Педагогические идеи в.а. сухомлинского — основные взгляды, концепция и сущность

Урок. "справедливость" | презентация к уроку (4 класс) по теме:

Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970)

Сочинение-рассуждение на тему «Справедливость»

Справедливостью считается положительная черта человеческого характера, которая подразумевает способность в любом случае следовать правде, а также придерживаться истинным суждениям о поступках людей и других обстоятельств. Справедливый человек способен не иметь предвзятости, а также оценивать все с позиции исключительно правды.

Такой человек при оценивании поступков может только рассудительно относиться и воспринимать людей положительно только трезво оценив все действия. Такой человек не будет специально и наигранно любезничать с кем-либо для того, чтобы получить личную выгоду. Только действительно положительные характеристики способны завоевать признание такого человека.

Человек, который является справедливым, в то же время имеет черты сильной личности. Это качество позволяет ему относиться непредвзято и беспристрастно ко всем в обществе. В любой ситуации он остается мудрым человеком

Чтобы стать справедливым, нужно оценивать любые поступки людей с разных позиций и обращать внимание на все стороны того или иного вопроса

При наличии такого качества, как справедливость человек должен иметь такие черты, как мудрость, богатый жизненный опыт и много знаний. Без наличия всех составляющих справедливо оценивать людей или любые другие вопросы невозможно. Справедливый человек должен видеть мир определенным образом и уметь анализировать любые обстоятельства правильным путем. Справедливость — это в первую очередь искренность и абсолютная правда.

Часто справедливость воспринимают как нечто субъективное. Это происходит из-за того, что в современном мире часто бывают совершенно несправедливые ситуации. Например, кто-то совершил скверный поступок и получил за это заслуженное наказание, а кто-то другой совершил такое же деяние, но не получил наказание из-за наличия определенных привилегий. Именно поэтому само понятие справедливости обесценивают. Ведь если бы справедливость везде торжествовала, то не было бы совершенно вопиюще глупых и несправедливых ситуаций. Однако нельзя переставать верить в силу правды и становиться человеком, который способен лгать и заниматься притворством. Именно правда поможет здраво оценить любую ситуацию с разных углов и сделать правильные выводы.

Многие в своей жизни сталкиваются с несправедливыми обстоятельствами или отношению к себе. После чего появляется вопрос касательно наличия этой самой справедливости в мире и есть ли в ней вообще подлинный смысл. В данном случае стоит оценивать справедливость как нечто исключительно личное. Нужно стараться самостоятельно оценивать себя, других людей и разные обстоятельства исключительно со стороны правды и здравого смысла.

Справедливостью можно считать именно положительным качеством человека. Справедливый человек оценивает других людей, ориентируясь только на их поступки, а все обстоятельства и другие вопросы только с позиции разума и здравого смысла. Такой человек способен беспристрастно и непредвзято оценить все что угодно и дать необходимую оценку. Однако сама справедливость в обществе часто бывает ложной. Бывают ситуации, когда происходит явная несправедливость и люди перестают верить в правду вокруг себя

Важно всегда оставаться тем, кто оценивает людей и обстоятельства, ориентируясь только на правду и свой разум

Причина, явление, следствие

Учитель задал домой сочинение на тему «Причина, явление и следствие». На уроке он рассказывал, как писать, но я не слушал.

Дома открыл тетрадь, а что писать — не знаю. Пойду, думаю, к Володе, он слушал внимательно и знает, как начинать сочинение.

Оделся, вышел на улицу. Пруд уже замёрз, хотя лёд ещё тонкий. Надену-ка коньки и быстро побегу к Володе ледком.

Как приятно ехать — ветер в ушах свистит, коньки несут, будто ракета. Но почему это лёд трещит? Наверное, тоненький очень. Вот уже и берег недалеко.

Вдруг лёд проломился, и я бултыхнулся в воду. Стою по колено в воде. Еле выбрался на берег и быстрее побежал к своему товарищу.

Володя помог мне снять ботинки. Сидим, сушим обувь. Я и спрашиваю:

— Как писать сочинение о причине, явлении и следствии?

Засмеялся Володя:

— Твое приключение — это и есть сочинение. Лёд тонкий — причина. Лёд проломился — не выдержал твоего веса — явление. Неприятное явление. Ты очутился в воде — это следствие. Следствие тоже не очень хорошее.

Вопросы для беседы

— Почему мальчик не понял, как писать сочинение?

— На что он надеялся, когда пошёл к Володе?

— Какой пример привёл товарищ?

Справедливость: понятие, проявление и сферы

Понятие справедливости

Справедливость – представление о должном, о связи действий и результатов, действий и наказания, о соответствии прав и обязанностей, о соответствии труда и вознаграждения, о соответствии функций, задач и значения общественных классов и отдельных людей и их общественного статуса.

Справедливость, равенство и равноправие: соотношение понятий

В современный период развития человеческого общества первостепенное значение имеет проблема соотношения справедливости с одной стороны и социального равенства и социального равноправия с другой.

На первый взгляд, казалось бы, что справедливость должна выражаться в социальном и, прежде всего, в экономическом (имущественном) равенстве. Именно такое понимание справедливости как одного из желаемых принципов существования и развития общества является наиболее простым и именно оно приходит на ум прежде всего.

Однако, сразу же уточним, что равенство всех людей в обществе и глобальное социальное (общественное) равенство невозможны. Доказательство данного утверждения не входит в предмет данной работы. Примем это утверждение за аксиому.

Ограничимся только замечанием о том, что социалистические эксперименты доказали невозможность равенства всех людей, а следовательно, и невозможность глобального социального равенства. Слишком уж различаются люди по свои качествам и характеристикам, таким как мировоззрение, ум, энергичность, предприимчивость, подверженность вредным привычкам и другим.

Проявление справедливости

В чем же должна выражаться справедливость как один из желаемых принципов существования и развития общества?

В социальном равноправии кого? В социальном (общественном) равноправии каких лиц, субъектов и индивидов? Ответ — в равноправии всех. В равноправии всех без исключения людей, их объединений (общественных объединений), юридических лиц, участников экономической жизни (хозяйственного оборота), политических партий и даже целых государств.

Социальное равноправие

Кто должен устанавливать данное социальное (общественное) равноправие?

Социальное равноправие должно устанавливать общество, но общество не само по себе, а именно общество в лице государства, государственных органов, принимающих законы и правовые акты.

Именно общество в лице государства, государственных органов должно давать и гарантировать всем (гражданам, общественным объединениям, участникам экономической жизни, политическим партиям) равные права и возможности «на старте». А также устанавливать «честные правила игры», т.е. правила поведения, во всех областях человеческой деятельности. И оно же должно защищать данные права и возможности.

Сферы справедливости

Справедливость в политической сфере должна выражаться в равных, прямых и всеобщих выборах, без использования т.н. «административного ресурса», вбросов избирательных бюллетеней и фальсификаций результатов голосования. Справедливость в политической сфере также должна выражаться в равном доступе к государственному управлению и государственной и муниципальной службе.

Справедливость в правовой системе должна выражаться в равенстве всех граждан перед законом и судом и справедливости назначения наказания за совершенное преступление или правонарушение.

Справедливость в экономической системе должна выражаться в предоставлении всем участникам экономической жизни равных прав, в неприкосновенности частной собственности.

Фонарщик

Среди зелёных лугов и дремучих лесов текла река. Полноводная, глубокая, но тихая и ласковая. Много веков несла она свои чистые воды. По реке плавали челны и даже маленькие кораблики.

Жил на берегу реки старый фонарщик. Вечером садился он в челнок, плыл на середину реки, зажигал фонарь. До рассвета мерцал среди реки огонек, указывал дорогу путешественникам. Ласково плескались о берег волны — радовалась река: любят её люди и она людям нужна.

Но вот людям понадобилось много досок для столов и стульев.

Вырубили они леса по берегам реки. Показалось также людям, что зелёные луга — это ненужная роскошь. Распахали луга, посеяли кукурузу.

Иссякли холодные ключи, задохнулась от жажды река и умерла. Несколько лет на том месте, где плавали челны и кораблики, весной журчал ручей, а потом и он засох. Превратилось русло реки в огород. О реке напоминал только столб, к которому фонарщик по привычке каждую весну прикреплял фонарь. Но над ним всё реже собирались тучи. Знойные ветры прилетели из пустыни и застучали в дома к людям.

Как только на землю опускались сумерки, старый фонарщик шёл на капустное поле и зажигал на столбе фонарь.

Маленький мальчик Сережа спросил однажды:

— Дедушка, зачем вы зажигаете фонарь? Ведь реки давно нет.

— Чтобы люди лучше видели свою глупость.

Вопросы для беседы

— Чему радовалась полноводная река?

— Что случилось с лесами вокруг реки?

— Почему старый фонарщик не бросил своё занятие?

Василий Сухомлинский. Рассказы и сказки для детей.Список произведений и краткая биография

 Бабушка отдыхаетДля чего говорят «спасибо»?Две материДо свидания, Солнышко!Зайчик и рябинаВсе добрые люди – одна семьяВоробышек и огоньГрязное словоМальчик и колокольчики ландышейПусть будут соловей и жукСтыдно перед соловушкойЯблоко в осеннем лесуДевочка и ромашкаЯ хочу сказать своё словоПчела и тыквенный цветокРогатка и воробьиное гнездоПочему голуби прилетели к Олегу Красивое и уродливоеКарасик в аквариумеКрасивые слова и красивые делаКак мы спасли птенцов жаворонкаКак Муравей перелез через ручеекКак спаслась ЛасточкаКого ждала рябинаКоту стало стыдноКак Соловьиха поит своих детокКакие же вы счастливые!Крылья материКак Андрейка перевез НинуКто кого ведет домойКак родился ВасилькоЛепесток и цветок Ленивая подушкаЛегенда о материнской любвиПочему плачет синичка?Семь дочерейПтенец выпал из гнездаМамин АрбузМоя мама пахнет хлебомМёд в карманеСтеклянный ЧеловечекКак Федя почувствовал в себе ЧеловекаНе забывай про родникЗаболел врачПростите, дети, я опоздалОтец и CынМамина коса самая красиваяЧеловек без имениСыновняя неблагодарностьМаменькин сыночекНеблагодарностьОсень принесла золотистые лентыПетрик и ПавликПетрик и вазаСтрасть обогащенияЛегенда про пионераСобаке — собачья смертьСамые ласковые рукиСедьмая дочьСказка о ГусынеСкажи человеку «здравствуйте»Седой волосокТрудно быть человекомТелефонная трубкаИменинный обедИменинный пирогХорошо, что солнышко светитЦветок и снегЦветок или волчья пасть?Чтобы бабочка не укололасьЮрко – тимуровецЯ не боюсь громаЯ больше не буду  

Читать все рассказы и сказки СухомлинскогоЧитать сказки других авторов

Сухомлинскийбиография

До первого дождя

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

– Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.– Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.В детском саду воспитательница сказала:– Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

 У Маши был плащ, а я шла в одном платье, – сказала Таня.– Так вы могли бы укрыться одним плащом, – сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Сухомлинский Василий Александрович.Краткая биография.

Василий Сухомлинский (1918 — 1970)   Советский педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968). Родился В.А.Сухомлинский в бедной семье. До Октябрьской революции отец Василия Александровича — Александр Емельянович Сухомлинский — работал по найму как плотник и столяр.  Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926 — 1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году. прервать учёбу в вузе. Василий Александрович Сухомлинский 17-летним юношей начал практическую педагогическую работу. На протяжении 1935 — 1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем — преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год.   В 1939 году Сухомлинский с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области. В июле 1941 года Василий Сухомлинский был призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года Сухомлинский был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, Сухомлинский узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.   С 1944 года Василий Сухомлинский заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса».  Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.  Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. — Награды * Герой Социалистического Труда (1968). * Орден Красной Звезды.   Сухомлинский, краткая биография которого изложена выше, внес значительный вклад в развитие педагогики в стране. Вместе с Макаренко он был признан лучшим в этой области и не только в Украине, Советском Союзе, но и в мире. Но его и критиковали за то, что учение не вполне соответствовало советской идеологии, что оно было пропитано христианским духом. Сам автор был атеистом, однако в природе видел божественное начало.   Умер великий учитель 2 сентября 1970 года. —————————————————————- Василий Сухомлинский.Рассказы и сказки.Читаем бесплатно онлайн  

Читать все рассказы и сказки СухомлинскогоЧитать сказки других авторов

Человек принёс жизнь

В зелёной степи есть серый, мрачный островок — Мёртвое поле. С незапамятных времён на этом поле ничего не росло, потому что почва обильно пропитана солью. Над раскалённой глиной поднимались горячие потоки воздуха. Ни былинки, ни кузнечика, ни цветочка — ничего живого не было на Мёртвом поле. Никогда не пел над Мёртвым полем жаворонок, облетал стороной ворон, и небо над ним было не голубое, а серое.

Но вот пришёл на Мёртвое поле Человек. Принёс корзинку живительного чернозёма, высыпал. Принёс вторую, третью, десятую. Шли дни, месяцы, проходили годы, а Человек с утра до ночи всё носил и носил на Мёртвое поле чернозём. Он засыпал Мёртвое поле и посеял на нём пшеницу.

И произошло чудо. Мёртвое поле зазеленело. Зашумела, заколосилась пшеница. Запел кузнечик, серое небо стало голубым, над созревающими колосьями запел жаворонок. Жаворонки всего прислушались к его песне. Он пел о том, что нет в мире никого сильнее Человека.

Вопросы для беседы

— Что было перед появлением Человека?

— Какие изменения произошли в степи?

— О чём пел жаворонок свою песню?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: