Виктор голявкин: как я под партой сидел. веселые школьные рассказы и повести

Рассказы о школьной жизни виктора голявкина

Второй залп «Авроры»

В декабре 1981 года советское общество готовилось к встрече 75-летнего юбилея главы государства Л. И. Брежнева . Каждый год в это время, соответственно в последние годы застоя сложившейся традиции, страна рапортовала Партии и вождю об очередных успехах в строительстве коммунизма .

В юбилейном номере 12 журнала «Аврора » за 1981 год и именно на 75-й странице был опубликован рассказ Виктора Голявкина «Юбилейная речь» . По объему рассказ занимал ровно одну страницу в разделе «Юмор». Само по себе довольно невинное и смешное содержание, пересказывающее застольную хвалебную речь, адресованную неназванному юбиляру.

Тем более, что на второй странице обложки был помещен цветной портрет самого юбиляра — Л. И. Брежнева, работы художника Д. Налбандяна , сопровождаемый подписью: «75-летнему юбилею Л. И. Брежнева посвящается». В соответствии со старой русской литературной традицией, размещение рассказа на странице, по номеру совпадающей с числом лет «виновника» юбилея, не вызывало никаких сомнений относительно того, кому именно этот рассказ посвящен. Двусмысленным было само содержание «юбилейной речи», явно демонстрирующее отсутствие почтения к давно всем надоевшему «юбиляру».

Трудно представить себе, что этот чудесный писатель жив. Не верится, что он ходит по улицам вместе с нами. Кажется, будто он умер. Ведь он написал столько книг! Любой человек, написав столько книг, давно бы лежал в могиле. Но этот – поистине нечеловек! Он живет и не думает умирать, ко всеобщему удивлению. Большинство считает, что он давно умер, – так велико восхищение этим талантом. Ведь Бальзак, Достоевский, Толстой давно на том свете, как и другие великие классики. Его место там, рядом с ними. Oн заслужил эту честь! Он сидит передо мной, краснощекий и толстый, и трудно поверить, что он умрет. И он сам, наверное, в это не верит. Но он безусловно умрет, как пить дать. Ему поставят огромный памятник, а его именем назовут ипподром, он так любил лошадей. Могилу его обнесут решеткой. Так что он может не волноваться. Мы увидим его барельеф на решетке.

Позавчера я услышал, что он скончался. Сообщение сделала моя дочка, любившая пошутить. Я, не скрою, почувствовал радость и гордость за нашего друга-товарища. – Наконец-то! – воскликнул я, – он займет свое место в литературе!

Радость была преждевременна. Но я думаю, долго нам не придется ждать. Он нас не разочарует. Мы все верим в него. Мы пожелаем ему закончить труды, которые он еще не закончил, и поскорее обрадовать нас

Рассказ порождал вполне недвусмысленные аллюзии .

Появление этого рассказа в советском застойном и насквозь цензурируемом мире массмедиа возымело эффект разорвавшейся бомбы. В литературных и читательских кругах он получил название «Второй залп Авроры» (по ассоциации с первым залпом в октябре 1917 года). Номер журнала был изъят из продажи и из центральных библиотек, а главный редактор журнала Глеб Горышин и ответственный секретарь Магда Алексеева — уволены. Как позже писала Магда Алексеева, «нас не просто сняли с работы, а заставили “добровольно” по собственному желанию уйти из редакции» . Тираж журнала сокращен до минимума.

Позже был распространён слух, что рассказ был написан Виктором Голявкиным много раньше — за пятнадцать лет до описываемых событий. И, конечно, совсем по другому поводу и никакого отношения к Брежневу не имеет. «Мы — редакция и Голявкин — вовсе не были героями, пожелавшими совершить гражданский подвиг. Все и в самом деле вышло, хоть и трагикомически, но случайно», – пояснила М.Алексеева.

Слайд 10Чтение учащимися рассказа «Как Алеше учиться надоело» по С. Баруздину Исполнилось

Алеше семь лет. Пошел он в школу, чтобы научиться читать

и писать как следует.Школьный год еще не кончился, зима только-только начиналась, а уже и читать, и писать, и считать умеет.И вдруг Алеша почувствовал, что ему надоело учиться. Читать он умеет, писать — тоже, да и числа складывать. Что же еще? Алеша поднялся с парты, портфель взял и пошел к выходу.Ты куда? — спросила учительница.Домой! — ответил Алеша.— До свидания!И ушел домой. Пришел и говорит маме:Я больше в школу не пойду!Что же ты будешь делать?Как что? Ну… работать буду.Кем же?Кем-кем? Ну, как ты, например…— А мама у Алеши врачом работала. Ладно,— согласилась мама.— Вот тогда тебе небольшое поручение, выпиши лекарство больному, у которого грипп.

Литература

  • Шушковская Ф. Виктор Голявкин. Очерк творчества. // О литературе для детей, вып. 23. Л., 1979
  • Горышин Г. Виктор Голявкин пишет рассказ… // Голявкин В. Я жду вас всегда с интересом. М., 1980
  • Людмила Бубнова. Стрела Голявкина // «Октябрь», 2002, № 10.
  • Николай Кузнецов. «Эх, хорошо моей голове!..» О Викторе Голявкине // «Нева», 1997, № 9.
  • Перемышлев Е. Если следовать моему примеру, то начинать надо с бокса. Что-то вроде интервью с Виктором Голявкиным. // Голявкин В. Знакомое лицо. СПб, 2000
  • Светлана Иванова. «Я думал, я один такой…» // «Знамя», 2001, № 8. Рецензия на сборник «Знакомое лицо».

Ссылки

  • Виктор Голявкин на сайте «Неофициальная поэзия»
  • Мих. Беломлинский. «Юбилейная речь» Виктора Голявкина. — Русский Базар № 19(629) 8-14.05.2008

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 31 августа
  • Родившиеся в 1929 году
  • Родившиеся в Баку
  • Умершие 24 июля
  • Умершие в 2001 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Детские писатели по алфавиту
  • Детские писатели СССР
  • Детские писатели России
  • Русские писатели XX века
  • Художники СССР
  • Писатели Санкт-Петербурга

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Смотреть что такое «Голявкин, Виктор Владимирович» в других словарях:

— (1929, Баку 27 июля 2001, Санкт Петербург), русский писатель и художник. Повести и рассказы для детей, в т. ч. «Мой добрый папа». Произведения для взрослых в духе абсурдизма и черного юмора («Я жду Вас всегда с интересом», «Знакомое лицо» и др.) … Энциклопедический словарь

20 интересных фактов из жизни Голявкина В. В.

О Викторе Владимировиче Голявкине хорошо наслышано поколение, подрастающее в советские годы. Виктор Голявкин ‑это выдающаяся творческая личность. Головякин внес вклад в развитие детской советской и русской литературы как писатель, который также прекрасно рисовал и был книжным графиком.

