Богатырей ищете на Севере
Северный фольклор открыт относительно недавно. В 1859 году вчерашний студент Павел Рыбников был сослан в Олонецкую губернию за близость к революционным кружкам и зачислен в губернскую канцелярию. Служебные обязанности не мешали Рыбникову путешествовать, записывая былины, сказы, причитания. Только в мае — июне 1860 года он нашел и зафиксировал 80 былин.
Вообще, открытие северного фольклора можно сравнить с открытием берестяных грамот в XX веке (а ведь это грандиозное открытие на стыке истории и филологии — благодаря ему стала гораздо понятнее обыденная жизнь русского народа в XI–XIII веках, выяснилось, что грамотность была достаточно широко распространена, что существовала не только церковная, но и светская письменная культура). Северный фольклор — столь же масштабное явление. По сути, это своеобразная машина времени, переносящая нас в жизнь наших далеких предков, раскрывающая их надежды, страхи, отношения, быт. Между прочим, именно северный фольклор сохранил былины «Киевского цикла». Под Киевом бандуристы про богатырей и князя Владимира давно уже не пели, а в Каргополе — сказывали.
Александр Гильфёрдинг
По следам первопроходца отправился славяновед Александр Гильфёрдинг. Он так был поражен находкой Рыбникова, что поначалу заподозрил мистификацию, лично поехал проверять — и оказалось, все правда. Он подтвердил источники Рыбникова и обнаружил еще больше песен и сказов.
С тех пор этнографы отправлялись на Север, как археологи — на сезонные раскопки. С каждым десятилетием они забирались дальше и дальше — на Терский берег, на берега Пинеги. Иногда сами северные сказители приезжали к слушателям. Один из них, Василий Щеголёнок, около месяца гостил в Ясной Поляне у Льва Толстого и подарил писателю несколько сюжетов.
Однако фольклор и литература оставались разными жанрами. Сказители пели былины и сказы, не меняя старинных текстов, Толстой использовал сюжеты для своих книг, подстраивая под свое мировоззрение.
В 1915 году первая русская женщина-химик и фольклорист Ольга Озаровская во время экспедиции на Север открыла одну из самых талантливых сказительниц — Марию Кривополенову. Уже в том же году Кривополенова выступала в Политехническом институте в Москве.
Государственная бабушка
Мария Кривополенова впервые оказалась в Москве в возрасте 68 лет. Ее выступлениями восхищался Борис Пастернак, портрет Марии Дмитриевны стал прообразом «Вещей старушки» Сергея Конёнкова. После революции Кривополеновой назначили пенсию и академический паек. Луначарский называл ее «государственной бабушкой», а она связала наркому рукавички.
Очерк, посвященный ее выступлениям в газете «Архангельск», назывался «Уходящая красота». Это была первая публикация Бориса Шергина — писателя, которому предстояло объединить фольклор и литературу.
2
Еще песни Ворон сказка:
Детская аудиокнига – Вьетнамская сказка — Ворон и павлин
07:50
Роберт Чумак, Иван Воронов, Матвей Нейман, Галина Суворова, Татьяна Струкова Юльен Балмусов, Инструментальный ансамбль п/у Константина Кримца – Лоскутное одеяло (Армянская народная сказка)
18:09
Д.О.Кленин, И.Суханова, Е.Н.Ипатий, Н.И.Тимофеев – Сказка «Ворон»
28:07
Белый ворон – Сказка на ночь
03:29
Николай Степанов – Почему Ворон одет в чёрное — чукотская сказка
03:24
О.Шорохова, Д.Курта, К.Пономарева – Сказка «Ворона»
03:41
О.Шорохова, Д.Курта, К.Пономарева – Сказка «Ворона»
03:41
из мф Пластилиновая ворона – Простая сказка
04:57
м/ф «Пластилиновая ворона» – а может быть ворона
08:55
Детские сказки — Басни Крылова – Ворона и лисица
02:13
Вороново Крыло – Северная сказка («Чёрный Ворон — Белый Ворон» (2012))
07:43
Музыка из м/ф «Пластилиновая ворона» – Простая сказка (сл. Э.Успенский, муз Г.Гладков)
04:29
Вороново Крыло — Чёрный ворон — Белый ворон (2012) – 03.Страшная сказка
05:25
(МБ) Исп. Иван Воронов, М. Нейман, Г. Суворова, Т. Струкова, Юльен Балмусов – Армянская сказка — Лоскутное одеяло
18:09
Пластилиновая ворона – Одну простую сказку
04:29
Украинская сказка – Ворона и рак
01:42
Сказки – Сорока-Ворона Кашку Варила
01:09
ТЫ КАК ОНИ, я же как ВОРОНА… – Тикают так, как вулканы поют, реки стоят воду больше не пьют, ТЫ КАК ОНИ, я же как ВОРОНА..Стёкла не бью, потому-что их нет…сказка о том, где был солнечный свет… я же пою, где поёт ВОРОНА…
03:46
Лесная сказка – Тема вороны
02:19
Piligrims_fire_show – Сказка о Соколе и Вороне
18:56
Г. Гладков, Э. Успенский – Простая сказка (А, может быть, ворона)
04:57
Вороново Крыло – Страшная сказка («Чёрный Ворон — Белый Ворон» (2012))
05:25
Оригинал)) – Ворона в гостях у сказки
02:10
Про ёжика и медвежонка – Ворон (сказка С. Козлова)
04:22
Черные Сказки – Ворон
05:12
Керекская народная сказка – Лиса и ворон
06:30
Сказка – Черный ворон — символ наш!
