Экранизации
Рассказ Ж. Рено «Странное пари» в журнале «Весь міръ», 1911
- «Лишённый солнца» (1912, режиссёр В. Кривцов). Фильм снят по рассказу «Странное пари» Жозефа Рено, который в свою очередь основан на рассказе А. П. Чехова «Пари».
- 1953 — Пари / The Bet (ТВ) (США), режиссёр Жюль Брикен, (сериал Телевизионный театр Форда)
- «Молчание (англ.)русск.» (1961, режиссёр Б. Сагал; 25-й эпизод 2-го сезона сериала «Сумеречная Зона»).
- «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад» (новелла «Невероятное пари») (1984, режиссёр В. Я. Мотыль).
- «Пари» (2004, режиссёр А. Боярских).
- «Пари» (2008, режиссёр Н. В. Петрова).
- «Пари» (2011, режиссёр Каро Сарикян).
- «Пари» (2014, режиссёр Иван Перекатов).
- «Пари» (2015, режиссёр Юлия Каплун).
Популярные сегодня темы
- Как только читатель узнает название произведения, то сразу понимает атмосферу происходящего. В названии сразу видно острое, динамичное и драматическое развитие событий.
- Повесть «Собачье сердце», написанная в жанре научной фантастики, в 1925 году, русским писателем Михаилом Булгаковым, не принимавшим революцию, и не понимавшим понятия «разруха».
2 стр., 808 слов
… юрист оказался более сильным духом. Его душевная сила удержала банкира от низкого падения, дала понять всю низость его поступка. Анализ рассказа Чехова Пари Несколько интересных сочинений … он откажется от пари и выйдет на свободу за несколько минут до срока окончания. Банкир был … первое. Ведь заключение предполагает жизнь. Банкир стукнул по столу и предложил пари. Он обязался заплатить молодому …
- В 1940 году Михаил Юрьевич Лермонтов написал свой знаменитый психологический роман «Герой нашего времени». Главный герой этого произведения Григорий Печорин, житель Петербурга
- Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Косцы» рассказывает нам о жизни простого русского народа в 19 веке. Здесь изображена страдная летняя пора, когда на поле уже созрел урожай зерна
- Рассказ «Волки» относится к ранним произведениям Шукшина, ибо он написал его в 1966 году. Рассказ был мало замечен критиками и мало напечатан, но интерес читателей к нему не пропадает и поныне.
Смысл названия рассказа Человек в футляре Чехова
… и предрассудков, которые возводятся в ранг «жизненных принципов», колоссально обедняя человека духовно и колоссально обедняя для человека этот мир. Также читают: Картинка к сочинению Смысл названия рассказа Человек в футляре Популярные сегодня темы …
Роль денег в жизни человека. Роль денег в нашей жизни
… здоровье, внутренняя гармония. Деньги в нашей жизни В жизни современного человека огромную роль играют деньги, и роль их с каждым годом всё растёт. Некоторые люди сводят всю свою жизнь к зарабатыванию денег, тратя на это все силы …
Беликов в рассказе Человек в футляре (Образ и характеристика) 9 класс
… жить полной жизнью — вспомнить человека в футляре и, посмеявшись над ним и над собой, сломать и выбросить свой «футляр» навсегда. 9 класс ` Беликов в рассказе Человек в футляре Популярные сочинения Василий Вожеватов — один из …
По рассказу Человек в футляре Чехова
… идти к поставленной цели. Сочинение Мечта и реальность (Человек в футляре) Творчество Антона Павловича … чувства. Они возникают у него в отношении сестры нового учителя истории и географии Вари Коваленко. Он долго размышляет и сопоставляет все «за» и …
Главная основная мысль рассказа Человек на часах Лескова
… готовят письменные работы. Вниманию читателя предлагается сочинение «Человек на часах» по одноименному рассказу Лескова. На уроках литературы мы проходили рассказ Николая Лескова «Человек на часах». Я не могу сказать, что произведение мне очень …
Сюжет
Часть I
Старый банкир вспоминает случай, случившийся пятнадцать лет назад, 14 ноября 1870 года. Тогда гости на званом вечере затеяли спор, что гуманнее — смертная казнь или пожизненное заключение? Сам он считал, что гуманнее смертная казнь, а находившийся среди гостей один юрист, «молодой человек лет двадцати пяти», был твёрдо уверен, что жизнь в тюрьме лучше смерти. В итоге они заключили пари, что если юрист высидит в одиночной камере ровно пятнадцать лет, то банкир даст ему два миллиона рублей.
Юрист стал отбывать своё добровольное заключение под строжайшим надзором в одном из флигелей, построенных в саду банкира. Взаперти юрист читал книги, писал, играл на пианино, учился, пил вино, занимался самовоспитанием. Писатель описывает разные этапы его жизни в заключении.
Часть II
За несколько часов до окончания исхода пятнадцати лет банкир осознаёт, что если он проиграет, то станет банкротом. Сумма, которая 15 лет назад казалась ему совсем несущественной, теперь жизненно важна для него. И он решает убить юриста, чтобы не платить ему выигрыш. Дождавшись, когда сторожа уйдут, он проникает во флигель и обнаруживает спящего юриста, рядом с которым лежит записка. Прежде чем убить его, банкир читает эту записку. В ней юрист пишет, что, находясь в заключении, он научился презирать материальные блага и считает, что знания дороже денег. С этой целью он решил отказаться от награды.
Это оказывает такое впечатление на банкира, что он плачет и тихо уходит из флигеля, оставив там спящего юриста. Утром сторожа сообщают ему, что юрист покинул тюрьму, не дождавшись времени окончания пари. Банкир чувствует презрение к самому себе, а записку с отречением запирает в несгораемый шкаф.
Часть III (удалённая Чеховым в 1901 году)
События происходят через год после выхода юриста из заточения. Банкир на званом вечере вновь вступает в спор и заключает новое пари на 3 миллиона с неким стариком-миллионером о том, может ли бедняк отказаться от миллиона просто из принципа. После того, как пари уже заключено, он отправляется в кабинет, чтобы достать и показать всем отречение юриста. В этот момент ему сообщают, что его спрашивает некий господин. Выйдя в приёмную, он встречается с юристом, который падает на колени и, обливаясь слезами, говорит: «Я так ошибался! Книги — это слабая тень жизни и эта тень меня обокрала! Я не прошу у вас двух миллионов, я не имею на них права, но умоляю вас, дайте мне сто или двести тысяч! Иначе я убью себя!». Банкир обещает ему эту сумму и возвращается к гостям. Там он в изнеможении опускается в кресло со словами: «Вы выиграли! Я разорён».
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «Пари» имеют свою характеристику:
- Банкир – ныне старик, бывший богач: он без особых раздумий был не против потратить пару миллионов на случайный спор. Азартен, очень зависим от роскоши, вспыльчив. Беспечность по отношению к финансам приводит к разорению, и, когда назначенная дата выплаты выигрыша приближается, он осознает, что лишних денег совсем нет. Поэтому в приступе жадности готовится к убийству узника, но коварный замысел исполнить не удается.
- Юрист – упорный и амбициозный человек, не желает отказываться от своей точки зрения даже тогда, когда ему грозит провести значительный срок в полном одиночестве. В заточении он постепенно меняет образ мышления, начиная презирать порочное общество. Доходит до того, что он предпочитает сбежать, отказываясь от награды. Сильно развивается интеллектуально, так как книги становятся для него практически единственным доступным развлечением и источником информации. Но взамен он теряет связь с реальностью, ибо настоящая жизнь проходит мимо.
Чехов Антон — Пари
Здравствуйте! Совершенно случайно наткнулся на информацию, что существовала 3 часть рассказа, которая была впоследствии удалена Чеховым. Она короткая, я ее здесь опубликую с Вашего позволения. Меня это потрясло и ошеломило. «» III часть (удалённая Чеховым в 1901 году) Прошел год. Банкир давал вечер. На этом вечере было много умных людей и велись интересные разговоры. Между прочим шла речь о целях жизни и назначении человека. Говорили о богатом юноше, о совершенстве, евангельской любви, о суете сует и т. п. Гости, состоявшие в большинстве из очень богатых людей, почти все отрицали богатство. Один из них сказал:
— Среди тех людей, которых мы считаем святыми или гениальными, богачи так же редки, как на небе кометы. Из этого следует, что при усовершенствовании человеческой породы богатство не составляет необходимого условия или, короче говоря, оно совершенно не нужно. А всё, что не нужно, то мешает…
— Конечно! — согласился другой. — Поэтому самым высшим выражением человеческого совершенства, хотя и в грубой форме (более тонкая еще не придумана), является монашеский аскетизм, то есть полнейшее отречение от жизни ради идеи. Нельзя в одно и то же время служить идее и бирже.
— Не понимаю, почему это так! — перебил раздраженно третий гость. — По-моему, в отречении от жизни нет ничего похожего на высшее совершенство. Поймите вы меня! Отрицать картины — значит отрицать художника; отрицать женщин, благородные металлы, вино, хороший климат — значит отрекаться от бога, потому что всё это создавал бог! А ведь аскеты служат богу!
— Совершенно верно! — сказал старик-миллионер, соперник банкира по бирже. — Прибавьте еще к этому, что аскеты существуют только в воображении. Их нет на земле. Правда, случается, что старики отказываются от женщин, пресыщенные люди — от денег, разочарованные — от славы, но я живу на свете 66 лет и ни разу в жизни не видел такого здорового, сильного и не глупого человека, который отказался бы, например, от миллиона.
— Такие люди существуют, — сказал хозяин-банкир.
— Вы их видели?
— К счастью, да…
— Не может быть, — усомнился миллионер.
— Уверяю вас. Я знаю одного такого бедняка, который из принципа отказался от двух миллионов.
Миллионер засмеялся и сказал:
— Вас мистифицировали. Повторяю, таких людей нет, и я так глубоко убежден в этом, что готов держать с вами пари на сколько угодно, хоть на миллион.
— Держу на три миллиона! — крикнул банкир.
— Согласен! Господа, я ставлю три миллиона!
У банкира закружилась голова. Он так был уверен в победе, что уж жалел, что не запросил пяти миллионов. Этой суммы достаточно было бы для того, чтобы поправить свои дела на бирже!
— По рукам! — крикнул миллионер. — Когда же вы представите мне доказательства?
— Сейчас! — сказал банкир торжественно.
Он хотел уж отправиться к себе в кабинет, чтобы достать из несгораемого шкафа лист с отречением, но вошел лакей и сказал ему:
— Там какой-то господин желает вас видеть.
Банкир извинился перед гостями и вышел. Едва он вошел в приемную, как на него бросился какой-то прилично одетый человек, поразительно бледный и со слезами на глазах, схватил его за руки и начал дрожащим голосом:
— Простите… простите…
— Что вам угодно? — спросил банкир. — Кто вы?
— Я тот самый глупец, который потерял пятнадцать лет жизни и отказался от двух миллионов.
— Что же вам угодно? — повторил банкир, бледнея.
— Я так ошибался! Не смеет судить о жизни тот, кто не видит ее или не имеет силы пользоваться ее благами! Солнце так ярко светит! Женщины так обаятельно хороши! Вино так вкусно! Деревья прекрасны! Книги — это слабая тень жизни и эта тень меня обокрала! Дорогой мой, — продолжал юрист, падая на колени, — я не прошу у вас двух миллионов, я не имею на них права, но умоляю вас, дайте мне сто или двести тысяч! Иначе я убью себя!
— Хорошо, — сказал глухо банкир. — Завтра вы получите то, что хотите.
И он поспешил к гостям. Его охватило вдохновение. Ему страстно хотелось тотчас же объявить всем громогласно, что он, банкир, глубоко презирает миллионы, биржу, свободу, женскую любовь, здоровье, человеческие слова, и что сам он отказывается от жизни, завтра же отдает всё беднякам и уходит от мира… Но, войдя в залу, вспомнил он, что у него долгов больше, чем денег, что у него нет уже силы любить женщин, пить вино, и что поэтому отречение его в глазах людей не будет иметь никакого смысла — вспомнил, опустился изнеможденный в кресло и сказал:
— Вы выиграли! Я разорен.
А. П. Чехов, 1889 «»» Вот отсюда взято онлайн-читать.рф/%D1%87%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B8/ Спасибо!
Темы
Автор в рассказе «Пари» представил такую тематику:
- Тема уединения (отшельничества). Автор показывает, что человек не может обойтись без людей, не потеряв самого себя. В безжизненном и обтянутом кожей скелете читатель не увидит ни черточки, сохранившейся от амбициозного и азартного юриста. Это существо потеряло все ориентиры и цели, теперь у него нет возможности и желания контактировать с миром и узнавать что-то новое.
- Тема просвещения. Автор учит читателя, что одного лишь обучения без реального жизненного опыта недостаточно для развития личности. Юрист знает много, но отрекается от этого, потому что лишен возможности применить знания во благо общества и самого себя.
- Тема переосмысления ценностей. В заключении юрист пережил трансформацию, состоящую из нескольких этапов. Сначала он искал в книгах и других подношениях развлечение, потом — просвещение, затем — достижение, и, наконец, вплотную приступил к поиску смысла жизни в религиозной литературе. В финале алчный герой отказывается от денег, ведь осознал их ненужность. Впрочем, духовный кризис заставил его разувериться во всех жизненных ценностях.
- Тема жадности. Также рассказывает Чехов о человеческой жадности: банкир почти идет на преступление, только бы не выплачивать обещанное.
- Тема нравственного и интеллектуального упадка: юрист сбегает, отступаясь от всех человеческих радостей, целей, идеалов. Его сгубило одиночество. А банкира развратили деньги, от которых он стал так зависим.
II
Старый банкир вспомнил все это и подумал:
«Завтра в 12 часов он выйдет на свободу». При условии, я должен буду заплатить ему два миллиона. Если я уплачу, то всё гибигло: я компления разорен…»
Пять лет назад он не умел считать свои миллионы, теперь боится спросить себя, чего у него больше — денег или долга? Азартная игра на бирже, рискованные спекуляции и лихорадка, от которой он не мог отделаться даже в преклонном возрасте, мало-помалу привели к упадку его дела, и бесстрашный, самоуверенный, гордый богач превратился в банкир-середняк, дрожащий при каждом увеличении и уменьшении ценных бумаг.
— Проклятый пари! — бормотал старик, в отчаянии хватая себя за голову. — Почему этот человек не умер? Эму еще сорок лет. Он возьмет у меня последнюю, женится, будет наслаждаться жизнью, играть на бирже, а я, как никто, буду смотреть с завистью и каждый день слышать от него одну и ту же фразу: «Я должен тебе счастья моей жизни, позволь мне помочь тебе!» Нет, это слишком! Единственное спасение от банкротства и позора — смерть этого человека!
Это заняло три часа. Банкир прислушался: в доме все спали, и слышен был только шелест холодных деревьев за окнами. Стараясь не издавать ни звука, он достал из несгораемого шкафа ключ от двери, которая не открывалась пятнадцать лет, надел пальто и вышел из дома.
В саду было темно и холодно. Шел дождь. Резкий сырой ветер носил с собою весь сад и не давал покоя деревьям. Банкир напряг зрение, но не увидел ни земли, ни белых статуй, ни хозяйственных построек, ни деревьев. Подойдя к тому факту, что произошло отравление, он два раза разоликнул оликнул строжа. Нет ответа. Видно, сторож спрятался от непогоды и теперь спал где-нибудь на кухне или в оранжерее.
«Если у меня хватит духа исполнить свое интересно, — подумал старик, — то сумпестие предзамещение падет на сторожа».
Он нашел в темноте ступени и дверь и вошел в переднее крыло, затем ощупью пробрался в небольшой коридор и зажег спичку. Тут не было ни души. Без кровати стояла чья-то кровать, а в углу темнела чугунная печь. Печати на двери, ведущей в комнату заключенного, были целы.
Когда спичка погасла, старик, дрожа от волнения, заглянул в окошко.
В комментарии узника тускло горела свеча. Сэм сел на стол. Видны были только его спина, волосы на голове и руки. На столе, на двух стульях и на ковре возле стола лежали раскрытые книги.
Прошло пять минут, а заключенный не шевелился. Пятнадцатилетнее заточение научило сидеть в его мечети. Банкир постучал пальцем по окну, и заключенный не ответил на этот стук единым движением
Тогда банкир осторожно сорвал печать с двери и вставил ключ в замок
Ржавый замок издал скрипучий звук, скрипнула дверь. Банкир ожидал, что тотчас же услышит возглас удивления и шаги, но прошло уже три минуты, а за дверью все еще было тихо. Он решил войти в комнату.
За столом неподвижно сидел человек, не похожий на обычных людей. Это был скелет, обтянутый кожей, с длинными женскими кудрями и косматой бородой. Лицо у него было желтое, с землистым оттенком, щеки впалые, спина длинная и узкая, а рука, которой он поддерживал свою волосатую голову, была такая тонкая и тонкая, что на нее было страшно смотреть.
Седые волосы уже поседели в его волосах, и, глядя на его старое, изможденное лицо, никто бы не поверил, что ему всего сорок лет. Он спал… Перед его наклонной головкой на столешнице пайпуры, на комы был производительной череком.
Суть: о чем?
Старый банкир вспоминает о том, как когда-то заключил пари. Столкнулись спорщики на одном из приемов, которые раньше давал герой. Между ними завязалась бурная дискуссия на тему того, а что же лучше: всю жизнь просидеть в тюрьме или быть казненным? Банкир говорил, что находиться в заключении невыносимо, и лучше уж умереть, но его оппонент – молодой юрист — считал иначе. Тогда они и решили проверить, как будет на самом деле.
Банкир пообещал выплатить два миллиона по истечении пятнадцати лет, которые юрист должен был провести взаперти, в одном из флигелей сада. Общаться с людьми было нельзя, выходить за пределы «тюрьмы» — тоже. Все необходимые вещи — ноты, вино, еда и пр. — передавались через маленькое окошко в любом запрашиваемом объеме.
Первый год для добровольного узника проходил в скуке, затем у него понемногу появилось желание развиваться. Учебники для изучения иностранных языков, научные труды — все это выписывалось и читалось им в огромных количествах. Литература стала для него единственным спасением.
И вот настает назначенный день. Но банкир, растративший все свои сбережения, уже не хочет отдавать остатки. Тогда задумывается об убийстве.
Зайдя в комнату, в которой содержали заключенного, он находит за столом обтянутый кожей болезненный скелет. Перед ним лежит письмо, в котором говорится о том, что юрист, осознав никчемность материальных ценностей и глупость человечества, отказывается от выигрыша и решается на побег.
Банкир, которого эти слова потрясли до глубины души, раскаивается. Подробное краткое содержание со всеми важными деталями Вы найдете здесь.
Художественные особенности
Персонажи Чехова раскрываются, в основном, через деятельность и речь (монологи и диалоги)
Важное значение имеет письмо юриста, в котором он излагает все то, что скопилось у него на душе за пятнадцать лет
Из художественных средств чаще всего встречаются восклицательные предложения («Неправда!», «Идет!», «Согласен!» и пр.). Они придают репликам эмоциональность, живость.
Используются наречия, уточняющие характер действий («жадно принялся», «неподвижно сидел», «осторожно сорвал», «сердито разговаривал» и пр.); употребляется множество глаголов, задающих быстрый темп сюжету, а также применяются эпитеты для создания образной картины (портретное описание узника: «впалые щеки», «косматая голова», «землистый оттенок кожи» и др.)
Жанр произведения
По своему наполнению “Пари” скорее относится к притче-рассказу, хоть этот жанр и был несвойственным для А.П. Чехова. В начале произведения главный персонаж — банкир, предается воспоминаниям о былых событиях, в частности, о светском приеме, изменившем его мировосприятие. Жаркий спор о заключении навеял те чувства, что испытал он когда-то. Праздная и беспечная жизнь в мгновение оказалась бессмысленной, когда в разуме банкира возникла мысль об убийстве оппонента — ведь от этого зависело целое состояние!
Поучительным фрагментом для банкира оказалось осознание, что юрист в своем письме отрекается от земного, презирает род людской, и в доказательство тому отказывается от выигрыша.
Глава 1
Из названия истории становится ясно, что в центре сюжета находится некий спор. Пожилой банкир вспоминает о случае, происшедшем в его судьбе около 15 лет. Мысли переносят мужчину в прошлое, он вновь видит устроенный у себя дома торжественный вечер, в ходе которого банкир пытается доказать свою точку зрения молодому правоведу. Речь идет о максимальном наказании для людей, нарушивших закон, многие из гостей считают смертную казнь чрезмерно жестоким и нецивилизованным обычаем, полагая, что более милосердной карой для преступника окажется лишение свободы до завершения его жизненного пути.
Однако другие присутствующие, к числу которых относится и сам банкир, не согласны с подобной позицией. По мнению одного из главных героев рассказа, пребывание в тюрьме является более мучительным для правонарушителя, поскольку заточение уничтожает человека значительно дольше, чем смерть по приговору суда. В итоге начинающий юрист и банкир после длительных и насыщенных эмоциями дебатов принимают решение о заключении пари.
Правовед утверждает, что человеку вполне по силам провести 15 лет в замкнутом пространстве, оставаясь полностью изолированным от внешнего мира и других людей. В соответствии с условиями спора юристу предстоит находиться в заключении на протяжении указанного времени, после чего банкир вручит ему два миллиона, если молодой мужчина действительно сумеет выдержать столь длительное заточение.
При этом заключенный имеет право в любой момент покинуть камеру, но в таком случае он однозначно проиграет пари. Спорщики оговаривают, что юристу разрешается читать книги, курить сигары, поглощать вино и писать письма, однако ему запрещается каким-либо образом вступать в контакт с людьми. Правоведу предстоит отбывать назначенный срок во флигеле, находящемся на территории, принадлежащей банкиру.
Сейчас пожилой человек искренне сожалеет о своем тогдашнем капризе и о том, что юрист из алчности согласился участвовать в такой авантюре. Банкир вспоминает, чем занимался заключенный в разные периоды нахождения в заточении.
Первоначально юрист постоянно играет на рояле и читает книги развлекательного плана. По прошествии года изоляции мужчина отказывается от рояля и переходит на изучение классической литературы. Позднее правовед полностью прекращает чтение и лежит на кровати, не произнося не единого слова, но затем увлекается освоением иностранных языков и иных наук.
После десятилетнего пребывания в заключении юрист начинает заниматься богословием, он постоянно читает Библию. Впоследствии мужчина вновь знакомится с самыми разными литературными произведениями, стараясь восстановить душевное равновесие.
Основная идея
Оба героя проходят свой путь духовного развития. Юрист учится по тому, что написано другими людьми, банкир – на собственных ошибках. Каждый из них к финалу меняется, открыв для себя новую истину. Но итоги обучения далеки от ожиданий.
Юрист в ходе просвещения, лишенного опыта и эмоций реальной жизни, лишенного практического применения и труда, становится пародией на мудреца и отрицает все, чему учился. Его разочарование в людях носит книжный и надуманный характер, поэтому автор хотел показать тщетность всех этих знаний в альтернативном финале. Просвещение без практического воплощения своих способностей — это бесполезное и даже вредное времяпрепровождение, по мнению автора. Человек имеет смысл жизни только среди людей — вот еще одна главная мысль рассказа «Пари».
Банкир шел по пути собственных ошибок, но не уделял должного времени просвещению и развитию. На поводу у страстей и пороков он оказался неспособным к практическому применению своего потенциала. Его боязнь потерять деньги, нажитые когда-то, говорит о его неспособности заработать их снова. Значит, в праздности и кутежах он растратил себя. Это другая крайность, которая также ведет к деградации человека. Таков смысл рассказа «Пари».