Корова

Начало рассказа. Андрей Платонов, «Корова»: краткое содержание

Мальчик приходит к своей корове в сарай, разговаривает с любимицей, хочет обнять её, но та равнодушна к ласке. Она сосредоточенно жуёт сухую траву и думает о своём. Мысли животного в этот день были направлены в сторону сыночка — телёнка. Тот подавился, начал себя плохо чувствовать, и отец мальчика Васи Рубцова отвел теленка на станцию, чтобы показать врачу. Вася любил свою корову, он погладил её вымя, которое давало молоко. Именно с этого эпизода начинает свое повествование Платонов. Краткое содержание («Корова», как уже понятно, — трогательный рассказ о любви к животным) переносит читателя на станцию. Так как отец Василия отсутствовал, мать попросила сына встретить поезд. Тот сразу согласился и пошёл ждать состав. Но мальчик очень хотел, чтобы поезд приехал быстрее, потому что пора было делать уроки. Он учился в семилетней школе и был прилежным учеником. Учёба доставляла ребёнку удовольствие, так как он каждый раз узнавал что-то новое.

И вот, наконец, показался поезд. Он шёл с трудом, так как дорога поднималась в гору. сыпал под колёса песок, чтобы они не буксовали. Вот такие тонкости в работе паровозов описывает Андрей Платонов.

Вася Рубцов (Платонов, «Корова»)

Герои этого произведения немногочисленны, среди главных можно выделить лишь маленького мальчика и корову. Однако их взаимоотношения — очень интересный материал. В рассказе Андрея Платоновича Платонова мы знакомимся с Васей Рубцовым, сыном путевого сторожа, о чем уже упоминалось в разделе «краткое содержание». «Корова» Платонова — произведение, в котором дается довольно подробный образ этого мальчика. Автор так изображает главного героя. Он был очень добрым, учился в четвертом классе и посещал школу, расположенную от дома за пять километров. Несмотря на то что идти было далеко, мальчик любил занятия, потому что, читая книги и слушая учительницу, представлял в уме весь мир, который был ему еще не известен. Мальчику казалось, что все люди и страны давно ждут, когда он подрастет и приедет к ним. Рубцов всегда хотел узнать как можно больше об интересовавшем его предмете.

Как-то раз мать попросила его встретить поезд, прибывавший ночью. Герой сразу понял, что с ним что-то не так: поезд буксовал. Вася предложил свою помощь — стал нагребать в горсть песок и насыпать его на рельсы. Машинисту этот трудолюбивый мальчик очень понравился.

Вася любил корову, он часто гладил и ласкал ее, сам давал корм, поил и чистил в сарае. Животное было настоящей труженицей. Отец мальчика часто на ней пахал землю.

Вася тоже был трудолюбив. Он работал не потому, что его заставляли, а потому что получал от этого удовольствие. Не зря говорят о том, что труд облагораживает людей. В своем сочинении о будущей жизни этот мальчик написал, что хочет, чтобы людям нашей страны была от него польза.

Литературная критика

Произведение Платонова «Корова» было встречено в литературном мире того времени весьма негативно. Советских критиков возмущал устойчивый интерес этого писателя к темам сиротства, смерти, трагизма бытия, а стремление Андрея Платоновича восстановить нравственные ценности (сострадание, любовь, всеобщее родство и другие) расценивалось как «юродство», «ревизия христианства». Показательно в этом отношении резкое неприятие, которое вызывал финал «Коровы» у оппонентов Платонова. Например, Субоцкий считал, что сочинение Васи в концовке рассказа бессодержательно по сути, ложно-значительно, звучит пародийно. Ю. Либединский не понимал, зачем автору понадобилось соединять «юродские рассуждения» о доброте коровы с таким серьезным чувством, как патриотизм. Следствием этих претензий становится исчезновение данной темы сочинения из большинства изданий, в которых вышел посмертно рассказ «Корова» Платонова. Мальчик в них пишет на тему «из своей жизни».

Образ паровоза

У платоновских героев миропереживание всегда трагично, но в его основе — огромная любовь к миру. Чувство это представляется в произведении в двух ипостасях, которые образуют две ступени развития ребенка. Первую можно назвать, используя определение самого автора, «любовью к дальнему». Ее символом выступает в произведении образ паровоза, с которым соотнесены мечты и надежды мальчика. Любовь эта по своему характеру — абстрактно-книжная. Она часто оказывается проходящей, мимолетной, как и поезда, стремительно проносящиеся мимо Васи. Такая любовь не всегда приносит пользу. Ее недостаточно для духовного роста, но она нужна, поскольку это отношение к миру пробуждает в Васе теплоту и чуткость.

Текст рассказа:

Жила вдова Марья с своей матерью и с шестью детьми. Жили они бедно. Но купили на последние деньги бурую корову, чтоб было молоко для детей. Старшие дети кормили Буренушку в поле и давали ей помои дома. Один раз мать вышла со двора, а старший мальчик Миша полез за хлебом на полку, уронил стакан и разбил его. Миша испугался, что мать его будет бранить, подобрал большие стекла от стакана, вынес на двор и зарыл в навозе, а маленькие стеклышки все подобрал и бросил в лоханку. Мать хватилась стакана, стала спрашивать, но Миша не сказал; и так дело осталось.

На другой день после обеда пошла мать давать Буренушке помои из лоханки, видит, Буренушка скучна и не ест корма. Стали лечить корову, позвали бабку. Бабка сказала: корова жива не будет, надо ее убить на мясо. Позвали мужика, стали бить корову. Дети услыхали, как на дворе заревела Буренушка. Собрались все на печку и стали плакать. Когда убили Буренушку, сняли шкуру и разрезали на части, у ней в горле нашли стекло.

И узнали, что она издохла оттого, что ей попало стекло в помоях. Когда Миша узнал это, он стал горько плакать и признался матери об стакане. Мать ничего не сказала и сама заплакала. Она сказала: убили мы свою Буренушку, купить теперь не на что. Как проживут малые дети без молока? Миша еще пуще стал плакать и не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы. Он каждый день во сне видел, как дядя Василий нес за рога мертвую, бурую голову Буренушки с открытыми глазами и красной шеей. С тех пор у детей молока не было. Только по праздникам бывало молоко, когда Марья попросит у соседей горшочек. Случилось, барыне той деревни понадобилась к дитяти няня. Старушка и говорит дочери: отпусти меня, я пойду в няни, и тебе, может, бог поможет одной с детьми управляться. А я, бог даст, заслужу в год на корову. Так и сделали. Старушка ушла к барыне. А Марье еще тяжелее с детьми стало. И дети без молока целый год жили: один кисель и тюрю ели и стали худые и бледные. Прошел год, пришла старушка домой и принесла двадцать рублей. Ну, дочка! говорит, теперь купим корову. Обрадовалась Марья, обрадовались все дети. Собрались Марья с старухой на базар покупать корову. Соседку попросили с детьми побыть, а соседа дядю Захара попросили с ними поехать, выбирать корову. Помолились богу, поехали в город. Дети пообедали и вышли на улицу смотреть: не ведут ли корову. Стали дети судить: какая будет корова — бурая или черная. Стали они говорить, как ее кормить будут. Ждали они, ждали целый день. За версту ушли встречать корову, уж смеркатъся стало, вернулись назад. Вдруг, видят: по улице едет на телеге бабушка, а у заднего колеса идет пестрая корова, за рога привязана, и идет сзади мать, хворостиной подгоняет. Подбежали дети, стали смотреть корову. Набрали хлеба, травы, стали кормить. Мать пошла в избу, разделась и вышла на двор с полотенцем и подойником. Она села под корову, обтерла вымя. Господи благослови! стала доить корову, а дети сели кругом и смотрели, как молоко брызнуло из вымя в край подойника и засвистело у матери из-под пальцев. Надоила мать половину подойника, снесла на погреб и отлила детям горшочек к ужину.

❉❉❉

Конец рассказа Льва Толстого «Корова»

Скачать текст:

4 КбДля электронных книг и мобильных устройств

6 КбДля всех электронных книг
86 КбОткрывается в браузере и Adobe Reader

86 КбКнига сейчас откроется в браузере

14 КбДля программы Microsoft Office Word с возможностью редактирования текста

5 КбОткрывается на всех устройствах, но текст неудобно читать

Слушать и смотреть

Дойная корова Лев Толстой читает Павел Беседин

https://youtube.com/watch?v=XiaMetbqwuQ

Корова и Козёл Лев Толстой читает Павел Беседин

Толстой Дойная Корова

Трагическая развязка

Корова часто жалобно мычала, будто бы звала своего сына. Отец Василия пришёл только на следующий день и один. Сын спросил его, где телёнок. Отец сказал, что доктор помог телёнку, но он его продал на мясо за хорошую цену. Всё это время корова жалобно мычала. Она не ела хлеб с солью, который принёс ей мальчик. Далее переходит к самому печальному моменту краткое содержание рассказа «Корова». Платонов пишет, что на животном семья иногда пахала землю. С тех пор как пропал её сын, корова стала безучастна ко всему. Она искала его, часто выходила на железнодорожные пути и ходила там. Однажды её сбил поезд. Об этом трагическом происшествии говорит в своем произведении Платонов.

Короткие рассказы для детей

Собака и тень

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Настина кукла

Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочкой. Мама дала Насте для куклы всё, что надо. Были у куклы юбки, платки, чулки, были даже гребни, щётки, бусы.

Дети и ёж

Нашли дети ежа на траве. — Бери его, Вася, на руки. — Мне колко. — Ну, клади шапку на землю, а я скачу его в шапку. Шапка была мала, и дети ушли, а ежа не взяли.

Конь

Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать. — Дай мне, мой конь. — Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой. Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.

Варя и чиж

У Вари чижу был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. — «Пора тебе, чиж, петь». — «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».

Лев, медведь и лисица

Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.

Старик и яблони

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Две крысы

Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и есть, но видят — летит ворона и хочет яйцо взять. Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить. Нести? — не схватишь; катить? — разбить можно. И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её на хвост, и как на санях стащили яйцо под пол.

Баба и курица (быль)

Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое нестись будет. Так и сделала. Но курица зажирела и вовсе перестала нестись.

Весна

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.

Трус

Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там было ему темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, всегда в шкафу, за то, что ты трус.

Лев и мышь (Басня)

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро».

Волк и старуха

Голодный волк разыскивал добычу. На краю деревни услыхал – в избе плачет мальчик, и старуха говорит: — Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам. Волк не пошёл дальше и стал дожидаться, когда ему отдадут мальчика. Вот пришла ночь, он всё ждёт и слышит – старуха опять приговаривает: — Не плачь, дитятко, не отдам тебя волку. Только приди волк, убьём его. Волк подумал: «Видно, тут говорят одно, а делают другое», — и пошёл прочь от деревни.

Собака, львица и щенок

В одном зоопарке собака долго воспитывала молодую львицу. Львица выросла, но всегда слушалась собаку. И когда у собаки однажды появился маленький щенок, львица ежедневно помогала собаке. Она обычно смотрела за щенком, учила его. Если щенок убегал, львица всегда находила его и переносила на место.

Волк и собака

Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки: — Скажи, собака, откуда вы корм берёте? Собака сказала: —- Люди нам дают. — Верно вы трудную службу людям служите? — Нет, наша служба не трудная. Дело наше – по ночам двор стеречь. — Так только за это вас так кормят? – сказал волк. – Это я бы сейчас в вашу службу пошёл, а то нам, волкам, трудно корма достать. — Что ж, иди, — сказала собака. – Хозяин и тебя так же кормить станет. Волк был рад и пошёл с собакой людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки не шее шерсть стёрта. Он сказал: — А что это у тебя, собака? Отчего? —- Да так, — сказала собака. —- Да что так? —- Да так от цепи. Днём я ведь на цепи сижу. Так вот цепью и стёрло немного шерсть на шее. —- Ну, так прощай, собака, — сказал волк. – Не пойду к людям служить. Пускай не так жирен буду, да на воле.

***

У Розки были щенки во дворе на сене. Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла возле печки. Дети сняли щенка и дали Розке. И Розка снесла щенка во рту на место.

***

Птица свила себе гнездо на кусте. Дети нашли гнездо и сняли на землю. — Гляди, Вася, три птички! Наутро пришли дети, а гнездо уже было пусто. Жалко было.

Источник «Хрестоматия для маленьких» М. 1987  

Вывод

Однако рассказ Платонова «Корова» (краткое содержание произведения смотрите выше) совсем не о том, что Вася понял, что все живое подвержено смерти. Он о том, как противится ей детская душа. О существовании смерти мальчик знает еще до кончины теленка и коровы. Он обращается с призывом «не умирай!» к молодому человеку, которого заметил в окне мимо проезжавшего поезда

Платонов акцентирует свое внимание на отношении мальчика к смерти как к тому, чего не должно быть на земле, его стремление поступать вопреки ей («не забывать», «помнить»)

Васю влечет и волнует окружающий мир. Он заворожен далью. Зов пространства и дали С.Г. Семенова интерпретирует как возрождение детской, наивной, безудержной скорби по умершим.

В этом рассказе идет речь о добром и трудолюбивом школьнике Васе Рубцове. Мальчик любил ходить в школу, с удовольствием читал книги и хотел принести пользу в этот мир. Он жил со своим отцом и матерью недалеко от железной дороги. Отец его был железнодорожным сторожем. Васе нравились поезда с самого детства он разбирался в них и даже как-то помог машинисту паровоза справиться с неполадкой.

В их дворе располагался старый сарай, набитый дровами и старыми ненужными вещами. В этом сарае жила корова. Добрый мальчик Вася очень любил свою корову, он любил приходить к ней, гладить ее по шерсти и разговаривать с ней. У коровы был теленок, он приболел и Васин отец отправился с ним к ветеринару. Поздно вечером отец вернулся, но без теленка. Ему предложили хорошую цену за него и он согласился его продать.

Вася расстроился, он наведался к корове. Корова не переставала ждать своего сына, у нее был унылый вид. Мальчик долго гладил корову, однако она не реагировала на его ласки.

На следующий день, придя со школы, Вася подошел к корове и обнял ее, она резко дернулась, оттолкнула паренька и убежала в поле.

Вася со своей семьей до пол ночи ходили по окрестностям и звали свою кормилицу, однако она так и не отозвалась. Проснувшись рано утром, ребенок глянул в окно и увидел свою любимую корову, она стояла возле ворот и ждала, когда ее впустят. С тех пор у коровы пропало молоко, она стала еще более угрюмой.

Днем корову выпускали в поле, однако, она мало двигалась, в основном стояла на месте. Однажды корова вышла на железнодорожное полотно, отец оттянул ее. Однако с тех пор Вася стал переживать за нее. И не напрасны были его опасения.

Как-то возвращаясь со школы он увидел товарный поезд напротив дома. Поезд сбил корову. Машинист объяснял, что долго сигналил ей, а затем экстренно затормозил, но было уже поздно. Мальчик был вне себя от горя. Отец продал мясо убитого животного.

В школе задали написать сочинение о какой-нибудь истории из своей жизни. Вася поведал о том, как любил свою корову, как отняли у нее теленка, о ее страданиях и гибели. Он рассказал, что она была их кормилицей, помогала вспахивать поле и возила кладь. В последних строках он написал, что никогда не забудет свою корову. Рассказ учит читателя быть добрыми, заботливыми, милосердными и трудолюбивыми людьми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: