Краткое содержание рассказа антона чехова «тоска»

Краткое содержание повести «степь» по главам (а.п. чехов) | литрекон

«Степь»: краткое содержание повести

Пока гости пьют чай и пересчитывают деньги, на постоялый двор приезжает графиня Драницкая, очень красивая, благородная, богатая женщина, которую, как говорит Кузьмичёв, «обирает» какой-то поляк Казимир Михайлыч: «…молодая да глупая. В голове ветер так и ходит». Догнали обоз. Кузьмичёв оставляет мальчика с обозчиками и отправляется с о. Христофором по делам. Постепенно Егорушка знакомится с новыми для него людьми: Пантелеем, старообрядцем и очень степенным человеком, который ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком на черенке и пьёт воду из лампадки; Емельяном, старым и безобидным человеком; Дымовым, молодым неженатым парнем, которого отец посылает с обозом, чтобы он не избаловался дома; Васей, бывшим певчим, простудившим себе горло и страдающим от невозможности больше петь; Кирюхой, ничем особенно не примечательным мужиком… Из их разговоров на привалах мальчик понимает, что все они прежде жили лучше и пошли работать в обоз из-за нужды.

Большое место в повести занимают описание степи, достигающее художественного апофеоза в сцене грозы, и разговоры обозчиков. Пантелей по ночам у костра рассказывает страшные истории, якобы из своей жизни в северной части России, где он работал кучером у разных купцов и всегда попадал с ними в приключения на постоялых дворах. Там непременно жили разбойники и резали купцов длинными ножами. Даже мальчик понимает, что все эти истории полупридуманные и, возможно, даже не самим Пантелеем, но почему-то он предпочитает рассказывать их, а не реальные события из своей явно непростой жизни. Вообще, по мере продвижения обоза к городу, мальчик как бы заново знакомится с русским народом, и очень многое кажется ему странным. Например, Вася обладает таким острым зрением, что может видеть животных и то, как они ведут себя далеко от людей; он ест живого «бобырика» (сорт мелкой рыбы типа пескаря), при этом лицо его приобретает ласковое выражение. В нем есть что-то звериное и «не от мира сего» одновременно. Дымов мучается от избытка физической силы. Ему «скучно», и от скуки он делает много злого: зачем-то убивает ужа, хотя это, по словам Пантелея, большой грех, зачем-то обижает Емельяна, но затем просит прощения и т. п. Егорушка его не любит и боится, как слегка побаивается всех этих чужих для него мужиков, кроме Пантелея.

Подъезжая к городу, они наконец встречают «того самого» Варламова, о котором столько упоминалось прежде и который к концу повести приобрёл некий мифологический оттенок. На самом деле — это пожилой купец, деловой и властный. Он знает, как обращаться и с мужиками, и с помещиками; очень уверен в себе и своих деньгах. На его фоне дядя Иван Иванович кажется Егорушке «маленьким человеком», каким Моисей Моисеич казался на фоне самого Кузьмичёва.

По дороге во время грозы Егорушка простудился и заболел. О. Христофор в городе лечит его, а дядя очень недоволен, что ко всем хлопотам добавляется ещё и забота об устройстве племянника. Они с о. Христофором выгодно продали шерсть купцу Черепахину, и теперь Кузьмичёв жалеет, что часть шерсти продал ещё дома по более низкой цене. Он думает только о деньгах и этим сильно отличается от о. Христофора, который умеет сочетать необходимый практицизм с мыслями о Боге и душе, любовью к жизни, знаниям, почти отцовской нежностью к мальчику и проч. Из всех персонажей повести он самый гармоничный.

Егорушку пристраивают у старой подруги его матери Настасьи Петровны Тоскуновой, которая отписала частный дом зятю и живёт с маленькой внучкой Катей на квартире, где «много образов и цветов». Кузьмичёв будет платить ей за содержание мальчика десять рублей в месяц. Он уже подал документы в гимназию, скоро должны быть приемные экзамены. Подарив Егорушке по гривеннику, Кузьмичёв и о. Христофор уезжают. Мальчик почему-то чувствует, что о. Христофора он больше не увидит. «Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, все то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него… Какова-то будет эта жизнь?»

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель П.В. Басинский

Глава 5

Работники отправились купаться на речку. Егор присоединился. Работники играют с мальчиком, топят его в шутку, он брыкается и не дается.

Не купался только Вася. Он жалуется, что после работы на спичечном заводе у него раздуло подбородок. Он говорит, что у его коллеги подбородок и вовсе сгнил.

Работники накупались, замерзли и стали ловить рыбу, но из рыбалки выходила одна шалость. Кое-что поймали. Вася принялся есть пескариков сырыми, поэтому напомнил Егору животное.

Егор и рабочие пошли на обедню. Он любовался иконостасом и важными господами в первых рядах. После этого он зашёл в лавку и выпил чаю. Ему было скучно. Он уточнил цены на пряники и другие лакомства, а затем вышел и направился к работникам, которые все это время делали обед — уху из пойманной рыбы. Обед был вкусным, хоть и «еда была мужицкая».

Из разговоров Вася понял, что все сидящие идеализируют свое прошлое и ненавидят свое настоящее. Автор замечает:

Например, Пантелей говорил, что раньше, до появления железных дорог, ходил по городам с обозами и зарабатывал столько денег, сколько потратить не мог. Теперь же все было сложнее, он ненавидел свою работу. А тот же Дымов, сын зажиточного мужика, был послан строгим отцом на заработки, чтобы не баловался. Все работники считали свою судьбу неудачной и жаловались. Все легли спать.

Главные герои и их характеристика

  1. Главный герой рассказа – старый извозчик Иона. Он относится к такому популярному типу литературного героя, как «маленький человек». Это значит, что он — обладатель низкого социального статуса, не наделённый какими-либо особыми способностями и качествами, но и не причинивший никому никакого вреда. Иона – простой дворовый извозчик, зарабатывающий себе крохи на хлеб. Его желание очень скромное и простое – поделиться с кем-нибудь горем. Он не несёт этому миру никакого зла, но и героическими качествами также не наделён. Даже на грубость своих седоков он не отвечает той же грубостью, а лишь пытается завязать приятный разговор. Образ маленького человека подробно описан тут.
  2. Другим главным героем рассказа можно называть лошадь Ионы, так как без неё это произведение не имело бы той законченности, глубины, которой сумел добиться Чехов. Именно она – жалкое, обессиленное животное, является истинным другом Ионы, в конце концов, спасшим его от неизбывной тоски.

Очень краткий пересказ рассказа «Тоска»

Извозчик Иона и его лошаденка стоят под снегом в ожидании клиентов. Они вышли на работу уже довольно давно, но никому услуги извозчика не понадобились. К повозке подходит военный и просит довезти его до Выборгской. Старик-извозчик охотно соглашается и они начинают свой путь.

Недавно Иона потерял единственного сына, он одинок и ему совсем не с кем поделиться своим горем. Иона пытается заговорить с пассажиром об этом, тот слушает и задает вопрос о том, как же умер сын, исключительно ради приличия. Извозчик понимает это и решает больше не надоедать военному. Доставив того до нужного места, кучер снова остается один, в томительном ожидании очередного клиента.

Следующими его пассажирами становятся молодые люди, они платят мало, но это лучше, чем ничего. Извозчик начинает очередную поездку — пассажиры громко ругаются и ведут себя неспокойно. Бранят Иону, что он тихо едет. Извозчик предпринимает еще одну попытку поделиться своим горем, но молодые люди быстро теряют к старику интерес, когда понимают, что добрались. Заплатив двугривенный оставляют Иону в одиночестве.

Извозчик видит дворника и, подъехав к нему, начинает беседу, но мужчине не до разговоров — он прогоняет Иону, даже не пытаясь выслушать.

Кучеру ничего не остается, как отправиться на постоялый двор. Там, греясь у печи, он снова пытается завести разговор с соседом по ночлегу, но тому нет дела, как и всем, кто сегодня встретился Ионе.

В глубочайшем отчаянии герой идет в конюшню, посмотреть, все ли в порядке у лошади. Уже неделя прошла со смерти сына, а кучер так никому и не смог высказаться. Забывшись, Иона начинает рассказывать о своем горе лошади и изливает ей всю душу.

Герои произведения и их краткая характеристика

Главные действующие лица образуют классический любовный треугольник, они фигурируют в рассказе Алехина. Второстепенные персонажи остаются за рамками этого рассказа.

Главные герои

Алехин Павел Константинович — бедный поместный дворянин, окончил университет. По склонностям и воспитанию — «кабинетный человек», но, чтобы погасить отцовский долг на имении, взялся за тяжелый крестьянский труд. Хотя герой и назвал себя белоручкой, но проявил себя трудолюбивым и ответственным человеком. Тяжелая работа вынудила его изменить свой быт и позабыть привычки порядочного человека.

С такой жизнью он поневоле опростился, однако, выбранный мировым судьей, он мог время от времени общаться с людьми своего круга. Это обстоятельство, однако, привело к тому, что герой увлекся женой приятеля и долгое время питал к ней нежные чувства.

Алехин не ветреник, он человек постоянный, но или инертный, не или ведал, что творил. Ему хотелось видеть женщину, и он продолжал посещать дом Лугановичей. Дети радовались Алехину, все в доме почитали его за благородного человека. А благородный человек, изображая радость, терзался сам и терзал женщину, которая до встречи с ним жила спокойно и вполне счастливо.

Дмитрий Луганович не сомневался, что Алехин его искренний друг, он беспокоился о нем и безгранично доверял ему, когда тот сопровождал его супругу в театр. «Искренний друг» тем временем мучился любовью к его жене и знал, что та питает к нему ответные чувства. Искренним другом был Луганович. И как тут не вспомнить заповедь: «не пожелай жены искряннего твоего»?

Так называемый порядочный человек под личиной друга не уважал Лугановича и не прекратил визитов в его дом. С точки зрения юридической Алехин не разрушил брака, но, по сути, он сделал Анну Алексеевну несчастной. Измученная, издерганная, доведенная до нервного расстройства, она страдала сама, и с ней вместе — вся семья, поскольку семья — единый организм. Покой и гармония в отношениях супругов исчезли, когда в них вторгся Павел Константинович со своей нежной и глубокой любовью.

Признание героев во время расставания только дополнило их мучения. Алехин в минуты прощания жалеет, что бездействовал, ничего не предпринимал. К нему пришло «прозрение»:

Таким образом, Алехин, исходя «от высшего», перешагнул бы через несчастье мужа и детей своей возлюбленной. Но что можно построить на таких руинах?

В целом Павел Константинович хороший, умный и ответственный человек, он не перешагнул последнюю черту в отношениях, поскольку чувство долга боролось в нем со страстью. В итоге Алехин пожалел о своей нерешительности, но пойди он до конца, что мучения героев стали бы только сильнее.

Дмитрий Луганович — товарищ председателя окружного суда, состоятельный человек, хороший семьянин и верный друг Алехина. Восприятие Алехиным Лугановича в начале знакомства — «милейшая личность». По мере того как любовь к жене приятеля захватывала все больше, отзывы становились иными: от снисходительных «добряк», «простодушный» до пренебрежительных «неинтересный», «простяк», «ненужный».

В натуре Дмитрия Лугановича была доброта, искренность и доверчивость. Даже мать жены любила его, как сына. Такое случается крайне редко, и это показатель человеческих качеств мужа Анны Алексеевны.

Анна Алексеевна — супруга Дмитрия Лугановича. При знакомстве с Алехиным ей чуть больше двадцати, она много моложе своего мужа. Героя восхитили красота юной женщины, ее благородное изящество, ум. С первой встречи ей понравился Павел Константинович. Симпатия к нему скоро переросла нечто более сильное.

Анна не избегает встреч с человеком, который завладел ее сердцем. Скорей всего, она не видела ничего предосудительного в общении с предметом любви, поскольку физически она мужу не изменяла. На самом деле она, как и Алехин, инертно идет на поводу своих чувств, и в мыслях и в сердце своем предает мужа. Сама того не сознавая, героиня разрушает себя: пошатнулось здоровье, испортился характер.

Второстепенные персонажи

Иван Иванович и Буркин — давние приятели Алехина, которые всегда навещают его в Софьино, возвращаясь с охоты. Хорошие собеседники и слушатели, им Алехин поведал историю своей любви.

Пелагея — горничная Алехина, очень красивая молодая женщина, любит неподходящего ей человека — повара Никанора, «мурло» и пьяницу.

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Анализ и смысл

Жанр «Тоски» Чехова — рассказ, поскольку произведение достаточно короткое, имеет одну сюжетную линию и несколько основных героев. Направление — реализм: автор просто и без прикрас показывает одно небольшое мгновение человеческой жизни. Всё творчество Чехова относится к направлению реализма. Повествование линейное: события идут одно за другим. Рассказ ведётся от третьего лица, но всё же благодаря удивительному мастерству автора читатель может погрузиться в душу Ионы, узнать, о чём он думает, что его гложет.

Кроме того, писатель пользуется различными выразительными средствами. Рассказ начинается с описания зимнего пейзажа вечерней улицы с холодным мокрым снегом. Это ярко передаёт состояние главного героя и общую атмосферу всей картины. Демонстрируется подтекст: мир колюч, холоден, неприветлив к маленькому человеку, простому извозчику. Можно выделить и другие художественные особенности и приёмы, которые автор использует для описания тоски. Они необходимы для понимания личной трагедии Ионы и отношения к ней автора:

  • эпитеты: «тоска громадная, не знающая границ»;
  • метафоры: «весь свет залила бы», «поместилась в скорлупу», «распирает грудь».

Проведя анализ сюжета «Тоски» для читательского дневника, можно определить идею и смысл произведения. Чехов затрагивает проблемы одиночества и человеческого равнодушия. Одиночество бывает страшным душевным состоянием, особенно после какой-либо пережитой трагедии. Именно поэтому читатель проникается сочувствием к Ионе и даже испытывает желание его поддержать. Ведь это самое малое, что можно сделать для человека: всего лишь выслушать его, но благодаря этому ему станет легче. Автор также показывает, что животные зачастую могут быть лучше людей: лошадь стала для своего хозяина слушателем, чего не пожелали сделать окружающие.

Остальные же герои вызывают у читателя только отрицательные эмоции. Слова извозчика об умершем сыне либо наводят на них скуку, либо игнорируются. Все эти люди заняты только своими проблемами и размышлениями. Они не только не хотят проявить ни грамма сочувствия, послушав его историю хотя бы в сокращении, но даже обращаются с извозчиком грубо и жестоко, понукая его и злясь за медленную езду.

Ещё одна важная тема, затронутая автором, — проблема «маленького человека». Для господ обычный извозчик является едва ли не «пустым местом», они не видят ни его самого, ни его проблем. А между тем у каждого человека, какое бы место в этом мире он ни занимал, есть глубокие чувства, эмоции, душевные травмы и личные трагедии.

Глава 7

Работники утомились за день и отдыхали. Все молчали. Затем Емельян и Дымов поссорились. Дымов был задирой, и на этот раз просто стал подстрекать Емельяна к ссоре. Дымов выкинул ложку Емельяна, тот заплакал. Егор заступился за Емельяна, сказав, что Дымов будет гореть в аду, и что он пожалуется дядя на него. Дымов в ответ стал угрожать ребенку. Егор убежал и расплакался от беспомощности и обиды. Он вспомнил о маме и стал жалеть, что его никто не забирает, что о нем забыли.

Спустя время работники начали спешно собираться. Дымов подошел к Егору и дал ему свое лицо, чтобы он ударил. Егор не ударил, тогда Дымов попросил его не обижаться, потому что «Жизнь наша пропащая, лютая!».

Началась буря. Егор накрылся рогожей. Ему было очень страшно, он звал Пантелея, но его никто не слышал. Он принял тени вил за великанов. Но вскоре гроза кончилась, и работники пришли к нему. Егор зашел в избу и стал сушить вещи. Ему помогала старуха. Егор заболел, у него лихорадка. Старик Пантелей навещает его. Егору было жаль себя, он зарыдал. Но пора в путь.

Егорушка видит работников и думает: «Как скучно и неудобно быть мужиком!». Его укутали и везут. Ему снятся плохие сны. Мальчик чувствует себя плохо, его тошнит.

Глава четвёртая

Прошло четыре года. Старцев разбогател, теперь он ездит на тройке лошадей. Вдобавок он располнел, да так, что избегает ходьбы пешком. Горожане раздражают его, с ними не о чем поговорить, но Старцев продолжает плыть по течению и медленно деградировать в городе С., даже не пытаясь как-то изменить свою жизнь. Он не завёл друзей, он почти ни с кем не общается, а круг его интересов сужается до карточных игр и денег. При этом он регулярно вспоминает отказ Екатерины Ивановны и радуется, что всё так вышло, потому что “жизнь с такой капризной девушкой наверняка была бы невыносимой”.

Внезапно он получает письмо от Туркиных и приезжает их навестить, где неожиданно встречает Екатерину Ивановну. Оказывается, она не смогла реализовать себя в Москве, и теперь вернулась домой, к родителям. Она рада видеть Старцева, говорит, что постоянно думала о нём, просит его рассказать больше о себе. Но Старцева она больше не интересует, и семья Туркиных, которая раньше казалась ему милой, начинает его раздражать. Он сухо отвечает и стремится поскорее уйти. Через несколько дней он получает письмо от Екатерины Ивановны, в котором она признаётся, что очень хочет увидеть его снова, но Старцев игнорирует его. Напротив, он радуется, что не женился на ней четыре года назад.

Ионыч несчастен, как и Екатерина Андреевна, потому что они позволили себе деградировать

Чехов, рассказ «Дама с собачкой» – кратко

У москвича Дмитрия Дмитрича Гурова было много любовных связей. На женщин он привык смотреть несколько свысока, как на существа нестойкие и податливые. Заводя на отдыхе в Ялте очередной короткий роман, он не ожидал, что искренняя и беззащитная дама с собачкой, Анна Сергеевна, увлечёт его не на шутку.

Пребывание в Ялте быстро окончилось разлукой. Вернувшись в Москву, Гуров надеялся, что быстро забудет Анну Сергеевну, как раньше забывал многих других. Но мысли о ней преследовали его неотступно. Дмитрий Дмитриевич отправился в город С., где жила дама с собачкой, и разыскал её там. Анна Сергеевна призналась: она тоже всё время думала о нём.

Она стала приезжать к Гурову в Москву, останавливаясь в гостинице. Он был женат, а она замужем, поэтому встречаться приходилось тайно. Трагическое раздвоение тайной и явной жизни тяжко угнетало обоих. Они вдвоём искали выхода из грустного тупика…

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Дама с собачкой» – краткое содержание по главам. На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст этого рассказа.

Чехов «Палата номер 6» – кратко

Доктор Андрей Ефимыч Рагин, глава больницы в небольшом городке, – умная и культурная личность, но без яркой, упорной воли. Считая себя бессильным изжить окружающие пороки, Рагин умывает руки и удовлетворяет свои духовные интересы лишь чтением книг на гуманитарные темы. В оправдание себе Андрей Ефимыч разрабатывает особую философию вроде стоических идей о равнодушии к превратностям судьбы.

Но бесцельность существования исподволь тяготит Рагина. Среди городского общества нет людей, способных его понять. Однажды доктор случайно заходит в палату № 6 – больничный флигель для содержания сумасшедших – и разговаривается с Иваном Дмитричем Громовым, который страдает манией преследования. Некогда человек очень образованный, Иван Дмитрич высмеивает философию Рагина, утверждая, что живое чувство и сопереживание надо развивать в себе, а не подавлять.

Доктор поначалу пытается спорить, но инстинкт справедливости заставляет его признать правоту сумасшедшего. Крушение прежнего удобного мировоззрения приводит Андрея Ефимыча к душевному кризису. Поведение доктора так поражает пошлое, равнодушное городское общество, что его самого запирают в палату № 6.

Подробнее – см. в отдельных статьях: Чехов «Палата № 6» – краткое содержание и Чехов «Палата № 6» – краткое содержание по главам. На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст этого рассказа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: