Сущность сказки
Чтобы понять сущность сказки, нужно исследовать разные источники.
Например, согласно В.И. Далю сказка – это вымышленный рассказ, который содержит в себе небывалую и невозможную в реальной жизни историю. Сказку воспринимают в обществе как что-то поучительное и невероятное. Это рассказ о том, что никогда в реальной жизни не могло бы случиться, но при этом содержит в себе очень важный урок. В прошлом столетии начали активно выпускать сборники русских сказок. И до сих пор этот вид книг пользуется большой популярностью в русских семьях.
Л.П.Стрелкова описывает сказки, как повествования, которые наполнены вымышленными историями и персонажами, а также подразумевают участие волшебства и фантастики.
Согласно словарю русского языка сказки – это повествования, основанные на придуманных историях, в которых как правило принимают участие фантастические силы.
Согласно другим словарям сказка является одним из жанров народного творчества, в котором присутствует авантюра, волшебство или бытовая жизнь, определенно вымышленные по своему характеру.
Л.С. Выготский указывает на то, что существует очень много самых разных определений этого популярного литературного жанра. Сказка позволяет понять ребенку суть сложных отношений между людьми. Сказочные образы освещают жизненные проблемы, что не способен сделать холодный прозаический текст. Сказка передает важные мысли глубоким и эмоциональным языком.
Очень много работ посвящено исследованию сказок у автора В.Я. Пропп. Он подверг анализу большое число сказок. Это позволило ему сделать следующий вывод: сказки имеют один тип строения. Они все примерно одинаково начинаются и заканчиваются. Но вот по содержанию они очень разнообразны .
Сказки можно различать не только по внешним признакам. Их классифицируют и по героям, и по идеологии, и по особенностям сюжетной линии. Их можно объединять по происхождению и истории. И все это требует разных подходов к изучению. Поэтому грамотная классификация становится важнейшим научной задачей. Но наша наука до сих пор не имеет общепринятых представлений о том, как классифицировать сказки.
Вопросы и ответы о русских народных сказках
Чтобы сказки научили детей чему-то хорошему, важно вызывать к ним интерес: читать и обсуждать прочитанное, разыгрывать сценки по ролям, проводить викторины. Можно задавать вопросы
«Мужик и медведь».
Вопросы со звездочкой
Начиная с 4 класса дети учатся проводить анализ литературных произведений
Чтобы понять в чем смысл русских народных сказок, и чем они отличаются, следует обратить внимание на закономерности
Присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты и повторы.
Назови сказки, где Иван главный герой
«Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Два Ивана солдатских сына», «Иван-царевич и серый волк», «Хрустальная гора».
Сказка бывает авторской и народной. Народные сказки обладают особым духом. Многие из них связаны между собой общими событиями или одинаковыми героями. В русских народных сказках часто употребляются одни и те же обороты, обращения и фразы. После прочтения возникает ощущение целостности фольклора.
Сказки и фэнтези: в чём их различие
Чётких признаков, разграничивающих эти два жанра, нет, хотя происхождение у них разное, отсюда и отличия.
- Сказка родилась из фольклора и восходит к мифам. Поэтому она стихийна и алогична.
- Фэнтези – это разновидность фантастики, поджанр, где в качестве фантдопущения фигурирует, например, не способность перемещаться в гиперпространстве с помощью квантового двигателя, а способность управлять стихиями с помощью магии.
- Но выделившись из фантастики в самостоятельный жанр, фэнтези очень быстро нашла себе напарницу-подружку – волшебную сказку. И незаметно ассимилировала её, причём слияние иногда настолько плотное, что разграничить теперь эти два жанра сложно.
В хорошем, качественном фэнтези всегда есть законы магии, которые соблюдаются героями. Их нарушение приводит к неприятным последствиям, а действовать в обход их невозможно. То есть если магическая сила – это некий внутренний ресурс человека, то он может истощаться, и бесконечно колдовать нельзя; эту силу можно утратить или приобрести.
Если магическая сила – дар одной из стихий, то маг огня управлять ветром или водой не может. И так далее.
Подобный подход делает фэнтези если и не реалистичной, то более рациональной, чем сказка, и адаптированной к взрослому восприятию.
Но, в фэнтези всё же больше от сказки, чем от научной фантастики. И это не является её недостатком. Взрослые тоже нуждаются в сказках, как бы они это ни пытались скрыть.
Сказки о животных
Эта разновидность сказок — очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.
Самая популярная героиня таких сказок — лиса. Она хитрая, льстивая и мстительная. Часто в сказках о животных встречается и волк — глупый, жестокий. Ещё один отрицательный герой — медведь. Угнетатель, подавляющий всех своей силой, медведь тоже глуп и зачастую оказывается обманут.
Зайчик (как и, к примеру, мышка), зачастую угнетённый, обиженный персонаж. Положительных героев в сказках о животных не так много: обычно это кот и петух, которые сильными не являются, но помогают обиженным, ценят дружбу, радуются жизни.
Поделиться ссылкой
Суть
Русские народные сказки бывают бытовыми, волшебными, о животных. Каждый вид имеет свои особенности и суть. Русская народная сказка примечательна своим разнообразием и колоритом.
- В бытовой сказке в основе лежит конфликт между людьми. В ней отсутствует фантастика, но присутствует сказочное разрешение. Смысловой акцент имеет развязка.
- В волшебной сказке неизменно присутствует царская семья, старшее поколение и младшее, обычные люди и вымышленные существа. Младшие участники преодолевают препятствия посредством волшебных предметов (скатерть-самобранка, волшебный клубок, молодильные яблоки) и помощников. В ней описываются чудеса и невиданные создания, столкновение с волшебной силой.
- Сказки о животных иносказательные, отличаются быстродействием и ясностью оценки героев. Животные олицетворяют хитрость (Лиса), злость (Волк), трусость (Заяц). Суть раскрывается в диалогах.
Характеристики героев
В русских народных сказках герои четко разделены на положительных и отрицательных персонажей. Первые простодушны, добры и смекалисты, вторые – корыстны, глупы и часто капризны. Главными героями выступают как обычные люди, так и звери. Волшебным персонажам часто отводится роль злодеев, но именно они больше всего запоминаются.
Характеристики героев:
- Баба-яга. Самый неординарный персонаж: то гостеприимная хозяйка и мудрый советчик, то злобная старуха, поедающая детей. Баба-Яга хитрая, уродливая, с горбом на спине и длинным носом. Имеет костяную ногу, живет в лесу в избушке на курьих ножках. Летает в ступе и на метле. Может управлять лесными зверьми.
- Кощей. Злой колдун, владыка подземного царства. Он состоятельный, владеет диковинными предметами, животными и птицами. Считается бессмертным. Крадет прекрасных девиц. Кощею служит Змей Горыныч.
- Змей Горыныч. Огнедышащий дракон с несколькими головами. Служит силам зла и навевает страх на жителей. Сильный противник. Умеет отращивать головы взамен срубленных.
- Иванушка-дурачок. Самый популярный персонаж. Простой крестьянский парень, как правило, самый младший сын в семье. Над ним потешаются и не воспринимают всерьез. Иван-дурак мечтательный, бесхитростный и очень удачливый. Он проходит все испытания и становится царевичем.
- Иван-Царевич. Имеет благородное происхождение, но так же, как Иванушка-дурачок, недооценивается семьей. Обладает живым умом, сообразительностью, добрым сердцем. Помогает другим и заручается поддержкой сказочных существ. Проходит самые сложные испытания. В конце сказок Иван-Царевич получает всеобщую любовь, признание и славу.
- Жар-птица. Олицетворение благополучия, счастья, огня и света. Внешне похожа на павлина, но с пылающими, как огонь, перьями. Завораживает людей своим видом. Пуглива и предпочитает держаться подальше от людей, но герой находит способ заманить птицу.
- Лиса – хитрая плутовка, которая пытается обмануть добрых сказочных героев.
- Заяц – беззащитный персонаж, который тем не менее находит в себе смелость противостоять злу и выходить победителем из сложных ситуаций.
- Волк – злой и глупый антигерой.
- Медведь – грубый, но добрый здоровяк, защитник слабых, хозяин леса.
Второстепенными персонажами в русских сказках служат так называемые помощники героя: яблоня, мышка, лягушка.
История возникновения русской народной сказки
Каждая эпоха создала свои сказки. В них запечатлелось все многообразие человеческих отношений. Именно в народных сказках к нам дошли смех и слезы, радость и страдание, любовь и гнев, правда и кривда, вера и безверие, трудолюбие и лень, честность и обман.
Русские народные сказки появились давно. Много веков назад. Никто не может определить время возникновения первых сказок. Предполагают что они появились тогда. Когда люди научились писать. Народные потому что их придумали простые люди, рассказывали друг другу из поколения в поколение. Так происходит и сейчас мне их рассказывают бабушка и мама, а я потом расскажу своим детям Известно, что первые сказки были посвящены явлениям природы и их главными персонажами были Солнце, Ветер, и Месяц. Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Все наводило на него страх, он думал, что они живые существа, а раз так, значит, они могли принести ему вред и пользу Но в основном все сказки очень добрые. В них добро побеждает зло.
Функции сказок
Сказочные образы голографичны по своему строению. Это помогает ребенку представлять события в трехмерном пространстве и во времени.
Голографичность – это синтетическое свойство. Это заложенная в сказку потенциальная способность не просто актуализировать органы чувств ребенка, но и создать фундамент для творческой жизни в дальнейшем.
Нужно отметить, что это свойство помогает сказке в небольшом демонстрировать больше, в локальном показывать глобальное, в микромире раскрывать проблемы макромира.
Еще одно свойство – это терапевтическая и развивающая функция сказки. Она позволяет человеку снять стресс, почувствовать себя умиротворенным и очистить свою душу.
Катарсическая функция сказки позволила развить целое направление эстетотерапии. Люди лечатся с помощью сказочных историй. Этот эффект благоприятно воздействует на психику детей и помогает развивать их образный потенциал.
Пятая функция сказки – это культурно-этническая. С ее помощью все слушатели, особенно дошкольники, могут легко усвоить разнообразие местной культуры, приобщиться к родному историческому опыту.
Шестая функция сказки – это развитие языковой культуры детей. Дети приобретают способность овладеть народной речью, применяют в своей жизни ее художественное образное богатство.
Для дошкольника очень важно формировать свою внутреннюю жизнь и творчество, испытывать эмоции и чувства. Эмоции – это главный регулятор поведения детей
Интеллект в этом возрасте работает пока еще слабо. Дети не могут полноценно рассуждать. Они настроены лишь на игру. А игра происходит не только с объектами окружающего мира, но и с тем, что происходит у ребенка внутри.
И мир сказок отлично подходит для подобного рода игр. Создание сказки, ее композиция — все это позволяет сформировать у ребенка ясное представление о добре и зле. Фантастические образы усиливают в сознании нравственные ценности. Через динамику событий ребенок учится улавливать причинно-следственные связи, которые доступны его пониманию. Ребенок постоянно оценивает разные поступки героев. Все это волнует и интересует детей.
Сказка оказывает мощное влияние на такие качества личности, как самостоятельность. Ребенок хочет разобраться в том, какое у него свое мнение и позиция. Он проявляет активность, учится быть инициативным в процессе общения, хочет быть более коммуникабельным и управлять коммуникациями. Все это формирует коммуникативные навыки.
История возникновения русской народной сказки
Каждая эпоха создала свои сказки. В них запечатлелось все многообразие человеческих отношений. Именно в народных сказках к нам дошли смех и слезы, радость и страдание, любовь и гнев, правда и кривда, вера и безверие, трудолюбие и лень, честность и обман.
Русские народные сказки появились давно. Много веков назад. Никто не может определить время возникновения первых сказок. Предполагают что они появились тогда. Когда люди научились писать. Народные потому что их придумали простые люди, рассказывали друг другу из поколения в поколение. Так происходит и сейчас мне их рассказывают бабушка и мама, а я потом расскажу своим детям Известно, что первые сказки были посвящены явлениям природы и их главными персонажами были Солнце, Ветер, и Месяц. Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Все наводило на него страх, он думал, что они живые существа, а раз так, значит, они могли принести ему вред и пользу Но в основном все сказки очень добрые. В них добро побеждает зло.
Признаки сказки как литературного жанра
Привлекательность сказки – это признак, который действует в паре с еще одним – с необычайностью. Необычайность при этом воспринимается людьми не только как какая-то необычная фантастическая история. Необычность может нести житейский характер. Поэтому даже новеллистические сказки подходят под этот признак.
Еще один признак, который выдвигается Никифоровым – это особенное композиционное и стилистическое строение. Обе эти характеристики легко объединяются в общее понятие «поэтика». У сказки достаточно специфическая поэтика.
Еще один признак ученый отметил, но раскрыл его недостаточно хорошо. Этим признаком является то, что ни рассказчик, ни слушатели не верят в достоверность рассказываемых событий. Народ изначально воспринимает сказку, как вымысел.
Но бывают сказки еще и литературные. И если народные сказки творит народ, то литературные создаются профессиональными писателями.
Зачастую литературные сказки сочетают в себе и реальное, и волшебное. Они могут быть интересными не только для детей, но и для взрослых. Детям нравится невероятный сказочный сюжет, они очарованы вымыслом, получают радость от победы добра над злом. Также им нравится то, что события в сюжете разворачиваются быстро.
Существует целое направление в профессиональной литературе – это литературная сказка. И направление это появилось не само по себе. Базой для развития стали народные сказки, которые приобрели известность благодаря работе ученых-фольклористов.
Романтизм – это эпоха, которая стала промежуточной между народными и литературными сказками. Романтики находили для себя эстетические образы, когда исследовали народное творчество. Они воспринимали сказку в качестве источников литературного творчество их эпохи, видели в них основу национальной культуры.
Классификация сказок
Свою классификацию предлагает А.Н. Афанасьева. Он считает, что можно включить несколько разрядов:
- Про животных
- Про людей;
- Новеллистические сказки
- Волшебные сказки.
Также можно выделить и несколько мелких разрядов, которые представлены одним-двумя случаями. Сегодня также выделяют кумулятивные и цепевидные сказки. Мы тоже считаем, что это грамотный подход к классификации.
Особенностью русских сказок является то, что они в первую очередь направлены не на развлечение, а на воспитание слушателей. Даже в популярных народных выражениях это прослеживается. Например, принято говорить, что сказка ложь, да в ней намек. Русские сказки описывают ручную работу не как тяжелую повинность, а как почетную обязанность любого человека они воспевают многие моральные ценности.
Определения
- Сказка — прозаическое фольклорное произведение, обычно — со счастливым концом.
- Волшебная сказка — это эпическое фольклорное произведение со строгой композицией (экспозиция — завязка — кульминация — развязка). Обычно в волшебной сказке есть волшебные герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), волшебные предметы (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка) и волшебные помощники (как правило, животные — Серый Волк, Орёл, Зайчик -побегайчик).
- Бытовая сказка — сказка, сюжет которой максимально приближен к реальности. Главный герой такой сказки — как правило, обычный человек, хитрый и ловкий. Он добивается торжества справедливости.
- Сказки о животных — сказка, главными действующими лицами которой выступают животные. Животные наделены свойствами человека (разговаривают, выстраивают отношения, обманывают друг друга, проявляют симпатию).
В сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали.
Собирание сказок
В Европе первым собирателем сказочного фольклора стал французский поэт и литературный критик Шарль Перро (1628—1703), в 1697 году издавший сборник «Сказки матушки Гусыни». В 1704—1717 годах в Париже вышло сокращённое издание арабских сказок «Тысячи и одной ночи», подготовленное Антуаном Галланом для короля Людовика XIV.
Начало систематическому собиранию сказочного фольклора положили представители немецкой мифологической школы в фольклористике, прежде всего члены кружка приверженцев гейдельбергского романтизма братья Гримм.
Именно после того, как они издали в 1812—1814 годах сборник «Домашние и семейные немецкие сказки», разошедшийся крупным тиражом, интерес к родному фольклору проявили писатели и учёные других стран Европы.
Однако у братьев Гримм были предшественники в самой Германии. Например, ещё в 1782—1786 годах немецкий писатель Иоганн Карл Август Музеус составил пятитомный сборник «Народные сказки немцев», но опубликован он был только в 1811 году его другом поэтом Виландом.
В России начинателем собирания русских народных сказок явился русский этнограф Александр Николаевич Афанасьев. Подготовленный им сборник «Русские детские сказки» вышел в Москве в 1870 году. Большой вклад в собирание и организацию детского фольклора внесли такие личности как Авдеева, Даль.
В истории собирания детского фольклора оставил заметный след и этнограф-собиратель Шейн. Он выделил детский фольклор как особую область науки. Вклад в популяризацию и коллекционирование сказок внёс также украинский поэт Малкович.
Литературная сказка не знает границ и запретов. Англичане подарили маленьким книголюбам всего мира несравненную Мери Поппинс, Алису из Страны Чудес, Винни-Пуха, Питера Пэна.
Каждый ребёнок знает немецкие и французские народные сказки в переложении братьев Гримм и Шарля Перро. К. Коллоди и Дж. Родари осчастливили публику искромётной итальянской сказкой.
В России особой любовью читательской пользуются скандинавские сказки, вышедшие из-под пера Г. ‑Х. Андерсена, А. Линдгрен, С. Лагерлёф, Т. Янссон, а в ХХI веке – Свена Нурдквиста и его школы.
Какой смысл русских народных сказок?
Сказка развивает благородство души, чуткость к чужому несчастью и страданию. Через нее дошкольник познает мир.
Русские народные сказки всегда поучительны. В них много смысла, иногда явного, иногда глубокого, скрытого. Чтобы понять его, нужно проанализировать главные события, поступки и характер главных героев.
Поучительный смысл
Для русской народной сказки характерен выразительный язык, динамичность сюжета, яркое противопоставление добра и зла. Она вызывает особый интерес у дошкольников, которые имеют сильную тягу ко всему сказочному и волшебному.
Сопереживая сказочным героям, ребенок усваивает урок. Примеры поучительных смыслов в русских народных сказках:
За плохие поступки рано или поздно придется ответить. Сказочные злодеи лживые, жестокие и трусливые. Они обижают тех, кто слабее, и поначалу радуются. Но история всегда заканчивается наказанием.
Сила – не главное. Даже могучие богатыри, способные одной рукой выкорчевать дуб и отрубить голову Змея, побеждают не грубой силой, а сообразительностью и смекалкой. Умом может победить и трусливый Заяц, и маленький мальчик Жихарка.
В сложной ситуации нужно заручиться помощью. В волшебных сказках главный герой для решения непосильной задачи находит помощников. Каким бы славным и умным он ни был, а справиться в одиночку сложно
Важно уметь находить друзей, помогать друг другу.
Скрытый смысл
Не все, но многие русские народные сказки помимо поучительного имеют другой, более глубокий смысл. Дети не могут его осознать, однако он откладывается на подсознании.
Сказочные образы, персонажи, названия, имена неслучайны. Сродни матрешке, глубокий смысл прячется под уровнями более простых смысловых наслоений. Вместе они представляют окно в мир основ жизни и устройства мироздания.
Для примера разберем скрытый смысл русских сказок, которые известны всем:
- «Репка». Репку сажает дед – самый мудрый член семьи. Оттого она вырастает такая большая. Тянут ее вместе, иначе будут без урожая. Бабка – хранительница очага, внучка – продолжение семейства, Жучка – охрана, кошка – уют. Мышка, хоть и маленькая, тоже вносит свою лепту. Вся семья старается ради общего дела.
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Брат и сестра не могут быть счастливы по отдельности, когда другой несчастен. В сказке скрыт смысл жертвенности ради сохранения родного человека – народная мудрость о семейном счастье.
- «Курочка Ряба». Эта сказка, пожалуй, самая неоднозначная в русском фольклоре. Многие пытаются разгадать ее скрытый смысл. Существует десятки разных версий. Одна из них заключается в том, что золотое яйцо – символ солнца, простое яйцо – луны, а мышь – вечера. Таким образом дед и баба пытаются скоротать день, а когда солнце заходит, сокрушаются. Но на смену солнцу на небе восходит луна.
Литературные сказки
Литературные сказки перенимают опыт других жанров, которыми увлечен автор. Они принимают форму романов или драм, а также включают в себя элементы поэзии. В них может содержаться настоящий драматизм или эпичность, а также лиризм.
В литературных сказах могут быть переплетены разные элементы сказов про животных или волшебство, про бытовую жизнь или приключения. Они могут содержать в себе элементы детективов и науки, а также быть похожими на фантастику или пародию. Сказка появляется из народного творчества. Она может быть основана на легенде или саге, за ее основу может быть взята даже детская песенка или небольшая пословица.
В.Я. Пропп писал, что сказки универсальны по своей природе. Любой жанр литературного творчества переживает эпоху расцвета и падения. А вот сказки бессмертны. Их могут понимать абсолютно все люди. Сказка легко преодолевает языковые границы, передается из одной народности в другую и хранятся в живом виде на протяжении тысячелетий.
Это связано с тем, что сказка включает в себя вечные и неувядаемые человеческие ценности. Сказка красива сама по себе. Основанная на вымысле, она между тем правдива и глубока. Она задушевная и веселая. В ней содержится остроумие и жизнелюбие. В сказке тесно переплетены детская наивность и взрослая мудрость. Сказки позволяют ребенку приобрести трезвый взгляд на жизнь.
Герои русских народных сказок
Главный герой в русской народной сказке обычно сочетал в себе благородные человеческие качества: такие как мужество, честность, бесстрашие, милосердие и добропорядочность. Иван-Царевич, богатыри, крестьянский сын Иван – дурак, Емеля, все они проходили испытания и невзгоды, и в конце Русской народной сказки побеждали злые силы. Нередко, положительного героя сопровождали помощники, серый волк, символизирующий ум и хитрость, или конь, олицетворяющий собой преданность и верность.
Женские образы, которые встречаются в сказках, также обладали добротой, светлым умом, мудростью и нежностью. Василиса Премудрая, Елена прекрасная, Марья — Царевна, Снегурочка были наделены не только очень красивой внешностью, но и чистой душой.
Положительным героям Русские народной сказки, как правило, противостояли темные силы, загадочные и коварные персонажи. Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник — самые популярные сказочные злодеи, которые приносили людям вред, умели колдовать и выражали собой представление народа о жестокости и алчности.
Героями русских народных сказок часто выступали звери и птицы, которые жили и действовали как люди. В каждой сказочной истории с животными иносказательно описаны человеческие типажи, с их разными характерами и пороками. Эти сказочные персонажи многочисленны — медведь, волк, заяц, коза, петух, курица, кот, свинья, журавль и цапля, и, конечно же, хитрая лиса, которая встречалась в русских сказкахчаще всех остальных.
Как появились сказки?
Как прозаический жанр сказка выделилась из мифа. Она унаследовала мифологическую героику, тягу к описанию необъяснимых явлений посредством художественных образов, повествовательность.
Миф занимала космогония (то есть сотворение и устройство мира, отношения перволюдей (титанов), смена исторических эпох). Сказочные истории с течением времени стали вбирать в себя более простые сюжеты.
Сначала зародилась фольклорная сказка. Этот древний жанр долгое время не имел отдельного обозначения, воспринимаясь как «песнь», «баснь». В латинском языке истории с захватывающим сюжетом получили определение «фаблио».
Только к середине XV века на Руси зафиксировано слово «сказка», также образованное от глагола говорения. Именование жанра указывает на традицию устной передачи сказочных сюжетов. Русский народ бережно хранит их в образно-поэтической памяти.
Литературная сказка, появившаяся в нашей стране двумя столетиями позже, не вытеснила, а дополнила и преобразила фольклорную.
Виды сказок. Сюжет и язык сказок
Замечание 1
Под сказкой мы понимаем и нравоучительные рассказы о животных, и волшебные сказки, полные чудес, и сатирические анекдоты, и авантюрные повести.
Каждый из перечисленных видов устной народной прозы обладает своими отличительными особенностями – своим содержанием, тематикой, языком, системой образов и т.д. Сказки различаются не только тематически, но и все характером своих образов, художественными приемами, особенностями композиции и всем своим стилем.
Характерный признак сказки – поэтический вымысел, а фантастичность – обязательный элемент сказки. Наиболее ярко проявляется это в волшебных сказках. Еще одной особенностью сказки является то, что она не претендует на достоверность. Часто действе в сказке переносится в неопределенное место, «тридевятое царство, тридесятое государство». И это подчеркивается фантастическими предметами, упоминающимися в сказках– шапкой-невидимкой, ковром-самолетом, скатертью-самобранкой, сапогами-скороходами и т.д. Читатель, слушатель переносится в сказочный мир, живущий по собственным законам. Здесь изображаются не только фантастические предметы и лица, но и явления реальной действительности.
Замечание 2
Сказка является результатом коллективного творчества народа, который пронес ее через столетия.
В сказках каждого народа отражается действительность, на основании которой они существовали. В сказках разных народов мира отражаются общие сюжеты, темы, образы, композиционные и стилистические приемы. Для всех сказок характерной является общая демократическая направленность. В них находят выражение народные надежды, стремление к счастью, любовь к родине, борьба за справедливость и за правду. Этим объясняется тот факт, что в сказках народов мира много общего. При этом каждый народ создает собственный своеобразный, неповторимый сказочный эпос.
Русские сказки делятся на следующие виды:
- Сказки о животных;
- Бытовые сказки;
- Волшебные сказки.
Сюжет – это основной признак сказки, где противопоставляется действительность и мечта. В сказках персонажи контрастно противоположны. Они выражают прекрасное и безобразное (добро и зло). Но в любой сказке всегда побеждает добро.