Басня «ворона и лисица»

Крылов басни для детей: 28 лучших

Пересказ басни «Квартет» Крылова

Собрались как-то четверо друзей: Обезьянка, Козел, Осел, и Медведь, сыграть на музыкальных инструментах. Затеяли они сыграть Квартет, хоть таланта такого не имели.

Они взяли инструменты, достали ноты и принялись играть. Сидели музыканты на лугу. Ударили они и в скрипки, и в альты, и в баса, но толку нет. Мартышка подумала, что они не так сидят, поэтому музыка не получается. Она принялась всех рассаживать по определенным местам, и сама пересела.

Разместились звери, и опять смычками заиграли. Но удивительно, у них ничего не вышло, результат тот же. Теперь сказал, Осел, что надо рядышком всем сесть. Сели звери дружно в ряд, а Квартет опять не ладится. Начали друзья спорить, что, да как им делать и сидеть. Поднялся шум, гам, и на эту суматоху прилетел Соловей.

Обратились музыканты к сладкозвучной птице, чтобы он их рассадил правильно, а то Квартет не получается, хотя все инструменты, и ноты, имеются. Соловей ответил друзьям, что если нет ни слуха, ни голоса, рассаживай, не рассаживай – музыки не получится.

Басня учит нас заниматься своим делом, к которому есть талант и призвание. Обычно самоуверенные люди хватаются за все и сразу, даже если не способны это сделать. Ничего хорошего из этого не получается. Если твоя работа тебе по душе, и ты знаешь, как ее выполнить, это дело будет ждать успех.

https://youtube.com/watch?v=mFWOHQpYhjk

Любопытный

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» — «В кунсткамере*, мой друг! Часа там три ходил; Все видел, высмотрел; от удивленья, Поверишь ли, не станет ни уменья Пересказать тебе, ни сил Уж подлинно, что там чудес палата! Куда на выдумки природа торовата! Каких зверей, каких там птиц я не видал! Какие бабочки, букашки, Козявки, мушки, таракашки! Одни как изумруд, другие как коралл! Какие крохотны коровки! Есть, право, менее булавочной головки!» — «А видел ли слона? Каков собой на взгляд! Я чай, подумал ты, что гору встретил?» — «Да разве там он?» — «Там». — «Ну, братец, виноват: Слона-то я и не приметил»

Демьянова уха

«Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай». — «Соседушка, я сыт по горло». — «Нужды нет, Еще тарелочку; послушай: Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» — «Я три тарелки съел». — «И полно, что за счеты: Лишь стало бы охоты, — А то во здравье: ешь до дна! Что за уха! Да как жирна; Как будто янтарем подернулась она. Потешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку И не давал ему ни отдыху, ни сроку; А с Фоки уж давно катился градом пот. Однако же еще тарелку он берет, Сбирается с последней силой И — очищает всю. «Вот друга я люблю! — Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!» Тут бедный Фока мой, Как ни любил уху, но от беды такой, Схватя в охапку Кушак* и шапку, Скорей без памяти домой — И с той поры к Демьяну ни ногой.

***Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешьНо если помолчать вовремя не умеешь И ближнего ушей ты не жалеешь,То ведай, что твои и проза, и стихиТошнее будут всем Демьяновой ухи.

Анализ, мораль басни Крылова «Ворона и Лисица» 3 вариант

Краткая биография И.А. Крылова

Жанр басни. Понятие морали в басне. Эзопов язык

2 февраля 1769 г. в Москве в семье небогатого армейского офицера А. П.Крылова родился первенец Иван. Глава семейства более 20 лет служил в отдаленных гарнизонах Оренбургской губернии, отличился при обороне Яицкой крепости во время восстания Емельяна Пугачева, но ни наград, ни повышения по службе не получил. Во время осады крепости сын капитана Крылова, пятилетний Иван, познал голод, видел, как во двор их дома падали пушечные ядра. Впоследствии он узнал, что ему угрожала еще более смертельная опасность. В бумагах восставших была найдена запись, что Пугачев распорядился после захвата крепости повесить капитана Крылова, его жену и сына.

Последующие детские и отроческие годы Ивана Крылова прошли в Твери, куда семья переехала после отставки отца, который в 1778 г. скончался.Положение семьи было бедственным, денег на обучение на было, но Иван много читал, а богатые соседи, которые приглашали для своих детей учителей, позволили ему учиться вместе с ними французскому языку. Самостоятельно Иван осваивал игру на музыкальных инструментах, неплохо играл на скрипке. Крылов занимался самообразованием всю жизнь, став самым просвещенным человеком своего времени.

Десятилетним мальчиком, чтобы помочь матери и двухлетнему брату, начал работать писцом в городской канцелярии, переписывая прошения. После семья перебралась в Петербург, где Иван устроился на работу приказчиком в казенную палату. В 14-летнем возрасте увлекся театром, стал пробовать писать стихи и музыку. Первым его произведением была комедийная опера «Кофейница». После написал несколько пьес, которые имели успех. В конце 1780-х г. Крылов опубликовал свои первые басни, занялся журналистикой и издательством сатирико-просветительских журналов. Из-за злободневных сатирических статей три журнала один за другим были закрыты цензурой.

В литературной среде заговорили о молодом писателе, ученике русских просветителей. В 1809 г. Иван Крылов издал свой первый сборник басен. В 1812 г. он устроился в Публичную библиотеку, в которой проработал до конца жизни почти тридцать лет. Скончался 9 ноября 1844 г. Крылов при жизни издал 9 сборников басен, которые Гоголь назвал книгами «мудрости самого народа».

Молодой Крылов

Басенный жанр – один из самых древнейших.  Басня появилась еще в античной литературе, предназначалась для описания житейских и общественных отношений,человеческих характеров, косвенной критики человеческих пороков, т.е. занималась освещением нравственной стороны жизни людей. Признаками жанра басни, которая развлекая, должна была поучать, являются краткость формы, простота языка и доступность. Характерна для басни мораль, представляющая собой вывод или совет.

До наших дней дошло творчество древнегреческого баснописца Эзопа, жившего в IV в. до н.э. Сведения о его жизни скудны: известно, что он был рабом, внешность его была уродливой, но прославился он своим остроумием и проницательным умом, не боялся осуждать пороки властителей. Басни Эзопа, которых сохранилось около 400, представляют собой небольшие прозаические произведения с иносказательным содержанием. Избегая прямого указания на недостатки реальных людей, баснописец, которому положение раба не позволяло говорить открыто,использовал язык намеков и иносказаний. Такая манера изложения позволяла в скрытой форме передать основную авторскую мысль. Такую тайнопись повествования писатель М.Е. Салтыков-Щедрин назвал «Эзопов язык». Подобная форма художественной речи встречается и в языке басен Крылова.

Листы и Корни

В прекрасный летний день Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами* шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? Ну, право Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами». — «Примолвить* можно бы спасибо тут и нам», — Им голос отвечал из-под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» — Листы, по дереву шумя, залепетали. «Мы те, — Им снизу отвечали, — Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы — Корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас, Что с новою весной лист новый народится: А если корень иссушится, Не станет дерева, ни вас».

Анализ басни «Ворона и лисица»

Писатель Иван Андреевич Крылов обновил басенный жанр в русской литературе начала
19 века.

Басня про ворону и лису была написана в 1807 году. Крылову к тому времени исполнилось 38 лет и в этот период он был больше драматургом, нежели баснописцем.

Басня «Ворона и Лисица» Ивана Крылова в первый раз была опубликована в журнале
«Драматический вестник».

Лексика басни разговорная, довольно живая.

Жанр произведения (аннотация) – басня социально-бытового уровня, четко прослеживается аллегория по теме нравственность. Размер басни – вольный ямб с охватной, проявленной в начальных строках, смежной и перекрестной рифмовкой в финале.

Мораль басни выражена в начале произведения: лесть гнусна. Хотя, тщеславие настолько велико в каждом человеке, что «льстец отыщет уголок»  всегда.

В чем мораль басни?

Сюжет басни простой. Герои – птица и лиса. Под этими образами выступают
люди. У каждого героя есть свои характерные черты.

  • Лиса – это образ и символ хитрости.
  • Ворона — «вещунья» или предсказательница.
  • Фраза «Твердили миру»: здесь писатель выражает общеизвестность этого заявления.
  • Фраза «Бог послал»: означает, что вороне необычайно везет. Это редкий дар.
  • Сыр – обычно на Руси, это был творог.
  • И раздобыть «кусочек» сыра твердого сорта – сложная задача. Ворона летит с ним в лес.
  • «Позавтракать»: это было утром. «Призадумалась»: о сложности жизни. «Сырный дух»: сыр был очень высокого качества, возможно, с плесенью. У лисы был отличный нюх.
  • «Плутовка»: метонимия лисы.
  • «На цыпочках»: это гипербола.
  • Лиса заводит диалог. Она очень лестно обращается к Вороне, называя ее: голубушка, сестрица, светик. Идут восклицания, ласкательные суффиксы и междометия: ну что за шейка! Какие перушки!
  •  «Царь-птица»: фольклор.
  • Ворона была опьянена лестной похвалой со спертым «в зобу дыханьем» она потеряла бдительность. Ворона решила подать голос, каркнуть во весь голос… и «сыр выпал».
  • Сыр оказался у лисицы.

Из детских впечатлений Крылова

Иван Андреевич Крылов провёл своё детство в Оренбурге. Его детские годы совпали с важным историческим событием – восстанием Пугачёва (рис. 5).

Рис. 5. Пугачёвский суд (Источник)

Отец Ивана Андреевича Крылова был офицером, который оборонял Оренбургскую крепость от казаков Пугачёва. Намного позже, когда Иван Андреевич Крылов изучал материалы пугачёвского восстания, он узнал, что его семья должна была быть повешена, если бы Пугачёв захватил крепость. Об этом Крылов рассказывал Александру Сергеевичу Пушкину (рис. 6).

Рис. 6. А.С. Пушкин (Источник)

Этот сюжет лёг в основу повести Пушкина «Капитанская дочка». Прототипом капитана Миронова в «Капитанской дочке» был Андрей Прохорович Крылов.

Анализ басни Ворона и лисица

У известного русского баснописца Ивана Андреивича Крылова самой знаменитой является басня о «Вороне и Лисице». Использовав классический сюжет, известный еще со времен классических античных авторов, например, Эзопа и использовавшийся его предшественниками эпохи классицизма – Сумароковым и Тредиаковским, Крылов возродил этот сюжет, перекроив его на свой лад под свою эпоху.

Сюжет басни строится вокруг двух главных героев: Вороны и Лисицы. Последняя хочет заполучить сыр, которым уже хочет полакомится Ворона, но понимает, что силой отнять у вороны его не сможет. Высоко на ель взгромоздилась птица. Тогда она идет на хитрость, решая выманить сыр у Вороны, и начинает говорить «так сладко, чуть дыша». И Ворона, которая предстает совсем не глупой птицей и в былинном эпосе, и в русской литературе поддается на наглую лесть Лисы.

Итог, сей басни не безвестен – «вещуньина вскружилась голова», она «запела» и сыр вывалился в лапы Лисицы. И хотя мораль сей басни кристально чиста, как снег, однако она все же нуждается в пояснении.

Крылов порицает не только Лису, не только того, кто льстит и лебезить (т.е. угодничает), но и того (Ворону), кто на эту лесть поддается. В том обществе начала XIX века, в котором жил автор, лесть витала во всех кругах высшего общества, была неотъемлемой составляющей жизни людей. И потом в знаменитой своей пьесе «Горе от ума» Грибоедов скажет устами Чацкого: «Служить бы рад – прислужиться тошно».

Интересен и тот факт, что образ вороны связывается с глаголом «каркать», который в своем переносном значении означает «накликать неудачу, беду». Крылов никак не комментирует окончание басни, тем самым закрепляя трагический финал басни и трагическую судьбу человека, попавшего в ловушку льстеца.

Кот и Повар

Какой-то Повар, грамотей, С поварни побежал своей В кабак (он набожных был правил И в этот день по куме тризну правил*), А дома стеречи съестное от мышей Кота оставил. Но что же, возвратись, он видит? На полу Объедки пирога; а Васька-Кот в углу, Припав за уксусным бочонком, Мурлыча и ворча, трудится над курчонком. «Ах ты, обжора! ах, злодей! — Тут Ваську Повар укоряет: — Не стыдно ль стен тебе, не только что людей? (А Васька все-таки курчонка убирает.) Как! быв честным Котом до этих пор, Бывало, за пример тебя смиренства кажут, — А ты… ахти какой позор! Теперя все соседи скажут: «Кот Васька плут! Кот Васька вор! И Ваську-де не только что в поварню, Пускать не надо и на двор, Как волка жадного в овчарню: Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (А Васька слушает да ест.) Тут ритор* мой, дав волю слов теченью, Не находил конца нравоученью. Но что ж? Пока его он пел, Кот Васька все жаркое съел. А я бы повару иному Велел на стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить.

Стрекоза и Муравей

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом. Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет; И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» — Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах* у нас — Песни, резвость всякий час, Так что голову вскружило». — «А, так ты…» — «Я без души Лето целое все пела». — «Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!»

Главные герои басни (персонажи) 3 класс

Лиса

Если вдуматься в поведение героев басни «Ворона и лисица», то мы видим хитрую и сообразительную лису, которая своей сообразительностью обманула наивную и доверчивую ворону. Здесь показана льстивая и умная лиса, которая без затруднений выманила сыр.

Ворона

Ворона же на оборот не блистает умом и, зная, что не обладает звонким голосом, все ровно поверила в похвалу и во весь голос каркнула, потеряв при этом свою еду. Делая выводы из данной ситуации нужно всегда доверять своим глазам, видя, кто именно находится перед тобой, а не наивности ушам.

Мораль данной басни: «лесть – это плохо», но текст полностью противоречит этому и вовсе не осуждает такое поведение.

Тема и проблема

Основная тема басни «Лисица и ворона» заключается в осуждении лести.

Глупость вороны и ее любовь мечтать раскрываются в самом начале произведения. Ведь вместо того, чтобы сразу полакомиться случайно найденным сыром, птица «призадумалась». А Лисица прекрасно знала, как поступать с теми, кто любит разевать рот.

Похвала Лисы была до невозможного грубой и лишенной любой оригинальности и изобретательности. Птица и сама знала, что ее внешность или голос могли бы кого-то привести в восхищение. Но несчастная так хотела хоть на мгновение представить, что у нее прекрасная шея и глаза, что с легкостью в это поверила.

Но мечта Вороны оборвалась так же быстро, как и началась. Даже обманутая, птица практически не вызывает сострадания. Ее беда, напротив, высмеивается автором. Ведь чтобы поверить в столь очевидную и жирную лесть нужно быть совсем глупой.

Сочинение на тему Басня Крылова — Ворона и лисица (5 класс)

Ни раз встречались мы с такими людьми, которые льстят и лгут во благо себя. Забыв про чувство другого человека, при этом насмехаясь не только над ним, но и над собой не понимая этого. А ведь все оборачивается бумерангом. Вспомним одну прекрасную басню Крылова. Ворона и лисица. У вороны в клюве вкусный, сытный кусочек сыра, который она разыскала для своего завтрака. Но кто бы мог подумать, что тут вовсе не она главный герой, а лиса.

Ворона всего лишь жертва глупого розыгрыша. В последних строках лиса говорит ей какой же у нее прекрасный голос, таким образом восхваляя ее красоту. Но стоит только вороне запеть, как сыр падает в лапы лисы и она остается без вкусного завтрака.

Прекрасная басня, которая подает пример многим людям. Мораль басни такова- перед тем как довериться кому либо, стоит проверить а вдруг этот человек вас обманывает. Может быть ему не стоит доверять. Первые строки басни подробно говорят об этот. Иван Андреевич Крылов написал не мало поучительных на мой взгляд басен. Но эта запомнилась больше всех.

Так же в басне используются и крылатые выражения. А мораль этой басни утверждает что льстить это плохо, но лиса оказывается тут победительницей и уходит с вкусным сыром.

Своеобразие творчества И.А. Крылова

Творчество Крылова, неразрывно связанное с традициями русского Просвещения XVIII в., стало новаторским. Самобытный талант баснописца вырос на основе просветительской сатиры и произведений, созданных народом. Он широко использовал такие фольклорные жанры, как поговорка, пословица, сатирическая сказка. Крылов совершил переворот в жанре басни, ему удалось соединить остроумную сатиру с нравоучением, традиции античных басен с вековым опытом русского фольклора. Многие выражения из басен Крылова стали знаменитыми афоризмами. Пушкин писал, что у Крылова был «русский склад ума», потому что ему были присущи следующие черты: «Веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: