Чистый дор: Фиолетовая птица (рассказ)
Как-то в мае, когда снег уже потаял, я сидел на стуле, вынесенном из дому, и чистил ружьё.
Дядя Зуй сидел рядом на чурбаке и заворачивал махорочную самокрутку.- Видишь ты, какие дела-то… — сказал он. — Куры у меня не ноские.- Яиц не несут?- Яйцо в неделю — разве ж это носкость?Такого слова я вроде не слыхал. Чудное — сразу в нём и «нос» и «кость».Сквозь ружейные стволы я глянул в небо. В них вспыхнули и нанизались одно на другое светлые оранжевые кольца, где-то в конце стволов слились в голубой пятачок кусок неба.
Я уж тут новую несушку купил, — толковал дядя Зуй. — У Витьки Белова. У него все куры ноские.Дочистив ружьё, я пошёл поглядеть на новую несушку.Три курицы бродили у Зуюшки во дворе. Две-то были знакомые пеструшки, а третья — необыкновенного фиолетового цвета. Но вела она себя нормально, говорила «ко-ко-ко» и клевала намятую варёную картошку.- Что это за масть у неё?- Она белая, — сказал дядя Зуй. — Но, видишь ты, белые куры в каждом дворе, так я её чернилами приметил, чтоб не спутать.- Гляди, станет она фиолетовые яйца носить.Тут курица вдруг подошла ко мне и — хлоп! — клюнула в сапог.- Пошла! — сказал я и махнул ногой.Курица отскочила, но потом снова подбежала и — хлоп! — клюнула в сапог.- Цыпа-цыпа, — сказал дядя Зуй, — ты что, холера, делаешь?Тут я догадался, в чём дело. Сапоги были все облеплены весенней грязью. С утра я ходил на конюшню, а там кто-то просыпал овёс. Потом белил яблони, обкапал сапоги извёсткой. Каждый сапог превратился теперь в глиняный пирог с овсом и с извёсткой.Фиолетовой несушке так понравились мои сапоги, что, когда я пошёл домой, она двинула следом.На крыльце я снял сапоги и отдал ей на растерзание.Из окошка я видел, что она обклевала весь овёс и всю извёстку. Извёстка ей нужна, чтоб скорлупа у яиц была прочнее.Обклевав сапоги, курица опрокинула банку с червями, накопанными для налимов, и принялась за них.Тут я не выдержал, выскочил на крыльцо и схватил полено.Взмахнув чернильными крыльями, она перелетела со страху весь двор и уселась на берёзе.На другой день, возвращаясь с охоты, я увидел на дороге фиолетовую птицу. Издалека она узнала меня и подбежала, чтоб клюнуть в сапог.Пока была на дорогах грязь, курица встречала и провожала меня. Но вот весна кончилась, грязь на дорогах подсохла. Как-то я шёл из леса и снова увидел на дороге свою знакомую.А она-то даже и не поглядела на меня, пошла прочь.«Что такое?» — подумал я.Глянул на свои сапоги и увидел — нету сапог. Иду я по траве босиком — лето наступило.
Книга недели
Т. Маврина, Ю. Коваль
Союз двух талантов — художника Татьяны Мавриной и писателя Юрия Коваля — подарил нам серию удивительных книг. Короткие рассказы — вроде бы о природе, а на самом деле о тонких струнах души человеческой, иллюстрации, которым позавидовали бы импрессионисты. Для всех шести книг, вышедших в одной серии, характерно ощущение духовного света и глубокой мудрости; «Снег» же выделяется среди них тем, что рождает удивительное чувство тепла и уюта…
История создания этой серии продолжает удивлять читателей уже на протяжении многих лет. Книги создавались как коллажи из картин и слов, придуманных и написанных Мавриной и Ковалём независимо друг от друга! Маврина не иллюстрировала лирические зарисовки Коваля, а подбирала созвучные им рисунки из уже сделанных. Несмотря на то, что Татьяна Алексеевна была старше Юрия Коваля почти на сорок лет, они видели мир практически в одних и тех же красках. Абсолютно разные по характеру, они любили бывать в одних и тех же местах, любоваться природой, путешествовать по деревням и маленьким городкам.
Переиздание всех шести книг этой серии издательством «Вебов и Книгин» — самый настоящий подарок для ценителей качественной детской литературы (Мы уже писали о книгах «Стеклянный пруд»). Когда в 1985 году «Снег» появился в магазинах, тираж был раскуплен практически сразу! Разумеется, сейчас это библиографическая редкость.
Репринтное издание практически не отличается от оригинала: отличное качество печати, плотная мелованная бумага — и мы опять окунаемся в детство. Несмотря на то, что в трогательных рассказах Юрия Коваля речь идет о зиме, от чтения их становится уютнее и теплее. Вместе с главным героем мы знакомимся с местными жителями: бабкой Орехьевной, дедом Агафоном, Пантелеем, — катаемся на санях, пьем горячий чай с медом и пряниками.
Жанровые зарисовки Юрия Коваля, тонкие и слегка ироничные, сродни мавринским картинкам, наполненным добрым юмором и глубокой любовью. Разумеется, эти потрясающие рисунки и короткие лирические рассказы могут жить отдельно, сами по себе, но вместе им уютнее и веселее!
От этой книги невозможно оторваться даже взрослому, а детей она просто заворожит!
Под соснами
Апрель превратился в май. Снега в лесу совсем не осталось, а солнце грело и грело. Оно меня совсем разморило после бессонной ночи на глухарином току.
Я шёл по болоту и время от времени бухался на колени в моховую кочку собирал прошлогоднюю клюкву.
Перележав зиму под снегом, клюква стала синеватой и сладкой.
За болотом оказался бугор. Здесь росли десятка два сосен.
Я снял куртку, постелил её и прилёг под соснами.
Напрасно я просил их улететь на небо и принести хлеба — божьи коровки ползали по лицу, забирались в волосы и за пазуху. Вначале я сощёлкивал их, а потом плюнул и, перевернувшись на спину, стал глядеть вверх.
- Сосны уходили в небо.
- Казалось, они растут прямо из меня, из моей груди.
- Божьи коровки взлетали, и тогда было видно, как закручивается между стволов кирпичная и прозрачная точка.
Вверху дунул ветер. Сосна уронила шишку.
Шишка гулко ударилась о землю.
Я прикрыл глаза и задремал. Было слышно, как шумят сосновые ветки и далеко бубнят-бормочут тетерева.
Послышался приглушённый звук трубы.
«Лось, что ли? — подумал я. — Да нет, гон у лосей осенью».
Труба была еле слышна, но играла отчётливо, с переливами.
Звук её был медный, не лесной. Лось не умеет так трубить. У него голос — стон, глухой, хриплый, а этот будто неживой.
Очень тихо, незаметно за первой трубой вступила вторая. Её голос был ниже. Он помогал, подпевал первой.
«Что это за трубы? — думал я. — Не лось это и не журавель».
Мне снилось, что сосны — это и есть медные музыкальные трубы, только корявые, обросшие ветками. Они трубят, медленно раскачиваясь надо мною.
Когда я проснулся, солнце опускалось. Ни звуков трубы, ни струнных переборов не было теперь слышно. Только на нижних ветках сосны бил зяблик.
Я приложил ухо к сосновому стволу: слышался шум, далёкий, как в морской раковине.
Спустившись с бугра, я пошёл к дому, а сам всё думал, что же это за звуки доносились из земли. Может быть, в бугре был подземный ручей — играл, захлёбывался весенней водой?
- В тот день я добрался к дому под вечер, сразу пошёл в баню и, конечно, думать забыл о звуках, которые доносились из бугра.
- Я бы и не вспомнил о них, если б не услышал вот какую историю.
- Во время войны здесь, неподалёку от Чистого Дора, был бой.
Наши солдаты шли через лес и через болота, а немцы обстреливали их из миномётов. Вместе со всеми шёл солдатский духовой оркестр.
Перед боем музыканты спрятали свои инструменты. На каком-то бугре среди леса они закопали в землю трубы и валторны, флейты, барабаны и медные тарелки. Чтоб не достались врагу.
Оркестр не достался врагу, но многие солдаты погибли в бою, а те, что остались живы, не смогли потом разыскать в лесу этот бугор.
А я-то теперь думаю, что как раз спал на том самом месте.
Алый. С вопросами и ответами для почемучек — Юрий Коваль
Я не знал, как называются эти цветы.
Потом только узнал – волчье лыко.
Почему ястребы летают бесшумно? Зачем ястребу синий цвет крыльев?
Ястреб – лесной охотник, к этому приспособлены его относительно короткие крылья и длинный хвост, работающий в качестве руля.
У него спина и крылья тёмные, светлая грудь с тёмными пестринами: такая окраска маскирует его. Ястреб – охотник-«засадник».
Он не летает по лесу в поисках добычи – так он распугал бы всю живность; вместо этого он часами неподвижно сидит на ветке, дожидаясь приближения жертвы.
Что за растение волчье лыко?
Волчье лыко – невысокий (до 1,5 м) лесной кустарник. Ранней весной, когда ещё нет листьев, на нём появляются красивые розовые цветы, их пряный запах привлекает насекомых-опылителей. Созревшие ягоды ярко-красного цвета. Все части этого растения – кора, цветы, ягоды – очень ядовиты и вызывают сильное отравление.
задания
Задание 1
Писатель был и художником тоже. Всё, о чём он писал, он видел своими глазами, и так описывал, как будто рисовал. Поэтому иллюстрировать его особенно интересно.
В книге 22 рассказа. Они разные — и по размеру, и по содержанию, но объединены общими героями. Этот сборник отдельной книжкой выходил только 2 раза, первый раз – в 1970 году. К сожалению, оригиналы иллюстраций прекрасного художника Петра Багина погибли несколько лет назад во время пожара в мастерской, и переиздать книгу невозможно.
Мы предлагаем тебе поучаствовать в переиздании «Чистого Дора» по старому макету. Ниже ты найдёшь постраничный макет книги с указанием размеров иллюстраций.
К одному рассказу можешь сделать одну или несколько иллюстраций. Если сможешь целиком оформить один рассказ, то это подтвердит твоё серьёзное отношение к книге и будет учтено при выборе победителей.
Количество рисунков мы не ограничиваем, но оставляем за собой право выбрать лучшие из них. Лучшие из лучших картинок войдут в бумажное издание «Чистого Дора». Согласитесь, книга – это вдохновляющий приз — и для автора и для художников!
Технические условия иллюстрации: иллюстрация может быть выполнена в любой манере. Размер картинки должен быть пропорциональным указанному в макете. Работы принимаются в электронном формате jpeg, отсканированные в разрешении 300 dpi. В крайнем случае принимаются фото хорошего качества (плохое качество снимков делает работу неконкурентоспособной).
Например «номинация — Чистый Дор/Вишня».
Если у тебя нет дома книжки — сходи в свою библиотеку или воспользуйся этой ссылкой.
Задание 2
Ты, конечно, знаешь, что в книге есть не только иллюстрации. Ещё и обложка, форзац, титульный лист. А ещё художники с давних времён увлекаются каллиграфией – искусством шрифта. Если ты действительно любишь рисовать, то это задание – для тебя.
Если ты читал наше задание на лето, то, наверное, пробовал себя в искусстве каллиграфии. А теперь напиши заголовок рассказа своим шрифтом. Можешь сделать и отдельные большие буквы – буквицы. Мы будем начинать с них каждый рассказ.
Отправленное письмо озаглавь «номинация — шрифт».
Задание 3
Портретная галерея Чистого Дора.
Технические условия: разрешение портрета — 300 dpi, письмо должно быть озаглавлено «номинация – портрет»
Задание 4
«Вроде ничего получилась железяка». Объявляем конкурс на лучшую идею по использованию ненужных вещей. Ты можешь сделать из них что-то полезное или красивое, или полезное и красивое, сфотографировать своё изделие и прислать фото нам. А если ты ещё и опишешь, в чём суть твоей идеи, то имеешь все шансы выиграть приз!
Фотографий может быть несколько, чтобы можно было составить представление о вещи, письмо должно быть подписано «номинация — железяка», а в заполненной Анкете — название самого предмета.
Задание 5
И, наконец, литературная часть нашего конкурса! Мы предлагаем выбрать одну из интересных тебе тем для своей истории про лето:
- «Человек человеку племянник». Летом ты наверняка путешествовал, знакомился с разными местами и людьми. Можешь ли ты припомнить случаи, происходившие с твоими новыми друзьями и убедившие тебя в том, что дружба – это большое счастье? Напиши об этом.
- «Звериный след». Юрий Коваль дружил не только с людьми, но и с природой вообще. Из его книг мы помним лошадей, лосей, медведей, фиолетовую курицу, бабочек… А как сложились отношения с природой у тебя? Встречался ли ты с дикими животными в лесу или на море? Пробовал ли дружить? Расскажи.
- «Выстрел». Единственный выстрел в этом рассказе привёл к смерти прекрасной, но хищной птицы. Как бы ты поступил на месте мальчика Вити? Почему?
Письмо на конкурс присылай с темой эссе/сочинения в заголовке. Мы по-прежнему принимаем сканы рукописных сочинений на листах формата А4. Если же ты приложишь к ним ещё и электронный формат, мы будем тебе очень признательны! Ждём!