Появление страсти к чтению у героя повести «Детские годы Багрова-внука»
Краткое содержание по главам продолжается описанием последовательных воспоминаний. Они начинаются у Сережи с четырехлетнего возраста. Им посвящена отдельная глава. Она так и называется — «Последовательные воспоминания», а предваряют ее «Отрывочные воспоминания» (глава третья). Мальчик живет с родителями и своей младшей сестрой в Уфе. Нервы его доведены болезнью «до крайней восприимчивости». Он слушает рассказы няньки и начинает бояться темноты, мертвецов и проч. (различные страхи и в дальнейшем будут его мучить). Его обучили чтению настолько рано, что Сережа даже не помнит когда. У него была лишь одна книга, и мальчик знал ее наизусть. Сережа читал эту книгу каждый день своей сестре. Поэтому, когда С. И. Аничков (сосед) подарил мальчику «Детское чтение для сердца и разума», он настолько увлекся книгами, что был «как помешанный».
Жизнь в Багрово
Смотреть галерею
Жизни у бабушки с дедушкой посвящена глава «Багрово». Сереже не нравится патриархальный быт. Дом печальный и маленький, обитатели его одеты не лучше, чем слуги родителей в Уфе. Страшен и суров дед. Сережа стал свидетелем одного его припадка гнева. Несколько позже, когда дед понял, что мальчик любит и отца, а не только мать, его отношение к Сереже резко изменилось. В Багрове не любят детей гордой невестки, которая «брезговала» своей родней. Здесь ребята прожили больше месяца. Багров был настолько негостеприимен, что брата с сестрой даже плохо кормили. Сережа развлекался тем, что пугал сестренку рассказами о невиданных приключениях. Он читал вслух ей и «дядьке» Евсеичу. На его воображение сильно подействовал какой-то водевиль и «Сонник», которые дала мальчику тетушка.
Роды матери и общение с бабушкой
Сережа, вернувшись в Уфу, вновь испытывает потрясение. Мать, рожая сына, едва не умирает. Став после смерти отца хозяином Багрова, отец выходит в отставку. Вся семья перебирается на постоянное житье в деревню. Сережу очень занимают сельские работы (косьба, молотьба и пр.).
Смотреть галерею
Он не понимает, отчего маленькая сестра и мать равнодушны к этому. Мальчик пытается утешать и жалеть бабушку, которая быстро одряхлела после того, как дедушка умер. Он ее, в сущности, раньше и не знал. Однако обыкновение этой женщины бить дворовых, в помещичьем быту весьма привычное, быстро отвращает внука от нее.
Другие персонажи
- Алексей Степанович — отец, служил в суде, потом вышел в отставку. Этот тихий, спокойный человек любил свою семью, родителей и своё родовое имение Багрово.
- Софья Николаевна — мать, образованная, умная, чувствительная женщина.
- Надя — младшая сестра Серёжи, очень привязанная к нему.
- Маленький братец Серёжи.
- Ефрем Евсеев — добрый и любивший Серёжу слуга, который сделался в дороге в Паршино как будто его дядькой.
- Прасковья Ивановна Куролесова — богатая тётушка Серёжиного отца, властная, своенравная, справедливая.
- Тётушки Серёжи (сёстры отца):
- Татьяна Степановна — незамужняя девушка, жившая с родителями в Багрове.
- Александра Степановна — насмешливо относилась к семье брата.
- Аксинья Степановна — крёстная мать Серёжи, очень добрая, ласковая к детям.
- Елизавета Степановна — очень гордая, с детьми брата не общалась.
Родители отца Серёжи:
- Степан Михайлович — барин, строгий к крепостным и даже жестокий.
- Арина Васильевна — его жена, Серёжина бабушка, с внуком была неласкова, жестоко обращалась с дворовыми.
Дяди Серёжи (братья матери):
- Сергей Николаевич — имел талант к рисованию и учил рисованию племянника.
- Александр Николаевич — молодой человек, очень любящий шутить, смешить окружающих.
- Волков — адъютант, приятель Сергея Николаевича и Александра Николаевича.
- Матвей Васильевич — учитель из народного училища. Он был добрый и тихий, когда занимался с Серёжей, но к ученикам в училище был очень строг.
- Андрюша — ученик народного училища, тихий мальчик, он вместе с Серёжей учился чистописанию.
- Мавлют Исеич (Мавлютка) — башкирский кантонный старшина, очень высокий и толстый человек.
- Чичаговы, друзья родителей Серёжи:
- Пётр Иванович — очень умный человек, он по-доброму относился к Серёже.
- Екатерина Борисовна — дружила с Серёжиной мамой.
- Марья Михайловна Мертваго — мать Екатерины Борисовны Чичаговой. Деликатная, умная женщина.
- Александра Ивановна Ковригина — двоюродная Серёжина сестра, сирота, воспитанница Прасковьи Ивановны. Очень добрая девушка.
- Дурасов — богатый, тщеславный помещик, у которого был крепостной оркестр и крепостные певицы, выучившиеся пению в Москве.
Новые впечатления
Мать боялась, что заболела чахоткой, измучившись болезнью сына. Отец вместе с ней решил отправиться к хорошему доктору в Оренбург. Детей они отвезли к родителям отца, в Багрово. Дорога поразила мальчика: переезд через реку, большие деревья, окаменелости и галька, ночевки в поле, рыбная ловля, которую он полюбил не меньше, чем книги. Все ему было любопытно. Отец вместе с Сережей радовался всему этому, а мать была равнодушна и даже несколько брезглива.
Люди, которые встречались в пути, новы и непонятны. Мальчик, например, не может понять отношения крестьян со старостой. Он видит жатву в жару, что вызывает в его душе чувство сострадания.
В гостях у Прасковьи Куролесовой
Прасковья Куролесова зовет родителей Сережи в гости. Отец главного героя считается ее наследником. Из-за этого он не смеет перечить ни в чем этой доброй и умной, но грубоватой и властной женщине. Дом вдовы Куролесовой, богатый, хотя и немного аляповатый, сначала кажется Сереже дворцом, который описан в сказках Шахерезады. Прасковья, подружившись с матерью мальчика, долго не хочет отпускать семью в Багрово. А суетливая жизнь в этом всегда наполненном гостями доме утомляет Сережу. Он думает с нетерпением о возвращении в Багрово, которое уже мило ему.
Смотреть галерею
Вернувшись сюда, мальчик впервые в своей жизни по-настоящему видит весну. От волнения у него начинается бессонница. Ключница Пелагея для того, чтобы Сережа лучше засыпал, рассказывает ему сказки, в том числе и «Аленький цветочек» (она помещена в приложении к повести).
Слушать аудиокнигу «Аксаков Сергей — Детские годы Багрова-внука» бесплатно без регистрации
Творчество Аксакова-беллетриста в основном относится к 50-м годам прошлого столетия. Тогда появились в печати его «отрывочные воспоминания о детстве» в дедовской усадьбе в Заволжье — «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858), ставшие художественным открытием жанра. Тут «правда чувствуется на каждой странице», — восторженно писал Н. Г. Чернышевский об автобиографической повести Сергея Тимофеевича Аксакова «Семейная хроника». Эти слова можно было бы отнести и ко всему творчеству выдающегося самобытного русского писателя. Современники назвали его «чародеем сладостной русской речи». Гоголь не раз слушал его устные рассказы и советовал Аксакову взяться за перо. А первое же печатное произведение писателя — поэтическое описание снежного бурана — восхитило великого Пушкина. В автобиографических книгах, написанных на основе воспоминаний и семейных преданий, Аксаков проявил себя тонким психологом, умеющим выразить едва уловимые движения детской души. До этого времени он был известен как поэт, как чуткий литературный критик, одним из первых отметивший реалистическое мастерство Пушкина, как блестящий знаток театра, еще до появления статей Белинского восхищавшийся великим актером — «плебеем» Мочаловым, как человек, страстно влюбленный в природу родной земли и создавший ее проникновенные поэтические зарисовки. Недаром И. С. Тургенев писал об аксаковских «Записках ружейного охотника»: «Такой книги еще у нас не бывало!» Аксаков был любителем и знатоком русской старины, пропагандистом народного поэтического творчества — сказок, притч, песен. Еще в юношеском стихотворении, выступая против увлечения «всем иноземным», он призывал: «…к обычаям, к языку родному обратимся…» Очарование русского песенного слога, поэтический мир народных сказов отличают его литературную обработку сказки о волшебном, чудодейственном «Аленьком цветочке». Эта сказка (помещенная писателем в приложении к «Детским годам Багрова-внука») навсегда вошла в детское чтение. Сказка стала известной именно в аксаковском «переводе», в его своеобразном творческом воссоздании. Писатель бережно сохранил затейливый орнамент народных эпитетов и оборотов, передавая и светлую лирику этой нестареющей легенды о самоотверженной любви, и веселое лукавство рассказчицы, и народные представления об идеалах благородства, человечности, преданности. Сюжет неувядаемого «Аленького цветочка» во многом схож со сказаниями разных народов мира о спасающей силе любви. На пути любви стоят непреодолимые препятствия, и только верностью, самоотверженностью достигается счастье. Сказка Аксакова обязана своей популярностью не только верно переданной народной мудрости, но и великолепному, гибкому, выразительному, «истинно русскому» языку. …