Случай с кошельком

План рассказа случай с кошельком (пермяк)

Пичугин мост

По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.

— Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребёнка спасти!

— Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечтает второй. — Сразу про тебя узнают.

— Лучше всего первым на Луну полететь, — говорит третий. — Тогда уж во всех странах будут знать.

А Сёма Пичугин ни о чём таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.

Как и все ребята, Сёма любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было очень трудно.

В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!

Вот и задумал Сёма Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точеный. И стал он рубить им ветлу.

Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.

Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сёма, ходить стало ещё труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег.

Решил Сёма приладить перильца из жердей.

Дед помог.

Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:

— Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.

Так и стали его называть Сёминой фамилией — Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее — Пичугин.

Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем… Или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют — Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по-другому.

Вот оно как в жизни случается.

Еще песни Е.Пермяк:

Отава Ё (оркестр) Пермяков (вистл) – Nämndemans-Ola (скандинавская средневековая)

04:27

Е.Пермяк – Самое страшное

02:05

Е.Пермяк – Торопливый ножик (читает В.Сперантова)

03:25

Е.Пермяк – Смородинка

01:28

Е.Пермяк – Ах!

01:46

Е. Пермяк – Пичугин мост

02:49

Полина Чирикова – Я хочу быть кошкой — Пермяков С.Е.

03:10

Е.Пермяк – Дедушкины очки (читает Б.Толмазов)

08:26

Е.Пермяк – Надежный человек

07:00

Е.Пермяк – Надёжный человек

05:39

Рассказы для детей – Как Миша хотел маму перехитрить (Е. Пермяк)

01:17

Е.Пермяк – Для чего людям руки нужны (читает В.Сперантова)

01:09

Е.А. Пермяк – Самое страшное

02:24

читатель – Е.Пермяк «Белая ворона»

07:13

Estell Eleantlar – Как Маша стала большой (Е. Пермяк)

01:25

Е.Пермяк – Маркел самодел и его дети (читает Б.Толмазов)

05:33

Е. Пермяк – Волшебные краски

05:26

Дуэт Ё, Моё (Телицын В. Пермяков В.) 1999 – Признание в любви

05:29

Е.Пермяк – Как Маша стала большой

01:37

Мария Суханова – Е. Пермяк. Чужая калитка

07:10

Е. Пермяк – Надежный человек

04:24

Е.Пермяк – Кто

01:50

Татьяна Карпова – авт. Е.Пермяк — Смородинка

02:29

Дуэт Ё, Моё (Телицын В. Пермяков В.) 1999 – Жду тебя

05:46

Е.Пермяк – Две пословицы (читает В.Сперантова)

04:17

Александра Тимофеева – Е. Пермяк. две пословицы

03:36

Дуэт Ё, Моё (Телицын В. Пермяков В.) 1999 – Ужас

05:13

Е. Пермяк – На все цвета радуги

03:46

Е. Пермяк – Самое страшное

01:22

Е.Пермяк (по сказке П.Бажова) – Серебряное копытце

36:27

Дуэт Ё, Моё (Телицын В. Пермяков В.) 1999 – Хочу умереть

02:38

Иван Пермяков, Татьяна Зайцева – Утренняя песня Екатеринбург (Е.Щикалев — В.Магазинский)

04:34

Дуэт Ё, Моё (Телицын В. Пермяков В.) 1999 – Без тебя простужен

03:20

Пермяков Ю.Е. – Разговор с правом об актуальности науки

31:23

Амелина З. Д. – Е. Пермяк Мать-мачеха

02:33

Амелина З. Д. – Е. Пермяк Кто мелет муку

02:33

Дэн – Торопливый ножик_Е. Пермяк_Ответы на вопросы

02:04

Юлия Миргасимовна – «Как Маша стала большой» Е.Пермяк

01:25

Ирис Ревю – Для чего руки нужны (Е.Пермяк)

00:57

Маргарита Еременко – Е. Пермяк Перо и чернильница

01:44

Студия записи «Andrusha Channel» – Е. Пермяк «Торопливый ножик»

01:19

Библиотекарь – Про торопливую куницу и терпеливую синицу. Е.Пермяк

01:16

Студия записи «Andrusha Channel» – Е. Пермяк «Как Маша стала большой»

01:32

Ирис Ревю – Как Маша стала большой (Е.Пермяк)

01:36

Студия записи «Andrusha Channel» – Е. Пермяк «Первая рыбка»

01:16

Юлия Миргасимовна – «Мать-мачеха» Е.Пермяк

02:46

Музыка по алфавиту:

  • A
  • B
  • C
  • D
  • E
  • F
  • G
  • H
  • I
  • J
  • K
  • L
  • M
  • N
  • O
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • V
  • W
  • X
  • Y
  • Z
  • 0-9
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ё
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ы
  • Э
  • Ю
  • Я

Валентина Осеева ВСЁ ВМЕСТЕ

В первом классе Наташе сразу полюбилась девочка с весёлыми голубыми глазками.

– Давай будем дружить, – сказала Наташа.

– Давай! – кивнула головой девочка. – Будем вместе баловаться!

Наташа удивилась:

– Разве если дружить, так надо вместе баловаться?

– Конечно. Те, которые дружат, всегда вместе балуются, им вместе и попадает за это! – засмеялась Оля.

– Хорошо, – нерешительно сказала Наташа и вдруг улыбнулась. – А потом их вместе и хвалят за что-нибудь, да?

– Ну, это редко! – сморщила носик Оля. – Это смотря какую подружку себе найдёшь!

• Как Оля понимает дружбу?

• Что Наташа понимает под дружбой?

• Что значит дружба для тебя?

Торопливый ножик

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

—  Как же это так? —  спрашивает Митю отец.

—  Ножик плохой, —  отвечает Митя,-косо строгает.

—  Да нет,- говорит отец,- ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

—  А как? —  спрашивает Митя.

—  А вот так, —  сказал отец.

Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно. Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно. Долго торопливый ножик не хотел слушаться

Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

План рассказа Случай с кошельком (Пермяк)

учитель начальных классов

Волкова Наталья Александровна

Тема урока: « Е. Пермяк «Случай с кошельком»

создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Тип урока: урок открытия нового знания.

формировать умение анализировать поступки людей;

обогащать читательский опыт детей;

учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении.

развивать мышление, речь учащихся, умения анализировать, обобщать.

воспитывать доброе отношение к семье, пожилым людям, детям и

словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение»;

рабочая тетрадь «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина;

карточки со словами «жизнь», «дана», «на», «добрые», «дела»;

карточки со словами «вся», «семья», «вместе», «так», «и», «душа», «на», «месте»;

карточки-смайлики «Я справился!», «Я сомневался», «Я не справился»;

карточки для составления модели обложки (1/2 от листа А-4);

презентация к уроку.

Универсальные учебные действия

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя (создание эмоционального настроения).

Упражнение «Поздоровайся глазами».

– Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

– Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах. А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу.

– А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(постановка учебной задачи)

1) – Какой раздел мы изучаем?

– А как вы понимаете слово «семья»?

– Что же такое «семья»?

– Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, счастье и печали, привычки и традиции.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

2) Работа в парах.

Игра «Собери пословицу» (Слайд 2, 3)

– Объясните смысл пословицы.

– «Вся семья вместе – так и душа на месте».

3) – Родился ребёнок. Ему нужны тепло и ласка мамы. Общение мамы с ребёнком начинается с первой колыбельной, которую пела мама и каждому из нас.

Работа по группам.

– Дома вы читали колыбельные. Давайте расскажем их.

– С какой интонацией вы будете рассказывать их?

– Что можно сказать о первой колыбельной? Какая она?

– К какому жанру относятся эти произведения?

«Народная песня», «Колыбельная», «М.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»

4) – Самое главное для человека – СЕМЬЯ.

(Слайд 3 – звук мелодии)

« На свете чудо есть – семья!

Семь драгоценных, светлых Я.

Они, как ноток семь, дружны,

И все красивы и важны!

Три нотки – папа, мама, Я.

Ещё одна – сестра моя.

Ещё две – бабушка и дед,

Седьмой лишь нотки с нами нет.

«Гав-гав!» – да во дворе она.

Всем нотка хорошо слышна!

Она звончее всех звучит,

На месте нотка не сидит.

В семье семь ноток – семь цветов,

Семь струн, звучащих, как одна,

И каждая из них важна!»

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)

1) – Расшифруйте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся (Слайд 4).

Что читать детям 8 лет

1. Производить анализ данного произведения, опираясь на понимание идейного смысла. 2.Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других. Снова вас приветствует наш славный Батыр. С чем же сегодня славный Батыр к нам пожаловал? Ему нужны тепло и ласка …. Общение мамы с ребёнком начинается с первой колыбельной, которую пела мама и каждому из нас.- Дома вы учили колыбельные. Коммуни-катив-ные: выражать в речи свои мысли и действия.

Какие положительные качества должны быть у Настоящего человека? Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить? Прочитайте заголовок. А потом мы умывались,Аккуратно одевались, Завтракали и обедали не торопясь, В школу, к знаниям, стремясь. Есть положительные качества у человека, они украшают его. Все хотят походить на героев. Есть отрицательные черты. Какие? Они позорят любого человека.

Кто?

Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.

— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

— Нет, я… Нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили.

Спорили так девочки, спорили — охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.

Пришли к Маше, а Маша за букварем сидит.

— Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет, — ответила Маша. — Некогда мне. Я сегодня должна еще три буквы выучить.

— А зачем? — спрашивают девочки.

— А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться, — сказала Маша и принялась снова читать букварь.

Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.

Ах!

Ничего Надя делать не умела. Бабушка Надю одевала, обувала, умывала, причесывала.

Мама Надю из чашечки поила, с ложечки кормила, спать укладывала, убаюкивала.

Прослышала Надя про детский сад. Весело там подружки играют. Танцуют. Поют. Сказки слушают. Хорошо детям в детском саду. И Наденьке было бы там хорошо, да только не взяли ее туда. Не приняли!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Я желаю тебе сегодня добра и я желаю тебе сегодня добра! Если тебе будет трудноя помогу тебе!

Слайд 2

Текст слайда:

Евгений Андреевич ВИСCОВ (ПЕРМЯК) 1902 — 1982

Е. А. Пермяк родился на Урале. Прожил там более 30 лет. Ещё в детстве он познакомился с жизнью заводов, приисков Урала. Е. Пермяк изучил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Большинство его произведений посвящено труду, взаимоотношениям в семье.

Слайд 3

Текст слайда:

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Е. Пермяка

Слайд 4

Слайд 5

Текст слайда:

кошёлка

растеряха

неблагодарная

По ходу чтения уточни значения слов. Соедини стрелкой слово с его значением.

Слайд 6

Текст слайда:

Кошелёк положу себе в карман, я же нашёл.Кошелёк верну, но в знак благодарности что-нибудь попрошу.Кошелёк верну просто так.??????????????????????????????????????????????? 

Слайд 7

Текст слайда:

Кошёлка — корзина или плетёная сумка. Растеряха- человек, который всё теряет, забывает, растрёпа.Неблагодарный — тот, кто не проявляет благодарности за оказанные услуги, добро.

Слайд 8

Текст слайда:

1) Надо спешить совершать добрые поступки.2) Надо всегда быть честным, помогать окружающим, делать добрые дела.3) Надо уважать старших.

Слайд 9

Текст слайда:

В какой последовательности происходят события в рассказе. Пронумеруйте.

Старуха взяла свой кошелёк.Костя пожаловался сестре.Старушка выронила кошелёк.Сестра сказала: «Быть честным- это твоя обязанность….»Костя догнал старушку.Костя запомнил на всю жизнь случай с кошельком.Шли по улице Катя и Костя.

Слайд 10

Текст слайда:

Шли по улице Катя и Костя.Старушка выронила кошелёк.Костя догнал старушку.Старуха взяла свой кошелёк.Костя пожаловался сестре.Сестра сказала: «Быть честным- это твоя обязанность….»Костя запомнил на всю жизнь случай с кошельком. 

Слайд 11

Текст слайда:

Подчеркните в скобках те слова, которые по — вашему мнению являются авторскими. Проверьте себя по книге.

А за что (она, старушка, бабушка) должна благодарить тебя? За то, что ты (честен, порядочный)? Так ведь быть честным — это твоя обязанность, а не заслуга. Разве можно за это (просить, требовать) благодарности?.. 

Слайд 12

Текст слайда:

Подчеркните в скобках те слова, которые по — вашему мнению являются авторскими. Проверьте себя по книге.

А за что она должна благодарить тебя? За то, что ты честен. Так ведь быть честным — это твоя обязанность, а не заслуга. Разве можно за это просить, благодарности?.. 

Слайд 13

Текст слайда:

Посмотрите ещё раз на иллюстрацию. Найдите в тексте фрагмент, который соответствует этой иллюстрации.. Прочитайте.

Слайд 14

Текст слайда:

Какими вы представляете Катю и Костю? (работа в паре)

Катя внимательный (-ая) справедливая (-ый) маленький (-ая) строгая (-ий) честный (-ая) Костя порядочный (-ая) умная (-ый)

Слайд 15

Текст слайда:

НА ДОБРЫЕ

ЖИЗНЬ

ДЕЛА

ДАНА

Жизнь дана на добрые дела.

Игра «Собери пословицу»

Слайд 16

Текст слайда:

Я справился!

Я сомневался.

Я не справился.

ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ…

Слайд 17

Текст слайда:

Подготовить подробный пересказ текста.Выполнить в тетради задания к рассказу.Прочитать рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка».

ДОМАШНЕЕ задание

Слайд 18

Слайд 19

Текст слайда:

Урок литературного чтенияпо образовательной системе «Начальная школа XXI века»,2 класс

2017 год

Учитель начальных классов:Петрухина С.В.

Е. Пермяк «Случай с кошельком»

Слайд 20

Текст слайда:

Имя, фамилия автора

Е. Пермяк

Жанр и тема

Заголовок

Случай с кошельком

Рассказы о детях

МОДЕЛЬ ОБЛОЖКИ

Кто мелет муку

Как Огонь Воду замуж взял

Рыжий раз­бой­ник Огонь пла­менно полю­бил холод­ную кра­са­вицу Воду. Полю­бил и заду­мал на ней жениться. Только как Огню Воду замуж взять, чтобы себя не пога­сить и ее не высушить?

Спра­ши­вать стал. И у всех один ответ:

— Да что ты заду­мал, рыжий? Какая она тебе пара? Ты что? Зачем тебе холод­ная Вода, без­дет­ная семья?

Затос­ко­вал Огонь, заго­ре­вал. По лесам, по дерев­ням пожа­рами загу­лял. Так и носится, только рыжая грива по ветру развевается.

Гулял Огонь, горе­вал Огонь да встре­тился с тол­ко­вым масте­ро­вым чело­ве­ком. Ива­ном его звали.

Огонь в ноги ему пал. Низ­ким дымом сте­лется. Из послед­них сил синими язы­ками тлеет.

— Ты масте­ро­вой чело­век, ты все можешь. Хочу я раз­бой бро­сить, хочу я своим домом жить. Воду замуж взять хочу. Да так, чтобы она меня не пога­сила и я ее не высушил.

— Не горюй, Огонь. Сосва­таю. Поженю.

Ска­зал так масте­ро­вой чело­век и терем стро­ить стал. Построил терем и велел сва­дьбу играть, гостей звать.

При­шла с жени­хо­вой сто­роны огне­вая родня: тетка Мол­ния да дво­ю­род­ный брат Вул­кан. Не было больше у него род­ных на белом свете.

С неве­сти­ной сто­роны при­шел стар­ший бра­тец Густой Туман, сред­ний брат Косой Дождь и млад­шая сест­ричка Воды — Ясно­гла­зая Роса.

При­шли они и заспорили.

— Неслы­хан­ное дело ты, Иван, заду­мал, — гово­рит Вул­кан и пла­ме­нем попы­хи­вает. — Не бывало еще такого, чтобы наш огне­вой род из водя­ной породы неве­сту выбирал.

А масте­ро­вой чело­век отве­чает на это:

— Как же не бывало! Косой Дождь с огне­вой Мол­нией в одной туче живут и друг на дружку не жалуются.

— Это все так, — мол­вил Густой Туман, — только я по себе знаю: где Огонь, где тепло, там я редеть начинаю.

— И я, и я от тепла высы­хаю, — пожа­ло­ва­лась Роса. — Боюсь, как бы Огонь мою сестру Воду не высушил.

Тут Иван твердо сказал:

— Я такой терем построил, что они будут в нем жить да радо­ваться. На то я и масте­ро­вой человек.

Пове­рили. Сва­дьбу стали играть.

Пошла пля­сать Мол­ния с Косым Дождем. Заку­рился Вул­кан, засвер­кал ярким пла­ме­нем, в ясных гла­зах Росы огне­выми бли­ками заиг­рал. Густой Туман набраж­ни­чался, на покой в овраг уполз.

Отгу­ляли гости на сва­дьбе и восво­яси пода­лись. А масте­ро­вой чело­век жениха с неве­стой в терем ввел. Пока­зал каж­дому свои хоромы, поздра­вил моло­дых и поже­лал им нескон­ча­е­мой жизни да сына-богатыря.

Много ли, мало ли про­шло вре­мени, только родила мать Вода от отца Огня сына-богатыря.

Хоро­шим сын бога­ты­рем вырос. Горяч, как роди­мый батюшка Огонь. А облик дядин — густ и белес, как Туман. Важен и вла­жен, как роди­мая матушка Вода. Силен, как Вул­кан, как тетушка Молния.

Вся родня в нем сво­его кров­ного узнает. Даже Дождь с Росой в нем себя видят, когда тот сты­нет и капель­ками на землю оседает.

Хоро­шее имя дали сыну-бога­тырю: Пар.

На телегу сядет Пар-бога­тырь — телега его силой пока­тится да еще сто дру­гих телег поез­дом повезет.

На корабль сту­пит Пар-чудо­дей — уби­рай паруса. Без ветра корабль катится, волну рас­се­кает, паро­вой голос подает, кора­бель­щи­ков своим теп­лом греет.

На завод пожа­лует — колеса завер­тит. Где сто чело­век рабо­тали — одного хва­тает. Муку мелет, хлеб моло­тит, ситец ткет, людей и кладь возит — народу помо­гает, мать, отца радует.

И по наши дни живут Огонь с Водой в одном желез­ном котле-тереме. Ни она его не гасит, ни он ее высу­шить не может. Счаст­ливо живут. Нескон­ча­емо. Широко.

Год от году рас­тет сила их сына-бога­тыря, и слава о рус­ском масте­ро­вом чело­веке не мерк­нет. Весь свет теперь знает, что он холод­ную Воду за жар­кий Огонь выйти замуж заста­вил, а их сына-бога­тыря нам, вну­кам-пра­вну­кам, на службу поставил.

Валентина Осеева ОБИДЧИКИ

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

– Не жалуйся, – сказала однажды мать, – надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

– Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, – хмуро пояснил он. – Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

– Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

– Вот она! – обрадовался Саша. – Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело донеслось:

– Вы-хо-ди!..

• Почему Саша перестал обижать Толю?

Первая рыбка

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Евгений Пермяк «Надежный человек»

На первой парте и в первом классе сидел сын отважного летчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его

Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.

Рядом с Андрюшей сидела маленькая худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая и слабенькая, еще можно было простить, но то, что Ася была труслива, — с этим Андрюша никак не мог примириться. Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те ее страшили.

Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А ее не пересаживали.

Однажды Андрюша принес в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.

С этого и началось… Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков.

Андрюша сразу догадался, в чем дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущенно сказал учительнице:

— Я ведь не зря принес паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась.

— Что ж, верю тебе, — сказала Анна Сергеевна. — Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.

Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом — на Асино.

— Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку — Аней. Аня росла болезненным ребенком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня часто хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздем ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя было надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришел к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно! Над нами будет хохотать вся школа…» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!» С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и смогла вместе со всеми ребятами перейти в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.

— А кем? — нетерпеливо спросил Андрюша.

— Вова стал прекрасным летчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница, Анна Сергеевна.

Андрюша опустил глаза. Так просидел он за своей партой долго. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.

Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна.

— Доброе утро, — сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей. — Если хочешь, Ася, пойдем в школу вместе.

Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:

— С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьется, и мальчишкам в обиду не даст.

— Да, — тихо, но очень твердо сказал Андрюша.

И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не уступили дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно.

Рядом с Андрюшей она вдруг почувствовала себя сильной и смелой.

2 часть

1 Бурёнушка2 В. Жуковский. Птичка3 Е. Чарушин. Перепёлка4 К. Ушинский. Кот Васька5 Считалка. Загадки6 Е. Благинина. Голоса леса7 М. Пришвин. Старый гриб8 Н. Рубцов. Про зайца9 К. Ушинский. Лиса Патрикеевна10 П. Комаров. Оленёнок11 В. Бианки. Ёж-спаситель12 М. Пришвин. Журка13 Скороговорки14 М. Дудин. Тары-бары15 В. Бианки. Хвосты16 К. Ушинский. Плутишка кот17 К. Паустовский. Барсучий нос18 Журавль и цапля19 О том, как лиса обманула гиену20 Зимовье зверей21 Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича22 Р. Киплинг. Откуда у кита такая глотка23 Белые пёрышки24 Лис Миккель и другие. Колосок25 Волк, улитка и осы26 Как Джек ходил счастье искать27 Лис Миккель и медведь Бамсе. Как Миккель и Бамсе поле возделывали28 Поросятина и медовые соты29 Как кролик взял койота на испуг30 Братья Гримм. Бременские музыканты31 Сказка про трёх поросят32 Проверь себя33 Л. Толстой. Лучше всех34 Колыбельная35 Лермонтов. Спи, младенец мой прекрасный…36 Е. Пермяк. Случай с кошельком37 С. Аксаков. Моя сестра38 В. Осеева. Сыновья39 А. Майков. Колыбельная песня40 Л. Толстой. Отец и сыновья41 И. Панькин. Легенда о матерях42 А. Плещеев. Дедушка43 Л. Воронкова. Катин подарок44 Ю. Коринец. Март45 А. Плещеев. Песня матери46 Три сестры47 Белая уточка48 С. Михалков. А что у вас49 В. Солоухин. Деревья50 С. Михалков. Быль для детей51 С. Баруздин. Салют52 Проверь себя53 Весна, весна красная!..54 А. Ахматова. Перед весной бывают дни такие…55. А. Чехов. Весной56. А. Пушкин. Гонимы вешними лучами…57 Г. Скребицкий. Весна-художник58 Н. Сладков. Снег и Ветер59 Н. Сладков. Из цикла Лесные шорохи60 С. Маршак. Весенняя песенка61 Э. Шим. Чем пахнет весна62 Е. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!..63 В. Маяковский. Тучкины штучки64 Ф. Тютчев. Зима недаром злится…65 А. Куприн. Скворцы66. Н. Сладков. Скворец-молодец67 Н. Сладков. Апрельские шутки68 А. Барто. Апрель69 Г. Скребицкий. Жаворонок70 К. Коровин. Баран, заяц и ёж71 Закличка. Загадки72 Жуковский. Жаворонок73 О. Высотская. Одуванчик74 М. Пришвин. Золотой луг75 П. Дудочкин. Почему хорошо на свете76 Э. Шим. Муравейник77 Н. Сладков. Весенний гам78 А. Барто. Воробей79 Р. Сеф. Чудо80 М. Пришвин. Ребята и утята81 Б. Заходер. Птичья школа82 К. Ушинский. Утренние лучи83 М. Пришвин. Лесная капель84 А. Барто. Весна, весна на улице…85 Проверь себя86 Хаврошечка87 Чудо-чудное, Диво-дивное88 А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке89 Золотая рыба90 Сказка о попе и о работнике его Балде91 Ш. Перро. Кот в сапогах92 Л. Кэрролл. Аласа в Стране чудес93 Проверь себя

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: