Творческий путь сказочника
- Взрослый Сергей Козлов всерьез увлекся писателями и поэтами серебряного века: Есениным, Буниным, Бабелем и Пастернаком, при этом помнил о своих прежних предпочтениях.
- Детские произведения автор начал писать в шестидесятых. Тогда и были придуманы его Ежик, Медвежонок и Заяц. Истории о них он впоследствии сочинял всю жизнь, создал вокруг этих персонажей огромный мир, где у каждого есть свой дом со своими обязанностями. Все они живут размеренной жизнью, ходят в гости, угощаются вкусностями и вместе пьют чай, гуляют и веселятся, приятно проводят время, сидят на крыльце и думают.
- Истории про солнце стали одними из первых опубликованных работ. Именно они заставили многих режиссеров заинтересоваться персоной Сергея Григорьевича. Уже тогда многие увидели в нем потенциал.
- В 1966 году Сергей в кругу единомышленников совершил литературное путешествие от Москвы до самой Камчатки. Тогда он начал приобретать все большую известность.
- Путь сценариста был открыт для Сергея Козлова в 1968 году, когда он стал участником создания мультипликационного фильма для детей «Осенняя рыбалка».
- Помимо прочего мужчина переводил то, что написали другие. Он владел языком народа манси и украинским, занимался переводом детских рассказов, которые были ему по душе.
- С начала 1970 Сергей Козлов занялся написанием сказок. И в период с 1970 по 1975 из-под его пера вышли «Удивительная бабочка», «В сладком морковном лесу» и другие, а также несколько стихов: «Про снег», «В порту» и т.д.
- В 1972 году Сергей Григорьевич вступил в творческую организацию профессиональных писателей СССР и стал в ней почетным членом.
- К рассказам, сказкам и стихам подключились и театральные пьесы для детей. Первой из них были представлена публике пьеса «Летающий поросенок» в 1973 году. Произведения Козлова были поставлены более чем в 300 театрах нашей страны.
- В 1976 писатель решил плотно освоить режиссуру и сценаризм, поэтому начал посещать специальные курсы от государственного органа Госкино. Учился он в течение двух лет. Выпускной работой стал сценарий «Новой старой сказки», по которому в уже 2000-х был снят одноименный художественный фильм.
- В 1974 году по его сценарию сняли мультипликационный фильм «Как Львенок и Черепаха пели песню». Легендарная песня «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу» и по сей день покоится на устах тех, кто даже не читал и не смотрел мульфильм.
- В 1975 также благодаря участию Козлова известность приобрели фильмы «В порту» и «Ёжик в тумане» от студии «Союзмультфильм». Второй, снятый Юрием Норштейном, был удостоен множества наград и до сих пор признается многими кинокритиками лучшим мультфильмом. Памятники герою стоят в Киеве, Питере и Пензе.
- Не менее популярным стали и мультфильмы «Трям! Здравствуйте!» (1980) и «Как Ёжик и Медвежонок небо меняли» (1985)
- Произведения С. Г. Козлова затронули много сфер, в том числе музыкальную. Цикл стихотворений «Времена года» (1985) был положен в основу хорового цикла Е. И. Подгайца. На некоторые сказки были созданы торжественные хоровые песни с инструментальным сопровождением для детского хора и оркестра. Они были не раз исполнены в Большом зале консерватории хором «Весна».
- Число изданных книг с 90-х годов возросло. Они были переведены на многие языки (польский, чешский, немецкий, финский, японский, датский, испанский, норвежский, португальский, корейский, шведский и другие)
- При жизни Сергея Григорьевича его многочисленные стихи для старшей возрастной категории так и не были напечатаны, однако на них наткнулся Сергей Маховиков, тут же решив написать музыку к нескольким его работам. Он исполняет их и сейчас.
- Было выпущено не менее десятка авторских граммофонных пластинок.
- В 2006 году Сергей Козлов стал номинантом на Международную премию Г. Х. Андерсена, однако получить ее ему так и не довелось.
- В 2009 году стал лауреатом премии имени Корнея Чуковского благодаря продвижению отечественной литературы.
- Сергей Григорьевич Козлов дожил до 9 января 2010 года и умер от воспаления легких на 71-ом году жизни. Его тело покоится в Москве на Троекуровском кладбище.
Библиография
- Андреевский кавалер (1986)
- Когда боги глухи (1987)
- Время любить (1988)
- Белый конь с золотой гривой
- Валерка-Председатель
- Ветер над домом твоим (1983)
- Витька Грохотов и его компания (1969)
- Витька с Чапаевской улицы (1977)
- Волк и Филин (1989)
- Волосы Вероники
- Гость из леса
- Горсть рыболовных крючков
- Его голубая звезда
- Едем на Вял-озеро (1972)
- Жало скорпиона
- Золотая петля
- Идол из старого сундука (1966)
- Карусель
- Когда боги глухи
- Копейка
- Красное небо
- Куда улетают ласточки (1971)
- Маленький стрелок из лука
- Мальчишка с собакой
- Мы уходим из дома (1966)
- Два Пети
- На старой мельнице (1961)
- Они всегда рядом
- Пашкин самолет
- Потерянный век (1995)
- Президент каменного острова
- Президент Каменного острова (1964)
- Президент не уходит в отставку
- Приходи в воскресенье (1976)
- Рассказы про Васю Снегирева
- Свидание с берёзой
- Соколиная охота
- Солнце на стене (1969)
- Тайна Мёртвого озера
- Три версты с гаком
- Услышать тебя (1977)
- Юрка Гусь (1962)
- Я спешу за счастьем (1963)
и ещё более 20 романов.
Биография
Происходил из дворянского рода Козловых, внук сенатора и генерал-рекетмейстера И. И. Козлова-старшего. Его отец Иван Иванович имел чин действительного статского советника. Мать Анна Апполоновна, урождённая Хомутова, тётка казачьего атамана, воспитывая сына дома, сумела дать будущему поэту прекрасное, разностороннее образование.
На шестом году от роду с октября 1784 года он был зачислен сержантом в Измайловский полк, а на шестнадцатом году 19 февраля 1795 года был произведён в прапорщики. Служил три года в лейб-гвардии, а затем вышел в отставку и поступил на гражданскую службу в 1798 году с переименованием в губернские секретари.
С 24 октября 1798 года, будучи переведённым в коллежские асессоры, был зачислен в канцелярию генерал-прокурора Петра Лопухина. С 1799 года служил в герольдии. С 1807 года находился в канцелярии московского главнокомандующего Тутолмина, где 13 ноября получил чин надворного советника.
В 1809 году И. И. Козлов женился на дочери бригадира Софье Андреевне Давыдовой, от которой у него родились сын Иван и дочь Александра. С 20 июня по 30 августа 1812 года он работал в комитете для образования московской военной силы. Будучи уволенным со службы вместе с другими чиновниками за три дня до вступления Наполеона в Москву, Иван Иванович уехал с семьей в Рыбинск, к Хомутовым — родственникам матери.
По изгнании французов из России, Козлов не вернулся в разоренную Москву, а переехал в Санкт-Петербург. 24 июля 1813 года Иван Иванович получил место помощника столоначальника в Департаменте Государственных Имуществ. 7 октября 1814 года получил чин коллежского советника.
Около 1818 года паралич лишил его ног. В 1819 году Козлов начал терять зрение, а к 1821 году окончательно ослеп. Тогда он занялся поэзией и переводами с итальянского, французского, немецкого и английского языков.
В 1821 году появилось в печати его стихотворение «К Светлане», за ним послание «Поэту Жуковскому», «Байрон» и т. д. Поэма «Чернец», напечатанная в 1824 году, поставила имя Козлова в ряд самых популярных поэтов того времени.
Несмотря на слепоту и неподвижность, Козлов держался с редким мужеством: сидя в инвалидной коляске, он всегда был изысканно одет, захватывающе ярко говорил, наизусть читал всю европейскую поэзию. Никто не догадывался о том, что по ночам его терзали жестокие боли.
Умер 30 января 1840 года. Погребён на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре недалеко от могилы Карамзина.
Литературная деятельность
Первое стихотворение Козлова «К Светлане» было опубликовано в 1821 году. Увлечение литературой привело Козлова к близкому знакомству с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским и братьями Тургеневыми.
Стихотворение Томаса Мура «Вечерний звон» (1827) в его переводе становится классикой русской народной песни; большую популярность получил также перевод стихотворения другого ирландца – Ч. Вольфа – «На погребение английского генерала сира Джона Мура» («Не бил барабан перед смутным полком…»).
Его романтическая поэма «Чернец» (1825), написанная в форме лирической исповеди молодого монаха, пользовалась восторженным приёмом у читателей, её высоко оценил А. С. Пушкин, и она оказала влияние на «Мцыри» М. Ю. Лермонтова и «Тризну» Т. Г. Шевченко.
В 1827 по прозаическому подстрочнику П. А. Вяземского поэт Козлов полностью перевёл «Крымские сонеты» Мицкевича.
Сочинения
- Полное собрание сочинений И. И. Козлова С-Петербург. Издание А. Ф. Маркса 1892
- Полное собрание стихотворений, Л., 1960;
- Дневник. Вступительная заметка К. Я. Грота, «Старина и новизна», 1906, № 11.
Стихотворения и поэмы
- «Пленный грек в темнице»
- К другу В.А Жуковскому
- Венгерский лес. Баллада
- Крымские сонеты
- «Молодой певец»
- «Байрон»
- «Киев»
- «Плач Ярославны»
- «Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая»
- «К П. Ф. Балк-Полеву»
- «Обетованная земля»
- «Пловец»
- «Чернец» Киевская повесть (1825)
- «Тайна»
- «Бренда»
- «Отплытие витязя»
- «Безумная» Русская повесть
- «Обманутое сердце»
- «Тревожное раздумье»
- «Песня».
- «Разбитый корабль», графине Софии Ивановне Лаваль (1832)
Переводы поэзии
- Джорджа Ноэля Гордона Байрона («Абидосская невеста»),
- Вальтера Скотта,
- Данте,
- Торквато Тассо,
- Лудовико Ариосто,
- Андре Шенье,
- Роберта Бернса,
- Адама Мицкевича,
- Томаса Мура
- Чарльза Вольфа и др.
Биографическая справка
Иван Иванович Козлов родился 1 сентября 1936 г. в Иркутске. В культурных кругах он человек известный. Автор десятка книг об истории Сибири и Иркутска, этой теме он посвятил немало статей и исследований и исследовательских работ. Член Союза писателей России, поэт, изобретатель, энциклопедически образованный, разносторонний, основательный человек, потрясающе интересный собеседник. Иркутянин в третьем поколении, он в последнее годы живет и работает в . Он частый гость на различных историко-краеведческих и литературных мероприятиях шелеховской центральной библиотеки, постоянный автор и собеседник на страницах газеты «Шелеховский вестник». Работая в архивах по изучению истории своей семьи, выяснил много интересных фактов: сибиряк в девятом поколении по линии своей матери. И родословная его идет от известного во времена монголов человека в Забайкалье – Пляскина Василия Федоровича. Родоначальник был очень своенравным, неукротимым, взбалмошным человеком. От него монголы терпели постоянные беды и поэтому вынуждены были его выкрасть. К счастью, говорит Иван Иванович, он не вышел характером предка. Иван Иванович, человек, к которому очень рано пришло осознание того, что жизнь человека – краткий миг в масштабах Вселенной. Многие годы он искал ответ на вопрос о смысле существования человека на Земле. Изучал китайскую философию, древнегреческую, прочитал бесчисленное количество художественной литературы. Все это познавательное многообразие и послужило разносторонней деятельности в настоящем, в том числе и в литературном творчестве. Стихи пишет с юности. Публиковался в «Советской молодежи», где литературным консультантом была известный иркутский поэт Елена Жилкина. Участвовал в создании 16 музеев Иркутской области, в их числе музей г. Иркутска. В последние двадцать лет руководит частным научным – исследовательским центром «Экосфера Байкал». Средства на его исследования Центр зарабатывает сам. Главный секрет успешной творческой деятельности по выражению этого многогранного человека: «Если начинаю интересоваться какой-либо темой, то изучаю её досконально». В скором времени Иван Иванович познакомит своих читателей с новой книгой: «Мои музеи», которая не оставит равнодушных к проблеме создания музеев и о многом другом.
Материал предоставлен РМКУК «Шелеховская межпоселенческая центральная библиотека»
Биография Ивана Козлова
Родился поэт 22 апреля 1779 года в Москве.
По своему происхождению Иван Козлов был дворянином, чьи корни уходили в глубокое прошлое.
Отец будущего поэта был высокопоставленным государственным служащим, а мать была тетей казачьего атамана. Кроме того, мать Ивана Козлова обладала хорошими умственными способностями и широким кругом знаний. Это позволило ей дать неплохое образование сыну.
У семьи было большое состояние, которое могло обеспечить Ивана в будущем. Именно оно и спасло поэта, больного параличом, который отнял у Ивана Ивановича не только возможность ходить, но и возможность трудоспособности. Однако семейного состояния хватило всего на несколько лет, несмотря на то, что сам поэт ответственно относился к деньгам, «не проматывая» их без надобности.
Детство и юность, зачатки писательства
Сергей Григорьевич Козлов — советский прозаик, автор множества сценариев, поэт и переводчик. Официальной датой рождения является 22 августа 1939 года. Мальчик жил в детском доме, пока его не усыновили госслужащий Григорий Козлов и его жена Наталья.
Сергей Козлов в детстве
Будучи ребенком, он отличался тягой к знаниям, проявлял в большей степени любовь к приключенческой и исторической литературе. В восьмом классе Сергей предпринял первые попытки написания стихов, в подростковом возрасте его первую сказку опубликовали аж в нескольких журналах, в том числе в популярном раньше «Огоньке». В юношеском возрасте вступил в литературное объединение «Магистраль» и занимался там некоторое время.
Юный Сережа догадывался о том, что он не родной сын, хотя от него всячески пытались это скрыть. Когда ему было 16, отец погиб, из-за сложного характера матери в 20 лет он сбежал в Киев, где начал реализовывать свой творческий потенциал.
Сергей Козлов опробовал себя во многих профессиях (работал у станка, был кочегаром, становился учителем пения, бывал в геологических экспедициях и проводил экскурсии в заповеднике, набирал тексты в типографии), пока в 1965 году не окончил Литературный институт имени М. Горького в Москве.
В молодости
Интересные факты
В книге «Невыносимый Довлатов» Елена Клепикова пишет: «Сережа <Довлатов> суеверно за рукописями не приходил. Последнее его приношение, к счастью, лежало у меня в столе. Как раз в это время в отделе прозы появился новый заведующий — Вильям Козлов. Человек глубоко невежественный и склонный к моментальным, без всяких сомнений, поступкам. В свой первый рабочий день Козлов заявился в редакцию рано утром, и вскоре туда забежала ватага пионеров за макулатурой… Секунды не подумав, Козлов пригласил их в отдел прозы и предложил весь шкаф со всеми рукописями, включая Сережины папки».
Есть упоминание Вильяма Козлова и у самого Сергея Довлатова. В книге «Ремесло» он пишет: «В „Авроре“ произошла совсем уж дикая история. Лена Клепикова рассказы одобрила. Передала их новому заведующему отделом — Козлову. К этому времени у него скопилось рукописей — целая гора. Физически сильный Козлов отнес всё это на помойку. Разве можно всё это прочесть?! Да ещё малограмотному человеку… Я получил из „Авроры“ экземпляр одного из своих рассказов. И записку на бланке: „Аврора“ Общественно-политический и литературно-художественный ежемесячный журнал ЦК ВЛКСМ, Союза писателей РСФСР и Ленинградской писательской организации. Дорогой Сережа! Вот нашла экземпляр, сохранившийся после разбоя, учиненного Козловым. И это все. Остальное, как вы знаете, пропало. Будьте здоровы. Лена. 10 марта 1975 года». Впрочем, эту историю многие, знавшие Вильяма Козлова, люди воспринимают как анекдот. К примеру сын писателя – Юрий Козлов считает её стопроцентной выдумкой. Он вспоминает, что рабочий день в журнале “Аврора” официально начинался в два часа дня, так что ранним утром пионеры никак не могли проникнуть в редакцию . Рукописи же произведений Сергея Довлатова в те годы лежали во многих редакциях и не печатались не из-за неприязни к автору, а в силу действовавших тогда идеологических установок, что в конце концов и побудило писателя эмигрировать из СССР. (Литературная газета № 7 (2014 г. стр.4. “Юрий Козлов о культовой литературе, довлатовских рукописях, фальшивых властителей дум и многом другом”).
Вывод
Сергей Григорьевич Козлов писал для детей простыми словами о сложных чувствах, таких как любовь, дружба, одиночество. Автор не побоялся приоткрыть эту завесу неведения малышей и показать, в чем заключаются радости жизни, как она хрупка.
Он не делил для маленьких зрителей и читателей мир на черное и белое. В его сказках присутствовало зло, но и оно было способно на хорошие поступки. Все произведения Сергея Козлова всегда заканчивались хорошо.
Писатель всегда говорил, что дети самые свободные на свете люди, потому что еще не охвачены заботой и суетой. Его творениями зачитываются не только малыши, но и взрослые. Он привил не одному поколению чувство прекрасного, рассказал через своих лесных персонажей, что в жизни важнее всего и за кого стоит держаться в трудную минуту.