Краткое содержание сборника новелл «донские рассказы» шолохова

Донские рассказы (краткое содержание)

М.А. Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Алешкино сердце»

Главный герой рассказа – небольшой мальчик, которому едва исполнилось четырнадцать лет. Но по своему физическому развитию он слаб и совсем не выглядит на свой возраст. И все это потому, что его семья уже давно голодает. От недоедания у него умерли близкие родственники: мать и сестра. Алексей старается бороться за жизнь, но дается ему это сложно, так как его сестру просто убили из-за похлебки. Алексей видел, как люди перестают быть человечными и гуманными, и это его страшит.

Чудовищна история гибели сестры Алеши. Полька была настолько голодна, что решилась залезть в чужой дом, чтобы найти хоть какую-то пищу. Макарчиха, хозяйка хаты, не стала терпеть воришку и, размахнувшись, ударила утюгом по голове. Из-за этого Полька умерла. А ведь эта женщина когда-то купила дом у этих детей всего лишь за кружку молока и несколько пригоршней муки.

После смерти сестры Лешка голодал уже пять месяцев. Но он все-таки еще пытался выдержать испытание и выжить. Ему некуда было идти: дом был продан, и мальчик страдал от холода. Тогда он пошел в наемные работники, но ничего и тут не получал, кроме побоев. Умер Лешка, спасая ребенка, которым хотели прикрыться бандиты.

Вариант 2

Михаил Александрович Шолохов – советский писатель, который за свою долгую жизнь успел написать немало великих произведений 20 века, они сумели войти в список лучших произведений всех времен и народов. Многие его тексты, например как «Тихий Дон или «Поднятая целина» переводили на иностранные языки и довольно быстро раскупали. Также в свое время за свои старания он смог получить Нобелевскую премию по литературе. Шолохов в своих произведениях пытался, описать красоту окружающего мира, и одновременно затрагивал проблемы человечества и самых людей. Одним из таких произведений является «Лазоревая степь», в которой описывается жестокость и беспощадность людей, наравне с чистой и искренней любовью ко всему прекрасному.

Само произведение начинается со слов старого Деда Захара, который повествует читателям об ужасных временах. Как над двумя его внуками жестокого расправились во время гражданской войны.

Сначала Захар рассказывает читателю о своем прошлом, как он с самого детства не покладая сил работал на помещика, крепостным кучером панов Томилиных и служил, не смея и слова сказать против своих господ. Но после долгих лет работы, глава семейство Евграф Томилин скончался, и все его наследство перешло к сынку, который довольно долго служил в Сибири начальникам, где он следил и чинил расправы над беззащитными пленными. Но после того как началась страшная гражданская война, сын помещика решил вернуться домой к своему семейству. К тому времени, когда это все происходило, Захар уже был стариком и имел двух взрослых внуков. Один из них был Семеном, он не хотел долго ждать и женился на прекрасной девушке, а второй внук Аникей все еще ходил одиноким не желая спешить в выборе половинки своей жизни.

Но все планы деда про продолжение не тяжелой службы улетучились, после того как молодого помещика не приняли дома бывшие крестьяне. Они его выгнали из владений, полностью лишив всего наследства и всех вещей в доме, а саму землю разделив между собой. Но Томилов не хотел мериться с такой несправедливостью, поэтому он решил собрать знакомых казаков и, возглавить команду. Он сумел вернуться в имение и отобрать её уже не уговорами, а силой.

Когда молодой пан вывел всех на улицу, он отпустил старика Захара, а всех других мужчин, которых было около 33 человек, решил расстрелять. Среди тех людей были и внуки Знахаря. И как бы он не умолял пана, не убивать мужчин, казаки не смиловались и расстреляли всех. Смог спастись только Аникей, которого пуля особо не ранила, но гораздо сильнее покалечила другая вещь. Из-за того что по его ногам проехал тяжелая груда метала, которая являлась огромной пушкой, он лишился своих ног. Но даже после этих ужасных событий он остался добрым и милым человеком, а в его сердце осталась огромная дыра, из-за своей травмы.

Этот рассказ, повествует читателям, что казалась бы даже самая маленькая битва, может привести к десяткам смертей и покалеченным жизням. Что после войн глупо искать проигравших и победителей, ведь каждая сторону что-то, но потеряла. Одна это жизни, а другая честь и похвалу.

Семейный человек

На переправе через Дон с рассказчиком разговорился паромщик Микишара. Он – вдовец, отец девяти детей. Два старших сына – красавец Иван и самый «коханый» (любимый) Данила. Первый успел жениться до Гражданской войны, стать отцом. Оба брата стояли за красных. Отец – ни за кого. Но белые призвали его на фронт. А он – единственный кормилец в семье. Поймали казаки сыновей его. Заставили стрелять в Данилу. А тот зла не держит, понимает все: «Батя, родной мой, прощай!» Погнали Ивана на расстрел сопровождать – пошел. И будто при побеге – застрелил. Тот так и умер, схватившись за отцову руку. Теперь 16-летняя Наташка винит его за смерть братьев.

Трофимов и «Жеребёнок»

Алешкино сердце

Цикл рассказов открывается новеллой под названием «Алешкино сердце», повествующей о подростке Алешке, юность которого приходится на острый голодный период войны. В это время мальчик теряет свою семью, мать, сестер, погибших от голодной смерти, а его самого спасает от верной гибели красный командир Синицын, за что его избивают зажиточные односельчане во главе с хозяином подростка Иваном Алексеевым.

Алешка узнает о связи Алексеева с бандитами и уведомляет об этом Синицына, который совместно с единомышленниками обезвреживает банду. Однако во время боя Алешка накрываем своим телом неразорвавшуюся гранату ради спасения мирных жителей, матери с дочерью. За героический подвиг раненый подросток принимается по рекомендации политрука Синицына в ряды коммунистической партии.

Это интересно: 1205,Донские рассказы (краткое содержание) (видео)

Лазоревая степь :: Шолохов Михаил Александрович

——————————————— Михаил Александрович Шолохов

ЛАЗОРЕВАЯ СТЕПЬ

Над Доном, на облысевшем от солнечного жара бугре, под кустом дикого терна лежим мы: дед Захар и я. Рядом с чешуйчатой грядкой туч бродит коричневый коршун. Листья терна, пестро окрашенные птичьим пометом, не дают нам прохлады. От зноя в ушах горячий звон; когда смотришь вниз на курчавую рябь Дона или под ноги на сморщенные арбузные корки — в рот набегает тягучая слюна, и слюну эту лень сплевывать.

В лощине, возле высыхающей музги, овцы жмутся в тесные кучи. Устало откинув зады, виляют захлюстанными курдюками, надрывно чихают от пыли. У плотины здоровенный ягночище, упираясь задними ногами, сосет грязножелтую овцу. Изредка поддает головой в материно вымя; овца стонет, горбится, припуская молоко, и, мне кажется, выражение глаз у нее страдальческое.

Дед Захар сидит ко мне боком. Скинув вязаную шерстяную рубаху, он подслеповато жмурится и ощупью что-то ищет в складках и швах. Деду без года семьдесят. Голая спина замысловато опутана морщинами, лопатки острыми углами выпирают под кожей, но глаза — голубые и юные, взгляд из-под серых бровей — проворен и колюч.

Пойманную вошь он с трудом держит в дрожащих зачерствелых пальцах, держит ее бережно и нежно, потом кладет на землю, подальше от себя, мелким крестиком чертит воздух и глухо бурчит:

— Уползай, тварь! Жить, небось, хочешь? а? То-то оно… Ишь ты, насосалась… помещица…

Кряхтя, напяливает дед рубаху и, запрокидывая голову, тянет из деревянной баклаги степлившуюся воду. Кадык при каждом глотке ползет вверх, от подбородка к горлу свисают две обмякших складки, по бороде текут капельки, сквозь опущенные шафранные веки красновато просвечивает солнце.

Затыкая баклагу, он искоса глядит на меня и, перехватив мой взгляд, сухо жует губами, смотрит в степь. За лощиной дымкой теплится марево, ветер над обугленной землей пряно пахнет чеборцовым медом. Помолчав, дед отодвигает от себя пастушечью чакушу , обкуренным пальцем указывает мимо меня.

— Видишь, за энтим логом макушки тополев? Имение панов Томилиных — Тополевка. Там же около и мужичий поселок Тополевка, раньше крепостные были. Отец мой кучеровал у пана до смерти. Мне-то, огольцу, он рассказывал, как пан Евграф Томилин выменял его за ручного журавля у соседа-помещика. Посля отцовой смерти я заступил на его место кучером. Самому пану в это время было под шестьдесят. Тýшистый был мужчина, многокровный. В молодости при царе в гвардии служил, а потом кончил службу и уехал доживать на Дон. Землю ихнюю на Дону казаки отобрали, а пану казна отрезала в Саратовской губернии три тыщи десятин. Сдавал он их в аренду саратовским мужикам, сам проживал в Тополевке.

Диковинный был человек. Ходил завсегда в бешмете тонкого сукна, при кинжале. Поедет, бывало, в гости, выберемся из Тополевки, приказывает:

— Гони, хамлюга!

Я лошадям кнута. Скачем — ветер не поспевает слезы сушить. Попадется середь дороги ярок, — водой вешней их нарежет через дорогу пропасть, — передних колес не слышно, а задние только — гах!.. Скрадем полверсты, пан ревет: «Поворачивай!» Оберну назад и во весь опор к тому ярку… Раз до трех в проклятущем побываем, покель изломаем лесóрину, либо колеса с коляски живьем сымем. Тогда крякнет мой пан, встанет и идет пéшки, а я следом коней в поводу веду. Была у него ишо такая забава: выедем из имения — он сядет со мной на козлы, вырвет кнут из рук. «Шевели коренного!..» Я коренника раскачиваю вовсю, дуга не шелохнется, а он кнутом пристяжную режет. Выезд был тройкой, в пристяжных ходили дончаки чистых кровей, как змеи, голову набок, землю грызут.

«От Путивля до Карпат»

31 августа 1942 года Сидора Ковпака вместе с другими партизанскими командирами  пригласили в Москву на встречу со Сталиным:

«Сталин стоял посреди комнаты в костюме, всем известном по портретам. Рядом Ворошилов в маршальской форме. «Так вот он какой, Ковпак!» — сказал товарищ Ворошилов. Сталин улыбнулся. Он пожал мне руку, поздоровался со всеми и предложил сесть», — писал Ковпак. 

Там же перед отрядом, по словам партизанского командира, была поставлена задача совершить рейд в Правобережную Украину и наладить диверсионную работу «на путях подвоза из Германии живой силы и техники к Волге и предгорьям Кавказа, где происходили тогда решающие бои». 

О начале этой операции, вошедшей в историю как Карпатский рейд, известно до минуты благодаря дневнику, который вёл комиссар Семён Руднев: «12 июня 1943 г. Сегодня знаменательный день. Наша часть в 18:00 двигается в рейд по новому маршруту, утверждённому ЦК и Украинским штабом партизанского движения».

Кадр из кинохроники Карпатского рейда партизанского отряда Сидора Ковпака летом 1943 года

Ковпак в своих мемуарах называл эту операцию Сталинским рейдом и отсчёт, судя по всему, вёл от выхода из Брянского леса. Накануне «похода на Карпаты» он подводил промежуточные итоги: «Если считать все петли, которые мы делали в пути, чтобы обмануть противника, — с начала Сталинского рейда пройдено больше 6400 км».

«Как раз в те дни, когда партизанское соединение вышло в район Олевска, на границу Украины и Белоруссии, и подрывники отправились к Сарнам для взрыва железнодорожных мостов на реках Горынь и Случь, наши радисты приняли весть из Москвы о переходе Красной армии в решительное наступление под Сталинградом. Наш удар в глубоком тылу немцев по их важнейшей коммуникации наносился одновременно с ударом Красной армии на решающем участке фронта», — писал Ковпак.

Также по теме

«Настоящий герой Украины»: как история жизни Сидора Ковпака помогает развеять мифы националистов

75 лет назад начался легендарный Карпатский рейд Сумского партизанского соединения под командованием дважды Героя Советского Союза…

В отряде за время рейда выработались «железные законы партизанского марша»: отдых — днём, перемещения — ночью, крупные гарнизоны обходить, небольшие — уничтожать без остатка, главный отряд идёт по окольным дорогам, диверсионные группы подрывают мосты, рельсы, нефтяные промыслы и хранилища.

«В соединении Ковпака воевали люди более 50 национальностей. К нам в музей недавно приезжали казахи, и я выяснил статистику: только казахов было более 70», — рассказывает Илья Денисенко о национальном составе партизанского отряда. 

О правилах работы с местным населением Ковпак пишет: «Вступаешь в село — подымай народ на борьбу, используй для этого всё — листовки, радио, агитаторов, вооружай местных партизан, учи их своему опыту, чтобы завтра, когда будешь далеко, позади тебя не затухало пламя пожаров, не умолкал грохот взрывов».

  • Партизанское соединение Сидора Ковпака (справа верхом в колонне) движется на новую позицию
  • РИА Новости

В то время, когда отряд Ковпака вошёл в Карпаты, в 1943 году начала формироваться УПА*. Анатолий Луговской вспоминает один исторический эпизод: «Во время перехода через реку Горынь разведка сообщила, что на той стороне находятся подразделения УПА численностью около 500 человек. Они могли уничтожить их пушками. Но Руднев сказал: «Это тоже украинцы. Надо договариваться». На переговорах Руднев обратился к ним по-украински:

Боя не случилось.    

Симоненко пояснил, почему во время рейда Ковпак избегал вооружённого противостояния с отрядами УПА и находил общий язык с теми, кто был по другую сторону баррикад:

«Надо понимать, что перед ним была поставлена задача: за месяц до начала Курской операции парализовать тылы фашистов и не дать им возможности полноценно снабжать фронт, где готовилось колоссальное сражение, — техника, бронетехника, горюче-смазочные материалы, снаряды. Отряду Ковпака надо было выполнить эту задачу, а не отряды УПА уничтожать. Партизаны каждый день десятки эшелонов пускали под откосы, взрывали мосты. Это была главная его задача — на Курской дуге завершить перелом в ходе Отечественной войны, наметившийся после Сталинградской битвы».

Персонажи

Главный герой рассказа — дед Захар

, которому 69 лет, служил кучером у старого пана Томилина. Захар жил с внуками Семёном и Аникеем. Старший внук деда Захара —Семён был женат, имел ребёнка, участвовал в разделе панской земли. Был расстрелян вместе с женойАниськой во время расправы над жителями Тополёвки.Аникей — младший брат Семёна, который также участвовал в разделе панской земли и имущества, после расправы остался инвалидом.Пан Томилин — сын пана Евграфа Томилина, у которого служил дед Захар. После раздела его земли и имущества расправился жестоко над жителями Тополёвки, расстрелял 32 человека. В рассказе есть безымянный персонаж —рассказчик , которому дед Захар рассказал свою историю.

«Продкомиссар»

Главный герой — Игнат Бодягин, он продкомиссар (продовольственный комиссар), то есть человек, отвечающий за сбор и сдачу государству урожая. Он едет в родную станицу, откуда шесть лет назад выгнал его отец. Тогда Игнат заступился за работника, которого Бодягин-старший ударил. Вернувшись, сын узнает, что отца приговорили к расстрелу за отказ сдавать хлеб. Среди красных Бодягин-старший узнает Игната и проклинает, предрекает, что его горе еще отольется сыну, ведь в станицу идут казаки, чтобы истреблять советскую власть. Расстреливают на глазах у сына Бодягина-старшего.

Раздор между близкими людьми прекрасно передает краткое содержание. «Донские рассказы» Шолохова тем и хороши, что без прикрас отражают суровую действительность.

Казаки подступают, бой приближается. Игнат с Тесленко, комендантом трибунала, вынуждены задержаться, чтобы успеть сдать хлеб. В станице начинается восстание. Тесленко и Игнат вынуждены бежать. По дороге Бодягин замечает ребенка в сугробе. Он берет мальчика к себе в седло. Теперь лошадь идет не так быстро, а погоня все ближе.

Понимая, что уйти не удастся, Игнат и Тесленко привязывают мальчика к седлу, пуская лошадь галопом, а сами остаются и гибнут.

Направление и жанр

«Судьба человека» была создана в рамках литературного направления реализма. Автор стремится к как можно более натуральному изображению действительности. Его персонажи, их слова и действия прописаны максимально реалистично. Читатель может поверить, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения можно определить, как рассказ. Повествование охватывает относительно короткий промежуток времени. Количество действующих лиц ограничено. Созданные писателем образы размыты и неконкретны, что только подчёркивает типичность рассказанной истории.

Коловерть

В станице живет семья Пахомыча. Он сам и сын его вдовец Игнат Крамсков – за красных, бедных. Григорий – младший. Есть и внучок. Михаил – хорунжий у белых. Матери, как всегда, жалко всех. Остальные казаки – кто за кого. Есть и те, кто за казачью власть. Пахомыч господ не любит. Вез он зерно, не смог разминуться с полковником Чернояровым. Тот хлестнул старика кнутом. Как узнал Пахомыч, что красные близко – стал пахать землю Черноярова. Тот нахапал себе слишком много. Подались оба брата к красным. И Пахомыч с ними. Первым Гриша погиб, потом захватили старика с Игнатом. Судом ведал их родная кровь – Михаил. Обоих расстреляли.

Родинка

В рассказе «Родинка» изображается молодой восемнадцатилетний командир конного эскадрона Николай Кошевой, происходящий из казачьей семьи. Герой отличается казачьей смелостью, удалью, а также имеет уникальную родинку в виде голубиного яйца, расположенную на ноге. Писатель представляет Николая, уставшего от военных действий, повидавшего многочисленную гибель людей, кровь, мечтающего об окончании войны и поступлении в учебное заведение.

Однако пока мечтам Кошевого не суждено исполниться, поскольку гражданская война продолжается и поступает новый приказ об уничтожении банды восставших казаков. Во время жестокого боя Николай погибает от острой шашки казачьего атамана, который решается получить в качестве трофея обувь с убитого красноармейца. Сняв сапог с ноги юноши, атаман видит приметную родинку в виде голубиного яйца, которая приводит его к мучительным слезам, поскольку в убитом бойце атаман узнает собственного родного сына. Не выдержав потери от своих рук собственного ребенка, мужчина решает покончить с жизнью, выстрелив себе в голову.

«Продкомиссар»

Главный герой – Игнат Бодягин, он продкомиссар (продовольственный комиссар), то есть человек, отвечающий за сбор и сдачу государству урожая. Он едет в родную станицу, откуда шесть лет назад выгнал его отец. Тогда Игнат заступился за работника, которого Бодягин-старший ударил. Вернувшись, сын узнает, что отца приговорили к расстрелу за отказ сдавать хлеб. Среди красных Бодягин-старший узнает Игната и проклинает, предрекает, что его горе еще отольется сыну, ведь в станицу идут казаки, чтобы истреблять советскую власть. Расстреливают на глазах у сына Бодягина-старшего.

Раздор между близкими людьми прекрасно передает краткое содержание. «Донские рассказы» Шолохова тем и хороши, что без прикрас отражают суровую действительность.

Казаки подступают, бой приближается. Игнат с Тесленко, комендантом трибунала, вынуждены задержаться, чтобы успеть сдать хлеб. В станице начинается восстание. Тесленко и Игнат вынуждены бежать. По дороге Бодягин замечает ребенка в сугробе. Он берет мальчика к себе в седло. Теперь лошадь идет не так быстро, а погоня все ближе.

Понимая, что уйти не удастся, Игнат и Тесленко привязывают мальчика к седлу, пуская лошадь галопом, а сами остаются и гибнут.

Публикации

Рассказ «Пастух» впервые опубликован в «Журнале крестьянской молодёжи», 5 февраля 1925 г., № 2. Входил в авторские сборники «Донские рассказы», изд. «Новая Москва», М. 1926 и «Лазоревая степь. Донские рассказы», вышедший в «Московском товариществе писателей» в 1931 году.

Николай Тришин, бывший главный редактор «Журнала крестьянской молодёжи» вспоминал:

Это было давно… Шёл январь 1925 года. В эти дни мне довелось быть свидетелем того, как зачиналась удивительная литературная биография одного двадцатилетнего «паренька от сохи» ― фигурально выражались тогда о крестьянской молодёжи. В один из январских дней 1926 года в нашей редакционной комнате на Воздвижение, где помещалось издательство «Крестьянской газеты», было по обыкновению шумно, тесно, дымно

Многочисленные безусые авторы сидели на подоконнике и на столах, спорили, читали вслух стихи и рассказы ― готовился очередной, февральский номер «Журнала крестьянской молодёжи»… … Но в тот момент наше внимание было отвлеченно ещё одним вошедшим ― в комнате появился незнакомый паренёк в солдатской шинели, видавшей виды серой папахе, слегка сдвинутой набекрень, в простых сапогах. Парень был невысок и очень юн.Полагая, что это один из селькоров, прибывших в Москву, заведующий отделом юнселькоров Василий Кудашев усаживает паренька к столу:
― Садись, товарищ, рассказывай, с чем прибыл.
Не слышал, о чём они говорили, только видел, что парень в шинели поднялся, козырнул Кудашеву и вышел.
На следующий день Вася Кудашев принёс мне рассказ, написанный от руки чётким почерком:
― Читай

По-моему, здорово!
Читаю заголовок: «Пастух». По мере чтения передо мной зримо встают пейзажи Придонья: знойная степь с висящими в небе ястребами, звоном кузнечиков, хутора в вербах и садах… Знакомая картина, которая уже стала тускнеть в памяти за эти три городской жизни. Ведь точно, в этих местах, на юге Калачевского уезда Воронежской губернии, граничащих с казачьими станицами, я провёл 1920 и 1921 годы. Там мы, комсомольцы, работали комбедах, дрались с бандитами Колесникова, Маруси, Курочкина и прочими. В рассказе поражали цепкий взгляд автора, необычайная образность и колоритный язык. Дочитывая рассказ, смотрю на подпись автора: М. Шолохов.
― Ну как? ― спрашивает Вася Кудашев.
― Хорошо! Дадим в номер. А кто этот Шолохов?
― Живёт в Москве, в Огарёвом переулке. Печатал фельетоны в газетах, мостил мостовые, работал грузчиком, счетоводом в жилуправлении, пишет рассказы. Ты почитай ― какие рассказы!
… С этих пор Шолохов стал часто бывать в редакции, за короткое время… опубликовали «Пастух», «Алёшкино сердце», «Калоши», «Кривая стежка», «Жеребёнок».

Жеребенок

Второй новеллой сборника является рассказ «Жеребенок», раскрывающий взаимоотношения человека и животного в непростых внешних обстоятельствах в разгар военных сражений. Период тяжелых боев времен Гражданской войны сопровождается для главного героя рассказа Трофима неожиданностью в виде рожденного его боевой кобылой жеребенка. Несмотря на свалившуюся на него тяжелую обузу, Трофим не решается убить маленького коня, а оставляет его в живых. На пути передвижения войск жеребенок является огромной помехой для бойцов, однако люди заботливо оберегают малыша кобылы.

В момент переправы через бурную реку под вражеским обстрелом Трофим видит, как силы жеребенка покидают животное и человек бросается ему на помощь, осознавая смертельную опасность. Противник прекращает обстрел, наблюдая за сценой спасения лошадей, но как только Трофим вытаскивает спасенного жеребенка не речной берег, его настигает вражеский выстрел в спину, но принимает свою смерть Трофим с лучезарной улыбкой, чувствуя радость за спасенного малыша.

Вторым небольшим произведением в сборнике «Донские рассказы» стало — «Сердце Алеши»

Из-за двухлетней засухи настал голод. Семья Алеши уже пять месяцев не ела хлеба. Алеша раздобыл мясо жеребеночка, отбив его у голодной собачьей своры. А уже вечером у Алеши умерла младшенькая сестренка Нюра из-за того, что объелась мясом. Алеша и его мама похоронили девочку в саду, но собаки отрыли ее и сожрали. Старшая сестренка Поля залезла в соседский дом, поела щей из горшка и уснула головой в печи. А хозяйка пришла домой, застала там спящую Полю, забила ее до смерти утюгом и выбросила в колодец, который был заброшен. Алеша это видел. Ночью мальчик залез в погреб этой соседки и выпил молоко. Соседка застала его там, сильно избила и выкинула возле реки, думая, что мальчик умер. Потом эта соседка пошла к маме Алеши с целью купить ее дом для своей дочки и зятя. Но мама Алеши уже умерла от голода. Выходя из дома, соседка увидела Алешу, который весь в крови ползет домой, и убежала. Раненый ребенок просит у попа что-нибудь поесть, но ему отказывают. После этого Алеша плетется в контору. Политический комиссар Синицын накормил его пропаренными зернами пшеницы с постным маслом. Алексей стал ходить к Синицыну каждый день, а коммисар заметил, что у мальчика гноилась рана на голове, в ней были черви. Синицын убрал червей из раны. Так они и стали друзьями. Зажиточный хуторянин Алексеев Иван принял Алешу в работники. Синицын спросил Лешу, почему тот к нему больше не приходит, а получив ответ, позвал мальчика в клуб. Там он прочитал Алексею книгу про эксплуатацию. Хозяин прознал, где бывает Алеша ночами, поэтому сильно побил его. Но у мальчика было доброе сердечко, он не разозлился на хозяина, ведь тот кормит его. Ночью Алеша сделал вид, что заснул, а сам услышал, что к Ивану пришли бандиты и рассказали, что завтра ровно в полночь они нападут на станицу. С утра Алеша прибежал к Синицыну и рассказал о том, что слышал ночью. Хозяина Алешки арестовали, а красноармейцы устраивают засаду. Бандиты укрылись в сарае. А Алеше выпало бросить гранату в окно. Но добравшись до окна и выдернув чеку, Алеша увидел, что из сарая вышли мужчина с девочкой на руках и женщина, они решили сдаться. Алеша закрыл гранату своим телом, Синицын успел выхватить и откинуть гранату. Но Алешу ранило осколком рядом с сердцем. Когда мальчик очнулся, то увидел в руках комиссара комсомольский билет на свое имя. Синицын пожал Алексею руку, и ребенок увидел, что его старший товарищ плачет.

Взглянешь на него – «сердце из камня превращается в мочалку»

Прошло около месяца. Как-то в бою Трофим все не мог заставить свою кобылу идти вперед. Она закусывала удила, вертелась на месте и все ждала резвящегося жеребенка. В какой-то момент озлобленный мужчина спрыгнул с лошади, вскинул винтовку и выпустил в бесновавшегося чертенка целую обойму. Однако они все пролетели мимо: то ли промахнулся, то ли рука дрогнула. «Дурашливо взбрыкнул ногами», сделал еще круг и остановился неподалеку – так непосредственно ведет себя в это время, как отмечает Шолохов, жеребенок.

Краткое содержание состоявшейся в ту же ночь беседы между Трофимом и командиром помогают передать фразы эскадронного: «Жеребца&hellip- сничтожь. Гляну на него, и &hellip- рубить не могу&hellip- Вид у него домашний.., а хвост, как у лисы&hellip- Замечательный..!»

Общая характеристика

Произведение имеет кольцевую композицию, для обрамления которой используются пролог и эпилог. Книга состоит из четырех глав. В прологе описывается героиня, долго искавшая своего любимого. Она склоняется над могилой, целует измученную и истерзанную землю.

Краткое описание частей:

В первой главе «Бой» описывается война, ее герои, рукопашное сражение, запах поля битвы, грохот танков, смерть воинов

Писатель подводит читателя к трагическим событиям того времени.
В главах «Свидание» и «Прощание» особое внимание уделено Люсе и Борису, повествованию об их пылкой любви, светлой и нежной, которая противостоит ужасам войны.
В последней главе описываются попытки избежать смерти, но Борис погибает, война забирает жизни и других героев.. В эпилоге читатель опять видит одинокую девушку, целующую землю на могиле, практически затерянной в бесконечной степи

Это главная композиция повести

В эпилоге читатель опять видит одинокую девушку, целующую землю на могиле, практически затерянной в бесконечной степи. Это главная композиция повести.

Основные действующие лица произведения:

  1. Борис Костяев — лейтенант, командует взводом, порядочный юноша с чистой душой.
  2. Люся — первая любовь Бориса.
  3. Арина — медсестра, жалостливая и простая женщина.
  4. Мохнаков — старшина, отчаянный персонаж, который любит выпить.

Лазоревая степь

В следующем рассказе «Лазоревая степь» писатель описывает историю жизни стареющего пастуха по имени Захар, от лица которого ведется повествование в новелле. Вся жизнь деда Захара проходит в службе крепостным в поместье местного пана, после смерти которого усадьба переходит в собственность его сына, жестокого, безжалостного, дикого человека, в прошлом охранявшего в Сибири каторжан.

Во время революционных преобразований молодой пан лишается своего имения, но, озлобившись, собирает казачье войско и изгоняет с собственных земель взбунтовавшихся крестьян, над которыми приказывает совершить жестокую расправу. Среди плененных казаками крестьян оказываются внуки деда Захара, Аникей и Семен, которых старик пытается уберечь от верного гибели.

Однако пан соглашается простить изменщиков лишь при условии их искреннего раскаяния. Мужчины не соглашаются прогибаться под властью хозяина и оказываются расстрелянными вместе с женой Семена, присутствующей при казни мужа. Аникей, принявший три пулевых выстрела, выживает, несмотря на последующий проезд по раненому телу конной повозки, но лишается обеих конечностей ног. Последующая жизнь крестьянина-инвалида становится для него мучительной, поскольку мужчина переживает отсутствие возможности трудиться в полную человеческую силу, выполняя жизненное предназначение на родной земле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: