжело больна. Их любовь, сближение происходят очень быстро. Смерть диктует сроки.
Чехов даёт почувствовать читателям боль за стремительно уходящую жизнь, за мимолётность красоты, счастья, за то, как бездарно, глупо человек тратит свою жизнь. О страданиях Маруси, окончательном разорении титулованной княжеской семьи, смерти матери, унижении, которое она терпит от мерзавца брата и его любовницы, Чехов рассказывает на двадцати страницах. О внезапно обретенном счастье и неизбежной утрате – один абзац:
«Ему и ей так хотелось жить! Для них взошло солнце, и они ожидали дня… Но не спасло солнце от мрака и… не цвести цветам поздней осенью!
Княжна Маруся умерла, не прожив в Южной Франции и трех дней».
Говорят, что есть пророческие произведения. О том, как скоротечна жизнь, Чехову не нужно было рассказывать. Мы можем наблюдать это по хронологии его фотоснимков. Из красивого, статного юноши с высоким лбом и ясными глазами, он стремительно превратился в пожилого мужчину с впалыми щеками, в пенсне, с тростью. Он не прожил и сорока четырёх лет. Туберкулёз! Он был хорошим врачом и сам поставил себе диагноз – через два года, после написания «Цветов запоздалых»… Симптомы болезни Маруси он описал очень точно. Повесть посвящена Николаю Ивановичу Коробову, другу писателя. Коробов, как и Чехов, был врачом. Умер Чехов, как и его героиня, заграницей. Только не во Франции, а в Германии. Рядом с ним была жена, он женился за три года до смерти и не успел понять: счастлив или нет.
Обязательно прочтите повесть Антона Павловича Чехова « Цветы запоздалые»! Вы откроете для себя нового, неожиданного писателя.
Ольга Кузьмина. 10 июня 2020 года Нравится
Сейчас читают
Родился Корней Иванович Чуковский в городе Санкт-Петербург. Он являлся одним из лучших поэтов и публицистов в Советском Союзе.
Повесть начинается с того, что трое мужчин вспоминают о своей первой любви. Главный герой произведения — Владимир Петрович говорит, что его история самая необычная. Он хочет изложить ее на бумаге и готов через 2 недели прочитать
В книге автор рассказывает про революцию. В начале Великого Октября писатель задавал себе один вопрос «участвовать или отказаться от революций». Автор участвовал в революции в Смольном
Как-то раз рассказчик решил предложить своему молодому соседу Ардалиону сходить на охоту за тетеревами, тот согласился, предварительно попросив заехать на место вырубки леса в его поместье, которое он получил в наследство от своей тетушки
Драгунский рано начал работать. Первые его работы были актерские выступления в театре транспорта. Выступая на сцене, он начал писать короткие юморески, водевили, репризы для цирка
Источник
Цветы запоздалые (1970) — смотреть фильм онлайн без регистрации
Экранизация одноименного рассказа А.П. Чехова стала вторым фильмом из своеобразной трилогии Абрама Роома по произведениям классиков русской литературы. В 1964-м он снял «Гранатовый браслет» по повести Куприна, в 1971-м — фильм «Преждевременный человек» по малоизвестной и неоконченной пьесе Максима Горького. Все три фильма представляют уже поздний этап творчества киноклассика, автора знаменитых лент раннего советского кинематографа — «Третья Мещанская» (1927), «Строгий юноша» (1935).
Герой раннего рассказа Чехова «Цветы запоздалые» — молодой успешный доктор Топорков (в фильме его сыграл Александр Лазарев). Он вышел из крепостных князей Приклонских, и вот жизнь вновь преподносит ему случай побывать в доме бывших хозяев. Отпрыск благородного семейства допился до белой горячки, а его сестра, красивая и нежная княжна Мария, больна туберкулезом. Доктор дает рекомендации, но их не исполняют ни тот, ни другая. Князь Егор продолжает пьянствовать, а княжна не решается ехать на кумыс — не на что: Приклонские разорены.
Мотив взаимного классового раздражения, естественно, выпукло подан в советском фильме. Княгиня Приклонская (замечательная работа актрисы Ольги Жизневой) полна негодования: приходится принимать как ровню племянника собственного лакея! А доктор Топорков снисходительно и порой осуждающе смотрит на разорившееся аристократическое семейство. Только вот беда — княжна Мария влюбилась в доктора. И через какое-то время даже призналась ему в своем чувстве, будучи уже очень больной. В момент Марусиного признания что-то случается с циничным, молодцеватым доктором — он решает поддаться порыву, ответить на чувство. Он готов сделать для княжны невозможное: повезти на заграничный курорт, привлечь лучших врачей. Но поздно. Пока Мария не решалась признаться в своей любви, а ее маман исходила негодованием по поводу жизненного успеха бывшего крепостного, болезнь прогрессировала.
«Цветы запоздалые» не снискали такого успеха, как предыдущий фильм мастера «Гранатовый браслет». Может быть, потому, что он несколько театрален, полон довольно статичных интерьерных эпизодов. Не очень богата нюансами игра актрисы Ирины Лаврентьевой, исполнительницы роли княжны Марии Приклонской. Немного странными кажутся длинные и многозначительные музыкальные паузы — виды симфонического оркестра, исполняющего романтическую «Фантастическую симфонию» Гектора Берлиоза. Думается, они призваны настроить зрителя на трагическую тему неслучившейся любви. «Сквозная тема, идущая через все произведения, — любовь и женская судьба, — пишет об Абраме Рооме историк кино Ирина Гращенкова («Абрам Роом», М., 1977). — Она издавна была близка Роому, достаточно вспомнить такие его принципиальные работы 20-х годов, как «Третья Мещанская» и «Ухабы»».
Тем не менее «Цветы запоздалые» шли в прокате 38 стран, особенно долго фильм продержался на экранах бродвейских кинотеатров в Нью-Йорке!
www.culture.ru
Психологический портрет мужчины
В названии произведения заключается вся суть нрава героя, потому что его личная жизнь закована в кокон. Это закрытый, одинокий, необщительный и подозрительный человек. Он постоянно пытается спрятаться от окружающего мира и надевает на себя некий защитный панцирь. Даже собственные мысли Беликов старается держать подальше от людей. Однако когда он с кем-то намеревается ими поделиться, то это значит, что они сильно устарели.
Учителя боялись Беликова по нескольким причинам:
- внешний вид;
- характер;
- профессиональная деятельность;
- образ жизни.
Персонаж был робким и довольно пугливым человеком. Но на самом деле он панически боялся реальности. Он нее он и пытался спрятаться в различные футляры.
В профессиональной деятельности герой прячется от действительности. Он любит прошлое и побаивается не только будущего, но и даже настоящего. Чехов наделяет Беликова максимальной старомодностью и сильной боязнью жизни.