Читать краткое содержание рассказа Спасибо Волшебное слово
Главного героя произведения зовут Павлик. Он живёт в большой семье, но постоянно ссориться со всеми. Однажды, сестра не разрешила мальчику взять краски. Брат не взял Павлика с собой кататься на лодке. И даже бабушка не дала морковку и выгнала из кухни. Обиженный на всех Павлик решил убежать из дому, раз близкие так с ним поступают. Вот в таком ужасном состоянии мальчик встретился с незнакомым дедушкой. Узнав о проблемах главного героя, старичок сказал, что есть чудесное слово. Оно поможет Павлику во всех его бедах.
Узнав это слово, мальчик побежал домой, чтобы проверить, правду ли сказал незнакомый дедушка. Вбежав в комнату, мальчик увидел, что сестра Лена сгребла все краски к себе. Тогда он попросил одну краску, прибавив к своей просьбе слово «Пожалуйста». И чудесным образом слово подействовало! Девочка поделилась красками. Обрадовавшись, Павлик побежал в кухню и вежливо попросил кусочек пирожка у бабушки. Получив вкуснейшую дольку, внук поцеловал женщину в щеку, чем очень растрогал старушку. А вечером Павлик попросил брата покататься вместе с ним на лодке, добавив волшебное слово «Пожалуйста». И, конечно, брат согласился.
После всего случившегося, Павлик побежал на то место, где встретился с дедушкой, что бы поблагодарить незнакомца. Но доброго старичка уже не было там.
Добрый рассказ «Волшебное слово» Валентины Александровны Осеевой учит маленьких читателей быть вежливыми. Грубость может испортить отношения с людьми и навредить самому грубияну, но на вежливую просьбу мало кто даст отрицательный ответ.
Валентина Осеева — автор серии детских рассказов. В своем творчестве она продолжала реалистические традиции К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. Рассказы для детей (Осеева) несут огромную воспитательную нагрузку, обычно их стержнем является какая-нибудь актуальная нравственно-этическая проблема.
На протяжении 16 лет Валентина Андреевна проработала с трудными подростками, она была воспитателем в детской колонии, коммуне и нескольких детоприемниках. Именно ее воспитанники и помогли писательнице стать тем, кем она стала. Писала рассказы для детей Осеева о войне и командирах, помогала ребятам с постановкой пьес, придумывала разнообразные коллективные игры.
Краткое содержание Осеева Динка
Произведение В. Осеевой «Динка» повествует о жизни и приключениях восьмилетней девочки. События, описанные в повести, происходят спустя несколько лет после революции, свершившейся в 1905 году.
Динка – младшая из трех дочерей революционера Арсеньева. Отца она давно не видела и плохо помнит, потому что уже не первый год он вынужден вести жизнь подпольщика. Лишь изредка матери Динки, Марине, через надежных людей приходят письма от мужа.
Мать Динки каждый день отправляется на пароходе на службу, она – единственный кормилец семьи. Дети: Алина, Мышка и Динка остаются дома с младшей сестрой Марины – Катей. Двадцатидвухлетняя тетка пытается быть строгой с Динкой, ведь маленькая племянница, в отличие от старших сестер, которые занимаются чтением книг и все время сидят дома, с раннего утра убегает на улицу, зачастую, даже не позавтракав.
Да, скучно Динке дома, ведь за калиткой дачи такая интересная жизнь. Она бежит на Волгу, взбирается на утес. Вот она видит двух мальчишек. Эти ребята ее недруги – они постоянно дразнят и даже поколачивают девочку, и она ни за что не подойдет к ним. Но сейчас мальчишки тащат по песку ужа и бьют его камнями. Динка умоляет ребят отпустить ужика, но те только смеются и продолжают издевательства. Тогда отважная девчонка, забыв об опасности, бросается на защиту страдальца, отбивает его и дает возможность уплыть. Но теперь мальчишки обещают расправиться с Динкой. Чтобы спастись от них, Дина бросается в реку и плывет. Она заплывает очень далеко, захлебывается в волне от проходящего мимо парохода и начинает тонуть. Но ее спасает Ленька, мальчик с баржи, который потом станет ее лучшим другом.
В другой раз Динка бежит на пристань. Там гуляют нарядные люди, продаются сладости. Динка видит бедного шарманщика. Он исполняет всего несколько мелодий, и в его шапке почти нет денег. Девочке жалко музыканта — ведь будь у него обезьянка, люди бы чаще останавливались около него и больше кидали монет. Она начинает петь и танцевать под музыку, народ собирается и, сочувствуя бедному ребенку, люди хорошо подают.
У Динки доброе сердце, способное сопереживать чужому горю. Она не просто сочувствует беде – девчонке требуется действовать. Увидев шрамы на спине Леньки, оставленные хозяином, она обещает убить обидчика своего друга, но, когда понимает, что это плохая идея, они с Ленькой планируют его побег. Только Динке он может доверить план, и она тщательно хранит эту тайну.
Много еще событий и приключений описано в этой повести: устроилась судьба Леньки, вернулся Динкин отец, которого она сначала не признала. Немало добрых, порядочных людей представила писательница. Эта книга учит тому, что доброта, самоотверженность, готовность помогать не зависит от того, маленький ты или взрослый, и такие люди, как Динка, делают жизнь светлее и радостнее.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
https://youtube.com/watch?v=TnGJnyhUxhk
Краткое содержание Осеева Рыжий кот для читательского дневника
Два друга Серёжа и Лёвка поймали рыжего соседского кота и отдали проходящей мимо старушке. Кот этот был Марьи Павловны, Серёжиной соседки снизу. Она запретила играть им под её окном, когда они разбили его, стреляя из рогатки. Мальчишки невзлюбили её и затаили на неё обиду.
Марья Павловна была одинока, сын её умер после продолжительной болезни. Рыжий кот был для неё отрадой и единственным напоминанием о сыне.
После пропажи кота, соседка очень расстроилась, у неё пропал аппетит, она целыми днями звала своего Мурлышку. Все соседи, включая и родителей Серёжи, поддерживали Марью Павловну. Знакомый профессор даже написал объявления о пропаже кота и попросил Серёжу с Лёвкой развесить их.
Мальчишки испугались, что кот найдётся и вскроется правда о том, что они его отдали. Они порвали объявления.
Вскоре мальчиков начала мучить совесть и они принесли маленького котёнка соседке, чтобы скрасить её одиночество. Однако, она отказалась, объяснив, что к этому котёнку уже не сможет так привязаться как к Мурлышке.
Тогда мальчики приняли решение искать старушку, которой они отдали кота. Они оббегали все соседние дворы, но это не дало результатов. Серёжа и Лёвка решили идти на рынок, в надежде найти там старушку.
Им наконец-то повезло старушка нашлась и отдала рыжего кота. Ребята принесли его Марье Павловне. Кот сразу же прыгнул хозяйке на руки, а у неё появились слёзы на глазах. Ребята довольные и радостные выбежали на улицу.
Рассказ учит читателей уважать старших, достойно себя вести, быть честными и человечными, и ежедневно совершать добрые поступки.
Читать краткое содержание Рыжий кот. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Кто хозяин?
Большую чёрную собаку звали Жук. Два пионера, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!
— Нет, моя! — сердился Ваня. — Я перевязал ей лапу и кормил её. Никто не хотел уступить.
— Моя! Моя! — кричали оба.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
— Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
— Чья собака? — сердито закричал он.
— Моя, — сказал Коля. Ваня молчал.
Хорошее
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:»Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
— Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.
А Юра к маме пошёл:
— Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:
— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
Внимание!
СЛУЧАЙ
(В. Осеева)
Мама подарила Коле цветные карандаши.
Однажды к Коле пришёл его товарищ Витя.
— Давай рисовать!
Коля положил на стол коробку с каранда-шами. Там было только три карандаша: крас-ный, зелёный и синий.
— А где же остальные? — спросил Витя.
Коля пожал плечами.
— Да я роздал их: коричневый взяла под-ружка сестры — ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора — она свои по-теряла… А чёрный и жёлтый взял у меня Пе-тя—у него как раз таких не хватало…
— Но ведь ты сам остался без каранда-шей! — удивился товарищ. — Разве они тебе не нужны?
— Нет, очень нужны. Но всё такие случаи, что никак нельзя не дать!
Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал:
— Всё равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне! У меня ни одного цветного карандаша нет!
Коля посмотрел на пустую коробку.
— Ну, бери… раз уж такой случай… — пробормотал он.
Валентина Осеева. Рыжий кот
Под окном раздался короткий свист. Прыгая через три ступеньки, Сережа выскочил в темный сад.
— Левка, ты?
В кустах сирени что-то копошилось.
— Иди сюда! Живо! — позвал голос.
Сережа подбежал к товарищу.
— Чего? — спросил он шепотом.
Левка обеими руками прижимал к земле что-то большое, завернутое в пальто.
— Здоровый, как черт! Не удержу никак!
Из-под пальто высунулся пушистый рыжий хвост.
— Поймал? — ахнул Сережа.
— Прямо за хвост! Он как заорет! Я думал — все выбегут.
— Голову, голову заверни ему получше!
Мальчики присели на корточки.
— А куда мы его денем? — забеспокоился Сережа.
— Чего — куда? Отдадим кому-нибудь, и баста! Он красивый, его каждый возьмет.
Кот жалобно замяукал.
— Бежим! А то увидят нас с ним…
Левка прижал к груди сверток и, пригибаясь к земле, помчался к калитке.
Сережа бросился за ним.
На освещенной улице оба остановились.
— Давай привяжем тут где-нибудь, и все, — сказал Сережа.
— Нет. Тут близко. Она живо найдет. Постой!
Левка раскрыл пальто и освободил желтую усатую мордочку. Кот зафыркал и замотал головой.
— Тетенька! Возьмите кошечку! Мышей ловить будет…
Женщина с корзинкой окинула мальчиков беглым взглядом:
— Куда его! Своя кошка надоела до смерти!
— Ну и ладно! — грубо сказал Левка. — Вон старушка идет по той стороне, пойдем к ней!
— Бабушка, бабушка! — закричал Сережа. — Подождите!
Старушка остановилась.
— Возьмите у нас котика! Хорошенький, рыженький! Мышей ловит!
— Да где он у вас? Этот, что ли?
— Ну да! Нам девать некуда… Папа с мамой держать не хотят… Возьмите себе, бабушка!
— Да куда ж я его возьму, голубчики мои! Он небось и жить не станет у меня… Кошка к дому своему привыкает…
— Ничего, станет, — уверяли мальчики, — он любит стареньких…
— Ишь ты, любит…
Старушка погладила мягкую шерстку. Кот выгнул спину, вцепился когтями в пальто и забился в руках.
— Ах ты батюшки! Замучился он у вас! Ну давайте, что ли, авось приживется.
Старушка распахнула шаль:
— Иди сюда, миленький, не бойся…
Кот яростно отбивался.
— Уж не знаю, донесу ли?
— Донесете! — весело крикнули мальчики. — До свиданья, бабушка.
* * *
Мальчики присели на крыльце, настороженно прислушиваясь к каждому шороху. Из окон первого этажа на дорожку, усыпанную песком, и на кусты сирени падал желтый свет.
— Дома ищет. По всем углам, верно, шарит, — толкнул товарища Левка.
Скрипнула дверь.
— Кис, кис, кис! — донеслось откуда-то из коридора.
Сережа фыркнул и зажал ладонью рот. Левка уткнулся ему в плечо.
— Мурлышка! Мурлышка!
Нижняя соседка в стареньком платке с длинной бахромой, прихрамывая на одну ногу, показалась на дорожке.
— Мурлышка, противный этакий! Мурлышка!
Она обвела глазами сад, раздвинула кусты.
— Кис, кис!
Хлопнула калитка. Под ногами заскрипел песок.
— Добрый вечер, Марья Павловна! Любимца ищете?
— Твой отец, — шепнул Левка и быстро шмыгнул в кусты.
«Папа!» — хотел крикнуть Сережа, но до него долетел взволнованный голос Марьи Павловны:
— Нет и нет. Как в воду канул! Он всегда вовремя приходил. Поцарапает лапочкой окно и ждёт, пока я открою ему.
Волшебное слово
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
— С тобой что-то случилось?
— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.
— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик.— Я скоро совсем убегу из дому. — Убежишь?
— Убегу! Из-за одной Ленки убегу.— Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.
— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
— Что же, не берёт тебя брат?
— А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Павлик раскрыл рот.
— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни— тихим голосом, глядя прямо в глаза…
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
— Я попробую, — усмехнулся Павлик,— я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово. »
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
— Мне синюю, — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?» Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она,
выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки. «Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика. За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
— Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
ПЕРЫШКО
(В. Осеева)
У Миши было новое перо, а у Феди ста-рое. Когда Миша пошёл к доске, Федя обменял своё перо на Мишино. Миша это заметил и на переменке спросил:
— Зачем ты взял моё пёрышко?
— Подумаешь, невидаль — пёрышко! — закри-чал Федя. — Нашёл чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу!
— Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! — рассердился Миша.
Вокруг Миши и Феди собрались ребята.
— Жалко пёрышка! Для своего же това-рища! — кричал Федя. — Эх, ты!
Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:
Да я не давал тебе… Ты сам взял… Ты обменял…
Но Федя не давал ему говорить. Он раз-махивал руками и кричал на весь класс:
—
Эх, ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!
— Да отдай ты ему это пёрышко, и дело с концом! — сказал кто-то из мальчиков.
— Конечно, отдай, раз он такой… — поддержали другие.
— Отдай! Не связывайся! Хорош гусь! Из-за одного пера крик подымает!
Миша вспыхнул. На глазах у него показа-лись слёзы. Федя поспешно схватил свою руч-ку. вытащил из неё Мишино перо и бросил его на парту:
— На, получай! Заплакал! Из-за одного пё-рышка!
Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Ми-ша всё сидел и плакал.
Несколько интересных материалов
Знойный и душный полдень. На небе ни облачка. Выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уж не зеленеть ей. Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то.
Рыцарь Альбер приказывает своему слуге Ивану подать шлем. Шлем безнадежно испорчен, он насквозь пробит копьем. Иван успокаивает хозяина, он говорит ему, что рыцарь Делорж
Ясный, зимний полдень. Мороз крепок, трещит, и у Наденьки, которая держит меня под руку, покрываются серебристым инеем кудри на висках и пушок над верхней губой
От имени рассказчика читатель слышит историю несчастной лошади по имени Гнедко. Хозяин лошадки – ямщик, нещадно погоняет ее кнутом, чтобы заработать побольше: «Уж мне, или ей умереть! Нынче праздник».
Небольшой город Б. спал непробудным сном, где-то вдалеке доносился собачий лай. Уже проглядывался рассвет, а молодая супруга аптекаря никак не могла уснуть. Скучала она, сидя в одной сорочке у окна, и смотрела на улицу.
Источник
Рассказ «Спасибо»
Краткий пересказ Осеева Почему? (Совесть)
Рассказ ведется от лица мальчика. Он, сидя за столом, играл на стуле, раскачиваясь на нем. Рядом был пес Бум, — он улавливал игривое настроение мальчика и пытался его то лизнуть, то по-доброму укусить за пятки. Мальчик смотрел на фотографию своего отца, который был уже мертв. Это фото было таким добрым, но как будто предостерегало «Не балуйся». Тут стул резко наклонился, мальчик схватил скатерть, и со стола полетела чашка, которой постоянно пользовался отец.
Мальчик испугался, а в комнату вошла мама, и расстроилась так сильно, что закрыла лицо руками, а затем спросила у мальчика, он ли это сделал. Но что мальчик, заикаясь, ответил, что это сделал Бум. Мама выгнала собаку из дома и расстроилась еще больше оттого, что поняла, что сын ей врет. Мальчик страдал, видя, как мохнатый друг страдает на улице и просится в дом. Главного героя мучила совесть, он не мог найти себе места, постоянно прося маму запустить пса домой. Ночью пошел дождь, чувство вины мальчика стало настолько сильным, что он побежал к маме и во всем сознался. Мама с радостью запустила пса домой, а мальчик так и не понял, почему мама его не ругала.
Рассказ учит читателя правдивости, — как бы не было страшно, и каких бы последствий не принесла правда, — ее нужно говорить. Так должен поступать честный человек, и его никогда не будет мучить совесть.
КТО ВСЕХ ГЛУПЕЕ
(В. Осеева)
Жили-были в одном доме мальчик Ваня, де-вочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплё-нок Боська.
Вот однажды вышли они все во двор и усе-лись на скамейку — мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню. Рас-сердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да ви-дит — мальчик большой, сильный.
И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, оби-делся, оскалил зубы. Таня — хозяйка, трогать её нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки; хотела цыплёнка Боську своим клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает её Барбос:
— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.
— Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.
— Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает.
Услыхала Таня.
— И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит.
Оглянулся Ваня — сзади него нет никого.
«Неужели я самый глупый из всех?» — по-думал Ваня.
ОБИДЧИКИ
(В. Осеева)
Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.
— Не жалуйся, — сказала однажды мать. — Надо самому лучше относиться к това-рищам, тогда и товарищи не будут тебя оби-жать!
Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Са-ша, что-то искал.
— Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, — хмуро пояснил он. — Не ходи сюда, а то затопчешь!
Толя вспомнил, что сказала ему утром ма-ма, и нерешительно предложил:
— Давай поищем вместе!
Мальчики стали искать вместе. Саше по-счастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.
— Вот она! — обрадовался Саша. — Испу-галась нас и нашлась. Спасибо тебе! Выходи во двор! Ребята не тронут! Я сейчас, только за хле-бом сбегаю!
Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело донеслось:
— Вы-хо-ди!
Рассказ, давший название циклу
«Волшебное слово» — рассказ, ставший хрестоматийным. Чтобы заинтересовать маленьких читателей в прочтении произведения и донести до них значение вежливого слова «пожалуйста», автор использует в рассказе прием сказочного повествования. Все советы главный герой произведения получает от загадочного старичка, немного похожего на волшебника.
И действительно, слово, подсказанное старичком мальчику, оказывается волшебным. Его употребление приводит к тому, что к желаниям героя прислушиваются все: и сестра, и бабушка, и даже старший брат. Волшебное слово делает людей сговорчивыми и дружелюбными. Рассказ написан таким образом, что, дочитав его, маленький читатель вряд ли удержится от искушения придумать продолжение. А еще лучше испытать эффект волшебного слова на себе и своих близких.
Синие листья
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
Сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
ДОЛГ
(В. Осеева)
Принёс Ваня в класс коллекцию марок.
— Хорошая коллекция! — одобрил Петя и тут же сказал: — Знаешь что, у тебя тут много марок совершенно одинаковых. Ты дай их мне, я тоже начну собирать коллекцию. А на празд-ники, когда отец даст мне денег, я куплю марок и поделюсь с тобой.
— Бери, конечно! — согласился Ваня.
На праздники отец не дал Пете денег, а купил ему марки сам. Марки были очень кра-сивые, но одинаковых не было, и Петя не смог отдать товарищу долг.
— Я тебе потом отдам, — сказал он Ване.
— Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Я и думать про них не хочу! — зама-хал руками Ваня. — Вот давай лучше в пёрышки сыграем!
Вытряхнул он на парту целую кучу новень-ких перьев. Стали играть. Не повезло Пете — проиграл он десять перьев. Насупился.
— Кругом я у тебя в долгу!
— Какой это долг! — говорит Ваня. — Я с тобой в шутку играл!
Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у него толстый, по лицу веснушки рассыпа-лись, глаза какие-то круглые…
«И чего я с ним дружу? — подумал Пе-тя. — Только долги набираю».
И стал он от товарища бегать. С другими мальчиками дружит, а у самого какая-то обида на Ваню.
Ляжет он спать и думает:
«Прикоплю ещё марок, и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам: вместо десяти перьев — пятнадцать…»
А Ваня о Петиных долгах и не думает. Удивляется он, что это такое с товарищем слу-чилось.
Подходит он как-то к нему и спрашивает:
— За что ты косишься на меня, Петя?
Не выдержал Петя. Покраснел весь, нагово-рил товарищу грубостей.
— Ты думаешь, ты один порядочный… А другие — нет. Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видал?
Попятился Ваня от товарища, захлебнулся от обиды, хотел что-то сказать, и только рукой махнул.
Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване:
— Получай все долги сполна! — Сам ра-достный, глаза блестят. — Ничего за мной не пропало!
— Нет, пропало, — говорит Ваня. — И того, что пропало, не вернёшь ты мне уже никогда!
Несколько интересных материалов
- Чехов — Злой мальчик Молодая пара влюблённых спустилась по крутому берегу и уселась на скамейку. Звали их Иван Лапкин и Анна Замблицкая. Скамейка, на которую они сели находилась между кустами ивняка прямо рядом с водой
- Гоголь
- Лев Толстой — Прыжок Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех
- Пушкин — Цыганы По Бессарабии кочует цыганский табор. Они остановились у реки на ночлег, развели костры и готовят ужин. Кони пасутся в поле, за шатром лежит ручной медведь.
- Пушкин — Кирджали В рассказе Александра Сергеевича Пушкина повествуется о крепком турецком мужчине по имени Кирджали. Родом он был булгар. Кирджали был крепко сложен, удалой, быстрый и хитрый