Происхождение родников
Места, откуда берутся родники, питая почву живительной влагой и наполняя реки и озёра, расположены в земных недрах. Однако выйти на поверхность вода может не везде, возможность ее выхода зависит от состава грунта.
В земных глубинах среди твёрдых горных пород расположены пустые участки, заполненные водой. Она попадает в полые промежутки между скальным грунтом после проливных дождей, во время таяния снега и льда. Пространств, заполненных водой, под землёй очень много. Эти полости образуют подземные водоёмы и течения.
Подземные воды могут вытекать на поверхность суши на низких её участках, расположенных в оврагах, среди горных хребтов, в лесной чаще. Такие источники, чистые и прозрачные, называют родниками, ключами или гейзерами — в зависимости от состава и температуры воды. Причины возникновения этого природного явления различны, но в основном они связаны с рельефом местности и составом грунта.
Слово «родник», по школьному этимологическому словарю Шанского М. Н., происходит от слова «рождающий», то есть это источник, рождающий реку, питающий водоёмы. Определение родника (источника, ключа, криницы) — естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).
В истории родниками интересовались с давних пор, им придавали сакральное, мистическое значение, приписывали способность лечить и давать ответы на вопросы. Проведённые позже исследовательские работы доказали целебные свойства воды из источников. Возникновение лечебных качеств обусловлено насыщением жидкости минеральными солями и микроэлементами при прохождении некоторых слоёв грунта. Прозрачная и чистая вода, отфильтрованная гравием и песком, не имеет запаха. А благодаря минералам, у каждого источника свой неповторимый вкус и целебные свойства.
Так, вода из одних источников помогает нормализовать артериальное давление, оказывает благотворное влияние на нервную систему и опорно-двигательный аппарат. Другие помогают избавиться от головной боли, способствуют очищению почек и печени.
Набирая родниковую воду, стоит придерживаться некоторых рекомендаций:
- качества жидкости останутся неизменными, если хранить её в прохладном месте;
- набирать её лучше молча, чтобы сберечь природную силу;
- утренняя энергетика ключа сильнее вечерней.
https://youtube.com/watch?v=PvnlqTAtLH4
2) От имени новгородца расскажи о своём городе: а) иноземному купцу; б) жителю другого русского города.
Рассказ от имени новгородца о своём городе иноземному купцу для 4 класса
Здравствуй Яков! От имени всех новгородцев приветствую тебя на славной земле нашего вольного города. Не удивляйся, что я так хорошо говорю по-немецки. Я и сам много торговал с вами, ходил к вашим портам на ладьях, возил меха и зерно. А сейчас ты привёз нам свои товары. Но о делах поговорим потом. Сначала я расскажу тебе немного о нашем красивом городе.
Господин Великий Новгород, вот как его называют. И это не просто слова. Наш город не признаёт никакой власти, кроме веча, народного собрания. Мы сами выбираем себе князей, посадников и в любой момент можем их выгнать, если нам не понравится их политика.
Новгород очень большой город. В нём живёт больше десяти тысяч человек. И почти все они занимаются торговлей и ремёслами. Мы сами делаем себе оружие, одежду, украшения. А уж наши охотники за мехом славятся по всей Европе. Так что, брат купец, здесь для тебя найдётся много работы.
Торговая сторона находится на правом берегу Волхва, там тебе и предстоит совершать свои сделки. А вот кремль высится на левом берегу. Там живут купцы побогаче, там обитает посадник, пока его не выгонят.
А вон видишь, как сверкают золотом купола? Это наша София, за которую мы стоим горой. Наш святой собор, самый красивый в мире. Попасть туда можно только перейдя по мосту Волхов. И как-нибудь я тебя свожу на тот берег. А пока давай раскладывать товары.
Кто не почитает предков?
