Краткое содержание голубая стрекоза пришвина для читательского дневника

Презентация на тему урок литературы по рассказу м.м. пришвина голубая стрекоза 6 класс

Полет голубой стрекозы

Далее в рассказе идет описание природы, строки дышат удивительной чистотой и помогают читателю прочувствовать красоту вечернего леса. В этой части рассказа М. Пришвина «Голубая стрекоза» (краткое содержание не сможет, к сожалению, передать все нюансы) говорится о том, какой целительной силой может обладать природа. Корреспондент и мальчик любовались красотой леса в вечерних лучах солнца, водяными лилиями. В этот момент над водой кружилась голубая стрекоза.

Мальчик, закрыв глаза, слушал звуки ручья, и на его лице отражалась внутренняя борьба. Наконец, она закончилась появлением на лице детской улыбкой, он открыл глаза и поблагодарил автора. В этот момент мальчик увидел стрекозу, улыбнулся и снова закрыл глаза. Иногда раненый боец спрашивал, продолжает ли летать это прекрасное создание. И всегда получал утвердительный ответ, который его успокаивал.

Спустя какое-то время автор задумался и, ответив на вопрос про стрекозу, не заметил, что мальчик открыл глаза. Но в сумерках он не увидел ее и расстроился, что писатель оказался невнимателен. Пришвин тоже огорчился, но вдруг в отражении воды увидел стрекозу и рассказал об этом мальчику. Краткое содержание «Голубой стрекозы» Михаила Пришвина мы завершим тем, что писатель рассказывает, как мальчика спасли. Он считал, что это заслуга не только докторов, но и волшебной песни ручья и полета голубой стрекозы.

Даже если читать краткое содержание «Голубой стрекозы» Пришвина, можно прочувствовать с какой искренней любовью описывает писатель красоту природы. И как он радуется, что есть люди, которые ей могут восхищаться и которых огорчает невнимательное отношение к ее красотам. Пришвин считал, что докторам помогли ручей и стрекоза потому, что умение ценить каждый миг и быть в гармонии с природой позволяет человеку сохранить все хорошее, что есть в его натуре.

Мультимедиа

Площадь перед Зимним Дворцом в день объявления войны

Уважаемые пользователи!

Если у Вас сохранились личные архивные альбомы с фотографиями времен Великой войны 1914-1918
гг.,
связанные с героями, событиями или полками, информация о которых размещена на портале «Памяти
героев
Великой войны 1914-1918 гг.» и Вы бы хотели, чтобы эти фотографии стали доступны на портале, то
Вы
можете сообщить нам свои контактные данные через форму обратной связи.

Мы свяжемся с Вами и согласуем способы передачи нам Ваших фотографий в электронном виде.
Обращаем Ваше
внимание, что для размещения фотографий на портале необходимо их краткое описание: фамилии и
имена
запечатленных героев, наименования полков, описание событий, информация о датах и местах съемки.
При
размещении Ваших фотографий на портале будет указано, что фотографии предоставлены из Вашего
личного
архива

Сочинение на тему: Анализ рассказа Пришвина «Голубая стрекоза»

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 04.01.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

М.М. Пришвин — писатель, чье творчество читатель ассоциирует с миром природы. Мастер литературного пейзажа, автор с необычайной тонкостью и простотой описал сюжет каждого своего творения. Тем не менее, писатель разнообразен в своем творчестве. Его герои — не только обитатели природы, но и люди.

Повествование с красивым названием «Синяя стрекоза» поначалу задает читателю повествование о лете, прекрасной природе, водохранилище и его обитателе — синей стрекозе, но из первых строк становится понятно, что речь идет об ужасном для всех событии — войне. Сам автор пережил два из них (в 1914 и 1941 годах). События повествования перенесены во время Великой Отечественной войны 1914 г. Рассказывает герой события — военный корреспондент. Работа автора состоит в том, чтобы записывать события, связанные с войной. Герой не чувствует себя нужным, он хочет помочь с физической работой. Такое событие выпало на долю героя в августовском лесу, когда нужно было помочь раненым. Помогая народу, герой осознал свою судьбу.

Среди смертельно раненых был мальчик, который попросил воды. Автор привел его к ручью к природе. Умирающий мальчик увидел голубую стрекозу, парящую над водой. Он улыбнулся и поблагодарил его за возможность увидеть красоту. Для мальчика стрекоза является символом жизни на земле до тех пор, пока он видит насекомое, которым он жив.

История заканчивается на позитивной ноте, мальчик восстанавливается, его вера в помощь синей стрекозы помогла ему в борьбе со смертельной болезнью.

Довольно условно, но работа может быть разделена на две части. В начале истории мы говорим о самом герое повествования. После того, как он ушел на фронт в качестве корреспондента, он старается быть полезным людям не ментально, а физически. Вторая часть — сюжетная линия развития, в которой встреча с умирающим мальчиком переворачивает философские представления героя о смысле жизни. Повествование от первого лица позволяет читателю поверить в происходящее.

Сюжет интересен лингвистическими поворотами, которые автор использует для яркого отображения событий. Эпитеты («простая красивая песня»), метафоры («вода — эти глаза земли»), олицетворение («струйки…»), являются лучшим доказательством вечности природы. Никакая война не может повлиять на ход природных явлений. У человека есть кровь и смерть, у природы есть чистота и одиночество. В этом суть истории Пришвина «Голубая стрекоза».

Сочинение по тексту М. Пришвина о влиянии природы

В тексте М. Пришвина поставлена проблема влияния природы на человека. Главный герой произведения, военный корреспондент, уверен, что выжить раненному мальчику «помогла красота ручья». Авторская позиция заключается в том, что природа благотворно влияет на человека, может помочь ему в трудные минуты жизни. Невозможно не согласиться с Пришвиным. Великолепие природы никогда не оставляет равнодушным, наоборот оказывает положительное воздействие на физическое и душевное состояние человека. Для доказательства этого утверждения обратимся к художественной литературе. В романе «Война и Мир» Андрей Болконский после того, как он увидел преображенный дуб, поражающий величием и красотой, открыл для себя новую жизнь. В повседневной жизни нередки случаи влияния красоты окружающего мира на человека. когда во время утомительной поездки на поезде смотришь в окно и после однообразного городского вида открывается восхитительный пейзаж, будь то бескрайнее море или густой лес, на душе невольно становится тепло и легко, вмиг забываются проблемы и заботы. Таким образом, влияние природы на человека очень велико. Её красота способна помочь людям в трудных ситуациях, а иногда даже спасти жизнь, как в тексте М. Пришвина.

Текст:

(1)В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2)Я укладывал раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…» (3)Я побежал за водой.(4)Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…» (5)С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6)Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7)Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны. (8)Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9)Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10)Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья. (11)В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив. (12)Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13)А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14)Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15)И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза. – (16)Спасибо вам, так красиво! – прошептал он. (17)Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза. (18)Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал: – (19)А что, она ещё летает? (20)Голубая стрекоза ещё кружилась. – (21)Летает, ещё как! – ответил я. (22)Он опять улыбнулся и впал в забытьё. (23)Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24)Вдруг, слышу, он спрашивает: – (25)Всё ещё летает? – (26)Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая. – (27)Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза. (28)Я испугался. (29)Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно. (30)Не так ли и тут?.. (31)Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32)Больной решил, что я его обманул, и глаза его опять закрылись. (33)И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34)Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме. – (35)Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза. (36)И я ему показал это отражение. (37)И он улыбнулся. (38)Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39)Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью. Даже если ее не видно.

Популярные сегодня пересказы

  • Доктор Айболит — краткое содержание сказки Чуковского В этом стихотворении повествуется о враче-ветеринаре по имени Айболит. Показана его любовь к своим пациентам, внимательное отношение к их самочувствию и готовность прийти на помощь в любой беде, даже очень сложной.
  • Доктор Крупов — краткое содержание повести Герцена Главный герой – доктор Крупов. Повесть начинается с описания его детства. В детстве Крупов имел интерес к лечению людей, но его отец – дьякон. Он категорически был против его интереса и хотел, чтобы сын продолжил его дело
  • Третий в пятом ряду — краткое содержание книги Алексина Рассказ Анатолия Алексина «Третий в пятом ряду» был опубликован в 1963 г. Произведение написано от лица учительницы-пенсионерки Веры Матвеевны, учительницы русского языка.
  • Краткое содержание Паяцы оперы Леонкавалло В Монтальто приезжают комедианты, которыми руководит Каньо. Жители зовут артистов выпить в трактир. Некто в толпе шутит о том

Военкоры

Некоторые в будущем известные литераторы отправились на фронт военкорами.

На представленном групповом фото военных корреспондентов слева стоит Алексей Толстой — будущий главный писатель СССР, а в то время начинающий литератор, военный корреспондент московской газеты «Русские ведомости».

В центре самый высокий — Иван Жилкин — журналист-старообрядец, депутат Государственной думы первого созыва от Саратовской губернии.

Крайний слева сидит Михаил Пришвин, во время войны корреспондент санкт-петербургской газеты «Речь». А в будущем — автор столь нелюбимых многими школьниками длинных абзацев с описаниями природы.

В середине с длинной густой бородой чем-то недоволен Илья Львович Толстой — сын автора «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого. Во время войны он работал в Красном кресте и параллельно в качестве военного журналиста писал для им же основанной газеты «Новая Россия».

Крайний справа — вальяжно раскинулся на стуле Степан Петров, писавший поэзию и прозу под творческим псевдонимом «Скиталец». Автор знаменитого романса «Колокольчики, бубенчики…» и первого варианта слов к посвящённому погибшим в Русско-японской войне воинам проникновенному вальсу «На сопках Маньчжурии», который слышали, наверное, все:

На фронт Степан Петров-Скиталец отправился добровольно в качестве санитара. О войне писал очерки и рассказы.

Как и Алексей Толстой, военными корреспондентами «Русских ведомостей» были писатель Александр Серафимович и поэт-символист Валерий Брюсов. Брюсов писал с фронта также для ярославской газеты «Голос» и иркутской «Сибири».

Владимир Маяковский

Были среди литераторов и те, кто не очень-то и рвался на передовую. В результате протекции А.М. Горького модный в ту пору поэт-футурист Владимир Маяковский после призыва в 1915 году попал в «блатное» нестроевое подразделение — первую запасную автомобильную роту петроградской Военно-автомобильной школы.

Уклонистом его назвать нельзя. Но на фоне отважных поступков будущих коллег патриотизм Владимира Маяковского выглядит недостаточным. Возможно, настоящая любовь к Родине еще только вызревала в душе молодого поэта. Впрочем, судя по его стихам того времени, это был еще не тот «певец революции» Маяковский, которого во времена СССР изучали в школе:

Начинается Гражданская война

Корнилов и другие офицеры пробрались на Дон (Лавр Георгиевич ехал поездами, в крестьянской одежде). Там, в Новочеркасске, генерал М. В. Алексеев начал собирать силы для отпора большевикам. В конце декабря Корнилов встал во главе Добровольческой армии — первой белой армии России.

Белые оказались в тяжелейшей ситуации. С огромным трудом к ним просачивались (по одному, по двое-трое) офицеры и необученные гражданские, готовые с оружием в руках выступить против узурпаторов. В начале 1918 года их насчитывалось всего пара тысяч человек. Медленно шли переговоры с кадетами и другими партиями о финансовой помощи. В январе начались бои с большевиками — из Петрограда и Москвы прибывали отряды Красной гвардии. В феврале Добровольческая армия оказалась окружённой в Ростове. Новочеркасск пришлось оставить. Корнилов принял решение идти на Екатеринодар (нынешний Краснодар) в надежде соединиться с кубанским казачеством, тоже выступившим против большевизма, и твёрдо закрепить за собой какую-то территорию. Так 9 (22) февраля 1918 г. начался Ледяной поход.

Ледяной поход. (popovfoundation.org)

В поход вышли чуть больше 4 тыс. человек (в основном — офицеры, солдат чуть больше тысячи, и те — наполовину кадеты и юнкера) при 8 пушках. По глубокому снегу впереди отряда шёл Корнилов. От станицы — к станице, от хутора — к хутору, на морозе, с боями каждый день. В этом походе начался фронтовой красный террор, а затем и белый террор. Обе стороны бились беспощадно, убивали пленных. На подступах к Екатеринодару к армии присоединился отряд кубанцев. Но белых всё ещё было в три раза меньше, чем красных, которые защищали город (около 20 тыс. человек). Организация красных и их боеспособность оставляла желать лучшего, но Добровольческая армия страшно устала и испытывала недостаток в боеприпасах. Тем не менее в кульминационный момент мартовских боёв белым удалось взять окраины города и даже пробиться на Сенную площадь. Но затем пришлось отступить.

30 марта Корнилов, Деникин, Марков и другие генералы сидели в импровизированном штабе на ферме под Екатеринодаром (город был виден без бинокля). Армия потеряла в штурме половину состава. Боеприпасы кончились. В каком-то странном отчаянии они всё же решили ещё раз штурмовать город чуть ли не голыми руками. Утром 31 марта пошли в бой.

Корнилов оставался на ферме и продолжал командовать. О произошедшем говорил очевидец: «Пристрелявшись к дому шрапнелью, большевики стали закидывать его гранатами (прим. автора — имеются в виду гранаты, выпущенные из пушек). (…) Вдруг наш маленький домик весь наполнился грохотом». Генерал А. П. Богаевский вбежал в комнату Корнилова: «Корнилов лежал на полу с закрытыми глазами, весь покрытый белой пылью. Его голову поддерживал адъютант корнет Бек-Хаджиев; по левому виску текла струйка крови; правая нога была вся в крови; шаровары были разорваны. Корнилов тихо стонал». Врач перевязал ногу жгутом выше колена, после чего главнокомандующего вынесли на свежий воздух. Через несколько минут Корнилов скончался. Как выяснилось позднее, накануне красные узнали, что на ферме под городом сидит руководство белых, ночью подкатили два орудия, замаскировали их и расстреляли дом.

Генерал А. И. Деникин и Добровольческая армия. (Wikimedia Commons)

После гибели Корнилова командующим Добровольческой армии стал его заместитель генерал А. И. Деникин. Армия отступила от Екатеринодара. Впоследствии очень многие участники Белого движения сожалели об этой утрате — Корнилов был объединяющей фигурой, главнокомандующим русской армии, назначенным законным правительством, тем, кого знало и кому доверяло офицерство. Его репутация побуждала людей идти за ним даже в самоубийственный Ледяной поход. Не раз в ходе войны и в эмиграции звучали суждения о том, что, пожалуй, только этот «великий русский патриот» мог одолеть большевиков и спасти Россию.

Корнилова добровольцы похоронили в селении Гначбау. Когда это место заняли красные, они выкопали тело из могилы и повезли в Екатеринодар. Там большевики над ним надругались: толпа била труп шашками, колола штыками, кидала в него грязь и камни, плевала и осыпала бранью. Затем тело офицера привязали к хвосту коня и так волокли по земле на скотобойню. Там сожгли, а обугленные останки растоптали ногами.

Популярные сегодня пересказы

  • Батраки — краткое содержание рассказа Шолохова Повесть рассказывает о нелёгкой судьбе семнадцатилетнего парнишки Фёдора Бойцова. Отец был кормильцем в семье, но трагически погиб. Мать с сыном остались без кормильца. Чтобы прокормиться
  • Вор — краткое содержание романа Леонова Действие происходит в поселке Благуше. Фирсов начал осматривать окрестности и думать об персонажах. И будто в реальности, Фирсов увидел, как Николка Заварихин выбрался из деревушки в столицу — Москву.
  • Матерь человеческая — краткое содержание романа Закруткина Произведение повествует о событиях, происходивших в период Великой Отечественной войны на белорусской территории. Повествование в повести ведется от имени рассказчика, являющегося бывшим военным, который в прикарпатском городке
  • Лягушки — краткое содержание комедии Аристофана Комедия Аристофана названа так благодаря хору лягушек, который был частью всего спектакля. Этот хор олицетворял собой лягушек, которые сидят поблизости от реки Ахерон, реки царства мертвых, по которой перевозят

Автор книги: Михаил Шолохов

Соавторы:

Веселый день

Последнее время на этом участке фронта в верховьях Дона стояло затишье. И вдруг на рассвете после тяжелой темной ночи раздался залп фашистской артиллерии. Второй, третий, – и пошла потрясающая пальба.

Что это! Наступление?.. По нашей линии все напряглось в ожидании, в приготовлении к отпору. Всех – и бойцов, и командиров, и артиллеристов, и минометчиков, – всех, кто ни находился на линии фронта в окопах, в дотах и дзотах, и в тылу, поражала ничем не объяснимая вещь: фашистская артиллерия бьет не по нашим укреплениям, не по нашим огневым точкам, а по чистому полю, бьет по голому полю, которое раскинулось между нашей и вражеской линиями. Поле – пустынное. Кое-где темнеют голые кустики да виднеются небольшие ложбинки, а в них и котенок не спрячется. Но с потрясающей силой бьет фашистская артиллерия в чистое поле, как в копеечку. Гигантские глыбы черной земли страшной тяжестью взлетают в черных облаках дыма и пыли, и после них зловеще дымятся глубокие провалы. Поле разворочено, как будто плуг нечеловеческой громады прошел по нему.

Бойцы безбоязненно высовывались из окопов, с изумлением оглядывались друг на друга.

– Да что за черт!

– В чистое поле, как в копеечку…

– Это же денег стоит…

– Фриц сбесился!..

– Без ума жил, с ума сошел.

– Рехнулся…

Бойцы ничего не понимали.

Долго враг бил по пустому месту, разворачивая все новые места на чистом поле, долго глядели и удивлялись бойцы.

…Прошлая ночь была черна и туманна. В этой тьме стоит тишина одинаково над нашими и немецкими окопами. И одинаково прислушиваются в тех и других невидимые часовые. Да вдруг посыплется во тьме пулеметная очередь или высоко вскинется ракета, осветив мертвенно-голубоватым светом дымчатый туман. И опять – мутная тьма; ни звука.

В глухом, не выделяющемся во тьме блиндаже судорожно шныряют по стенам уродливо дрожащие тени от коптилки. Командир говорит:

– Между нами и немцами стоит наш неповрежденный танк. В нем лежат погибшие товарищи. Кто-то из них с автоматом в руке открыл люк, видимо, хотел стрелять по немцам. В открытый люк влетела граната подобравшегося врага. Наши товарищи все от взрыва погибли. Немцы не стали бить из пушек по танку, все надеются целым приволочь к себе. Мы тоже не разбиваем, все надеемся возвратить, опять будет служить нашей Красной Армии. Товарищей, павших смертью храбрых, честью похороним. Надо его доставить, не вызвав орудийного огня. Нужно послать человек десять, пятнадцать. Надо вызвать добровольцев.

Книги онлайн

Михаил Михайлович Пришвин Голубая стрекоза

В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах. Я записывал своим кратким способом все мои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня совершалось.

Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, я же все шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.

– Вы с ума сошли, – сказал мне строгий голос из-под земли.

Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно. В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство. Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи. Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:

– Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?

– Что же мне делать? – спросил я, очень обрадованный его решительным тоном.

– Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых.

Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора, и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель.

В это время один умирающий шептал мне:

– Вот бы водицы.

Я по первому слову раненого побежал за водой.

Но он не пил и повторял мне:

– Водицы, водицы, ручья.

С изумлением поглядел я на него, и вдруг все понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.

Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья. Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

В косых лучах вечернего солнца особенным зеленым светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза. А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку. Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу. И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза.

– Спасибо, – прошептал он.

Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

– А что, она еще летает?

Голубая стрекоза еще кружилась.

– Летает, – ответил я, – и еще как!

Он опять улыбнулся и впал в забытье.

Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко, и забылся. Как вдруг слышу, он спрашивает:

– Все еще летает?

– Летает, – сказал я, не глядя, не думая.

– Почему же я не вижу? – спросил он, с трудом открывая глаза.

Я испугался. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил еще вполне разумно. Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.

Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза. Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы

Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода – эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме

Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы. Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода – эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

И я ему показал отражение. И он улыбнулся.

Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, – по-видимому, его спасли доктора. Но я крепко верю: им, докторам, помогла песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.

Реклама на сайте

Талантливые герои

В годы Первой мировой добровольцами на защиту Родины отправились Валентин Катаев и Николай Гумилёв.

Катаев служил в артиллерии и пехоте, дважды был ранен, пережил отравление газами.

Николай Гумилёв за ночную разведывательную операцию был награждён Георгиевским крестом и произведён в унтер-офицеры.

Георгиевским крестом 4-й степени за храбрость был награждён и поэт Бенедикт Лившиц, воевавший в составе 146-го пехотного Царицынского полка.

Был мобилизован и направлен в ополчение в Финляндию командиром пехотной роты Александр Куприн. В чине прапорщика артиллерийской бригады воевал Виталий Бианки.

Добросовестно служили Отечеству Александр Блок, Демьян Бедный, Саша Чёрный, Антон Ходаков, и многие другие наши известные литераторы.

— Напишет в своём стихотворении «Баллада о гвоздях» поэт Николай Тихонов, воевавший в Первую мировую в гусарском полку.

Впоследствии революция разведёт некоторых по разные стороны. Но в суровые годы внешней угрозы они плечом к плечу вставали на защиту Отечества.

Закончим эту статью словами студента Николая Руднева — друга Константина Паустовского, служившего вместе с будущим писателем в полевом санитарном отряде:

Михаил Пришвин — Голубая стрекоза читать онлайн бесплатно

Михаил Пришвин — Голубая стрекоза — читать книгу онлайн бесплатно, автор Михаил Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин

Голубая стрекоза

В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах. Я записывал своим кратким способом все мои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня совершалось.

Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, я же все шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.

– Вы с ума сошли, – сказал мне строгий голос из-под земли.

Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно. В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство. Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи. Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:

– Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?

– Что же мне делать? – спросил я, очень обрадованный его решительным тоном.

– Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых.

Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора, и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель.

В это время один умирающий шептал мне:

– Вот бы водицы.

Я по первому слову раненого побежал за водой.

Но он не пил и повторял мне:

– Водицы, водицы, ручья.

С изумлением поглядел я на него, и вдруг все понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.

Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья. Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

В косых лучах вечернего солнца особенным зеленым светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза. А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку. Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу. И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза.

– Спасибо, – прошептал он.

Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

– А что, она еще летает?

Голубая стрекоза еще кружилась.

– Летает, – ответил я, – и еще как!

Он опять улыбнулся и впал в забытье.

Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко, и забылся. Как вдруг слышу, он спрашивает:

– Все еще летает?

– Летает, – сказал я, не глядя, не думая.

– Почему же я не вижу? – спросил он, с трудом открывая глаза.

Я испугался. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил еще вполне разумно. Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.

Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза. Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы

Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода – эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме

Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы. Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода – эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

И я ему показал отражение. И он улыбнулся.

Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, – по-видимому, его спасли доктора. Но я крепко верю: им, докторам, помогла песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.

Описание сюжета и краткий анализ

Басня Ивана Андреевича Крылова опубликована в 1808 году. Однако не он создал сюжет, он сделал литературный перевод на русский язык басни «Цикада и муравей» французского поэта Жана де Лафонтена, который, в свою очередь, заимствовал сюжет у греческого баснописца Эзопа. Заменив главных героев, Крылов назвал свою басню «Стрекоза и муравей».

Краткое содержание произведения поможет детям, которые не очень хорошо воспринимают стихотворный стиль, понять смысл и мораль басни, так как свободный пересказ более удобен для чтения и восприятия повествования, особенно текст иллюстрируют рисунки.

Легкомысленная героиня басни Стрекоза пела и веселилась всё лето. В её планы не входило устройство собственного жилья на зиму. Она даже не задумывалась, где будет зимовать, и чем будет питаться, когда придут холода. Все её мысли были только о развлечениях.

Но когда наступила зима, Стрекоза поняла, что замёрзнет, если не найдёт себе пристанище, поэтому обратилась за помощью к Муравью. В отличие от летней плясуньи, этот герой басни тяжело трудился всё лето. Он строил себе жильё и запасал пропитание на зиму.

Когда Стрекоза попросилась к нему на постой, Муравей поинтересовался летними занятиями своей гостьи. Та, не задумываясь, ответила, что пела и веселилась целыми днями, поэтому у неё не было времени на подготовку к зиме. Тогда Муравей ответил, что если Стрекоза считает своё пение делом, то пусть теперь идёт и пляшет.

Если произвести краткий анализ «Стрекоза и муравей», для читательского дневника, то он будет выглядеть следующим образом:

Год написания — 1808.
Автор — Иван Андреевич Крылов.
Жанр — басня.
Тема — важность труда.
Основная мысль — каждый получает то, что заслуживает.
Главные герои — Стрекоза и Муравей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: