Рассказ саши черного «кавказский пленник» для читательского дневника

Читательский дневник «кавказский пленник» саши чёрного

Краткое содержание Саша Чёрный Кавказский пленник

Весь рассказ о том, как две девочки прочитали рассказ Льва Толстого « Кавказский пленник». И очень переживали по этому поводу, так как они очень впечатлительные натуры и поверили каждому слову автора, как будто это все происходило в реальной жизни.

На улице весна, все люди вышли насладиться прекрасной теплой погодой. И бабушка, стоящая на балконе и женщина стирающая белье в реке. Все кто просто гулял по городу и старик на лодке и мальчики, бегущие по берегу реки.

Девочки находились в папином кабинете, кот сидел на подоконнике, а вся остальная обстановка, была стандартной, портреты писателей, много книг, причем всевозможных направлений.

Катя и Валя были очень расстроены после чтения «Кавказского пленника», старшая девочка даже плакала. Кроме того что они очень переживали за главного героя рассказа, еще и дома никого не было. Чтоб объяснить девчонкам авторский замысел произведения и успокоить их.

Жилину удалось бежать из плена, значит дальше его судьба сложиться хорошо. И он сам сможет взять в плен татар, затем наказать их и отпустить по домам. Дальше девочки решили, что Дину приставят к награде. А Валя, выйдет замуж за Жилина.

В общем, девочки пошли играть в сад, там встретили Мишу и решили инсценировать события из прочитанного рассказа. Катя и Валя стали татарами, они начали гоняться за Мишей и вскоре посадили его в яму. И в итоге, Жилин и с ним его друг Костылин, оказались в плену. В роли Костылина была собака, в роли Жилина Миша.

Теперь Жилин должен был писать письмо родственникам, в котором за него требуют выкуп, но так как Миша писать не мог письмо, написали девочки. Передали его дворнику, вот только пленные никак не собирались совершать побег.

Теперь Катя и Валя меняли игрушки Жилина на еду, они нашли лепешки на кухне. Миша покушал собака тоже. Девочки опустили в яму палку, предлагая пленникам бежать, но они не захотели.

В итоге девочки опустились в яму к Мише и собаке, и стали ждать нужного количества звезд на небе, чтобы бежать. Но колодки для ног и рук еще не были готовы, поэтому бежать, никак не получалось.

Мама пришла домой, а детей ее нет. И тут же дворник принес записку с требованием выкупа. Мама и няня очень испугались и стали бегать искать девочек. Мама звала их и осматривала все уголки в доме.

Валя и Катя шли, домой шагая рядом с мамой, теперь утром, рассказ которым они так восхищались вчера, показался очень грустным. А Миша и собака Тузик тоже полюбили эту игру и предлагали, еще поиграть в кавказских пленников.

В данном рассказе автор всем читателям намекает на детскую беззаботность. Тем самым давая понять, что любая неприятность или остросюжетный рассказ, показавшийся грустным сегодня, завтра уже будет чем-то неважным, и никто о нем уже и не вспомнит. Нужно просто жить и стараться не печалиться по всяким мелочам.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

  • Краткое содержание Солженицын Красное колесоЧерез призму восприятия событий, происходящих в России, юными студентами — Саней и Котей — читателю предоставляется возможность окунуться в десятые годы прошлого столетия. Двое молодых людей отправляются добровольно на Первую Мировую войну
  • Краткое содержание Здравствуй грусть СаганаДействия происходят в 1950 году в Париже. героиня романа Здравствуй грусть, Сесиль – семнадцатилетняя девушка, избалованная и легкомысленная, впрочем, как и её отец сорокалетний Реймон.
  • Краткое содержание Куприн ЯмаВ одном из городков Ямской слободы (иными словами – Ямы), находился публичный дом Анны Марковны. Однажды в заведении оказалась компания, состоящая из студентов и доцента Ярченко с журналистом
  • Краткое содержание Достоевский Записки из подпольяСложное произведение, в котором мало событий, в основном описаны размышления главного героя. И читатель должен понять, что автор хотел донести читателю.
  • Краткое содержание Шолохов ЧервоточинаВ произведении «Червоточина» рассказывается о том, как рушились семьи во время становления советской власти на Дону. Жила семья: отец Яков Алексеевич, мать и два сына — младший Степка и старший Максим. Степка вступает в ряды комсомольцев.

Саша Чёрный — Кавказский пленник, Робинзон (ответы на вопросы по литературе 5 класса)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

1. Вы прочитали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», обсудили его содержание. Саша Чёрный рассказывает о впе­чатлениях детей, самостоятельно прочитавших этот рассказ и решивших воспроизвести его в своей игре. Какими героями в этой игре хотели бы вы быть? Почему дети не хотели быть Костылиным?

Валя и Катюша, придумав игру в кавказского пленника, не включили в нее Костылина. Они поняли, что это дурной человек, слабый и эгоистичный. Их симпатии были на стороне бедного Жилина и девочки, помогающей пленнику.

Я думаю, если бы мы стали играть в кавказского пленника. То трудно было бы найти желающего на роль Костылина – никто не захотел бы быть трусом.

Понравилась ли вам эта детская игра? Какой она вам по­казалась – весёлой, смешной, наивной?

В истории про Игоря-Робинзона мне было интересно и забавно все. В самом начале рассказа автор очень весело рассказывает про «подвиги» Игоря, которые должны подтвердить, что мальчик совсем не слабенький. Мне интересно было бы посмотреть, что за бюст Гоголя у него получился из теста, которого потом съел индюк. Мир, окружающий Игоря, описан очень ярко и как бы глазами ребенка.

Самый интересный эпизод – это появление и последующие действия собаки. Цезарь оказался очень умным псом и действительно помог Игорю.Не менее интересно рассказано, что мальчик видел на острове и что там делал. Ему было страшно, но он не позволил крысе вылезти на остров, чтобы причинить вред кроликам.

В этом рассказе нет ни строчки, которая бы мне была неинтересна.

Творческое задание

Придумайте одну или несколько игр, используя сюжеты прочитанных вами произведений. Роль какого литературного героя вы хотели бы исполнить в такой игре?

Мы с братом, когда ездим с родителями в поход с ночевкой, играем в Робинзонов. Мы расходимся в разные стороны от нашего лагеря и начинаем обустраиваться: готовить себе ночлег, придумывать, что будет ложкой, чашкой, плести корзинки, придумываем ловушки для диких зверей. Побеждает тот, у кого лучше устроен быт. Наше жюри – это родители.

Совершенствуем свою речь

Анализируя юмористическое произведение, подумайте: за счёт чего фразы становятся смешными? Как их надо произ­нести?В кабинете на письменном столе сидел рыжий котё­нок и, удивлённо прислушиваясь, потрогивал лапкой басо­вую струну мандолины…;Чужеземный фикус подымал свежевымытые листья к окну, заглядывал в сад: «какая у них тут в Петербурге весна?»;Сбоку дремал дубовый буфет.

Первая фраза про котенка стала веселой из-за описанной ситуации: котенок на письменном столе трогает лапкой мандолину, раздается звук, а котенок прислушивается, как будто что-то понимает.Фикус – комнатное растение, нежное, ему только что вымыли листочки, и он, как бы с ленивым любопытством интересуется, ну а как там, за окном, так ли хорошо, как у нас дома. Здесь мы видим прием олицетворение.В последней фразе тоже использовано олицетворение. Дубовый буфет представляется большим и старым.

Какие литературные средства и приёмы помогают сделать произведения юмористическими (сравнения, эпитеты, особые ситуации)? Приведите примеры.

Оба рассказа Саши Черного являются юмористическими. Их названия созвучны с общеизвестными произведениями, в которых сюжеты совсем не веселые. Мы читаем заголовок «Кавказский пленник» и ждем, что здесь тоже будет трагедия, а оказывается игра. Мы видим в названии имя Робинзон и можем предположить, что мальчик окажется в опасности, а он всего лишь попал на островок посреди пруда и пробыл там не более двух часов.

Есть в этих произведениях смешные сравнения и эпитеты: «дворняжка Тузик, лохматая серая муфта с хвостом в виде вопро­сительного знака…», « одна нога бо­сая, точно обсосанная»; «нелепое созданье», «цеп­кую повилику, колючую ежевику, кусачую крапиву».

Некоторые ситуации юмористичны по своей сути, когда дети хотят одно, а получается другое: девочки стреляют в коня Мишки, а он кричит им, что не попали, и продолжает дальше бегать. Тузик в яме не сопротивляется, когда ему на ноги привязывают дощечки, мол, сами и снимите потом. Таких ситуаций много в обоих рассказах.

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Очень краткий пересказ

Содержание рассказа А.М. Гликберга раскрывает отношение сестер Вали и Кати к событиям повести Льва Толстого «Кавказский пленник». В яркий солнечный день, когда ничего не предвещало печали, дети, прочитав эту книгу, узнают, что в мире существует несправедливость.

Персонажи повести Льва Толстого, Дина и Жилин

Девчонкам жаль Жилина и Костылина, попавших в плен к татарам. Их поражает доброта Дины, когда та приносит еду пленникам. Однако детская непосредственность не дает долго грустить, сестры решают по-своему изменить судьбу положительных персонажей Толстого.

Обратив печальный сюжет в увлекательную игру, девочки уговаривают своего друга Мишку временно стать Жилиным и посидеть в яме. Когда не хватает участника на роль Костылина, подключают дворовую собаку Тузика. Передают дворнику, написанное на дощечке послание, чтобы за пленников заплатили выкуп.

Приходит домой мать девочек и, видя, что детей нет, начинает поиск, в чем ей помогает дворник Семен и няня. Завершается игра возвращением домой, где в тепле и уюте девочки искренне недоумевали, почему были так расстроены.

Веселая игра

В саду Валя и Катюша остановились у ямы. Они поняли друг друга без слов, оставалось распределить роли. Каждой хотелось быть Диной, потому они решили сначала побыть татарами и взять в плен Мишку, карапуза дворника. Тогда они смогут его бросить в яму, а потом начнут спасать. Костылиным предстояло стать Тузику, бегавшему рядом с девочками и вертевшему хвостом. Такими были фантазии Вали и Катюши, вспоминая краткое содержание. «Кавказский пленник» (автор Саша Черный отметил, что Мишка сразу согласился вступить в игру) помчался на пруте вперед, не желая быть раненым. Девочкам-татарам пришлось силой взять его в плен и оттащить к яме. Для того чтобы было мягче, Валя принесла коврик, и вот уже плененные «Жилин» и «Костылин» уютно расположись в яме. Осталось написать послание родственникам. Так как Мишка был еще неграмотным, это сделали девочки. Табличку с требованием выкупа они доставили дворнику. Вот только пленные вели себя неправильно: они веселились и совсем не пытались бежать. Так продолжает рассказ Саша Черный.

Кавказский пленник

Саша Чёрный

Так весело было в саду! Цвела черёмуха, высоко в воздухе вздымая пенистые гроздья цветов. Сережки на берёзах уже отцвели, но сквозным кружевным шатром зыбилась на ветру молодая, ещё изумрудная листва. На старой лиственнице у пристани по всем лапам свежо зеленели пучками мягкие иголочки, и между ними алые точки — цвет. На клумбе тёмными сморчками повылезли из тёплой земли ещё не развернувшиеся листья пионов. Воробьи стайками перелетали с клена на берёзу, с берёзы на крышу сарая: кричали, кувыркались, дрались, — просто так, от избытка жизни, как дерутся школьники, разбегаясь по домам после уроков. Над скворечницей, как приклеенный, сидел на кленовой ветке скворец, смотрел на солнце, на весёлую рябь речонки… В такой чудесный день никакие хозяйственные заботы в птичью голову не шли. А вдоль решётчатого забора, отделявшего сад от соседней усадьбы, бешено носились псы: по ту сторону, распластавшись почти до земли, шоколадно-чёрная такса, по эту — дворняжка Тузик, лохматая серая муфта с хвостом в виде вопросительного знака… Добегали до края ограды, поворачивались и стремительно мчались назад. До тех пор, пока, высунув языки, в изнеможении не падали наземь. Бока ходили ходуном, глаза весело перемигивались. Мчаться вперёд… Большего собачьего удовольствия ведь и на свете нет!

Внизу, за ещё сквозными кустами сирени, покачивалась на Крестовке пристань. Мало кто из петербуржцев знал, что в самой столице выбегает к Елагину мосту такая захолустная речонка, омывая северный край Крестовского острова. А речка была славная… Переливалась солнечной чешуёй вода. Микроскопические рыбки оплывали хороводом пёстрые сваи перед домами. Посредине во всю длину тянулась узкая, обсаженная черёмухой коса. Против середины косы вздымался большой сарай, и желтел покатый к воде спуск: английский гребной клуб. Из сарая шестеро тоненьких юношей в белых фуфайках и кепках вынесли длинную-длинную лёгкую гичку, будто пила-рыба на двенадцати ногах купаться пошла. Спустили лодку на воду, уселись и понеслись к Елагину острову, плавно, в такт гребли, откатываясь на подвижных сиденьях назад для нового взмаха… Сын прачки, помогавший матери на берегу укладывать бельё в корзину, посмотрел вслед и сам себя от удовольствия ногой лягнул.

У пристани, внизу, отчаянно скрипела на цепочке и шлёпалась о воду лодка. Да и как ей было не скрипеть и не шлёпать, когда тройка озорных мальчишек перелезла по отмели через забор, забралась в лодку и изо всех сил стала её раскачивать. Вправо — влево, вправо— влево… Вот-вот краем зачерпнёт воды до самого борта!

Плывший на плоскодонном челне старичок в малиновом гарусном шарфе лениво шарил глазами по прибрежным кустам. То там, то сям покачивались прибитые к берегу поленья, чурбашки либо обломки досок… Старичок подтягивал багром добычу, укладывал поперёк челна и медленно шлёпал по воде дальше… Засмотрелся на далёкие старые вётлы вдоль окраинной дороги Елагина острова, послушал, как на мостике справа гудят копыта, скрестил руки и вёсла и позабыл про свои дрова.

А в Крестовку с Невы вплыла новая компания: писаря с гармошками, девушки с цветными, похожими на детские воздушные шары зонтиками… Лёгкая песенка под перебор весёлых ладов прокатилась по речушке, лёгкие волны светлыми горбиками поплыли к берегам. Скворец в саду на кленовой ветке внимательно склонил голову: знакомая песня! В прошлом году он её здесь слышал, — не та ли самая компания в лодках проплывает?..

Всем было весело в этот весенний день: воробьям на крыше сарая, таксе и дворняжке, отдыхавшим у ворот после гонки вдоль забора, неизвестным мальчишкам в привязанной лодке, молодым англичанам, выплывавшим на гичке к Стрелке1, писарям и девушкам на Крестовке. Даже чья-то старая-старая бабушка, отдыхавшая по ту сторону сада в плетёном кресле на балконе, подставляла лёгкому ветру ладонь, шевелила пальцами и улыбалась: так мирно блестела сквозь зеленеющие вершины река, так плавно звучали на реке голоса, так бодро, отставив генеральский хвост по ветру, шагал по двору рыжий петух мимо самого носа распластавшейся на тёплом бревне кошки…

  • 1Стре́лка — мыс Васильевского острова в Петербурге, разделяющий Неву на два рукава.

Продолжение >>>

Краткий пересказ: «Кавказский пленник»

Начинается рассказ с описания веселого и солнечного весеннего дня. Автор с интересом замечает, что зацвела черемуха, а на березе — изумрудная листва. Этот день настолько чудесен, что выполнять хозяйственные дела никому не хочется. Вдоль забора бегают местные псы. Такса черно-шоколадного цвета резвится с одной стороны забора, а лохматый серый дворняга Тузик с забавным хвостом бегает с другой стороны забора.

На Крестовском острове есть пристань. Вода переливалась блестящей чешуей, в которой плавали микроскопические рыбки. Лодки на ней шлепались и покачивались.

Всем было хорошо в тот день: воробьи, такса и дворняга резвились. Чья-то старая бабушка мирно отдыхала и покачивалась в кресле-качалке. Сквозь зеленую листву деревьев река блестела на солнце

Рыжий петух важно вышагивал по саду, а кошка мирно распласталась на теплом бревне

Во флигеле маленький котенок играл со струнами басовой мандолины. В шкафу стояли книги, а на стене висели портреты тех, кто давным-давно их написал: кучерявый Пушкин, бородатые Тургенев и Толстой… За портьерой виднелась терракотовая столовая. Мухи нервно искали выхода в сад, а на столе лежала раскрытая книга. Раскрашивали в ней картинки детские ручки. Стеклянная дверь из столовой в сад была закрыта. Валя и Катя только что по очереди прочли рассказ Толстого «Кавказский пленник». Сестры были взволнованы не на шутку. Волновал их детские умы серьезный вопрос – мучают ли солдат на Кавказе. Если так написано в книге, значи,- правда! Это же не сказка про Бабу-Ягу.

Девочки приступили к обсуждению финала рассказа. Спасение героев для них — самое настоящее облегчение. Валя предложила татар высечь крапивой со словами «Вот тебе! Получай! Будешь знать, как солдат мучить!». Но потом резко передумала. Валя и Катя решили научить Дину читать, подарить ей азбуку и наградить Георгиевской лентой, а потом женить на Жилине.

Вздохнув с облегчением, Валя и Катя позвали Мишку, чтобы играть в «Кавказского пленника». Они разделили роли. Каждая из девочек стала татарином. Мишка стал Жилиным, а Тузик — его другом. Началась игра. «Паф-паф-паф» стреляли девочки в воображаемую лошадь Мишки-«Жилина». А он «скакал» дальше и говорил, что они не попали. Терпение горцев лопнуло, они выскочили, схватили, повалили и усадили в яму пленников. Валя от лица пленника «Жилина» нацарапала письмо дворнику Семену. Тот прочитав, отправился к яме и удивился – пленники вели себя не как пленники! Краткий пересказ «Кавказский пленник» продолжается, как и игра ребят.

Но Валя решила продать пленников. Мишка согласился, но спросил: «А как дальше-то играть?»… Кухарка внезапно всполошилась, стала искать ребят. «Ау!» — кричала она. А те в ответ кричат, что сидят в оранжерее. Мать прибежала на их голоса. Сидят ребята вчетвером с Тузиком в яме, глаза сияют от радости. Как котята прижались к маме и идут. Понять не могут, почему ее так расстроил «пленник». Веселая же шутка получилась!

Основная идея

Писатель убеждает взрослых читателей в детской беззаботности, умении грустное превращать в веселое, способности замечать в плохом событии, хорошие нотки. Саша Черный учит детей радости жизни, чтобы те не волновались из-за прочитанных историй, все можно превратить в игру, а близкие и родные обязательно придут на помощь.

Детям, по причине их наивности и простоты, не всегда понятен трагизм событий. Они могут быстро переключиться, забыть неприятное известие. Писатель старается подчеркнуть: это хорошо, когда в головах малышей не скапливается негатив и плохой психологический настрой.

Автор книги: Саша Черный

Соавторы:

XXI. ПРОЩАНИЕ *

Утром Игорь вскочил с постели и подбежал к окну. Клен совсем уже голый… В просвете между елками сереет над огородом косой дождик. Осенний ангел, должно быть, надел на солнце ватный чайный колпак: ни лучика, ни янтарного пятнышка…

Пусть дождик, ничего. Только кошки и девочки боятся дождя. Да и умываться, кстати, не надо – вспрыснет, как из поливалки.

Мальчик задумчиво влез в сабо и, стуча деревянными подошвами, спустился вниз. Да, да, конечно. Вчера ночью мама тихо шушукалась с теткой Олимпиадой за ширмой. Игорь притворился, что спит, даже всхрапнул немного. Без хитрости ведь от взрослых ничего не узнаешь. Уезжают через три дня. Квартирку в Париже нашли «у черта на куличках». Надо будет перевести на французский и посмотреть по плану, в каком аррондисмане такая странная улица завелась… И еще шушукались, что сидеть здесь все равно нет смысла, потому что Альфонс Павлович на днях возвращается и устраивает в большом доме санаторию для «задушевных больных». Это, наверное, тихие такие старички, которых будут натирать теплым уксусом и катать по дорожкам в креслах…

А Игоря отдадут в школу. «Век живи, век учись – дураком умрешь», как говорил дядя Вася. Однако он же сам умный, хотя и окончил харьковскую гимназию и даже ветеринарный институт. Странные русские пословицы бывают.

Париж и школа… Это очень далеко, хотя и на днях, и очень непонятно. А вот километров тридцать на грузовике рядом с шофером протрястись, – из-за этого одного стоило на свет родиться. Уложат все сундуки и разное барахло – это так называются русские беженские вещи – и с грохотом, на зависть всем окрестным французским мальчуганам, перевалят за чугунные резные усадебные ворота… Чудесная штука! Уж он упросит взрослых, чтоб не тискали его в вагон, в противную скворечницу с кружевными салфеточками. Упросит! А если не разрешат, он целую неделю есть не будет и назло всем похудеет на пять кило… Пусть только не пустят! И уж лучше бы тетка Олимпиада не вмешивалась не в свое дело: «Ах, мальчик на грузовике в сырую погоду, как можно – растрясет, простудится…» Зачем эти бездетные тетки отравляют детскую жизнь? Сидела бы в своем Ковно и вязала для бродячих собак напульсники… Что она понимает в грузовиках? Ведь это же чудесно, если растрясет. И шофер – плотный, симпатичный чурбашечка в темно-синем берете – уж он, как пить дать, позволит Игорю подержать руки на руле. Чуть-чуть. Пусть даже сверх своих рук, лишь бы позволил. У него, конечно, есть дети, и он поймет…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: