Краткое содержание Чехов Попрыгунья за 2 минуты пересказ сюжета
На что мужчина отвечал ей, что он все жизнь занимается медициной и естественными науками и ему просто некогда интересоваться картинами и стихами. Такие разные люди, как Осип Степанович и Ольга Ивановна, могли бы быть счастливы и далее. Что же помешало их семейному согласию, узнаем далее, продолжая читать рассказ «Попрыгунья» Чехова. Произведения великого классика помогают сегодняшней молодежи сформировать правильный подход к оценке духовных и нравственных человеческих качеств. Дымов тут же мчится на стацию. Чем закончится такая слепая любовь к супруге главного героя? Кого сделает счастливым в финале рассказа «Попрыгунья» Чехов? Краткое содержание его нам поможет это понять. Героиня предстает здесь легкомысленной, капризной, избалованной женщиной, в действительности лишенной каких-либо талантов.
Но страшнее всего для женщины укоры ее совести. Когда женщина входит к кабинет к мужу, он уже мертв. Прочтя краткое содержание рассказа Чехова «Попрыгунья», мы делаем вывод, что свои ошибки нужно исправлять вовремя. А еще нужно ценить и любить близких людей, которые рядом с нами. К сожалению, часто бывает, что делаем мы это слишком поздно.
Высасывая пленки у больного дифтеритом мальчика, он заражается и тяжело заболевает. Дымов слабеет с каждым днем. За ним ухаживает его друг и коллега Коростылев. К постели больного приглашают местное светило медицины – доктора Шрека. Тот приходит и констатирует факт: Осип Степанович безнадежен. Больной лежит в бреду. Но и сейчас кроткий тихий человек ни на что не жалуется.
Однако медицинская практика не приносила дохода более, чем 500 рублей в год. Обедали супруги, как правило, вместе.
А после этого Осип Степанович шел по своим рабочим делам, а его жена отправлялась то в театр, то на концерт, откуда возвращалась веселая и вдохновленная только после полуночи.
Краткое содержание
Осип Степанович Дымов – молодой, подающий большие надежды специалист в области медицины. Чтобы обеспечить себя и свою супругу Ольгу Ивановну, ему приходится служить в двух учреждениях. До полудня он ведет прием пациентов в одной больнице, а после обеда отправляется в другую, где производит вскрытие трупов.
Его супруга — молодая и легкомысленная особа. Она обожает общество людей искусства: в ее друзьях числятся художники, музыканты, актеры и поэты. Ежедневно она наносит им визиты, нередко принимает их и у себя, в своем семейном гнездышке.
Дымова она немного стесняется, поскольку не считает его значимым человеком, ведь он так далек от прекрасного, причем не скрывает этого. Вся его жизнь – это наука, медицина, пациенты. Кроме этого, на нем хозяйство, ведь Ольга Ивановна не может тратить свое время на покупку продуктов и приготовление обедов.
Сама она также не лишена таланта, но увлечена всем сразу и понемногу. Она лепит, рисует пейзажи, поет и играет на музыкальных инструментах. По мнению ее друзей, она талантлива во всем. Особенно нахваливает ее один анималист и пейзажист, некий Рябовский. Ольга Ивановна внимательно прислушивается к его советам и рекомендациям и часто ездит к нему за консультацией.
Она любит своего мужа, однако вынуждена часто объяснять друзьям, почему выбрала именно его. Это выглядит так, словно она оправдывается за свой выбор, ведь, по ее мнению, он обычный, ничем не примечательный человек. Дымов тоже любит Ольгу Ивановну. Он обеспечивает все ее прихоти и капризы, угождает ее друзьям, принимая их в своем доме.
Нередко Ольга Ивановна приезжала к Рябовскому домой, чтобы показать эскизы
После поездки Ольги Ивановны с художниками на Волгу, их отношения с Рябовским переходят на иной уровень. Она понимает, насколько устала от мужа и как ей скучно с ним. Однако, после окончания поездки отношения с художником совсем разладились. Ольга Ивановна переживала и ревновала, часто объезжала своих знакомых с визитами, чтобы найти Рябовского. Лишь после того, как она поняла, что он интересуется и другими женщинами, помимо нее, была поставлена точка.
Известие о том, что Дымов безнадежно болен, поставило ее в тупик. Ольга Ивановна ходила, как в тумане, около закрытой двери в кабинет мужа. И днем и ночью туда заходили доктора и Коростылев, но ее к супругу не пускали.
Неожиданно для себя она понимает всю лживость и подлость в отношениях с мужем. Она слышит разговоры его коллег о том, какой талантливый человек от них уходит, и осознает, что ничего не знала о супруге. Коростылев в отчаянье бросает ей слова о том, что она виновата в его смерти, что если бы Дымову она дала немного тепла и уюта, то из него мог бы получиться крупный ученый. Ольга Ивановна осознает, что в погоне за праздной жизнью она загубила светлого человека, который действительно ее любил.
Краткое содержание рассказа «Попрыгунья» подробно по главам
Глава 1
Свадьба Осипа Степаныча Дымова и Ольги Ивановны. Главный герой – врач, работающий в двух больницах, но всё же получающий только около 500 рублей в год. Жена считает его человеком немного скучным и обыкновенным.
Она пытается объяснить своим гостям, почему выходит замуж именно за него. Они познакомились, когда заболел отец Ольги и Дымов заботился о нём день и ночь. Там он и полюбил девушку и после смерти её отца предложил свои руку и сердце.
Глава 2
Ольга Ивановна обустроила дом по своему вкусу и вела беззаботную жизнь. Просыпалась довольно поздно, потом немного музицировала или рисовала. Далее, ехала к портнихе, чтобы изобрести новый наряд, затем — в гости. Виделась с мужем только в обед. Она умилялась его простотой и добродушием, но пеняла на то, что не увлекается искусством. Со многими Ольга легко сходилась, потом забывала о них.
Везде её встречали весело и говорили, что она замечательная. По средам у неё были вечеринки для художников, артистов, музыкантов. Гости уверяли, что она очень талантлива во всём, за что ни возьмётся. Дымов же в гостиной не находился. Он накрывал стол и потом приглашал гостей. В общем, молодые супруги были счастливы.
Глава 3
Летом, когда Ольга Ивановна жила на даче, Дымов соскучился и решил её навестить. После работы он взял гостинцев и приехал на поезде. Осип устал и был голоден и мечтал о тихом отдыхе с женой. Но в доме её не было. Там были два незнакомых мужчины.
Он терпеливо сел ждать Ольгу даже не попив чаю, чтобы не перебить аппетит. Когда она пришла, то обрадовалась приезду мужа, потому что теперь есть кому поехать в город за нарядом, в котором пойдёт на свадьбу телеграфиста. Дымов уезжает домой, не солоно хлебавши, а гостинцы съедают незнакомые ему люди.
Глава 4
Романтической июльской ночью Ольга Ивановна и молодой художник Рябовский стояли на палубе волжского парохода. Он, вдохновлённый красивой обстановкой, признаётся ей в любви. Она, на короткий миг вспомнив о муже, тут же забывает о нём и целует художника в губы.
Глава 5
Ранней осенью погода начала изменилась. Шёл дождь, краски поблекли. У Рябовского испортилось настроение. Он теперь считал себя бездарностью. Не радовала его и Ольга Ивановна. Художник стал тяготиться её обществом. Она же ничего не замечала, только мечтала о вечеринках, театре, сплетнях.
Глава 6
Дымов догадался, что Ольга обманывает его. Чтобы не оставаться с ней наедине, Осип часто приводит на обед своего друга врача Коростелева и разговаривает только с ним. В городе связь Дымовой и Рябовского продолжается, хотя него уже нет любви.
Ольга Ивановна унижается, умоляя не бросать её. После ссор с любовником она долго плачет у себя в комнате, а несчастный Дымов пытается утешить жену. Осип много работает и вскоре защищает докторскую диссертацию. Но даже это не смогло заставить Ольгу уважать своего мужа.
Глава 7
Однажды Дымова отправляется в мастерскую к Рябовскому и застаёт там другую женщину. Ольга Ивановна, наконец, понимает лживость своего любовника. Она решает бросить художника и уходит. Дома муж сообщает ей, что заболел и просит послать за Коростелевым. Она взволновалась и впервые за много времени называет его по имени.
Глава 8
Дымов болен дифтеритом. Его друзья врачи постоянно дежурят у его постели. Ольга думает, что это Бог наказывает её за измену. Смертельная болезнь мужа заставляет Дымову раскаяться, но уже слишком поздно.
Пришёл Коростелев и сказал, что Осип умер и в его смерти виновата она. Ольга Ивановна наконец поняла, какого замечательного и великого человека потеряла.
Сюжет рассказа «Попрыгунья» за 3 минуты
Краткое содержание «Попрыгунья» Чехов:
Осип Иванович Дымов, титулярный советник и врач тридцати одного года, служит в двух больницах одновременно: ординатором и прозектором. С девяти часов утра и до полудня принимает больных, потом едет вскрывать трупы.
Но его доходов едва хватает на покрытие расходов жены — Ольги Ивановны, двадцати двух лет, помешанной на талантах и знаменитостях в художественной и артистической среде, которых она ежедневно принимает в доме.
Страсть к людям искусства подогревается ещё тем, что она сама немного поёт, лепит, рисует и обладает, как утверждают друзья, недопроявленным талантом во всем сразу.
Среди гостей дома выделяется пейзажист и анималист Рябовский — «белокурый молодой человек, лет двадцати пяти, имевший успех на выставках и продавший свою последнюю картину за пятьсот рублей» (что равняется годовому доходу от частной практики Дымова).
В Дымове «что-то есть», — говорит она друзьям: «Сколько самопожертвования, искреннего участия!» «…в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье», — говорит она гостям, вроде объясняя, почему она, артистическая натура, вышла за такого «очень обыкновенного и ничем не замечательного человека».
Дымов (она не зовёт мужа иначе как по фамилии, часто прибавляя: «Дай я пожму твою честную руку!» — что выдаёт в ней отголосок тургеневского «эмансипе») оказывается на положении не то мужа, не то слуги. Она так и называет его: «Мой милый метрдотель!» Дымов готовит закуски, мчится за нарядами для жены, которая проводит лето на даче с друзьями.
Одна сцена являет верх мужского унижения Дымова: приехав после тяжёлого дня на дачу к жене и привезя с собой закусок, мечтая поужинать, отдохнуть, он тут же отправляется на поезде в ночь обратно, ибо Ольга намерена на следующий день принять участие в свадьбе телеграфиста и не может обойтись без приличной шляпки, платья, цветов, перчаток.
Ольга Ивановна вместе с художниками проводит остаток лета на Волге. Дымов остаётся работать и посылать жене деньги. На пароходе Рябовский признается Ольге в любви, она становится его любовницей. О Дымове старается не вспоминать. «В самом деле: что Дымов? почему Дымов? какое ей дело до Дымова?».
Но скоро Ольга наскучивает Рябовскому; он с радостью отправляет её к мужу, когда ей надоедает жизнь в деревне — в грязной избе на берегу Волги. Рябовский — чеховский тип «скучающего» художника. Он талантлив, но ленив.
Иногда ему кажется, что он достиг предела творческих возможностей, но иногда работает без отдыха и тогда — создаёт что-то значительное. Он способен жить только творчеством, и женщины для него не много значат.
Дымов начинает догадываться об измене, переживает, но не подаёт вида и работает больше, чем раньше. Однажды он говорит, что защитил диссертацию и ему, возможно, предложат приват-доцентуру по общей патологии.
По его лицу видно, что «если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей все, <…> но она не понимала, что значит приват-доцентура и общая патология, к тому же боялась опоздать в театр и ничего не сказала».
В доме появляется коллега Дымова Коростелев, «маленький стриженый человечек с помятым лицом»; с ним Дымов проводит все свободное время в непонятных для жены учёных разговорах.
Отношения с Рябовским заходят в тупик. Однажды в его мастерской Ольга Ивановна застаёт женщину, очевидно, его любовницу и решает порвать с ним. В это время муж заражается дифтеритом, высасывая плёнки у больного мальчика, чего он, как врач, не обязан делать. За ним ухаживает Коростелев.
К больному приглашают местное светило, доктора Шрека, но он не может помочь: Дымов безнадёжен. Ольга Ивановна, наконец, понимает лживость и подлость своих отношений с мужем, проклинает прошлое, молит Бога о помощи.
Коростелев говорит ей о смерти Дымова, плачет, обвиняет Ольгу Ивановну в том, что она погубила мужа. Из него мог вырасти крупнейший учёный, но нехватка времени и домашнего покоя не позволили ему стать тем, кем он по праву должен быть.
Ольга Ивановна понимает, что причиной смерти мужа была она, вынуждавшая его заниматься частной практикой и обеспечивать ей праздную жизнь. Она понимает, что в погоне за знаменитостями «прозевала» подлинный талант. Она бежит к телу Дымова, плачет, зовёт его, понимая, что опоздала.
Рассказ заканчивается простыми словами Коростелева, подчёркивающими всю бессмысленность ситуации: «Да что тут спрашивать? Вы ступайте в церковную сторожку и спросите, где живут богаделки. Они и обмоют тело и уберут — все сделают, что нужно».
Это интересно: Сатирический рассказ «Толстый и тонкий» А. П. Чехов написал в 1883 году. Впервые рассказ был опубликован в юмористическом издании «Осколки».
С этой книгой читают
ПопрыгуньяБеркли Энтони Кокс Френсис Айлс
Роман английского писателя Э. Беркли, в разработке сюжета которого принимала непосредственное участие королева детектива.
3.8
(2)
Мастер и МаргаритаБулгаков Михаил Афанасьевич
«Мастер и Маргарита» – блистательный шедевр, созданный Михаилом Булгаковым, завораживающая мистическая дьяволиада, обнажающая вечные темы любви, борьбы добра со злом,…
4.52
(600)
Пролетая над гнездом кукушкиКизи Кен Элтон
Описываемые в романе события происходят в одном из американских «дурдомов», но их со знаком «плюс» вполне можно было бы применить и к нашей сиране. Снятый по роману…
4.25
(216)
ДиверсантАзольский Анатолий Алексеевич
Он прошел обучение у лучших инструкторов ГРУ. Он способен выживать и побеждать в самых безнадежных ситуациях. Он виртуозно владеет всеми видами оружия и рукопашного боя….
2.5
(27)
Герой нашего времениЛермонтов Михаил Юрьевич
В книгу вошел роман М.Ю.Лермонтова (1814–1841) «Герой нашего времени», обязательный для чтения и изучения в средней общеобразовательной школе.
Роман «Герой нашего…
4.23
(272)
Матренин дворСолженицын Александр Исаевич
В книгу замечательного русского писателя А.И.Солженицына входят рассказы «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» и цикл миниатюр «Крохотки». Для старшего…
4.37
(18)
Назло Токарева Виктория Самойловна
«Нельзя испытывать любовь. Испытывать можно только самолеты. Они из железа». Эта неоспоримая истина – цитата из нового рассказа «Назло», ставшего заглавным для…
3.7
(10)
Лиловый костюмТокарева Виктория Самойловна
Красивая, гордая, независимая женщина.
Одинокая женщина, уставшая безнадежно любить и теперь мечтающая быть любимой, не любя.
Но… самое страшное в наших мечтах -…
2.56
(17)
II
Ольге Ивановне было двадцать два года, Дымову тридцать одни. Зажили они после свадьбы превосходно. Ольга Ивановна в гостиной увешала все стены сплошь своими и чужими этюдами в рамах и без рам, а около рояля и мебели устроила красивую тесноту из китайских зонтов, мольбертов, разноцветных тряпочек, кинжалов, бюстиков, фотографий… В столовой она оклеила стены лубочными картинами, повесила лапти и серпы, поставила в углу косу и грабли, и получилась столовая в русском вкусе. В спальне она, чтобы похоже было на пещеру, задрапировала потолок и стены темным сукном, повесила над кроватями венецианский фонарь, а у дверей поставила фигуру с алебардой. И все находили, что у молодых супругов очень миленький уголок.
Ежедневно, вставши с постели часов в одиннадцать, Ольга Ивановна играла на рояли или же, если было солнце, писала что-нибудь масляными красками. Потом, в первом часу, она ехала к своей портнихе. Так как у нее и Дымова денег было очень немного, в обрез, то, чтобы часто появляться в новых платьях и поражать своими нарядами, ей и ее портнихе приходилось пускаться на хитрости. Очень часто из старого перекрашенного платья, из ничего не стоящих кусочков тюля, кружев, плюша и шелка выходили просто чудеса, нечто обворожительное, не платье, а мечта. От портнихи Ольга Ивановна обыкновенно ехала к какой-нибудь знакомой актрисе, чтобы узнать театральные новости и кстати похлопотать насчет билета к первому представлению новой пьесы или к бенефису. От актрисы нужно было ехать в мастерскую художника или на картинную выставку, потом к кому-нибудь из знаменитостей – приглашать к себе, или отдать визит, или просто поболтать. И везде ее встречали весело и дружелюбно и уверяли ее, что она хорошая, милая, редкая… Те, которых она называла знаменитыми и великими, принимали ее как свою, как ровню и пророчили ей в один голос, что при ее талантах, вкусе и уме, если она не разбросается, выйдет большой толк. Она пела, играла на рояли, писала красками, лепила, участвовала в любительских спектаклях, но все это не как-нибудь, а с талантом; делала ли она фонарики для иллюминации, рядилась ли, завязывала ли кому галстук – все у нее выходило необыкновенно художественно, грациозно и мило. Но ни в чем ее талантливость не сказывалась так ярко, как в ее уменье быстро знакомиться и коротко сходиться с знаменитыми людьми. Стоило кому-нибудь прославиться хоть немножко и заставить о себе говорить, как она уж знакомилась с ним, в тот же день дружилась и приглашала к себе. Всякое новое знакомство было для нее сущим праздником. Она боготворила знаменитых людей, гордилась ими и каждую ночь видела их во сне. Она жаждала их и никак не могла утолить своей жажды. Старые уходили и забывались, приходили на смену им новые, но и к этим она скоро привыкала или разочаровывалась в них и начинала жадно искать новых и новых великих людей, находила и опять искала. Для чего?
В пятом часу она обедала дома с мужем. Его простота, здравый смысл и добродушие приводили ее в умиление и восторг. Она то и дело вскакивала, порывисто обнимала его голову и осыпала ее поцелуями.
– Ты, Дымов, умный, благородный человек, – говорила она, – но у тебя есть один очень важный недостаток. Ты совсем не интересуешься искусством. Ты отрицаешь и музыку и живопись.
– Я не понимаю их, – говорил он кротко. – Я всю жизнь занимался естественными науками и медициной, и мне некогда было интересоваться искусствами.
– Но ведь это ужасно, Дымов!
– Почему же? Твои знакомые не знают естественных наук и медицины, однако же ты не ставишь им этого в упрек. У каждого свое. Я не понимаю пейзажей и опер, но думаю так: если одни умные люди посвящают им всю свою жизнь, а другие умные люди платят за них громадные деньги, то, значит, они нужны. Я не понимаю, но не понимать не значит отрицать.
– Дай я пожму твою честную руку!
После обеда Ольга Ивановна ехала к знакомым, потом в театр или на концерт и возвращалась домой после полуночи. Так каждый день.
Глава 5: Хандра
Рябовский признался себе и Ольге, что нет у него никакого таланта, что он выдохся и иссяк. Про себя он подумал, что зря связался с этой женщиной. Для него это была интрижка.
Ольге уже надоело путешествие, она хотела домой. Все это время муж умолял ее в письмах вернуться в дом, а она была с Рябовским. Ее умиляла самоотверженность супруга, который все это время высылал ей большие суммы. Она уже скучала по его заботе.
В то же время Рябовский охладел к ней. «Мне от Вас больше ничего не нужно» — говорил он. Ольгу же раздражало это. Она не понимала, почему он так стыдится этой связи, почему так относится к ней, хотя еще недавно был полон любви. Рябовский избегает ее и открыто выражает неприязнь. Так как герой является творческой натурой, просто любовный роман ему надоедает. И он отправляет Ольгу к её мужу без всякого сожаления.
Ольга решила вернуться домой. Увидев мужа, она сразу же поняла, что нужно все рассказать ему, что скрывать измену невозможно. Но у нее не хватило духу признаться. Осип радуется, что встретился с супругой.
Верность и измена
Сформировавшийся конфликт обязательно должен был к чему-то привести. У Ольги случился роман с молодым художником. Она восхищалась его непревзойденным талантом, видела в этом человеке что-то глубоко возвышенное и постоянно сравнивала его достижения с занятиями мужа. Художник в ее глазах представлялся выдающимся, обладающим неординарными способностями. Ее развитая фантазия рисовала долгие годы счастливой жизни рядом с этим человеком. Вот почему она решается на измену, поддавшись первому же порыву чувств. Супруг на его фоне казался ей серой, непредставительной и неинтересной личностью.
Дымов же сохранял верность жене, уважал ее даже после того, как ему стало известно о свершившемся факте измены. Ни единого слова упрека не прозвучало из его уст! Осип Степаныч обладал способностью замечать достоинства, а на недостатки просто не обращал внимания. С его стороны показано проявление истинной любви, которая далека от осуждения и любого негатива. Автор обнаруживает перед читателем персонажа, обладающего большим терпением и выдержкой.
Очень краткий пересказ
Очень краткое содержание рассказа «Попрыгунья» стоит начать с описания Ольги Ивановны – молодой, легкомысленной особы, которая обожает людей искусства. Она дружит с художниками, музыкантами, писателями и поэтами, предпочитая мужчин, а в женщинах видит лишь конкуренток.
Сама она не лишена неких талантов, но занимается всем сразу – и живописью, и музыкой, и литературой, не останавливаясь на чем-то одном. Ее день начинается ближе к обеду. Ольга Ивановна, исходя из настроения, музицирует или работает над какой-либо картиной, а после собирается в гости. Часто она и сама принимает гостей вместе с супругом.
Дымова она немного стесняется, поскольку считает его не таким талантливым, как своих друзей. Ее супруг далек от этого общества: он постоянно занят работой, чтобы обеспечить их существование и некоторые капризы жены.
Увлекшись творчеством, а затем и Рябовским, Ольга Ивановна совсем оставила своего супруга. Она не замечала, чем он живет и о чем думает. Известие о том, что Дымов болен и умирает, заразившись опасной инфекцией на работе, застает ее врасплох. Переживания не отпускают ее душу. И лишь со смертью Дымова она понимает, какого человека потеряла навсегда.
Несколько интересных сочинений
- Характеристика и образ Порфирия Петровича в романе Достоевского Преступление и наказание Порфирий Петрович это один из центральных персонажей замечательного романа «Преступление и наказание». Он работает следователем на участке, где было страшное преступление по убийству старухи-процентщицы и ее сестры
- Анализ рассказа Ангелочек Андреева Прекрасный рассказ Л.Н.Андреева под названием“Ангелочек. Впервые представлен был и прочтён читателями в Московской газете под названием Курьер в 1899 году. Направление ежедневных изданий было ближе всего направленно на демократичную политику
- Характеристика героев рассказа Медной горы Хозяйка Бажова сочинение Степан – главный герой сказа Бажова «Хозяйка Медной горы». Он был крепостным и работал на Красногрских рудниках в Гумешках
- Сочинение Тайны жителей леса 4 класс Лес – это живое чудо природы. Деревья не только украшают землю, но и приносят огромную пользу. Очень приятно гулять по лесу в любое время года, но не стоит забывать, что лес – это родной дом для многих животных.
- Деревенская проза Шукшина кратко сочинение Жанр деревенской прозы имеет большое отличие, от уже имеющихся жанров в русской литературе. К примеру, в зарубежной литературе такой тип жанра практически отсутствует. Огромное количество произведений этого жанра есть в русской литературе
Бывает, что человек относится к жизни играючи, поверхностно. Он не обременяет себя серьёзными думами о собственном предназначении, об интересах окружающих людей. Однако не всегда легкомыслие имеет счастливый исход.
Замысел рассказа «Попрыгунья» возник у Чехова в августе 1891 года. Первоначально рассказ назывался «Великий человек». Во второй редакции автор сделал акцент на семейных отношениях и изменил название произведения на известное нам сегодня. В основе истории реально существовавший любовный треугольник: полицейский врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его жена Софья Петровна, интересовавшаяся различными искусствами. Но у главного героя, Осипа Дымова, был совершенно иной прототип — Илларион Иванович Дуброво, известный московский врач. В мае 11883 года к именитому лекарю обратились за помощью: семнадцатилетняя дочь дворянина Куроедова страдала от дифтерита. Чтобы помочь больной, Дуброво использовал метод, описанный в рассказе. В результате акта самопожертвования врач умер через 6 дней.
Не только у Дымова был прототип. Художник Рябовский имеет много общего с другом Чехова — художником Исааком Левитаном. Несмотря на старания писателя завуалировать это родство, Левитан был узнан и высмеян обществом, после чего между ним и Антоном Павловичем произошла ссора.
План рассказа Попрыгунья Чехова
Главная › Сочинения по произведениям Чехова
Многие сюжеты рассказов А. П. Чехова подсказаны самой жизнью. Не исключение и «Попрыгунья». В этом произведении интересно все: история написания, сюжет, система образов. Кроме того, автор мастерски переплел иронический и трагический тон. Изучают Попрыгунью» в 10 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет качественно подготовиться к уроку или освежить память перед ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – 1891 г.
История создания – К написанию произведения А. П. Чехова подтолкнули наблюдения за Кувшинниковых и жизнью художника Левитана. Последний был одним из лучших друзей Антона Павловича.
Тема – В произведении можно выделить несколько ключевых тем – любовь и измена, потеря любимого человека.
Композиция – Формально произведение состоит из восьми глав. Первые три части рассказывают о счастливом браке Ольги Ивановны, начиная с четвертой, автор описывает, как рушится счастье героев. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.
Наблюдается плавный переход от счастливых событий до трагических, соответственно меняется и настроение.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
История написания произведения тесно связана с жизнью друзей А. П. Чехова. Известно, что Антон Павлович был хорошим товарищем художника Левитана, также он дружил с Софьей Кувшинниковой.
Эта женщина интересовалась искусством, была замужем за полицейским врачом. В доме Кувшинниковой часто собирались выдающиеся личности, в том числе и Левитан. Сама женщина особыми талантами не блистала.
Ходили слухи о Левитане и Кувшинниковой.
Друзья Чехова стали прототипами главных героев «Попрыгуньи» Не узнать их было сложно, поэтому публикация рассказа стала причиной серьезного скандала. Антон Павлович едва не поссорился с Левитаном.
Написал Чехов “Попрыгунью” в 1891 году.
Мотив любовного треугольника издавна распространен в литературе. А. П. Чехов раскрыл его в анализируемом произведении. Писатель смог показать, как счастливый брак может закончиться трагедией.
В центре произведения несколько тем – любовь и измена, потеря любимого человека. В контексте этих тем формируется моральная проблематика.
Из первых трех частей читатель узнает о счастливом браке Ольги Ивановны и Дымова. Мужчина очень любит свою супругу, готов работать ради нее на нескольких работах. Ольга Ивановна считает себя незаурядной талантливой личностью, пытается окружить себя такими же людьми. Постепенно ее интерес к приземленному Дымову угасает.
Вскоре Ольга Ивановна заводит роман с художником Рябовским. О законном муже пытается даже не вспоминать. Рябовский – полная противоположность Дымова. Он лентяй, который «отдается» только искусству.
Дымов вскоре замечает раскол в отношениях, догадывается об измене, но вида не подает. Все свое свободное время мужчина проводит с коллегой Шреком. Ольге их ученные разговоры неинтересны.
Смысл названия становится понятным после прочтения рассказа. Попрыгунья – Ольга, которая думала лишь о себе, отдаваясь глупым забавам. Название невольно ассоциируется с басней о попрыгунье-стрекозе, главная героиня которой очень напоминает Ольгу.
Идея рассказа – показать, как человек, ослепленный эгоизмом, может лишиться счастья, а необдуманные поступки могут привести к трагедии.
Композиция
Для понимания того, как раскрываются проблемы произведения, в «Попрыгунье» анализ следует дополнить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из восьми глав.
Первые три части рассказывают о счастливом браке Ольги Ивановны, начиная с четвертой, автор описывает, как рушится счастье героев. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.
Наблюдается плавный переход от счастливых событий до трагических, соответственно меняется и настроение. Важную роль в рассказе играют психологические детали.
Черту под описанными событиями подводит фраза Коростылева. Она заставляет читателя задуматься над идеей рассказа, сделать определенные выводы.
План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. Жанр «Попрыгуньи» – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Дымова и Ольги Ивановны, главных героев всего два. Направление рассказа А. Чехова «Попрыгунья» – реализм, так как в нем описаны правдивые события.
Глава 2: Жизнь новобрачных
Однако и жизнь Ольги можно назвать довольно скучной и однообразной. В свои 22 года она ничем не занималась. Обычно героиня вставала с постели не ранее одиннадцати часов. Затем она могла сесть за рояль или заняться рисованием. Ольга часто ходила к портнихе. Подруги героини из артистической среды любили рассказывать ей последние новости из мира театра. Потом они ехали в гости к какому-нибудь известному человеку и говорили об искусстве. Ольге прочили успех во всех начинаниях, если она не будет разбрасываться на мелочи. Она слушала и верила в эти похвалы, но по-прежнему ничего особо не делала.
Дымов не понимал искусства, но жену не осуждал. Он позволял ей делать то, что она хочет. Она же, напротив, часто упрекала мужа за то, что он не интересуется богемной жизнью. Он же отвечал кротко:
В семье Дымовых существовала традиция — каждую неделю приглашать в дом известных людей. На вечеринках никто не вспоминал о Дымове. В гостях были одни молодые люди и актрисы, и Ольга блистала в их кружке.
Однажды жизнь молодожёнов омрачилась происшествием: Дымов порезал два пальца во время вскрытия трупа. Ольга боялась заражения, но все обошлось, и их дни вновь потекли по-прежнему: Дымов работал, Ольга развлекалась.
Темы
Тематика рассказа «Попрыгунья» близка и понятна читателю, кем бы он ни был:
- В произведении затронута тема любовного треугольника, также тема отношений в любви и браке. Насколько они хрупки и сложны, как трудно их построить и легко утратить, как велика ответственность обеих сторон в таких отношениях. Ольга не ценила брак, считая его обыденностью и мещанской условностью, но в трудное время ее жизни только муж был для нее надежной опорой.
- Также автором раскрыта тема загадочной женской души, которую можно наблюдать на примере притягательной и легкомысленной Ольги Ивановны. Она любила мужа, но не уважала его, ведь ее ослеплял блеск богемного общества. Связь с художником была ее попыткой влиться в этот круг, но неудача заставила ее разочароваться в своем окружении, и в адюльтере.
- Присутствует в рассказе тема нравственности и духовного созидания: идеалом автора является Осип Дымов, который трудится во благо общества, развивается сам, но не выпячивает свой талант напоказ.
- Тема искусства раскрыта незаурядно: автор показал чванливость и эгоизм одаренных людей, которые не делают чего-то сверхчеловеческого, но гордятся так, будто держат землю на своих руках. Чехов уважал и любил искусство, но отказывался оправдать тех, кто объяснил им низость своей души.
- Автор высоко ценит преданность своему ремеслу и поднимает в рассказе тему труда. Ольга лишь увлекалась, но не могла взяться за что-нибудь всерьез, поэтому она скучала. А вот ее муж обрел призвание в труде и был счастлив.