Герои и образы
Генерал Ламновский не был любим ни начальством, ни детьми. К детям он был суров и безучастен, не заботился о них, но докучал и придирался ко всему. Дети отвечали Ламновскому тем же: они высмеивали его неприятные и смешные манеры.
Ламновский не мог вдохновить молодое поколение или внушить уважение к себе, потому что был человеком неинтересным и, очевидно, не особенно умным: ему недоставало слов «на выражение начальственных внушений детям». Привычка гладить нос всеми пятью пальцами во время выступления перед воспитанниками была самой смешной.
Ламновский не умел находить общий язык с кадетами, сердился на них и наказывал их. Его сердце не умело ни любить, ни прощать. Совсем не такой была его жена.
Генеральша, в отличие от мужа, была тиха, как ангел. Несмотря на свою болезнь, она, как думали кадеты, охраняла их кротким нравом от злобы генерала, была их добрым гением.
Кадеты никогда не видели генеральшу. Это была одна из причин, почему они приняли умирающую женщину, с трудом доковылявшую до гроба мужа, за привидение.
Женщина, принятая кадетами за привидение, сравнивается с трупом, в котором заключена душа. Фигура женщины измождена, лицо «страшно худое, до синевы бледное и совсем угасшее», волосы густые, длинные и седые. Глаза несчастной сравниваются со сверкающими углями. Они яркие и блестят воспалённым огнём. Руки женщины худые, похожие на руки скелета, уста черны и открыты. Сходство с привидением усиливается от дыхания, похожего на стон, белой одежды вдовы.
Умирающая женщина легко справляется с задачей, которую всю жизнь безуспешно решал её муж. Она только погрозила шалуну пальцем и посмотрела на него «с неизъяснимой грустью». Этого было достаточно, чтобы не только провинившийся мальчик, но и все воспитанники «Инженерного замка» перестали радоваться чьей-либо смерти. Это настоящее чудо пробуждения Божьего духа в грешном человеке.
Описывая кадетов, Лесков точно отмечает их жестокость. Подростки не прощают Ламновскому неприятные манеры, например, привычку при разговоре гладить нос. Дети называют это «доить слова из носа». Они не способны к проявлению милосердия.
Кадеты не церемонятся со своим директором. Злые дети распускали слухи, что генералу мрамор для постройки Исаакиевского собора носят демоны. Но самая жестокая шалость кадетов – «похороны» генерала каждый год в день его именин.
К-дин – самый отчаянный шалун.
Насмешка над мёртвым кощунственна. Но радость К-дина от того, что покойник не сможет его наказать, так велика, что превосходит страх мистического. Тем сильнее раскаянье мальчика.
Сочинение Образ Рыжова в рассказе Однодум Лескова
В рассказе Н.С. Лескова «Однодум» одним из главных героев является Александр Афанасьевич Рыжов. Это мужчина среднего возраста. Он очень большой и сильный. Его можно сравнить с богатырем. Рыжов серьезный и волевой человек. Начинал свою карьеру он с работы почтальоном. Затем спустя некоторое время он пошёл на службу в качестве городского квартального. На данный момент Рыжов стал занимать пост исполняющего обязанности городничего. Образ Рыжова приравнивается к праведнику. Мужчина чтит и неукоснительно соблюдает все заповеди, которые указаны в Библии. Местные жители считаю Александра Афанасьевича немного чудным и юродивым. Так же за глаза люди называют его еретиком. В свободное время Рыжов пишет книжный опус, который представляет собой летопись – автобиографию. Он пишет в религиозно-философском стиле.
Рыжов ведет себя как проповедник. Он часто цитирует речи проповедей и старается подражать библейским героям.
Александр Афанасьевич Рыжов категорически не приветствует взятки. Он никогда не берет подарки и любые подношения. Это его характеризует как человека доброго и честного. Рыжов и его семья вынуждены жить на его маленькое жалование. Всем им катастрофически не хватает денег. Они даже не могут купить новую и модную одежду, поэтому наряды у всех достаточно скромные. Рыжов очень смелый человек, он никого не боится. Мужчина с начальством ведет себя уверенно и не робеет. Рыжов часто высказывает им в лицо свое недовольство по поводу их работы.
Несмотря на то, что Рыжов придерживается образа проповедника при людях, дома он очень жестоко и грубо общался с женой. Он часто называл ее пренебрежительно «бабой». Он хотел, что бы супруга во всем слушалась, не перечила и подчинялась ему. Его супруга должна была обращаться к Рыжову исключительно на «Вы». В случае, когда жена совершала некоторые ошибки Александр Афанасьевич, позволял себе ее бить. Такие у него были воспитательные методы. Он был добрым и позитивным с чужими людьми, а дома постоянно унижал человеческое достоинство собственной жены.
Александр Афанасьевич оказался долгожителем. Он прожил долгую и, по его мнению, счастливую жизнь. Скончался он, будучи девяностолетним стариком.
В произведении хорошо описан нравственный максимализм, который присущ русским людям. Главный герой глубоко верующий человек. Он честен и не берет взяток. Но, он не идеален. Рыжов на протяжении всей жизни совершил только один грех, мужчина унижал свою жену. В целом персонаж положительный.
Библиография
Произведения Николая Лескова:
Романы:
- Некуда (1864)
- Старые годы в селе Плодомасове (1869)
- На ножах (1870)
- Соборяне (1872)
- Захудалый род (1874)
- Чёртовы куклы (1890)
Повести:
- Житие одной бабы (1863)
- Леди Макбет Мценского уезда (1864)
- Обойдённые (1865)
- Островитяне (1866)
- Воительница (1866)
- Смех и горе (1871)
- Загадочный человек (1872)
- Запечатленный ангел (1872)
- Очарованный странник (1873)
- На краю света (1875), основана на подлинном случае миссионерской деятельности архиепископа Нила.
- Некрещёный поп (1877)
- Левша (1881)
- Печерские антики (1882)
- Гора (1888)
- Оскорблённая Нетэта (1890)
- Полунощники (1891)
Рассказы:
- Овцебык (1862)
- Павлин (1874)
- Владычный суд (1876)
- Железная воля (1876)
- Праведники (1876)
- Бесстыдник (1877)
- Однодум (1879)
- Шерамур (1879)
- Чертогон (1879)
- Белый орёл (1880)
- Епархиальный суд (1880)
- Кадетский монастырь (1880)
- Несмертельный Голован (1880)
- Русский демократ в Польше (1880)
- Привидение в инженерном замке (1882)
- Тупейный художник (1883)
- Заметки неизвестного (цикл рассказов, 1884)
- Святочные рассказы (цикл рассказов)
- Рассказы кстати (цикл рассказов, 1884–1888)
- Пугало (1885)
- Человек на часах (1887)
- Грабёж (1887)
- Скоморох Памфалон (1887) (первоначальное заглавие «Боголюбезный скоморох» не было пропущено цензурой)
- Лев старца Герасима (1888)
- Легенды о совестном Даниле (1888)
- Час воли Божией (Сказка) (1890)
- Пустоплясы (1892)
- Юдоль (1892)
- Административная грация (1893)
- Заячий ремиз (1894)
Пьесы
Расточитель (1867)
031. Лесков. Биография. Произведения.
Образование и карьера
В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось – за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события, о которых стоит упомянуть даже в краткой биографии Лескова – от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.
В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.
В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.
Позднее творчество
В 1870-е годы Лесков был сотрудником учебного отдела Ученого комитета в Министерстве народного просвещения, затем — сотрудником Министерства государственных имуществ. Служба особой радости ему никогда не приносила, поэтому отставку в 1883 году он принял как возможность стать независимым. Главной для писателя всегда оставалась литературная деятельность.
«Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Человек на часах», «Несмертельный Голован», «Тупейный художник», «Зло» — это малая часть произведений, которые пишет в 1870-1880-е годы Лесков Н. С. Рассказы и повести объединяют образы праведников – героев прямодушных, бесстрашных, не способных мириться со злом. Довольно часто основу произведений составляли воспоминания или сохранившиеся старые рукописи.
А среди героев наряду с вымышленными встречались и прообразы реально живших людей, что придавало сюжету особую достоверность и правдивость. Сами произведения с годами все больше обретали сатирически-обличающие черты. В результате повести и романы поздних лет, среди которых «Незаметный след», «Соколий перелет», «Заячий ремиз» и, конечно, «Чертовы куклы», где прототипом для главного героя послужил царь Николай Первый, не были напечатаны вовсе или публиковались с большими цензурными правками. По признанию Лескова, издание произведений, всегда довольно проблематичное, на склоне лет стало и вовсе невыносимым.
Проявление истинного таланта
Только пройдя через многочисленные обвинения, порой доходившие до прямых оскорблений, смог обрести настоящего читателя Н. С. Лесков. Биография его делает крутой виток в 1872 году, когда печатается роман «Соборяне». Главная его тема – противостояние истинной христианской веры казенной, а главные герои – священнослужители старого времени и противопоставленные им нигилисты и чиновники всех рангов и областей, включая церковных.
Этот роман стал началом создания произведений, посвященных русскому духовенству и хранящим народные традиции поместным дворянам. Под его пером возникает мир гармоничный и самобытный, строящийся на вере. Присутствует в произведениях и критика негативных сторон сложившейся в России системы. Позже эта особенность стиля писателя все-таки откроет ему дорогу в демократическую литературу.
Литература
Мысль посвятить жизнь искусству слова посещала Лескова давно. Впервые молодой человек задумался о писательском поприще, колеся по российским просторам с заданиями от — поездки дарили яркие события и типажи людей, которые так и просились на бумагу.
Первые шаги в литературу Николай Семенович сделал как публицист. Писал статьи «на злобу дня» в петербургские и киевские газеты, на чиновников и полицейских врачей обрушилась критика в коррупции. Успех публикаций был грандиозным, завели несколько служебных расследований.
Писатель Николай Лесков
Проба пера как автора художественных произведений случилась только в 32 года – Николай Лесков написал повесть «Житие одной бабы» (сегодня мы знаем ее как «Амур в лапоточках»), которую получили читатели журнала «Библиотека для чтения».
С первых же работ о писателе заговорили как о мастере, умеющем ярко передать женские образы с трагичной судьбой. А все потому, что вслед за первой повестью вышли гениальные, проникновенные и сложные очерки «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница». Лесков умело вплетал в представленную темную строну жизни индивидуальный юмор и сарказм, демонстрируя уникальный стиль, который позже признали разновидностью сказа.
Портрет Николая Лескова
В круг литературных интересов Николая Семеновича входила и драматургия. Начиная с 1867 года писатель начал создавать пьесы для театров. Одна из популярных – «Расточитель».
Лесков громко заявил о себе и как романист. В книгах «Некуда», «Обойденные», «На ножах» высмеивал революционеров и нигилистов, заявляя о неготовности России к радикальным переменам. Такую оценку творчеству писателя после прочтения романа «На ножах» дал Максим Горький:
После выхода романов, критикующих революционных демократов, редакторы журналов устроили Лескову бойкот. Не отказывался от сотрудничества с писателем только Михаил Катков, возглавляющий «Русский вестник», но работать с этим литератором было невозможно – нещадно правил рукописи.
Книги Николая Лескова
Следующим произведением, вошедшим в сокровищницу родной литературы, стала легенда о мастерах оружейного дела «Левша». В ней неповторимый стиль Лескова заблистал новыми гранями, автор сыпал оригинальными неологизмами, наслаивал друг на друга события, создав сложный каркас. О Николае Семеновиче заговорили как о сильном писателе.
В 70-х годах писатель переживал трудные времена. Министерство народного просвещения поставило Лескова на должность оценщика новых книг – он решал, можно пропускать издания к читателю или нет, и получал за это мизерный оклад. К тому же очередную повесть «Очарованный странник» отвергли все редакторы, включая Каткова.
Роман Николая Лескова «Очарованный странник»
Это произведение литератор задумывал как альтернативу традиционному жанру романа. Повесть объединила несвязанные сюжеты, причем они не закончены. «Свободную форму» критики разбили в пух и прах, и Николаю Семеновичу пришлось публиковать обрывки своего детища в россыпи изданий.
В дальнейшем автор обратился к созданию идеализированных персонажей. Из-под его пера вышел сборник рассказов «Праведники», включивший зарисовки «Человек на часах», «Фигура» и другие. Писатель представил прямодушных совестливых людей, утверждая, что всех встретил на жизненном пути. Впрочем, критики и коллеги приняли работы с сарказмом. В 80-х годах праведники приобрели религиозные черты – Лесков писал о героях раннего христианства.
Памятник Николаю Лескову
На закате жизни Николай Семенович вновь обратился к изобличению чиновников, военных, представителей церкви, подарив литературе произведения «Зверь», «Тупейный художник», «Пугало». А еще именно в это время Лесков написал рассказы для детского чтения, которые с радостью брали редакторы журналов.
Среди гениев литературы, прославившихся позже, нашлись верные поклонники Николая Лескова. Лев Толстой считал самородка из орловской глубинки «самым русским писателем», а Иван Тургенев и Антон Чехов возводили мужчину в ранг своих наставников.
ГЛАВА ВТОРАЯ
Особенно было в моде пугать новичков или так называемых «малышей», которые, попадая в замок, вдруг узнавали такую массу страхов о замке, что становились суеверными и робкими до крайности. Более всего их пугало, что в одном конце коридоров замка есть комната, служившая спальней покойному императору Павлу, в которой он лег почивать здоровым, а утром его оттуда вынесли мертвым. «Старики» уверяли, что дух императора живет в этой комнате и каждую ночь выходит оттуда и осматривает свой любимый замок, — а «малыши» этому верили. Комната эта была всегда крепко заперта, и притом не одним, а несколькими замками, но для духа, как известно, никакие замки и затворы не имеют значения. Да и, кроме того, говорили, будто в эту комнату можно было как-то проникать. Кажется, это так и было на самом деле. По крайней мере жило и до сих пор живет предание, будто это удавалось нескольким «старым кадетам» и продолжалось до тех пор, пока один из них не задумал отчаянную шалость, за которую ему пришлось жестоко поплатиться. Он открыл какой-то неизвестный лаз в страшную спальню покойного императора, успел пронести туда простыню и там ее спрятал, а по вечерам забирался сюда, покрывался с ног до головы этой простынею и становился в темном окне, которое выходило на Садовую улицу и было хорошо видно всякому, кто, проходя или проезжая, поглядит в эту сторону.
Исполняя таким образом роль привидения, кадет действительно успел навести страх на многих суеверных людей, живших в замке, и на прохожих, которым случалось видеть его белую фигуру, всеми принимавшуюся за тень покойного императора.
Шалость эта продолжалась несколько месяцев и распространила упорный слух, что Павел Петрович по ночам ходит вокруг своей спальни и смотрит из окна на Петербург. Многим до несомненности живо и ясно представлялось, что стоявшая в окне белая тень им не раз кивала головой и кланялась; кадет действительно проделывал такие штуки. Все это вызывало в замке обширные разговоры с предвозвещательными истолкованиями и закончилось тем, что наделавший описанную тревогу кадет был пойман на месте преступления и, получив «примерное наказание на теле», исчез навсегда из заведения. Ходил слух, будто злополучный кадет имел несчастие испугать своим появлением в окне одно случайно проезжавшее мимо замка высокое лицо, за что и был наказан не по-детски. Проще сказать, кадеты говорили, будто несчастный шалун «умер под розгами», и так как в тогдашнее время подобные вещи не представлялись невероятными, то и этому слуху поверили, а с этих пор сам этот кадет стал новым привидением. Товарищи начали его видеть «всего иссеченного» и с гробовым венчиком на лбу, а на венчике будто можно было читать надпись: «Вкушая вкусих мало меду и се аз умираю».
Если вспомнить библейский рассказ, в котором эти слова находят себе место, то оно выходит очень трогательно.
Вскоре за погибелью кадета спальная комната, из которой исходили главнейшие страхи Инженерного замка, была открыта и получила такое приспособление, которое изменило ее жуткий характер, но предания о привидении долго еще жили, несмотря на последовавшее разоблачение тайны. Кадеты продолжали верить, что в их замке живет, а иногда ночами является призрак. Это было общее убеждение, которое равномерно держалось у кадетов младших и старших, с тою, впрочем, разницею, что младшие просто слепо верили в привидение, а старшие иногда сами устраивали его появление. Одно другому, однако, не мешало, и сами подделыватели привидения его тоже побаивались. Так, иные «ложные сказатели чудес» сами их воспроизводят и сами им поклоняются и даже верят в их действительность.
Кадеты младшего возраста не знали «всей истории», разговор о которой, после происшествия с получившим жестокое наказание на теле, строго преследовался, но они верили, что старшим кадетам, между которыми находились еще товарищи высеченного или засеченного, была известна вся тайна призрака. Это давало старшим большой престиж, и те им пользовались до 1859 или 1860 года, когда четверо из них сами подверглись очень страшному перепугу, о котором я расскажу со слов одного из участников неуместной шутки у гроба.
Глава третья
В том 1859 или 1860 году умер в Инженерном замке начальник этого заведения, генерал Ламновский. Он едва ли был любимым начальником у кадет и, как говорят, будто бы не пользовался лучшею репутациею у начальства. Причин к этому у них насчитывали много: находили, что генерал держал себя с детьми будто бы очень сурово и безучастливо; мало вникал в их нужды; не заботился об их содержании, — а главное, был докучлив, придирчив и мелочно суров. В корпусе же говорили, что сам по себе генерал был бы еще более зол, но что неодолимую его лютость укрощала тихая, как ангел, генеральша, которой ни один из кадет никогда не видал, потому что она была постоянно больна, но считали ее добрым гением, охраняющим всех от конечной лютости генерала.
Кроме такой славы по сердцу, генерал Ламновский имел очень неприятные манеры. В числе последних были и смешные, к которым дети придирались, и когда хотели «представить» нелюбимого начальника, то обыкновенно выдвигали одну из его смешных привычек на вид до карикатурного преувеличения.
Самою смешною привычкою Ламновского было то, что, произнося какую-нибудь речь или делая внушение, он всегда гладил всеми пятью пальцами правой руки свой нос. Это, по кадетским определениям, выходило так, как будто он «доил слова из носа». Покойник не отличался красноречием, и у него, что называется, часто недоставало слов на выражение начальственных внушений детям, а потому при всякой такой запинке «доение» носа усиливалось, а кадеты тотчас же теряли серьезность и начинали пересмеиваться. Замечая это нарушение субординации, генерал начинал еще более сердиться и наказывал их. Таким образом, отношения между генералом и воспитанниками становились все хуже и хуже, а во всем этом, по мнению кадет, всего более был виноват «нос».
Не любя Ламновского, кадеты не упускали случая делать ему досаждения и мстить, портя так или иначе его репутацию в глазах своих новых товарищей. С этою целью они распускали в корпусе молву, что Ламновский знается с нечистою силою и заставляет демонов таскать для него мрамор, который Ламновский поставлял для какого-то здания, кажется для Исаакиевского собора. Но так как демонам эта работа надоела, то рассказывали, будто они нетерпеливо ждут кончины генерала, как события, которое возвратит им свободу. А чтобы это казалось еще достовернее, раз вечером, в день именин генерала, кадеты сделали ему большую неприятность, устроив «похороны». Устроено же это было так, что когда у Ламновского, в его квартире, пировали гости, то в коридорах кадетского помещения появилась печальная процессия: покрытые простынями кадеты, со свечами в руках, несли на одре чучело с длинноносой маской и тихо пели погребальные песни. Устроители этой церемонии были открыты и наказаны, но в следующие именины Ламновского непростительная шутка с похоронами опять повторилась. Так шло до 1859 года или 1860 года, когда генерал Ламновский в самом деле умер и когда пришлось справлять настоящие его похороны. По обычаям, которые тогда существовали, кадетам надо было посменно дежурить у гроба, и вот тут-то и произошла страшная история, испугавшая тех самых героев, которые долго пугали других.
Личная жизнь
В биографии Николая Лескова было 2 официальных брака. Его первой женой стала дочь богатого предпринимателя Ольга Смирнова, на которой он женился в 22-летнем возрасте.
Со временем у Ольги начались психические расстройства. Позже ее даже пришлось отправить на лечение в клинику.
Николай Лесков и его первая жена Ольга Смирнова
В этом браке у писателя родилась девочка Вера и мальчик Митя, который умер в раннем возрасте.
Оставшись фактически без жены, Лесков начал сожительствовать с Екатериной Бубновой. В 1866 г. у них родился сын Андрей. Прожив в гражданском браке 11 лет, они решили расстаться.
Николай Лесков и его вторая жена Екатерина Бубнова
Интересен факт, что Николай Лесков практически на протяжении всей своей биографии был убежденным вегетарианцем. Он являлся ярым противником убийства животных ради пропитания.
Более того, в июне 1892 г. в газете «Новое время» Лесков опубликовал призыв под названием «О необходимости издания на русском языке хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев».
В результате в 1893 г. в России была опубликована такая книга.