Удивительные сказки народов России
Сказки любят и дети, и взрослые. Они завораживают сюжетами, погружают в мир волшебства, там добро побеждает зло, а в героях пробуждаются лучшие качества. Сказки малочисленных народов России не совсем привычны для восприятия читателя. Эти истории звучат эмоционально, сопровождаются различными звуками и напевами и обязательно разгоняют грусть-тоску. Действительно, с такими историями не то что заскучать, умереть спокойно не дадут (см. сказки брянского Подесенья).
Василий Максимов. Бабушкины сказки. 1867
Страшные сказки о животных, горных и таежных демонах рассказывают тубалары — малочисленный тюркоязычный народ, живущий в Республике Алтай. Тубалары рассказывают сказки во время охоты или охотничьего обряда с непременным жертвоприношением. Захватывающей историей они задабривают духа — хозяина Алтая, чтобы получить в награду добычу. Также дети и взрослые обязательно слушают сказки зимними вечерами, закрывшись дома, потому что верят, что это защитит их от нечисти и поможет установить мировой порядок. Говорят, что тубалар-сказитель, рассказывая сказки, контактирует с мифологическими персонажами, населяющими разные миры: сказочными героями, чудовищами и духами.
Дюрымы («быль, рассказы») и ситабы (героические, мифологические и сказочные сказания) звучат у нганасан — одного из самых северных народов Евразии, живущего в Таймырском районе Красноярского края. В дюрымах патетично описываются исторические события, а в ситабах сказители сочетают не только речь и пение, но и демонстрируют свои актерские способности. Помните игру «Крокодил»? Ситабы иллюстрируют действия всех персонажей эмоциональной, выразительной мимикой, жестикуляцией и пантомимой. Повествование длится несколько вечеров подряд с перерывами на сон и еду.
В брянском Подесенье (район в Брянской области) пожилые мужчины и женщины рассказывают сказочные предания на деревенских собраниях и во время похоронных обрядов. Считается, что покойнику нужно рассказывать такие сказки, в которых есть образы загробного мира. А сидящие рядом родственники — «чтобы не бояться» — должны шевелить его руки и ноги.
Большинство сказочных преданий в брянском Подесенье — местные варианты русских народных сказок. Их собирал и публиковал исследователь русского фольклора Александр Афанасьев. Самые известные в народном исполнении — это сказка «Про Ивана Бездольного» и сказка про Золушку («Казка пра Золнушуку»). Некоторые из них содержат обсценную лексику и не подходят для детей школьного возраста.
Сказки брянского Подесенья
Брянская область
Эпические сказания ситабы у нганасан
Красноярский край
Сказочная традиция тубаларов
Республика Алтай
Ительменский фольклор
По ительменским легендам, ворон Кутх сотворил животных, изобрел лодку, научил
людей ловить рыбу и первым начал шить теплую меховую одежду.
В ительменском фольклоре находят отражения верования, связанные с поклонением
духам-хозяевам: анимизм, тотемизм. Многих животных ительмены наделяли
человеческими качествами – в частности, бытовало представление о мышах как о особом
народе, состоявшем из нескольких племен. В народных сказках мыши хозяйственны и
сообразительны. Если ительмены находили мышиные запасы, то не трогали их: считалось,
что, не найдя еды, мыши покончат жизнь самоубийством.
Посмотрел Кутх в окно и увидел катающихся мышей. Ах, вот кто мне свет заслоняет! –
воскликнул Кутх, взял свои штаны и вышел на улицу. Подошел близко к мышам и сказал:
– Это вы здесь катаетесь? Ну-ка, я вас покатаю, внучата. Скатитесь вот сюда – в мои
штаны.
Ительменская сказка «Кутх и лиса»
Определения
- Сказка — прозаическое фольклорное произведение, обычно — со счастливым концом.
- Волшебная сказка — это эпическое фольклорное произведение со строгой композицией (экспозиция — завязка — кульминация — развязка). Обычно в волшебной сказке есть волшебные герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), волшебные предметы (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка) и волшебные помощники (как правило, животные — Серый Волк, Орёл, Зайчик -побегайчик).
