Глава первая
Один раз мы всем классом пошли в цирк. Я очень радовался, когда шёл туда, потому что мне уже скоро восемь лет, а я был в цирке только один раз, и то очень давно. Главное, Алёнке всего только шесть лет, а вот она уже успела побывать в цирке целых три раза. Это очень обидно. И вот теперь мы всем классом пошли в цирк, и я думал, как хорошо, что уже большой и что сейчас, в этот раз, всё увижу как следует. А в тот раз я был маленький, я не понимал, что такое цирк.
И вдруг из-за красной занавески вышел целый отряд каких-то людей, одетых очень красиво – в красные костюмы с жёлтыми полосками. Они встали по бокам занавески, и между ними прошёл их начальник в чёрном костюме. Он громко и немножко непонятно что-то прокричал, и музыка заиграла быстро-быстро и громко, и на арену выскочил артист-жонглёр, и началась потеха. Он кидал шарики, по десять или по сто штук вверх, и ловил их обратно. А потом схватил полосатый мяч и стал им играть… Он и головой его подшибал, и затылком, и лбом, и по спине катал, и каблуком наподдавал, и мяч катался по всему его телу как примагниченный. Это было очень красиво. И вдруг жонглёр кинул этот мячик к нам в публику, и тут уж началась настоящая суматоха, потому что я поймал этот мяч и бросил его в Валерку, а Валерка – в Мишку, а Мишка вдруг нацелился и ни с того ни с сего засветил прямо в дирижёра, но в него не попал, а попал в барабан! Бамм! Барабанщик рассердился и кинул мяч обратно жонглёру, но мяч не долетел, он просто угодил одной красивой тётеньке в прическу, и у неё получилась не причёска, а нахлобучка. И мы все так хохотали, что чуть не померли.
И когда жонглёр убежал за занавеску, мы долго не могли успокоиться. Но тут на арену выкатили огромный голубой шар, и дядька, который объявляет, вышел на середину и что-то прокричал неразборчивым голосом. Понять нельзя было ничего, и оркестр опять заиграл что-то очень весёлое, только не так быстро, как раньше.
Глава шестая
Контролёрша сказала:
– Ах, вы про Танечку Воронцову? Уехала она. Уехала. Что ж вы поздно хватились?
Я стоял и молчал.
Папа сказал:
– Мы уже две недели не знаем покоя. Хотим посмотреть эквилибристку Т. Воронцову, а её нет.
Контролёрша сказала:
– Да она уехала… Вместе с родителями… Родители у неё «Бронзовые люди – Два-Яворс». Может, слыхали? Очень жаль. Вчера только уехали.
Я сказал:
– Вот видишь, папа…
– Я не знал, что она уедет. Как жалко… Ох ты боже мой!.. Ну что ж… Ничего не поделаешь…
Я спросил у контролёрши:
– Это, значит, точно?
Она сказала:
– Точно.
Я сказал:
– А куда, неизвестно?
Она сказала:
– Во Владивосток.
Вон куда. Далеко. Владивосток.
Я знаю, он помещается в самом конце карты, от Москвы направо.
Я сказал:
– Какая даль.
Контролёрша вдруг заторопилась:
– Ну идите, идите на места, уже гасят свет!
Папа подхватил:
– Пошли, Дениска! Сейчас будут львы! Косматые, рычат – ужас! Бежим смотреть!
Я сказал:
– Пойдём домой, папа.
Он сказал:
– Вот так раз…
Контролёрша засмеялась. Но мы подошли к гардеробу, и я протянул номер, и мы оделись и вышли из цирка.
Мы пошли по бульвару и шли так довольно долго, потом я сказал:
– Владивосток – это на самом конце карты. Туда, если поездом, целый месяц проедешь…
Папа молчал. Ему, видно, было не до меня. Мы прошли ещё немного, и я вдруг вспомнил про самолёты и сказал:
– А на «ТУ-104» за три часа – и там!
А стоит ли искать тайные смыслы
Размышляя над тем, что хотел сказать художник, можно залезть глубоко в дебри и напридумывать того, о чем Пикассо даже и не думал. Можно только предполагать, имеют ли какое-то особое значение фигуры женщины с ребенком и белой лошади на дальнем плане.
Например, возможно они означают, что девочка балансирует между жизнью, которую символизирует женщина с ребенком, и смертью, которую символизирует белая лошадь. Это просто предположение, такое же, как выбор между оседлой семейной жизнью и кочевой свободной жизнью бродячего артиста — посмотрите, мать с ребенком смотрит на белую лошадь и как будто бы завидует ей или мечтает. Куда склонится чаша весов? Ведь если присмотреться, фигура девочки с поднятыми руками выглядит как своего рода весы.
Другой смысл — это шаткость земной жизни, шар — символизирует Землю, а девочка- человеческую жизнь или даже все человечество. В этой трактовке я лично сомневаюсь. Почему просто не предположить очевидное, что это семья странствующих артистов, остановившаяся где-то загородом на пустыре, чтобы отдохнуть и порепетировать.
Стоит задать вопрос, а что делают люди на картине? Мы видим девочку, которая балансирует на шаре, подняв к небу руки, и ее отца, которые напряжен и как будто бы готов сорваться с места в любой момент, чтобы подхватить ее, если она вдруг начнет падать. Он ее опора, так же как он является опорой всей картины. Она беззащитная и хрупкая мечтательница, ребенок, нуждающийся в защите и помощи отца, чтобы вырасти , окрепнуть и покинуть свой дом. В моем понимании на картине изображена именно отцовская любовь.
В любом случае, понимание живописи не сводится к тому, чтобы правильно угадать то, что имел в виду художник, а скорее к диалогу с автором, в результате которого вы можете быть с ним согласны, либо наоборот разойтись во взглядах. Ваше понимание — это ваше понимание.
#
В живописи различают семь видов контрастов
Цветовой контраст
Цветовым контрастом будет любое соседство по-разному окрашенных пятен. Колорит картины в целом тёплый, розово-охристый, который подчёркнут синими пятнами.
«Девочку на шаре» относят к началу «розового периода» творчества Пикассо. «Розовый период» — это время, когда художник избавился от депрессии «голубого периода», вызванной самоубийством близкого друга.
Температурный контраст
Все оттенки радуги делятся на тёплые и холодные. От красного до жёлтого они считаются тёплыми, а начиная с зелёного и до фиолетового — холодными. Красноватая охра и синий кобальт (может Пикассо использовал и не его, но по цвету похоже) создают тёпло-холодные колебания на каждом из планов картины.
Сердце Пикассо начало отогреваться 4 августа 1904 года, когда он подобрал котёнка во время грозы. По дороге домой художник встретил очень красивую девушку, всю промокшую от дождя. Потеряв дар речи, Пабло сунул котёнка в руки девушки и лишь потом пригласил в студию. Девушку звали Фернанда Оливье, и она стала первой музой мастера.
Контраст дополнительных цветов
Известный теоретик искусства Йоханнес Иттен составил такой цветовой круг, где напротив лежащие цвета являются дополнительными, т. е. максимально подчёркивают яркость друг друга. Три основные пары — это красный и зелёный, оранжевый и синий, жёлтый и фиолетовый.
На самом ближнем плане «Девочки на шаре» — в одежде сидящего артиста — есть касание синего и оранжевого. Девочка контрастирует с фоном по тому же принципу, но этот контраст уже гораздо спокойнее.
Пабло и Фернанда имели разный жизненный опыт. Фернанда уже дважды была замужем, у неё был ребёнок, которого забрал первый муж, а Пабло впервые имел серьёзные отношения. Надо ли говорить, что их отношения изрядно портила ревность художника. Он буквально не выпускал Фернанду из дома.
Контраст по насыщенности
Эта характеристика — отличие цвета от серого. Пикассо использует этот контраст, чтобы показать воздушную перспективу. Чем глубже план картины, тем слабее насыщенность цвета.
Художник и его муза жили так бедно, что зимой могли весь день просидеть одеялом в ледяной мастерской, потому что им не на что было купить угля. Они были нищие и счастливые. Но именно «розовый период» принёс Пикассо первый успех. Однажды владелец картинной галереи Амбруаз Воллар купил у художника 30 картин за две тысячи франков — на эти деньги можно было безбедно прожить три года.
Контраст по светлоте и по размеру цветового пятна
Мужская фигура светлее фона, а девичья — темнее. Так мужчина смотрится массивнее, а девочка выглядит ещё тоньше. Артисты неделимы: равновесие девочки обеспечивает атлетическая мужская фигура, а сам атлет будет одиноким, если убрать девочку.
Отношения Фернанды Оливье и Пабло Пикассо продлились до 1910 года. Художник приобрёл вес в своей профессиональной среде и достиг апогея в творческих экспериментах. Любовный союз не выдержал такой метаморфозы и распался.
Контраст, которого нет
Его называют симультанным. Суть в том, что глаз хочет видеть дополнительный оттенок рядом с пятном яркого цвета. Если сравнить тёплый цвет Пикассо с насыщенным розовым, то картина померкнет. Поэтому художник использует синий цвет на переднем плане — этот цвет освежает до розового почти земельные оттенки.
Все статьи этой рубрики можно посмотреть по тегу #контрасты_кс — жмите на него.
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.
Глава четвертая
…И началась длиннющая неделя, и я ел, учился, вставал и ложился спать, играл и даже дрался, и всё равно каждый день думал, когда же придёт воскресенье, и мы с папой пойдём в цирк, и я снова увижу девочку на шаре, и покажу её папе, и, может быть, папа пригласит её к нам в гости, и я подарю ей пистолет-браунинг и нарисую корабль на всех парусах.
Но в воскресенье папа не смог идти.
К нему пришли товарищи, они копались в каких-то чертежах, и кричали, и курили, и пили чай, и сидели допоздна, и после них у мамы разболелась голова, а папа сказал мне:
– В следующее воскресенье… Даю клятву Верности и Чести.
И я так ждал следующего воскресенья, что даже не помню, как прожил ещё одну неделю. И папа сдержал своё слово: он пошёл со мной в цирк и купил билеты во второй ряд, и я радовался, что мы так близко сидим, и представление началось, и я начал ждать, когда появится девочка на шаре. Но человек, который объявляет, всё время объявлял разных других артистов, и они выходили и выступали по-всякому, но девочка всё не появлялась. А я прямо дрожал от нетерпения, мне очень хотелось, чтобы папа увидел, какая она необыкновенная в своём серебряном костюме с воздушным плащом и как она ловко бегает по голубому шару. И каждый раз, когда выходил объявляющий, я шептал папе:
– Сейчас он объявит её!
Но он, как назло, объявлял кого-нибудь другого, и у меня даже ненависть к нему появилась, и я всё время говорил папе:
– Да ну его! Это ерунда на постном масле! Это не то!
А папа говорил, не глядя на меня:
– Не мешай, пожалуйста. Это очень интересно! Самое то!
Я подумал, что папа, видно, плохо разбирается в цирке, раз это ему интересно. Посмотрим, что он запоёт, когда увидит девочку на шаре. Небось подскочит на своём стуле на два метра в высоту…
Но тут вышел объявляющий и своим глухонемым голосом крикнул:
– Ант-рра-кт!
Глава вторая
И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У неё были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у неё были длинные руки; она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар, который для неё выкатили. Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него, но шар завертелся под её ногами, и она на нём вот так, как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. Она бегала по шару своими маленькими ножками, как по ровному полу, и голубой шар вёз её на себе: она могла ехать на нём и прямо, и назад, и налево, и куда хочешь! Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная. В это время она остановилась, и кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты, и она надела их себе на туфельки и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре, как будто танцевать. И оркестр заиграл тихую музыку, и было слышно, как тонко звенят золотые колокольчики на девочкиных длинных руках. И это все было как в сказке. И тут ещё потушили свет, и оказалось, что девочка вдобавок умеет светиться в темноте, и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела, и это было удивительно, – я за всю свою жизнь не видел ничего такого подобного.
И когда зажгли свет, все захлопали и завопили «браво», и я тоже кричал «браво». А девочка соскочила со своего шара и побежала вперёд, к нам поближе, и вдруг на бегу перевернулась через голову, как молния, и ещё, и ещё раз, и всё вперёд и вперёд. И мне показалось, что вот она сейчас разобьётся о барьер, и я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел бежать к ней, чтобы подхватить её и спасти, но девочка вдруг остановилась как вкопанная, раскинула свои длинные руки, оркестр замолк, и она стояла и улыбалась. И все захлопали изо всех сил и даже застучали ногами. И в эту минуту эта девочка посмотрела на меня, и я увидел, что она увидела, что я её вижу и что я тоже вижу, что она видит меня, и она помахала мне рукой и улыбнулась. Она мне одному помахала и улыбнулась. И я опять захотел подбежать к ней, и я протянул к ней руки. А она вдруг послала всем воздушный поцелуй и убежала за красную занавеску, куда убегали все артисты.
И на арену вышел клоун со своим петухом и начал чихать и падать, но мне было не до него. Я всё время думал про девочку на шаре, какая она удивительная и как она помахала мне рукой и улыбнулась, и больше уже ни на что не хотел смотреть. Наоборот, я крепко зажмурил глаза, чтобы не видеть этого глупого клоуна с его красным носом, потому что он мне портил мою девочку: она всё ещё мне представлялась на своём голубом шаре.
Сюжет
Цирковые артисты отдыхают в перерыве между бесконечными представлениями. Тонкая, как сама линия, гимнастка балансирует на шаре, повторяя номер, силач спокойно восседает на кубе.
Контраст тел усиливается и разницей основ: шар — крайне неустойчивая фигура с единственной точкой опоры, куб же соприкасается всем основанием с плоскостью пола.
Пикассо, в голове которого в 1905 году идеи кубизма еще только оформлялись, в этой работе уже сконцентрирован на форме. Именно через нее он выражает свои идеи, свое мироощущение. В цветовой гамме преобладает розовый (основный цвет этого творческого этапа), но еще слышны отголоски предыдущего, «голубого» периода, посвященного беднякам, тяготам жизни.
На горизонте Пикассо изобразил часть бродячей труппы, какие он видел в детстве на родине. Потому пейзаж так напоминает испанские земли.
О авторе
Пабло Пикассо – талантливый творец, который появился на свет в 1881 году в городе Малаге. Отец мальчика был выдающимся и напористым художником, который и научил своего сына рисовать. Так, уже в 15 лет Пабло знал основы живописи и умел владеть кистью.
В 16 лет Пикассо отправился в Мадрид для прохождения обучения в Королевской академии Сан-Фернандо. Несмотря на то, что уроки для юноши казались невероятно скучными и неинтересными, именно в этом возрасте и были сформированы эстетические взгляды будущего художника.
В 1904 году Пикассо переехал в Париж. Этот период был сложным для художника. Некоторые искусствоведы называют этот период «розовым», поскольку именно в Париже художник рассеивает синюю палитру картин, а начинает отдавать предпочтение розовато-пепельным тонам. Именно в этот период и была создана лучшая картина тех лет – «Девочка на шаре».
Общие сведения о картине
Сюжет «Девочка на шаре» представляет собой размышления художника о судьбе воссоединения живописи и творца. Так, на полотне размером 147х95 см изображены цирковые артисты во время отдыха между нескончаемыми представлениями. На переднем плане «Девочка на шаре» располагаются атлет, который располагается на кубе и тонкая, словно березка, гимнастка.
Именно здесь Пикассо отобразил весь контраст тел и основ:
Во-первых, круг, на котором располагается гимнастка, представляет собой неустойчивую фигуру, которая обладает всего лишь одной опорной точкой, которую и пытается «поймать» гимнастка. Во-вторых, куб – фигура, основание которой полностью расположилось на плоскости пола, что делает его предельно устойчивым и позволяет расположиться в более подходящей позе
Без внимания нельзя оставить и интересные сведения о картине «Девочка на шаре»: Интересно, что в 1905 году, когда идеи кубизма только начинали формироваться, Пикассо уже прорабатывал картину и сконцентрировал все свое внимание именно на формах. Именно «Девочка на шаре» выражает идеи художника, его мироощущение
Нельзя упускать и цветовую гамму полотна «Девочка на шаре», которая преобладает розовыми тонами с отголосками предшествующего творческого периода мастера – «голубого», который был посвящен нищей жизни людей, их тяготам. Обобщая, картины Пикассо «голубого» периода оставляют тяжелое впечатление, поскольку они насыщены синими оттенками, передающими печаль, скорбь, пустоту и безнадежность тех времен. Поскольку «Девочка на шаре» была создана в «розовый» период творения мастера, необходимо отметить его тесное общение с циркачами. Дело в том, что в 1904 году, когда Пикассо переехал в Париж, он безумно полюбил город за его шум, суету, множество событий, разнообразие жизни и постоянное движение. Каждую неделю, 2-3 раза, художник посещал цирк Медрано, где познакомился со всеми артистами и решил написать их семью (картина «Семья акробатов»). Во время творения этой картины, Пикассо отдалился от первоначального замысла. Эпизод, который отображается на полотне «Девочка на шаре» первоначально должен был отображать мальчика на полотне «Семья акробатов». Однако во время выполнения работы, Пикассо отказался от такой части и оформил данный эпизод в отдельную картину, нарисовав не мальчика, а девочку-гимнастку.
Скрытый контекст
На полотне «Девочка на шаре» Пикассо изображает бродячую труппу циркачей, которые были изгоями во всем мире, но при этом были настоящей семьей друг для другаа. Мастер создает отдельную вселенную, где отображает жизнь людей, нуждающихся друг в друге.
Именно дружба объединяет столь разных персонажей: хрупкую гимнастку и грациозного атлета. Отображенная на картине хрупкость гимнастки сумела подчеркнуть все величие и массивность атлета. Фигура же гимнастки «Девочка на шаре» – воплощение мечты мастера о поэзии, которая напоминает мимолетные моменты. Мощность атлета – защита этих моментов от свирепости настоящего.
Следует отметить, что задний фон все также перекликается с «голубым» периодом творчества, который непринужденно делает полотно более прозрачным и воздушным, но в тоже время наблюдается материальное стушевывание различия между двумя «эпохами» творчества творца.
Судьба автора
Пабло Пикассо родился в семье художника. Именно отец научил ребенка рисовать, причем довольно рано. К 15 годам Пабло уже участвовал в городских выставках в родной Малаге. Было понятно, что у него один путь — в художники. Поучившись в Мадриде, молодой человек отправился в Париж.
В Париже Пикассо пережил все — от непереносимой нищеты до сказочного богатства. На Монмартре так жили многие творческие люди, и многие не выдерживали.
Он не выходил один из дома и всегда носил с собой оружие, потому что район, где он жил, кишел теми, кто понимал только язык силы.
Вместе с Жоржем Браком они придумали кубизм. Отвергая традиции натурализма, они хотели более убедительно показать ощущение пространства и тяжести масс. Однако постепенно сошли до ребусов, разгадать которые практически невозможно. Позднее творчество Пикассо всегда рефлексировало происходившее.
Пикассо был переполнен энергией. Ему приписывают десятки тысяч работ. Точно же оценить масштаб его художественного наследия не может никто — цифры варьируются от 20 тыс. до 100 тыс. картин.
Глава пятая
Я просто ушам своим не поверил! Антракт? А почему? Ведь во втором отделении будут только львы! А где же моя девочка на шаре? Где она? Почему она не выступает? Может быть, она заболела? Может быть, она упала и у неё сотрясение мозга?
Я сказал:
– Папа, пойдём скорей, узнаем, где же девочка на шаре!
Папа ответил:
– Да, да! А где же твоя эквилибристка? Что-то не видать! Пойдём-ка купим программку!..
Он был весёлый и довольный. Он огляделся вокруг, засмеялся и сказал:
– Ах, люблю… Люблю я цирк! Самый запах этот… Голову кружит…
И мы пошли в коридор. Там толклось много народу, и продавались конфеты и вафли, и на стенках висели фотографии разных тигриных морд, и мы побродили немного и нашли наконец контролёршу с программками. Папа купил у неё одну и стал просматривать. А я не выдержал и спросил у контролёрши:
– Скажите, пожалуйста, а когда будет выступать девочка на шаре?
– Какая девочка?
Папа сказал:
– В программе указана эквилибристка на шаре Т. Воронцова. Где она?
Я стоял и молчал.
Глава третья
А потом объявили антракт, и все побежали в буфет пить ситро, а я тихонько спустился вниз и подошел к занавеске, откуда выходили артисты.
Мне хотелось ещё раз посмотреть на эту девочку, и я стоял у занавески и глядел – вдруг она выйдет? Но она не выходила.
А так получается не лев, а просто я сам не знаю что.
И когда кончилось и мы пошли домой, я всё время думал про девочку на шаре.
А вечером папа спросил:
Я сказал:
– Папа! Там в цирке есть девочка. Она танцует на голубом шаре. Такая славная, лучше всех! Она мне улыбнулась и махнула рукой! Мне одному, честное слово! Понимаешь, папа? Пойдём в следующее воскресенье в цирк! Я тебе её покажу!
Папа сказал:
– Обязательно пойдём. Обожаю цирк!
А мама посмотрела на нас обоих так, как будто увидела в первый раз.
Заключение
Картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре» — шедевр «розовой» эпохи творения мастера. Полотно максимально передает эмоциональное состояние циркачей, их нелегкую жизнь, нужду друг в другу, в настоящей семье. Персонажи спрятались в своем внутреннем мире, они проживают свою жизнь в себе. Пейзаж же лишь акцентирует такую подвешенность персонажей – их пустоту, безнадежность и скорбь.
Пикассо ценил свою работу «Девочка на шаре», поэтому длительное время не мог решиться продать ее. Тем не менее, спустя время, он все же продал шедевр Гертруде Стайн. Спустя некоторое время картина была выкуплена галеристом Даниэлем Анри Канвейлером, который перепродал шедевр Ивану Морозову, привезшему полотно на территорию России в 1913 году. Сегодня же картина «Девочка на шаре» располагается в ГМИИ имени А.С. Пушкина и доступна для просмотра всем желающим познакомиться с настоящим творением.