Шпаргалка по детской литературе с практикумом по выразительному чтению — файл n1.doc

Помогите с грамматическими заданиями! сидел я за столом в горнице. взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. сидит и вертит головку по

А. С. Пушкин «Повести Белкина» Краткое содержание

Главная › Литература

Произведение «Повести Белкина» состоит из нескольких рассказов, написанных одним и тем же человеком – Иваном Петровичем Белкиным. Краткие сведения об авторе приводятся в начале «повестей» в письме его друга и соседа по имению.

Иван Петрович Белкин родился от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхине в семье секунд-майора Петра Ивановича Белкина и Пелагеи Гавриловны из дома Трафилиных. Иван Петрович получил первоначальное образование от деревенского дьячка. С 1815 по 1823 год он служил в пехотном егерском полку.

Потом его родители умерли, и он вернулся в свое родное село Горюхино. Иван Петрович вскоре запустил хозяйство, крестьяне стали обманывать его, и, несмотря на безуспешные попытки его друга помочь ему следить за хозяйством все так и осталось. Осенью 1828 года он заболел простудой и умер в возрасте 30 лет.

ВЫСТРЕЛ Вначале автор описывает свою жизнь среди армейских офицеров, а затем рассказывает о Сильвио — единственном человеке в их обществе, который не был военным. Ему было около 35 лет. Жизнь этого человека окружена тайной.

Он угрюм, зол на язык и обладает крутым нравом, но с симпатией относится к автору повествования. Когда-то Сильвио служил гусаром, но по неизвестной причине ушел в отставку и поселился в бедном местечке, живя скромно. Однако он постоянно устраивал обеды с офицерами.

Его любимым занятием была стрельба. Все стены в его комнате были в следах от выстрелов.

Этот случай ненадолго повредил его репутацию у молодых офицеров, хотя Сильвио ничего не стоило пристрелить своего обидчика на дуэли. Сильвио долгое время пытался объясниться с главным героем, но безуспешно.

Как-то раз он сообщил, что должен немедленно уехать и пригласил офицеров на последний обед. После этого он попросил главного героя остаться и рассказал ему следующую историю.

Когда Сильвио служил гусаром, он любил первенствовать во всем. Однажды в их полк попал молодой и знатный человек, который производил впечатление на барышень и сослуживцев. Это уязвило тщеславие Сильвио, и тот стал относиться к нему со злобой и холодностью.

Это вывело его из себя, и он решил, что отложит свой выстрел до тех пор, пока не представится лучший случай. После этого Сильвио вышел в отставку.

Недавно до него дошло известие, что его давний враг женится, и он решил, наконец, встретиться и отомстить ему, для чего и собрался уехать в Москву.

Прошло несколько лет. Автор рассказа вышел в отставку и поселился в бедной деревне. Там ему было скучно и не к кому пойти в гости. Но однажды он узнал, что в богатое поместье в четырех верстах от него приехала жить графиня с мужем. Герой отправляется к ним в гости.

Простреленная картина – это память о его последнем визите в этот дом.

Граф рассказывает, как пять лет назад он женился и поселился в этом поместье. Как-то вечером после верховой прогулки он видит в своей комнате гостя и узнает в нем Сильвио. Тот объявляет, что приехал осуществить свой выстрел. Сказав, что не хочет стрелять в безоружного, Сильвио кинул жребий, и графу выпало снова стрелять первым.

Граф промахнулся и попал в картину. Он нервничал, думая о своей жене. Когда настала очередь Сильвио, в комнату вошла жена графа. Она очень испугалась и бросилась в ноги к Сильвио, прося, чтобы он не стрелял в ее мужа. Тот сжалился, потому что получил свое: он увидел смятение своего врага, который не хотел умирать в этот момент.

белов родничок

Утром родился в поле родничок. Только солнышко поднялось, еще и трава не обсохла, а пчелка уже летит на ра­боту — сок с цветов собирать. Говорит пчелка род­ничку:

—  Родничок, родничок, ты откуда взялся?

—  Буль-буль-буль… Я не знаю. Я еще малень­кий.

—  Родничок, родничок,— говорит пчелка,— дай водицы попить.

—  Буль-буль-буль… Пей досыта, пожалуйста. Напилась пчелка, сказала «спасибо» и улетела.

Окреп родничок, веселее забулькал, и солнышко выше поднялось.

Летит птичка-синичка. Увидела родничок и спрашивает:

—  Родничок, родничок, ты откуда взялся?

—  Буль-буль-буль… Пила из меня водицу пчелка, у нее и спрашивай.

—  Дай и мне, родничок, водицы попить.

—  Буль-буль-буль… Пей досыта, пожалуйста.

Сказала птичка-синичка «спасибо» и улетела по своим делам, а родничок еще глубже стал, еще светлее. Поднялось солнышко еще выше. Стало в поле совсем тепло.

Бежит зайчик — серые ушки. Увидел родничок и спрашивает:

—  Родничок, родничок, ты откуда взялся?

—  Буль-буль-буль… Пила из меня водицу пчелка, потом птичка-синичка, у них и спраши­вай.

—  Дай, родничок, и мне водицы попить.

—  Буль-буль-буль… Пей досыта, пожалуйста.

Попил зайчик, сказал «спасибо» и ускакал по своим делам. Еще шире стал родничок, знай буль­кает. А солнышко на самый верх поднялось, в поле жарко стало.

Идет мимо Маша с ведерком. Увидела родничок и говорит:

—  Родничок, родничок, ты откуда взялся?

—  Буль-буль-буль… Пила из меня водицу пчелка, потом птичка-синичка, потом зайчик — серые ушки, у них и спрашивай.

—  Дай и мне, родничок, водицы попить.

—  Буль-буль-буль… Пей, пожалуйста.

Зачерпнула Маша воды ведерком, попила, ска­зала «спасибо» и побежала по ягоды. Совсем глубо­кий стал родничок.

Идет мимо с покоса дедушка с котомкой, увидел родничок и говорит:

—  Ах, какой родничок хороший! Откуда ты такой взялся?

—  Буль-буль-буль… Пила из меня водицу пчелка, потом птичка-синичка, потом зайчик — серые ушки, потом Маша с ведерком. У них и спра­шивай.

—  Дашь, родничок, и мне водицы попить?

—  Буль-буль-буль… Пей досыта, пожалуйста.

Попил дедушка водицы, посидел на травке, ска­зал «спасибо» и пошел дальше.

Еще шибче забулькал родничок, еще чище стала вода в нем. И трава расступилась вокруг, обогнула родничок веселая тропка.

Вдруг летит болотный комар. Не спросил ниче­го, напился воды, «спасибо» не сказал и сидит на листке, ногу отставив в сторону. Долго так сидел, потом спрашивает:

—  А ты откуда взялся?

—  Буль-буль-буль… Пили из меня водицу пчелка, птичка-синичка, зайчик — серые ушки, Маша с ведерком, дедушка с котомкой. У них и спрашивай.

—  Экой ты, родник, — говорит комар, — всех подряд водой поишь. На всех не напасешься, береги для себя воду.

Сказал и улетел на болото. Начало солнышко садиться. Летит пчелка домой с поля. Спрашивает у родничка:

—  Можно водицы попить?

—  Буль! На всех не напасешься.

Улетела пчелка. Летит птичка-синичка и тоже к родничку:

—  Можно водицы попить?

—  Буль! На всех не напасешься.

Прибежал зайчик — серые ушки, прошла Маша с ягодами, прошел с покоса дедушка с котом­кой — никому родничок не дал водицы попить.

А солнышко все ниже, ниже. Трава все выше, потерялась тропка в траве, стало тихо. Затянула водицу зеленая ряска, потом появился и мокрый мох.

—  Буль! — сказал родничок и заглох.

Не стало в поле родничка, одно топкое место — раздолье для комаров.

Василий Иванович Белов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Письменный пересказ.
Рассказ Василия Ивановича Белова «Последняя синичка».
Продолжение работы над повествованием.
Анализ

текста с тем, чтобы на основе анализа пересказывать прочитанное по

возможности близко к оригиналу.

Слайд 4Рассказ-миниатюра
«Последняя синичка»

Слайд 5 Объяснение слов.Горница – чистая половина крестьянской избы. От слова

горний – высокий, небесныйМошкара – Мошки в собирательном значении. Подобные

случаи: дети – детвора, комары – комарьё, листы – листва, звери – зверьё и другие.Околица – окраина села. От слова коло – круг. С этим же корнем: кольцо, колесо, около, околыш, окольный и другие.

и чётко. — Запоминайте эти картины и их динамику, движение,

цвет, освещение.- Запоминайте слова, которыми создаются картины.- Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.  

Слайд 8Памятка для анализа повествовательного текста.
Назовите главные особенности типа речи —

повествования. Есть ли в нём диалог?Определите стиль речи.Назовите жанр (рассказ,

басня, поэма, повесть, сказка).Укажите тему. Что можно сказать о полноте её развития?Назовите идею, или основную мысль, её рабочую формулировку.Определите, от какого лица ведётся повествование (1 — ого ? 3 — его?).Назовите основные действия и порядок их указания. Выделите основные части текста (составьте его план).Укажите начало текста. Как быстро и надёжно оно вводит читателя в текст? Найдите окончание текста. В чём его особенности? (Нейтральное указание на последнее действие? Эмоциональное указание на последнее действие? Вывод? Призыв к размышлению?)Охарактеризуйте заглавие, его связь с темой и идеей. Объясните особенности использования языковых средств. Составьте заключение по характеристике текста.

Слайд 10Рассказ-миниатюра
«Последняя синичка»

Времена меняются

Ферму, на которой работала жена Феди, перевели в другую деревню, в четырех километрах от дома. Каждый день Егоровна поднималась глубокой ночью. Днем она появлялась дома часа на два-три, затем бежала на дневную дойку. Потом вновь приходила домой на час-полтора и опять торопилась, теперь уже на вечернюю дойку. Вечером приходила часов в десять.И так каждый день, из месяца в месяц. (Понятно, почему Феде приходилось зачастую доить свою корову и быть шеф-поваром.)Я высчитал, что Егоровна проходила в день в среднем 24 километра только туда-сюда. Следовательно, за 10 дней у нее получалось 240 километров. Наконец кому-то пришло в голову, что так дальше нельзя. И вот председатель разрешил Егоровне ездить на ферму на Верном. Федя научил жену седлать коня и забираться в седло.Егоровне сразу стало легче.Верный, не в пример корове Поляне, смирно стоял, пока Егоровна седлала его и забиралась наверх. Егоровне отнюдь не приходилось надевать Федину фуражку, чтобы оседлать мерина. Почему же Феде приходилось надевать платок Егоровны, когда он доил корову? Я долго думал над этой несправедливостью. И ни до чего не додумался, кроме как до нового, еще более сложного вопроса: почему, собственно, мужчина Федя должен доить корову, а женщина, Егоровна ездить в седле? В здешних местах испокон веку все было наоборот: мужчины делали мужское дело, женщины — женское. Вот как меняются времена!

Слайд 3Интересные факты о синицахВсего существует много разных видов синиц (числом 26),

но привычные россиянам — это так называемые «большие синицы». В России живут в основном они.Вопреки своему названию, синего цвета в оперении синиц почти нет. Точнее, есть, но совсем чуть-чуть, и только у лазоревок, которые также относятся к этому виду .Почти все виды синиц не умеют самостоятельно выдалбливать себе дупло в старых деревьях, поэтому предпочитают занимать дупла других птиц, покинутые прежними хозяевами.Синицы легко поддаются приручению и отличаются доверчивостью. Набравшись терпения, можно покормить даже вполне «диких» синиц в лесу или парке с ладони.Синицы во время полёта редко машут крыльями, что, однако, не мешает им летать со впечатляющей скоростью.На зиму синицы не улетают на юг, но перебираются из лесов в города, потому что там проще найти место, где можно погреться.Синицы кормят своих птенцов по 30-40 раз в час.На Руси существовал указ, запрещавший убийство синицы под страхом большого штрафа.Чёрный хлеб для синиц чрезвычайно опасен.Летом среднестатистическая синица за день поедает 300-400 гусениц, то есть съедает за день пищи столько же, сколько весит сама.

Слайд 4Описание Узнать маленькую и бойкую певчую птицу – синицу можно с легкостью

по яркому лимонно-желтому брюшку с продольной черной полосой, черному оперению головы с белыми щечками и голубовато-серой спине и крыльям. У этих птичек маленький аккуратный клюв, сплюснутый по бокам и очень цепкие коготки на лапках.Что касается размеров, то в среднем синицы немного крупнее, чем воробьи, и отличаются от них более длинным хвостом. Длина их тела достигает 15-20 см, масса составляет от 14 до 20 г, размах крыльев – до 26 см.Эти певчие птицы относятся к отряду воробьинообразные, семейству синицевые и роду синицы. В разное время ученые относили к синицам различных птиц, например, лазоревок. Однако сейчас к этому роду принадлежат 4 основных вида (большая синица, серая, восточная, зеленоспинная) и их подвиды.

Рома

Однажды ранним утром я пробудился от странного низкого звука. Вроде бы ревел двигатель пролетающего реактивного самолета. Но звук то и дело прерывался. Нет, на самолет не похоже. Машины тоже так не рычат, даже когда буксуют.Этот рев приближался. Я выбежал за угол и порядком струхнул: громадный бык шел напрямик. В нем была добрая тонна весу. Он даже не взглянул на меня, с низким печальным и угрожающим ревом прошел мимо. Изредка он останавливался, клонил большую рогатую голову и скреб землю копытом. Из-под копыта далеко назад летели дерновые клочья. Он уходил все дальше и дальше, по дороге к центральной усадьбе.В тот день я не узнал о нем ничего. Но на следующее утро все повторилось точь-в-точь. По деревне снова прошел бык. Что такое? Второй? На третье утро — опять то же самое. Непонятно. Сколько же всех быков на ферме? Егоровна рассказала мне, в чем было дело.Быка, по кличке Рома, перегнали недавно с центральной усадьбы на ферму Егоровны. Когда его выпустили утром со двора, он не захотел ходить в новом стаде. Несмотря на все старания пастуха, он пошел домой, обратно на свою центральную ферму. Оглашая деревню печальным угрожающим ревом, Рома прошел километров пять и остановился у дорожной развилки. То ли оттого, что не знал, какую дорогу выбрать, то ли из-за оводов, бык не решился идти дальше и замешкался. Конные пастухи догнали его и возвратили, куда положено.Однако на следующее утро он снова пошел туда, где привык. Его неудержимо влекло к знакомому стаду, в родные места. Но, по-видимому, он забыл дорогу домой, потому что каждый раз останавливался у развилки. Так повторялось много раз. Наконец пастухам надоело ездить, и они махнули на Рому рукой. Неприкаянный, одинокий, бык бродил около деревень, тоскуя по дому. Иногда он останавливался и подолгу стоял на одном месте. Что таилось в этой большой голове? В печальных круглых, отливающих синевой темных глазах сквозило что-то нездешнее и тоскливое. Но иногда глаза Ромы наливались кровью, и он с ревом начинал отбрасывать землю копытом. Теперь на него никто не обращал внимания. Рому даже не пытались загонять во двор. Он ночевал где придется, то в поле, то в старом гумне. Видя, что никому не нужен, бык перестал даже реветь. Целыми часами он стоял в поле или бесцельно бродил у стогов.В один прекрасный день в деревню с руганью прибежала Лидия. Оказывается, бык перекувыркнул сметанный ею стог сена. После этого Рома перекувыркнул еще несколько стогов. Я сам видел однажды, как Рома бродил около стога, потом вдруг подцепил стог под самое основание. Стожар был крепкий, стог качнулся, но не упал. Я был далеко и закричал. Хотел бежать с палкой, чтобы отогнать Рому от стога. Но струсил, да было уже и поздно. Рома уперся ногами в землю, зарылся рогами в сено, и на моих глазах стог повалился набок. Что значили какие-то четыре-пять центнеров для такой туши?После этого его уже не выпускали из стойла. Все перевернутые стога пришлось переметывать. Так отомстил людям этот бык за то, что перевели на чужбину.

Урок литературного чтения «Сказка В.Белова «Родничок»». 1-й класс

Разделы:
Начальная школа

Ход урока

Организационный момент.
Актуализация знаний.

Работа с моделями.

Учащиеся рассматривают модели и
подбирают произведения.

— Чем похожи модели? Чем отличаются?

3. Работа со сказкой В. Белова
“Родничок”.

Слушание, моделирование обложки,
выполнение заданий в учебнике и тетради.

А) Первичное восприятие текста.

— Сегодня вы познакомитесь с новым
произведением. Слушайте.

Учитель читает.

Б) Формирование читательских умений с
применением моделирования.

— Возьмите лист бумаги, покажем, что я
вам читала. Это сказка. Договоримся, что когда мы
будем читать сказку, обозначать будем кругом.

(Каждый на своём листе рисует круг)

— О чём эта сказка? Как показать на
модели? Посмотрите, сколько вокруг нас цветов –
это природа. Каким цветом обозначим? Давайте
договоримся, если читаем произведения о природе,
то закрашиваем значок на модели зелёным цветом.
Закрасьте на модели. (Учитель выполняет на доске
одновременно с учениками).

— А кто написал эту сказку? Вы не знаете,
а я вам скажу. Белов. Как показать на модели?

— Нарисовать рамочку в верхней части
листа.

— Как вы думаете, как Белов озаглавил
сказку? Почему? Он озаглавил “Родничок”. А
почему не “Родник”?

— Покажем на модели. Нарисуем внизу
рамочку. Это заголовок.

Физминутка. Ветер.

(Дети громко проговаривают эти слова.)

В) Повторное чтение.

Г) Работа с произведением.
Составление цепочки (схематического плана)
событий. Вводим “заместители” героев.

— Назовите героев сказки. (Родничок — Р,
пчёлка — П, зайчик — З, комар — К, Маша — М, синичка — С,
дедушка — Д). На доске картинки.

— Вспомните, в каком порядке беседовал
Родничок с героями.

Р – П – С – З – М – Д – К – Р

— Сравните с цепочкой событий в тетради
в № 3. Найдите ошибку.

Физминутка. Гимнастика для глаз по
методу Г.А Шичко

(Двигать глазами вверх-вниз,
влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение,
считая до десяти.)

— Раскрасьте героев, которые вам
понравились.

— Как начинается сказка? Какое
настроение в начале сказки? Что изменилось после
встречи с комаром? Почему заглох родничок?


Итог урока.

— С каким произведением работали? Кто
автор? Как называется?

5.04.2012

Рассказы о всякой живности — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Рассказы о всякой живности», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

В один прекрасный день в деревню с руганью прибежала Лидия. Оказывается, бык перекувырнул сметанный ею стог сена. После этого Рома перекувырнул еще несколько стогов. Я сам видел однажды, как Рома бродил около стога, потом вдруг подцепил стог под самое основание. Стожар был крепкий, стог качнулся, но не упал. Я был далеко и закричал. Хотел бежать с палкой, чтобы отогнать Рому от стога. Но струсил, да было уже и поздно. Рома уперся ногами в землю, зарылся рогами в сено, и на моих глазах стог повалился набок. Что значили какие-то четыре-пять центнеров для такой туши?

После этого его уже не выпускали из стойла. Все перевернутые стога пришлось переметывать. Так отомстил людям этот бык за то, что перевели на чужбину.

Последняя синичка

Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом ее тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Я подошел ближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице. Лето кончилось. Пришло время уезжать из этой деревни.

Синичка все поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит ртом снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару и ловила? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».

Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. Ночью Федя проводил меня за околицу на автобус. Мне не хотелось покидать эти места.

Конечно, я далеко не все рассказал о здешних животных, зверях и птицах. О них можно было бы еще много рассказывать, но я боюсь, что уже наскучил читателю.

Примечания

1

Даниил Заточник – древнерусский книжник XII в., автор знаменитого «Моления».

2

В о з г о́ н к а – переход вещества из твердого состояния в газообразное.

3

П о́ в е т ь – крыша, кровля.

4

Т а р к а, тара – посудина, сосуд.

5

М а к и н т о́ ш – плащ из непромокаемой ткани.

6

О т а́ в а – молодая поросль.

7

Г и́ г л и – съедобная трава.

8

С и́ л ы ш к о, силок – петля для ловли птиц.

9

К а́ т а н к и – валенки.

10

К а з а ч о к – здесь: полушубок.

11

О с е́ к – здесь: линия вырубки леса.

12

3 а в о́ р – поперечная жердь, закрывающая ворота.

13

Г у м н о́ – сарай для сжатого хлеба.

14

В о л о́ ж н ы й – маслянистый.

15

С о р о́ г а (сорожка) – мелкая рыбка, то же, что и плотва.

16

Ф е з е о́ ш н и к и – ученики школы ФЗО (фабрично-заводского обучения).

17

П а́ р и т ь – здесь: высиживать.

18

К н я з е к – горизонтальное продольное бревно на крыше.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

Слайд 5Летом, в период гнездования и размножения, синицы питаются в основном животными

кормами: мелкими насекомыми, их личинками (жуки, мухи, мошки, комары, клопы, пауки, тли). При этом птицы поедают множество лесных вредителей, выковыривая их из-под коры деревьев, за что их часто называют санитарами леса. Своих птенцов родители выкармливают гусеницами бабочек.А вот в осенне-зимний период синички охотно поедают зерновые растительные корма и различные семена растений (ель, сосна, береза, липа, рябина, бузина). Вот почему в городах синицы становятся частыми посетителями кормушек. Кстати, в холодные зимы птицы нуждаются в прикорме, так как большая часть популяции погибает от голода.

Историческая ценность работ В.Белова

  Немалую известность писатель приобрел в качестве автора этнографических очерков, многие из которых стали основой для написания его популярных трудов («Лад»).   Он был задуман как сборник новелл о быте и эстетике крестьян Севера. Основной темой повествования здесь становятся традиционная культура, народный фольклор, быт и художественные промыслы деревень России, которые расположены в северных областях.   На протяжении всей своей жизни писатель занимался сбором устных рассказов, бывальщин, песен, пословиц, предметов материальной культуры. Он долгие дни проводил в архивах, изучая находящиеся в них этнографические материалы. Большое количество информации Белов получил от своей матери.   Таким образом, написанные им очерки следует воспринимать, в первую очередь, как авторские исследования, и только потом — в качестве художественных произведений. Современная этнография, занимающаяся изучением русского Севера, многое обрела благодаря такому ценному источнику, как произведения писателя.  

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: