Заячьи лапы — читать рассказ паустовского онлайн

Смысл рассказа "заячьи лапы" паустовского | какой смысл

Краткое содержание рассказа «Заячьи лапы» подробно

Добрый, смышлёный мальчуган Ваня Малявин пришел в соседнее село, чтобы спасти друга. В старой ватной куртке парень принес дрожащего зайчонка, у которого на пожаре обгорели пузо и лапки. Ветеринар грубо отмахнулся от Ванечки и просто вытолкал посетителей в дверь.

Друзья стояли на улице, и у обоих текли слезы. Ваню и его умирающего питомца пожалела бабка Анисья. Сердобольная старушка отправила мальца в город к знаменитому на всю округу доктору Карлу Петровичу.

Размазывая слезы по щеках, помчался Ванька домой к Урженскому озеру. По дороге пытался накормить и напоить больного зайчишку, но тот лишь стонал и тряс рванным ушком.

Жара стояла нестерпимая, сухая пыль облаком висела в воздухе. Даже извозчики, жалея лошадей, покрывали их лохматые головы соломенными шляпами. Дедушка Ваньки Ларион Малявин, в чистых онучах и новых лаптях, спешил к городскому доктору. За ним семенил внучок с больным погорельцем на руках.

Долго бродили. Зашли в аптеку. Толстый старичок в белом халате, ворча и поправляя пенсне, назвал адрес доктора – Почтовая улица, 3. Начиналась гроза, большие капли падали на пыльную дорогу, а визитеры спешили по адресу.


Известный в городе педиатр Карл Петрович мечтательно музицировал. Он удивился, а потом рассердился, когда увидел зайца с больными лапками. Дед признался, что это непростой ушастый, а его спаситель, и доктору ничего не стоит спасти беднягу.

Через три дня уже весь город знал о добром докторе и его ушастом пациенте. Слава привела в дом к Карлу Петровичу долговязого московского журналиста. А когда зайчишка поправился, его пытался выкупить какой-то известный профессор. Только дед отвечал строго:

«Живая душа, непродажная. При сем остаюсь, ваш Ларион Малявин!»

Осенью жизнь потекла своим чередом. Дед жил с зайцем и псом Мурзиком. Однажды ночью Лариону не спалось и он рассказал историю, как зайчишка спас ему жизнь.

Знойным летом пошел Ларион к озеру на охоту. Сушь стояла, деревья вспыхивали как спички. Дед заметил зайца с рваным ухом, прицелился и выстрелил, но промахнулся. Ушастый рванул с места, а охотник за ним. Вдруг неожиданно потянуло гарью, белый дым накрыл туманом, разъедающим глаза.

Это лесной пожар – беспощадная стихия. По сухой траве огонь двигался с огромной скоростью. Смерть горячими лапами хватала деда за плечи. И тут зайчишка выскочил из-под ног. Ларион понял, надо бежать за ушастым. Только зверь лесной знает, куда бежать, чтобы не сгинуть в страшном пожаре.

Дед с трудом поспевал за четвероногим. На берегу озера оба остановились и упали без сил. Тогда Ларион заметил у зайчонка обгорелые лапы и рваное ушко. Старик понял, что он перед зайцем в неоплатном долгу.

История создания

Рассказ написан в 1937 году и впервые увидел свет в виде детской книжки с картинками (Детиздат, 1937). Это одна из многочисленных реальных историй, которыми обогатился писатель, живя в своей любимой глуши – в Мещёрском крае. В этих местах много небольших торфяных озёр, т.е. таких водоёмов, у которых берега и дно имеют грунт в виде торфяника. Торфяники легко загораются, огонь быстро распространяется на много километров. Описанное в рассказе небольшое Урженское (иначе – Уржинское) озеро находится всего в пяти километрах от трассы Владимир – Рязань, однако во время торфяного пожара выйти на трассу даже с ближнего к ней берега практически невозможно. Вот почему только чудо могло спасти старого Лариона Малявина, застигнутого на охоте огнём и дымом торфяного пожара. Этому чуду и посвящён его рассказ, «записанный» Паустовским.

Читательский дневник по рассказу «Заячьи лапы» Константина Паустовского

Название произведения: «Заячьи лапы».

Число страниц: 24.

Жанр произведения: рассказ

Главные герои: Ваня Малявин, дед Ларион, врач Карл Петрович, заяц.

Второстепенные герои: ветеринар, аптекарь, бабка Анисья.

Характеристика главных героев:

Дед — добрый и отзывчивый.

Любит животных. Благодарный.

Был обязан зайцу за спасение.

Ваня — добрый, заботливый и великодушный мальчик.

Заяц — отважный и ловкий. Находчивый.

Обжог лапы, но выбрался с огня.

Карл Петрович — детский врач на пенсии.

Добрый и отзывчивый человек.

Характеристика второстепенных героев:

Ветеринар — чёрствый, равнодушный человек.

Аптекарь — помог найти врача.

Бабка Анисья — подсказала, к кому обратиться за помощью.

Краткое содержание рассказа «Заячьи лапы»

Ваня принёс обожжённого зайца к ветеринару, но тот отказался лечить животное.

Анисья подсказала Ване обратиться в город.

На следующее утро Ваня и дед понесли зайца в город.

Аптекарь указал им путь к педиатру.

Карл Петрович выслушал рассказ о подвиге зверя и стал лечить зайца.

Про это узнали люди, приезжал корреспондент, а московский профессор просил продать зайца.

Но дед Ларион отказался продавать живую душу.

Осенью он рассказал автору, как заяц его спас.

В тот день Ларион охотился.

Он стрелял в зайца и повредил тому ухо.

Но вдруг начался пожар и дед подумал, что погибнет.

Он увидел бегущего зайца и бросился за ним.

Заяц вывел его на берег озера.

Дед взял обожжённого зайца и вылечил его.

С тех пор заяц жил у деда.

У него было рваное ухо, последствие выстрела деда.

План рассказа:

  1. Отказ ветеринара.
  2. Жалость Вани.
  3. Дорога в город.
  4. Гроза.
  5. Аптекарь.
  6. Врач Карл Петрович.
  7. Шумиха вокруг героя.
  8. Истинное происшествие с дедом.

Основная мысль произведения «Заячьи лапы»

Главная мысль рассказа состоит в том, что к животным нужно относиться как к людям.

Основная идея произведения в том, что нужно помнить добро и помогать тем, кто его сделал.

Чему учит рассказ

Рассказ учит быть благодарными и благородными, поступать правильно и не бросать близких в беде.

Учит быть дружными с природой и её обитателями, ведь животные обладают такими же качествами, как и люди.

Учит милосердию, состраданию и добру.

Краткий отзыв о рассказе «Заячьи лапы» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я была поражена тем стечением обстоятельств, которое привело к спасению деда и его дружбе с зайцем.

Дед ранил зайца. Он чуть не погиб в пожаре.

Но тот самый раненый зверёк спас Лариона от огня.

И при этом пострадал сам.

Дед чувствовал свою вину и благодарность.

А потому приложил все усилия, чтобы вылечить косого героя.

Это очень трогательный и интересный рассказ.

Автору удалось вызвать у читателя чувства сострадания и жалости.

Несчастный заяц так сильно страдал, что об этом невозможно было читать без слёз.

И чёрствость некоторых людей казалась огромной несправедливостью.

А когда всё закончилось благополучно, я была счастлива.

Мне больше всего в этом рассказе понравился мальчик Ваня.

Он проявил свои лучшие качества, когда нёс зайца от ветеринара домой.

Ваня трепетно прижимал несчастного страдальца к груди.

Пытался кормить его, поил водой.

И сам плакал от жалости.

Ваня очень добрый и милый мальчик.

Мне не понравился ветеринар, который оказался равнодушным эгоистом, забывшим для чего получил свою профессию.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, всегда ли мы правильно относимся к природе и нашим меньшим братьям.

Ведь животные заслуживают добра и ласки, они нуждаются в нашей защите.

Об этом не следует забывать.

Пословицы к произведению:

  • Кто скоро помог, тот дважды помог.
  • Спасти товарища — спасти себя.
  • Другим не поможем — сами пропадём.
  • Помогай другим — и беда минует тебя.
  • Дорога помощь вовремя.

Ещё читательские дневники по произведениям Паустовского:

  • «Стальное колечко»
  • «Растрёпанный воробей»
  • «Корзина с еловыми шишками»
  • «Барсучий нос»
  • «Похождения жука-носорога»
  • «Дремучий медведь»
  • Краткая биография Константина Паустовского и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Художественное своеобразие

«Новелла есть новое, неслыханное происшествие» (Гёте), и поэтика новеллы Паустовского есть поэтика неслыханного. «Неслыханная жара стояла в то лето над лесами», и это многое объясняет, а пейзажный фон – не только картина, но температурные ощущения, звуки («ленивый гром») и запахи («пахло гарью и сухой гвоздикой») – и весь этот фон равномерно распределён между сюжетными частями, причём значение его постепенно нарастает. Чем ближе к финалу, тем пейзажно-звуковой фон становится тревожнее, а ближе к развязке-кульминации уже почти невыносимо тревожным, ждущим откровения о некой тайне, разрешения некой загадки: «Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь». Паустовский истинный мастер неожиданных сравнений и эпитетов (высокая гроза, ленивый гром и т.п.), они дают ощущение непридуманности и полноты создаваемой им картины.

  • «Телеграмма», анализ произведения Паустовского
  • «Золотая роза», анализ повести Паустовского
  • «Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского
  • «Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
  • «Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
  • «Старый повар», анализ рассказа Паустовского
  • Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
  • «Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
  • «Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
  • «Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
  • «Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского

По писателю: Паустовский Константин Георгиевич

«Заячьи лапы»: главные герои

Произведение начинается со знакомства с Ваней Малявиным. Затем автор очень кратко рассказывает о его дедушке. Это два главных героя повествования. Несомненно, третьим является заяц, который вел себя геройски и благородно – спас Лариона, несмотря на то что тот едва не убил его в начале их встречи. Но добро порождает добро. И в трудную для животного минуту старик не оставил своего спасителя, преодолел различные преграды – равнодушие людей, неблизкий путь, чтобы помочь зверьку.

Есть здесь и второстепенные герои. Кто-то из них, как бабушка Анисья, Карл Петрович – положительные, так как они не остались равнодушными к чужой беде. На фоне благородства этих людей особенно ярко видно убийственное равнодушие ветеринара, который едва не погубил животное, так как даже не осмотрел его.

Процесс создания изображения дикого животного

Вот теперь нарисовать 3 круга поэтапно будет не сложно, таким образом мы делаем наброски изображения сидящего зайчика.

После того как удалось изобразить первоначальные контуры, разметочные линии можно удалять. Теперь можно рисовать животного без вспомогательных линий. Рисуем карандашом несколько кружочков, из которых в последствие будут изображены конечности.

Продолжаем рисовать лапки, для детей это задание будет достаточно сложным, так что этот этап лучше всего проделать взрослым. Стоит учесть, что задние лапки зайца длинные, на эскизе они будут практически касаться передних.

Рисуем контуры, не стоит чрезмерно надавливать на лист бумаги карандашом, так как потом придется часть из них стирать. В верхней окружности нужно нарисовать область, где будет размещаться мордочка. Не забываем нарисовать два круга, из которых изобразим уши.

Если удалось в точности изобразить все контуры как на рисунке, то большая часть работы уже сделана. Сперва приступаем к прорисовке контуров ушей животного, изображаем глаза, а после этого обводим созданное изображение. Такая работа для детей будет очень интересной.

Контурную линию стоит начинать рисовать от головы в сторону к задним лапам. Прорисовываем обязательный элемент эскиза – хвост, детализируем туловище, изображаем линию спереди. Теперь можно приступать к удалению линий, которые оказались за границами контуров.

Рисуем детали мордочки, а потом уже приступаем к прорисовке карандашом «шубки» животного. Теперь мордочка зайца почти готова, именно так она должна выглядеть на предпоследнем этапе.

Придаем изображению реалистичный вид, изображаем детали мордочки. Прорисовываем зрачок, детализируем уши вместе с носом и ртом, не забываем нарисовать усы.

Теперь рисунок зайца, созданный поэтапно, готов, по желанию можно разрисовать его с использованием цветных карандашей. Пейзаж на заднем фоне, зелена травка и голубое небо помогут «оживить» созданное изображение.

И снова давайте изобразим животного, я расскажу как нарисовать зайца поэтапно карандашом и для начинающего это будет простой рисунок, так как мастер класс очень простой. Если вы учились рисовать , или , то заяц у вас получится с первого раза. Самое главное правильно сделать общую форму животного, а так же под правильным углом нарисовать уши.

Так как мы учимся, я все чаще предлагаю вам именно животных, потому как это основа, вы тренируетесь правильно изображать линии под определенным углом, тренируетесь грамотно мыслить и логически делать нужные штрихи. Существует много методов рисования зайца поэтапно, но я выбрал простейший способ, вид сбоку, глаз не слишком трудный, хвостик самый обычный и всего две лапки, передняя и задняя. Планируется что другие две лапки спрятаны за этими. Зайчик будет в сидячем виде и смотреть прямо. Нарисуем глаз и носик, рот не будет делать.

С самого начала нам нужно грамотно изобразить овалы и круги, а точнее сопоставить их между собой. Рисуем большой овал и лежачем горизонтальном состоянии, но так что бы его левый край немного был поднят. Затем в этом большом овале справа рисуем окружность, она нужна для задней лапки в будущем. И слева делаем голову, овал в вертикальном положении и пересекается одной стороной с главным большим овалом.

На голове сделайте два уха, они тоже практически как овалы, но нижняя часть не дорисованная. После этого справа с самого края нужно сделать хвостик, это просто окружность маленькая. А так же заднюю лапку, овал который пересекает главный овал и задний круг, и переднюю лапку, это две маленькие окружности пересекающиеся между собой, одна в вертикальном положении, другая в горизонтальном. Еще на спине сделайте дугу, в окончательном варианте у зайца спина должна быть немного прогнутая.

На ушах делаем по одной дуге. Стираем на спине ненужную линию что бы она была прогнутой. А так же на лапках и на хвостике стираем ненужные и соответственно вспомогательные линии.

А на последнем этапе просто рисуем глаз и нос. Глаз самый обычный, немного похож как на . А нос в самой левой точке на овале головы. Обязательно смотрите на общие размеры зайца и то какой глаз с носом рисовать, что бы не слишком большой и не сильно маленький.

Вот и все, рисованный заяц карандашом поэтапно готов, теперь вы знаете как его изображать.

Здравствуйте, дорогие читатели!

На сайт приходит очень много просьб сделать урок, . Это милое животное встречается и в сказках, и в народных пословицах. Его безумно любят все дети, именно за милую и забавную внешность. Зайчонка можно встретить на всех праздниках, от детских утренников, до взрослых корпоративов.

Как обычно, процесс рисования будет проходить поэтапно, для более правильного ведения работы.

В чем смысл рассказа?

Смысл рассказа в том, что люди порой очень жестоки. Они не ценят животных, не ценят природу, все то, что их окружает и помогает жить.

Растения очищают воздух, которым мы дышим, животные дают свою любовь и привязанность. Человек — это часть мира природы, поэтому мир открыт ему, не враждебен.

Дед, любитель охоты, чуть не убив из ружья зайца, который впоследствии спас его от гибели, почувствовал сильные муки совести и чувство вины перед зайчиком, когда все осознал.

Он хотел любой ценой помочь своему спасителю, поэтому нашел человека, который вылечил ушастого. Удивительно, как маленькая зверюшка в опасной ситуации может спасти человеческую жизнь.

Человек, несмотря на то, что он считается «царем зверей», под действием страха и паники может дать слабину — растеряться ,не сориентироваться. У животных же, которыми движут природные инстинкты, а не паника, больше шансов спастись.

Рассказ «Заячьи лапы» учит не только любить животных и ценить природу, но и не делать поспешных выводов

В рассказе ветеринар не принял мальчика с зайцем, а лишь поднял на смех, не спросив даже, почему ребенку так важно помочь ушастому. Люди часто обижают других, отталкивают, не вникая даже в суть проблемы

А ведь важно научиться добру не только к животным, но и к себе подобным, к другим людям.

Также автор рассказа хочет научить читателей быть благодарными. Дед был благодарен зайцу за спасенную жизнь, в знак благодарности тоже спас его. Если человеку сделали доброе дело, нужно ответить тем же. Это не только проявление хороших манер, но и знак искренней благодарности, исходящей от чистого сердца.

Рассказ включен в большинство программ начальной школы, проходят его в 3-4 классе. Дети в возрасте 10-11 лет уже могут понять основные идеи, заложенные автором в произведение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: