Борис Житков
Ход занятия:
1. Вводная часть: создание эмоционального настроя к началу занятия.
Воспитатель. Ребята, давайте улыбнемся друг другу, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
2. Основная часть:
1) Д/и «Кто больше назовет рассказов»
Педагог помогает детям вспомнить программные произведения: Л. Толстого «Косточка», «Прыжок»; Н. Носова «Ступеньки», «Живая шляпа»; В. Бианки «Подкидыш» и др.
2) Чтение рассказа «На льдине»;
— Ребята, я хочу сегодня познакомить вас с детским писателем, который очень много путешествовал и о своих путешествиях рассказывал детям в рассказах. Его зовут Борис Степанович Житков.
— Сейчас я вам прочитаю его рассказ «На льдине. А почему произведение так называется вы узнаете из содержания рассказа, так что внимательно слушайте. (Воспитатель читает детям рассказ).
Зимой море замёрзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лёд ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, всё лёд и лё д: это так замёрзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа сказал:
— Довольно, пора по домам.
Но все стали просить, чтоб остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул.
Вдруг ночью отец вскочил и закричал:
— Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!
Все вскочили, забегали.
— Почему нас качает? — закричал Володя.
А отец крикнул:
— Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море.
Все рыбаки бегали по льдине и кричали :
— Оторвало, оторвало!
А кто-то крикнул:
— Пропали!
Володя заплакал. Днём ветер стал ещё сильней, волны заплёскивали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолё т и закричал:
— Самолёт! Самолёт!
Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок. В нё м была еда и записка: «Держитесь! Помощь идёт!» Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолёт. Лётчик нашёл рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.
3) Беседа по содержанию.
Что я вам сейчас прочитала? Как называется рассказ? Кто автор?
— Так почему он так называется?
— О ком вы узнали из рассказа?
— Кем был Володин папа? Каким он показан в рассказе?
— Как они оказались на льдине?
— Как спасли рыбаков? Кто им помог?
— Молодцы!
— А как назывался этот рассказ?
Как зовут писателя, который написал такой интересный рассказ?
— О ком вы узнали из рассказа?
— А как бы вы повели себя на месте этого мальчика?
4) Физкультминутка.
Звери делают зарядку – Ходьба на месте, руки на поясе.
Кто вприскочку, Прыжки.
Кто вприсядку, Приседания, руки вперёд.
Кто-то лапы поднимает, Руки вверх, вниз.
А потом их опускает.
Вправо мах и влево мах, Повороты в стороны, руки вперёд.
Дружно делаем мы так.
Раз – согнуться, разогнуться. Приседания, дети обнимают
руками колени.
Два – нагнуться, потянуться. Наклон вперёд, выпрямляются,
потягиваются, руки вверх.
Три – в ладоши три хлопка, Хлопки в ладоши.
Головою три кивка. Наклоны головы вниз.
5) Пересказ рассказа.
Пересказ сказки детьми с подсказками воспитателя.
3. Заключительная часть:
Подведение итогов.
Воспитатель. Вам понравился рассказ Б. Житкова «На льдине»? Кто из героев приглянулся?
Борис Житков. Рассказы о животных. Список произведений
Краткая биография Бориса Житкова
Борис Житков – писатель, биография которого требует внимательного изучения. Он стал известным литератором уже в довольно зрелом возрасте. Но и за короткое время этот человек успел подарить нам около двухсот прекрасных рассказов для детей на приключенческую тему.
Настоящие друзья
Вообще пробиться в печать Житкову помог друг его детства Корней Иванович Чуковский. Дружба этих людей помогла им выстоять в тяжелые годы.
Даже после смерти Бориса Житкова Чуковский и его жена с теплотой относились к семье Житкова.
Лидия Чуковская впоследствии написала о нем книгу, в которой не просто дала анализ его прозы, но и выразила простое человеческое восхищение высоким человеком, наделенном мужеством и талантом.
Факты биографии Бориса Житкова
Биография Бориса Житкова содержит сведения, необходимые для понимания его мировоззрения. Отец будущего писателя был простым преподавателем, а мать – пианисткой.
Отец, всесторонне развитый человек, сумел развить эти качества и в сыне. Именно от родителя будущий писатель имел отличные знания в области математики и астрономии. Мать открыла в сыне музыкальные способности и сформировала музыкальные знания.
Помимо всего, Борис Житков интересовался балетом и умел играть на скрипке.
Житков получил два образования. Сначала в Одессе закончил естественно-научный факультет, а затем через несколько лет – кораблестроительное отделение в Петербургском институте. Жизнь сложилась непросто.
Участвовал в революционных событиях в начале века, сменил множество разных профессий, путешествовал по миру в качестве штурмана корабля. Вообще для более полного понимания особенностей того или иного писателя или поэта должна быть изучена его биография.
Впервые опубликовался в 1924 году. Поначалу, обращаясь к взрослым, постепенно Житков полностью переключился на детей. Большую популярность получили и его рассказы о животных, повести, например, «Пятый мост».
Особенности творчества Бориса Житкова
Особенности творчества Бориса Житкова заключаются в следующем: включение жизненного опыта; четкое разделение добра и почетное место в русской литературе; богатые сюжеты; динамизм; вера в торжество светлых начал и др.
Детский писатель
По характеру и складу ума писатель Борис Житков был романтиком и правдолюбом. На первое место и в жизни, и в творчестве этот человек всегда ставил честь и достоинство, правду и труд. По словам родственников, любознательности Бориса не было предела.
День-деньской пропадал он то в слесарной мастерской, то в корабельных портах, где изучал рабочие профессии, получал новые впечатления и знания. По окончании университета ему предложили место преподавателя.
Однако Житковы переехали в Санкт-Петербург, где и продолжил свое обучение талантливый Борис Житков.
Краткая биография для детей должна быть обязательно дополнена сведениями о его путешествиях по Индии, Мадагаскару, Египту, которые наполнили опыт писателя новыми событиями и идеями, искусно изложенными им в своих произведениях. Иными словами, довольно непростой и интересной является биография Бориса Житкова.
Творчество Бориса Житкова по праву заняло почетное место в русской литературе для детей.
Умение делать тонкие наблюдения, замечать повадки животных и особенности природы, простой язык вызвали глубокую любовь детского читателя к творчеству Бориса Житкова.
Взять хотя бы «Рассказы о животных» и «Удав», «Черный парус» и «На льдине», в которых выразил себя Борис Житков. Биография для детей любого писателя должна быть занимательной и оставить след в душе маленького читателя.
В своих детских и взрослых рассказах и повестях Борис Житков всегда держал сторону слабых и обездоленных. Талантливый последователь Максима Горького, Житков подобрал свой ключ к детскому сознанию.
Писатель работал над своими сочинениями до самой смерти, которая произошла в октябре 1938 года.
——————————————————————
Рассказы Бориса Житкова о природе и о животных.Читаем бесплатно онлайн Рекомендовано учащимся 2,3,4 класса
Подробная биография Житкова Читать все рассказы Житкова о животных..