Сыновья краткое содержание
Осеева Год написания: 19— Жанр: рассказ У колодца находились трое женщин и набирали ведра. Неподалеку отдыхал дед, внимательно слушая их разговор. Он заинтересовался разговором женщин. Соседки восторгались любимыми сыночками. Одна говорила, что ее сыночексилён и ловок. Другая тоже не отставала и восхищалась своим мальчуганом. Вторая говорила, что лишь у ее сына самый чудесный в мире, звонкий голос. Последняя соседка стояла в молчании, лишь слушала. Первые две соседки заинтересовались, может быть и у третьей матери, у её единственного сына есть какие-то достижения. Для матери он был самым обыкновенным мальчишкой.
Соседки наполнили ведра и пошли домой. Дед побрел за ними. Матерям была очень тяжело идти с водой. Вскоре показались их мальчишки. Первый действительно был очень силён и проворен. Второй мальчик запел прекрасную песню, так что матери застыли в молчании. И лишь только третий сын поспешил помочь матушке, забрал у нее тяжесть, и они весело направились к дому. Две матери полюбопытствовали у старика, восхищается ли он сыновьями. Но старик живет на свете давно, он пояснил им, что их сыновья прекрасно умеют петь и кувыркаться, но прекрасен был только один юноша, который помог своей матери. Только этот юноша может иметь звание сына.Краткий пересказ «Сыновья» в сокращении подготовил Олег Ников для читательского дневника. |
szhato.ru
Печенье
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…
Танины достижения
Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.
— Ну, какие ваши достижения? — спрашивал он.
Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.
Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:
— Ну, какие ваши достижения?
— Таня мыла посуду и разбила чашку, — сказала бабушка.
— Гм… — сказал отец.
— Папа! — взмолилась Таня. — Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!
— Хорошо! — засмеялся папа. — Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!
Сейчас читают
- Казаков
Ю.П.Казаков был рожден 8 августа 1927 года. Родным городом будущего поэта является Москва. Его отец был полковником и на протяжении нескольких долгих лет пробыл в ссылке за нелояльные и некорректные разговоры.
- Краткое содержание Медведко Мамин-Сибиряк
Однажды барину предложили взять медвежонка трех недель от роду. Соседям подарили знакомые охотники. Почему зверя отдавали было непонятно: малыш был очень славным, смешно переваливался, да и размером не больше рукавицы.
- Краткое содержание Багульник Яковлева
Произведение начинается со знакомства с главным героем рассказа — учеником по имени Коста. Свою характеристику мальчику дает учительница класса Евгения Ивановна. За внешность, которая больше напоминала образ девочки
- Краткое содержание Глуховский Сумерки
В первой части «Сумерек» описывается переезд девушки к отцу в другой, чужой для неё город, так как мама Беллы решает заняться своей личной жизнью. Школа, новые знакомства и он…
- Краткое содержание Скребицкий Пушок
У одного мальчика дома жил ежик. Зверек умел прижимать к спине колючки, когда его кто-то гладил. Поэтому ежика прозвали Пушком. Еще, когда зверек чувствовал голод, он бегал за хозяином и кусал ему ноги
В.А.Осеева «Сыновья»
В.А.Осеева «Сыновья»
Цели:
1) познакомить с рассказом В.А.Осеевой «Сыновья»; способствовать его полноценному восприятию; совершенствовать навык чтения; 2) формировать систему умений анализировать рассказ, формировать умение определять отношение автора к поступкам героев; 3) воспитывать заботливое отношение к матери; развивать желание помогать родителям, когда они в этом нуждаются.
Ход урока
1 Повторение изученного и подготовка к восприятию
— Вчера на уроке мы читали рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Что вам особенно запомнилось из нашего разговора, что вы для себя уяснили? (Нужно по-доброму, уважительно относится к членам своей семьи). -Сегодня мы продолжим разговор о семье и поразмышляем над отношением детей к матери. Каждый из вас – сын или дочь. И я тоже – дочь своей мамы. А у любой мамы есть одна заветная мечта: чтобы сын или дочь были хорошими людьми. -Прочитайте вопрос на доске – Что значит быть хорошим сыном (или дочерью)? -Как бы вы ответили на этот вопрос? Спасибо за ваши слова, мысли. Сегодня мы узнаем, что об этом думает В.Осеева, каково её мнение. А поможет нам разобраться рассказ «Сыновья». 2 Первичное восприятие .Выяснение первичного восприятия.
Первый раз рассказ читает учитель, затем задаёт вопросы. -Понравился ли вам рассказ? -Догадались ли вы, что значит быть хорошим сыном (дочерью)?
3 Постановка учебной задачи.
-Прочитаем рассказ ещё раз и узнаем, кого В.Осеева считает хорошим сыном. (Текст читают дети).
4 Выборочное чтение и анализ текста.
— Чтобы ответить на наш вопрос, давайте познакомимся с героями. Вам поможет заголовок.(Сыновья) -А теперь прочитайте 1 абзац и отыщите других героев рассказа. (Две женщины, третья женщина, старичок – Учитель выписывает героев на доску).
— Посмотрите ещё раз на доску. Вас ничего не удивило, нет ли вопросов? А вот у меня возник вопрос: почему В.Осеева говорит о двух женщинах, а уже потом о третьей? Ведь можно было бы сказать три женщины или первая, вторая, третья. Попробуйте предложить и начните свой ответ со слова «наверное». (ответы детей) — Чтобы ответь на этот вопрос, поближе познакомимся с женщинами. Прочитайте 2 абзац и выделите слова женщин о своих сыновьях. (По ходу чтения на доске появляется запись):
1
. «ловок да силён, …никто с ним не сладит»2. «поёт как соловей, …ни у кого голоса такого нет»3. молчит — Посмотрите на действия этих женщин. (1 и 2 женщины говорят, а 3 молчит). — Слова каких женщин схожи? (первой и второй). — Что вы можете сказать о 1 и 2 женщинах? (Первая и вторая женщины похожи. Они хвастаются своими сыновьями, считают их особенными, самыми лучшими). — Верно, поэтому автор показывает этих героев вместе – две женщины. А третья – молчит. Почему? (мнение детей) Докажите текстом. («ничего особенного в нём нету»). — Третья женщина отличается от двух других, поэтому автор называет её отдельно – третья женщина. Давайте перечитаем разговор мА и попробуем своим чтением показать, что первые две женщины хвастаются своими сыновьями, а третья – молчит. (чтение по ролям). — Итак, мы выяснили, что женщины разные. А что их объединяет? (Они мамы. У каждой есть сын). — И мы немножко познакомились с сыновьями, увидели их глазами мам. (вернуться и перечитать записи на доске). — У нас остался ещё один герой –старичок. Что вы о нём узнали? (1 абзац). — Попробуйте определить отношение автора к этому герою. ( Старичок, а не старик. Автор говорит об этом герое ласково, по-доброму, с уважением). — В.Осеева только упомянула, назвала этого героя и всё. Почему? Как вы думаете? (Он не случайный герой, ему будет отведена своя роль. Мы встретимся с ним позже). — Давайте ещё раз вернёмся к вопросу, который мы себе задали. ( чтение вопроса, записанного на доске). — Чтобы помочь нам найти правильный ответ, автор испытывает своих героев, как они поведут себя в одной и той же ситуации. Прочитайте абзац, в котором рассказывается о действиях женщин. ( Набрали вёдра, пошли, идут, останавливаются, болят руки, ломит спину). — Что означает слово «ломит»? Попробуйте заменить его другим.(болит спина). -Я посмотрела в словаре значения слов «ломить» и «ломота». Ломить – вызывать ломату. Ломота – болезненное ощущение в костях. Почему у мам такое состояние? (Им очень тяжело). — «Вдруг навстречу три мальчика выбегают». Будем отмечать, как ведут себя сыновья, видя, что их матери несут тяжёлые вёдра.1ряд – о первом сыне2 ряд – о втором сыне3 ряд – о третьем (Учитель записывает на доске слова, прочитанные детьми, напротив слов матерей). 1 ряд- «Один через голову кувыркается, колесом ходит»
2 ряд- «Песню поёт — соловьём заливается». 3 ряд- «К матери подбежал…» — Кто из мальчиков привлёк ваше внимание и почему? — Пере
Читательский дневник по рассказу «Сыновья» Валентины Осеевой
Название произведения: «Сыновья».
Число страниц: 4.
Жанр: рассказ.
Главные герои: три женщины, старичок.
Второстепенные герои: три мальчика.
Характеристика главных героев:
Две женщины. Любят сыновей и нахваливают их.
Третья женщина. Не считает сына особенным.
Старичок. Умный, наблюдательный.
Характеристика второстепенных героев:
Первый мальчик. Очень сильный.
Второй мальчик. Хорошо поёт.
Третий мальчик. Добрый и отзывчивый.
Краткое содержание рассказа «Сыновья»
К колодцу пришли женщины за водой. Они стали рассказывать про сыновей. Первая сказала, что её сын ловкий и сильный. Вторая — что её сын хорошо поёт. Третья сказала, что в её сыне нет ничего особенного.
Эти разговоры слышал старичок, что сидел у колодца.
Женщины набрали вёдра и понесли их домой. Навстречу выбежали три мальчика. Один кувыркается, второй песни поёт, а третий взял у матери тяжёлые вёдра и понёс.
Стали женщины спрашивать старичка, как ему понравились сыновья. А старичок ответил, что видел лишь одного сына.
Основная мысль рассказа «Сыновья»
Главная мысль произведения состоит в том, что настоящий сын всегда помогает родителям.
Основная идея рассказа в том, что неважно насколько талантлив человек, но если он забывает про родителей, то он плохой сын
Чему учит произведение
Учит любить своих родителей и всегда заботиться о них, помогать им. Учит ценить людей по поступкам, а не по способностям.
Краткий отзыв по произведению «Сыновья» для читательского дневника
Этот замечательный рассказ написала детская писательница Валентина Осеева.
Его главными героями стали три женщины, у каждой из которых был сын. Женщины гордились своими сыновьями, их силой, ловкостью, талантами. Но только один из сыновей помог матери донести тяжёлые вёдра. И поэтому лишь его старичок назвал настоящим сыном.
В этом произведении писательница подняла важный вопрос взаимоотношений между родителями и детьми. Она заставила читателей задуматься о том, что каждый сын или дочь обязаны помогать родителям. В этом состоит их сыновний долг.
И судить о том, хороший ребёнок или плохой, надо по их поступкам, по тому отношению, которое они показывают к своим родителям.
Мне очень понравился этот рассказ и я согласна с мнением старичка. Настоящим оказался лишь тот сын, который помогал маме.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о своём отношении к родителям.
Пословицы к произведению:
- Водила за ручку — получила белоручку.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Кто скоро помог, тот дважды помог.
- Не великое дело — великая помощь.
- Кто родителей почитает, тому Бог помогает.
Ещё читательские дневники по произведениям В. Осеевой:
- «Почему»
- «Просто старушка»
- «Три товарища»
- «Хорошее»
- «До первого дождя»
- «Собака яростно лаяла»
- «Волшебное слово»
- «Синие листья»
Библиотека произведений автора пополняется.