Магия числа 9
Существует предположение, что до принятия христианства на Руси неделя считалась НЕ как 7-дневный период (аналог 7-дневного божественного творения), а как 9-дневный. Так, косвенное подтверждение этому есть в том же словаре В. И. Даля:
Интересно, что 360 градусов в круге ровно делятся на 9, что в результате дает 40. Можно переложить это годовой календарь, который сам представляет собой круговое движение Земли вокруг солнца (=360 дней, что может быть как ошибкой древних астрономов, так и последующим замедлением вращения, приведшему к тому, что теперь дней уже стало 365), при этом если длина месяца составляет 40 дней (как указано у Даля), то месяцев в году получится как раз 9.
Соответственно, число 9 на Руси приобретает некий особый сакральный смыл — и оно действительно нередко фигурирует в разных подсчетах, отметках и поговорках:
Исходя из всего вышесказанного получается, что девятка символизирует некое завершение, полноту. Девятка — это уже нечто переходящее в новое качество, на новый уровень — «девять человек — все равно что десяток».
Некоторые авторы рассматривают эту числовую гипотезу глубже — на сакральном уровне чисел и взаимодействия различных вибраций, миров Яви, Прави и Нави. Так, первые четыре персонажа — проявленные:
- Дед и Бабка (мир богов и/или предков) — то, что должно быть, мир богов и/или предков, мир Прави. Олицетворяют силу мужского (Дед/Сварог) и женского (Бабка/Мать Лада) начала.
- Внучка и сучка — то, что есть, мир Яви. Олицетворяют всех ныне живущих людей и животный мир.
А пять «ног» — это некие непроявленные еще потусторонние силы Нави (темная материя?), которые также участвуют в формировании событий физического плана на Земле. Они представляют собой вибрации, намерения, непроявленную энергию.
Координация усилий первых четырех трактуется как создание порядка из хаоса, а пятерка невидимых «ног» представляет собой единство пяти стихий, что вместе (девятка) дает полноту и завершенность — то есть вибрации космоса, проявленные через конкретных творцов реализуются в Яви.
Напомним, что именно девять персонажей потребовалось для того, чтобы вытащить Репку: дед, бабка, внучка, сучка и пять ног. Однако, опять же в данной версии мы не видим никакого объяснения собственно «ног», кроме того, есть некоторые сомнения касательно того всегда ли героев в сказке именно девять, или это так лишь в версиях записанных А. Н. Афанасьевым и П. А. Бессоновым.
Дневник Коли Синицына
И вот уже Коля пишет о предложении всем его звеном развести пчел; о работе, которая велась, когда строили улей. А о том, как доставали пчел, у главного героя произведения в дневнике – много страниц. Ведь ради этого друзья поехали в село Шишигино и там, на природе, с ними случилось немало приключений! Мечта мальчиков о пчелах все же сбылась, но не потому, что они их поймали в ловушку, как хотели сначала, а благодаря доброму дедушке-пчеловоду.
Увы, мальчики, приехав домой, не сберегли пчел. Об этом и еще многом другом написано на следующих страницах дневника Коли. Вам интересно? Тогда прочитайте всю повесть.
Бенгальские огни
Новый год – особенный праздник, а для детей – тем более. Мальчики усиленно готовились к нему: делали игрушечные украшения для елки, клеили бумажные гирлянды. И все было бы замечательно, если бы Мишка не достал книгу «Занимательная химия» и не решил сделать по её рекомендации бенгальские огни. С этого-то и начались приключения. Сначала ничего не получалось, и Миша задержал друга, когда они решили идти в лес за елкой. Дальше – больше: выбрав наконец подходящее деревце, мальчики заблудились в лесу. Кроме того, Миша упал и сильно ушиб ногу. Хорошо, что друг догадался отвезти его на станцию на елке.
Все закончилось благополучно, и бенгальские огни в разгар праздника, который встречали дети сами, без родителей, «рассыпались кругом огненными брызгами», только вот дыма было много. Ребята в спешке разошлись, как их ни уговаривали. А Миша с другом ели чай с пирогом.
Заплатка
У этого рассказа, написанного в 1941 году, есть еще и другое название «Чудесные брюки». Девизом произведения можно выделить одну вескую фразу «Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить…»
Бобка очень гордился своими солдатскими брюками защитного цвета, но однажды порвал их. Как ни просил маму починить, ничего не получалось. «Сам зашей» – говорила она. И вот, после насмешек сверстников, мальчик решил взять иголку в руки. После долгого упорного труда у него, наконец, получилось. Даже друзья похвалили. А Бобка сделал вывод, что всему нужно учиться самому.
Ход занятия
Ребята, тема нашей неделе «Овощи, фрукты, ягоды. Витамины». Мы уже помогали нашему сказочному герою из Цветочного города, который очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. А кто он, я думаю, вы ответите хором, в рифму:
Озорной, смешной мальчишка,
Он художник и поэт.
Он весёлый коротышка,
От него вам всем привет!
Ты сейчас его узнай-ка!
Наш герой… (Незнайка)
Вы помните, кто придумал Незнайку и всех его друзей? (Ответы детей). Слайд 1
Да это Николай Николаевич Носов родился он 23 ноября 1908 года в городе Киеве. Учился Николай в гимназии и увлекался музыкой, театром, литературой, шахматами, фотографией, радио-и электротехникой, закончил Московский институт кинематографии. Работал Н. Н. Носов постановщиком и режиссером мультипликационных, научных и учебных фильмов. Сочинять сказки и рассказы Николай Носов начал, когда у него родился сын. Николая Носова называли «веселым писателем.
Давайте вспомним рассказы, сказки Николая Носова. Назовите их». «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Слайд 2
Сейчас послушайте рассказ Николая Носова «Про репку»
Чтение рассказа Н. Носова «Про репку» Слайд 3- 9.
Вопросы по тексту:
• Вам понравился этот рассказ?
• Назовите главных героев этого рассказа?
• Что вы можете сказать про Павлика?
• Почему ребята смеялись над Павликом?
• Кто-то помогал Павлику?
• Почему ребята захотели помогать Павлику?
• Удалось ли ребятам попробовать репку?
• От кого ребята получили посылку?
• Чему учит нас рассказ?
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре Дети овощи учили. (маршируют на месте)
Лук, редиска, кабачок
Тут морковка, чесночок. (хлопают в ладоши)
Влево, право повернись,
Наклонись и повернись.
Ручки вверх и ручки в бок
И на месте прыг и скок.
Ребята, я предлагаю вам сегодня как Павлик из рассказа «Про репку», вырастить наш урожай. Возьмите глину, подумайте, какой овощ вы хотите слепить, какой формы, какого цвета, а когда поделка высохнет, вы её раскрасите.
Итог (рефлексия)
Список используемой литературы:
Карапетова Т. Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Волгоград «Учитель» 2009 г.
Обухова занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М. : ВАКО, 2008.
М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим» ТЦ Сфера, М. 2004г
Горн Г. «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких». 2004.
Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы».
Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром».
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников // М. : ТЦ «Сфера». 2005.
«Золотые» принципы строительства
Лектор Сергей Данилов, знаменитый своими нестандартными глубокомысленными трактовками исконных русских слов, приводил в свое время такое объяснение сказки про «Репку» — по его версии речь идет о расчете правильных углов ската крыши при строительстве в зависимости от назначения помещения.
Так, он предлагает нарисовать круг с 16 точками (считается, что именно шестнадцатеричная система счета существовала на Руси в древности и применялась в строительстве), далее за нулевую точку принять вершину и вести отсчет «ног» следующим образом:
- Нулевая точка соединенная с первыми отстоящими от нее точками = первая нога;
- Нулевая точка соединенная со вторыми = вторая нога;
- Нулевая точка соединенная с третьими = третья нога;
- Нулевая точка соединенная с четвертыми = четвертая нога;
- Нулевая точка соединенная с пятыми точками = пятая нога.
Данилов связывает получившиеся углы ската крыши с энергетическими потоками и говорит, что именно «пятая нога» соответствует параметрам комфортным для проживания людей. Он считает, что крыши жилых помещений на Руси соответствовали этому углу (на рисунке ниже — это последние фиолетовые линии).
Расчет углов скатов крыш по С.Данилову
Чем более крутой скат — тем выше токи энергий. Поэтому «первая нога» (почти пологий скат) применялась в крышах амбаров для хранения продуктов, вторая — для птичников, третья — для хлевов, где находились животные, четвертая — для пристроек к дому, пятая — для непосредственно изб и теремов, а седьмая (наиболее острая, устремленная ввысь кровля) использовалась в различных культовых, сакральных постройках (что в принципе верно и по сей день — все религиозные строения как бы вытянуты вверх, как и знаменитые пирамиды Александра Голода, в которых, согласно некоторым исследованиям, например, наблюдается эффект самозатачивания лезвий).
Версия интересная и красивая, но не совсем понятно для чего такие сложные расчеты закодированы в детскую сказку
Можно предположить, что некоторые истины должны быть усвоены с детства на подсознательном уровне, однако, получается, что в самом тексте сказки нет самого важного — указаний на значения «ног». Кажется, что «пятая» — самая важная, но, как видим есть же и «седьмая» (еще более насыщенная энергией), почему же сказка «Репка» делает акцент не на ней?
Сказки про весну: весенние разговоры в лесу
В марте у зайчих рождаются зайчатки. Их так и называют – «настовичок» (от слова – «наст» — корка на снегу). Появляются волчата у волчихи. Они рождаются очень маленькими и слепыми. Рождаются детеныши и у других животных.
Вот весенняя сказка про одного такого такого зайчонка – малыша. В ней встречается очень необычное слово «зубрить», то есть делать зазубрины.
Э. Шим. Всему свой срок
Весной рождаются не только зайчата, но и другие малыши – зверюшки. Послушайте сказку о том, как мамы зверюшек друг с другом разговаривали. Перед чтением покажите ребенку картинки зверей и их детенышей и попросите догадаться, сколько у кого деток. Запишите цифрой или зарисуйте кружочками названное число. А потом прочитайте рассказ и посмотрите, догадались ли дети
Это не математическая задача, и в ней самое важное – не угадать и зарисовать число, а как раз наоборот, открыть для себя чудо! – и удивиться миру природы! Поэтому не подсказывайте малышам правильный ответ, дайте им возможность пережить радость открытия удивительного мира природы!
Сказки Носова читать
Приключения Незнайки и его друзей
Заплатка
И я помогаю
Карасик
Саша
Фантазёры
Про репку
Три охотника
Леденец
Милиционер
Приключения Коли и Миши
Автомобиль
Мишкина каша
Дружок
Телефон
Бенгальские огни
Тук-тук-тук
Огородники
Наш каток
Затейники
Находчивость
Метро
Живая шляпа
Огурцы
На горке
Ступеньки
Затейники
Клякса
Федина задача
Замазка
Шурик у дедушки
Весёлая семейка (повесть)
Важное решение
Неожиданное препятствие
Выход найден
На другой день
Начало
Температура падает
Температура повышается
Майка дежурная
Всё пропало
Сбор отряда
Шефская работа
Последние приготовления
Самый тяжёлый день
Чья вина?
Когда погасла надежда
Наша ошибка
День рождения
На волю
Стоит отметить, что рассказы Носова, читать которые можно деткам в любом возрасте, трудно отнести к категории сказок. Это скорее художественные повествования о жизни простых мальчишек, которые, как и все в детстве ходили в школу, дружили с ребятами и находили приключения в абсолютно неожиданных местах и ситуациях. Рассказы Носова это частичное описание детства самого автора, его мечты, фантазии и отношения со сверстниками. Однако стоит заметить, что автор совсем не увлекался литературой и тем более не пытался писать что-либо для публики. Переломным моментом в его жизни стало рождение сына. Сказки Носова рождались буквально на ходу, когда молодой отец убаюкивал своего сына, рассказывая ему о приключениях простых мальчишек. Так простой взрослый мужчина превратился в писателя, рассказы которого перечитывает уже не одно поколение детишек.
Николай Николаевич спустя некоторое время понял, сочинять остроумные и весёлые истории про ребят это лучшее, что он мог себе представить. Писатель серьёзно взялся за дело и начал издавать свои произведения, которые незамедлительно стали популярными и востребованными. Автор оказался хорошим психологом и благодаря грамотному и деликатному подходу к мальчишкам, рассказы Носова читать очень легко и приятно. Лёгкая ирония и остроумие никак не задевает читателя, напротив, заставляет лишний раз улыбнуться или даже посмеяться над героями по-настоящему живых сказок.
Рассказы Носова для детей покажутся просто интересной историей, взрослый же читатель непроизвольно узнает себя в детстве. Также читать сказки Носова приятно ещё и по той причине, что они написаны простым языком без слащавых разбавлений. Удивительным можно считать ещё и тот факт, что автор смог избежать идеологической подоплёки в своих рассказах, чем грешили детские писатели того времени.
Вернуться в раздел Рассказы
Интересные сказки — мультфильмы для детей про весну
Весенняя сказка — мультфильм Снегурочка
Все картинки этой статьи в хорошем разрешении и качестве Вы найдете в презентации «Сказки про весну» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видеозаписями). В этом же разделе Вы найдете и сможете бесплатно скачать презентации и ко всем другим статьям сайта «Родная тропинка».
Еще о весне — игры, картинки, материалы для занятий с детьми, речевые упражнения Вы найдете в статьях сайта:
Времена года: весна. Игры, стихи, познавательные задания о весне для детей, наблюдения на прогулке, логические задачки и эксперименты, речевые упражнения, физкультминутки, картинки, загадки.
Животные весной: познавательные сказки, рассказы, логические задачки для детей.
Стихи про весну для детей: 37 весенних стихотворений для детей разного возраста, словесное рисование, видео для детей.
Весна — Красна: речевые игры и задания в картинках для детей старше 3 лет.
Народный весенний календарь: март (игры, приметы, выпечка, загадки)
Желаю всем интересной весны!
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Живая шляпа
Вы видели когда-нибудь живую шляпу? Наверное, нет, но рассказ с одноименным названием известен многим бывшим и настоящим школьникам. Ведь тоже есть в учебниках.
Вовка и Вадик увидели возле комода на полу шевелящуюся шляпу. Что тут началось! Мальчики выбежали из комнаты, закрыли за собой дверь, просто дрожали от страха. Не могли понять, что происходит: почему обыкновенная шляпа ползает по полу. Они били её клюшкой, бросали картошкой и, наконец, из-под шляпы выскочил их любимый котенок Васька. Конечно же, Вадик и Вова удивились.
Мишкина каша
Вот что значит не прислушиваться к советам родителей! Учила же мама, уезжая в город и оставляя детей на хозяйстве, как варить кашу. Все показала: и сколько крупы сыпать, и как варить суп. Но возомнил Миша себя поваром и пропустил все мимо ушей.
А когда мама отправилась в путь, начались неприятности. Сначала казалось, что все нормально. Мальчик насыпал в кастрюлю крупу, добавил воды и сидят они, ждут, пока каша сварится.
А она вдруг «полезла» из кастрюли. Вода вся выкипела. А так сильно захотелось пить, что пришлось идти к колодцу. И ведро, и чайник Миша утопил; рыба, которую они наловили в пруду и пытались поджарить, превратилась в угли. Легли друзья спать голодными.
Хорошо, что утром соседка тетя Наташа выручила: накормила пирогами с капустой и напоила молоком. В благодарность мальчики все сорняки на её огороде выпололи. Но это намного легче, чем кашу варить.
Витя Малеев в школе и дома
Это интересная история о Вите Малееве и его друзьях: Ване Пахомове, Игоре Грачеве, Глебе Скамейкине, Косте Шишкине и других; о том, как учился главный герой, о неудачах и успехах на уроках русского языка и математики, об отношении к нему учительницы Ольги Николаевны; о сестричке Лике…
Это повесть о дружбе и взаимопонимании; о шалостях школьников. Доброе, интересное произведение, которое легко читать. Как будто ты сам находишься среди замечательных любознательных и активных мальчиков, у кого впереди – целая жизнь.
Сказки про весну: Как услышать весну в лесу?
Весну можно увидеть на улице, на фотографии, на картине. А можно ли услышать весну? Как? Попробуйте с ребенком на прогулке или по дороге в детский сад, детский клуб, в магазин, в гости послушать весну. Как по звукам понять, что пришла весна? (капают капли сосулек, звенят ручейки, поют птицы и т.д.)
Послушайте сказку Весны о ее секретах и о том, как можно ее услышать.
Э. Шим. Весна.
Путешествие в весенний лес. После чтения сказки предложите ребенку представить, что вы оказались в лесу весной. Какие звуки вы услышите? А какие звуки Весны Вы с детьми услышали в сказке (перечитайте слова из рассказа:
- «просыпаются реки… вот они подымаются, взбухают… ломают зеленые льды над собой!» — и спросите – «Если реки подымаются, ломают льды, значит, что можно услышать?,
- «всякая мелкая живность засновала» — что это за звуки? Значит, что еще можно услышать в весеннем лесу?
- «птицы с далекого юга летят» — что можно услышать?
- «У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!» — что за звуки мы слышим весной?
Обсудите с детьми: «Почему в сказке говорится, что «коней разгорячит солнышко»? Что за кони у весны? Как солнышко их разгорячит? Что за ледяную узду накидывает Мороз на коней весны? (льдом их ночью покрывает, а утром и днем лед тает, и бегут ручьи)»
Очень важно, чтобы дети сами попробовали разгадать, что это за кони, сами открыли для себя это образное сравнение – ручьи как кони в упряжке Весны, на которых она едет по земле
Нарисуйте Весну в ее упряжке.
Спросите ребенка: «Как весна не дает лесному народу спать? Как она их будит?». Перечитайте отрывок: «Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу – тороплюсь и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придется». Расскажите о весеннем половодье.
Рассказать про половодье Вам помогут следующие сказки про весну.
Бесконечный стих для засыпания
Вполне возможно, что «ног» может быть совершенно любое количество! Например, в детском игровом стихотворении, записанном в песенных сборниках XX века ног уже десять!
Остается только гадать — могло ли в сказке число ног быть совершенно любым (то есть оно не принципиально для понимания ее сути) или же это поздний вариант переработки, созданный на базе оригинала сказки, когда люди уже не понимали ни смысла «ног», ни смысла собственно числа 9.
Ф.Н.Рисс, Колыбельная песня. Ранее 1886 г.
Отсюда, возникает еще одна версия. Может быть, сказка — это просто некий бесконечный стих для засыпания? Или для обучения детей счету? В таком случае многократное повторение того какое число идет за каким помогает как выучить их порядок, так и усыпить монотонными повторениями.
Впрочем, открытым остается вопрос почему именно «ноги»? Почему не кто-то простой и понятный, известный детям с рождения — лошади, мышки, курочки?
Подсчет ног и поиск соответствий
Есть и еще один вариант трактовки, который в своем объяснении прибегает к теме одноногости. В нем «ноги» НЕ являются кем-то самостоятельным, а как бы соответствуют уже перечисленным персонажам:
- Сначала приходит одна нога — это хромой дед;
- Затем «две ноги» — это бабка;
- Затем «три ноги» — это внучка (подразумевается маленький ребенок, который еще неуверенно ходит и порой помогает себе рукой, то есть находится на промежуточной стадии между ползаньем на четвереньках и прямохождением. Или — в иной версии — это ребенок в ходунках из трех опорных ног);
- Затем «четыре» ноги — сучка;
- Затем «пять ног» — загадочный персонаж, объяснения которому нет.
Фото Дмитрия Багаева, начало XX в.
Впрочем, такая версия в целом кажется не слишком убедительной, ведь текст явно говорит о том, что дед, бабка, внучка и сучка совместными усилиями НЕ смогли вытянуть репку, и только потом — когда пришел некто еще (те самые «ноги») — это наконец им удалось. Поэтому вряд ли «ноги» являются дублями изначальных героев.
Кроме того, в этой версии самый главный вопрос пятой наги остается никак не раскрытым. Хотя наводит на ассоциации с поговоркой «как собаке пятая нога».
Найти себя в профессии!
Николай Николаевич Носов, писатель и драматург, из-под пера которого вышло много детских рассказов, а также всеми любимые сказки «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на луне» и другие, известен многим. Родился он в 1908 году в Киеве, в семье артиста эстрады. Детство будущего автора замечательных книг прошло в Ирпене, где он учился в гимназии. Семья терпела нужду, и чтобы помочь, мальчик с четырнадцати лет уже работал: и косарем, и газетным торговцем, и землекопом.
После революции 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Николай закончил её в 1924 году и стал думать, как определиться с будущей профессией.
Чем только ни увлекался юноша: и химией, и горел желанием обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Однако, вдруг передумал. И на выбор Николая повлияло поступление в девятнадцать лет в Киевский художественный институт. Занятия фотографией, кинематографом, два года спустя перевод в институт кинематографии в Москве, работа над мультипликационными, научными и учебными фильмами в качестве режиссера – все это творческий путь талантливого человека, которому в будущем предстояло стать профессиональным писателем.
Первые детские рассказы вышли из-под пера Николая Носова в 1938 году. После Великой Отечественной войны он стал признанным автором детской литературы.
Приключения Незнайки и его друзей
Это всем известная сказка, которая появилась благодаря усиленной работе автора. Добрая и жизнерадостная история с её легендарными героями, живущими в цветочном городе: Незнайкой, Знайкой, доктором Пилюлькиным, механиками Винтиком и Шпунтиком, музыкантом и художникомТюбиком и Цветиком, любителями кулинарии Пончиком и Сиропчиком, астрономом Стекляшкиным. Остальные персонажи, имена которых говорят сами за себя, тоже очень занимательны: близнецы Авоська и Небоська, Торопыжка, Ворчун.
Идея создания произведения возникла у Николая Носова в 1952 году, когда он поговорил с молодым украинским писателем Богданом Чалым, который в те времена являлся редактором украинского журнала «Барвинок».
Рассказы Николая Носова «Живая шляпа», «Огородник», «Огурцы», «Заплатка», «Мишкина каша» поначалу печатались в журнале «Мурзилка», а позже вошли в сборник, изданный в 1945 году который носил название «Тук-тук-тук». Через год благодаря совместной работе автора и издательства «Детгиз» появился сборник «Ступеньки».
Затейники
Этот рассказ, написанный Николаем Носовым в 1938 году, до сих пор интересно читать не только детям, но и взрослым. Сейчас он включен в школьную программу 2-го класса. Ознакомившись с кратким содержанием, можно узнать причину такой популярности.
Рассказ пишется от первого лица. «Мы с Валей – затейники» – говорится с первых строк. И сразу возникает интерес: что же придумают эти милые дети? Оказывается, они читали всем известную сказку «Три поросенка» и решили сделать себе похожий домик. Все было бы хорошо, да вот Валя решила подшутить над своим другом и схватила его за ногу. Под впечатлением сказки мальчику показалось, что это был не кто иной, как… серый волк. Безобидная игра стала причиной страха обеих детей, ведь Валя сначала тоже испугалась и ни в чем не призналась. Больше они такие игры не затевали.
Сельскохозяйственный календарь
Интересную версию опубликовала литератор Мара Рушева (на proza.ru) — она считает что в знаменитой сказке речь идет об осенней уборке репы для зимнего хранения, а «ноги» соответствуют счету в днях.
Так, традиционно уборка корнеплодов начиналась на Руси на Куприяна — это 13 сентября (или 31 августа по старому стилю). Читать подробнее про перевод дат из старого стиля в новый и календари на Руси
. Длится она ровно 15 дней до так называемого дня «репореза», который приходится на 28 сентября (или 15 сентября по старому стилю). Именно к «репорезу» нужно полностью завершить всю уборку урожая.
Если сложить все дни — то есть «ноги» в сказке про Репку (5 ног за 4, 4 ноги за 3, 3 ноги за 2, две ноги за 1: 5+4+3+2+1 = 15) — мы получим 15 дней, то есть как раз разницу между Куприяновым днем и репорезом — или общий срок на протяжении которого ведется уборка этих корнеплодов.
Соответствие дней «ногам» из сказки объясняется следующим образом: в словаре В. И. Даля, есть следующие устаревшие слова:
То есть вполне возможно, что в каких-то местных говорах и диалектах (напомним, сказка была записана в Архангельской губернии) «нога» могла соответствовать «дню», так как определенные параллели со счетом времени явно прослеживаются.
Веселая семейка
Детская поучительная повесть Николая Носова о дружбе придется по вкусу маленьким читателям, которые любят природу. Главные герои – Миша и Коля. Что они только ни выдумывали: и наконец, решили сделать маленький инкубатор для яиц. Ну и кропотливый это был труд, много сил потратили мальчики. И даже ночью дежурили, чтобы температура для обогрева яиц держалась именно 39 градусов – не выше и не ниже. Учебу из-за этого запустили, но потом исправились, благодаря одноклассникам, которые, узнав о секрете двух верных друзей, решились охотно помогать им.
Увенчались ли старания Коли и Миши успехом? Вылупились ли цыплята? Да, но перед этим ребятам пришлось изрядно поволноваться. Зато какая была радость, когда наконец-то на свет появилась целая семейка маленьких желтеньких цыплят.
Дружок
Этот рассказ тоже о природе, и главные герои – все те же Миша и Коля, которые приехали в село к тете Наташе. Раздолье было в деревне – хочешь – в речке купайся и рыбу лови, хочешь – ягоды собирай. Но самое главное чудо произошло, когда собака Дианка родила щенков. Целыми днями дети играли с этими маленькими собачками, а когда, по настоятельной просьбе тети Наташи раздали нескольких, у них остался один щеночек, которого назвали Дружок. И решил Миша забрать его в город, даже не спросив разрешение мамы. Ну и приключения были с мальчиками, пока они везли собаку в поезде в чемодане. Чтобы заглушить голос Дружка пока он скулил, мальчики поочередно стали рассказывать стихи. Развлеклись же тогда пассажиры! А потом, когда мальчикам нужно было выходить на станции, оказалось, что они взяли не свой чемодан, а соседей, которые ехали с ними в вагоне.
К счастью, все закончилось благополучно. В тот класс, где учились Коля и Миша, пришла новая учительница Надежда Викторовна. Оказалось, что именно её чемодан и взяли по ошибке тогда мальчики. И Дружок нашелся. Он жил в этой семье, и уже привык к новым хозяевам. Жаль было расставаться девочке Лене с собакой, но ничего не поделаешь. Зато мальчики пообещали ей в следующем году подарить маленького щеночка.
Телефон
Коля и Миша купили в магазине два игрушечных телефонных аппарата. Если соединить их проволокой, то можно, находясь в разных квартирах, переговариваться между собой. Вот это интересное занятие было для мальчиков. «Целый вечер мы с Мишкой звонили друг другу и выдумывали разные фокусы: пели, кричали, рычали, мычали, даже шепотом разговаривали — все было слышно» – написано в рассказе.
Мальчики не могли нарадоваться новой покупке, а потом один из аппаратов испортился. Миша его разобрал. Огорчились мальчики, но телефоны уже починить было невозможно. «Почему Мишка такой нескладный? Зачем он все ломает?!» – думал Коля, идя домой. Но потом успокоился и понял, что жизнь все-таки очень интересная. Даже если в ней и случаются неприятности.
4.4 5 ( 16 голосов )
Санскрит?
Нередко для трактовки определенных древнерусских слов прибегают к санскриту (древний язык Индии, на сегодняшний день «мертвый» — аналогично латыни), так как корневые основы наших языков удивительно близки, что является доказанным фактом для значительного количества русских и индийских лингвистов.
Проверим, какие смыслы может дать нам санскрит по слову «нога».
К сожалению, именно в транскрипции «но-га» соответствий НЕ находится. Однако, в санскрите есть слово НА-ГА (नग /naga/ /naga/ m.), смысл которого выводится из составляющих его слогов: «на» = отрицание; «га»=движение (сравните русские слова телеГА, дороГА, ГАть, кочерГА, вьюГА, ГАрмонь, ГАрпун). НА-ГА = НЕ ДВИЖУЩИЙСЯ/ НЕ ХОДИТ.
Иллюстрация из книги Редьярда Киплинга The two jungle books, 1895 г.
Словом «НА-ГА» в санскрите может обозначаться:
1. гора
2. дерево
3. змея (вспомним известные с детства имена змей в истории Р.Киплинга про мангуста Рикки-Тикки-Тава — это были Наг и Нагайна/Нагена)
Впрочем, к сказке про «Репку» полученные значения применить не удается, или же отсутствуют какие-то необходимые для понимания логические связи. Можно, конечно, предположить, что репку помогают вытащить змеи, но в таком случае нужно было бы доказать что в определенных регионах Руси «нага» означала змею. Кроме того, это не проясняет нам суть сказки — почему змеи? Что это символизирует? В чем заключается мораль истории?
Взаимопомощь + мудрость старших
Некоторые исследователи пытаются трактовать сказку в том же ключе, что и ее позднюю переработку с кошкой и мышкой. Мол, чего не может сделать один или двое, то получится если взяться за дело скопом. То есть под «ногами» можно понимать каких угодно индивидов, спешащих на помощь — соседи, родственники, друзья.
Впрочем, тут сбивает с толку то, что «ноги» являются на помощь НЕ попарно (1 человек = 2 ноги), а по одной. «Пришла нОга… , тянут-потянут, вытянуть не можут!… Пришла дру́га, но́га» — то есть согласно такой логике получается, что «один человек = 1 нога».
Так же странно выглядит то, что человек в данной трактовке ассоциируется именно с ногой, а не с головой, душой — что было бы более в духе нашей традиции, либо с рукой — что более актуально с учетом сюжета сказки.
Существует версия, что вся соль истории заключается в последней пятой ноге. Якобы, первые две пары ног, приходящих на помощь — это все-таки некоторые люди (остается открытым вопрос почему они являются не сразу с двумя ногами, возможно, речь о внимании и усилиях — сначала человек трудился как бы наполовину (=одно нога»), потом в полную силу (= «друга нога»). А вот последняя пятая нога — это тот, кто и помог достичь желанного результата. То есть сказку можно рассматривать как определенную загадку. Кто этот одноногий, благодаря которому, удалось то, что не смогла осилить сделать целая компания (дед, бабка, внучка, сучка, и двое двуногих)? Вероятный ответ — это некий хромой старец, старик, а старость традиционно ассоциируется с мудростью. Получается, что смысл сказки в том, что именно мудрость, а не физическая сила помогает добиться результатов в любом деле (даже таком простом, как вытащить репку). Без нее успех просто невозможен.
Виктор Корольков. Царство Бабы Яги
С другой стороны, одноногим персонажем может быть и некое потустороннее существо — например, «Баба-Яга — костяная нога» . Ведь именно несимметричность внешнего облика (одноногость, одноглазость) нередко в самых разных индоевропейских культурах указывает на того, кто стоит на перекрестке миров: частично — здесь, а частично — там.