Воробей. евгений чарушин

Конспект по речевому развитию «рассказ е. чарушина «воробей»». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

СОРОКА

Кого сорока увидит — стрекочет.Что плохо лежит — она тут как тут.Птичье гнездо приметит — яйца расклюёт, птенцов нелётных съест.И зверю несладко от сороки: не даёт сорока укрыться от врагов. Всем рассказывает, где кто прячется. Кричит:«Я вижу!Вижу!Вот он где!»Зверь от сороки таится. А сорока от него ни на шаг. Куда он — туда и она.Он по полю — сорока над ним стрекочет:«Я тебя вижу!Я тебя вижу!Не беги — догоню.Не ешь — отниму!»Вот она какая, сорока!

Ходит тетёрка по полянке, бережёт цыплят.А они копошатся, разыскивают еду. Летать ещё не научились, ещё не выросли.

Кто побольше, тот их и обидит.Увидела сорока-воровка добычу. Притаилась, подскакивает поближе, поближе.Хочет пообедать.

«Квох!Квох! — крикнула тетёрка. — Враг близко!»

ПОЧЕМУ ТЮПА НЕ ЛОВИТ ПТИЦ

Видит Тюпа, недалеко от него сидит воробей и песни поёт-чирикает:«Чив-чив! Чив-чив!»«Тюп-тюп-тюп-тюп, — заговорил Тюпа. — Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» — и пополз к воробью.Но его воробей сразу приметил — крикнул по-воробьиному:«Чив! Чив! Разбойник ползёт! Вот он где прячется! Вот он где!»И тут, откуда ни возьмись, со всех сторон налетели воробьи, расселись кто по кустам, кто и прямо на дорожке перед Тюпой.И начали на Тюпу кричать:«Чив-чив!Чив-чив!»

Кричат, галдят, чирикают, ну, никакого терпенья нет.Испугался Тюпа — такого крику он ни разу не слыхал — и ушёл от них поскорее.А воробьи вдогонку ещё долго кричали.Наверно, рассказывали друг другу, как Тюпа полз-прятался, хотел их словить и съесть. И какие они, воробьи, храбрые, и как они Тюпку испугали.Некого Тюпе ловить. Никто в лапы не даётся. Влез Тюпа на деревцо, спрятался в ветках и поглядывает.Но не охотник добычу увидел, а добыча охотника разыскала.

Видит Тюпа: он не один, на него какие-то птицы смотрят, не пенки-малышки, не крикуны-воробьишки, вот какие — самого Тюпы чуть поменьше. Это, наверно, дрозды искали местечко, где вить гнездо, и увидали какую-то непонятную зверюшку — Тюпку.Тюпа обрадовался:«Вот интересно-то! Тюп-тюп-тюп-тюп! Кто это такие? Тюп-тюп-тюп-тюп! Схвачу! Тюп-тюп-тюп-тюп! Словлю! Тюп-тюп-тюп-тюп! Поймаю! Поиграю!»Только не знает Тюпа, кого первого ловить.Один дрозд сзади Тюпки сидит, другой перед Тюпкой — вот тут, совсем близко.Тюпа то сюда, то туда повернётся — тюпает-тюпает. То на одного, то на другого посмотрит.Отвернулся от одного, кто был сзади, а другой, передний, как налетит на Тюпку да как клюнет его клювом!Тюпа сразу перестал тюпать.Он понять не может, что это такое.Обидели его! Клюнули!

Спрыгнул Тюпа в кусты — и ходу, где бы только спрятаться.И если теперь Тюпа видит птицу, он никакого внимания на неё не обращает.Вот почему Тюпа не ловит птиц.