Рожден В.В. Голявкин в 29 году 20 столетия, малая родина писателя – г. Баку в Азербайджане. Оба родителя Виктора служили музыкальными педагогами. В 1953 г., а именно 22 июня, Голявкин стал выпускником Академии художеств имени Репина, причем учился Виктор на «отлично». В художественном училище будущий литературный деятель освоил театральное декорационное оформление. Такова его специальность по диплому. Рожденный В Советском Союзе, тем не менее, Голявкин не вступал в партию. Участником Великой Отечественной Виктор не стал, так как был слишком молод. В Союз Писателей Советского Союза Социалистических Республик В. В. Голявкина приняли в 61 году прошлого столетия. Через 12 лет он получил членство в Союзе Художников в секции по графике. Впервые Головякин был напечатан в «Костре» с рассказом «Как решался сложный вопрос». Журнал был в Советском Союзе довольно популярным, об авторе узнало большое количество читателей, которые приняли публикацию довольно тепло. Рассказы Голявкина не только развлекательны для детворы, но и поучительны. Впервые книгу с повестями издали в «Детгизе» в 59 году 20 столетия. Романтика «Тетрадок под дождем» заряжала молодое поколение оптимизмом и позитивностью мышления. Головякин писал не только для детей, но и произведения для взрослых читателей. Первым сборником с названием «Привет Вам, птицы» в 68 году 20 века занимался «Лениздат». Многие из своих книг писатель и художник разрисовывал самостоятельно. Иллюстрации получались графичными и содержательными, иногда смешными. Из-под пера мастера вышло не только много рассказов, он также баловал досужую публику романами и повестями. Печатала произведения и «Детская литература», и «Советский писатель», и «Лениздат», и Московские издательства. Виктором Головякиным написано несколько сотен рассказов. Его индивидуалистичный стиль весел, самобытен, с особыми интонациями и построением фраз, с определенным ритмом, яркостью. Для автора характерно полное погружение в особый детский мир, удивительный и фантазийный. На основе произведений Головякина были сняты некоторые киноленты. Зрители до сих пор помнят и любят «Вальку – Руслана, и его друга Саньку», кино снимала студия им. Горького, в основу легла повесть «Ты приходи к нам, приходи». Восторженные отклики есть у «Моего доброго папы», кинолента снята на студии «Ленфильма», за основу взята одноименная повесть, а также у «Боба и слона», сценарий по оригиналу поставил режиссер Балтрушайтис

Голявкина не обошли вниманием и профессиональные художественные выставки. Впервые он смог поучаствовать в мероприятии международного масштаба, проводимом в столице России в 57 году

В 1975 году Головякин участвовал в Первой Всероссийской выставке книжной графики, проводимой Союзом Художников. Восьмидесятые годы ушедшего столетия были значимыми для Виктора Голявкина в плане реализации художественных замыслов. Например, Союз Художников организовал выставку. Для «Живописи графиков» автор подготовил ряд полотен. Экспозицию из 6 картин рассмотрел Государственный Русский Музей, который приобрел некоторые авторские творения для своей коллекции. В 90 – ом году 20 века для Головякина в Доме писателей организовали персональную выставку его живописных работ. Разносторонний творческий интеллигент был участником и множества других выставок. Российский ПЕН — клуб наградил писателя и графиста членством в 1996 году. У Виктора Голявкина было много друзей среди современной художественной братии, например, Минас Аветисян (уже нет в живых), Олег Целков, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Михаил Казанский. Писатель и художник Виктор Голявкин упокоился в Санкт – Петербурге в 2001 году (26 июля). Многие поколения чтут и помнят его вклад в культурное наследие России и стран ближнего зарубежья.

Слайд 17Комбинированное чтение стихотворения А. И. Введенского «Ученый Петя». Вот сидит пред

вами Петя,Он умнее всех на свете, Все он знает, понимает,

Все другим он объясняет Подходили дети к Пете,Говорили с Петей дети.Петя, Петя, ты ученый,— Говорят они ему.—Облетает лист зеленый, Объясни нам почему?И ответил Петя:Дети! Хорошо, я объясню. Лист зеленый облетает,По траве сухой шуршит, Потому что он плохими К ветке нитками пришит. Услыхали это дети и сказали:Что ты, Петя,Неужели в самом делеВ самом деле это так?

И опять сказали дети:Если ты все знаешь, Петя,Если ты умнее всех — Расскажи-ка нам про снег.Не поймем — зачем зимою Снег на улице валитИ над белою землею Больше зяблик не летит?И ответил Петя:Дети! Ладно, ладно, расскажу. Знаю очень хорошо:Снег — зубной порошок,Но особый, интересный,Не земной, а небесный.Зяблик больше не летает,Как известно, оттого:Крылья к туче примерзают, Примерзают у него.Как вы думаете, дети, А не врет ли этот Петя?

Слайд 11И мама дала Алеше маленький листик бумаги, на котором рецепты

пишут.А как его писать? Какое лекарство нужно? — поинтересовался Алеша.Писать

латинскими буквами,— объяснила мама.— А какое лекаре сам должен знать. Ты же врач!Алеша посидел над листком бумаги, подумал и сказал:Мне эта работа что-то не очень нравится. Я лучше, как папа, работать буду.А отец у Алеши мастером работает на том самом заводе, где «Москвичи» делают.Давай работать вместе,— согласился отец.— Начнем с самого легкого… Вот перед тобой чертеж новой машины. В нем есть ошибки. Посмотри какие и мне скажи!
Алеша посмотрел на чертеж, а это не машина, а что-то совсем непонятное: линии сходятся и расходятся, стрелки, цифры. Ничего здесь не разберешь!Я это не умею! — признался Алеша.Тогда я сам поработаю,— сказал отец.Алеша подумал, подумал и говорит:Пожалуй, я завтра опять в школу пойду

Книги

  • Тетрадки под дождем. Л., 1959.
  • Мой добрый папа: Повесть. — Л.: Детская литература, 1964. — 96 с.
  • Привет вам, птицы. — Л., 1969. — 96 с. Рассказы.
  • Полосы на окнах. — Л.: Детская литература, 1972.- 96 с.
  • Удивительные дети. — М. Детская литература., 1972 — 192 с., Л. Детская литература., 1979 — 253 с.
  • Арфа и бокс: Роман. — Л.: Советский писатель, 1969; 1979. — 288; 256 с.
  • Я жду Вас всегда с интересом: Рассказы. — М.: Современник, 1980. — 272 с.
  • Большие скорости: Роман, рассказы. — Л.: Советский писатель, 1988. — 512 с.
  • Избранное. — Л.: Детская литература, 1989. — 511 с. ил. рис. автора
  • Любовь и зеркало: Рассказы. — Л.: ЛИО «Редактор», 1991. — 272 с.
  • Разрешите пройти. Л., 1992.
  • Болтуны. М., 1999.
  • Всё будет неплохо. — СПб.: Петербургский Писатель, 2000. — 304 с.
  • Знакомое лицо: Рассказы. — СПб.: Азбука-Классика, 2000. — 384 с. Сост. Е.Перемышлев.
  • Избранное. — М.: Аст, Астрель, 2002. Составитель Л.Бубнова.
  • Избранные. — М.: Зебра Е, 2004. — 565 с.

Рассказы Виктора Владимировича Голявкина для младших школьников

В шкафу

Перед уроком я в шкаф залез. Хотел мяукнуть из шкафа. Подумают, кошка, а это я.

Сидел в шкафу, ждал начала урока и не заметил сам, как уснул. Просыпаюсь — в классе тихо. Смотрю в щёлочку — никого нет. Толкнул дверь, а она закрыта. Значит, я весь урок проспал. Все домой ушли и меня в шкафу заперли.

Душно в шкафу и темно, как ночью. Мне стало страшно, я стал кричать:

— Э-э-э! Я в шкафу! Помогите!

Прислушался — тишина кругом.

Я опять:

— О! Товарищи! Я в шкафу сижу!

Слышу чьи-то шаги. Идёт кто-то.

— Кто здесь горланит?

Я сразу узнал тётю Нюшу, уборщицу.

Я обрадовался, кричу:

— Тётя Нюша, я здесь!

— Где ты, родименький?

— В шкафу я! В шкафу!

— Как же ты, милый, туда забрался?

— Я в шкафу, бабуся!

— Так уж слышу, что ты в шкафу. Так чего ты хочешь?

— Меня заперли в шкаф. Ой, бабуся!

Ушла тётя Нюша. Опять тишина. Наверное, за ключом ушла.

Опять шаги. Слышу голос Пал Палыча. Пал Палыч — наш завуч

Пал Палыч постучал в шкаф пальцем.

— Там нет никого, — сказал Пал Палыч.

— Как же нет? Есть, — сказала тётя Нюша.

— Ну, где же он? — сказал Пал Палыч и постучал ещё раз по шкафу.

Я испугался, что все уйдут, я останусь в шкафу, и изо всех сил крикнул:

— Я здесь!

— Кто ты? — спросил Пал Палыч.

— Я… Цыпкин…

— Зачем ты туда забрался, Цыпкин?

— Меня заперли… Я не забрался…

— Гм… Его заперли! А он не забрался! Видали? Какие волшебники в нашей школе! Они не забираются в шкаф, в то время как их запирают в шкафу! Чудес не бывает, слышишь, Цыпкин?

— Слышу…

— Ты давно там сидишь? — спросил Пал Палыч.

— Не знаю…

— Найдите ключ, — сказал Пал Палыч. — Быстро.

Тётя Нюша пошла за ключом, а Пал Палыч остался. Он сел рядом на стул и стал ждать. Я видел сквозь щёлку его лицо. Он был очень сердитый. Он закурил и сказал:

— Ну! Вот до чего доводит шалость! Ты мне честно скажи, почему ты в шкафу?

Мне очень хотелось исчезнуть из шкафа. Откроют шкаф, а меня там нет. Как будто бы я там и не был. Меня спросят: «Ты был в шкафу?» Я скажу: «Не был». Мне скажут: «А кто там был?» Я скажу: «Не знаю».

Но ведь так только в сказках бывает! Наверняка завтра маму вызовут… Ваш сын, скажут, в шкаф залез, все уроки там спал, и всё такое… | Как будто мне тут удобно спать! Ноги ломит, спина болит. Одно мученье! Что было мне отвечать?

Я молчал.

— Ты живой там? — спросил Пал Палыч.

— Живой…

— Ну сиди, скоро откроют…

— Я сижу…

— Так… — сказал Пал Палыч. — Так ты ответишь мне, почему ты залез в этот шкаф?

Я молчал.

Вдруг я услышал голос директора. Он шёл по коридору:

— Кто? Цыпкин? В шкафу? Почему?

Мне опять захотелось исчезнуть.

Директор спросил:

— Цыпкин, ты?

Я тяжело вздохнул. Я просто уже не мог отвечать.

Тётя Нюша сказала:

— Ключ унёс староста класса.

— Взломайте дверь, — сказал директор.

Я почувствовал, как ломают дверь, — шкаф затрясся, я стукнулся больно лбом. Я боялся, что шкаф упадёт, и заплакал. Руками упёрся в стенки шкафа, и, когда дверь поддалась и открылась, я продолжал точно так же стоять.

— Ну, выходи, — сказал директор. — И объясни нам, что это значит.

Я не двинулся с места. Мне было страшно.

— Почему он стоит? — спросил директор. Меня вытащили из шкафа.

Я всё молчал.

Я не знал, что сказать.

Я хотел ведь только мяукнуть. Но как я сказал бы об этом?..

Как я под партой сидел

Только к доске отвернулся учитель, а я раз — и под парту. Как заметит учитель, что я исчез, ужасно, наверное, удивится.

Интересно, что он подумает? Станет спрашивать всех, куда я делся, — вот смеху-то будет! Уже пол-урока прошло, а я всё сижу. «Когда же, — думаю, — он увидит, что меня в классе нет?» А под партой трудно сидеть. Спина у меня заболела даже. Попробуй-ка так просиди! Кашлянул я — никакого внимания. Не могу больше сидеть. Да ещё Серёжка мне в спину ногой всё время тычет. Не выдержал я. Не досидел до конца урока. Вылезаю и говорю:

— Извините, Пётр Петрович.

Учитель спрашивает:

— В чём дело? К доске хочешь?

— Нет, извините меня, я под партой сидел…

— Ну и как, там удобно сидеть, под партой? Ты сегодня сидел очень тихо. Вот так бы всегда на уроках.

Про то, для кого Вовка учится

Вовка учится для себя, а не для других людей. Он это прекрасно знает. Да ему ещё все говорят об этом. Как будто он сам не знает.

Папа с мамой ему говорят:

— Ты для себя в школе учишься.

Бабушка говорит:

— Ты для себя в школе учишься.

Даже Шурик сказал:

— Ты для себя в школе учишься, ясно?

Вовка знает, что учится он для себя.

Но он и другим людям хочет помочь, а не только в школу ходить.

Только ему говорят: «Ты маленький. Ты подучись сначала. Потом нам поможешь как следует».

Значит, он для себя учится и для других тоже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: