Краткое содержание романа «Дворянское гнездо»
Центральный персонаж романа – Федор Иванович Лаврецкий, дворянин, во многих чертах напоминает самого И.С. Тургенева. Мать Федора Лаврецкого умерла, когда мальчик был совсем маленький. Первоначально его воспитанием занималась властолюбивая и жестокая тетка, а потом отец, который придерживался англофильских взглядов. В итоге Федор Иванович вырос сильным, здоровым и выносливым и даже казался суровым на вид, однако характер имел мягкий и немного застенчивый.
Семья Коробьиных в театре. Иллюстрация К.И.Рудакова
В положенное время Лаврецкий покидает родовое имение и продолжает образование в Москве, где и встречает свою будущую жену Варвару Павловну Коробьину. Молодой мужчина без памяти влюбляется в красивую девушку и делает ей предложение. К несчастью, Варвара Павловна имеет совершенно иные взгляды на жизнь, нежели Лаврецкий. Для нее комфорт важнее чувств, и Федор Иванович становится лишь богатым спонсором ее красивой жизни. Душа, чувства и мысли мужа ее совершенно не интересуют. Молодожены уезжают в Париж, где через некоторое время Варвара Петровна заводит роман с французом. Лаврецкий узнает это, и с разбитым сердцем возвращается на родину, не желая больше никогда видеть предавшую его женщину.
В России Лаврецкий едет с визитом к своей кузине, где знакомится с двумя ее дочерями Лизой и Леночкой. Федор Иванович покорен глубиной души и чистотой помыслов Лизы, которые идут ярко контрастируют с коварством и мелочностью Варвары Петровны. Лаврецкий осознает, что влюблен в Лизу. Вскоре он получает из газет сообщение, что его супруга умерла. Тогда, убедившись в высоких моральных идеалах Лизы, Федор Иванович делает юной девушке предложение руки и сердца. Лиза принимает его.
Лаврецкий и Лиза выходят из церкви. Иллюстрация К.И.Рудакова
Однако вскоре выясняется, что Варвара Петровна жива и невредима и вернулась в Россию. Узнав об этом, Лиза принимает решение уйти в монастырь. Финал романа представляет собой эпилог, в котором автор показывает нам героев спустя несколько лет. Лаврецкий приезжает в дом кузины, где видит ту же обстановку, что и при Лизе, он вспоминает любимую женщину. Позже он навещает Лизу в монастыре, но она отводит взгляд и прилагает усилия, чтобы не смотреть на бывшего жениха.
Экранизация романа «Дворянское гнездо»
Роман Ивана Сергеевича Тургенева был экранизирован четыре раза. Первый телевизионный фильм режиссера Владимира Гардина вышел в 1914 году.
Кадр из фильма «Дворянское гнездо» (1914)
Вторую киноверсию создал режиссер Андрей Кончаловский в 1969 году. Главные роли в этой киноленте исполнили Леонид Кулагин и Ирина Купченко.
Кадр из фильма «Дворянское гнездо» (1969 год) Реж. Андрей Кончаловский
В 1965 году на экраны вышел югославский фильм режиссёра Дэниэла Марусича. А в 1969 году свою версию тургеневского сюжета представил режиссёр Ганс-Эрик Корбшмидт из ГДР.
Поделиться новостью в Соцсетях:
Дворянское гнездо
Дата написания Тургеневым этого известного произведения – июнь-декабрь 1858 года, но задумка у автора появилась намного раньше, еще в 1856 году. В то время Иван Сергеевич не мог сразу приступить к работе по причине сильной болезни, однако все последующие годы продолжал тщательно обдумывать сюжет.
В центре сюжетной линии лежит излюбленная Тургеневым тема смены поколений и постепенного разрушения родовых «гнезд» на примере одной из дворянских семей Лаврецких. Главный герой, Федор Иванович, очень сильно напоминает самого автора произведения. Этот умный и интеллигентный человек ради своей любимой переезжает в Европу, в Париж. Узнав о предательстве жены он разочаровывается в любви и возвращается в то самое «дворянское гнездо».
Бунин и революция
Из охваченной бунтом Москвы Бунин уехал в 1918 году и направился в Одессу окольными путями. На битком набитом санитарном поезде он с Верой Николаевной ехал до Минска, оттуда переправился в Киев и только затем попал в Одессу, где и временно осел на даче за Большим Фонтаном.
Полтора года Бунин ждал и надеялся, что красные проиграют, но надежды были тщетны. Страна ломалась и этот перелом не предвещал ничего хорошего, он был противен Ивану Алексеевичу и вызывал чувство отторжения.
В январе 1920 года Бунин с Муромцевой сели на французский пароход и не без приключений в марте добрались до Парижа, где и начался долгий путь скитаний эмиграции.
История создания романа «Дворянское гнездо»
Замысел романа возник у писателя в начале 1856 года. Однако полноценную работу над ним он начал лишь летом 1858 года, к октябрю рукопись была готова, а в декабре Тургенев внес последние правки в текст.
Лаврецкий. Иллюстрация К.И.Рудакова
Стоит отметить, что созданию романа предшествовал тяжелый период в жизни писателя. Иван Сергеевич в августе 1856 года уехал из России и около двух лет прожил заграницей. В этот момент наступил конец отношениям писателя с Полиной Виардо, которую Тургенев любил всю свою жизнь. Иван Сергеевич остро переживал разрыв с любимой женщиной, ощущал себя покинутым и одиноким. Он понимал, что в силу возраста он уже вряд ли создаст семью. К тому же у писателя стало ухудшаться здоровье – он впервые столкнулся с приближающейся старостью.
Эти тяжелые личные переживания наложились на тревожные размышления о судьбе России. Молодой император Александр II получил в управление страну, которая только что потерпела сокрушительное поражение в Крымской войне. Кроме того страна стояла на пороге глобальных перемен во внутренней жизни, так как старый порядок совершенно себя изжил. Прежде всего, эти перемены касались отмены крепостного права.
Все эти проблемы Иван Тургенев обсуждал со своими друзьями Василием Боткиным, Павлом Анненковым, Александром Герценом, обдумывая сложившуюся ситуацию. Таким образом, работа над романом «Дворянское гнездо» стала для писателя способом переосмыслить и изжить из себя личную драму, проситься с прошлым и обрести новые ценности в жизни.
II
Вошел человек высокого роста, в опрятном сюртуке, коротеньких панталонах, серых замшевых перчатках и двух галстуках – одном черном, сверху, другом белом, снизу. Все в нем дышало приличием и пристойностью, начиная с благообразного лица и гладко причесанных висков до сапогов без каблуков и без скрыпу. Он поклонился сперва хозяйке дома, потом Марфе Тимофеевне и, медленно стащив перчатки, подошел к ручке Марьи Дмитриевны. Поцеловав ее почтительно и два раза сряду, он сел не торопясь в кресла и с улыбкой, потирая самые кончики пальцев, проговорил:
– А Елизавета Михайловна здоровы?
– Да, – отвечала Марья Дмитриевна, – она в саду.
Личная жизнь
Роковую женщину, ставшую любовью всей жизни писателя, Генрих Гейне сравнил с пейзажем, «одновременно чудовищным и экзотическим». У испано-французской певицы Полины Виардо, невысокой и сутулящейся женщины, были крупные мужские черты лица, большой рот и глаза навыкате. Но когда Полина пела, она сказочно преображалась. В такой момент Тургенев увидел певицу и влюбился на всю жизнь, на 40 оставшихся лет.
Полина Виардо
Личная жизнь прозаика до встречи с Виардо была похожа на американские горки. Первая любовь, о которой Иван Тургенев с горестью поведал в одноименном рассказе, больно ранила 15-летнего юношу. Он влюбился в соседку Катеньку, дочь княгини Шаховской. Какое же разочарование постигло Ивана, когда он узнал, что его «чистая и непорочная» Катя, пленявшая детской непосредственностью и девичьим румянцем, – любовница отца, Сергея Николаевича, прожженного ловеласа.
Юноша разочаровался в «благородных» девицах и обратил взоры на девушек простых – крепостных крестьянок. Одна из нетребовательных красавиц – белошвейка Авдотья Иванова – родила Ивану Тургеневу дочь Пелагею. Но, путешествуя по Европе, писатель встретил Виардо, и Авдотья осталась в прошлом.
Пелагея Тургенева, дочь Ивана Тургенева
Иван Сергеевич познакомился с мужем певицы, Луи, и стал вхож в их дом. Современники Тургенева, друзья писателя и биографы разошлись во мнениях об этом союзе. Одни называют его возвышенным и платоническим, другие говорят о немалых суммах, которые оставлял российский помещик в доме Полины и Луи. Муж Виардо сквозь пальцы смотрел на связь Тургенева с женой и позволял месяцами жить в их доме. Есть мнение, что биологический отец Поля, сына Полины и Луи, – Иван Тургенев.
Матушка писателя не одобряла связи и мечтала, что любимый отпрыск остепенится, женится на молодой дворянке и подарит законных внуков. Пелагею Варвара Петровна не жаловала, видела в ней крепостную. Иван Сергеевич любил и жалел дочь.
Иван Тургенев и Полина Виардо
Полина Виардо, слушая об издевательствах деспотичной бабушки, прониклась сочувствием к девочке и взяла ее в свой дом. Пелагея превратилась в Полинет и росла вместе с детьми Виардо
Справедливости ради стоит отметить, что Пелагея-Полинет Тургенева не разделяла отцовской любви к Виардо, считая, что женщина украла у нее внимание родного человека
Охлаждение в отношениях Тургенева и Виардо наступило после трехлетней разлуки, случившейся из-за домашнего ареста писателя. Попытки забыть роковую страсть Иван Тургенев предпринимал дважды. В 1854 году 36-летний литератор повстречал юную красавицу Ольгу, дочь кузена. Но когда на горизонте забрезжила свадьба, Иван Сергеевич затосковал по Полине. Не желая ломать жизнь 18-летней девушке, Тургенев признался в любви к Виардо.
Мария Савина
Последняя попытка вырваться из объятий француженки случилась в 1879-м, когда Ивану Тургеневу исполнился 61 год. Актрису Марию Савину не испугала разница в возрасте – возлюбленный оказался в два раза старше. Но когда пара в 1882 году отправилась Париж, в жилище будущего супруга Маша увидела множество вещей и безделушек, напоминавших о сопернице, и поняла, что она лишняя.
Тема, жанр и тропы
Произведение написано в жанре элегии, где есть нотки философии и ностальгии (доминантная нота).
Основная тема – это тоска по покинутой Родине, по отчему дому, который с каждым годом становится всё дальше и дальше.
Композиция имеет кольцевые элементы (начало первой и второй строфы), но по строению линейная.
Из средств художественной выразительности отметим:
- Эпитеты (отцовский двор, родной дом, наемный дом, ветхая котомка).
- Метафору (горько было сердцу).
- Инверсию (сердцу молодому).
Оба катрена заканчиваются восклицаниями, что подчеркивает уровень печали автора, трансформируя её в чувство глубокой горечи от потери Родины.
Рифмовка перекрестная (нора – молодому – двора – дому), где в первом катрене только открытые рифмы, во втором открытые и закрытая (котомкой).
В стихах Бунина, написанных в эмиграции, тема ностальгии по Родине звучит часто, Иван Алексеевич был и остался великим русским человеком, но так и не смог принять переворот 1917 года и стать советским гражданином.
Н
На Альбанских горах, стих.
http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0460.shtml, эпиграмма
,эпиграмма
На заре, романс
Накануне
, эпиграмма
,эпиграмма
, эпиграмма
, эпиграмма
, эпиграмма
На охоте – летом, стих.
Насекомое, стих
в прозе
Нахлебник
Наши послали! (Эпизод из истории июньских дней 1848 года в Париже)
Нева, стих.
Немец, стих.
Неосторожность
«Не раз почешет он затылок», стих.
Несколько дней в Пиренеях
Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянстве
Несколько слов об опере Мейербера «Пророк»
Несколько слов о Жорж Санд
Несколько слов о новой комедии г. Островского «Бедная невеста»
Несколько слов о стихотворениях Ф.И
Тютчева
Несчастная
«Нечто или Чемодан»
Николай Иванович Тургенев
Нимфы, стих. в прозе
Нищий, стих. в прозе
Н.Н., стих. в прозе
«Но все изменится – приеду», стих.
Новые письма А.С. Пушкина. От издателя
Новь
Ночь и день (Из Э.Тюркети), романс
Все произведения Тургенева
Necessitas, Vis, Libertas
Nessun maggior dolore — Иван Тургенев
Андрей Колосов
Ася
Ах, давно ли гулял я с тобой
Баллада
Бежин луг
Без гнезда
Бирюк
Близнецы
Брамин — Иван Тургенев
Бретёр
Брожу над озером
Бурмистр
В дороге
В ночь летнюю, когда, тревожной грусти полный
Весенний вечер
Вечер (Дума)
Воробей
Восточная легенда
Враг и друг
Встреча — Иван Тургенев
Гад
Гамлет Щигровского уезда
Голуби
Гроза промчалась — Иван Тургенев
Дай мне руку
Два богача
Два брата
Два помещика
Два четверостишья
Деревня
Деревня (Люблю я вечером к деревне подъезжать)
Для недолгого свиданья
Дневник лишнего человека
Довольный человек
Долгие, белые тучи плывут
Дрозд
Дрозд — Иван Тургенев
Дурак
Ермолай и мельничиха
Живые мощи
Жид
Житейское правило 1
Житейское правило 2
Завтра, завтра
Заметила ли ты, о друг мой молчаливый
Затишье
Из поэмы, преданной сожжению
Исповедь
Истина и Правда
К *** (Через поля к холмам тенистым)
К Венере Медицейской
К чему твержу я стих унылый
К читателю
К***
Как хороши, как свежи были розы
Камень
Капля жизни
Касьян с Красивой мечи
Когда в весенний день
Когда давно забытое названье
Когда меня не будет
Когда с тобой расстался я
Когда так радостно, так нежно
Когда я молюсь
Когда я один
Конец жизни
Конец света
Конец Чертопханова
Контора
Корреспондент
Крокет в Винзоре
Кубок
Куропатки
Лазурное царство
Лебедянь
Лес и степь
Лес осенью
Луна плывет высоко над землею
Льгов
Любовь
Малиновая вода
Маша
Месяц в деревне
Милостыня
Мне жаль
Мои деревья
Мой сосед Радилов
Молитва
Монах
Морское плавание
Моя молитва
Муму
Мы ещё повоюем
Н. Н.
На твой балкон взобраться снизу
Насекомое
Нева
Нимфы
Нищий
О моя молодость! О моя свежесть!
Однодворец Овсянников
Осенний вечер
Осень
Откуда веет тишиной?..
Отсутствующими очами
Памяти Ю. П. Вревской
Певцы
Первая любовь
Перепёлка
Песочные часы
Петр Петрович Каратаев
Пир у Верховного Существа
Писатель и критик
Повесить его
Попался под колесо
Порог
Посещение
Последнее свидание
Похищение
Призвание
Призраки
Природа
Проклятие
Простота
Путь к любви
Разгадка
Разговор
Разлука
Роза
Рудин
Русский
Русский язык
С кем спорить
Самознайка
Свидание
Синица
Сказка-притча о серебряной птице и жёлтой лягушке
Смерть
Собака
Собака
Соперник
Старик
Старуха
Старый помещик
Степовик
Стой!
Стучит!
Сфинкс — Иван Тургенев
Татьяна Борисовна и ее племянник
Теперь, когда Россия наша
Толпа
Три встречи
Ты заплакал — Иван Тургенев
У-а
Уездный лекарь
Услышишь суд глупца
Федя
Фраза
Хорь и Калиныч
Христос
Цветок
Цитаты
Человек, каких много
Черепа
Чернорабочий и белоручка
Чертопханов и Недопюскин
Что тебя я не люблю
Что я буду думать
Чья вина
Щи
Эгоист
Я вас знавал
Я встал ночью — И. Тургенев
Я всходил на холм зеленый
Я долго стоял неподвижно
Я шел среди высоких гор
Текст
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.Как горько было сердцу молодому,Когда я уходил с отцовского двора,Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.Как бьётся сердце, горестно и громко,Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный домС своей уж ветхою котомкой!
1922 год.
Переворот 1917 года Бунин встречает в Москве и не принимает ни одной клеткой организма, предчувствуя для России большие беды. Если коротко о позиции поэта и прозаика, то её хорошо высказал литературовед Сухих:
Стихотворение «У птицы есть гнездо» пишется Иваном Алексеевичем уже в Париже 1922 года, куда Бунин 2 года ранее уплыл в эмиграцию. Стих показывает тоску по Родине, но сквозь строки сквозит понимание, что вернуться назад при советской власти невозможно.
Анализ двух катренов
Стих «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора» наполнен нотками грусти по России, куда Бунин уже никогда не вернется. Свой отъезд он сравнивает с уходом из отцовского двора, где родился, вырос и возмужал. Он успел сказать только «прости» и услышал шум винтов отплывающего парохода.
Второй катрен начинается с той же фразы, что и первый, только слова поменялись местами, не изменив суть.
Это подчеркивает печальную тему стихотворения, когда человек признается, что в глубине души завидует птицам и зверям, потому что у них есть гнездо и нора, у них есть дом, а у него нет.
Лирическому герою, за маской которого четки виден сам Бунин, приходится ходить по миру со своей тощей котомкой, слушая удары сердца, когда он крестясь входит в очередной чужой дом.
Да, в Европе Бунину не пришлось голодать и спать на улице, но это был не его дом, в его стране к власти пришли Советы, которые вскоре начали существовать по принципу «Бей своих, чтобы чужие боялись». Это продолжается с 1917 года по сей момент, по 2022 путинский год, только к внутренним репрессиям прибавилась ещё и мания «русского мира», желание захватить чужое, не в силах развивать своё (.
П
- Предисловие < к переводу «Очерков и рассказов» Леона Кладеля>
- < Предисловие к переводам повестей Г. Флобера «Легенда о св. Юлиане Милостивом» т «Иродиада»>
- < Предисловие к очерку Н.В. Гаспарини «Фиорио»>
- Предисловие к романам (1880)
- < Предисловие к публикации: «Из пушкинской переписки. Три письма»>
- < Предисловие к очерку А. Бадена «Un roman du comte Tolstoi» («Роман графа Толстого»)>
- < Предисловие к французскому переводу неизданной главы из «Капитанской дочки»>
- < Предисловие к «Русским народным сказкам в стихах А. Брянчанинова>
- <Предисловие к«Стихотворениям А.А. Фета, 1856 г.»>
- <Предисловие к переводу «Украинских народных рассказов»Марка Вовчка>»>
- < Предисловие и послесловие к очерку И.Я. Павловского «En cellule.Impressions d’un nihiliste» («В одиночном заключении. Впечатления нигилиста») >
- < Председателю Киевского драматического общества»>, 29 октября / 10 января 1882 г.
- (“Прелестная Мария…”), экспромт
- Призвание (Из ненапечатанной поэмы)
- «Признаться надо нам…» (Из Вольтера), стих.
- Призраки
- Природа, стих. в прозе
- Провинциалка
- Проект программы «Общества для распространения грамотности и первоначального образования
- Проклятие, стих. в прозе
- <Проспер Мериме>
- Простота, стих. в прозе
- Пунин и Бабурин
- Путешествие по святым местам русским, рец.
- Путь к любви, стих. в прозе
- Пэгаз
- Пятьдесят недостатков ружейного охотника и пятьдесят недостатков легавой собаки
Степовик
У нас был сосед, человек уже немолодой, одинокий, но очень весёлый, разговорчивый, любивший рассказывать истории одну удивительнее другой. Он любил собирать нас, молодых людей, в кружок, усаживал подле себя и принимался за свои небылицы. Сам чёрт не разобрал бы, что в них было правдой, а что выдумкой. «Нет, это неправда!» – бывало, кричали мы в конце концов. А он лишь посмеивался да говорил нам: «Поживите да поглядите вокруг хорошенько, то ли ещё увидите!» Вот что он нам рассказал как-то вечером:
«Вы, верно, знаете, дети мои, бескрайние степи, что начинаются за Доном, вёрст за сто отсюда. Я часто езжу туда на охоту, ибо хоть дичи там и нет, да перепёлок – что мух. Вот однажды, в разгар сенокоса, оказался я поздно вечером в одном из этих мест и, не желая возвращаться в деревню, где блохи сожрали бы меня, решил провести ночь на одном из стогов, что, подобно огромным домам, возвышаются в эту пору вдоль Дона. Надобна лестница, чтобы на них взобраться. А взобравшись, чувствуешь себя как в раю.
Итак, я вскарабкался на один из таких стогов, волоча за собою бедного моего пса, который давился и отчаянно кашлял. Вот мы и наверху. Я расстелил свой охотничий плащ, собака моя тотчас же зарылась в сено, и мы приготовились заснуть крепким сном, ибо устали изрядно, можете мне поверить. Но прежде надо было оглядеться вокруг.
Боже, как здесь было красиво! Ночь царила везде: она зеленела внизу, синела вверху, серебрилась повсюду, а Дон – что за великолепная золотая лента, отливающая то атласом, то муаром! А какой аромат, и как поют птицы! Ибо одни горожане воображают, что ночью птицы спят. А ветер, что нежно касается ваших щёк после того, как разбудил и приласкал столько цветов!
Испустив, по примеру моего пса, глубокий вздох, я уже собирался заснуть, как вдруг услышал, что кто-то ходит по стогу… Шаги были лёгкие, почти боязливые, однако направлялись они ко мне… Я приподнялся на локте и увидел нечто, что вас удивило бы так же сильно, как и меня, а может быть, и более.
Я УВИДЕЛ ПЕРЕД СОБОЮ СИДЯЩЕЕ НА СПИНЕ СТЕПНОЙ ЧАЙКИ КРОШЕЧНОЕ СУЩЕСТВО…
Я увидел перед собою сидящее на спине степной чайки крошечное существо ростом с локоток, похожее на человека, но сделанное из тех сухих веточек, что встречаются на дорогах и которыми пользуются птицы для постройки гнёзд; на его большой голове из зелёного мха был персидский колпачок из сухой соломки. Две круглые чёрные ягодки были у него вместо глаз, и, ей-богу, казалось, он ими прекрасно видел; крючковатый корень служил ему носом, а пучок степной травы, называемой ковыль, заменял бороду
На нём была крестьянская курточка из торфа, перепоясанная на бёдрах стебельком лопуха, и он важно переставлял свои ножки, обутые в башмачки со шпорами из бересты
Не успел я прийти в себя от удивления, как человечек спрыгнул со своего коня, передал его кулику, которого я до сих пор не заметил и который, по-видимому, исполнял роль грума, а затем приблизился ко мне, спокойно уселся и, представившись самым серебристым на свете голоском, поздоровался, после чего спросил меня, хороша ли была охота».
Биография
Ранние годы
Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9ноября) 1818 года в городе Орёл. Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянскому классу.
Первое образование в биографии Тургенева было получено в имении Спасском-Лутовинове. Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя. С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе.
Начало литературного пути
Учась на третьем курсе института, в 1834 году Тургенев пишет свою первую поэму под названием «Стено». А в 1838 году в печать выходят два его первых стихотворения: «Вечер» и «К Венере Медицейской».
В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. Затем, когда тяга к науке остыла, Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел до 1844 года.
В 1843 году Тургенев знакомится с Белинским, у них завязываются дружеские отношения. Под влиянием Белинского создаются, печатаются новые стихотворения Тургенева, поэмы, повести, среди которых: «Параша», «Поп», «Бретёр» и «Три портрета».
Расцвет творчества
С 1847 года, по приглашению Некрасова, в преобразованном журнале «Современник» выходят его «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника» («Хорь и Калиныч»), которые принесли автору огромный успех, и он начал работу над остальными рассказами про охоту.
Работа в «Современнике» принесла Тургеневу много интересных знакомств, в журнале также печатались Достоевский, Гончаров, Островский, Фет и другие известные писатели.
В 1847 году вместе со своим другом Белинским уезжает за границу, где становится свидетелем февральской революции во Франции.
В конце 40-х – начале 50-х годов активно занимается драматургией, пишет пьесы «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник» (оба-1848), «Холостяк»(1849), «Месяц в деревне»(1850), «Провинциалка»(1851), которые ставятся на театральных сценах и имеют успех у публики.
Тургенев переводил на русский язык произведения Байрона и Шекспира, у них он учился мастерству владения литературными приёмами.
В августе 1852 года публикуется одна из самых главных книг Тургенева – «Записки охотника».
После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, за который Иван Сергеевич был отправлен на два года в ссылку в родное село. Существует мнение, что истинной причиной ссылки стали радикальные взгляды писателя, а также сочувственное отношение к крепостным крестьянам, которое он выражал в своем творчестве.
Во время ссылки Тургенев пишет рассказ «Муму» (1852). Затем, после смерти Николая I, в печати появляются наиболее известные произведения Тургенева: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862).
К другим известным произведениям писателя можно отнести: романы «Дым»(1867) и «Новь»(1877), повести и рассказы «Дневник лишнего человека» (1849), «Бежин луг» (1851), «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) и многие другие.
Осенью 1855 года Тургенев познакомился с Львом Толстым, который вскоре опубликовал рассказ «Рубка леса» с посвящением И. С. Тургеневу.
Последние годы
С 1863 года уехал в Германию, где знакомится с выдающимися писателями Западной Европы, пропагандирует русскую литературу. Работает редактором и консультантом, сам занимается переводами с русского языка на немецкий и французский и наоборот. Он становится самым популярным и читаемым русским писателем в Европе. А в 1879 году получает звание почетного доктора Оксфордского университета.
Именно благодаря стараниям Ивана Сергеевича Тургенева были переведены лучшие произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Толстого.
Стоит кратко отметить, что в биографии Ивана Тургенева в конце 1870-х – начале 1880-х годов быстро возросла его популярность, как на родине, так и за границей. А критики стали причислять его к лучшим писателям века.
С 1882 года писателя начали одолевать болезни: подагра, стенокардия, невралгия. В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа). Тело его было привезено в Петербург и погребено на Волковском кладбище.
Образование в России
Начальное образование Иван получил дома, отчасти благодаря матери, отчасти – гувернерам-французам, отчасти – камердинерам из числа русских дворовых людей. Юноша рос любознательным и смышленым, с детства превосходно знал и русский, и французский языки и уже в 15 лет поступил на словесное отделение Московского университета.
Спустя год семейство Тургеневых вместе с матушкой переехало в Петербург, и Иван перевелся в местный университет на философское отделение. Здесь он расширил круг своих знакомств, влился в литературную среду и начал писать сам. Изначально, он посвящает всего себя поэзии. Не все у него получается сразу: природный талант необходимо было оттачивать, чем юноша самозабвенно и занимается.
Иван Тургенев в молодости. Рисунок К. А. Горбунова, 1838
Эпилог
Года через 2 после пострижения Лизы её мать умерла, затем умерла и Марфа Тимофеевна. Но гнездо Марьи Дмитриевны не разорилось — в доме жила её младшая дочь Леночка, уже ставшая невестой гусарского офицера, её сын, приехавший на весну из Петербурга с молодой женой, 16-летняя сестра его жены и воспитанница Марфы Тимофеевны, Шурочка. Они весело проводили время.
Однажды к ним приехал Лаврецкий. Брат Лизы сказал ему, что сестра живёт в том же монастыре, им не пишет, но через людей они узнали, что у неё всё хорошо.
За эти 8 лет в душе Лаврецкого произошёл перелом: он стал хорошим хозяином и очень заботился о своих крестьянах.
Лаврецкий посетил обитель, где жила Лиза, и увидел её в церкви. Она не взглянула на него, только ресницы её чуть дрогнули и перевитые чётками пальцы крепче прижались друг к другу.