Конспект занятия по художественному чтению: «Чтение рассказа В. Сухомлинского «Семь дочерей»
Организация: МАОУ Селятинская СОШ №2
Населенный пункт: Московская область, р.п. Селятино
Цели:
- развитие наглядно-образного мышления;
- обогащение духовного мира детей через чтение сказки.
Задачи:
обучающие:
1) ознакомить детей со сказкой В. Сухомлинского;
2) учить понимать смысл произведений;
3) умение воспроизводить содержание сказки по вопросам воспитателя;
4) формировать умение давать нравственно-моральные оценки и суждения действиям героев произведения, за их поступки.
развивающие:
5) развивать умение запоминать последовательность действий;
6) развивать воображение, фантазию и мышление.
воспитательная:
7) воспитывать любовь к матери, уважение маминого труда.
Оборудование: сюжетные рисунки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций семьи; беседа о семье.
Тип занятия: комплексное.
Ход занятия
Воспитатель: Дети готовы ли ваши пальчики помогать мамам?
Пальчиковая упражнение «Семью встречай!». Дети держат ладошки сомкнутыми, двигают пальцами попарно.
Мама, мама!
(Постукивание мизинцами).
Что, детка?
(Постукивание большими пальцами).
К нам гости идут с рынка!
(Постукивание безымянными пальцами).
Дверь быстро открывай!
(Постукивание указательными пальцами).
И семью встречай!
(Сгибание и разгибание средних пальцев).
Короткая подготовительная беседа с целью возбуждения интереса детей к содержанию произведения.
Воспитатель: Как относятся к вам ваши родные? (Любят, заботятся, ухаживают, помогают, жалеют, балуют).
– Как вы относитесь к маме, папе, бабушке с дедушкой, братикам и сестричкам? (Ответы детей.)
– Что вы делаете вместе? (Ответы детей.)
– Как можно назвать всех вас вместе? (Семья.)
Физкультминутка
Разные есть на свете семьи:
(Дети шагают на месте.)
И маленькие, и большие.
(Дети приседают и встают.)
Разные люди в тех семьях:
(Дети разводят руками в стороны.)
Папа, мама и детки.
(Показывают пальчиками как будто считают.)
Чтение художественного произведения дважды.
Воспитатель: Семья – это не просто люди, которые живут вместе, а люди которые любят и уважают друг друга, и помогают друг другу. Послушайте рассказ Василия Сухомлинского.
«Было у матери семь дочерей. Вот поехала однажды мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Вернулась домой только через месяц.
Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
– Я соскучилась по тебе, как маковка по солнечному лучу, – сказала первая дочь.
– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – промолвила вторая дочь.
– Я плакала по тебе, как маленький птенец за птичкой, – сказала третья.
– Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, – щебетала четвертая.
– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – промолвила пятая.
– Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, – сказала шестая.
А седьмая дочь ничего не сказала. Она сняла с ног мамы обувь и принесла ей воды в миске помыть ноги».
Короткая беседа направлена на обмен впечатлениями.
– Понравился ли вам рассказ?
– Какая из дочерей вам понравилась больше всего?
– Чему учит этот рассказ?
– Как вы показываете членам своей семьи, что вы их любите и уважаете?
– Как вы помогаете своим родным?
– Чем можете порадовать их?
Рассмотрение иллюстрации к произведению (рис. 1).
Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами рассмотрим иллюстрацию к рассказу.
– Дети, что изображено на рисунке?
– Какое настроение у дочерей?
– Кто помогает маме?
– Какие использованы цвета?
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Воспитатель: Давайте представим, что каждый пальчик – это кто-то из нашей семьи.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
(Гладим (растираем) каждый пальчик, начиная с большого, на последнюю строчку делаем из ручек «замок».)
Повторное чтение произведения с установкой для беседы по содержанию.
Воспитатель: Дети, послушайте внимательно рассказ «Седьмая дочь».
Беседа по содержанию рассказа.
– Кто из дочерей испытывает искреннюю любовь к маме? (Седьмая дочь.)
– Остальные тоже любят маму, но как они выражают свою любовь? (Только словами.)
– Как лучше выражать свою любовь – словами или делом? А вы как выражаете свою любовь в семье – к сестре, брату, маме, папе, бабушке, дедушке? (Ответы детей.)
Итог занятия.
– Дети о чем мы сегодня с вами разговаривали?
– Что такое семья?
– Дети, вы пока ещё молоды! Любите своих родных, уважайте их, заботьтесь о них, дарите им радость.
Приложения:
- file0.doc.. 105,5 КБ