Творчество
Один из рассказов «Октябрьские скоро» писатель показывает Юрию Домбровскому, с которым познакомился как иллюстратор его книги. Именитый писатель был настолько впечатлен прозой Коваля, что принимает решение отнести рассказ в журнал «Новый мир». Но Домбровскому было отказано. Коваль понимает, что его никогда не будут печатать и ему не пробиться в мире взрослой литературы:
Писатель Юрий Коваль
Будущее писателя решает случай. Его стихотворения для детей поэт Игорь Холин относит в редакцию журнала «Огонек», где они были приняты и напечатаны. Так Юрий Иосифович подбирается к своему главному предназначению – к детской литературе. В этот период Юрий Коваль работает преподавателем в школе рабочей молодежи. Скоро его приглашают на работу в редакцию «Детская литература», откуда увольняют через полгода.
Коваля принимают в журнал «Мурзилка», который в тот период считался кузницей писательских кадров. Его отправляют в командировку на границу, к пограничникам. Оттуда он привозит повесть «Алый» и рассказы «Козырек», «Белая лошадь», «Елец» и «Особое задание». Для писателя закончился период мучений и началась большая работа над прозой, которая и сделала его известным и любимым детским писателем в СССР.
Юрий Коваль
В 1970 году выходит сборник рассказов «Чистый Дор», в котором описывается жизнь села и жителей: дяди Зуя и его внучки Нюрки, Миронихи, Шурки Клеткина и других персонажей. В его творчестве много рассказов, которые до сих пор входят в школьную программу по изучению литературы. Среди них «Нулевой класс», «Веер», «Серая ночь», «Заячьи тропы», «Колобок» и другие. Юрий Коваль понимает главное писательское кредо и начинает менять жанры произведений.
В жанре юмористического детектива написана повесть «Приключения Васи Куролесова». Она получилась настолько удачной, что на Всесоюзном конкурсе на лучшую детскую книгу писатель получает третью премию. Коваль продолжает милицейскую трилогию и пишет повести «Пять похищенных монахов» и «Промах гражданина Лошакова», по которой в 1991 году был снят фильм.
Юрий Коваль и Борис Шергин
В 1972 году Юрия Иосифовича принимают в Союз писателей СССР по рекомендации Бориса Шергина, которого он считает своим духовным наставником. Коваль печатал в «Мурзилке» его сказки, а в конце 1980-х писал сценарии для мультфильмов по произведениям Шергина.
Во время поездки по Уралу, а писатель очень любил путешествовать, Юрий Коваль попадает на звероферму с песцами. После этого появляется повесть «Недопёсок» о свободолюбивом зверьке, который убегает из клетки и стремится попасть на Северный полюс.
Юрий Коваль и Рудольф Анапольский с деревенскими детьми на Урале
Однако в этом безобидном сюжете цензоры усмотрели антисоветский намек на «еврея, убегающего в Израиль». Несмотря на сложности, повесть о песце все-таки издается, но из плана публикаций вычеркивают следующую книгу Коваля «Пять похищенных монахов». Писателю пришлось отстаивать свои права на коллегии Комитета по печати.
В конце 1970-х годов кинематографисты снимают по произведениям Коваля две киноленты «Недопёсок Наполеон III» и «Пограничный пес Алый», в которых за кадром звучат песни писателя.
Экранизация повести Юрия Коваля «Пограничный пес Алый»
История с кино продолжается, когда Ролан Быков предлагает ему попробовать себя в качестве сценариста. Кинорежиссер хотел снимать фильм по рассказу Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка». В 1990 году Коваль на основе киносценария напишет повесть о кошке «Шамайка».
Писатель любил деревенские традиции, ему нравились северный русский быт и язык. Он посещал маленькие деревни, в которых жил по несколько месяцев. После путешествия по северным рекам Коваль напишет повесть «Самая легкая лодка в мире», за которую в 1986 году получит Почетный диплом Международного совета по литературе для детей и юношества.
Юрий Коваль в Карелии
Незадолго до смерти Юрий Иосифович заканчивает работу над романом «Суер-Выер», ставшим самым большим по объему произведением. В 1996 году автору посмертно присуждается премия «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов.
На сайтах, посвященных творчеству Коваля, в свободном доступе находятся произведения мэтра, а также фотолетопись с редкими снимками из семейного архива, интервью и статьи о нем.
Биография
ФИО:
Юрий Коваль
Жанр:
Приключения, Детская литература, Сказки, Современная проза, Проза, Юмористическая проза, Детская проза, Домашние животные, Детские приключения, Детские остросюжетные
Страна: Россия
Родился: 9 февраля 1938 г.
Умер: 2 августа 1995 г.
Псевдонимы:
Юрий Колыбин
Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938 в Москве. Его отец служил в уголовном розыске, а мать была главным врачом психиатрической больницы в Поливанове. Детство, пришедшееся на войну, эвакуация, голод и холод тех лет отозвались в его жизни костным туберкулёзом.
В 1955 году Юрий Коваль поступил в Московский государственный педагогический институт имени Ленина, который закончил в 1960 году, получив специальность преподавателя русского языка и литературы, истории и рисования. В институте он открыл в себе способности к рисованию, скульптуре, занимался игрой на пианино, банджо, гитаре, сочинял стихи и прозу для институтской газеты. Вместе с ними учились Визбор, Ким, Ада Якушева, Петр Фоменко, Юрий Ряшенцев. После института отработал год в сельской школе в Татарии и оттуда привез в Москву несколько взрослых рассказов, и целую серию живописных полотен. Рассказы не были опубликованы.
Несколько лет, вплоть до 1966 года, работал учителем в школе рабочей молодежи, литсотрудником в только что созданном журнале «Детская литература», иногда печатаясь вместе с однокурсником Леонидом Мезиновым под псевдонимом Фим и Ам Курилкины, а в 1966 году навсегда ушел «на вольные хлеба» и опубликовал первую повесть для детей «Сказка о том, как строился дом».
С начала 60-х годов Юрий Коваль публикуется в «Мурзилке», «Пионере», «Смене», «Огоньке». Первые книжки Коваля были опубликованы в издательстве «Малыш»: сборники стихов — «Станция Лось» в 1967 и «Слоны на Луне» в 1969.
В 1968 году по заданию журнала «Мурзилка» отправился в командировку на погранзаставу и вернувшись в Москву написал рассказ «Алый», принесший первый громкий успех. Кинорежиссёр Юлий Файт снял по сценарию писателя художественный фильм. После «Алого» Коваль продолжал писать и публиковать рассказы из «пограничной» серии, но не был ими доволен. Тогда он принял решение не работать долго в одном жанре, менять его практически в каждом новом произведенииСо школьных лет Юрий Коваль увлекся охотой, и в институтские годы был уже заядлым охотником и рыболовом. Регулярными стали его поездки в глухие уголки и маленькие деревни Урала и русского Севера, автомобильные и пешие путешествия-все это сформировало интерес писателя к традиционному деревенскому и особенно северному русскому быту и языку. Коваль вел свои дневники поездок в огромных альбомах, называл их «Монохрониками». На основе этих записей позже было написано и опубликовано «Веселье сердечное» («Новый мир», 1988 №1) — повествование о старшем друге Коваля самобытном писателе — сказочнике Борисе Шергине. Еще 4 рассказа, привезенные из путешествий, легли в основу книги «Чистый Дор» (1970).
В 1971 году вышел в свет пародийный детектив «Приключения Васи Куролесова». Герои и сюжетная канва были взяты из рассказов отца писателя – начальника Уголовного розыска. В 1972 году повесть «Приключения Васи Куролесова» победила во Всесоюзном конкурсе на лучшую детскую книгу. Далее последовал цикл коротких рассказов о природе «Листобой» и сборник «Кепка с карасями» — итог десяти лет работы в детской литературе.
После небольшого эпизода — посещения зверофабрики Коваль написал повесть «Недопесок» (1975 год). По этой повести кинорежиссер Эдуард Бочаров снял фильм, а артист и сказочник Владимир Литвинов поставил радиоспектакль, для которого Коваль написал и исполнил несколько песен.
В 80-90-е годы на первый план вышли взрослые рассказы, вошедшие в книгу «Когда-то я скотину пас» (1990) и рассказы-миниатюры для шести книг, написанных в соавторстве с художницей Татьяной Мавриной.
В 1987 году книга «Полынные сказки» получила первую премию Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу, а вскоре была выдвинута на Государственную премию.
Книга «Самая легкая лодка в мире» была удостоена Почетного диплома Международного совета по литературе для детей и юношества.
В конце 80-х годов в журнале «Мурзилка» Юрию Ковалю предложили поработать с семинаром начинающих писателей, и он вёл его долгие годы.
Последние годы жизни Юрий Коваль работал над романом «Суер-Выер», первые слова, которого были написаны еще в далеком 1955. Посмертно в 1996 году за это произведение, посвященное Белле Ахмадулиной, ему была присуждена премия «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов.
Умер Юрий Коваль в Москве 2 августа 1995 года.
Чистый дор: Норка (рассказ)
Нюрке дядизуевой было шесть лет.
Долго ей было шесть лет. Целый год.А как раз в августе стало Нюрке семь лет.На Нюркин день рождения дядя Зуй напёк калиток — это такие ватрушки с пшённой кашей — и гостей позвал. Меня тоже. Я стал собираться в гости и никак не мог придумать, что Нюрке подарить.— Купи конфет килограмма два, — говорит Пантелевна. — Подушечек.— Ну нет, тут надо чего-нибудь посерьёзнее.Стал я перебирать свои вещи. Встряхнул рюкзак — чувствуется в рюкзаке что-то тяжёлое. Елки-палки, да это же бинокль! Хороший бинокль. Всё в нём цело, и стёкла есть, и окуляры крутятся.Протёр я бинокль сухой тряпочкой, вышел на крыльцо и навёл его на дядизуев двор. Хорошо всё видно: Нюрка по огороду бегает, укроп собирает, дядя Зуй самовар ставит.— Нюрка, — кричит дядя Зуй, — хрену-то накопала?Это уже не через бинокль, это мне так слышно.— Накопала, — отвечает Нюрка.Повесил я бинокль на грудь, зашёл в магазин, купил два кило подушечек и пошёл к Нюрке.Самый разный народ собрался. Например, Федюша Миронов пришёл в хромовых сапогах и с мамашей Миронихой. Принёс Нюрке пенал из берёсты. Этот пенал дед Мироша сплёл.Пришла Маня Клеткина в возрасте пяти лет. Принесла Нюрке фартук белый, школьный. На фартуке вышито в уголке маленькими буковками: «Нюри».Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два химических карандаша, самописку.Тётка Ксеня принесла специальное коричневое первоклассное школьное платье. Сама шила. А дядя Зуй подарил Нюрке портфель из жёлтого кожзаменителя.
Братья Моховы принесли два ведра черники.— Целый день, — говорят, — сбирали. Комары жгутся.Мирониха говорит:— Это нешкольное.— Почему же нешкольное? — говорят братья Моховы. — Очень даже школьное.И тут же сами поднавалились на чернику.Я говорю Нюрке:— Ну вот, Нюра, поздравляю тебя. Тебе теперь уже семь лет. Поэтому дарю тебе два кило подушечек и вот — бинокль.Нюрка очень обрадовалась и засмеялась, когда увидела бинокль. Я ей объяснил, как в бинокль глядеть и как на что наводить. Тут же все ребята отбежали шагов на десять и стали на нас в этот бинокль по очереди глядеть.А Мирониха говорит, как будто бинокль первый раз видит:— Это нешкольное.— Почему же нешкольное, — обиделся я, — раз в неге будет школьница смотреть!А дядя Зуй говорит:— Или с учителем Алексей Степанычем залезут они на крышу и станут на звёзды глядеть.Тут все пошли в дом и как за стол сели, так и навалились на калитки и на огурцы. Сильный хруст от огурцов стоял, и особенно старалась мамаша Мирониха. А мне понравились калитки, сложенные конвертиками.Нюрка была весёлая. Она положила букварь, бинокль и прочие подарки в портфель и носилась с ним вокруг стола.Напившись чаю, ребята пошли во двор в лапту играть.А мы сели у окна и долго пили чай и глядели в окно, как играют ребята в лапту, как медленно приходит вечер и как летают над сараями и над дорогой ласточки-касатки.Потом гости стали расходиться.— Ну, спасибо, — говорили они. — Спасибо вам за огурцы и за калитки.— Вам спасибо, — отвечала Нюрка, — за платье спасибо, за фартук и за бинокль.Прошла неделя после этого дня, и наступило первое сентября.Рано утром я вышел на крыльцо и увидел Нюрку.Она шла по дороге в школьном платье, в белом фартуке с надписью «Нюри». В руках она держала большой букет осенних золотых шаров, а на шее у неё висел бинокль.Шагах в десяти за нею шёл дядя Зуй и кричал:— Смотри-ка, Пантелевна, Нюрка-то моя в школу пошла!— Ну-ну-ну… — кивала Пантелевна. — Какая молодец.И все выглядывали и выходили на улицу посмотреть на Нюрку, потому что в этот год она была единственная у нас первоклассница.Около школы встретил Нюрку учитель Алексей Степаныч. Он взял у неё цветы и сказал:— Ну вот, Нюра, ты теперь первоклассница. Поздравляю тебя. А что бинокль принесла, так это тоже молодец. Мы потом залезем на крышу и будем на звёзды смотреть.Дядя Зуй, Пантелевна, тётка Ксеня, Мирониха и ещё много народу стояли у школы и глядели, как идёт Нюрка по ступенькам крыльца. Потом дверь за ней закрылась.Так и стала Нюрка первоклассницей. Ещё бы, ведь ей семь лет. И долго ещё будет. Целый год.
— КОНЕЦ —