Конспекты занятий с детьми
Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка»
Упражнять детей в умении пересказывать рассказ; продолжить работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний; совершенствовать интонационную выразительность речи; закрепление желтого цвета, воспитывать желание говорить как взрослые, понятно для слушателей отвечать на вопросы.Активизировать словарь: птичий двор, заквохтала, Чарушин, учить держать правильную осанку в положении сидя.Предварительная работа:
- Загадывание загадки про курочку.
- Рассматривание картины « Курочка и цыплята».
- Подвижная игра: « Наседка и цыплята».
- Слушание сказки « Курочка ряба» «.
Материал и оборудование: кисточка, желтая краска, мольберт, перо, «птичий двор».
Ход НОД:
1. Организация НОД «Сюрпризный момент» Желтая кисточка.Воспитатель достает кисточку.
— Ребята, как вы думаете, что я сейчас буду делать?
— Да к нам в гости пришла девочка-кисточка и принесла с собой краску.
-Посмотрите, какого цвета краска?
-Вспомните, что бывает желтого цвета?
— А сейчас девочка-кисточка нарисует…..
— что это?
— Цыпленок, а рядом с ним что?
— Интересно, посмотрите, что у меня. Показывает детям небольшое пуховое белое перышко. Воспитатель: Что это?Когда дети ответят, уточняет, какое оно- черное или белое, длинное или короткое, гладкое или пушистое, легкое или тяжелое. Воспитатель: Интересно кто хозяин этого перышка? (Ответы детей).Положить перышко на ладонь вытянутой руки и протянуть руку к детям: попросить всех вместе по команде подуть на волшебное перышко:
«Раз, два, три — перышко лети!».
Поднять его с пола и попросить детей идти за волшебным перышком. Воспитатель: Привело нас перышко на птичий двор. Ребята, куда мы с вами попали? Давайте вместе скажем (Птичий двор). А теперь присядем. Посадить детей за столы.
2ч. Воспитатель: А сейчас, я вам прочитаю рассказ « Курочка», который написал детский писатель Евгений Чарушин.Читается рассказ.
Ребята, вы слышали новое слово — заквохтала. Это означает, что курочка так говорит: квох- квох- квох. Давайте вместе скажем — заквохтала.
Вопросы к детям:
- Как называется рассказ? (Курочка)
- Кто его написал?
- Где курочка с цыплятами ходила? (По двору)
- Что случилось? (Пошел дождик)
- Что сделала курочка? ( На землю присела, все перышки растопырила и заквохтала)
- Как цыплята прятались под крылышки курицы? (Один совсем спрятался, у него только ножки видны, у кого головка торчит, у кого только глаз выглядывает)
- А кто не спрятался? (Два цыпленка) Что они стали делать? (стоят, пищат и удивляются: что это им на голову капает)
Подвижная игра «Солнышко и дождик». Воспитатель: Ребята, давайте скорее играть, выходите на лужок и вставайте все в кружок. Я, буду курочка- мама, а вы цыплята. Когда светит солнце, цыплята бегают, зерна клюют. Начинается дождик — к маме бегут.Игра проводится 2 раза. Воспитатель: Присядьте на стульчики. А теперь я, вам еще раз прочитаю рассказ Е, Чарушина « Курочка », вы его внимательно слушайте и запоминайте. Потом вы его перескажите, а помогут вам схемы».Читается рассказ.
Воспитатель: Кто хочет рассказать про курочку?И предлагается двоим детям пересказать его. Воспитатель: Сейчас, Вика расскажет: как называется рассказ? Что делала курочка с цыплятами? Что произошло потом? Что курочка сделала, когда пошел дождь? А, Диана продолжит, что же было дальше. Все ли цыплята спрятались под крылом у курочки? Что сделали два цыпленка? Чему удивляются?Воспитатель дает оценку пересказам детей. Воспитатель: Теперь нужно пересказать рассказ целиком. Предложить двоим детям пересказать рассказ целиком.3ч. Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?( Пересказывали рассказ).
В конце НОД воспитатель подводит итог, оценивая рассказы детей, отмечает, как последовательность изложения, так и выразительность речи. На память о нашем занятии, я хочу вам подарить этих цыплят.
Чарушин Евгений Иванович художник-анималист и детский писатель
Отец Евгения, известный архитектор того времени, передал своему юному отпрыску любовь к искусству, большой интерес к отображению мира посредством рисования, и незаурядные способности, определившие становление сына, как художника, изображавшего животных.
Иллюстрация Е.И.Чарушина к рассказу В.Бианки Первая охота
Евгений Иванович иллюстрировал рассказы Бианки, много работал над другими книгами, создавал портреты животных для детей.
Как детский писатель, Евгений попробовал себя в создании многих произведений, таких как сказки и рассказы о животных. Особенностью его творений была необычайная динамичность, передача действия глаголами (в рассказе «Лисята»), точное считывание повадок обитателей, населявших животный мир.
Впоследствии сочинитель отошел от простых предложений, однако в его текстах можно встретить очень много звукоподражаний животным, что делает их неподражаемыми для восприятия ребенком.
Слайд 29Муравьиная тропаБыл у муравьев мостик через ручей — дерево упало, они
по нему и бегали. Люди ходили тут и каждый день давили муравьев. Однако насекомых не остановишь, если они выбрали себе тропу. Кто-то сделал очень просто; взял да и положил рядом другое бревно. Муравьи ползают по своему мостику, а человек делает свои шаги по новому бревну.
Муравьиная тропаБыл у муравьев мостик через ручей — дерево упало, они по нему и бегали. Люди ходили тут и каждый день давили муравьев. Однако насекомых не остановишь, если они выбрали себе тропу. Кто-то сделал очень просто; взял да и положил рядом другое бревно. Муравьи ползают по своему мостику, а человек делает свои шаги по новому бревну.
Становление юного художника
После окончания гимназии Евгений поступил в Петербургскую Академию художеств на живописный факультет. Он много времени проводил в зоопарке, где рисовал животных с натуры.
Большое влияние на становление Чарушина оказал мастер книжной иллюстрации Владимир Лебедев, под началом которого он работал в Детском отделе Госиздата. Лебедев помог начинающему художнику сформировать свой собственный неповторимый стиль, связанный, прежде всего, с изображением животных. Первой книгой, в которой появились иллюстрации Евгения Чарушина, стал рассказ В. В. Бианки «Мурзук». В дальнейшем он сотрудничал с такими известными писателями, как Михаил Пришвин, Корней Чуковский, Максим Горький, Самуил Маршак и другими.
Слайд 16Пожарная собакаСобак приучают спасать детей во время пожара. Одна собака спасла
двенадцать детей. Её звали Боб.
Один раз загорелся дом. В доме осталась маленькая девочка. Пожарные послали Боба. Боб через минуту вынес из дома девочку. Мать плакала от радости. Все ласкали Боба, а он рвался опять в дом.
Его пустили, и он быстро скрылся в огне. Смотрят — Боб тащит в зубах ещё ребёнка. Потом увидели, что это была большая кукла.
Пожарная собакаСобак приучают спасать детей во время пожара. Одна собака спасла двенадцать детей. Её звали Боб.
Один раз загорелся дом. В доме осталась маленькая девочка. Пожарные послали Боба. Боб через минуту вынес из дома девочку. Мать плакала от радости. Все ласкали Боба, а он рвался опять в дом.
Его пустили, и он быстро скрылся в огне. Смотрят — Боб тащит в зубах ещё ребёнка. Потом увидели, что это была большая кукла.
Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография и творчество
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей. Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными. Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.
Почему Тюпа не ловит птиц
Видит Тюпа, недалеко от него сидит воробей и песни поёт-чирикает:
«Чив-чив! Чив-чив!»
«Тюп-тюп-тюп-тюп, — заговорил Тюпа. — Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» — и пополз к воробью.
Но его воробей сразу приметил — крикнул по-воробьиному:
«Чив! Чив! Разбойник ползёт! Вот он где прячется! Вот он где!»
И тут, откуда ни возьмись, со всех сторон налетели воробьи, расселись кто по кустам, кто и прямо на дорожке перед Тюпой.
И начали на Тюпу кричать:
«Чив-чив!
Чив-чив!»
Кричат, галдят, чирикают, ну, никакого терпенья нет.
Испугался Тюпа — такого крику он ни разу не слыхал — и ушёл от них поскорее.
А воробьи вдогонку ещё долго кричали.
Наверно, рассказывали друг другу, как Тюпа полз-прятался, хотел их словить и съесть. И какие они, воробьи, храбрые, и как они Тюпку испугали.
Некого Тюпе ловить. Никто в лапы не даётся. Влез Тюпа на деревцо, спрятался в ветках и поглядывает.
Но не охотник добычу увидел, а добыча охотника разыскала.
Видит Тюпа: он не один, на него какие-то птицы смотрят, не пенки-малышки, не крикуны-воробьишки, вот какие — самого Тюпы чуть поменьше. Это, наверно, дрозды искали местечко, где вить гнездо, и увидали какую-то непонятную зверюшку — Тюпку.
Тюпа обрадовался:
«Вот интересно-то! Тюп-тюп-тюп-тюп! Кто это такие? Тюп-тюп-тюп-тюп! Схвачу! Тюп-тюп-тюп-тюп! Словлю! Тюп-тюп-тюп-тюп! Поймаю! Поиграю!»
Только не знает Тюпа, кого первого ловить.
Один дрозд сзади Тюпки сидит, другой перед Тюпкой — вот тут, совсем близко.
Тюпа то сюда, то туда повернётся — тюпает-тюпает. То на одного, то на другого посмотрит.
Отвернулся от одного, кто был сзади, а другой, передний, как налетит на Тюпку да как клюнет его клювом!
Тюпа сразу перестал тюпать.
Он понять не может, что это такое.
Обидели его! Клюнули!
Спрыгнул Тюпа в кусты — и ходу, где бы только спрятаться.
И если теперь Тюпа видит птицу, он никакого внимания на неё не обращает.
Вот почему Тюпа не ловит птиц.
Первые рассказы Евгения Чарушина
Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»).
Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка.
Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.
Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.
С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.
Слайд 8Курочка Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел
дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!
Курочка Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!
Творчество
Первой книгой, проиллюстрированной Евгением Чарушиным, стал «Мурзук» Виталия Бианки. В дальнейшем художник создавал иллюстрации для произведений Михаила Пришвина, Корнея Чуковского и Максима Горького, русские сказки. Наибольшее признание получили портреты героев произведения Самуила Маршака «Детки в клетке».
Иллюстрации Евгения Чарушина к книге Самуила Маршака «Детки в клетке»
Любимой техникой Евгения Ивановича являлась литография. Иллюстратор обычно пренебрегал изображением среды, в которой находились медвежата и волчата, его мышление сопротивлялось изображению пространства.
Во время войны художник, находившийся с семьей в эвакуации в родном городе на берегу Вятки, был вынужден отойти от любимой тематики и техники. Среди работ Чарушина того времени – оформление спектаклей драматического театра, создание плакатов, иллюстрирование сборников «Наука ненависти» и «Боевые дни», роспись общественных помещений города Кирова – от Дома пионеров до заводской столовой.
Художник и писатель Евгений Чарушин
Евгений Чарушин неоднократно сотрудничал с фарфоровым заводом, расположенным в городе на Неве. До войны создавал рисунки для росписи фарфора и разрабатывал способы их нанесения на сервизы, а в послевоенные годы лепил миниатюрные фигурки животных.
Писать прозу Чарушин начал по совету Маршака, дебютировав произведением «Щур». Почти все рассказы и сказки Евгения Ивановича повествуют о животных, произведения благополучны по тональности и финалам – персонажи не становятся ни убийцами, ни жертвами. Постоянный спутник Чарушина-рассказчика – юмор, частый художественный прием – звукоподражание (Например, «Фить-пирю» в «Перепелке»).
Иллюстрации Евгения Чарушина к книге «Никитка и его друзья»
В прозе художника много оборотов устной речи – вульгаризмов и жаргонизмов. Благодаря этому у читателя создается впечатление, что писатель не сочинил истории, а пережил их (как выбор щенка в рассказе «Про Томку») или подслушал и записал. Художник и писатель почти никогда не прибегал к умилительному антропоморфизму – изображению мира животных аналогичным миру людей, и, следовательно, постижимому для двуногих.
В каждой живой твари Чарушину виделась загадка, а таинственность жизни животного отлично передавалась отсутствием контурного рисунка – рисованием «пятнами» и «штрихами», своеобразным анималистическим импрессионизмом. Наиболее интересными Евгения Ивановича считал зверят – ведь в будущих Топтыгиных и Патрикеевных сочетались черты ребенка и зверя. Об этом свидетельствуют сами названия произведений анималиста («Медвежата», «Мохнатые ребята», «Волчишко»).
Хронологическая таблица «Основные события жизни и творчества Е. И. Чарушина»
1901 год. 11 ноября. В Вятке в семье известного архитектора Ивана Аполлоновича и пианистки Любови Александровны рождается мальчик Женя.
1907. Женю отдают в Коммерческое училище, где преподаватель замечает талант мальчика к рисованию.
1915. Женя с друзьями организовывает Союз поэтов и художников и выпускает журнал «Сопохуд».
1918. Юноша заканчивает среднюю школу и идёт служить в Красную армию.
1922. Евгений возвращается из армии и перебирается в Ленинград, где поступает в Академию художеств.
1924. Юноша с друзьями совершает путешествие на Алтай. Параллельно с учёбой он начинает подрабатывать в журнале «Мурзилка».
1927. После окончания Академии, художник начинает работать в Детском отделе Госиздата.
1928. Молодой художник делает иллюстрации к повести Виталия Бианки «Мурзук». Он женится на Наталье Аркадьевне Зоновой.
1929. Печатается первая книга писателя «Вольные птицы».
1930. Первые рассказы писателя появляются на страницах детских журналов. Выходит его книга «Щур».
1931. Издаётся книга «Волчишко», иллюстрации к которой автор делает сам.
1934. У писателя рождается сын Никита.
1935. Художник делает иллюстрации к знаменитой книге Самуила Маршака «Детки в клетке».
1938. Печатается сборник рассказов «Никитка и его друзья», героем которых автор сделал своего сына. Он становится заслуженным художником РСФСР.
1941. Писатель эвакуируется в Киров, там он пишет картины на партизанскую тему.
1942. Издаётся первая часть самой известной книги писателя «Моя первая зоология».
1946. Выходит в свет книга «Шутки», написанная в соавторстве с сестрой Еленой Шумской.
1948. Печатается знаменитая книга «Кот Епифан».
1950. Выходит в свет очередной сборник рассказов «Про больших и маленьких».
1951. Чарушин иллюстрирует «Алёнушкины сказки» Дмитрия Мамина-Сибиряка.
1954. Иллюстрации художника появляются в книгах Николая Сладкова «Медвежья горка» и Валентина Бианки «Мастера без топора».
1957. Издаётся сборник «Про Томку».
1965 год. 18 февраля. Чарушин умирает в Ленинграде. Его хоронят на Богословском кладбище.
Краткая биография Евгения Чарушина для школьников
Годы жизни: 11.11.1901 — 18.02.1965. Прожил 63 года.
Жанры, в которых работал: рассказы, сказки.
Основные произведения: «Про сороку», «Кот Епифан», «Моя первая зоология».
Интересные факты из жизни Е. И. Чарушина
- В Вятском коммерческом училище он был настолько непослушным, что однажды даже организовал подрыв печки.
- В гимназии он подружился с Юрием Васнецовым. Эта дружба была длиною в жизнь.
- Любимой техникой рисования у него была литография. Он пренебрегал изображением среды, герои его иллюстраций были вне пространства.
- С женой Натальей он прожил счастливую, спокойную жизнь. У них был один сын Никита. Чарушин успел увидеть и внучку, которая была названа в его честь.
- Тяжёлый труд во время войны сильно подорвал здоровье писателя. Во время Кировских росписей он неоднократно терял сознание.