Хамелеон краткое содержание
Рассказ «Хамелеон» А. П. Чехова был впервые опубликован в 1884 году в журнале «Осколки». Произведение вошло в сборник «Пестрые рассказы» (1886). В «Хамелеоне» Чехов осмеивает подобных Очумелову беспринципных людей-«хамелеонов», которые в зависимости от ситуации меняют свое мнение на наиболее для них выгодное. Прочитать краткое содержание «Хамелеона» Чехова можно на нашем сайте. Главные герои Очумелов – полицейский надзиратель. Елдырин – «рыжий» городовой. Хрюкин – золотых дел мастер. Прохор – генеральский повар. Краткое содержание
Через базарную площадь шли полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин. Неожиданно послышались крики и собачий визг. Из дровяного склада купца Пичугина выбежала на трех ногах собака, за которой гнался полупьяный «человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке». Мужчина ухватил собаку за задние лапы.
Шум привлек внимание людей, и вскоре вокруг собралась толпа. Очумелов решил разобраться, в чем дело
Около ворот склада стоял тот самый мужчина и, «подняв вверх правую руку», показывал «толпе окровавленный палец». Очумелов узнает в нем золотых дел мастера Хрюкина. В центре же толпы сидел испуганный «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине».
Хрюкин объяснил полицейскому надзирателю, что собака его «ни с того ни с сего» укусила за палец. А так как работа у него «мелкая», и теперь может он этим пальцем «неделю не пошевельнет», то требует компенсации.
Очумелов начал выяснять, кому принадлежит собака, грозясь оштрафовать ее хозяина, а само животное истребить. Кто-то из толпы предположил, что это собака генерала Жигалова. Очумелову стало жарко, он попросил снять с него пальто и набросился на Хрюкина, обвиняя его в том, что видимо он «расковырял палец гвоздиком» и соврал всем.
Сомневаясь, городовой отметил, что у генерала таких собак нет – «у него все больше легавые». Очумелов тут же изменил мнение, советуя Хрюкину «дела этого так не оставлять» и «проучить» собаку. Однако кто-то из толпы снова сказал, что животное все-таки генерала. Очумелову стало холодно, он надел пальто и, грозя Хрюкину, распорядился отвести собаку к генералу.
Мимо проходивший генеральский повар Прохор сообщает, что собака точно не генерала. Очумелов снова распорядился, что животное нужно «истребить». Однако Прохор отметил, что собака принадлежит брату генерала. Очумелов тут же начинает относиться к щенку с трепетом и умилением и просит повара забрать его. «Толпа хохочет над Хрюкиным. – Я еще доберусь до тебя! – грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади».
Заключение Рассказ Чехова «Хамелеон» не теряет своей актуальности и в наши дни. Произведение было переведено на множество языков еще при жизни автора. В 1971 году «Хамелеон был экранизирован.
Краткий пересказ «Хамелеона» Чехова позволяет ознакомиться с сюжетом произведения, однако для лучшего знания рассказа рекомендуем прочесть его полностью.
Жанр произведения
В отзывах о рассказе Чехова «Хамелеон» читатели отмечают, что он относится к одному из самых любимых жанров у писателя — юмористическому. В раннем периоде своего творчества автор создал целую серию подобных произведений, в которых высмеивал всевозможные человеческие недостатки.
В своих рассказах Чехов использует различные приемы. Например, в «Хамелеоне» применяет говорящие фамилии. Они подчеркивают какую-то важную черту в облике героя или характере самого персонажа.
Так, фамилия мастера, которого укусила собака, Хрюкин. Это полностью соответствует его одутловатому, полупьяному лицу. Комический эффект усиливается и за счет явного несоответствия фамилии и должности, которую занимает персонаж. Например, Хрюкин работает золотых дел мастером.
Еще один юмористический прием — речь персонажей. В ней множество просторечных и жаргонных выражений, а также экспрессивной и эмоциональной лексики. Грубые выражения, которое постоянно использует Очумелов, говорят о его низком культурном уровне.
Главные персонажи и их характеристика:
- Очумелов – надзиратель полиции, главная цель которого – как можно сильнее выслужиться перед начальством. Ради этого он жертвует не только собственным мнением, но и непосредственными служебными обязанностями.
- Елдырин – городовой, который работает на пару с Очумеловым. Судя по тому, что в рассказе он впервые появляется с кучей конфискованного крыжовника, этот человек профессионально может заниматься только вымогательством. Это характеризует его далеко не с лучшей стороны – он предстаёт обычным лодырем, к тому же, это слово напоминает его фамилия.
- Хрюкин – мастер золотых дел, ювелир, который любит «нахрюкаться». Он может легко выставить себя посмешищем, о чём говорит сложившаяся в произведении ситуация.
К второстепенным героям относятся генерал Жигалов – довольно уважаемое лицо, его брат Владимир Иванович и генеральский повар Прохор , который рассказывает всё спокойно и без лжи.
Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»
Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека. А. П. Чехов реально создает картину действительности, говорит о социальной подлости и искажении человеческой личности.
Название произведения всегда имеет особое значение, так как в нем всегда заключена основная мысль повествования и краткое его содержание.
Рассказ Чехова имеет название «Хамелеон», идея хамелеонства показывается в рассказе в переносном смысле. Здесь хамелеон – это беспринципный человек, который очень легко меняет свое отношение к жизни, свои позиции в зависимости от сложившейся ситуации. Рассказ содержит в себе сатирическое обобщение.
Очень важны в небольших рассказах имя, фамилия персонажа, поскольку они сразу описывают тех, о ком идет речь. Говорящие фамилии характеризуют персонажей и создают комический эффект. «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке», – так предстает перед читателем этот герой. Новая шинель в летнюю жару, узелок в руке и решето с конфискованным крыжовником в руках городового, сопровождающего Очумелова – символы власти. Хрюкин – «золотых дел мастер» – полупьяный человек с большими претензиями: «Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…» Фамилия Хрюкин тоже комична, но этот ювелир так корыстолюбив и так убого выражает свои мысли, что эта фамилия становится говорящей и очень ему подходит. Генерал Жигалов – персонаж, который так и появится, но о котором все будут говорить. Слово «генерал» является частью его имени. Имя и отчество у него отсутствуют, поскольку они невозможны в глазах тех, кто находится ниже его по служебной лестнице.
В этом рассказе главный хамелеон – это Очумелов. Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой
А как меняется его взгляд на справедливость в зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить
Собака – нежная тварь…» При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера. Речь Очумелова косноязычна и груба, ко всем он обращается на «ты», в этом проявляется вся суть мелкого чиновника, получившего маленькую власть. Его фразы короткие, отрывистые, с повелительной, устрашающей интонацией и грубой лексикой.
Название «Хамелеон» метафорично: Очумелов меняет свое отношение к щенку в зависимости от того, чей это щенок. Но, сняв шинель, полицейский надзиратель остается в кителе, который хотя бы немного, но должен отличаться по цвету от шинели. Поэтому можно сказать, что Очумелов оказывается хамелеоном и в прямом смысле, постоянно меняя свой цвет.
Жанр и направление
«Хамелеон» написан в рамках направления реализм, как и большинство произведений Чехова. Цель писателя — как можно больше приблизить ситуацию к реальности, чтобы читатель поверил, что похожее происходит на самом деле, что описываемый случай бытовой и достаточно обычный.
Жанр «Хамелеона» можно определить как рассказ: он охватывает только одну сюжетную линию, повседневную ситуацию, разворачивающуюся в рамках небольшого промежутка времени. Детали, которые могли бы дать читателю представление о месте происходящего, отсутствуют — так автор подчёркивает, что подобное может произойти в любом городе. В этом произведении Чехов высмеял общественные пороки (чинопочитание, угодничество, лицемерие), поэтому рассказ «Хамелеон не юмористический, а сатирический.
Главная идея
Читатель сам не раз видел таких «рептилий» в каменных джунглях, но цель автора — заставить человека, меняющего окрас, узнать себя и измениться к лучшему. Поэтому главная идея рассказа «Хамелеон» — показать нам, насколько дико это повседневное вранье и инстинктивное желание «подстроиться». Раболепство духа, которое писатель хотел искоренить, живет в каждом из нас в той или иной мере, поэтому всем нам необходимо увидеть, насколько жалко и уродливо выглядит наше внутреннее ярмо. Оно делает нас рабами в полном смысле слова. Комическое начало и юмор в произведении автор усилил для того, чтобы читатель устыдился марионетки внутри себя и ее желания потакать обстоятельствам в поисках выгоды.
Смысл в том, чтобы высмеять пороки лицемерия и двуличности. Эта проблема не так очевидна и остросоциальна, как многие другие, но она ощутимо влияет на человека и его духовную сущность, постепенно покоряя его чьей-то незримой воле.
Характеристика персонажей
В названии рассказа отражается вся сущность главного героя Очумелова. Именно он главный хамелеон. Все, что происходит, кажется забавным только с первого взгляда.
В самом начале полицейский-надзиратель стремится создать видимость добросовестной службы, оказавшись на базарной площади. Он вникает во все дела и происшествия. Поэтому, естественно, стремится разобраться в том, что произошло с Хрюкиным. Он ругается, грозит штрафом всем окружающим, пока не узнает, что виновницей стала обычная собачонка, которая, возможно, принадлежит генералу Жигалову.
После этого Очумелов начинает уже во всем обвинять Хрюкина. На протяжении рассказа он еще не раз изменит свою точку зрения, а читатели догадаются о внутренней буре, которая в нем шумит, по одной только фразе. Очумелов будет постоянно просить своего помощника Елдырина то снять с него пальто, то снова надеть.
В основе рассказа живая речь персонажей, каждый из героев своими репликами выдает свой характер. В отзывах о «Хамелеоне» Чехова читатели отмечают, что постепенно начинают чувствовать грусть вместо смеха.
Финал рассказа повторяет самое начало, так произведение закольцовывается. Очумелов продолжает идти по площади, угрожая одному только Хрюкину. Такая композиция позволяет автору подчеркнуть основную идею произведения. Очумелову нисколько не важна истина. Главное для него, преклонение и служба сильным мира сего. Ведь именно от них будет напрямую зависеть его карьерный рост и будущее благополучие. Больше же его в этом мире ничего не волнует.
Смысл финала рассказа Хамелеон
В финальной сцене рассказа толпа смеется над укушенным Хрюкиным, важнее которого по сути оказалась собака брата генерала. Это излюбленный прием Чехова — так называемый, смех сквозь слезы. Действительно, над Хрюкиным можно смеяться и забавляться. Но под всей этой ситуацией лежит огромная проблема: угодничество вышестоящим лицам, беспринципность, бесчестие и слабовольность.
Очумелов не борется с нечестием и другими пороками, он отчаянно борется лишь за одно: за свое место, за свой чин и не более того. Правда его не интересует, она для него только переменная, способная принять в нужный момент нужное ему значение.
Самое страшное в этом, что Очумелов даже не видит своей огромной проблемы, не чувствует чего-то дурного. Для него это естественный и вполне привычный порядок вещей, который вряд ли когда-то изменится. Не видит он проблемы и в своем отражении в глазах обычных людей. Его собственная репутация заботит его меньше всего. И действительно, ведь от нее же не зависит его рабочее положение…
Второстепенные действующие лица
Для того чтобы понять кратко сюжет произведения «Хамелеон», автор вводит в текст не только главных героев, но и второстепенных персонажей:
- Владимира Ивановича.
- Прохора.
- Жигалова (генерал).
Прохор — генеральский повар, который по своему характеру прост и бесхитростен. Он помогает полицейскому надзирателю понять, чья же всё-таки эта собака. И при этом говорит правду.
Есть в рассказе ещё один герой — это собака, вокруг которой и происходит действие. Видно, что за время рассказа её статус постоянно меняется. Описание животного автор даёт более детально. Так, вначале она просто «главная подозреваемая», а уже вскоре её называют «скотиной» и «подлой». А когда узнают, что это животное принадлежит генералу, то становится «собачонкой» и «нежной тварью».
О чем рассказ?
Очумелову совсем неважно, укусила собака Хрюкина или он укусил собаку. Таким как он, нет дела до правды
Главная их цель – остаться при своем месте. Поэтому весь рассказ занимает описание того, как герой мечется от одной «правды» к другой в зависимости от того, принадлежит животное генералу или не принадлежит. Если да, то судить надо Хрюкина, что покусился на здоровье генеральской собаки. Если нет, то проклятую шавку надо пристрелить на месте, чтобы не возмущала покой честных горожан. Очумелов как предприимчивая рептилия меняет свой окрас в зависимости от ситуации: то он требует убить собаку и наказать ее хозяина, то, узнав, что она генеральская, помиловать.
В этих его репликах заключается вся абсурдность такого отношения к жизни, так как между его диаметрально противоположными решениями не проходит и минуты раздумий. Суть рассказа в том, что герой не замечает своего абсурдного поведения, то есть он настолько привык к нему, что его ни капли не волнует даже собственная репутация в глазах людей.
Главные герои
Проводя анализ «Хамелеона» Чехова, можно заметить, что фамилии героев были выбраны неслучайно. С их помощью добавляется комичность: Хрюкин, Жигалов, Елдырин и Очумелов. К сожалению, автор не описал внешность героев. Он рассказал о разнице между ними, об их характере и поведении. В «Хамелеоне» только 2 основных героя — Хрюкин и Очумелов.
Хрюкин. Персонаж является очень вздорным. Его укусил щенок генерала. В тот момент, когда с ним произошла эта история, Хрюкин был немного пьян. Возможно, поэтому всё и произошло. Был бы герой трезв, он бы не тыкал в морду щенку. С его стороны было глупо просить хозяина собаки компенсацию за моральный и физический ущерб. Он придумал план и выставил ситуацию так, что щенок набросился на него.
Очумелов. Второй главный герой был полицейским. При первом взгляде на него людям становится понятно: он везде найдёт своё. Узнав о произошедшем, он занялся поиском хозяина собаки, чтобы наложить на него штраф, а само животное пристрелить. Когда Очумелов узнал, что щенок принадлежит генералу, он стал сомневаться в правильности своих намерений
Теперь ему было неважно, кто прав, а кто виноват в этой ситуации. Волновало его лишь, как не ухудшить отношения с генералом
У Очумелова нет никаких принципов, он всегда поступает так, как будет ему выгодно.
Основная идея
Под видом бытовой ситуации Чехов кратко охарактеризовал те общественные проблемы, которые он видел вокруг себя в повседневной жизни. Смысл рассказа «Хамелеон» заключается в том, что люди теряют лицо и свое человеческое достоинство в погоне за одобрением вышестоящих господ. Они делают это даже не с целью получить выгоду, а просто потому, что находятся в рабстве у предрассудков. Кто-то дал одному мундир чуть получше, и другие тут же склоняются перед ним в раболепстве, не задумываясь о том, зачем ему такие почести? Он, как и Хрюкин с Очумеловым, выполняет свою работу, только и всего, а его собаки и слуги не имеют к этой службе никакого отношения. Получается, что люди сами, по своей охоте, падают ниц и унижаются, теряя себя и свое мнение. Этого быть не должно.
Через сатиру и карикатуру писатель стремится вскрыть перед читателями общественные пороки и жестоко высмеять их, чтобы сподвигнуть людей к работе над собой. Чехов осуждает лицемерие, чинопочитание, беспринципность тех, кто должен охранять порядок. Такова главная мысль рассказа «Хамелеон».
Средства создания комического
Эти средства у писателя многогранны. К примеру, художественные детали в тексте Чехова имеют огромное значение. Например, меняет свой «цвет» Очумелов и буквально: он то одевает, то снимает пальто. Отвратительное приспособленчество, как менталитет — это и есть тема, которую автор выражает через деталь. Для героя такое положение дел естественно, он выработал соответствующие жесты и фразы, да и толпа зевак тоже не замечает подвоха. Значит, есть в народе такая холопская черта, и все ее понимают.
Писатель использует просторечную разговорную лексику: «пущай», «нешто», « харю», «тяпни», «ихняя». Манера выражаться нередко демонстрирует нам, чего стоит наш собеседник. В данном примере очевидно, что от людей с таким лексическим запасом не стоит ожидать твердости духа и прямолинейности. Они сами считают себя холопами и в каждом хозяине собаки ищут барина. Само название «Хамелеон» указывает еще и на то, что герой постоянно находится в страхе за свою участь, как будто его окружают дикие звери, как будто его жизни угрожает опасность. То есть, проблема не только в нем, но и в окружающей его действительности, что породила такой порок. Все мы до сих пор, к сожалению, понимаем, какой может быть власть чиновников на местах. Характер Очумелова — не только карикатурный шарж, но и трагическая гримаса на лице общества.
Чему учит
Антон Павлович Чехов призывает читателей обратить внимание на раболепие некоторых лицемерных защитников закона. Он считает, что не может быть порядка там, где судебный надзиратель готов раскланиваться перед генеральским щенком
К закону нужно относиться с полной серьёзностью, а не трактовать его в зависимости от статуса вовлечённых лиц.
Осуждая раболепие и лицемерие, автор с помощью образа Хрюкина также обращает внимание читателя на другие пороки, такие как пьянство, жестокое отношение к животным и жажда наживы. Создавая такие однозначно отрицательные образы, писатель даёт понять, как жалко такие люди выглядят со стороны, и призывает читателей быть добрыми, справедливыми и не забывать о чувстве собственного достоинства
Вам также будет интересно почитать:
Платон Каратаев из романа-эпопеи «Война и мир»
Ипполит Курагин из романа-эпопеи «Война и мир»
Матрёна из рассказа «Матрёнин двор»
Ермил Гирин из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Краткое содержание повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Анализ романа Михаила Александровича Шолохова «Поднятая целина»
Суть рассказа
Почему рассказ Чехова называется «Хамелеон»? Да потому что этот зверек очень точно отображает образ надзирателя Очумелова. Если рассматривать хамелеона, как представителя рода ящеров, то кратко можно охарактеризовать его как:
- небольшое животное;
- ловко изменяет свой цвет в зависимости от окружающей среды, в которой находится
- маленький хищник, который свободно преследует свою добычу, но при этом не хочет быть съеденным кем-то на обед.
Если расценить изменение предположений о принадлежности собаки то генералу, то его брату, то неизвестному бедняку, а то и, вообще, признание ее бездомной, как изменение «среды обитания» Очумелова, то можно заметить очень интересное варьирование его тактик беседы. Как хамелеон, он то нападал на собаку и его неизвестного хозяина, то на потерпевшего Хрюкина. Все зависело от степени опасности самому надзирателю с той или иной стороны. Вот почему рассказ назван Хамелеон.
Мастер маскировки
Рассмотрим сюжет, где ярко проявляется постоянное двуличие Очумелома. Он ловко подстраивает свое отношение к произошедшим обстоятелствам, реагируя на каждое новое предположение о случившемся. Сразу, когда Хрюкин жалуется ему о происшествии, и предлагает ему оштрафовать хозяина собаки, а ее саму истребить, страж закона полностью его поддерживает. Как только всплывают новые домыслы о том, что эта собака может быть самого генерала, Очумелов, переживая о нежелательных для себя последствиях, резко меняет свое отношение к моменту укуса. Он уже обвиняет Хрюкина в том, что тот солгал, и генеральская собака не могла его обидеть.
Спустя некоторое время пострадавший пытается припугнуть городового и говорит, что его брат – жандарм. Очумелов реагирует на опасность разбирательств с жандармами и подстраивается под новую ситуацию. Он уже начинает сомневаться в подлинности того, что это генеральская собака, мол она непородистая… А сам все думает: «А может быть, и генеральская».
Пока Очумелов пытается выяснить: чья же это собака, мимо проходящий генеральский повар подтверждает, что она не принадлежит генералу. Не дослушав фразы до конца, городовой резко нападает с обвинениями в адрес собаки и ее безалаберного хозяина. Но повар добавляет, что псина принадлежит брату генерала – и вновь все переворачивается с ног на голову.
Проблема, которая актуальна и поныне
Несмотря на все мастерство маскировки главного героя, для читателя совершенно очевидны истинные черты его характера. Хамелеон по своей сути никогда не меняется, демонстрируя свою способность подстраиваться под любые условия окружающей среды раз за разом. Со стороны эта способность вызывает двойственные чувства.
Однажды приходит время, когда умение слиться с мнением окружения играет злую шутку в жизни человека. Снимать маски – любимый стиль многих классиков. В том числе, стоит упомянуть и Льва Николаевича Толстого. Многие задаются вопросом: почему рассказ назван «После бала» ? Да потому что именно после бала все герои снимают «маски» и открывают свое истинное лицо. И если в одной книге читатель сам разоблачает главного «героя», то в другой писатель сам показывает все нежеланные последствия подобного поведения в жизни.
Чехов был дальновидным писателем, как и многие мировые классики. Несмотря на то, что рассказы его переполнены юмором, они несут в себе глубокий смысл. «Хамелеоны» и по сей день нередкое явление среди блюстителей правопорядка и не только. Одна власть прижимает другую, та, в свою очередь, третью и так далее. Желание усидеть на «теплом» местечке побуждает многих поступать предвзято. Тут уж дело выбора каждого из нас. Одни поступают по совести, рискуя остаться без работы, а то и пострадать от физической расправы. Другие, подобно Очумелову, очень умело приспосабливаются под новые обстоятельства, новые привилегии.
Такова горькая правда жизни. Можно или изменить свое отношение к происходящему, или стать великим разоблачителем для каждого «Хамелеона».
История создания
Начало становления Чехова-писателя и создание множества его рассказов совпало с одним из самых тяжёлых периодов его жизни. В 1876 году отец писателя – богатый купец, разорился, семья осталась без средств к существованию, а сам Чехов был вынужден вести полуголодное существование в Москве, параллельно учась на медицинском факультете Московского университета. Именно тогда, чтобы заработать хоть немного денег, Чехов начал нести в различные журналы свои рассказы, созданные под влиянием не притягательной и тяжёлой действительности.
Хамелеон был создан в 1884 году, когда тяжёлые времена были уже позади, но всё равно оставили глубокий отпечаток в его душе. Накопленные за эти годы едкая желчь и негатив, прикрытые юмором, в полной мере нашли отражение в этом произведении.
Приемы комического
Помимо сравнений с животными Чехов обращается и к другим приемам комического, например говорящим фамилиям. Червяков, Грязноруков, Гнилодушкин, Ползухин… К этой милой компании присоединяются и Очумелов с Хрюкиным. Для понимания образа последнего говорящая фамилия особо важна. Несмотря на то что при первом прочтении золотых дел мастера можно принять за жертву, внимательный читатель подметит духовную тупость персонажа, что позволит сравнить его со свиньей.
Обращать внимание необходимо и на детали. У Чехова они также говорящие
Так, беспрестанная смена решений, которая уже сама по себе выглядит довольно комичной, подчеркивается просьбами надзирателя то накинуть, то снять с него пальто. Возможность попасть в немилость у генерала прямо-таки физически действует на Очумелова, заставляя его испытывать жару или холод.
Вариант 4
“Хамелеон”-небольшое юмористическое произведение с двумя главными героями и несколькими второстепенными героями. Его автор, Антон Павлович Чехов, в начале своего творческого пути любил писать подобные рассказы, используя различные литературные приёмы.
В указанном выше произведении был использован приём, когда фамилия героя показывает какими чертами или характером обладает герой, что он него можно ожидать.
Что может сказать фамилия -Очумелов? Наверно, что человек не всегда понимает, что он делает и говорит. А ведь с этим персонажем мы знакомимся с самого начала произведения. Он является полицейским надзирателем. Здесь мы видим несоответствие фамилии и должности персонажа, и это делает произведение более комичным.
Другой примечательный персонаж -Хрюкин. Его полупьяный внешний вид отлично дополняется фамилией
Гоняясь за собакой по улице, он собрал вокруг себя толпу народа, чем и привлёк внимание надзирателя
Толпа в рассказе тоже персонаж. Она даёт подсказки надзирателю и городничему, смотрит, как проходит разбирательство и поиск виновного в случившейся истории. В итоге, выносит свой приговор: толпа в конце произведения хохочет над этой историей.
Речь героев также особенна. В ней много простых и жаргонных слов, которые добавляют комичности сюжету и описывают надзирателя, как человека с низким культурным уровнем.
В основе сюжета идёт занимательная история. Значительную её часть занимает диалог между надзирателем, мастером и городничим. Сам рассказ забавный и похож на анекдот. А надзиратель кажется добросовестным служащим. Однако ситуация меняется, когда он узнаёт, что собака, не бездомная, а принадлежит генералу или его брату. Надзиратель сразу меняет своё мнение и уже готов наказать мастера Хрюкина за то, что тот ходит по улице и машет руками. Эти метания продолжаются не один раз. Хамелеон меняет свою окраску, а Очумелов своё мнение, в зависимости от ситуации, которая может быть выгодна для него. Он даже шинель скидывает, что ещё больше усиливает их схожесть.
Рассказ заканчивается на базарной площади, где Очумелов, грозит расправой Хрюкину и унижается перед собакой брата генерала. А это уже не похоже на юмористическую историю и очень печально.
Тема
Рассказ «Хамелеон» занял почетное место не только в русской, но и в мировой литературе, что объясняется его темой и идейным звучанием. В «Хамелеоне» анализ нужно начинать с характеристики проблем и образов.
В центре произведения мотивы подхалимства и приспособленчества. В контексте них формируется проблематика: сущность системы правосудия, рабская психология, непостоянность взглядов. Все проблемы тесно переплетаются.
Система образов неразветвленная. Главные герои – полицейский надзиратель Очумелов и золотых дел мастер Хрюкин, второстепенную роль играет толпа, из которой то и дело раздаются реплики по поводу того, кто хозяин собаки. А. Чехов не описывает внешность, характер героев, зато дает им красноречивые фамилии.
В первых абзацах читатель наблюдает интересную ситуацию: через базар шагает полицейский надзиратель Очумелов, неподалеку от него слышится визг и ругань. Оказывается, собака укусила Хрюкина. Народ просит стражу правопорядка разобраться в случившемся. Тот направляется к толпе и начинает выяснять обстоятельства. Дело доходит до собаки. Очумелов пытается узнать, кто ее хозяин. Из толпы раздается предположение, что это щенок генерала. Надзиратель начинает обвинять Хрюкина. В этот момент кто-то заявляет, что у генерала таких собак не было. Услышав это, Очумелов снова становится на защиту укушенного. Так продолжается до конца рассказа. Наконец, выясняется, что собака – любимец брата генерала. Животное «оправдывают».
После прочтения произведения становится понятен смысл названия. Хамелеон – человек, который пытается приспособиться к ситуации так, чтобы угодить начальству, извлечь для себя выгоду. Причем, преследуя такие цели, «хамелеону» не стыдно быть посмешищем. В рассказе эти негативные качества воплотились в образе надзирателя Очумелова.
Идея рассказа – осудить подхалимство, показать насколько низок человек с рабской психологией.
Основная мысль: в любой ситуации человек должен поступать справедливо, придерживаться одной позиции. В любой ситуации оставаться верным себе, вести себя достойно – вот чему учит писатель.
Темы
- Лицемерие – в рассказе писатель показал, как в обществе закрепилась отвратительная практика, когда, оправдываясь законами и заявляя о справедливости, люди прикрывают свою алчность и желание угодить вышестоящим господам.
- Чинопочитание — основная тема «Хамелеона». Очумелов очень хочет проявить себя в лизоблюдстве, поэтому не стесняется толпы и меняет мнение, лишь бы подстроиться под вышестоящего человека. В зависимости от принадлежности собаки, он то хвалит, то ругает ее.
- Доброта и жестокость — люди готовы убить или помиловать животное, но судьба его решается происхождением хозяина, а не мерой вредоносности питомца. Никто из толпы не проявил искреннего интереса у участи собаки, как будто ее жизнь была всем глубоко безразлична.
С этой книгой читают
Мастерство хамелеона. Искусство совершенной маскировкиУфимцев Вадим
Практически овладев материалом данной книги, вы сможете незаметно для окружающих эффективно восстанавливать своя силы, разовьете у себя…
Операция «Хамелеон»Коршунов Евгений Анатольевич
С первых страниц повести читатель попадает в водоворот неожиданных событий, которые разыгрались в вымышленной африканской стране Гвиании, где-то в Западной Африке. В…
4.9
(1)
Заклинание для хамелеонаПирс Энтони
Герои увлекательных фантастических ксант-романов Пирса Энтони — взрослые и дети, кентавры и драконы, короли и принцессы, русалки и грифоны, гиганты и карлики. Читателя…
4.3
(1)
Пролетая над гнездом кукушкиКизи Кен Элтон
Описываемые в романе события происходят в одном из американских «дурдомов», но их со знаком «плюс» вполне можно было бы применить и к нашей сиране. Снятый по роману…
4.25
(216)
ДиверсантАзольский Анатолий Алексеевич
Он прошел обучение у лучших инструкторов ГРУ. Он способен выживать и побеждать в самых безнадежных ситуациях. Он виртуозно владеет всеми видами оружия и рукопашного боя….
2.5
(27)
Здравствуй, грустьФранцуаза Саган
В книгу вошли повести известной французской писательницы «Здравствуй, грусть» (1954), «Любите ли Вы Брамса?» (1959), «Немного солнца в холодной воде» (1969), как бы…
3.88
(12)
Матренин дворСолженицын Александр Исаевич
В книгу замечательного русского писателя А.И.Солженицына входят рассказы «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» и цикл миниатюр «Крохотки». Для старшего…
4.37
(18)
Назло Токарева Виктория Самойловна
«Нельзя испытывать любовь. Испытывать можно только самолеты. Они из железа». Эта неоспоримая истина – цитата из нового рассказа «Назло», ставшего заглавным для…
3.7
(10)
Краткий пересказ произведения
Рассказ начинается с того, что надзиратель (сотрудник полиции) Очумелов с городовым Елдыриным идут по главной площади городка и внезапно слышат визг собаки и пьяную ругань. Выскакивает, хромая и припадая на лапку, щенок, за которым бежит местный ювелир Хрюкин. Его одежда в беспорядке – жилет расстегнут, а накрахмаленная рубаха вылезла из штанов. Золотых дел мастеру удается схватить песика. Как только запахло скандалом, вокруг этой пары возникает масса зевак. Полицейские чины решают вмешаться.
Хрюкин демонстрирует всем собравшимся окровавленный палец. Он утверждает, что собака цапнула его просто так, от злобы, а «работа у него мелкая», и, поскольку нельзя будет «этим пальцем пошевелить с неделю», то ему следует заплатить. Поначалу полицейский надзиратель становится на сторону потерпевшего. Он начинает грозно кричать, спрашивая, «чья это псина», и грозить хозяину штрафом. Он также заявляет, что уничтожит агрессивную собаку.
Среди зевак раздается возглас, что щенок, вероятно, является собственностью Жигалова – известного генерала. От этой новости Очумелова бросает в жар. Он снимает шинель и обращается с обвинительными заявлениями к ювелиру — дескать, тот сам «расковырял палец гвоздиком», а теперь врет, чтобы получить компенсацию.
«Нет, это не генералов щенок, — рассеянно проговорил городовой Елдырин. – Его превосходительство легавых держит, а не борзых». И снова «хамелеон» надзиратель быстро сменил окраску: «Вы так этого дела не оставляйте! — обратился он к Хрюкину. — А пса надобно проучить!»
Затем какой-то прохожий вновь заявляет, что щенок «точно, генеральский». Теперь надзирателя из жара бросает в холод. Он опять угрожает Хрюкину, распорядившись, чтобы собачку отвели домой.
Тут как раз по площади проходит Прохор — повар в генеральском доме. Он подтверждает, что животное — не их. «Хамелеон» тут же преисполняется праведного гнева, утверждая, что щенка следует убить, дабы защитить людей. «Но, — продолжает Прохор, — пес все же «барский». Его хозяин – брат генерала! С «Хамелеоном» происходит очередная метаморфоза: он вдруг замечает, какой на самом деле умильный и ласковый этот щенок. Он просит Прохора отвести собачку домой, а на Хрюкина прикрикивает: «Уж я доберусь до тебя!»
Затем, важно поправив шинель, полицейский надзиратель чинно следует дальше в компании городового