- Бытовая сказка — сказка, сюжет которой максимально приближен к реальности. Главный герой такой сказки — как правило, обычный человек, хитрый и ловкий. Он добивается торжества справедливости.
- Сказки о животных — сказка, главными действующими лицами которой выступают животные. Животные наделены свойствами человека (разговаривают, выстраивают отношения, обманывают друг друга, проявляют симпатию).
В сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали.
Вепсский фольклор
В вепсском фольклоре много частушек и лирических песен, сохранились пословицы, поговорки, крылатые выражения.
История вепсов, которые считаются потомками древнего племени весь, тесно связана с карелами, финнами, эстонцами и становлением Руси. В фольклоре вепсов, который создавался и на родном, и на русском языках, оставили след разные события: от освоения новых краев и основания новых деревень до принятия христианства и строительства церкви.
Издревле вепсы были земледельцами и искусными ремесленниками, промышляли охотой и рыболовством. Множество быличек посвящено взаимоотношениям людей с духами леса, бани и озера. В том числе это истории о проклятых ими людях, которые часто адресованы детям и носят назидательный характер, однако не менее интересны и взрослым.
Легли они на траву рядком. Вдруг двенадцатый брат говорит:
– Непорядок это. Все в серединке лежат, я один с краю. Холодно мне ночью будет, а ведь
я старший.
– И я с краю, – отозвался первый. – И мне холодно будет, а я ведь младший.
– Да, непорядок это, – сказал шестой.
– Непорядок, – сказал седьмой, – ложитесь-ка вы между нами. Вот и окажетесь в
серединке.
Только улеглись первый и двенадцатый между шестым и седьмым, второй и
одиннадцатый закричали:
– Теперь мы крайние!..
Вепсская сказка «Двенадцать умных братьев»
Эвенский фольклор
Бытовые эвенские сказки высмеивают глупость, жадность и лень и содержат полезные
наставления.
Эвенский фольклор очень разнообразен и включает исторические легенды, богатырский
эпос, песни, загадки, заклинания, бытовые и волшебные сказки. Персонажи
многочисленных сказок о животных – обитатели тайги, наделенные человеческими
качествами: хитрая лиса, трусливый заяц, доверчивый медведь, недалекий волк.
Древнейший жанр обрядовой поэзии, заклинание пиргэчен, берущее начало в охотничье-
промысловых обрядах, представлен в фольклоре эвенов обращениями к Солнцу, Луне,
Земле и духам – хозяевам стихий и природы.
У росомахи была сестра, девушка. Она быстро подросла и стала взрослой красивой
женщиной. Решил тогда волк взять эту девушку себе в жены. Пришел он к росомахе и
сказал:
– Росомаха, отдай мне свою сестру в жены.
– Что ты, волк, разве ты ей пара? – говорит росомаха. –Ты, ведь серый, родился из снега, а
мы, росомахи, черные, родились из земли. Нет, я не согласна отдать тебе сестру в жены.
Эвенская сказка «Медведь, росомаха и волк»
Корякский фольклор
Персонажами корякских сказок и легенд часто выступают рыбы и морские животные.
В корякском фольклоре мифы часто переплетаются с мотивами сказок и былин.
Центральный персонаж мифов – ворон, предок коряков и их защитник, выступающий
посредником между людьми и божественными силами. Особенность исторического
фольклора коряков – ярко выраженный локальный характер. В каждой территориальной
группе рассказывают о своих событиях и персонажах.
Жила когда-то в тундре красивая девушка – дочь ворона. Женихи давали отцу за дочь
большие стада оленей или готовы были сами идти в пастухи на три года.
Отец прочил в зятья старшего соседского сына. Дочь же хотела полосатого кита, – она
давно его любила.
Корякская сказка «Ворон и кит»
Идэ (хантыйская сказка)
Идэ остался сиротой, когда был маленьким. Взяла его к себе бабушка Ймъял-Пая.Вырос Идэ, но всего боялся. Никуда от бабушки не отходит, за бабушкин подол держится.«Как отучить Идэ всего бояться, чтобы он на рыбалку ходил, на зверя ходил, смелым охотником стал?» — думала бабушка.Был как-то урожайный на кедровые орехи год. Бабушка и говорит:— Пойдём, Идэ, орешки собирать!— Пойдём, бабушка!Бабушка села в лёгкую лодку-долблёнку, усадила Идэ, положила ружьё, подтолкнула лодку — и поехали.День был ясный. Солнышко светит. Тайга тихонько шумит. Тым-река от одной песчаной отмели до другой бежит.Приехали бабушка с Идэ, вышли на берег, поднялись на гору, пошли в тайгу.В тайге птицы поют. Далеко слышно: кедровка стучит, орешки из шишек выбирает.Стали бабушка с Идэ орехи собирать. Кедры высоко головы подняли, в ветвях шишки спрятали. Старая Имъял-Пая колотушкой по сучку ударит — шишки сами падают.Полную лодку орехов насыпали, домой собрались, а бабушка одну берестяную кошёлку с орехами на горе оставила.— Ох, Идэ, кошёлку забыли! Сбегай принеси! — говорит она.Идэ на гору побежал. Видит: лежит кошёлка, а рядом ружьё.Идэ с горы глядит: бабушка оттолкнула лодку от берега и уехала.Закричал Идэ, заплакал:— Зачем ты оставила меня, бабушка? Имъял-Пая даже не оглянулась ни разу — быстро гребла веслом, и скоро лодка совсем исчезла из виду.Остался Идэ один в тайге. Начал по берегу бегать, искать, где бы спрятаться. Искал, искал — нашёл дупло. Залез в него, клубочком свернулся, лежит тихо, ружьё к себе прижимает.
Солнце спускаться стало, ветер подул, дождь пошёл. Тайга шумит, кедровые шишки падают, по дуплу стучат. Страшно Идэ. Думает: звери пришли, съедят его. Со страху кричать начал:— Всего съешьте, только голову не троньте!А его никто и не трогает. Только стук кругом идёт — шишки падают. Идэ ещё крепче ружьё к себе прижимает.Сколько ни боялся Идэ, заснул всё-таки. Спал, спал — проснулся. Смотрит: светло стало, солнце высоко, птицы поют. Тайга тихонько шумит. Идэ ощупал себя. Цел ли? Левую руку протянул — здесь рука. Правую руку протянул — здесь рука.Идэ из дупла выскочил, на ноги встал. Смотрит: кругом шишки. Ой, сколько шишек!Стал Идэ шишки собирать и страх позабыл. Некого бояться!Большую кучу шишек собрал Идэ, на берег посмотрел, видит: бабушка приехала. Идэ бабушке руками замахал, кричит:— Зачем ты меня одного оставила? А бабушка ему отвечает:— Не сердись, Идэ. Ты — человек. С тобой никто ничего сделать не сможет. Человек — везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь!Подумал Идэ: «Права бабушка. Не надо бояться».Помирился Идэ с бабушкой. Опять стали они орехи собирать, полную лодку набрали и домой поехали.Тым-река от песка к песку бежит. Высоко солнышко светит. Тайга тихонько шумит.Хорошо!С тех пор Идэ бояться перестал. Куда захочет — один идёт.Так бабушка отучила внука бояться.
— КОНЕЦ —
Народная хантыйская сказка с картинками Пересказала: Винокурова. Иллюстрации: Гусаров
Долганский фольклор
Талантливые рассказчики и исполнители фольклорных преданий пользовались у долган
большим уважением, их считали избранниками добрых духов.
Для долганского фольклора характерно смешение самобытных черт с заимствованиями из
русских сказок, эвенкийских повествований о разбойниках, якутского эпоса олонхо.
Наиболее распространенный жанр – сказки: волшебные, бытовые и о животных.
Нарисованные талантливыми сказителями образы, по представлениям долганов, могли
становиться видимыми. Поэтому былины не рассказывали накануне охоты, чтобы не
спугнуть добычу.
Однажды убили эти люди по пути орла и стали делить его перья. Из-за дележа принялись
спорить и пререкаться: одному, мол, мало, а другому много перьев досталось Один
человек другому стал говорить:
– Мало перьев дал ты мне. Не стану теперь говорить на твоем языке!
И каждый из этих людей стал говорить на другом языке. Вот откуда пошли долгане,
якуты, тунгусы и самоеды. Вот почему появились народы, говорящие по-разному.
Долганская сказка «Откуда пошли разные народы»
Нганасанский фольклор
Скульптура на набережной Дудинки посвящена героине нганасанской легенды – дочери
шамана, ожидающей возвращения своего возлюбленного.
Магической силой наделяют у нганасан певцов-сказителей, исполняющих ситтабы –
эпические сказания о подвигах богатырей, обладающих невиданными богатствами и
сверхъестественными способностями. Эти повествования обычно растягивались на
несколько вечеров и были очень живыми и выразительными: сказитель подробно
описывал обстановку, в которой происходит действие, а диалоги пел. Нередко между
сказителями устраивались словесные поединки.
Не менее популярны у нганасан и дюруме («известия») – бытовые сказки, в которых
главными героями становятся хитрые плуты и различные животные, а также истории о
различных промысловых ситуациях.
Давным-давно жила в одном стойбище красивая девушка. И были у нее олени. Вот
однажды гуляла она с оленями в тундре, а ночь была очень темная. Вдруг один олень
посмотрел на небо и закричал:
– Прячься скорее, девушка! Луна хочет утащить тебя на небо!
Только успел олень спрятать девушку в большой сугроб и снегом забросать, как
появилась на нарте Луна. Поискала, поискала Луна – нигде девушки не видно. Села на
нарту, в небо укатила.
Нганасанская сказка «Девушка и луна»
Чукотский фольклор
Главный персонаж чукотских мифов и сказок – ворон.
Образ ворона, значимый для многих народов Севера, в чукотском фольклоре приобретает
характерные, только ему присущие черты, отличающие его и от ительменского Кутха, и
корякского Куткынекку. Чукотский ворон – это и безымянный творец, продалбливающий
клювом небесную твердь, и прародитель людей, и персонаж, который добывает огонь,
подобно Прометею – а также простак и шут в поучительных сказках о животных.
Представления о тесной связи природы и человека находят отражение в историях о браках
животных с людьми и перевоплощении людей в животных. Особенное распространение у
чукчей получили бытовые сказки.
Собрался старый волк со своей сестрой кочевать на другое место. В это время ворон и
горный баран приехали сватать его сестру.
– Пришли! – сказал волк гостям.
– Ага! – ответили оба жениха.
– Хорошо. Я кочевать собрался, вот вы мне и помогите.
Приехали они на новое место. Поставили ярангу. Волк и говорит:
– Сходи, ворон, в тундру, принеси дров, будем чай пить.
Чукотская сказка «Волк, ворон и горный баран»
Особенности волшебной сказки
В волшебной сказке — особый мир, где всегда происходит борьба добра со злом. И главный герой — храбрый человек, который побеждает зло. Даже если в начале сказки его представляют дурачком, бездельником (Иванушка-дурачок, Емеля), то в конце он обязательно красив и умён, как правило — награждён богатством и женится на первой красавице.
Женщины в волшебной сказке — очаровательны и обладают потрясающими умениями (Василиса, Марья Моревна, Елена Прекрасная).
Главному герою обычно помогают волшебные помощники (Сивка-бурка, Серый Волк и пр.).
Враги главного героя (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) жестоки и невероятно сильны — но куда им до нашего героя! По традиции, герой трижды подвергается испытаниям, но всякий раз побеждает, и добро торжествует.
Сказки о животных
Эта разновидность сказок — очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.
Самая популярная героиня таких сказок — лиса. Она хитрая, льстивая и мстительная. Часто в сказках о животных встречается и волк — глупый, жестокий. Ещё один отрицательный герой — медведь. Угнетатель, подавляющий всех своей силой, медведь тоже глуп и зачастую оказывается обманут.
Зайчик (как и, к примеру, мышка), зачастую угнетённый, обиженный персонаж. Положительных героев в сказках о животных не так много: обычно это кот и петух, которые сильными не являются, но помогают обиженным, ценят дружбу, радуются жизни.
Поделиться ссылкой
Саамский фольклор
Характерная черта бытовых сказок саамов – отсутствие противопоставления богатых и бедных и вражды между родами, а саамы или их богатыри никогда не начинают военные действия первыми.
Мифология самого западного из коренных народов Крайнего Севера во многом близка финно-карельской и скандинавской и находит отражение в волшебных сказках. Это предания о духах-хозяевах – покровителях промыслов: охоты, оленеводства, рыболовства, а также история о Мяндаше – чудесном олене-человеке, родоначальнике саамов. Особое место в фольклоре занимает богатырский эпос и героические сказания о защитниках родной земли, среди которых немало женщин.
Старик со старухой жили. Было у них три дочери. Девушки выросли, невестами стали. И вот приехали в вежу старика однажды три жениха: ворон, тюлень и дикий олень.
Старик дал женихам задание сделать три резных ковша и тогда приходить за невестами.
Сделали женихи резные ковши и на следующий день пришли за невестами. Взял старик
ковши и отдал дочерей мужьям. Старшая дочь вышла замуж за ворона, средняя – за
тюленя, а младшая – за дикого оленя…
Саамская сказка про женщину и дикого оленя
Селькупский фольклор
Добрым началом у селькупов считается Ном – творец, олицетворявший собой небо. Во
многих фольклорных преданиях содержатся отсылки к древним верованиям и культам.
В центре внимания сказок селькупов – отважный герой, который вступает в схватку со
злыми духами и всегда побеждает их. В сказках хвалят его доброту, щедрость,
уважительное отношение к старшим. Однако когда речь заходит о столкновении с врагом,
герой храбр и решителен.
Также во многих сказках находят отражения старинные верования, связанные с
анимистическими представлениями об окружающем мире.
Хозяйка огня пальцем до груди ее дотронулась – разом взметнулось пламя, загудел,
забушевал огонь в очаге. Только и видно было, как Хозяйка огня обхватила женщину
пламенными руками и вместе с искрами в дымовое отверстие унесла.
А старушка сказала:
– Из этого чума пойдет сказка-предание о том, как из живого сердца огонь зажегся.
Навеки запомнят селькупы, что в нашем стойбище случилось. Будут беречь огонь в очаге!
Селькупская сказка «Хозяйка огня»
Ненецкий фольклор
В фольклоре ненцев много загадок, тематика которых связана с повседневной жизнью:
природой тундры, кочевым бытом, повседневными занятиями.
У ненецкого фольклора две особенности – персонификация изложения (наряду с героями
действующим лицом становится и сам сказ, мынеко) и реалистический характер эпоса.
Благодаря этому предания становятся важным источником сведений об истории, быте,
обычаях и хозяйственной деятельности ненцев. Христианизация ненцев, начавшаяся в
XIX веке, существенно не повлияла на их верования, согласно которым весь окружающий
мир населен духами. Духи – хозяева местностей – главные действующие лица заговоров и
преданий, они играют важную роль в легендах и волшебных сказках.
Очень давно это было. Много лет тому назад солнце над ненецкой землей не скрывалось с
неба. Озера и реки тогда, словно вода в котле, кипели, столько в них было рыбы. От
берегов морей до самых лесов паслись оленьи стада… Голубых и белых песцов не
переловить было капканами. Каждой весной тучами налетали гуси, утки и лебеди. Весело
жилось ненцам в тундре.
Ненецкая сказка «Как могучий орел вернул ненцам солнце»
Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс
Я очень люблю читать русские народные сказки. Мне нравятся многие герои из разных произведений, но есть у меня и самый любимый герой русской народной сказки – это Иван Царевич из сказки «Иван Царевич и серый волк». Этот герой обладает многими поистине человеческими качествами, он готов пройти через любые испытания, если это нужно. Царевич с самого начала сказки представляется читателю как самый добросовестный из трёх братьев. Когда отец поручил братьям караулить сад, то старшие всё проспали. Отцу же они сказали, что никого не видели. Иван Царевич очень ответственно отнёсся к поручению стеречь сад, поэтому и увидел Жар-птицу, которая клевала золотые яблоки.
На протяжении всей сказки Царевич проявлял смелость и находчивость. Отправившись на поиски Жар-птицы, он потерял коня. Но зато он подружился с волком, который заменил ему потерянного коня. Затем Иван Царевич храбро проник в терем царя Берендея, но, не послушав предупреждение серого волка, он дотронулся до золотой клетки. Это повлекло за собой новые приключения, теперь впереди его ждали другие опасные испытания. Так царь Берендей потребовал, чтобы Иван добыл ему коня златогривого, а царь Кусман захотел, чтобы Иван похитил для него дочь царя Далмата Елену Прекрасную. И это далеко не все приключения, с которыми пришлось столкнуться Царевичу, и всегда серый волк выручал его в тяжёлую минуту. После всех испытаний Ивана всё же ждала заслуженная награда. Он благополучно вернулся домой и женился на Елене Прекрасной, «и стали они жить-поживать, да горя не знать».
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс» читают:
Сочинение на тему «Любимый день недели»
Сочинение на тему «Моё любимое животное»
Сочинение на тему «Моё хобби – рисование»
Сочинение на тему «Мой любимый урок»
Сочинение на тему «Моя любимая книга», 5 класс
Популярные страницы
Сочинение на тему «Герой нашего времени», 9 класс
В романе «Герой нашего времени» мы видим молодого, но уже пресыщенного плотскими удовольствиями и любовью женщин человека, непонимающего общество и Читать далее…
Сочинение на тему «Весна», 2 класс
Вот и закончилась морозная зима. Ей на смену с тёплыми лучиками солнца пришла весна. Всё кругом засверкало радужными красками. Снега Читать далее…
Сочинение по картине Грабаря «Мартовский снег», 3 класс
На картине Игоря Грабаря «Мартовский снег» изображён весенний, но ещё холодный день в небольшом посёлке. На переднем плане мы видим Читать далее…
Сочинение по картине Васнецова «Богатыри», 2 класс
Картину «Богатыри» художник Виктор Михайлович Васнецов писал целых двадцать лет. На полотне мы видим трёх богатырей: Илью Муромца, Алёшу Поповича Читать далее…
Сочинение на тему «Моя мечта»
У каждого человека есть своя мечта. Будь то ребёнок, юноша или даже взрослый состоявшийся человек – всех этих людей объединяет Читать далее…
Сочинение на тему «Что нельзя купить?», 5 класс
Многие люди считают, что всё на свете покупается и продаётся. В современном обществе человека, который имеет много денег, уважают и Читать далее…
О книге
В современном обществе в условиях постоянного стресса и рутинных забот, иногда так хочется отвлечься и поднять своё душевное состояние. Чтение во все времена спасало от уныния и скуки, поэтому и сейчас является эффективным способом справиться с этим. С книгами жизнь становится интереснее и веселей, а многие жизненные неурядицы кажутся не такими уж и серьезными.
Книга Сказки народов мира «Карельские сказки» подарит детям массу приятных моментов, написанная в жанре сказки. Рассматривая в своей работе актуальные вопросы современности, автор целиком и полностью погружает нас в мир главных героев. Незаурядная сюжетная линия, интересные персонажи и тонко описанные пейзажи произведения без сомнения увлекут и захватят читателя.