Алмаз САБИРОВ, Ильмира САЛЯХОВА
клуб «Земляне», Макулово, Татарстан
Мы, земляне, каждый год ходим чистить родники. Вот и этим летом, принявшись строить экологическую тропу, первым маяком сделали родник возле дубравы, который назвали Кура в честь племен, когда-то живших здесь. А речка Клянчейка, в которую он впадает, раньше называлась Куриля.
До чего же красив этот родник! Там даже есть маленький водопадик, из которого мы наливали воду в кружки.
Наш родник существует со времен динозавров, а породам, из которых он вытекает — около 200 млн. лет. Вы, наверное, думаете, как же мы узнали про племя Кура? От нашей учительницы. А она из архивных материалов, где было написано, что в 1960-м году финские археологи проводили здесь раскопки и обнаружили древние булгарские селения 8-9 веков. И вот этот замечательный памятник истории и природы люди захламляют. Здесь наша сельская свалка, и кто ее хозяин, установить не удалось.
Поэтому мы решили фотографировать нарушителей и посылать их фото в газету. Это будет наш протест, наш Бунт! Иначе нельзя. Кто не почитает своих предков, тот не может быть духовно богатым и нравственно воспитанным человеком.
1) А как появились на Руси города?
Древняя Русь называлась — Страна городов или «Гардарикой». Города на Руси возникали на месте посёлков, окружённых частоколом и рвом. Разрастаясь эти посёлки и становились городами Древней Руси.
2) Найдите на карте (с. 41) города Киев и Новгород. Что вы можете узнать о них по карте?
Новгород находился на севере Древней Руси. Он лежал на торговом пути из Варяг в греки и поэтому стал важным центром для купцов.
Киев находился в центре Древней Руси. Он лежал на реке Днепр, на пересечении нескольких важных торговых путей.
3) Рассмотрите схемы древнего Киева (с. 47) и древнего Новгорода (с. 49). С их помощью расскажите об этих городах.
Рассказ о древнем Киеве для 4 класса
Древний Киев располагался на правом берегу Днепра и находился в месте пересечения многих торговых путей. По Днепру поднимались купеческие корабли и останавливались на пристанях. Оттуда товары доставляли в Киев.
Сам город был окружён крепостной стеной, в которой было несколько ворот. Самыми важными были Львовские и Золотые ворота, по которым в Киев проникали купцы и торговцы с запада и юга.
В самом городе находилась ещё одна крепостная стена, ограждавшая исторический укреплённый центр Киева — Кремль. В него вели Софийские ворота. Там находились многочисленные церкви и соборы, самой известной из которых была Десятинная. Там же находился и княжеский дворец.
В центре Киева располагался знаменитый на весь свет Софийский собор. В 11-12 веках Киев был самым красивым городом мира.
Итак, текст сочинения:
Великолепную художественную работу создал живописец Аркадий Пластов! Картина написана в виде жанровой сцены, маслом на холсте, в 1952 году. Она размещена в гос. Третьяковской галерее города Москвы.
А.А. Пластов появился на свет в семье иконописцев. Он окончил Симбирское духовное училище и семинарию, но стал художником. Большую роль в его жизни сыграла учёба в художественно-промышленном училище, где одним из его наставников был живописец Ф. Федоровский. Пластов учился на скульптора в Москве.
Одарённый художник очень любил писать картины на темы деревенского быта, жизни колхоза, сельских будней и праздников. Многие его творческие работы проиллюстрированы в школьных учебниках. В картинах живут нежная лирика, доброта, свет, гармония и вечная любовь к людям. Пейзажи дышат русской природой. Мастер кисти любил изображать людей в поле на сенокосе, у реки, в лесу, дома. Все его работы воспевают труд, деревенские пейзажи и летние сюжеты на разные темы.
Одна из его прекрасных работ – картина «Родник». В центре художественной композиции изображена юная девушка с коромыслом и вёдрами в руках. Она берёт воду из родника, стоя босиком на деревянных дощечках. Девушка одета в белое ситцевое платье. На голове у неё повязан платок. У красавицы длинные русые косы, на щеках играет румянец. Её взгляд обращён к ручью, откуда льётся в ведро чистая, кристальная вода. Поза молодой особы проста и грациозна. По картине видно, что хозяюшка любит труд.
Второй план художественного творения изобилует кустиками молодой вербы на светло-сиреневом небесном фоне. Рядом наклонился ствол ивы. Она широко раскинула свои ветви, укрывая родник от палящего солнца и ветра. По чистому голубому небу ветер гонит пушистые облака. Он веет приятной прохладой, утоляя жару в летний зной.
Картина создаёт приятное впечатление. Она вызывает тёплые и нежные чувства, ярко передавая гармонию природы и крестьянский быт русского села. В работе художник использовал насыщенную красочную палитру. Он передал в ней свои эмоции, ощущения и переживания.
Замечательный шедевр имеет и оздоровительное значение для соцерзателей и ценителей. Он поднимает настроение, придаёт силы, бодрость и оптимизм, исцеляет от тревог и депрессии, заряжает благоприятной энергией. Картина будет превосходно смотреться в домашнем интерьере гостиной и рабочем кабинете, а также загородном доме. Она несёт светлую радость жизни и божественный полёт вдохновения.
Автор статьи – Александрова Марина.
Родник — род — Родина
Наташа МЯКИШЕВА,
Клянчинская средняя школа, клуб «Земляне», Республика Татарстан
Испокон веков у восточных народов считалось, что плохое отношение к родникам безнравственно. По их состоянию можно было судить о культурном уровне живущих рядом людей. Ведь не придет же в голову культурному, нравственно здоровому человеку разорять и засорять родник. Разве это не чудо: влага где-то блуждает в недрах земли, накапливается, собирает силу и вот уже на поверхности хрустальный родничок? Разве не приятно на поляне, в овраге, под склоном горы найти не грязную лужу, а чистейшую воду?
В течение двух лет члены кружка «Зеленый патруль» Клянчинской школы под руководством учителя биологии Надежды Ивановны Шариповой во время своих походов занимаются благоустройством родников родного села. Раньше жители Клянчина ухаживали за каждым из них, но как только провели водопровод, забыли о природных источниках и многие родники разрушились и пришли в упадок. Они засоряются и затаптываются пасущимся скотом, автомашинами, захламляются опадающей листвой, ветками, весенним паводком.
И вот мы, кружковцы, вместе с Надеждой Ивановной расчищаем подходы к родникам, оборудуем стоки, роем канавы (отводы для воды), ямки обкладываем камнями, а где надо, заключаем ключики в срубы. Вокруг родников, чтобы удобнее было к ним подходить, делаем площадки, определяем их влияние на окружающую среду и изучаем растительность.
Это не большой и вроде не заметный труд, но его можешь сделать именно ты. Разве этого мало?
Деревня
Иван Тургенев
Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия — родной край.
Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём — не то плывёт, не то тает. Безветрие, теплынь… воздух — молоко парное!
Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами.
И дымком-то пахнет, и травой — и дёгтем маленько — и маленько кожей. Конопляники уже вошли в силу и пускают свой тяжёлый, но приятный дух.
Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщеплённые ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба — синеватая черта большой реки.
Вдоль оврага — по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым крылечком вырезной железный крутогривый конёк. Неровные стёкла окон отливают цветами радуги. Кувшины с букетами намалёваны на ставнях. Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив прозрачные ушки; за высокими порогами прохладно темнеют сени.
Я лежу у самого края оврага на разостланной попоне; кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена. Догадливые хозяева разбросали сено перед избами: пусть ещё немного посохнет на припёке, а там и в сарай! То- то будет спать на нём славно!
Курчавые детские головки торчат из каждого вороха; хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек; белогубый щенок барахтается в спутанных былинках.
Русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах, в тяжёлых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряжённую телегу, — зубоскалят.
Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеётся не то их словам, не то возне ребят в наваленном сене.
Другая молодка сильными руками тащит большое мокрое ведро из колодца… Ведро дрожит и качается на верёвке, роняя длинные огнистые капли.
Передо мной стоит старуха-хозяйка в новой клетчатой понёве, в новых котах.
Крупные дутые бусы в три ряда обвились вокруг смуглой худой шеи; седая голова повязана жёлтым платком с красными крапинками; низко навис он над потускневшими глазами.
Но приветливо улыбаются старческие глаза; улыбается всё морщинистое лицо. Чай, седьмой десяток доживает старушка… а и теперь ещё видать: красавица была в своё время!
Растопырив загорелые пальцы правой руки, держит она горшок с холодным неснятым молоком, прямо из погреба; стенки горшка покрыты росинками, точно бисером. На ладони левой руки старушка подносит мне большой ломоть ещё тёплого хлеба. «Кушай, мол, на здоровье, заезжий гость!»
Петух вдруг закричал и хлопотливо захлопал крыльями; ему в ответ, не спеша, промычал запертой телёнок.
О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать!
И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде, и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?
Рассказ «На уроке грамоты в древнем Новгороде от имени учителя» для 4 класса
Меня зовут Гордей и я учитель грамоты у молодых детишек, сыновей новгородцев. Школа моя находится при церкви и посещать её могут любые дети, было бы желание. Никакой платы за свои уроки я не беру, и даже дети бедных ремесленников могут ходить в школу и учить грамоту.
Дети есть дети, и они часто балуются. Вот и сегодня Онфим, сын кожевника, опять опоздал, да ещё и стал рисовать на бересте вместо умных слов человечков. И как с ним быть? Придётся снова наказать.
Моя главная задача не только научить детей грамоте, но и дать им понятие о том, что без умения писать и читать они не смогут ничего достичь в нашем мире
Быть грамотным очень важно
Поэтому каждый день я даю детям новые задания, учу их писать слова и строить предложения, учу считать. Любой свободный новгородец должен быть грамотным, ибо от этого зависит процветание нашего города.
Разновидности ключевых вод
Родниковые потоки могут быть полноводными реками, текущими постоянно, и скудными ручейками, пропадающими во время засухи. Некоторые источники очень холодны, температура в других позволяет купаться в них круглый год без опасений за здоровье.
Классифицировать существующие источники можно по нескольким признакам:
- По силе течения: восходящие (напорные) и нисходящие (безнапорные).
- По времени просачивания: сезонные (временно действующие) и постоянные.
- По температуре родники можно разделить на холодные, тёплые, горячие и кипящие.
- В зависимости от наполнения: верховодки, грунтовые и артезианские.
Источники, получающие питание от верховой воды, часто непостоянны в своём течении, разнятся по температуре и химическому составу.
Грунтовые родники зависят от уровня и состояния подземных вод. При их понижении пересыхает и ключ до следующего сезонного повышения уровня воды в грунте. Увеличивается количество подземных вод, благодаря обильным осадкам, таянию снегов. Источники, зависящие от наличия воды в почве, называют «пульсирующими».
Наибольшим постоянством отличаются артезианские родники. Происхождение таких ключей обусловлено разгрузкой артезианских бассейнов. Артезианская вода в отличие от остальных родниковых вод, имеет особую ценность, благодаря содержанию различных минералов и микроэлементов.
Литература
Смотреть что такое «Родник» в других словарях:
родник — См … Словарь синонимов
РОДНИК — РОДНИК, родника, муж. 1. Ручей, водный источник, текущий из глубины земли, ключ. «Родник между ними из почвы бесплодной, журча, пробивался волною холодной.» Лермонтов. «Сочившиеся из горы родники омывали камень.» Федин. || перен. Исток, источник … Толковый словарь Ушакова
родник — РОДНИК, источник, ключ, разг. криница … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
РОДНИК — см. Источники … Большой Энциклопедический словарь
РОДНИК — РОДНИК, а, муж. Водный источник, текущий из глубины земли, ключ 2. Напиться из родника. | уменьш. родничок, чка, муж. | прил. родниковый, ая, ое. Родниковая вода. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
родник — Естественный сосредоточенный выход подземной воды на поверхность земли. Тематики водоснабжение и канализация в целом EN spring DE Quelle FR source … Справочник технического переводчика
родник — Естественный выход подземных вод на земную поверхность в том месте, где водное зеркало пересекается дневной поверхностью. → Рис. 308 Syn.: источник; ключ … Словарь по географии
РОДНИК — см. Раннеспелый. Период от полных всходов до технической спелости 92 111 дней. Растение высокое, полураскидистое. Лист крупный, темно зеленый. Плод крупный, конусовидный, ближе к призмовидному, гладкий, слаборебристый, вдавленность плодоножки… … Энциклопедия семян. Овощные культуры
РОДНИК — Молочный родник. Кар. Вымя коровы. СРГК 3, 254; СРГК 5, 546. Родник знаний. Жарг. шк. Шутл. ирон. Учебник. ВМН 2003, 116. Родник молока! Костром. Благопожелание доярке во время дойки. ЖКС 2006, 191 … Большой словарь русских поговорок
родник — а; м. Водный источник, бьющий, текущий из глубины земли; ключ (2.К.). Напиться из родника. Р. бьёт из под земли. ◁ Родничок, чка; м. Уменьш. ласк. Родниковый, ая, ое. Р ая вода. * * * родник см. Источники. * * * РОДНИК РОДНИК, см. Источники (см.… … Энциклопедический словарь
Тема «Родники» в школьной программе
Рассказывать про образование источников в школе на уроках окружающего мира начинают с первого класса. Педагог рассказывает школьникам, где могут появляться ключи, как природа помогает питаться рекам и озёрам, какие бывают источники. Ученикам после объяснения новой темы предлагается выполнить различные задания:
- сделать проект по теме «Родничок»;
- составить описание одного из ключей в докладе и рассказать на уроке одноклассникам;
- нарисовать картинку родника, расположенного вблизи от населённого пункта учащихся;
- отметить на схеме местности области, где могут зарождаться ключи.
Рисунки детей можно использовать в проведении тематических конкурсов для учащихся параллельных классов. Вовлечение подобных заданий в процесс обучения должно способствовать лучшему усвоению материала.
Предыдущая запись Доклад про мел — происхождение, свойства и применение
Следующая запись Охрана растений (окружающий мир, 3 класс) — способы защиты и причины исчезновения
Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия к роднику»
Анохина Нина Петровна, воспитатель.
Муниципальное казённое дошкольное учреждение Тушнинский детский сад
«Конспект занятия в подготовительной группе на тему
«Экскурсия к роднику».
Цель: Формировать интерес к достопримечательностям, природе родного края.
Задачи: 1. Закрепить знания детей о родниках родного края.
2. Познакомить детей с традиционно добрым отношением народа к родникам.
3. Воспитывать бережное отношение к родникам. Научить понимать, что чистая вода – бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
Возраст: разновозрастная группа (5-7 лет)
Продолжительность: 40 минут
Предварительная работа:беседа с детьми:
— Ребята, завтра мы отправимся на прогулку к роднику. Скажите, пожалуйста,а кто из вас может ответить на вопрос: что такое родник? (ответы детей) Правильно, родником называют текущий из глубины земли водный источник. Вода в нём прохладная, чистая и очень вкусная. А само слово «родник» такое тёплое, светлое и родное. Как иначе можно назвать родник?
А знает ли кто из вас, где находится ближайший родник? (ответы детей)
Тогда, давайте определим маршрут нашей экскурсии (идёт выбор и обсуждение маршрута).
Родник сочинение
Когда я была маленькой, мы с друзьями часто пытались находить какие-то интересные находки в селе. То мы находили странный цветок и верили в ее волшебные свойства, то находили заброшенную тропу, которая вела к лесу, и придумывали, куда она может вести: в параллельный мир или, возможно, в домике, где жила Красная Шапочка? А однажды мы нашли то, что увлекло нас надолго. Мы нашли родник. Каждое лето я посещаю свою бабушку в селе и живу там несколько недель. Я люблю проводить там время, люблю гулять по сельским улицам, вдыхать свежий природный воздух. В городе воздух не такой: он тяжелее, он насыщен людьми. А в селе все иначе. Здесь пахнет трудом, деревьями и сенокосами, здесь хочется вдохнуть полной грудью и навсегда запомнить это ощущение насыщенности природой.
На окраине села, возле заброшенной хаты из-под земли вырывалась на волю вода. Сначала мы испугались – мы были маленькие и впервые видели такое, чтобы вода шла из-под земли, а не капала с неба! Мы привыкли видеть воду в реках, в колодцах, в дожди, но такое видели впервые. Тогда мы, как положено, начали придумывать истории. Чего мы только не говорили о том роднике! Сначала придумали миф о том, что эта вода ядовита и тот, кто к ней прикоснется, сразу погибнет. Поэтому мы обходили ее всячески. Мы имели достаточно причин, чтобы поверить в это: хата возле родника была в таком запущенном состоянии, там очень давно никто не жил, а в деревне даже никто не помнил последних обитателей этой квартиры. Поэтому мы решили, что это вода уничтожила жизнь на том дворе.
Мы приходили к ручейкам и наблюдали за ним часами. Смотрели, как вода льется и переливается на солнце, и никогда не заканчивается. Мы ждали, когда она остановит свое движение, мы не могли поверить, что она бьет из-под земли без остановки. Но однажды мы признались бабушке, куда мы ходим, рассказали ей свою таинственную историю. Она внимательно слушала, понимающе кивала… А тогда просто рассмеялась. Я не могла понять – что здесь смешного? За селом находится ядовитый родник, надо бить тревогу, всех предупредить… А она смеялась! Моему возмущению не было предела.
И бабушка, увидев мое возмущение, прекратила смеяться. Она внимательно посмотрела на меня и попросила показать находку. Мы пришли к роднику, она наклонилась, зачерпнула горстку водички и… выпила ее. Я едва не закричала «Стой!», но бабушка настроилась что-то мне рассказать. И тогда все стало на свои места.
Наша находка – это был настоящий родник, который находился возле того дома уже очень давно. И оно никакого отношения не имело к тому, что в хижине никто не живет. И что самое интересное – она в нем была чище, чем в колодце и очень полезная. Бабушка говорила, что эта вода идет из недр самой земли, она не загрязнена человеческим трудом и не отравлена никакими вредными веществами, поэтому ее можно пить столько, сколько душа пожелает. Я попробовала и действительно: вода оказалась к тому же очень вкусной.
Однако она имела одну тайну – пить ее нужно исключительно на месте, сразу с ладошки, потому что если набирать ее в ведро или бутылку и ждать, она теряет свой вкус. «Такая вода умирает, — говорила бабушка, — ее надо пить сразу, пока она жива и дарит самую большую пользу».
С тех пор мы не боялись родника.
Слайд 27Вывод!В заключение, хочется сделать кое-какие выводы: — современные люди тяготеют к
науке, технике, техническому прогрессу, но все же человек неотделим от природы и он должен жить в гармонии с ней, не причиняя друг другу вред и беспокойство.
Природные богатства небезграничны. Пока еще не поздно задуматься о защите природы
Что касается родников — созданное тяжелым трудом людей нынешнее их великолепие необходимо сохранить и для этого нужны наши общие усилия. Вода — символ чистоты и целомудрия. Влияние человека на природу очень существенно. Природа начинает задыхаться от нашего бесхозяйственного воздействия. Чтобы не было необратимых процессов, надо охранять нетронутые территории, создавать природные заповедники, чтобы охранять родники с чистыми водами. Пусть наши потомки будут вспоминать нас только добрым словом и наши родники не высохнут и не зарастет к ним народная тропа. Пусть долго живут родники и люди которые пьют из них! Защита родников — наша святая обязанность! Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду — это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы!