Плач ширинцев
Алдар Куса поселился в кишлаке Ширин и стал там сапожничать.
Сидит как-то он в тенистом месте и прибивает подметку. Смотрит все ширинские баи на арбах куда-то едут.
— Эй, почтенные баи, куда собрались?- окликнул их Алдар Куса.
— Едем в паломничество к священным местам в Бого-уддин,- говорят баи,- там сегодня праздник в честь святого, поедем с нами, погуляешь, свет повидаешь, себя покажешь.
Отложил в сторону свой молоток и фартук Алдар Куса, залез в арбу и поехал.
Долго ли они ехали, мало ли, но приехали в Богоуд-дин, достопримечательностью которого в старые времена, как известно, был мавзолей с могилой святого.
Народу на праздник собралось видимо-невидимо.
Баи выбрали место поудобнее, оставили Алдар а Кусу присматривать за арбами и лошадями, а сами пошли в мавзолей молиться.
Перед уходом они купили в складчину рису, моркови, баранины, луку и всего необходимого для плова и наказали:
— Ты тут, пока мы будем возносить к аллаху всемогущему молитву, приготовь все для плова: наруби дров, разожги огонь, почисть котел, порежь мясо и лук.
«Вот, Алдар Куса,- сказал себе Алдар Куса,- ты погулял, и свет повидал, и себя людям показал».
Но делать нечего, стал он готовить все для плова.
Начал Алдар Куса резать лук и полились у него из глаз слезы.
Режет он лук и плачет.
Тут вернулись баи, увидели, что Алдар Куса плачет и встревожились.
«Э,- подумали баи,- Алдар Куса такой весельчак, а тут слезы льет. Неспроста он плачет. Есть какая-то причина».
Подошли баи к Алдару Кусе и начали его допрашивать:
— Эй, Алдар Куса, ты всегда радостный и счастливый, чего ты плачешь?
Вытер рукой глаза себе Алдар Куса, а слезы еще пуще полились.
— Вспомнил я умерших, — ответил он,- жалко мне
стало, вот и плачу.
Посмотрели на плачущего Алдара Кусу баи. Один заплакал, другой заплакал. Начали все охать. Сидят, слезы льют, про то, что надо плов готовить, забыли.
Люди вокруг начали спрашивать:
— Что случилось? Почему ширинские баи плачут?
Догадливые ответили:
— Э, не иначе, какой-то уважаемый человек в селении Ширин помер. Баи ширинские узнали, вот и оплакивают его.
Подошли любопытные к плачущим ширинцам и спросили:
— Эй, достопочтенные, эй, уважаемые. В Ширине у вас что ли кто-то помер, что вы так стонете и рыдаете?
— Э,- удивились ширинцы,- а разве у нас кто-нибудь умер в Ширине?
— Конечно, кто-то умер, раз вы проливаете слезы. Поглядели баи друг на друга в испуге:
— Вай, слышите, друзья, кто-то умер у нас в Ширине.
— Уезжайте,- сказали им люди.
Заревели, закричали, завопили ширинские баи, залезли, точно перепуганные галки, в арбы, погнали лошадей и поехали с плачем к себе вкишлак Ширин.
Так все бросили и плова не варили.
Пусть они едут и льют слезы, а вы послушайте про Алдара Кусу и про плов.
Кончил резать Алдар Куса лук и плакать перестал Смотрят, баи уехали. Что делать?
Развел Алдар Куса под котлом огонь посильнее, растопил сало и сготовил плов на сорок человек.
Видит, что не съесть ему столько плова. Встал около котла, забренчал железной шумовкой и давай кричать:
— Готов! Готов! Плов готов. Богомольцы прибежали.
Продал Алдар Куса тридцать девять мисок плова, съел сороковую миску сам и пошел к себе домой в кишлак Ширин.
Идет по дороге, песни поет, серебряными деньгами в кармане позвякивает.
Пусть он идет, а вы послушайте про баев.
Ехали ширинские баи поспешно и всю дорогу стонали и плакали. Так громко они стонали и плакали, точно покойника оплакивали.
Издалека в кишлаке Ширин люди услышали вой и крик баев. Всполошились все. Подумали: «Наверно, кто-нибудь из наших во время паломничества прервал свой жизненный путь».
— Вай,- закричали ширинцы и все давай бить себя в грудь и плакать.
Когда баи въехали в кишлак и услышали, что все плачут, они окончательно решили, что действительно кто-то умер и стали плакать еще громче.
Весь кишлак Ширин плакал и стонал и тем больше все плакали и стонали, что не могли дознаться о причине горя.
Так, может быть, ширинцы горевали бы и до сегодняшнего дня, да, не торопясь, потихоньку пришел в кишлак Алдар Куса.
Сел он на свое место, одел фартук, достал молоток и давай прибивать подметку. Слышит все плачут.
— Эй,- крикнул он, — чего плачете, кто умер, что ли? Баи посмотрели друг на друга и удивились: чего же они плачут?
Никто не знал.
Ну, конечно, и плакать перестали.
Алдар Куса и воры
Однажды Алдар Куса возвращался домой из далёкого путешествия.
— Когда Алдар Куса был уже близко от родного кишлака, одной пулей он застрелил четырёх зайцев и сварил себе похлёбку.
Плотно поужинав, он лёг на спину и стал смотреть на небо.
Вдруг послышался конский топот и человеческие голоса.
Алдар Куса притаился.
Семь воров остановились у подножия холма. Алдар Куса протянул ружьё и выстрелил. Все семеро воров упали ничком и так остались лежать.
Подошёл Алдар Куса, видит на всех конях тяжёлые вьюки.
Погнал Алдар Куса коней домой. Жена встретила его громкими воплями: — Вай дод! Караул!
— Жена, что ты плачешь? — спросил Алдар Куса с удивлением. Я же вернулся живой и здоровый!
— Лучше бы ты не возвращался, — причитала жена, — пропал наш дом. Сегодня ночью явились грабители и унесли все наши вещи! — и стала кричать пуще прежнего.
Поохал Алдар Куса и стал сгружать с коней вьюки.
Жена засмеялась.
— Чему ты смеёшься? — спросил Алдар Куса.
— Да ведь ты привёз наши вещи! — ответила жена. Алдар Куса увидел, что он отобрал у воров своё собственное имущество.
Алдар Куса и купец
Ехал один купец с караваном и хвастался своим спутникам:
— Конечно, Алдар Куса может всех обмануть, но только не меня. Алдар Куса умеет обманывать только глупцов.
Вдруг смотрит, а навстречу идёт по дороге Алдар Куса.
— Здравствуйте, — говорит Алдар Куса, — доброго пути вам желаю.
А купец ещё больше расхвастался:
— Эй, Алдар Куса! — кричит. — Если ты обманщик, обмани меня. Попробуй. Только ничего у тебя не выйдет. Не на такова напал.
Поклонился вежливо купцу Алдар Куса. — Ах, жаль, уважаемый купец. Мой мешок-обманщик остался дома. Дайте, пожалуйста, мне вашу лошадку, я быстро обернусь и привезу мешок. И тогда вы убедитесь, обману я вас или нет?
— Хорошо, привези! — согласился купец и дал Алдар Кусе лошадь.
Алдар Куса уехал.
Больше его купец и не видел.
Еще песни В гостях у добрых леших:
В гостях у добрых леших – Лиса и Котофей Иванович. Русская народная сказка
07:54
В гостях у добрых леших – Д. Мамин-Сибиряк — Аленушкины сказки. Сказочка про Воронушку — черную головушку и желтую птичку Канарейку
16:20
В гостях у добрых леших – Ш. Перро — Мальчик с пальчик
14:55
В гостях у добрых леших – Нужда научит — Болгарская народная сказка
02:33
В гостях у добрых леших – Сказка про то, как Пиар попал на Луну — Баскская народная сказка
02:40
В гостях у добрых леших – Как появляются молочные зубки (1)
03:59
В гостях у русской сказки (WEB-SKAZKI.RU) – Мороз и заяц
01:55
В гостях у добрых леших – Колосок — русская народная сказка
03:49
В гостях у добрых леших – День рождения мишутки (10)
04:57
В гостях у добрых леших – Как мишка не мыл лапы (5)
04:25
В гостях у добрых леших – Сказка про то, как на небе появилась Большая Медведица — Баскская народная сказка
02:17
В гостях у добрых леших – На пир в замок троллей
05:31
В гостях у добрых леших – Г. К. Андерсен — Дюймовочка
23:48
В гостях у добрых леших – Всему своё время, или Как не торопить события (7)
06:12
В гостях у добрых леших – Борода графа
14:10
В гостях у добрых леших – Зачем фея забирает молочные зубки (4)
05:07
В гостях у добрых леших – 05. Илья Муромец и Идолище Поганое
07:17
В гостях у добрых леших – Ю. Медведева. ч. 4 Зачем фея забирает молочные зубки
05:07
В гостях у русской сказки (WEB-SKAZKI.RU) – Полкан и медведь
03:04
В гостях у добрых леших – Д. Мамин-Сибиряк — Аленушкины сказки. Пора спать
17:42
В гостях у добрых леших – Дж. Харрис — Сказки дядюшки Римуса — 05.Сказка про лошадь братца Кролика
06:08
В гостях у добрых леших – Крестьянин и три советника короля
03:54
В гостях у добрых леших – Ш. Перро — Спящая красавица
06:02
В гостях у добрых леших – А. Аверченко — Двойник
10:37
В гостях у добрых леших – Колобок — русская народная сказка
04:02
В гостях у добрых леших – Дж. Харрис — Сказки дядюшки Римуса — 06 Как братец Кролик опять перехитрил братца Лиса
05:14
В гостях у добрых леших – Белый воробей — Бельгийская народная сказка
08:09
В гостях у добрых леших – Д. Мамин-Сибиряк — Аленушкины сказки. Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост
10:06
В гостях у добрых леших – Чей сон лучше — узбекская народная сказка
02:17
В гостях у добрых леших – Зайчиха и тигр — Афганская народная сказка
02:42
В гостях у добрых леших – Про дятла — Румынская народная сказка
03:28
В гостях у добрых леших – Как мужик гуся делил. Русская народная сказка
02:09
В гостях у добрых леших – Гуси-лебеди — русская народная сказка
05:31
В гостях у добрых леших – Ю. Черникина — Черничные сказки. Ветер-хулиган
02:15
В гостях у добрых леших – Чахкли — Саамская народная сказка
05:11
В гостях у добрых леших – Д. Мамин-Сибиряк — Аленушкины сказки. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу
13:31
В гостях у добрых леших – А.С. Пушкин — Сказка о царе Салтане и князе Гвидоне
34:10
В гостях у добрых леших – Умная коза (Узбекская народная)
14:01
В гостях у добрых леших – Новая методика (8)
06:10
В гостях у добрых леших – Ю. Черникина — Черничные сказки. Птицы-слова
02:27
В гостях у добрых леших – Педро — шутник — испанская народная сказка
05:55
В гостях у добрых леших – Всё тайное становится явным (6)
04:28
В гостях у добрых леших – Сказка о ленивой кукушке — индийская сказка
05:16
В гостях у добрых леших – Самое большое богатство — Турецкая народная сказка
01:31
В гостях у добрых леших – Зачем нужно чистить зубки (2)
05:04
В гостях у добрых леших – Поспешишь — людей насмешишь — польская народная сказка
04:49
В гостях у добрых леших – Как Саша и Ванечка волка перехитрили и Красной Шапочке помогли
04:29
В гостях у добрых леших – Ю. Черникина — Черничные сказки. Мышка-торопыжка и неспешная сова
03:14
В гостях у добрых леших – А. Аверченко — Два преступления господина Вопягина
05:19
В гостях у добрых леших – А.С. Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке
09:32
Музыка по алфавиту:
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Z
- 0-9
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ё
- Ж
- З
- И
- Й
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Ы
- Э
- Ю
- Я
Узбекские народные сказки на русскам языке.Полный список
Алдар Куса и ворыАлдар Куса и дивыАлимангоАпанди и падишахАх и ОхБай и батракБей, дубинка!Бадал-богатырьБай и казийБозбалаВода бессмертияГорючий каменьДевять лодырейДогадливый АпандиДочь пастухаЖестокий шахЗавещание отцаЗияд-батырКахрамонКлыч-батырКрасавица Тысяча КосичекМальчик с горошинкуПобратимПоклепПлач ширинцевПоток красноречияПроигранный минаретСегодняшний гнев оставь на завтраСкорпион и черепахаСахибджан и АхмадджанСын рыбака ХакимаТахир и ЗухраТри арбузных семечкаТри богатыря.ТульганойУпрямый зайчонокФархад и ШиринХитрый заяцХа-сан и Ху-санХоджа Насреддин: «Ох!» и «Ах!»ХуснободЧей сон лучше?Эгры и тугры
В узбекской сказке отражены подлинно народный юмор и сатира. Ни в одном жанре устного народного творчества нет столь широкого простора для осмеяния пороков и отрицательных нравов, как в сказках «Глупый падишах», «Эшондим деп эшагимдан айрилдим» и др. В сказках позднего времени фигурирует сатирический образ богатого хозяина, которому противопоставляется крестьянин-бедняк, батрак. Богатому хозяину дается реалистическая характеристика. Он скуп, жаден, безжалостен и беспощаден по отношению к своим батракам и слугам («Скупой бай и вор Абдурахман» и др.). Положительные герои – представители трудового народа, не имеющие ни имущества, ни власти, – высмеивают баев, ханов и царей, делают их посмешищем в глазах народа и таким образом укрепляют веру народа в свои силы и разум.
В сказках высмеиваются отрицательные черты характера и дурные привычки человека – лень, косность, глупость и т. д. Сатирические сказки имеют большое воспитательное значение.
Узбекская народная сказка возвеличивает образ женщины.
Отражая в какой-то мере самостоятельность женщины в доисламское время, в то же время эти сказки выражают протест против тяжелого, бесправного положения узбекской женщины до революции.
В таких сказках, как «Хуснобод», «Озадочехра», и в других, героини отличаются большой самостоятельностью, они равноправны с мужчинами, обладают глубоким умом, трудолюбием, храбростью.
В сказках воспевается человеческий труд, возвышаются ремесла. Не богатство красит человека, а уменье и знание – эта идея лежит в основе многих сказок. Каким бы искусством, ремеслом и знанием человек ни владел – все это идет на пользу людям («Бахром и Шерзад»).
Язык узбекских народных сказок мало чем отличается от современного народного разговорного языка. Сказочник стремится древнюю по происхождению сказку рассказать понятным языком.
Сказки сохраняются в памяти слушателей и изменяются, переходя из уст в уста. В них спокойно повествуется о событиях, которые следуют одно за другим. Обычно сказка начинается присказкой «Бор экан, йук экан» – «Было, не было», «В стародавнее время в одной стране», «У одного отца было три сына» и т. д. Характерным для сказочного стиля является повторение – все повторяется по три раза.
Изучение узбекских сказок началось еще до Великой Октябрьской социалистической революции. Однако тогда сбором и записью сказок занимались лишь отдельные этнографы и языковеды, да и то не систематически, от случая к случаю.
После Великой Октябрьской социалистической революции сбором и изучением узбекских народных сказок ученые стали заниматься систематически.
Фольклорист Буюк Каримов издал сборник узбекских народных сказок. Впоследствии он был переведен на русский язык. В дальнейшем выпускаются новые сборники, в той или иной мере являющиеся переизданием сборника Буюка Каримова. В сборники узбекских сказок, изданные в 1953 и 1955 годах, вошли не только ранее издававшиеся сказки, но и вновь записанные.
Читать все узбекские сказки.СодержаниеПерейти в раздел «Народные сказки»
Сказка «Чей сон лучше?»
Пошел однажды Алдар Куса на охоту.Ходил он, ходил, бродил он, бродил, обошел и степь, и тугаи, и камыши, устал, умаялся, но ничего так подстрелить и не смог.Только хотел он пойти домой, вдруг смотрит — летят гуси. Не стал мешкать Алдар Куса, прицелился из лука и пустил стрелу.Меткий был стрелок Алдар и большой жирный гусь, сраженный стрелой, камнем упал вниз.Обрадовался Алдар Куса:»Ну, — думает,- будет у меня дома кабоб из гусятины на ужин!»Но не тут-то было! Только Алдар Куса поднял подстреленного гуся, откуда ни возьмись явился толстый бай в большой чалме и говорит:- Эй ты, на каком основании хочешь взять гуся?- О господин бай,- возразил Алдар Куса,- с вашего позволения это мой гусь. Я его застрелил.- Убирайся отсюда!- кричит бай,- не видишь разве, что гусь упал на мою землю. А все, что на моей земле,- мое!Стали тогда они спорить. Спорили, спорили, вдруг подходит мулла, настоятель мечети, и говорит:- Нечего тут спорить — гуся отдайте мне.- Это еще почему?- удивились бай и Алдар Куса.- Гусь летел над мечетью, когда какой-то безбожник сразил его стрелой, а раз так, птица принадлежит аллаху. Я — настоятель мечети и потому отдайте гуся мне. Я его принесу в жертву богу.Но ни Алдар Куса, ни бай не послушались и не захотели отдавать гуся. Спорил с ними мулла, спорил, но так они ни до чего не договорились.Отправились они все втроем в Бухару, чтобы казий рассудил, чей гусь?До Бухары был не близкий путь. Притомились путники и остановились под большим карагачам на ночлег.Тут проголодавшийся мулла и говорит:- Давайте сварим гуся.Бай и Алдар Куса согласились.Достали они по соседству казан и стали варить гуся.Мулла снова говорит:- Пусть себе гусь варится, а мы ляжем спать. Кому приснится самый благолепный сон, значит тому всевышний аллах и повелевает отдать гуся.На том и порешили.Оставили они под казаном маленький огонь и легли спать. Бай и мулла тут же крепко заснули, а Алдар Куса спать не мог. Был он очень голоден, с самого утра он и куска хлеба во рту не держал, и кончика жареного бараньего уха не понюхал.»Дай,- думает,- хоть ножку гуся съем. Гусь-то весь останется».Съел Алдар Куса ножку гуся, а есть еще пуще хочется.»Съем-ка я другую ножку,- подумал он,- гусь-то останется».Но и вторая ножка не насытила Алдара Кусу. Съел он еще и крыло гуся, съел другое, съел шею, съел голову. Поглядел на гуся Алдар Куса и сказал:- Теперь даже не скажешь, что это такое: не то птица, не то баран?Взял и съел всего гуся вместе с похлебкой.Наевшись, Алдар Куса лег и крепко заснул.Первым проснулся мулла и давай будить спутников:- Вставайте! Аллах сподобил меня увидеть во сне, что я за свои богоугодные и благочестивые дела живым вознёсся на небо. Никто из вас такого прекрасного сна никогда не видел и не увидит.- Э, почтеннейший мулла,- возразил бай,- мой сон лучше. Приснилось мне, что поехал я в торговое путешествие и получил такую прибыль, что не смог золото и на сорока верблюдах увезти.- Ну, а ты, Алдар Куса, что во сне видел?- спросили бай и мулла.Алдар Куса сладко зевнул и сказал:- Вижу я во сне: преподобного нашего муллу аллах живым забрал на небо, почтеннейший бай уехал в торговое путешествие в далекие страны. Я и подумал: «Пока мулла и бай отсутствуют, как бы гусь мой не протух. Не пропадать же такому жирному да вкусному гусю. Взял я да и съел его».Бросились мулла и бай к казану, подняли крышку, поглядели, а на донышке даже и косточек не осталось.
Сказка «Чей сон лучше?», читать текст онлайн на нашем сайте бесплатно.
Царь-самодур и его дочьЖил-был царь-самодур, а у него росла единственная дочь — красавица.
Долго думал ца…
Ходжа ЛентяйЖил когда-то Ходжа по прозвищу Лентяй. Ходжа-Лентяй был так ленив, что даже и шага …
Узбекская народная сказка
Жил когда-то бедняк крестьянин. Был у него маленький клочок земли. День и ночь, не зная отдыха, трудился он на этом клочке.
Однажды, когда пришла весна, бедняк на чал пахать землю. Смотрит – по небу летит белый аист. Подлетел аист к вспаханному полю, закричал и вдруг камнем упал на землю Подбежал бедняк и видит, что у аиста одно крыло сломано. Поднял он аиста и бережно понёс домой.
– Надо, – говорит, – спасти такую хорошую птицу!
Дома бедняк осмотрел сломанное крыло аиста и стал лечить его. Долго он ухаживал за больной птицей. Аист поправился и улетел. Посмотрел бедняк ему вслед и сказал:
– Пусть живёт эта птица долго и никогда беды не знает!
На другой год, весной, бедняк закончил пахоту и вышел в поле. сеять. Вдруг прилетел тот самый аист, которого он вылечил, и бросил на землю три арбузных семечка. Поднял бедняк арбузные семечки и посадил их в землю.
Через несколько дней арбузы взошли, появились зелёные листья, потянулись плети, расцвели огромные цветы.
Бедняк трудился не жалея сил: вовремя их полол, вовремя поливал. Так незаметно пришла пора собирать урожай. Арбузы поспели, и был они такие большие, каких в тех местах никогда и не видели. Бедняк сорвал три арбуза и принёс домой.
– Ну, такие арбузы нельзя съесть мне одному! – сказал он.
И бедняк позвал в гости всех своих родственников и всех своих друзей, таких же бедняков. Собрались друзья и родственники.
А хозяин взял арбуз и хотел разрезать, да только никак не мог проткнуть его ножом. Тогда он попробовал разрезать второй арбуз — и опять не мог. С третьим было то же самое. Удивился хозяин, и гости его удивились. Наконец он ударил арбуз ножом со всего размаха. Арбуз лопнул, а в нём вместо мякоти и семечек были золотые монеты. Они с звоном посыпались на пол. В двух других арбузах тоже было золото.
Обрадовался бедняк, вытряс всё золото и раздал своим гостям.
На каждой из трёх арбузных плетей у бедняка выросло по десять арбузов. Он собрал остальные арбузы, вытряс из них целую груду золота и с тех пор стал жить в достатке.
А по соседству с ним жил богач. Увидел он, что сосед разбогател, захотел узнать, как это случилось. Пришёл и стал расспрашивать:
– Скажи мне, отчего ты так разбогател? Что ты сделал для этого?
Бедняк рассказал ему, ничего не утаивая, как всё было.
«Ах, вот и мне бы столько золота!» — подумал жадный богач и пошёл в поле искать аиста.
Белый аист не спеша разгуливал по полю.
Богач потихоньку подкрался и ударил аиста палкой по ноге.
Закричал аист и упал на землю.
Богач кинулся к нему, схватил его и понёс домой. Перевязал он ногу аиста и стал лечить его. Аист выздоровел и улетел.
Весной богач вышел в поле и с нетерпением стал поджидать, когда прилетит белый аист и принесёт ему чудесные арбузные семечки.
Но аиста всё не было…
Наконец, аист прилетел и бросил богачу три арбузных семечка.
Богач весь затрясся от жадности. Он схватил семечки и тут же посадил их в землю.
Скоро появились ростки, развернулись широкие листья, поползли по земле длинные зелёные плети, зацвели цветы, а потом выросли огромные арбузы.
Когда арбузы поспели, богач позвал в гости всех своих родных. Собрались его родные и друзья, такие же богачи. Как только ударили арбуз ножом, он треснул, и из середины вылетел целый рой злых шмелей. А шмели эти были как крупные орехи. Стали они жужжать и жалить и богача, и его родных. У всех вздулись щёки, заплыли глаза, распухли губы, и разбежались все прочь с бранью и криками.