Евгений Чарушин. Рассказы о животных для детей

 Как мальчик Женя научился говорить букву «р»Что за зверь?Медведь-рыбакМедвежонокМедвежатаНа нашем двореПерепёлкаПро зайчатРябчонокВерный ТройКот ЕпифанДрузьяВолчишкоКак Томка не показался глупымВоробейПочему Тюпу прозвали ТюпойТюпа маленькийПочему Тюпа не ловит птицСорокаПунька и птицыЛисятаТомкаКак Томка научился плаватьТомка испугалсяТомкины сныНикита-докторМишкиЗахочешь есть — говорить научишься  ЯшаМартышкиЗаяцКабанУдивительный почтальонМедведица и медвежата Рысь и рысенокОлениха с оленёнкомБелка с БельчатамиЗайчатаСеверный Олень ВолкЛисаМедведьРысьБарсук  

Читать все рассказы Чарушина.Список произведенийЧитать рассказы других авторов

Ход непрерывно – образовательной деятельности

1. Организационный момент :

В: Каждый день – всегда везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим!

Все на месте?

Всё в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Д: Да!

В: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах. Скажите мне, каких птиц вы видели на улицах?

Д : Голубь, ворона, воробей и т. д.

В : Угадайте, про кого я загадаю загадку.

Забияка и воришка

Ношу я серое пальтишко,

На лету хватаю крошки.

Не пропущу и мелкой мошки.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей.

Я бывалый…

Д: Воробей!

В: Верно, а как можно назвать детёныша воробья?

Д: Воробышек, воробьишко.

В : Один замечательный писатель, Евгений Чарушин,написал очень интересное произведение о таком маленьком воробушке, хотите узнать что с ним приключилось?

Д : Да!

2 . Основная часть :

Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей»

Физминутка «Воробьи»

Воробьи на веточках сидят и на улицу глядят

(дети сидят на корточках, поворачивают голову вправо, влево)

Погулять они хотят и тихонечко летят.

(встают, взмахивают руками)

Увидали крошки, поклевали немножко

(присаживаются на корточки и стучат пальчиками)

Вдруг увидали кота, разлетелись кто куда!

(разбегаются по группе, машут руками)

Полетели, полетели и на стульчики сели.

(садятся на свои рабочие места)

В: Я вам прочитала небольшой рассказ. Кто мне скажет о чём он?

(Ответы детей)

В : А как ещё можно назвать этот рассказ?

(Ответы детей)

В :Каким воробей был в рассказе – опишите его?

(Ответы детей)

В : В рассказе автор сравнивает воробья с шариком. Послушайте как мягко и нежно звучит «шарик». Не с шаром и кругом, а именно с маленьким шариком.

Как воробушек попал к Никите?

(Ответы детей)

В : Зачем мальчик забрал птицу домой?

(Ответы детей)

В : Хорошо ли воробью было в доме у мальчика?

(Ответы детей)

В : Для чего Никита стал учить воробья летать?

(Ответы детей)

В : Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья?

(Ответы детей)

В : Воробышку хорошо жилось в доме у мальчика. Может надо было его оставить, не отпускать?

(Ответы детей)

В : Вспомните, как расстались воробей и Никита?

(Ответы детей)

В : Что чувствовал Никита при расставании?

(Ответы детей)

В : Ребята, а теперь давайте мы с вами попробуем пересказать этот рассказ. Он большой, поэтому мы его разделим на части. Первую часть назовё м : «Встреча Никиты и воробья» .Вторую часть назовё м : «Как воробей жил у мальчика». Третью часть назовё м : «Расставание друзей».

Ребята, подумайте, кто какую часть желает пересказать. А все вместе мы перескажем целый рассказ.

Пересказ рассказа детьми.

3. Заключительная часть :

В : Вот и подошло к концу наше занятие. С каким рассказом Е. Чарушина мы сегодня познакомились?

(Ответы детей)

В : Назовите главных героев рассказа?

(Ответы детей)

В : Чему нас учит этот рассказ?

(Ответы детей)

В : Ребята, сегодня, когда мы пойдём на прогулку, давайте внимательно присмотримся к воробьям на улице. Может среди них есть и наш воробушек из рассказа.

Подробнее о творчестве Чарушина

  С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.   Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.   Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.   Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.  

Читать все рассказы ЧарушинаЧитать рассказы других авторов

Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография.Творчество.

  Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.   Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.   Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.  

Первые рассказы Евгения Чарушина

  Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.   Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.   С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.  

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: