Голявкин. рассказы

Я не ел горчицу. рассказ никакой я горчицы не ел

Никакой я горчицы не ел

Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело.Иду, витрины разглядываю, во весь голос песни пою. Попробуй в классе запой — сразу выгонят. А тут пой, сколько твоей душе угодно. Так до конца проспекта дошёл. Потом обратно. Хорошо ходить! Ходи себе и ходи.Смотрю — машина стоит, шофёр что-то в моторе смотрит. Я его спрашиваю:— Поломалась?Молчит шофёр.— Поломалась? — спрашиваю.Он молчит.Я постоял, постоял, говорю:— Что, поломалась машина?На этот раз он услышал.— Угадал, — говорит, — поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.— Да я… не умею…— Раз не умеешь, не надо. Я уж как-нибудь сам.Что мне оставалось делать? Вздохнул и дальше пошёл.Вон двое стоят. Разговаривают. Подхожу ближе. Прислушиваюсь. Один говорит:— Как с патентом?!Другой говорит:— Хорошо с патентом.«Что это, — думаю, — патент? Никогда я про него не слышал».Я думал, они про патент ещё скажут. А они про патент ничего не сказали больше. Про завод стали что-то рассказывать. Один заметил меня, говорит другому:— Гляди-ка, парень как рот раскрыл. — И ко мне обращается: — Что тебе?— Мне ничего, — отвечаю, — я просто так…— Тебе нечего делать?— Ага.— Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?— Вижу.— Пойди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был.— Как это?— А так. Тебе ведь нечего делать. Ты и подтолкни его.И смеются оба.Я что-то ответить хотел, но не мог придумать. По дороге придумал, вернулся к ним.— Не смешно, — говорю, — а вы смеётесь.Они как будто не слышат.Я опять:— Не смешно совсем. Что вы смеётесь?Тогда один говорит:— Мы совсем не смеёмся. Где ты видишь, что мы смеёмся?Они и правда уже не смеялись. Это раньше они смеялись. Значит, я опоздал немножко…О! Метла у стены стоит. И никого рядом нету.Дворник вдруг из ворот выходит.— Не тронь метлу!— Да зачем мне метла? Мне метлы не нужно…— А не нужно, так не подходи к метле. Метла для работы, а не для того, чтобы к ней подходили.Какой-то злой дворник попался! Метлы даже жалко.Эх, чем бы заняться? Домой идти ещё рано. Уроки ещё не кончились. Ходить по улицам скучно. Ребят никого не видно.На леса строительные залезть?! Как раз рядом дом ремонтируют. Погляжу сверху на город. Вдруг слышу голос:— Куда лезешь? Эй!Смотрю — нет никого. Вот это да! Никого нет, а кто-то кричит! Выше стал подниматься — опять:— А ну слезь!Головой верчу во все стороны. Откуда кричат? Что такое?— Слезай! Эй! Слезай, слезай!Я чуть с лестницы не скатился.Перешёл на ту сторону улицы. Наверх, на леса, смотрю. Интересно, кто это кричит? Вблизи я никого не видел. А издали всё увидел — рабочие на лесах штукатурят, красят…Сел на трамвай, до кольца доехал. Всё равно идти некуда. Лучше буду кататься. Устал ходить.Второй круг на трамвае сделал. На то же самое место приехал. Ещё круг проехать, что ли? Не время пока домой идти. Рановато. В окно вагона смотрю. Все спешат куда-то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно.Вдруг кондукторша говорит:— Плати, мальчик, снова.— У меня больше денег нету. Только три копейки было.— Тогда сходи, мальчик. Иди пешком.— Ой, мне далеко пешком идти!— А ты попусту не катайся. В школу, наверное, не пошёл?— Откуда вы знаете?— Я всё знаю. По тебе видно.— А чего видно?— Видно, что в школу ты не пошёл. Вот что видно. Из школы ребята весёлые едут. А ты как будто горчицей объелся.— Никакой я горчицы не ел…— Всё равно сходи. Прогульщиков я не вожу бесплатно.А потом говорит:— Ну уж ладно, катайся. В другой раз не разрешу. Так и знай.Но я всё равно сошёл. Неудобно как-то.Место совсем не знакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять экскаваторов землю роют. Как слоны по земле шагают. Зачерпывают ковшиками землю и в сторону сыплют. Вот это техника! Хорошо сидеть в будке. Куда лучше, чем в школу ходить. Сидишь себе, а он сам ходит, да ещё землю копает.Один экскаватор остановился. Экскаваторщик слез на землю и говорит мне:— В ковш хочешь попасть?Я обиделся.— Зачем мне в ковш? Я в кабину хочу.И тут вспомнил я про горчицу, что кондукторша мне сказала, и стал улыбаться. Чтоб экскаваторщик думал, что я весёлый. И совсем мне не скучно. Чтоб он не догадался, что я не был в школе.Он посмотрел на меня удивлённо:— Ты что?— А что?— Вид у тебя, брат, какой-то дурацкий.Я ещё больше стал улыбаться. Рот чуть не до ушей растянул.А он:— Что с тобой?— А чего?— Что ты мне рожи строишь?— На экскаваторе покатайте меня.— Это тебе не троллейбус. Это машина рабочая. На ней люди работают. Ясно?— Я тоже, — говорю, — хочу не нём работать.Он говорит:— Эге, брат! Учиться надо!Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал.А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше.Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются.Но почему мне так скучно?

На балконе

Я иду на балкон. Вижу девочку с бантом. Она живет вон в том парадном. Ей можно свистнуть. Она глянет вверх. И увидит меня. Это мне и нужно. «Привет, – скажу я, – тра-ля-ля-ля, три-ли-ли!» Она скажет: «Дурак!» – или что-то другое. И дальше пойдет. Как ни в чем не бывало. Как будто бы я не дразнил ее. Тоже мне! Что мне бант! Будто я ее жду! Я жду папу. Он мне принесет гостинцев. Он будет рассказывать мне про войну. И про разное старое время. Папа знает столько историй! Никто лучше не может рассказывать. Я слушал и слушал бы!

Папа знает про все на свете. Но иногда он не хочет рассказывать. Он тогда грустный и говорит: «Нет, не то написал я, не то, не ту музыку… Но ты-то! – он мне говорит. – Ты-то уж не подведешь, я надеюсь?» Мне не хочется папу обидеть. Он мечтает, чтоб я композитором стал. Я молчу. Что мне музыка? Он понимает. «Печально, – говорит он. – Ты представить себе не можешь, как это печально!» Почему печально, когда мне совсем не печально? Ведь папа мне не желает плохого. Тогда почему так? «Кем ты будешь?» – говорит он. «Полководцем», – говорю я. «Опять война?» – Папа мой недоволен. А сам воевал.

Скакал на коне, стрелял из пулемета…

Папа мой очень добрый. Мы с братом однажды сказали папе: «Купи нам мороженое. Но побольше. Чтобы мы наелись». – «Вот тебе таз, – сказал папа, – беги за мороженым». Мама сказала: «Они ведь простудятся!» – «Сейчас лето, – ответил папа, – с чего бы им простудиться!» – «Но горло, горло!» – сказала мама. Папа сказал: «У всех горло. Однако мороженое все едят». – «Но не в таком количестве!» – сказала мама. «Пусть едят сколько хотят. При чем тут количество! Больше они не съедят, чем смогут!» Так сказал папа. И мы взяли таз и пошли за мороженым. И принесли целый таз. Мы поставили таз на стол. Из окон светило солнце. Мороженое стало таять. Папа сказал: «Вот что значит лето!» Велел нам взять ложки и сесть за стол. Мы сели за стол – я, мама, папа, Боба. Мы с Бобой были в восторге! Мороженое течет по лицу, по рубахам. У нас такой добрый папа! Он столько купил нам мороженого! Теперь нам не скоро захочется…

Двадцать деревьев посадил папа на нашей улице. Сейчас они выросли. Огромное дерево перед балконом. Если я потянусь, достану ветку.

Всему своё место

Я бросил решать задачку и побежал в сад к ребятам. Бегу — навстречу идёт наш учитель.— Как дела? — говорит. — Догоняешь ветер?— Да нет, я так, в садик.Иду рядом с ним и думаю: «Вот сейчас спросит меня про задачу: какой ответ получился. А я что скажу? Ведь я ещё не успел решить».А он:— Хороша погода…— Ну да, — отвечаю, — конечно…А сам боюсь: про задачу вдруг спросит.А он:— Нос-то у тебя красный! — и смеётся.— У меня всегда нос красный, такой уж у меня нос.— Что ж ты, — говорит, — так и собираешься с таким носом жить?Испугался я:— А что мне с ним делать?— Продать его и купить новый.— Это вы шутите.Он опять смеётся.Я жду, когда же он про задачу спросит.Так и не спросил про задачу.Забыл, наверное.На другой день вызывает меня:— А ну, покажи задачу.Не забыл, оказывается.

Как я писал стихи

Иду я как-то по пионерлагерю и в такт напеваю что попало. Замечаю — получается в рифму. Вот, думаю, новость! Талант у меня открылся. Побежал я к редактору стенгазеты.Женька-редактор пришёл в восторг.— Замечательно, что ты стал поэтом! Пиши и не зазнавайся.Я написал стихотворение о солнце:Льётся солнца лучНа голову мне.Эх, хорошоМоей голове!— Сегодня с утра идёт дождь, — сказал Женька, — а ты пишешь о солнце. Поднимется смех и всё такое. Напиши о дожде. Мол, не беда, что дождь, мы всё равно бодры и всё такое.Стал я писать о дожде. Правда, долго не получалось, но наконец получилось:Льётся дождьНа голову мне.Эх, хорошоМоей голове!— Не везёт тебе, — говорит Женька, — дождь-то кончился — вот беда! И солнце пока не показалось.Сел я писать о средней погоде. Тоже сразу не выходило, а потом вышло:Ничто не льётсяНа голову мне.Эх, хорошоМоей голове!Женька-редактор мне говорит:— Смотри, вон солнце опять показалось.Тогда я сразу понял, в чём дело, и на другой день принёс такое стихотворение:Льётся солнца лучНа голову мне,Льётся дождьНа голову мне,Ничто не льётсяНа голову мне.Эх, хорошоМоей голове!

  • В начало
  • Назад
  • 8
  • Вперед
  • В конец

Был не крайний случай

В классе все пересказ писали, а я, как назло, в этот день заболел. Через пять дней только явился в школу.Анна Петровна сказала мне:— Вот возьми домой книжку, прочти её и напиши своими словами. Только не больше двух раз прочти.— А если я не запомню?— Пиши, как запомнишь.— А третий раз ни за что нельзя?— В крайнем случае — можно.Пришел я домой. Прочёл два раза. Как будто запомнил. Забыл только, как слово «окно» писать — через «а» или «о». А что, если книжку открыть и заглянуть разок? Или это не крайний случай? Наверное, это не крайний случай. Ведь в основном я всё запомнил. Спрошу-ка я лучше у папы, можно мне заглянуть в третий раз или нет.— Этот случай не крайний, — сказал папа. — Есть правило о безударных гласных. И ты должен знать это правило.Правило я забыл. Пришлось наугад писать.Анна Петровна прочла рассказ.— Что же ты слово «окно» через «а» написал?Я говорю:— Был не крайний случай. И я не мог в третий раз заглянуть в книжку. А то бы я правильно написал.

Соседи

Фатьма Ханум – тетя Фатьма, мама братьев Рамиса, Рафиса, Расима, Раиса. Как видит меня, каждый раз говорит: «Ах, Петька, Петька, совсем большой!» Она помнит, когда я был маленький. И теперь удивляется, что я большой. Разве можно удивляться! Я ведь рос постепенно. Вот и сейчас, вышел я в коридор, а она говорит:

– Очень быстро растешь!

– Все растут одинаково, – говорю я.

– Расти, расти, – говорит она.

– Вас мама ждет, – соврал я.

Мама любит беседовать с Фатьмой Ханум. А Фатьма Ханум – с моей мамой. Они могут беседовать часами.

– Тетя Фатьма, пойдемте к нам!

В который раз мама рассказывает! О том, как я потерялся. Они смеются. Но я не смеюсь. Что мне смеяться! Я много раз слышал. Раз сто или двести. Очень странные взрослые люди! Рассказывают одно и то же. Разве со мной так бывает? Каждый день у меня куча новостей. Что мне вспоминать старое? Когда кругом одни новости!

Я слышу их разговор.

Мама. Помню, он у меня родился, у него глаза были синие. А потом они стали совсем не синие. Какие-то серые. Так обидно! Вот ведь как бывает!

Фатьма Ханум. Быстро растет…

Фатьма Ханум. Очень веселый ребенок!

Мама. Горе мне с ним.

Фатьма Ханум. У меня четыре.

Мама. Я и забыла!

Они смеются. Но я не смеюсь. Ничего нет смешного.

Тетя Фатьма говорит мне:

– А ну расскажи, как ты там танцевал?

– Я маленький был, – говорю, – и не помню.

– Очень быстро растешь, – говорит она.

– Сыграй-ка Клементи, – просит мама.

Но я не хочу играть Клементи.

– Твой папа учился, – говорит мама. – Сразу после Гражданской войны… Он играл по семь-восемь часов…

– Это я знаю, – говорю я.

– Ну хорошо, – говорит мама, – ну хорошо, тогда спой Фатьме песню.

Мама играет, а я пою:

Я пою с удовольствием. Я ору.

– Подожди, подожди! – кричит мама. – Сначала начнем, три… четыре!

Я пою во все горло.

– Нельзя ли потише? – просит мама. – Я не слышу рояля.

– Конечно можно, – говорю я, – но тогда какой смысл?

– Сначала, сначала! – кричит мама. – Нас ждет Фатьма!

Хорошо, в дверь постучали. Это старик Ливерпуль. Я сразу узнал. Только он так стучится. Он, когда пьяный, стучит тихо-тихо. Почти неслышно.

Он крутит перед лицом руками. Как будто делает мельницу.

– А где Володя? – говорит он.

– Он не пришел еще, – говорит мама.

– Он мне страшно нужен…

– Но его нет.

– Я хотел угостить его…

– Вы же знаете: он не пьет.

– Я знаю, но вдруг… он ведь мой сосед… он мне страшно нужен…

– Ливерпуль, Ливерпуль, – вздыхает мама.

– Здрасте! – говорит он Фатьме Ханум.

– Здравствуйте, – говорю я.

– Здравствуй, старик, – говорит он мне.

– Я не старик, – обижаюсь я.

– Это неважно, – говорит он. – Как же неважно? – говорю я

– Как же неважно? – говорю я. – Извините, – говорит он

– Извините, – говорит он.

– Пожалуйста, – говорит мама.

– Я должен вам денег, – говорит он, – не могли бы вы мне одолжить еще?

Мама ему дает бумажку.

– Я вам верну, – говорит Ливерпуль.

– Конечно, конечно, – говорит мама.

И старик Ливерпуль уходит.

У Ливерпуля тонюсенький детский голос, бородка крючком и лысая голова. Мама прозвала его Ливерпулем, хотя он имел другое имя. Он, кажется, был из Перу, каким-то случаем попал в Россию и навсегда остался здесь жить.

Не люблю я, когда он пьяный. Он машет руками, качается. Словно вот-вот упадет. Стариком вдруг назвал меня. Вот новость!

Мама беседует с Фатьмой Ханум. Я смотрю в окно. Вижу брата. Он строит дом из песка.

– Что ты торчишь тут? – говорит мама.

– Так, ничего, – отвечаю я.

Я жду папу. Сейчас выйдет он из-за угла. У него полны руки гостинцев. Чего только нет там! И мандарины, большие оранжевые мандарины!

А папы все нету. Всегда так. Всегда его нету, когда я его жду. Но стоит мне отойти от окна – он появится.

Какая главная мысль рассказа Виктора Голявкина «Никакой я горчицы не ел»?

Начинается рассказ с того, что главные герой прячет сумку (видимо, школьный портфель) и идет прогуливать уроки. Он ходит по городу, пытается заговаривать с людьми, но они все заняты работой, все при деле: дворник при метле, шофёр при машине. Мальчику скучно, от безделья он пытается залезть на леса, но его заставляют слезть оттуда. Два круга проехал прогульщик на трамвае, наблюдая из окна трамвая, как все люди куда-то спешат и торопятся. Кондуктор высаживает его из трамвая и говорит те самые слова про горчицу, намекая на невеселый вид. Мальчик сходит с трамвая, оказывается в незнакомом районе, беседует с экскаваторщиком, при этом широко улыбаясь, помня слова про горчицу. Он пытается весь день себя чем-то развлечь, но ему все равно скучно, а ведь мог он пойти в школу, общаться с одноклассниками, получать знания. Главная мысль как раз и заключается в том, что надо заниматься своим делом, ходить на уроки, тогда и скучно не будет и не придется слоняться по городу, искать себе развлечения и надоедать занятым людям. Плохо быть бездельником среди людей, занятых делом.

Рассказ Голявкина пол забавным названием «Никакой я горчицы не ел» повествует нам о ленивом мальчике, который не хотел учиться и решил прогулять занятия в школе.

Мальчику было на столько скучно, что он даже не знал чем себя занять в это время.

Он бездумно ходил по улице, приставая с распросами к людям которые были заняты делом, а когда он катался на трамвае, то кондуктор задал ему вопрос о горчице, ведь она поняла, что мальчик прогуливает школу.

Главной мыслью данного рассказа является то, что каждый должен быть занят чем-то, нельзя впустую тратить время. К тому же, ничего не делать, это не только плохо, но и скучно. Только занятый человек, работающий, приносящий пользу может быть по настоящему счастлив.

Нельзя прогуливать занятия, ведь знания очень важны.

В рассказе под забавным названием «Никакой горчицы я не ел» главный герой — то мальчик, который не захотел идти в школу.

Мальчишка начал бродить по городу и приставать к людям, но все они отмахивались от него, ведь они были заняты и им было явно не до разговоров. Мальчишка от скуки решает прокатиться на трамвае, но кондуктор заметила его кислое выражение лица и спросила, не ел ли он случайно горчицы. Она сразу поняла, что мальчик просто прогуливает школу.

Главная мысль рассказа — не нужно тратить напрасно свое время если нужно идти на уроки, значит над это сделать, а не прогуливать уроки.

Рассказ учит не лениться, тогда и жить будет совсем не скучно.

В рассказе Голявкина «Никакой я горчицы не ел» мы знакомимся с маленьким прогульщиком, который вместо того, чтобы идти в школу, отправляется бродить по городу, всем мешает и очень сильно скучает. Мальчик не знает почему ему скучно, хотя день стоит прекрасный, и все остальные люди заняты своими делами.

Главная мысль этого рассказа в том, что лень никогда не доводит до добра. Невозможно человеку быть счастливым без труда или учебы. Человек должен трудиться, должен приносить пользу и в этом его основное предназначение. Ничегонеделание не приносит счастья.

А потому рассказ учит нас не тратить зря время, заниматься тем, что приносит пользу, а именно учиться. Учит тому, что человек счастлив только в коллективе, а в одиночестве ему все кажется скучным.

Если бы мальчик сходил как все в школу, а потом вместе с друзьями отправился бы гулять по тому же маршруту, он был бы счастлив, ему было бы весело и вопрос о горчице отпал бы сам собой.

В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Задание 1

Почему автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел»? Что он хотел сказать своим читателям?

Ответ

Мальчику было скучно, потому что он бездельничал. Из-за скуки у него было унылое и кислое выражение лица, будто он объелся горчицы. Но в душе ему было стыдно перед окружающими за свое безделье, и он пытался скрыть свое настроение.

Кондукторша трамвая сразу поняла, что он прогуливает по выражению его лица: «А ты как будто горчицей объелся». В ответ герой рассказа сказал: «Никакой я горчицы не ел…».

Автор хотел сказать, что лентяям всегда скучно и уныло, а среди занятых работящих людей они чувствуют себя неловко.

Задание 2

От чьего имени ведётся рассказ? Как ты думаешь, почему используется такой приём?

Ответ

Рассказ ведется от имени мальчика, прогуливающего уроки. Такой прием помогает понять внутреннее состояние мальчика, его неловкость и стыд за свое безделье.

Задание 3

Почему герой попадает в нелепые ситуации?

Ответ

Герой попадает в нелепые ситуации из-за собственного безделья. Он пристает к занятым работающим людям с глупыми вопросами и разговорами, а они смеются над ним гонят от себя.

Задание 4

Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нём думают окружающие?

Ответ

Мальчик ленив и глуп. Именно так о нем думают окружающие. Все видят, что он слоняется без дела, и не хотят поддерживать глупые разговоры, которые он пытается завязать с занятыми людьми.

Задание 5

Как к герою относится автор? Что ты думаешь о мальчике? Можно ли использовать, рассказывая о нём, такие опорные слова: смелый, ленивый, разговорчивый, глупый, грустный, скучающий, весёлый, сердитый, равнодушный? Подтверди свою точку зрения примерами из текста.

Ответ

Автор осуждает героя, не одобряет его поведение и поступки. Я думаю, что мальчик так и не осознал до конца, что поступает неправильно. Рассказ заканчивается фразой: «Но почему мне так скучно?».

О герое рассказа можно сказать, что он ленивый: «Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело».

Скучающий: «Эх, чем бы заняться? … Ходить по улицам скучно».

Разговорчивый: «Смотрю — машина стоит, шофёр что-то в моторе смотрит. Я его спрашиваю:

— Поломалась? — молчит шофёр.

— Поломалась? — спрашиваю. Он молчит.

Я постоял, постоял, говорю:

— Что, поломалась машина?

На этот раз он услышал.

— Угадал, — говорит, — поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.

— Да я… не умею…»

Глупый: ««Вид у тебя, брат, какой-то дурацкий». Я ещё больше стал улыбаться. Рот чуть не до ушей растянул».

Задание 6

Прочитайте с друзьями рассказ по ролям.

Ответ

Распределите между собой роли мальчика, шофера, двоих прохожих, дворника, рабочих на стройке, кондукторши, экскаваторщика.

Задание 7

Составь отзыв на произведение и запиши его в читательский дневник.

Ответ

Недавно я прочитал рассказ Виктора Голявкина «Никакой я горчицы не ел». В этой смешной истории говорится о мальчике, который прогуливает школу. Он слоняется по улицам, пристает к прохожим, скучает и ведет себя очень глупо.

Рассказ написан от первого лица, поэтому мне было легко представить себя на месте героя, как бы примерить на себя эту роль.

С одной стороны, мальчик как будто почувствовал, что что-то делает не так. Ему стало неудобно и совестно, когда кондукторша поняла, что он прогульщик, но разрешила ему ехать дальше.

С другой стороны, он так до конца и не понял, почему ему скучно.

Было очень забавно читать его диалоги со взрослыми занятыми людьми. Для себя я понял, что никогда не буду так поступать, чтобы не выглядеть глупо и смешно.

Рассказ учит тому, что лодырю среди занятых людей всегда будет одиноко, неловко и скучно

У каждого человека должно быть какое-нибудь важное занятие по его возрасту: работа или учеба. Когда есть дело, скучать некогда

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: