Сухомлинский василий александрович

Thepeson: василий сухомлинский, биография, история жизни, причины известности, творчество

Педагогическая деятельность

Василий Сухомлинский является автором уникальной педагогической системы, опирающейся на принципы гуманизма. По его мнению, учителям следует видеть в каждом ребенке отдельную личность, на которую должны быть ориентированы воспитание, образование и творческая деятельность.

Отдавая должное трудовому воспитанию в школе, Сухомлинский выступал против ранней специализации (с 15 лет жизни), предусмотренной законом. Он утверждал, что всестороннее развитие личности возможно только там, где школа и семья действуют как единая команда.

С преподавателями Павлышской школы, директором который был Василий Александрович, он представил оригинальную ​​систему работы с родителями. Едва ли не впервые в государстве здесь начала действовать школа для родителей, где проводились лекции и беседы с педагогами и психологами, направленные на практику воспитания.

Сухомлинский считал, что детский эгоизм, жестокость, лицемерие и хамство являются производными плохого семейного воспитания. Он полагал, что перед каждым ребенком, даже самым трудным, учитель обязан раскрыть те области, где тот сможет достичь наивысших вершин.

Василий Сухомлинский выстраивал процесс обучения как радостный труд, уделяя внимание формированию мировоззрения воспитанников. При этом многое зависело от педагога – от стиля подачи материала и заинтересованности в учащихся

Мужчина разработал эстетическую программу «воспитания красотой», задействуя мировые гуманистические идеи. В полном виде его взгляды изложены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях.

Сухомлинский призывал воспитывать детей так, чтобы они несли ответственность перед родственниками и обществом и, что главное – перед своей совестью. В знаменитом труде «100 советов учителю» он пишет, что ребенок исследует не только окружающий мир, но еще и познает самого себя.

Ребенку с детства следует прививать любовь к труду. Чтобы у него появилось стремление к учебе, родителям и учителям нужно беречь и развивать в нем чувство гордости труженика. То есть ребенок обязан понимать и переживать собственные успехи в учении.

Взаимоотношения между людьми лучше всего раскрываются через труд – когда каждый делает что-либо для другого. И хотя от педагога зависит очень многое, ему необходимо разделять свои заботы с родителями. Таким образом, только совместными усилиями они смогут вырастить из ребенка хорошего человека.

==1== Японская сказка

Жили в одной деревне бедняк и богач. Много было денег у богача.

Позвал как-то богач бедняка к себе. Думает бедняк: «Никак, он решил сделать мне подарок. Для того и зовет». Пришел и говорит:

– Какое это счастье иметь так много денег!

– Да что ты,– отвечает богач, – какое ж это счастье! Я вот подумал, что самый богатый человек в нашей деревне это ты! У тебя целых два богатства: первое – здоровье, второе – дети. А у меня одни только деньги. Какой же я богач?

Послушал, послушал бедняк, да и думает: «И то правда, не так уж я и беден». И домой пошел – старухе обо всем рассказать. Старуха только руками всплеснула:

– А разве ты, старый, не знал, что самое большое счастье – дети да здоровье?

– Счастливо жизнь свою мы прожили,– решили старики.

На следующее утро отправился старик в море и много-много рыбы поймал. Обрадовались старики и решили своей радостью с соседями поделиться – часть улова им раздали. А потом пошли на берег моря, где недавно ветер бушевал да деревья поломал. Набрали древесины, наделали игрушек – то-то радость деревенским ребятишкам!

– Вот мы с тобой какие богачи, всех детишек подарками одарили! – радовались старик со старухой.

С тех пор прозвали их в деревне бедными богатыми.

Слайд 15В маленькой сельской школе на высоком столбе посреди двора стоит красивый

деревянный домик. С оконцами и дверью, как будто настоящий. Живут в нем голуби.Каждый день дети приносят голубям корм: кто пшеницу, кто хлеб, а кто и гречку. Кормят голубей по очереди.Тот, чья очередь подошла голубей кормить, зовет их к себе: гуль-гуль. Голуби едят корм, но боятся приблизиться к детям.– Почему они боятся? Почему к рукам не идут? – удивляются дети.В последний день занятий учитель сказал, чтобы летом тоже по очереди приходили дети в школу и кормили голубей.Прошло лето. Наступило первое сентября. Каждый школьник, собираясь в школу, подумал: как там голуби живут? Каждый взял полный карман корма.Вот и школьный двор. Учитель предложил:– Разойдитесь, дети, по двору, станьте по одному. Хочу увидеть, кто кормил голубей летом.Дети разбежались по двору, стали по одному. Каждый начал звать:гуль-гуль… – и корм на землю сыпать.Поднялись голуби со своего домика и полетели все к Олегу. Клюют близко-близко, один даже на плечо сел, другой – на руку. А остальных детей голуби будто бы и не замечают.

Почему голуби прилетели к Олегу.

Слайд 19 Хотел было оставить этот куст и перейти к другому… вдруг

как будто бы, в самом деле, кто-то упрекает: что же ты делаешь, Федя? Ведь там еще есть картофель, под землей. Удивился Федя, оглядывается. Никого нет, а как будто бы кто-то смотрит на его работу и стыдит.«И в самом деле, наверное, Человек видит мою работу», – подумал Федя, вздохнул и, разгребая землю, нашел еще несколько крупных картофелин.Веселее стало Феде, вздохнул он облегченно. Даже песенку запел.Работает мальчик час, работает второй – все больше удивляется.Думает: зачем так глубоко разгребать землю, нет ведь там, наверное, картофеля… Но не успеет засесть в голове эта мысль, как кажется ему, что кто-то увидел эту мысль. Стыдно становится Феде. Но и радостно. Почему радостно, он не может дать себе отчета, а вот почему стыдно, он понимает: не хочется быть плохим.«Хороший это друг – Человек», – думает Федя.

«Чуткость, впечатлительность души формируется в детстве. Если упущены детские годы, упущенного никогда не наверстать».

==3== Василий Сухомлинский. Котлетка – как камень

Это было в трудный год – сразу же после войны.

Сегодня третий класс идет в лес. Мария Николаевна назначила сбор в школе. Все пришли до восхода солнца.

У каждого пакетик с пищей – хлеб, лук, вареная картошка, а у некоторых ребят даже сало. Все содержимое своих пакетиков дети выложили, завернули в большой лист бумаги и уложили в вещевой мешок. Дети решили: мы – один коллектив, одна семья, зачем же каждому сидеть над своим узелком?

Леня тоже положил в вещевой мешок свой кусок хлеба, несколько картофелин и щепотку соли. Но в кармане остался сверток с котлетой. Мать завернула ее в бумагу и сказала: съешь, чтобы никто не видел.

В лесу дети играли, читали книгу, у костра рассказывали сказки.

Потом на большой скатерти разложили все припасы и сели обедать. Рядом с Леней сидела Майя, худенькая белокосая девочка. У нее погиб отец на фронте – в последний день войны. Каждому достался маленький кусочек сала. Майя разрезала свой кусочек пополам и отдала половинку Лене.

Мальчику показалось, что в кармане у него завернута в бумагу не котлета, а камень.

Когда дети пообедали, Мария Николаевна сказала:

– Дети, соберите бумагу и сожгите.

Когда бумага была собрана и сложена в кучку, Леня незаметно выбросил в мусор свой сверток с котлетой.

Слайд 13Во втором классе был урок рисования. Дети рисовали ласточку. Вдруг в дверь

кто-то постучал. Учитель открыл дверь и увидел заплаканную женщину – мать маленькой белокосой, синеглазой Наташи.
– Прошу вас, – обратилась мать к учителю, – отпустить Наташу. Бабушка умерла.
Учитель подошел к столу и тихо сказал:
– Дети, пришло большое горе. У Наташи умерла бабушка. Наташа побледнела. Глаза ее наполнились слезами. Она склонилась на парту и тихо плакала.
– Иди, Наташа, домой. За тобой пришла мама.
– Пока девочка собралась, чтобы идти домой, учитель сказал:
– У нас тоже сегодня не будет уроков. Ведь в нашей семье – большое горе.
– Это же в Наташиной семье? – спросил Коля.
– Нет, в нашей человеческой семье, – объяснил учитель. – Все добрые люди – это одна семья. И если кто-то в нашей семье умер, мы осиротели.

Все добрые люди – одна семья.

==6== Василий Сухомлинский. Пахарь и Крот

Пахарь пахал землю. Вылез из своей норы Крот и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь все пашет и пашет. Решил Крот посмотреть, сколько земли вспахал Человек. Пошел Крот по вспаханному полю. Шел до самого вечера, а до конца поля не дошел. Вернулся в нору. Утром вылез из норы, сел на дороге, ждет Пахаря с плугом, чтобы спросить его:

– Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать еще?

– Я пашу не только себе, но и людям.

– Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору тоже себе.

– Но ведь вы же кроты, мы – люди, – ответил Пахарь и начал новую борозду.

Деятельность

Семнадцатилетним юношей начал Василий Александрович педагогическую работу. После окончания Полтавского педагогического института стал преподавателем украинского языка и литературы.

Во время Великой Отечественной войны В. Сухомлинского серьёзно ранили. Осколок снаряда находился в его груди всю оставшуюся жизнь. После госпиталя он хотел снова воевать, но комиссия признала его не пригодным к воинской службе. В. Сухомлинский прибыл на родину и с 1948 г. стал бессменным директором школы в посёлке Павлыш.

В 1955 г. на основе практического опыта он защитил положения своей научной работы «Директор школы – организатор учебно-воспитательного процесса».

==8== Василий Сухомлинский. Мишин велосипед

Мише купили велосипед. А живет он рядом со школой. Между домом его родителей и школьной усадьбой – сад, так что и ехать негде. Миша привел свой велосипед в школу, как коня на уздечке.

Мальчики окружили Мишу. Ощупывали колеса, педали, руль, фонарик.

Велосипед всем нравился. Все завидовали Мише.

– Ну что же, катайся, – сказал Федя и отошел от велосипеда, будто ему и не хотелось покататься.

– Ты думаешь, мне и в самом деле хочется на нем кататься? – равнодушно спросил Миша. – Бери, пробуй.

Радостный Федя взялся за руль, сел на велосипед и покатил по школьному стадиону. Катался до самого звонка на урок.

На первой перемене катался Иван, на второй – Степан, на третьей – Сергей, на четвертой – Оля.

Остались кататься и после уроков. Велосипед переходил из рук в руки. К четвертому часу накатались все.

Миша привел велосипед домой в половине пятого, как коня на уздечке.

– Где это ты до сих пор катался? – удивилась мама. – Разве так можно?

– Мальчики катались… И девочки…

Мама облегченно вздохнула и сказала как бы про себя:

– Единственное, чего я боялась, что будешь кататься ты один.

Слайд 16Андрейка и Нина возвращались из школы. На их пути был овражек.Пригрело

солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода.Шумит в овражке бурливый ручеек. Стоят перед ручейком Андрейка и Нина.Андрейка быстро перешел через ручеек и стал на противоположном берегу. Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина – в туфлях. Как же она перейдет?«Ой, как нехорошо я сделал, – подумал Андрейка. – Почему я сразу не увидел, что Нина в туфлях?»Мальчик вернулся назад, подошел к Нине и говорит:– Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоем.– Как? – удивилась Нина. – Ведь я в туфлях.– Садись мне на спину, – сказал Андрейка. Нина села Андрейке на спину, и мальчик перевез ее.

Как Андрейка перевез Нину.

«Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастье других».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: