Иван крылов 📜 старик и трое молодых (басня)

Читаем басни крылова - самые интересные и любимые всеми

Содержание:

Басни. Книга первая

1. Ворона и Лисица

2. Дуб и Трость

3. Музыканты

4. Ворона и Курица

5. Ларчик

6. Лягушка и Вол

7. Разборчивая Невеста

8. Парнас

9. Оракул

10. Роща и Огонь

11. Чиж и еж

12. Волк и Ягненок

13. Обезьяны

14. Синица

15. Осел (Когда вселенную Юпитер населял…)

16. Мартышка и Очки

17. Два Голубя

18. Червонец

19. Троеженец

20. Безбожник

21. Орел и Куры

Басни. Книга вторая

1. Лягушки, просящие Царя

2. Лев и Барс

3. Вельможа и Философ

4. Мор зверей

5. Собачья дружба

6. Раздел

7. Бочка

8. Волк на псарне

9. Ручей

10. Лисица и Сурок

11. Прохожие и Собаки

12. Стрекоза и Муравей

13. Лжец

14. Орел и Пчела

15. Заяц на ловле

16. Щука и Кот

17. Волк и Кукушка

18. Петух и Жемчужное зерно

19. Крестьянин и Работник

20. Обоз

21. Вороненок

22. Слон на воеводстве

23. Осел и Соловей

Басни. Книга третья

1. Откупщик и Сапожник

2. Крестьянин в беде

3. Хозяин и Мыши

4. Слон и Моська

5. Волк и Волчонок

6. Обезьяна

7. Мешок

8. Кот и Повар

9. Лев и Комар

10. Огородник и Философ

11. Крестьянин и Лисица (Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть…)

12. Воспитание Льва

13. Старик и трое Молодых

14. Дерево

15. Гуси

16. Свинья

17. Муха и Дорожные

18. Орел и Паук

19. Лань и Дервиш

20. Собака

21. Орел и Крот

Басни. Книга четвертая

1. Квартет

2. Листы и Корни

3. Волк и Лисица

4. Бумажный Змей

5. Лебедь, Щука и Рак

6. Скворец

7. Пруд и Река

8. Тришкин кафтан

9. Механик

10. Пожар и Алмаз

11. Пустынник и Медведь

12. Цветы

13. Крестьянин и Змея (Змея к Крестьянину пришла проситься в дом…)

14. Крестьянин и Разбойник

15. Любопытный

16. Лев на ловле

17. Крестьяне и Река

18. Добрая Лисица

19. Мирская сходка

Басни. Книга пятая

1. Демьянова уха

2. Мышь и Крыса

3. Чиж и Голубь

4. Водолазы

5. Госпожа и две Служанки

6. Камень и Червяк

7. Медведь у Пчел

8. Зеркало и Обезьяна

9. Комар и Пастух

10. Крестьянин и Смерть

11. Рыцарь

12. Тень и Человек

13. Крестьянин и Топор

14. Лев и Волк

15. Собака, Человек, Кошка и Сокол

16. Подагра и Паук

17. Лев и Лисица

18. Хмель

19. Слон в случае

20. Туча

21. Клеветник и Змея

22. Фортуна и Нищий

23. Лягушка и Юпитер

24. Лиса-строитель

25. Напраслина

26. Фортуна в гостях

Басни. Книга шестая

1. Волк и Пастухи

2. Кукушка и Горлинка

3. Гребень

4. Скупой и Курица

5. Две Бочки

6. Алкид

7. Апеллес и Осленок

8. Охотник

9. Мальчик и Змея

10. Пловец и Море

11. Осел и Мужик

12. Волк и Журавль

13. Пчела и Мухи

14. Муравей

15. Пастух и Море

16. Крестьянин и Змея (К Крестьянину вползла Змея…)

17. Лисица и Виноград

18. Овцы и Собаки

19. Медведь в сетях

20. Колос

21. Мальчик и Червяк

22. Похороны

23. Трудолюбивый Медведь

24. Сочинитель и разбойник

25. Ягненок

Басни. Книга седьмая

1. Совет Мышей

2. Мельник

3. Булыжник и Алмаз

4. Мот и Ласточка

5. Плотичка

6. Крестьянин и Змея (Когда почтен быть хочешь у людей…)

7. Свинья под Дубом

8. Паук и Пчела

9. Лисица и Осел

10. Муха и Пчела

11. Змея и Овца

12. Котел и Горшок

13. Дикие Козы

14. Соловьи

15. Голик

16. Крестьянин и Овца

17. Скупой

18. Богач и поэт

19. Волк и Мышонок

20. Два Мужика

21. Котенок и Скворец

22. Две Собаки

23. Кошка и Соловей

24. Рыбья пляска

25. Прихожанин

26. Ворона

27. Пестрые Овцы

Басни. Книга восьмая

1. Лев состаревшийся

2. Лев, Серна и Лиса

3. Крестьянин и лошадь

4. Белка (У Льва служила Белка…)

5. Щука

6. Кукушка и Орел

7. Бритва

8. Сокол и Червяк

9. Бедный Богач

10. Булат

11. Купец

12. Пушки и Паруса

13. Осел (Был у Крестьянина Осел…)

14. Мирон

15. Крестьянин и Лисица (Лиса Крестьянину однажды говорила…)

16. Собака и Лошадь

17. Филин и Осел

18. Змея

19. Волк и Кот

20. Лещи

21. Водопад и Ручей

22. Лев

23. Три мужика

Басни. Книга девятая

1. Пастух

2. Белка (В деревне, в праздник, под окном…)

3. Мыши

4. Лиса

5. Волки и Овцы

6. Крестьянин и Собака

7. Два Мальчика

8. Разбойник и Извозчик

9. Лев и Мышь

10. Кукушка и Петух

11. Вельможа

Басни, не вошедшие в девять книг

1. Стыдливый Игрок

2. Судьба Игроков

3. Павлин и Соловей

4. Лев и Человек

5. Пир

6. Подсвечник и Огарок

7. Два извозчика

8. Паук и Гром

9. Осел и Заяц

10. Комар и Волк

Собака, человек, кошка и сокол

Собака, Человек, да Кошка, да Сокол
Друг другу поклялись однажды в дружбе вечной,
Нелестной, искренней, чистосердечной.
У них был общий дом, едва ль не общий стол;
Клялись делить они и радость, и заботу,
Друг другу помогать,
Друг за друга стоять,
И, если надо, друг за друга умирать.
Вот как-то вместе все, отправясь на охоту,
Мои друзья
Далеко от дому отбились,
Умаялися, утомились
И отдохнуть пристали у ручья.
Тут задремали все, кто лежа, кто и сидя,
Как вдруг из лесу шасть
На них медведь, разинув пасть.
Беду такую видя,
Сокол на воздух, Кошка в лес,
И Человек тут с жизнью бы простился;
Но верный Пес
Со зверем злым барахтаться схватился,
В него вцепился.
И, как медведь его жестоко ни ломал,
Как ни ревел от боли и от злости,
Пес, прохватя его до кости,
Повис на нем и зуб не разжимал,
Доколе с жизнию всех сил не потерял.
А Человек? К стыду из нас не всякой
Сравнится в верности с собакой!
Пока медведь был занят дракой,
Он, подхватя ружье свое с собой,
Пустился без-души домой.
На языке легка и ласка, и услуга;
Но в нужде лишь узнать прямого можно друга.
Как редки таковы друзья!
И то сказать, как часто видел я,
Что так, как в басне сей был верный Пес оставлен,
Так тот,
Кто из хлопот
Был другом выручен, избавлен,
Его же покидал в беде,
Его же и ругал везде.

Ларчик

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться.
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату Механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В Механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.

Автор книги: Иван Крылов

сообщить о нарушении

Иван Андреевич Крылов198 басен дедушки Крылова

И. А. Крылов

Портрет работы Р. Волкова. 1812

Вострышев М.И., состав, комментарии, 2020

ООО «Агентство Алгоритм», худож. оформ., дизайн, 2020

Иван Андреевич Крылов и его басни

Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении, еще не вполне осознанный, но бесконечно близкий и родной, чем-то напоминающий рождественского Деда Мороза. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми художественными впечатлениями детства. В ту пору мы даже не задумываемся над тем – кто он? – писатель ли, драматург, баснописец… Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, рассуждениями. В своем просторном халате, а может быть, в причудливой мантии, в окружении своих удивительных героев Крылов невольно смыкается с волшебным миром народной сказки, столь богатой самыми «необыкновенными» превращениями.

И.А. Крылов (1769–1844) родился в Москве, в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Мать ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить «подканцеляристом» в одном из казенных учреждений. Рано познакомился он с судейским произволом, крючкотворством, ябедой, взяточничеством, и вся эта затхлая и унизительная атмосфера человеческого бесправия, безусловно, произвела на мальчика громадное впечатление, которое в дальнейшем послужило основой для всего его сатирического творчества.

Жизнь Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Уже в юности Крылов написал несколько комедий для театра, но ни одна из них не была исполнена на сцене. Вскоре он начинает сотрудничать в журналах «Лекарство от скуки и забот» и «Утренние часы», и там в 1788 году публикует первые свои басни. На следующий год он уже сам издает сатирический журнал «Почта духов», где в выдуманной им переписке волшебников, фантастических духов – гномов, сильфов, ондинов, невидимо живущих среди людей, – появляются сатирические образы екатерининской эпохи: пышные вельможи, живоглоты-чиновники и судьи-крючкотворы. Но сатирический журнал «Зритель», в котором писатель особенно смело обличал самодержавный и помещичий произвол («Каиб», «Похвальная речь в память моему дедушке»), вскоре закрывается императрицей; комедии, за малым исключением, не видят света театральной рампы. И как любимейший род сатирического оружия, им избирается басня. Начиная с 1805 года, Крылов входит в большую литературу как создатель русской классической басни.

Скворец

У всякого талант есть свой:
Но часто, на успех прельщаяся чужой,
Хватается за то иной,
В чем он совсем не годен.
А мой совет такой:
Берись за то, к чему ты сроден,
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.
Какой-то смолоду Скворец
Так петь щегленком научился,
Как будто бы щегленком сам родился.
Игривым голоском весь лес он веселил,
И всякий Скворушку хвалил.
Иной бы был такой доволен частью;
Но Скворушка услышь, что хвалят соловья,—
А Скворушка завистлив был, к несчастью,—
И думает: «Постойте же, друзья,
Спою не хуже я
И соловьиным ладом».
И подлинно запел;
Да только лишь совсем особым складом:
То он пищал, то он хрипел,
То верещал козлёнком,
То не путем
Мяукал он котёнком;
И, словом, разогнал всех птиц своим пеньём.
Мой милый Скворушка, ну, что? за прибыль в том?
Пой лучше хорошо щегленком,
Чем дурно соловьем.

Белка

В деревне, в праздник, под окном
Помещичьих хором,
Народ толпился.
На Белку в колесе зевал он и дивился.
Вблизи с березы ей дивился тоже Дрозд:
Так бегала она, что лапки лишь мелькали
И раздувался пышный хвост.
«Землячка старая,— спросил тут Дрозд,— нельзя ли
Сказать, что делаешь ты здесь?» —
«Ох, милый друг! тружусь день весь:
Я по делам гонцом у барина большого;
Ну, некогда ни пить, ни есть,
Ни даже духу перевесть».—
И Белка в колесе бежать пустилась снова.
«Да,— улетая, Дрозд сказал, — то ясно мне,
Что ты бежишь, а всё на том же ты окне». Читайте еще: Русалочка сказка.

Посмотришь на дельца иного:
Хлопочет, мечется, ему дивятся все:
Он, кажется, из кожи рвется,
Да только все вперед не подается,
Как Белка в колесе.

Тришкин кафтан

У Тришки на локтях кафтан продрался.
Что долго думать тут? Он за иглу принялся:
По четверти обрезал рукавов —
И локти заплатил. Кафтан опять готов;
Лишь на четверть голее руки стали.
Да что? до этого печали?
Однако же смеется Тришке всяк,
А Тришка говорит: «Так я же не дурак,
И ту беду поправлю:
Длиннее прежнего я рукава наставлю».
О, Тришка малый не простой!
Обрезал фалды он и полы,
Наставил рукава, и весел Тришка мой,
Хоть носит он кафтан такой,
Которого длиннее и камзолы.
Таким же образом, видал я, иногда
Иные господа,
Запутавши дела, их поправляют,
Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.

Стрекоза и муравей

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».—
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое всё пела».—
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Мораль басни Старик и трое молодых и ее анализ Крылов И. А. –

Басня «Старик и трое молодых» относится к 1805 году. И в ней «смиренно» говорит Старик, отвечая на дерзость молодых:

«Издетства я к трудам привык».

Заметим, что трое молодых, посмеявшихся над Стариком, сажающим деревце, не просто молодежь.

«Один из них в торги пошел на кораблях», «другой в чужих землях» предавался «порока власти», жил в роскоши и неге; о третьем поэт ничего не говорит, но, видимо, он тоже не нарушал единства картины, социально значимой и определенной.

Все они — из семейства Листов, что глумятся над «смиренным» трудом Корней (Крылов, “Листы и Корни”). Их корыстным расчетам не дано понять, что есть «общая польза», за которую ратует и от имени которой выступает поэт, далеко опередивший свое время.

Обратите внимание

Всматриваясь в Старика, полагаю, мы обязаны фиксировать свое внимание на том, что перед нами не бессребреник, который, как положено в плохих романах, трудится не для себя, а только для других и для которого «чужие» интересы выше личных. Крылов, думается, мудрее

Его герой трудится и для себя (иначе бы он умер с голода), но не только для себя одного. Отсюда — переплетенность общественного и личного. Отсюда проистекает возможность «общественному интересу» стать личной человеческой страстью. Трудовая психология крыловского Старика проста и естественна.

Поступаете в 2019 году?

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Она возникла в практике миллионов. Потому-то она так живуча. Потому-то так дорого приходилось расплачиваться за нарушение «правил» народной мудрости. Особенно в области организации труда, как мы сказали бы сейчас.

Крылов создает целый кодекс общественной нравственности, доблести, чести, морали и долга, в основе которого лежит труд как абсолютное мерило достоинства человека. Труд не требует особых наград и величания. Это верно лишь в том смысле, что он сам, по Крылову, награда и величие. Он выводит из безвестности в известность, он создает прочную славу, делает знатным.

Проблема славы, знатности была в ту пору важной общественной проблемой. На ней, на знатности, основывались права

Не случайно Пушкин был очень чувствителен и ревнив в этих вопросах.

Он защищал демократический принцип знатности, основой которого был труд.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) – начать подготовку

Опубликовал(а): katerina510

Осёл и Соловей

Осёл увидел СоловьяИ говорит ему: «Послушай-ка, дружище!Ты, сказывают, петь великий мастерище.Хотел бы очень яСам посудить, твоё услышав пенье,Велико ль подлинно твоё уменье?»

Тут Соловей являть своё искусство стал:Защёлкал, засвисталНа тысячу ладов, тянул, переливался;То нежно он ослабевалИ томной вдалеке свирелью отдавался,То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.Внимало всё тогда любимцу и певцу Авроры:*Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовалсяИ только иногда,Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:«Изрядно,— говорит,— сказать неложно,Тебя без скуки слушать можно;А жаль, что незнаком ты с нашим петухом;Ещё б ты боле навострился,Когда бы у него немножко поучился».

Услыша суд такой,- мой бедный СоловейВспорхнул и — полетел за тридевять полей.

***Избави, Бог, и нас от этаких судей.

Свинья под дубом

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит»,
Ей с Дубу ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».-
«Пусть сохнет», говорит Свинья:
«Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».-
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Квартет

Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
“Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. –
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!”
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
“Постойте ж, я сыскал секрет?-
Кричит Осел,- мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем”.
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
“Пожалуй,- говорят,- возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!” –
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей,-
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь”.

А вы хорошо знаете биографию Крылова?

  1. /9

    Вопрос 1 из 9

В.А. Жуковский однажды назвал Ивана Андреевича Крылова “Сокровищем отечества”. Великий русский баснописец, нещадно бичующий пороки общества, любил прохаживаться по сильным мира сего. Тот, кто хочет узнать, что он думал о госслужащих, должен вдумчиво читать басню “Квартет” Крылова Ивана Андреевича. Она была создана в 1811 г. “Русские басни” напечатали ее в этом же году. Многие исследователи творчества Крылова полагают, что в ней он высмеял Государственный совет. Годом ранее, в январе, это учреждение было разделено на четыре департамента. Во главе каждого из них находились дворяне. Завадовский отвечал за законы, Лопухин – за духовные и гражданские дела, Мордвинов – за государственную экономию, а граф Аракчеев – за военные вопросы. Каждый из них плохо представлял себе, чем ему предстоит заниматься. Есть другая версия создания басни. По мнению литературоведов, произведение было написано на новое литературное общество, состоявшее из четырех департаментов. Вынужденный присутствовать на всех заседаниях, Крылов скучал. Настоящих талантов в литературном обществе не наблюдалось.

Текст басни Крылова “Квартет”, которую проходят на уроке литературы в 5 классе, можно назвать остро-сатирическим. Автор, оставаясь верным журналистским принципам, касался в своем творчестве только злободневных тем. Главными героями басни являются Мартышка, Осел, Козел, “да косолапый Мишка”. Решив стать музыкантами, звери создают квартет. Но как бы они ни садились, у них не получается создать ничего путного. Герои, считающие себя настоящими профессионалами и талантами, удивляются своему неуспеху. И только прилетевший на шум Соловей указывает на корень проблемы.

Крылов уверен, что оказавшийся не на своем месте дилетант способен в лучшем случае насмешить публику. “Запляшут лес и горы” только в случае кропотливого профессионального труда. Скачать басню полностью или учить ее онлайн можно на нашем сайте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: