Вопросы для обсуждения (50 вопросов)
1. Как охарактеризуете главных героев рассказа?
2. Что это за люди, какой у них характер, какие у них ценности, от чего получают удовольствие, к чему стремятся, какое у них образование, образ жизни, внутреннее содержание?
3. Как повел себя главный герой?
4. Он поступил хорошо или плохо?
5. Почему он поступил именно так?
6. Имеется ли у него чувство сострадания?
7. Почему у него это чувство не развито?
8. Почему главный герой умирал от скуки? Что мешало ему найти какое-то интересное занятие для себя?
9. Что такое скука?
10. Проявление внутренней лени, пустоты, или отсутствия цели, смысла жизни?
11. Как часто Вы скучали в течение последней недели, месяца?
12. Какое место занимает в вашей жизни борьба против скуки?
13. Является ли главный герой нравственно зрелым?
14. Почему остановилось его нравственное развитие?
15. Является ли главный герой ценителем искусства, раз посещает театр и не может пропустить спектакль?
16. Почему не заметно никакого положительного влияния искусства на него? Ведь театр в частности существует, чтобы развивать в людях доброту, сострадание, чувство справедливости? Или у театра другие цели?
17. Каковы цели театра, смысл театра как явления?
18. Какова цель искусства как явления?
19. Какое влияние должно оказать искусство на человека?
20. Все ли люди подвержены или чувствительны влиянию искусства, если говорить конкретно о театре?
21. Почему можно всю жизнь ходить в театр и оставаться бараном?
22. В каком эпизоде герой проявил гордыню?
23. Что представляет собой гордыня?
24. Много ли людей, которым удалось усмирить свою гордыню?
25
Важно ли одержать победу над собственной гордыней?. 26
Как именно люди становятся слугами собственной гордыни?
26. Как именно люди становятся слугами собственной гордыни?
27. Что мешает человеку победить свою гордыню?
28. Что помогает человеку победить свою гордыню?
29. Возможна ли окончательная победа над гордыней? Почему да или почему нет?
30. Проявил ли главный герой подлость?
31. Почему люди бывают подлыми? Какие причины формируют в людях это качества?
32. Проявил ли главный герой лицемерие?
33. Почему люди бывают лицемерами?
34. Проявил ли главный герой жестокость?
35. Почему люди бывают жестокими?
36. Является ли главный герой эгоистом?
37. В чем проявляется его эгоизм?
38. Является ли главная героиня наивной?
39. Что такое наивность, как она формируется, чем обусловлена в данном конкретном случае и не только?
40. Является ли главная героиня искренней?
41. Что такое искренность, как она формируется, от чего зависит?
42. Является ли искренность полезным качеством или наоборот, она может принести много вреда и страданий?
43. Почему быть искренним хорошо?
44. Всегда ли нужно быть искренним?
45. Почему главная героиня ждала, что ей помогут?
46. Как поступила бы главная героиня, если бы у нее просили что-то в аналогичной ситуации, находясь на месте своего собеседника?
47. Почему считаете, что именно так? Какие признаки говорят об этом?
48. Какое отношение возникло у вас к каждому из персонажей?
49. У вас есть знакомы люди, похожие на персонажи рассказа?
50. На кого похожи вы сами? Бывало, что вели себя как герой или героиня? Когда и в каких обстоятельствах?Стоит ли подумать над этим?
Краткий пересказ
(434 слова) Девятилетний Ванька Жуков в ночное время под самое Рождество старательно пишет письмо в родную деревню своему дедушке Константину Макарычу. Три месяца назад мальчика отослали в Москву «к сапожнику Аляхину» на обучение. Ребёнок остался сиротой. Единственный близкий человек для Ваньки — это дедушка, который работает в деревне в усадьбе господ Живарёвых ночным сторожем. Днём Константин Макарыч, по своему обыкновению, спит или беседует с кухарками, а ночью несёт службу. С ним ходят старая собачка Каштанка и чёрный пёс Вьюн.
Ванька по-простому, детским слогом, рассказывает в письме о своей нелёгкой жизни у сапожника. Хозяева плохо его кормят, часто бьют и ругают за любую провинность: за то, что он заснул, укачивая в люльке хозяйского ребёнка, неправильно почистил рыбу. Кроме того, он терпит насмешки от подмастерьев. Ванька очень просит, чтобы дедушка забрал его обратно в деревню. Мальчик готов всё для него делать: тереть ему табак, молиться за него. Даже готов стерпеть от деда побои, если будет за что. Чтобы не быть дедушке в тягость, он пошёл бы «в подпаски» или к приказчику чистить обувь. Он пишет, что хотел бы уйти в деревню сам, своим ходом, но боится холода, ведь у него нет тёплой обуви. Ванька описывает Москву. Его удивил большой город, где много господских домов и лошадей, разнообразие товаров в торговых лавках.
Пока Ванька пишет, перед глазами его встаёт былое время, когда он жил вместе с Константином Макарычем. Он ясно помнит, как однажды они вместе под Рождество ходили в лес, чтобы срубить ель для праздника в господской усадьбе. Ему вспомнилась и его покойная мать Пелагея. Она трудилась горничной у Ольги Игнатьевны — барышни, которая по доброте своей угощала ребёнка конфетами и просто так, от нечего делать, обучила его грамоте, счёту до ста и даже разучила с ним кадриль. После смерти Пелагеи, Ваньку перевели к Константину Макарычу в людскую кухню, а позже отправили в Москву, к Аляхину.
Мальчик несколько раз повторяет в письме просьбу о том, чтобы Константин Макарыч приехал в Москву и забрал его. Ванька хочет, чтобы дедушка попросил у Ольги Игнатьевны ёлочную игрушку в виде золотистого ореха — «скажи, для Ваньки», и чтобы никому дед не отдавал его гармонь. В конце письма он передаёт поклоны тем, кого он знал и любил в деревне.
Вложив готовое письмо в конверт, Ванька подписал его: «На деревню дедушке». Поразмыслив немного, он приписал: «Константину Макарычу». Довольный мальчик выбежал из дома в одной рубахе. Накануне он спросил сидельцев из мясной лавки, как отправляются письма. Он добежал до первого попавшегося почтового ящика и опустил конверт.
Через час Ванька уже спал, надеясь, что дед получит его послание. Мальчику снилось, как Константин Макарыч сидит на печке и зачитывает его письмо кухаркам. Неподалёку от него бродит пёс Вьюн и виляет хвостом.
2 место — Водолей
Какой знак зодиака лучшая жена, но не совсем, а почти? Почетное второе место достается Водолеям — только и исключительно потому, что Водолеи не любят быть первыми: к чему стремиться тогда, а? Жена-Водолей — почти мифическая женщина, главная героиня мужских грез: вечно юная (девяностолетние Водолеи умеют хихикать, как первокурсницы); вечно прекрасная, потому что темперамент Водолеев времени неподвластен; вечно удивительная, потому что Водолей всегда будет жить своей жизнью рядом с мужем и никогда не станет жить им одним. Проблема тут только одна: ты семь пар железных сапог стопчешь, бро, пока будешь за ней таскаться и ныть: «Выходи за меня, ну, пожалуйста!»
11 место — Рыбы
Жениться на Рыбке — то же самое, что завести котика: в доме будет жить очень красивое существо, которое всю жизнь будет смотреть на тебя как на прискорбно благоухающий итог длительного процесса пищеварения. При этом Рыбки обходятся куда дороже котиков, а вот пользы приносят столько же: иногда, если Рыбка соизволит пребывать в хорошем расположении духа, ее можно будет взять на ручки и немного потискать. Может быть, она даже помурчит. И на это мурчание подсаживаются, как на тяжелые наркотики: с первого раза и навсегда. Потому что даже если слезешь с иглы, жизнь все равно останется пустой и бессмысленной. Здорово, правда? Так что ничего удивительного, что Рыба как самая лучшая жена по знаку зодиака в рейтинге заняла предпоследнее место.
Баран и барышня — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Баран и барышня», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Чехов Антон Павлович
Баран и барышня
Антон Павлович Чехов
БАРАН И БАРЫШНЯ (ЭПИЗОДИК ИЗ ЖИЗНИ «МИЛОСТИВЫХ ГОСУДАРЕЙ»)
На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. Не хотелось ни думать, ни зевать… Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать… Что делать? Чем бы развлечься?
— Барышня какая-то пришла!- доложил Егор. — Вас спрашивает!
— Барышня? Гм… Кто же это? Всё одно, впрочем, — проси…
В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто… даже очень просто. Она вошла и поклонилась.
— Извините, — начала она дрожащим дискантом. — Я, знаете ли… Мне сказали, что вас… вас можно застать только в шесть часов… Я… я… дочь надворного советника Пальцева…
— Очень приятно! Сссадитесь! Чем могу быть полезен? Садитесь, не стесняйтесь!
— Я пришла к вам с просьбой… — продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. — Я пришла… попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. Вы, я слышала, даете… Я хочу ехать, а у меня… я небогата… Мне от Петербурга до Курска…
— Гм… Так-с… А для чего вам в Курск ехать? Здесь нешто не нравится?
— Нет, здесь нравится, но, знаете ли… родители. Я к родителям. Давно уж у них не была… Мама, пишут, больна…
— Гм… Вы здесь служите или учитесь?
Барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы…
— Так… Служили… Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико… Нельзя сказать… Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета… Гм… К родителям едете, значит… Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? Амурашка? Хе, хе, хо… Женишок? Покраснели? Ну, что ж! Дело хорошее… Езжайте себе. Вам уж пора замуж… А кто он?
— В чиновниках…
— Дело хорошее… Езжайте в Курск… Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы… Хе, хе, хо… Небось, скука в этом Курске? Да вы скидайте шляпу! Вот так, не стесняйтесь! Егор, дай нам чаю! Небось, скучно в этом… ммм… как его… Курске?
Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения… Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, дядя-учитель, кузены-гимназисты… Егор подал чай… Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать… Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся… Он уж не чувствовал скуки…
— Ваш жених хорош собой? — спросил он. — А как вы с ним сошлись?
Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала… Говорила она долго. Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. Пробило восемь часов.
— А у вашего отца неплохой почерк… С какими он закорючками пишет! Хе, хе… Но, однако, мне пора… В театре уж началось… Прощайте, Марья Ефимовна!
— Так я могу надеяться? — спросила барышня, поднимаясь.
— На что-с?
— На то, что вы мне дадите бесплатный билет…
— Билет? Гм… У меня нет билетов! Вы, должно быть, ошиблись, сударыня… Хе, хе, хе… Вы не туда попали, не на тот подъезд… Рядом со мной, подлинно, живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! Егор, вели заложить! Прощайте, ma chиre (3) Марья Семеновна! Очень рад… рад очень…
Барышня оделась и вышла… У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву.
(3) дорогая (франц.)
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Отзыв
(275 слов) Главная мысль рассказа «Ванька» заключается в том, что взрослым нельзя быть равнодушными к беззащитным детям, нельзя вырывать ребёнка из родной среды. Ванька остался сиротой. От него сразу же захотели избавиться и отправили из деревни, где он был окружён добротой, в большой город на работу, в непривычную, тяжёлую для ребёнка обстановку. Чехов высмеивает главные пороки общества — жестокосердие, малодушие, грубость, неспособность к состраданию. Уважать маленького человека — это то, чему учит автор. Нужно быть внимательным к тем, кто не может за себя постоять, кто одинок и наивен. Такова мораль рассказа «Ванька».
Произведение заставляет задуматься о том, что использовать детский труд неприемлемо. Ребёнок должен получать образование, но в то время для бедных это было невозможно. В деревне барышня от скуки обучила мальчика грамоте. В трудную минуту это помогло Ваньке — он смог написать письмо дедушке, но конверт подписал неверно: не указал точный адрес.
Мне понравился рассказ «Ванька» тем, что ребёнок свято верит, что сможет уйти от зла и жестокости, которые на него обрушились. Мальчика очень жаль, ведь после смерти матери для него наступили трудные времена. Ванька терпит унижения и побои, которых не заслуживает. В нём живёт искренняя и безусловная любовь к Константину Макарычу, у него доброе сердце, кроткий и незлобивый характер. Несмотря на все трудности, мальчик остаётся чистым душой. Таково моё отношение к главному герою рассказа «Ванька».
Моё впечатление от рассказа «Ванька» грустное. А.П. Чехов показывает нам судьбу ребёнка, брошенного на произвол судьбы. Его последней надеждой было письмо к дедушке. Он теряет и эту надежду, сам того не подозревая. В произведении показана безысходность маленького мальчика, наивно полагающего, что Константин Макарыч приедет за ним, прочитав его трогательное письмо. В этом заключается трагедия произведения «Ванька». Таково моё мнение о рассказе А.П. Чехова.