03:17
Хелависа – Король-Ворон (Французская сказка)
06:52
Музыка из м/ф «Пластилиновая ворона» – Одну простую сказку, а может и не сказку
04:26
Пластилиновая ворона – Простая сказка
04:25
Сказка – Ворон
03:01
СКАЗКИ – Ворона и Лисица
02:13
Мультфильм «Пластилинова ворона» – Сказка
04:29
чукотская сказка – ворон кутха
02:43
Кавказская сказка – Ворона и лиса
04:07
Георгий Пицхелаури и Братья Жемчужные – Вор и ворон (Сказка)
01:43
Сказка Маси – Отчего ворон чёрный
02:08
Гора Самоцветов – Корякская сказка -Ворон
04:21
Сказка – 43_Ворон
03:27
Русская народная сказка – Вороны
23:17
Ирина Рогалёва – Сказка про котёнка Уголька, беглого хомяка и ворону Матрёну
22:20
Сказка – Про ворону
04:29
Сказки про Ёжика и Медвежонка (читают Александр Лавров и дочка Маша) – «Ворон»
03:01
Сказка – Ворон
04:34
Детские сказки. Братья Гримм – Семь воронов
07:13
Steza – Ворон (сказка или быль)
04:33
Ирина Рогалёва – Сказка про котенка Уголька, беглого Хомяка и ворону Матрену
22:28
Вьетнамская сказка – Ворон и павлин (чит. Н.Литвинов, И.Сомов и А.Очеретянский)
06:07
ГОРА САМОЦВЕТОВ – Эскимосская сказка Ворон-обманщик
06:14
Неизвестен – сказка про ворону
04:24
Музыка по алфавиту:
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Z
- 0-9
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ё
- Ж
- З
- И
- Й
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Ы
- Э
- Ю
- Я
Собирай по ягодке — наберешь кузовок
У Вани была бабушка – добрая, приветливая. С малышами говорила весело, каждого утешит и рассмешит. Со стариками беседовала рассудительно. Приветливая улыбка всегда была на ее лице. Старики говорили: «Хоть какая беда, а эта старуха ладно сдумает, тихонько скажет». Один старичок как-то сказал Ване:– Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена.– Моя бабушка и рисовать умеет, – сказал Ваня.– Это особое дело. У твоей бабки есть звание «мастер малярного дела». Она и штукатурное и малярное дело умеет, и краску всякую знает, и древесную породу понимает. В клубе художники с ней советовались, какую краску на чем разводить, чтобы прочно было и красовито.Вот как-то раз Ваня допытывался:– Бабушка, о чем ты разговаривала с Митей-паркетчиком? Ты кивала головой и говорила: «Верно, работа любит не молодца, а незалежливого». Ты еще сказала: «Глаза страшатся, руки делают». О чем тебе рассказывал Митя?– Митя рассказывал о своей работе. Очень любопытно.Митя – художник. Но работает не краской, не кистями. Он украшает деревянным узором шкатулки, столы, шкафы.Под рукой у Мити тоненькие дощечки из дерева разных пород. Тут красное дерево, черный дуб, коричное дерево. У каждого дерева свой цвет.Распилены эти дощечки на квадратики, шашечки, кружочки. И Митя выклеивает этими шашечками узор на шкатулке или на шкапчике. Эти деревянные листочки присаживает один к другому на клею.Иногда узор простой: полоски идут сверху вниз, но у Мити выходило красовито и нарядно. Дорожка черная, коричневая, потом дорожка черная, потом красная, белая.Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной.Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу – верхнюю доску стола – и сказал:– Это заказ от академии. Сроку дано две недели.Митя с жаром принялся за дело. Обдумал рисунок и в один день закончил верхний угол и сам пришел в восторг от своей работы.Целую неделю Митя радовался, что ему доверена такая важная работа. Утром проснется рано и до полдня валяется в постели. В воображении своем видит работу законченной, любуется ею, всплескивает руками от радости: одеваясь, танцует и поет. На минуту присядет к столу, подберет нужные дощечки, но радость подмывает его. Бежит на улицу, встречает приятелей: – Подумайте, ребята, моим художеством будут любоваться профессора и академики.Вечером побежит в кино.За неделю работа не подвинулась ни на полмизинца. В субботу вечером Митя вдруг устал веселиться. Снял газету, которою была прикрыта доска, и смутился, и испугался. Прекрасно сделанный узор одиноко красовался, как цветок на фоне голой земли.Митя всплеснул ладонями:– Что я наделал! Сроку осталась одна неделя. Я не успею ничего…Часом позже мастер, проходя двором, увидел, что на крылечке сидит Митя.– Митька, ты плачешь?– Мастер, я обманул ваше доверие.– Иди покажи мне твою работу.Зашли в Митину комнату. Взглянув на столешницу, мастер сказал:– То, что ты сделал, сделано отменно и прекрасно.– Мастер, милый, какие же участки надо отхватывать мне каждый день, чтобы поспеть к сроку? Работа будет тяп-ляп, а я привык красовито и тщательно.– Слушай меня, Митя. Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь. Ни меньше ни больше. И дело будет подвигаться, и отделку будешь производить не спеша, в твоем вкусе.Митя прилежно, как ученик, начал выполнять урок, данный мастером.Митя сначала не верил, что при такой малой норме успеет кончить работу в срок. Пригоняет пластинки одну к другой тщательно -комар носа не подточит. Но окинет глазами, сколько еще пустого места остается, и испугается. Однако глаза страшатся, а руки делают.А руки у Мити были золотые.Тихо подвигалась ладонь по доске, и вслед за движением художной руки доска превращалась в цветущий сад.За сутки раньше срока Митя закончил работу. Пригладил утюгом и вылощил волчьим зубом .Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю…Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
Не любо — не слушай…
Про наш Архангельской край столько всякой неправды да напраслины говорят, что я придумал сказать все как есть у нас.
Всю сушшую правду. Что ни скажу, все — правда.
Кругом все свои — земляки, соврать не дадут.
К примеру, Двина — в узком месте тридцать пять верст, а в широком — шире моря. А ездим по ней на льдинах вечных. У нас и леденики есть. Таки люди, которы ледяным промыслом живут. Льдины с моря гонят да давают в прокат, кому желательно.
Запасливы стары старухи в вечных льдинах проруби делали. Сколь годов держится прорубь!
Весной, чтобы занапрасно льдина с прорубью не таяла, ее на погребицу затаскивали — квас, пиво студили.
В стары годы девкам в придано давали перьвым делом — вечну льдину, вторым делом — лисью шубу, чтобы было на чем да в чем за реку в гости ездить…..
В сказках рыба сама потрошилась, солилась и прыгала в пирог, а медовые пряники маршировали в Уйму и требовали, чтобы их съели. В реальности Писахов жил без постоянных заработков — учительский диплом ему выдали лишь в 1936 году. В 1939 году Писахов получил подарок на 60-летие — был принят в Союз писателей СССР. Его председатель, Фадеев, читал книгу вслух и не мог сдержать смех. А публикаций почти не было.
Очень рано, еще с 20-х годов, Писахов сам стал живой легендой или сказкой Архангельска, а также городской достопримечательностью. Он так мистифицировал окружающих, что биографам пришлось потрудиться, уточняя и день, и год его рождения.
В разговорах Степан Писахов всегда придумывал себе новый возраст. Когда его поздравляли с 80-летием, называл это «совершеннолетием», обещал дожить до 2000 года и даже написал об этом сказку. Но ушел из жизни в 1960 году.
В Архангельске Писахов жил в семейном доме, хоть и «уплотненном» после революции. В 1984 году старинный деревянный дом пошел под снос. Но на пешеходной улице Чумбарова-Лучинского, бывшем Среднем проспекте, на углу с улицей Поморской, стоит бронзовый Писахов. В руках — авоська с треской, для кошек, на шляпе сидит чайка, разумеется, в антивандальном исполнении. Сам писатель протягивает руку прохожим, чтобы поздороваться и рассказать новую сказку.
https://youtube.com/watch?v=qI6CC3u3IjQ